ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ РЕПРОДУКТИВНЫХ ПРАВ МАТЕРИ И РЕБЕНКА

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Макарова Екатерина Владимировна

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ РЕПРОДУКТИВНЫХ ПРАВ МАТЕРИ И РЕБЕНКА

Аннотация. Статья посвящена проблеме соотношения репродуктивных прав матери и ребенка. На основе анализа международных правовых актов, делается попытка определить, с какого момента жизнь ребенка защищается государством и что имеет приоритет: право женщины на аборт или право ребенка родится.

Ключевые слова: репродуктивные права, ребенок, эмбрион, материнство, право на жизнь.

Keywords: reproductive rights, child, fetus, motherhood, the right to life.

Права человека занимают особое место в системе международного права, а репродуктивные права являются неотъемлемым элементом правового статуса человека.

Права, связанные с осуществлением репродуктивной деятельности человека, были признаны в решениях ООН еще в 1968 году. Современное понимание репродуктивного права было сформулировано на Конференции по народонаселению в Мехико (1984) [1]: «Все пары и отдельные лица обладают фундаментальным правом принятия свободного и ответственного решения относительно количества детей и длительности периода между их появлением, а также доступа к информации и средствам для обеспечения этого». В последствии понятие репродуктивных прав было также закреплено в документах Каирской конференции ООН по проблемам народонаселения и развития (1994г.) и Всемирной конференции по положению женщины (Пекин, 1995).

К ключевым репродуктивным правам относят:

  • основное право всех супружеских пар и отдельных лиц свободно принимать ответственное решение относительно количества своих детей и интервалов между их рождением и располагать для этого необходимой информацией, образовательной подготовкой и средствами;

  • право на достижение максимально высокого уровня сексуального и репродуктивного здоровья;

  • право принимать решения в отношении воспроизводства потомства без какой бы то ни было дискриминации, принуждения и насилия[2].

Официальное закрепление репродуктивных прав человека фактически привело к тому, что права матери и ребенка были противопоставлены друг другу (при легализации аборта в конкретном государстве). Анализируя данную проблему, в первую очередь необходимо определить понятие «ребёнок» и определить «момент начала жизни». Отмечу, что единого подхода к обоим определения в международном законодательстве нет.

Декларация прав ребенка 1959 г.[3] упоминает о том, с какого момента личность считается ребенком. В преамбуле декларации сказано: «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения». Ст. 1 Конвенции о правах ребенка[4] от 20 ноября 1989 г. определила, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что под действие этой нормы попадает еще не родившийся ребенок.

Конвенции дает возможность дифференцированно толковать момент начала жизни и как следствие момент возникновения прав. Государства-участники могут самостоятельно решать эти вопросы, исходя из собственной внутригосударственной концепции. При ратификации Конвенции ряд государств сделали оговорку по поводу толкования ее положений в отношении вопроса о начале жизни. Аргентина сделала оговорку о том, что ст. 1 «толкуется ею в свете того, что термин «ребенок» означает человеческое существо с момента зачатия до достижения восемнадцатилетнего возраста».[5] С другой стороны, многие государства, присоединившиеся к Конвенции о правах ребенка делали оговорки в пользу репродуктивных прав человека. Великобритания ратифицировала Конвенцию с оговоркой о том, что она толкует Конвенцию как применимую только к человеческому существу с момента рождения».[6] Однако, большинство государств вообще не сделали никаких заявлений или оговорок, отметив, что при толковании преамбулы, статей 1 и 6 Конвенции они будут придерживаться положений своего национального законодательства.

Фактически Конвенция не содержит положений, которые бы защищали права ещё не родившегося ребенка.

Хотя было бы не правильно утверждать, что международное и национальное законодательство вообще не содержит механизмов защищающих жизнь не рожденных детей.

Так, статья 6(5) Международного пакта о гражданских и политических правах[7] запрещает приводить в исполнение смертный приговор в отношении беременных женщин. То же самое закреплено в дополнительном протоколе 1 1977 г. к Женевским Конвенциям 1949 г. о защите жертв вооруженных конфликтов (ст.6(4)).[8] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах гарантирует особую охрану матерям в течение разумного периода до и после родов (ст.10(2)).[9]

ст. 54 СК РФ[10], что ребенком признается «лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет», не дав четкого определения момента возникновения прав.

Россия не только ратифицировала международные правовые документы, но и обеспечила ряд репродуктивных прав собственными законодательными и другими правовыми актами. Так в Федеральном законе «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»(22 июля 1993г.) закреплено фундаментальное право на свободное и самостоятельное решение о материнстве: «Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве» (Ст.36).

Но законодательные акты РФ не дает четкого определения момента начала жизни и момента возникновения прав: ст. 54 СК РФ[10], определяет, что ребенком признается «лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет».

Отсутствие четкого определения приводит к неоднозначному толкованию норм законодательства.

