- Преподавателю
- Директору, завучу
- Образовательная программа подготовки студенческого актива «ШКОЛА ЛИДЕРСТВА»
Образовательная программа подготовки студенческого актива «ШКОЛА ЛИДЕРСТВА»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Смолякова Д.К. |
Дата | 05.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГосуДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ»
Образовательная программа
подготовки студенческого актива
«Школа лидерства»
СЕВАСТОПОЛЬ
2015
Образовательная программа подготовки студенческого актива
«Школа Лидерства»
Организация-разработчик:
ГосуДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГо ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ
СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ»
Разработчик:
Смоялкова Д.К., преподаватель обществознания
Программа рекомендована методическим советом ГБОУПО СКСТ
Протокол № 1 от «1» сентября 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время происходят кардинальные изменения в области образования, и обновленные требования предъявляются к системе профессионального образования, ценностной основой которого становятся гуманизация и демократизация отношений субъектов образовательного пространства.
Концепция непрерывного воспитания студенческой молодежи определяет подходы к процессу воспитания, основные направления воспитания молодежи, составляющие систему воспитания в стране и базирующиеся на принципах непрерывности, и преемственности учебно- воспитательной деятельности.
Данная Концепция закрепляет приоритеты воспитания:
− целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика;
− гражданина и патриота своей страны;
− ответственного семьянина.
Однако сложившиеся модели воспитания недостаточно ориентированы на подготовку личности, способной и готовой брать на себя ответственность в ситуации социальных перемен, не дают представления об организации студенческого самоуправления (ССУ) как средства саморазвития личности.
Таким образом, не обеспечивается возможность общественного управления в образовательном пространстве. Организация ССУ имеет ряд отличительных особенностей, особую специфику и играет важную роль в личностном и профессиональном становлении студентов.
Студенческое самоуправление - это возможность приобретать навыки управленческой деятельности, развивать лидерские качества, инновационное мышление, самостоятельность, ответственность, мобильность, конкурентоспособность, представлять и защищать интересы молодежи, а также как фактор личностно-профессионального становления будущих специалистов. Участие в деятельности по организации ССУ позволяет студенту являться объектом и субъектом собственного преобразования, целенаправленно определять изменение развития личностных качеств. Вместе с тем, в настоящее время недостаточно используется потенциал ССУ для личностного и профессионального становления студентов. Одна из эффективных форм подготовки студенческого актива - это обучение по образовательной программе «Школа лидерства». Выбор содержания, форм и методов обучения актива диктуется, прежде всего, интересами самих студентов, потребностями колледжа и интересами государственной политики в сфере образования. Значительное место в обучении актива отводится реализации государственных, окружных, городских молодежных программ, что обеспечивает познавательную, воспитательную, информационно-пропагандистскую работу самих студентов.
Цель образовательной программы «Школа лидерства» колледжа: формирование личностных и профессиональных качеств студентов; ответственности, организованности, коммуникативности, инициативности, конкурентоспособности, адаптивности и потребности в самореализации организаторских и управленческих компетенций, навыков работы с молодежью, овладение знаниями по вопросам реализации Государственной политики в области образования, воспитания и социальной защиты молодежи.
Задачи образовательной программы «Школа лидерства» колледжа:
− формирование нравственных основ деятельности, чувства личной ответственности за порученное дело, целеустремленности, гражданской позиции;
− формирование личностных и профессиональных качеств учащихся и студентов: компетентности, ответственности, организованности, коммуникативности, инициативности, креативности, конкурентоспособности, адаптивности и потребности в самореализации;
− развитие организаторских и управленческих компетенций;
− реализация интеллектуального, лидерского потенциала студентов;
− вовлечение учащихся и студентов в многоплановую, разнообразную социально-значимую деятельность;
− углубление знаний по вопросам Государственной политики в области образования;
− вовлечение в общественно-значимую деятельность широкого круга студентов;
− расширение связей и изучение опыта других учебных заведений города и субьектов РФ;
− организация специальной психолого-педагогической подготовки студенческого актива.
