Доклад Обеспечение готовности педагогических работников к реализации ФГОС ООО

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «СОШ №13»









Доклад

Обеспечение готовности педагогических работников к реализации ФГОС ООО через создание системы непрерывного
профессионального развития.



Подготовила

Зам. директора по УВР Бондаренко В.Г.

Районный МС 24.11.2015г.










2015г.

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов - это веяние времени.

Процесс работы над внедрением новых стандартов ООО в нашей школе начался в прошлом учебном году.

В декабре 2014 года в соответствии с приказом директора школы была создана рабочая группа с целью создания плана работы по внедрению ФГОС второго поколения. В план работы по внедрению ФГОС были включены следующие вопросы:

1. изучение методических материалов ФГОС второго поколения;

2. разработка основной образовательной программы основного общего образования;

3. разработка рабочих учебных программ по предметам учебного плана;

4. разработка рабочих программ внеурочной деятельности;

5. ознакомление и обсуждение ФГОС второго поколения с родителями;

6. изучение УМК, предлагаемых разработчиками ФГОС второго поколения для его реализации;

7. разработка системы мониторинга достижения основных планируемых результатов образования;

В результате подготовительной работы по внедрению ФГОС второго поколения на первом этапе были решены следующие задачи:

дополнена нормативно-правовая база школы локальными актами (Положение о рабочей программе по предметам основного общего образования на основе требований ФГОС ООО; внесены изменения в должностные инструкции классного руководителя, заместителя директора по УВР в части организации деятельности по внедрению ФГОС второго поколения, учителей - предметников), составлена основная образовательная программа МКОУ «СОШ№13», создан план методической работы по внедрению ФГОС ООО, на родительских собраниях будущих пятиклассников доведены до родителей цели и задачи ФГОС второго поколения; проведен опрос родителей с целью изучения запроса в дополнительном образовании детей во внеурочное время; скорректирован план методической работы (мероприятия по методическому сопровождению деятельности учителей).

На втором этапе изданы ряд приказов, регламентирующих деятельность педагогов в рамках внедрения ФГОС, разработана Программа внеурочной деятельности на ступени основного общего образования.

В 2015 -2016 учебном году начался - третий этап - реализация ООП ООО.

В условиях введения ФГОС ООО особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики. В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая готовность учителей школы. С этой целью в общей системе методической работы мы продумали блок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения.

В августе 2015 года был составлен план методической работы, сопровождающий реализацию ФГОС ООО.

Основной целью методической работы является:

 создание модели методического сопровождения перехода школы на новые федеральные государственные образовательные стандарты, создание условий для реализации ФГОС нового поколения в школе, обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС ООО через создание системы непрерывного профессионального развития.

Были определены приоритетные задачи:

• создать и актуализировать нормативную базу введения ФГОС основной школы,

• создать методическое обеспечение введения ФГОС основной школы,

• обеспечить преемственность методических и учебно-методических разработок федерального, регионального и муниципального уровней,

• разработать индивидуальные образовательные программы, ориентированные на повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам введения ФГОС ООО,

• обеспечить повышение профессиональной компетенции педагогических работников по вопросам ФГОС,

• разработать систему мониторинга реализации проекта «Методическое сопровождение введения ФГОС основной школы».

На этапе введения нового ФГОС в образовательный процесс все учителя школы были включены в коллективную творческую деятельность по освоению нового. Методический совет, проведенный в марте 2015 г. «Обновление системы методической работы в условиях введения ФГОС ООО» на котором обсудили вопрос «Структура и содержание методической работы в условиях перехода на стандарты нового поколения» стал стартом для подготовки к реализации ФГОС нового поколения с 1 сентября 2015 года. Педагоги школы объединились в творческие группы (ни один учитель при этом не остался в стороне). Разработаны программы: «Программа внеурочной деятельности», «Программа формирования УУД», тематика теоретической и практической части методических семинаров.

Методическая работа осуществляются в школе через разнообразные формы. Традиционными формами работы МС в школе являются:

  • тематические методические и педагогические советы;

  • тематические заседания ШМС, ШМО, микрогрупп;

  • диагностика, педагогический мониторинг;

  • индивидуальная работа;

  • аттестация;

  • самообразование педагогов;

  • семинары - практикумы;

  • педагогические лектории;

  • открытые уроки;

  • взаимопосещение уроков;

  • круглые столы;

  • предметные недели;

  • творческие отчеты;

  • групповые и индивидуальные консультации;

  • практикумы по конструированию уроков;

  • информирование и обсуждение методических новинок;

  • презентация методических наработок.

