Работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников в школе-интернате для детей с ОВЗ

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В отличие от других школ, такие как наша школа - интернат создавались как школы-интернаты с небольшим количеством обучающихся. И это не случайно, т.к. помимо знаний, даваемых по учебным программам, перед такими школами ставится социальная задача: подготовить своих воспитанников, имеющих умственную отсталость, к самостоятельной жизни в обществе, адаптироваться в естественном социальном окружении. А это значит, что обучающиеся с отклонениями в развитии должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало бы существующим в обществе нормам. Получить такое воспитание в своих семьях, большинство которых неблагополучные, практически невозможно. Вот поэтому очень важно существование данных школ в виде интернатов. Каковы же условия обучения и проживания.

Жизнь в интернате строится в условиях охранительно - педагогического режима, который предусматривает тщательное планирование всех мероприятий, которые направляют деятельность обучающихся, определяют их поведение. Неукоснительное соблюдение правильного режима способствует формированию нужных навыков и привычек, создает систему условий, щадящих неполноценную нервную систему. В школе существуют внешние раздражители, истощающие нервные силы ребенка. Это, прежде всего, шум. При длительном воздействии шум вызывает раздражительность, головные боли, утомление даже у здоровых людей. Обучающиеся с отклонениями в развитии легко возбуждаются в шумных условиях, они с трудом переносят больное скопление людей, тесноту. Вот поэтому в таких интернатах должно обучаться небольшое количество детей. Наполняемость классов от 8-14 человек - и не более. Регулярно следим, чтобы в школе не было беготни, чтобы дети всегда были спокойны, рядом с ними всегда находится кто-нибудь из взрослых (учитель или воспитатель).

Очень важно, чтобы с нашими ребятами работали знакомые им учителя и воспитатели, чтобы они предъявляли к ним единые требования. Дети привыкли к педагогам и их требованиям. Любое изменение привычных для наших детей условий: нарушение режима; смена учителя или воспитателя; повышенный, резкий тон неблагоприятно отражается на их нервной системе. Также неожиданное и неблагоприятное требование вызывает у них раздражение или отказ его выполнять.

Вызывают у умственно отсталых детей утомление и трудная работа, большая дозировка заданий, однообразные уроки, недисциплинированность некоторых учащихся в классе, а также бездеятельность. Все это не дает возможности обучающимся сосредоточить в нужную минуту внимание, затрудняет восприятие учебного материала. Занятия в школе проходят в одну смену с 8.30 до 14.00. Все оставшееся время также четко спланировано, предусматривает все необходимое: 5-ти разовое питание, прогулки, сончас, воспитательские часы, кружки, есть время для занятий ребят по интересам, игр, просмотр телепередач. Все это проводится: 1) на уроках; 2) воспитательных часах; 3) в режимных моментах дня.

Для успешного развития обучающихся необходимо повышать их запас знаний об окружающей действительности, расширять кругозор. Объяснять причинно - следственные связи происходящих явлений природы и событий, обучать правовым нормам жизни в обществе, пропагандировать здоровый образ жизни.

- по правилам дорожного движения;

- по профилактике правонарушений;

- по профилактике табакокурения, токсикомании, наркомании и алкоголизма. Что мы и делаем. На часах общения, уроках, воспитательных занятиях и просто в повседневной жизни.

Большинство обучающихся школы из неблагополучных семей. Из семей, в которых родители сами имеют недоразвитие интеллекта; пьющие родители, безработные. Ребята из таких семей приходят в школу неухоженными: грязные, в небрежной одежде, страдающие педикулёзом, чесоткой и т. д. Просить ребят привести свой внешний вид и свою одежду в порядок дома бесполезно. Проводим беседы и практикумы по уходу за своим телом, волосами, руками, ногтями, одеждой, обувью, жилищем. В школе имеются душевые, баня, все желающие имеют возможность помыться. В школьную прачечную дети могут сдать в стирку свои вещи. Кроме этого воспитатели в свободное время занимаются с ребятами мелким ремонтом одежды: пришивают пуговицы, петельки; чистят и гладят одежду; моют и чистят обувь. А также занимаются общественно-полезным трудом: делают генеральную уборку спален, классов; очищают от мусора, метут территорию школьного двора, зимой очищают территорию школьного двора от снега. Знакомятся обучающиеся на «Часах здоровья» с профилактикой различных заболеваний, ведут беседы по профилактике употребления ПАВ. Проводят подвижные игры эстафеты, соревнования в спортивном зале и на свежем воздухе.

