Готовность педагога к инновационной деятельности в условиях перехода на ФГОС ООО

Инновационная деятельность образовательного учреждения непосредственно связана с готовностью учителя к разработке и внедрению педагогических новшеств (нововведений) в образовательный процесс. На практике значительная часть учителей, вне зависимости от их стажа и уровня квалификации, испытывает серьезные затруднения в осуществлении инновационной деятельности. Особенно, когда педагогу за 40! В нашей школе средний возраст педагогов 44 года, 50% учителей имеют возраст свыше 50 лет. Это период профес...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Готовность педагога к инновационной деятельности в условиях перехода на ФГОС ООО»

Автор: Вид Наталья Викторовна

Должность: заместитель директора по научно-методической работе

Место работы: Муниципального автономного образовательного учреждения «Общеобразовательная средняя (полная) школа п.Лыхма»



Актуальность

Инновационная деятельность образовательного учреждения непосредственно связана с готовностью учителя к разработке и внедрению педагогических новшеств (нововведений) в образовательный процесс. На практике значительная часть учителей, вне зависимости от их стажа и уровня квалификации, испытывает серьезные затруднения в осуществлении инновационной деятельности. Особенно, когда педагогу за 40! В нашей школе средний возраст педагогов 44 года, 50% учителей имеют возраст свыше 50 лет. Это период профессионального выгорания учителя и нежелание осуществлять что-то новое. Вместе с тем, переход на новые образовательные стандарты второго поколения определяют необходимость решения задач, связанных с развитием системы непрерывного образования и повышением качества профессионального образования в инновационной деятельности педагога. Несмотря на разнообразие направлений теоретических исследований, проблема методического обеспечения готовности учителей к инновационной деятельности в условиях сельской школы остается недостаточно разработанной.

Цели

Сформировать готовность педагога к инновационной деятельности в условиях перехода на ФГОС ООО

Задачи

1. Усвоение системы знаний о сущности готовности к инновационной деятельности в условиях введения ФГОС ООО.

2. Формирование умений осуществлять инновационную деятельность в организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС;

3. Осознание педагогом собственной роли в рамках инновационной деятельности, формирование индивидуального инновационного стиля поведения.

Нормативно-правовая база

Перечень документов федерального уровня, регламентирующих деятельность школьной методической службы:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2010г.

  • приложение к письму Министерства образования РФ № 03-51-48 ин/42-03 от 09.03.2004 г. «Рекомендации об организации деятельности муниципальной методической службы в условиях модернизации образования»;

  • приказ Министерства образования РФ №1123 от 09.03.04 г. «Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования».

Показатели Проекта

Трансляция педагогического опыта на уровне школы, района, региона, федерации. Участие учителей в различных профессиональных конкурсах, сетевых сообществах. Новые формы повышения квалификации, обновление объединения учителей по проблемным группам.

Сроки и этапы реализации Проекта

  1. Первый этап: январь - май 2012 г. Цель: Теоретическая и практическая подготовка педагогов в рамках содержания проекта. Создание банка диагностик по проведению мониторинга готовности к инновационной деятельности; организация фонда научно-методической литературы и электронных ресурсов. Проведение стартовой диагностики. Оказание помощи в составление индивидуального плана профессионального саморазвития учителя.

  2. Второй этап: сентябрь-май 2012-2013 г. Цель: Сопровождение реализации индивидуальной программы профессионального саморазвития учителя методической службой. Проведение промежуточной диагностики.

Третий этап: сентябрь-декабрь 2013-2014гг. Цель: Проведение контрольной диагностики. Коррекция индивидуальных планов профессионального саморазвития учителя.

Ожидаемые конечные результаты реализации Проекта

Формирование готовности педагога к инновационной деятельности как интегративной профессиональной характеристики, включающей в себя мотивационно-ценностный, когнитивный и содержательно-операциональный компоненты

Перспектива распространения Проекта

Теоретическая значимость предстоящего исследования заключается в том, что полученные результаты могут внести определенный вклад в общую педагогику и теорию управления образовательными системами. Результаты исследования могут послужить основой для проведения дальнейших исследований в области научно-методического сопровождения процесса формирования готовности педагога к инновационной деятельности.

Практическая значимость предстоящего исследования состоит в возможности использования содержащихся в нем теоретических положений и выводов для организации научно-методического сопровождения процесса формирования готовности педагога к инновационной деятельности в условиях введения ФГОС , а проверенный опытно-экспериментальным путем целостный подход по формированию готовности педагога к инновационной деятельности в дальнейшем могут быть использованы в практике общеобразовательных школ.

Управление Проектом

Информационно-аналитический, осуществляется научно-методическим советом школы

  1. Организация научно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов в условиях введения ФГОС ООО

Одним из условий эффективного научно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов является расширение образовательного партнерства и сотрудничества с вузами, инновационными центрами, центрами повышения квалификации. Например: образовательными партнерами, обеспечивающих научно-методическое сопровождение формирования готовности педагогов школы к инновационной деятельности могут войти: сетевые методические службы, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г. Москва), Югорский государственный университет, Институт повышения квалификации и развития регионального образования (г. Ханты-Мансийск), Инновационный Центр (г. Челябинск) и другие. А так же участие учителей в международных научно-практических конференциях на территории Российской Федерации.

  1. Основные мероприятия проекта


Направления деятельности

Формы организации

сроки

Аналитическая деятельность


Мониторинг профессиональной и информационной потребности учителей при инновационной деятельности в соответствии с переходом на ФГОС ООО.