С целью непрерывного образования учителей в 2015-2016 учебном году в школе запланированы следующие темы методической работы по сопровождению введения ФГОС:

-Технология конструирования урока в условиях новых ФГОС ООО,

-Организационно - педагогические условия обеспечения доступности дополнительного образования в современной школе в условиях реализации ФГОС,

-Приоритеты воспитательной работы в современной школе: от школы возможностей к возможностям школы,

-Система работы МО по повышению качества образования в условиях реализации ФГОС ООО

Теоретически е обучающие семинары:

- Психологическое сопровождение ФГОС нового поколения.

- Личность педагога в современных условиях.

- Педагогические технологии в рамках введения ФГОС ООО.

- УУД как основа реализации образовательного пространства.

Практические семинары:

- Составление технологической карты урока

- Использование принципа преемственности в создании единого образовательного пространства.

- Совершенствуем профессиональные компетенции.

- Составление рабочих программ учителей-предметников по ФГОС ООО.

Методическое сопровождение реализации ФГОС ООО предполагает то, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп (творческие, рабочие, по интересам). При этом особое внимание обращается на:

- изучение профессиональных проблем, потребностей педагогов;

- предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы, возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации, в том числе и дистанционно. Примером может служить тот факт, что все учителя прошли курсы повышения квалификации для работы по новым стандартам, «постоянно участвуют в дистанционных вебинарах издательств «Дрофа», «Просвещение», «Вентана Граф», «Аверс», публикуют свои работы на учительских сайтах, в профессиональных сетевых сообществах обмениваются опытом со своими коллегами. Методическая работа в школе в условиях внедрения новых образовательных стандартов опирается на «зону ближайшего профессионального развития». В качестве «зоны ближайшего профессионального развития» определена та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом «зона ближайшего профессионального развития» для каждого педагога индивидуальна. Преподаватели составили свои образовательные программы. При реализации данного направления изучаются профессиональные трудности, выявляются проблемы в деятельности педагога при внедрении ФГОС.

В структуре методической работы особое место занял постоянно действующий педагогический лекторий «Пути и средства реализации ФГОС ООО: способы решения проблем», целью которого является педагогическое просвещение по определённой теме, которую предлагает методический совет школы исходя из образовательных потребностей и запросов учителей школы.

Миссия методической работы школы в условиях реализации образовательных стандартов - это создание условий для перехода от «знаниевой» модели образования в школе к «деятельностной» - успешная работа педагогического коллектива в режиме развития; создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.

Учитель - ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть креативным: владеющим современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся; быть открытым новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.

Профессиональный рост педагога - это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников.

Уровень профессиональной готовности педагогов нашей школы:

С высшим образованием 94(% на основной ступени -100%). Средним специальным - 6%. На второй ступени работают 12 педагогов. Высшую категорию имеют 4 чел. (33%), 1 категорию -3 (25%), соответствие з/д - 4 (33%). Всего аттестовано 91%.

Главная роль в реализации основных требований стандарта второго поколения отведена учителю. Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса, в условиях введения ФГОС расширяется содержание этих компетентностей:

-предметно-методологическая компетентность (знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета),

- психолого-педагогическая компетентность (теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса),

- компетентность в сфере медиа-технологии и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса (практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета),

- коммуникативная компетентность (практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик»),

- исследовательская компетентность (умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций),

- компетентность в сфере трансляции собственного опыта (умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество - статьи, выступления, участие в конкурсах),

- акмеологическая компетентность (способность к постоянному профессиональному совершенствованию, умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста).

Задача повышения профессионального мастерства педагогов для эффективного управления качеством образовательного процесса зависит от организации работы школьной методической службы в условиях внедрения ФГОС.

Для того чтобы спланировать работу с педагогами, необходимо было знать уровень их готовности к работе по новым стандартам. Для этого в начале 2015 - 2016 учебного года было проведено анкетирование учителей, работающих в 5 классе «Готовность педагога к введению ФГОС ООО».

Наим-е учреждения

Общее кол-во педагогов в ОУ

Кол-во педагогов, принявших участие в анкетировании

Ответы педагогов


МКОУ «СОШ №13»

16

9

да

нет

затруднюсь ответить

1.Проходили ли Вы курсы повышения квалификации по ФГОС?

9

0

0

2.Знаете ли Вы ФГОС ООО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»?

9

0

0

3.Знакомы ли Вы с документом «Фундаментальное ядро содержания общего образования»?

8

0

1

4. Знакомы ли Вы с документом «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа»?

9

0

0

5.Знаете ли Вы особенности технологии деятельностного подхода в образовании?

9

0

0

5. Умеете ли Вы провести отбор учебного материала с точки зрения наличия в нем смыслового характера

8

0

1

6.Умеете ли Вы провести отбор учебного материала с точки зрения наличия в нем элементов развивающего характера?