Закрепив приоритет норм международного права перед нормами национального права российское в ст. 15 Конституции РФ[11], тем не менее, п.2 ст.17 КРФ установил: «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Так по общему правилу согласно ст. 17 ГК РФ правоспособность человека возникает в момент его рождения. Однако, следуя концепции римского права, российское наследственное право в качестве наследников рассматривает также неродившихся лиц, зачатых при жизни наследодателя. Не случайно на рубеже II-III вв. римский юрист Тертуллиан писал: «Тот, кто будет человеком, уже человек».[12]

Однако часть правоведов считают, что вышеуказанная норма не наделяет человеческий зародыш субъективными правами: человек становится субъектом права лишь в том случае, если он родится, и притом родится живым. Согласно их представлениям правоспособность гражданина возникает с момента рождения, а не с момента зачатия.

Исходя из вышесказанного, возникает вопрос о том, можно ли рассматривать аборт как нарушение права на жизнь.

В год в РФ производится примерно 4 млн. учтенных абортов, из них: криминальных - 600 тысяч. При этом в мире в 4 из 193 стран аборты законодательно запрещены. В 119 странах аборты допускаются только при угрозе для жизни или здоровья матери. Россия входит в 21% стран, где аборты разрешены, но с рядом ограничений. Так, российское законодательство предусматривает наказание лишь за криминальные аборты, то есть искусственное прерывание беременности, произведенное лицом, не имеющим медицинского сертификата по специальности «врач акушер-гинеколог». Таким образом, если в условиях стационара беременность прервет дипломированный врач-специалист, не гинеколог, то это будет квалифицировано, как преступление. Следовательно, необходимо сформулировать приведенное понятие таким образом, чтобы исключить двусмысленное толкование.

Как соотнести право ребенка на жизни и право матери свободно распоряжаться собственным здоровьем.

Христианство дает однозначный ответ на этот вопрос: "Жен, дающих врачевства, производящие недоношение плода во чреве, и приемлющих отравы, плод умерщвляющие, подвергаем епитимии человекоубийцы"[13].

В то время как Европейский Суд по правам человека отмечает, что начало жизни следует рассматривать с момента физического рождения человека, то есть аборт не является нарушением права на жизнь. [14]

Современная эмбриология считает, что свободное производство аборта является нарушением права ребенка на жизнь. В частности, по мнению доктора биологических наук В.А. Голиченкова: «Жизнь человека как биологического индивидуума начинается с момента образования единого ядра, содержащего неповторимый генетический материал»[15].

Нельзя не отметить, что на данном этапе развития выделенной проблемы невозможно найти конкретное решение, хотя общественность склоняется к тому, что широкое распространение абортов противоречит праву ребенка на жизнь. Тем не менее, компромиссные формулировки международных актов представляют широкие возможности толкования и возможного «приспособления» к политике каждого конкретного государства. При этом стоит отметить, что полный запрет абортов представляется невозможным, так как вероятно повлечет большое количество криминальных абортов. Так, когда в 20- е годы в России аборты были официально разрешены, смертность от абортов снизилась с 4 до 0,3 процента.

Тем не менее, учитывая сложную демографическую ситуацию в России, может не стоит отдавать безоговорочно приоритет правам женщины над правами ребенка, пусть еще и не родившегося. Безусловно, кардинальные меры по этому вопросу, такие как признание за эмбрионом права на жизнь с момента зачатия, будут неоднозначно восприняты обществом, и могут спровоцировать увеличение количества криминальных абортов, но уже сегодня можно отказаться от права женщины на аборт по социальным показателям при сроке беременности свыше 12 недель. Уже сегодня государство должно активно реализовывать различные программы социальной поддержки многодетных и малообеспеченных семей. Должны быть также более эффективно реализовываться программы по поддержке молодых семей.





Список литературы:

[1] un.org/conference/righs.html.

[2] Баллаева Е. А. Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России / МЦГИ. М., Проект ''Гендерная экспертиза''. М., 1998

[3] Межд.акты по правам человека. Сборник документов.- М.: Изд. группа «НОРМА-ИНФРА М,2000. c. 42-45

[4] Le Blanc L. J. The Convention on the Rights of the Child: United Nations Lawmaking on Human Rights. University of Nebraska Press-Lincoln, 1995. P. 72.

[6] ohchr.org/english/law/ccpr.htm

[7] Справочная система «Гарант»

[8] ohchr.org/english/law/cescr.htm

[9] Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16

[10] "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237

[11] Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник для вузов. М., 1996. С.589, 258.

[12] Тертуллиан К.С.Ф. Апология VIII в., 8 / Богословские труды. М., 1984. Сб.25. С.180.

[13] VI Вселенский собор, правило № 91.

[14] Межд.акты по правам человека. Сборник документов.- М.- Изд. группа «НОРМА-ИНФРА М,2000.

[15] Заведующий кафедры эмбриологии Биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор, доктор биологических наук В.А. Голиченков в своем выступлении от 03.09.1993 г.

[16] un.org


© 2010-2022