Подготовка студенческого актива по образовательной программе «Школа лидерства» основывается на следующих принципах:
− профессионализм и компетентность;
− системность, целостность в обучении;
− актуальность, содержательность;
− преобладание инновационных и интерактивных форм в обучении. Актуальность и необходимость изучения представленного курса определяется повышенными требованиями к уровню образованности специалиста, его психолого-педагогической культуре, личностному и профессиональному развитию и самосовершенствованию. Содержание данного курса включает в себя тематический план, вопросы и задания для обсуждения. Данный курс обеспечивает овладение будущими специалистами не только новыми знаниями, но и способами работы с ними посредством включения обучающихся в самостоятельную активную деятельность через систему ССУ. Особенностью данного курса является то, что его содержание построено на деятельном и компетентном подходах к обучающимся, включающих методики самореализации личности, технологии личностного и профессионального роста, развитие творческого потенциала, продуктивное общение молодежи. Назначение курса - помочь студентам осознать, что участие в ССУ будет стимулировать их личностный и профессиональный рост, поможет в становлении карьеры и формировании собственного имиджа. Специфика усвоения курса и формирования активной позиции молодежи состоит в принципах его освоения: рефлексивности, диалогичности, трансформации когнитивного содержания в эмоциональное состояние познающего субъекта. Поэтому обучение студенческого актива по образовательной программе «Школа лидерства» - деловые игры, тематические дискуссии, лекции,
семинары, тренинги, круглые столы, выездные семинары-тренинги - это не формальное посещение занятий, а «проживание» их содержания, методов и приемов работы с информацией, которые возможны на основе диалога преподавателя, мастера п/о и студентов
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по образовательной программе подготовки студенческого актива
«ШКОЛА ЛИДЕРСТВА»
на 2014-2015 учебный год
№
Наименование тем
Количество часов
1
-
Раздел 1.Знакомство с молодежной политикой в современном обществе (работа с коллективами групп)
2
1. Государственная политика в сфере образования и молодежной политики: программы, постановления, документы. Научно-теоретическая разработанность проблемы
40
3
1.1. Введение в курс. Научно-теоретическая разработанность проблемы
8
4
1.2. Указы Президента РФ, Федеральные, окружные и городские молодежные программы
10
5
1.3. Молодежные организации и движения в России: цели и задачи в контексте подготовки молодежных лидеров
6
6
1.4. Социально-демографическая характеристика современной молодежи России
6
7
1.5. Организация воспитательной работы в колледже
10
8
Раздел 2. Научно-теоретические и организационные основы ССУ
20
9
2.1. Нормативно-правовые документы по организации работы ССУ. Научно-исследовательская работа учащихся и студентов по вопросам организации воспитательной работы и работа в раз- витии ССУ. Участие актива в городских, организация общеколледжных мероприятиях
5
10
2.2. Цели, задачи, функции, ресурсное обеспечение ССУ
5
11
2.3. Принципы создания структуры и деятельности органов ССУ
5
12
2.4. Мониторинг качества организации и роли ССУ в учебно- воспитательном процессе. Получение творческих заданий для подготовки студенческих проектов по развитию ССУ, колледжа
5
13
Раздел 3. Инструктивно-методическая учеба студентов 1 курса
50
14
3.1.1 день «Я и группа»
Целевой ориентир дня: создать условия для комфортного и успешного взаимодействия студентов в учебных группах
10
15
3.2. 2день «Я и колледж»
Целевой ориентир дня: сформировать у студентов представления об основных направлениях деятельности в колледже (учебная, научная, практика по специальности, внеаудиторная работа)
10
16
3день. «Я и оргдеятельность в колледже»
Целевой ориентир дня: создать условия для освоения студентами основ организаторской деятельности
10
17
4 день. «Я и специальность»
Целевой ориентир дня: сформировать у студентов общее представление о своей специальности
10
18
5день. «Я - студент СКСТ»
10
19
Раздел 4.Формирование личностных качеств и компетенций членов студенческого самоуправления
24
20
4.1. ССУ как средство формирования студенческого коллектива
4
21
4.2. Пути формирования студенческого коллектива через ССУ
4
22
4.3. Общественно-полезная деятельность учащихся и студентов как основа формирования ССУ
4
23
4.5. Стимулирование учащихся и студентов в учебно-воспитательном процессе
4
24
4.6. Стимулирование учащихся и студентов в учебно-воспитательном процессе
4
25
4.7. Психолого-педагогические аспекты формирования коллектива через ССУ
4
26
Раздел 5.ССУ как фактор личностного и профессионального становления учащихся и студентов
6
27
Сила личности как фактор личностного и общественного совершенствования
2
28
Самоопределение личности как сущность ее профессионального развития
2
29
Карьера будущего специалиста как условие и уровень его самореализации и самоуправления
2
30
Раздел 6. Организационно-педаго- гические и социально-психологические основы лидерства
18
31
Современные теории лидерства и его сущность
3
32
Современные теории лидерства и его сущность
3
33
Деловая этика современного руководителя
3
34
Организация студенческих волонтерских отрядов: преемственность традиций и поиск новых подходов в волонтёрском движении
3
35
Социально-психологические основы формирования лидерских качеств
3
36
Организация ССУ: принципы реализации
3
37
Раздел 7
22
38
Практические занятия
22
Преподаватель обществознания Д.К. Смолякова