Выступление по теме Методическая работа как аспект деятельности учреждения образования

Важнейшим средством повышения профессионального мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Ведущими аспектами методической работы школы являются: аналитическая, информационная, консультационная, организационно–методическая деятельность. В работе раскрываются возможности осуществления аналитической деятельности с помощью ПТК "Параграф", аналитические схемы методической работы. Анализируются разные современные  формы методической работы. С...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая работа как аспект деятельности учреждения образования

Важнейшим средством повышения профессионального мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально, оперативно и творчески использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания школьников.

Ведущими аспектами методической работы школы являются: аналитическая, информационная, консультационная, организационно-методическая деятельность.

Аналитическая деятельность помогает нам успешно управлять коллективом, позволяет своевременно обнаружить возникающие противоречия, правильно их оценить, находить ответы, ставить объективно необходимые цели и задачи, выбирать наиболее целесообразные пути и средства их решения.

Изучение любого вопроса начинается с постановки целей и задач, которые определяют направленность и методы анализа. Создаётся рабочая группа, составляется план, программа, направленная на решение проблем. Со стороны администрации осуществляется контроль, вносятся необходимые изменения, коррективы, анализируются результаты, проектируются новые проблемы, для решения которых выдвигаются новые цели и задачи.

Для полноценного анализа методической работы администрацией осуществляется мониторинг профессиональных и информационных потребностей учителей; изучаются и анализируются состояние результатов методической работы, определяются направления её совершенствования; выявляются затруднения дидактического и методического характера в образовательном процессе; изучается, обобщается и распространяется опыт эффективной педагогической практики. На основе полученной информации формируется база данных о педагогических работниках, которые выступают как информационные ресурсы для организации методической работы, и одновременно являются результатом этой работы

Параграф (база данных)

Анализ работы с педагогическими кадрами - это научно обоснованный анализ работы учителя, который является основой совершенствования учебного процесса, планирования методической работы. В структуре анализа лежит результат работы по повышению педагогического мастерства. Данный анализ отражает итоги внедрения инновационных, педагогических технологий обучения и воспитания, уровень квалификации педагогических кадров, необходимый для успешного развития школы.

Анализируется уровень творческой деятельности учителей, формы повышения методической и педагогической культуры. Обязательному анализу и контролю подлежит уровень квалификации педагогических работников.

Администрация школы владеет данными о результатах работы каждого педагога. Аналитические карты упрощают этот процесс, а также способствуют целенаправленной методической работе с кадрами.

Аналитическая карта .

Данный анализ позволяет установить связь между деятельностью учителя и результатом его труда, выраженными в умственном развитии, культуре, эрудиции учащихся. Все факты, полученные при анализе, осмысливаются администрацией школы, приводятся к единой идее, из которой потом вытекают рекомендации.

Анализ качественного и количественного состава даёт возможность нам рационально расставить педагогические кадры, направить на курсы повышения квалификации, сделать выводы.

Параграф (курсы)

Чтобы сделать вывод о том, какие факторы стимулируют творческий труд педагогов, а что препятствует эффективному труду, анализируется эффективность работы методического совета, проблемно-теоретических семинаров, творческих и проблемных групп, МО, педагогических советов, самообразовательной работы; рассматриваются итоги распространения опыта эффективной педагогической практики, результаты аттестации; оценивается уровень креативности педагогов через участие в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, работу в составе районных методических формирований, областных творческих групп, публикации в научно-методических сборниках, участие в образовательных проектах.

После глубокого анализа определяются мотивация профессиональной деятельности большинства педагогов, их отношение к узловым вопросам педагогического процесса, уровень их теоретической и методической подготовленности.

Методические формирования - центральное звено методической работы в школе.

Методическая структура

Создание данной методической структуры в нашей школе обусловлено рядом причин. Обучение учащихся с особенностями психофизического развития дало толчок для организации работы МО учителей-дефектологов. Участие в инновационном проекте предопределило работу творческой группы учителей-инноваторов. Оснащение школы современным оборудованием в этом учебном году стало актуальным для организации работы проблемных групп.