9

0

0

7.Умеете ли Вы провести отбор учебного материала с точки зрения наличия в нем проблемы (противоречий)?

8

0

1

8.Умеете ли Вы провести отбор учебного материала с точки зрения наличия в нем целеполагания?

8

0

1

9.Умеете ли Вы организовать учебное исследование?

6

0

3

10.Умеете ли Вы организовать проектную деятельность обучающихся?

8

0

1

11.Умеете ли Вы использовать разные формы организации деятельности обучающихся (групповая, парная, индивидуальная)?

8

0

1

12.Умеете ли Вы работать с ошибками учеников?

9

0

0

13.Умеете ли Вы предоставлять выбор обучающимся (выбор уровня задания, формы работы, критериев оценки и т. д.)?

8

0

1

14.По вашему мнению, в чем состоит готовность педагогов к введению ФГОС?

- Овладение технологией системно-деятельностного подхода

- Овладение современными образовательными технологиями

- Знание основных документов по ФГОС

- Составление рабочих программ

- Знание приемов, методов, форм организации обучения

- Участие в различных направлениях работы по введению ФГОС ООО

- Личностное осмысление нового

- Четко знать структуру современного урока

- Знать требования по предмету

15.На ваш взгляд, готовы ли вы к введению ФГОС ООО?

8

0

1

16.Какие педагогические затруднения, связанные с введением ФГОС ООО, вы испытываете?

- Создание технологической карты урока

- Планирование и организация урока в соответствии с требованиями ФГОС

-Недостаточное материально - техническое обеспечение

- Педагогические исследования на уроке

- работа с теоретическим материалом

- Организация проектной деятельности

17.Какую помощь по преодолению педагогических затруднений вы хотели бы получить?

- Методическую помощь

- Консультации

- Мастер классы

- Составление рабочей программы

- Составление технологической карты урока

- Обмен опытом с преподавателями

18.На ваш взгляд, готово ли ваше образовательное учреждение к введению ФГОС ООО?

3

2

4

На основе данных анализа были определены разные формы работы с педагогами в зависимости от их готовности к новым условиям:

а) с опытными педагогами: участие в подготовке и проведении педсоветов и методсоветов, обучающих семинаров; семинаров-практикумов, наставничество, мастер-классы, работа в проблемно-творческой группе, работа над систематизацией дидактического материала в соответствии с требованиями ФГОС;

б) с педагогами, нуждающимися в методической поддержке: самообразование, посещение уроков опытных учителей, прикрепление к учителю-наставнику.

Оценить работу методического сопровождения и обеспечения профессионального роста педагогических кадров образовательного учреждения можно только при разработанной мониторинговой системе, где определены основные критерии оценки.

Для мониторинга методического сопровождения в нашей школе были обозначены следующие критерии:

  • количество охваченных методической работой, формальная квалификация педагогов и т.п.,

  • субъективная оценка педагогами методической работы в школе,

  • качество обеспечения оптимального вхождения работников школы в систему ценностей современного образования,

  • качество овладения учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС,

  • повышение уровня знаний, мастерства, квалификации,

  • степень интереса к проводимым мероприятиям по ФГОС.

Включение каждого учителя в методическую работу через выстраивание для него индивидуальной программы профессионального роста способствует его самореализации и коррекции практической деятельности по снятию лично у него имеющихся затруднений.

Таким образом, целенаправленная система методической работы по сопровождению ФГОС ООО обеспечит создание необходимых условий для его внедрения и реализации.

Есть заметные изменения профессиональной компетенции учителей школы:

  • положительная мотивация заметно растет;

  • все учителя расширили представление о содержании ФГОС нового поколения;

  • повысилось методическое мастерство педагогов в процессе освоения ими новых технологий

  • накапливается методическая база по внедрению ФГОС.

На основе разработанной системы моральных и материальных стимулов, опираясь на «Положение о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №13», в школе созданы условий для формирования мотивации профессионального самосовершенствования педагогов. Среди мотивов выделяются следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерного роста.

Использование материального и морального поощрения позволяет:

  • систематически отслеживать результаты деятельности; давать объективную оценку профессионального роста педагогов и педагогического коллектива в целом; оказывать помощь педагогу, педагогическому коллективу в определении тех сфер деятельности, где можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать образец решения проблемы для других своих коллег; определить систему средств, побуждающих каждого к поиску и творчеству, с учетом особенностей педагогов, их возможностей.

В заключении хочу привести высказывание Александра Асмолова - одного из главных разработчиков новых стандартов - о времени, начавшихся реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».

© 2010-2022