Анкетирование.

Январь 2012г.

Выявление, изучение, обобщение педагогического опыта в использовании инноваций.

Открытые уроки, мероприятия, семинары.

Январь 2012г.

Выявление затруднений при использовании инновационных технологий на уроках.

Беседы, семинары-дискуссии, тесты, наблюдение.

Январь 2012г.

Информационная деятельность


Формирование банка данных по инновационной деятельности каждого учителя. (

Информационный банк достижений.

1 полугодие 2013г.

Участие в курсовой подготовке по информатизации образования; по организации образовательной деятельности в условиях введения ФГОС ООО

Курсы ПК, дополнительные занятия в период каникул.

В течение всего периода

Создание «Портфолио» учителя.

Творческий отчёт.

По окончанию каждого учебного года

Оснащение литературой.

Содействие в подписке изданий, педагогических журналов, книг.

В течение всего периода

Создание и ведение личного сайта, личной электронной почты

Публикации, электронный документооборот

В течение всего периода

Организационно-методическая деятельность


Подготовка к урокам с применением инновационных технологий.

Индивидуальные беседы, наблюдение.

В течение всего периода

Проведение мастер-классов (с демонстрацией мониторинга обученности, информационных технологий, новых форм урока, с применением исследовательской деятельности на уроках и т.д.).

Открытые уроки


В течение всего периода

Подготовка учителей к дистанционным и очным конкурсам «Современный урок» (заочное и очное участие); «Урок года» (заочное и очное участие); «Учитель года» (очное участие), в грантах и т.д.

Консультирование, собеседование.

В течение всего периода

Повышение профессиональной компетентности учителя в области инноваций и педагогической методологии.

Всеобуч на лекциях, семинарах, индивидуальных занятиях.

В течение всего периода

Выявление результатов внедрения инноваций в профессиональную деятельность и корректировка недостатков.

Мониторинг.

В течение всего периода

Распространение опыта.

Издание статей, методических пособий, рекомендаций, создание методических сайтов, заочное и очное участие в интернет конкурсах, научно-практических конференциях и т.д.

В течение всего периода

Контрольная деятельность


Разработка контрольно-измерительных материалов.

Тесты.

2014г.

Взаимопосещение уроков.

Рабочие уроки, видеофрагменты, открытые уроки.

В течение всего периода

Поощрение.

Награды, стимулирующая премия.

В течение всего периода



  1. Мониторинг эксперимента

Многообразие характеристик, составляющих готовность педагога к инновационной деятельности, существенно затрудняет выделение уровней ее сформированности, а также определение критериев и показателей, описывающих эти уровни. Кроме того, как показывает анализ педагогической литературы, проблема выделения уровней формирования компетентностей является методологической. В то же время проблема уровней развития педагогической деятельности раскрывается в исследованиях Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Н.П. Тимошенко, Н.М. Яковлевой и др.[1,4].

Н.В. Кузьмина выделяет следующие уровни педагогической деятельности: репродуктивный (педагог умеет пересказать то, что знает сам и так как знает сам), адаптивный (педагог умеет не только передать информацию, но и трансформировать информацию, моделировать знания по отдельным вопросам), системно-моделирующий (педагог умеет моделировать систему деятельности, формировать систему знаний по своему предмету) [4].

Таким образом, критерии оценки и уровни готовности педагога к инновационной деятельности дают возможность проследить генезис мотивационно-ценностного, когнитивного и содержательно-операционального компонентов его профессиональной деятельности, связанных с использованием педагогических инноваций.

Таким образом, правильно выстроенная методическая работа в школе сможет сформировать психологическую готовность педагога к инновационной деятельности: будет знать, значит будет понимать, будет понимать, значит будет психологически готов.


  1. Эффективность проекта:

  1. Выросло количество педагогов, применяющих на уроках современные образовательные технологии по формированию УУД школьников (100%);

  2. Повысилось участие педагогов в профессиональных конкурсах муниципального уровня «Педагог года-2014» на 2%;

  3. Повысилось участие педагогов в дистанционных профессиональных конкурсах (57%);

  4. Повысилась результативность участия педагогов в муниципальном конкурсе «ИКТ в деятельности учителя»-3 призовых места (13%);

  5. Увеличилось количество педагогов, публикующих учебно-методический материал (40%);

  6. Увеличилось количество педагогов, имеющих собственные сайты, блоги (90%);

  7. Увеличилось количество педагогов, использующих дистанционные формы повышения квалификации, профессиональную переподготовку (25%);

  8. Повысилось участие учителей, принимающих участие в международных интернет-конференциях (28%).

Список литературы

  1. Сластенин, В.А. Готовность педагога к инновационной деятельности/ В.А. Сластенин, Л.С. Подымова// Педагогическая наука и образование.-2006.-№1.-С.32-37.

  2. Методические семинары: организация методической поддержки инновационной деятельности ОУ: Сб./ сост. Норенко И.Г. - Волгоград, 2007. - 188 с.

  3. Мониторинг эксперимента / под ред. А.В. Баранникова. - М., 2003. - С. 4.

  4. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н.В. Кузьмина. - Л.:

Изд-во ЛГУ, 1987. - 183 с.

  1. Педагогические технологии. Что это такое и как их использовать в школе /

Под ред. Т.Н.Шамовой, П.И.Третьякова. - М., 1994.

















































© 2010-2022