Итоги своей работы представляют структурные подразделения методической службы в творческих отчетах. Представляется и педагогическая продукция учителей: наглядные пособия, раздаточный материал, разработки уроков, внеклассных мероприятий, творческие работы учащихся, диаграммы количественной характеристики обученности школьников по предметам и как следствие - определяется качество работы учителя, его продвижение, профессиональная компетентность.

Органом внутришкольного управления, координатором инноваций и учебно-методической работы в школе является методический совет.

На заседаниях МС анализируется каждое направление работы в сравнении с показателями последних трех лет, что позволяет проследить динамику развития учащихся, рост профессиональной квалификации учителей, успешность выполнения основных задач школы. Каждый член нашего педагогического коллектива знает о том, как он совершенствовал преподавательскую и воспитательную деятельность, чем она отличается от работы предыдущих лет. Это очень важно для мотивации самообразования, для критичной самооценки. Анализируя методическую работу по итогам учебного года, члены методического совета дают оценку методической работе за предыдущий учебный год, определяют проблему, методическую тему, приоритетные задачи, над которыми педагогический коллектив будет работать в следующем учебном году.

Выработка коллегиальных решений по проблемам организации и содержания образовательного процесса в школе происходит на заседаниях МС.

Вашему вниманию предлагается фрагмент заседания методического совета. Из этого кабинета мы можем наблюдать за работой членов МС, на повестке дня вопрос «Об использовании информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе учителями начальных классов».

Методическая работа в школе - это социальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, на опыте эффективной педагогической практики и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя. Этот комплекс ориентирован, прежде всего, на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете - на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся.

Немаловажным значением в методической работе является выбор форм. Они определяются с учетом деятельностного подхода в обучении, а также пожеланий педагогов, высказанных при итоговом анкетировании.

Наиболее эффективными формами методической работы на современном этапе, на наш взгляд, являются: семинар-практикум, научно-практическая конференция, методическая декада, методический фестиваль, мастер-класс, методический ринг, деловая игра, тренинг, педагогические чтения, профессиональная выставка, защита проекта, открытый урок, учебные, деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития педагогов. Активные и интерактивные формы методической работы, по мнению наших педагогов, стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность, предполагают создание нового образовательного продукта в процессе взаимодействия вовлеченных в образовательный процесс субъектов и ориентированы на зону ближайшего развития.

Для стимулирования интереса к проблемам теоретической и практической педагогики и психологии и готовность к инновационной деятельности в школе проводятся методические оперативки. фото

Теоретические семинары, направленные на решение выявленной проблемы школы, позволяют повысить теоретический уровень профессиональной подготовки учителя. фото

Возможность познакомить учителей школы, района и области с педагогическими находками, творчеством отдельных педагогов школы предоставляется через такую форму методической работы как мастер-класс.

Часто руководители МО для обсуждения определённой проблемы, выработки плана современных действий используют методический диалог.

Педагог-психолог проводит тренинги, деловые игры с членами коллектива, направленные на отработку определённых профессиональных навыков.

Молодые учителя требуют особого внимания в начале профессиональной деятельности. С целью передачи знаний, опыта, мастерства молодому учителю используется такая форма работы как наставничество.

Традиционными стали методические декады. С целью глубокого и всестороннего рассмотрения определенной проблемы обучения и воспитания как в теории, так и на практике в рамках декады проводятся открытые уроки, заседания методических объединений, научно-практические конференции педагогов, педагогические чтения, выставки методических материалов по теме. фото

"День науки", научно-практические конференции учителей и учащихся, педагогические чтения стимулируют педагогический коллектив к повышению профессионально-педагогического мастерства. фото

Нам удается планомерно, логично направлять работу всего коллектива по пути развития учебного заведения, влиять на собственное профессиональное обновление, на развитие личности учителя, учащихся, координировать поисковые разработки, причем в рамках постоянно действующей системы обновления образования и воспитания в условиях своего учебного заведения, улавливая дух времени, совершенствуя при этом формы развивающего обучения, развивая творческую мыслительную деятельность, потенциальные способности детей и учителей.

Закончить выступление хочется словами Д.И. Менделеева «Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте собственных знаний в своей специальности». К чему мы и стремимся в нашем коллективе.

Заместитель директора по учебной работе Мирко И.А.



© 2010-2022