Обучающиеся нашей школы часто находятся дома в окружении родителей, родственников и их друзей, которые пьют, сквернословят, дерутся, неправильно ведут себя дома и в общественных местах. Ребята не приучены соблюдать даже элементарные правила поведения в общественных местах: в школе, на улице, в транспорте и т.п. для воспитания у них правил культурного поведения воспитатели учат ребят правильно себя вести. Проводят беседы и сюжетно - ролевые игры по правилам культурного поведения; учат рассматривать картины, слушать музыку, любоваться природой. Организовывают экскурсии на природу, в картинную галерею, на выставки творческих работ.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это высказывание К. Д. Ушинского является правилом для каждого воспитателя. Большую часть времени дети проводят, взаимодействуя с педагогом-воспитателем (от 8 до 14 часов в сутки). Отношение педагога-воспитателя, умение его взаимодействовать с особым ребенком полностью отражаются на состоянии, поведении, личностных проявлениях детей не только в период пребывания их в интернате, но и в последующие годы.
Педагог-воспитатель, в этой ситуации, находится в процессе непрерывного поиска индивидуальных методов, форм и средств взаимодействия для эффективной помощи ребёнку с ограниченными возможностями. Понимая целостность процесса развития ребёнка, значимость разумного сотрудничества (взаимодействия) с ним, воспитатель должен уметь создавать условия «семейных» доверительных отношений. Многоплановость профессиональной деятельности педагога-воспитателя и её специфика предъявляет определённые требования к умениям взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями.

Воспитатель в школе-интернате:

- прививает воспитанникам любовь к труду, высокие моральные качества, навыки культурного поведения, необходимость соблюдения ими правил личной гигиены;

- контролирует выполнение режима дня обучающимися, своевременное выполнение домашнего задания, оказывает помощь в учении и в разумной организации досуга;

- осуществляет совместно со школьным медицинским работником мероприятия, содействующие укреплению здоровья и физическому развитию обучающихся;

- поддерживает постоянную связь с учителями, медицинским персоналом, с родителями обучающихся или лицами их заменяющими; привлекает детей к самообслуживанию и другим видам общественно - полезного труда с учётом возраста, пола, физических и психических возможностей детей, норм и требований гигиены охраны их здоровья; не должен оставлять детей одних.

Воспитатели чётко и целенаправленно планируют свою работу с учётом ежедневной индивидуальной работы с детьми.

Воспитатели проводят работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся, их социальную адаптацию;

- изучают личность ребёнка, его интересы и используют полученные материалы для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания, учитывают в работе рекомендации и назначения врачей - психиатра и педиатра.

В своё рабочее время несёт большую ответственность (по закону) за жизнь и здоровье детей.

К основным гигиеническим требованиям в школе-интернате относятся:

-Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.

-Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца.

-Чистота оконных стекол.

-Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко
растущими деревьями.

-Использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей.

-Поддержание нормального температурного режима.

-Регулярное проветривание классных комнат.

-Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.

-Недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели.

Влажная уборка помещения.

Поддержание чистоты и порядка в классе и спальном корпусе.

Соблюдение обучающимися личной гигиены.

Сохранение у детей правильной позы во время работы.

Проведение «физкультминуток».

Особое отношение к ослабленным болезнью детям.

Устранение шумовых раздражителей.

Предоставление обучающимися при длительной работе перерывов на отдых

.

К воспитательным требованиям относятся:

Отказ от применения каких-либо мер наказания.

Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.

Содействие прилежному отношению обучающихся к самостоятельной работе.

Недопустимость во время выполнения какого либо задания назидательных бесед с обучающимися, замечаний, отвлекающих их от работы, выражение принуждения в скрытой форме.

Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.

Терпимое отношение к промахам обучающихся во время работы.

Привлечение обучающихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своего задания.

Организация и проведение физкульминуток

Физкультминутки используются всеми педагогами, особенно в младших классах. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровообращение внутренних органов, улучшают работоспособность нервной системы. Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут и включает комплекс из трех-четырех правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

Виды физкультминуток различны:

упражнения для снятия общего или локального утомления;

упражнения для кистей рук;

гимнастика для глаз;

гимнастика для улучшения слуха;

упражнения для профилактики плоскостопия;

упражнения, корректирующие осанку;

дыхательная гимнастика.

Прогулка одна из форм активного отдыха, служащая для восстановления работоспособности обучающихся. По характеристике двигательных процессов прогулка органически дополняет содержание занятий, связанных с пребыванием детей на воздухе.

Семья и школа - это берег и море,
на берегу ребенок делает свои первые шаги,
получает первые уроки жизни,
а потом перед ним открывается необозримое
море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.

Л. Кассиль

Успех воспитания обучающихся с отклонениями в развитии во многом определяется системностью и согласованностью работы школы и семьи. Вся работа должна быть направлена на развитие личностных качеств детей, коррекция недостатков развития с опорой на сохранные стороны личности, поиск оптимальных условий и средств воспитательного воздействия. В этой связи возникает потребность совершенствования семейного воспитания. Главной задачей воспитателя является организация системы работы с родителями. Цель этой работы - помочь ребёнку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет понимать и принимать общечеловеческие ценности, успешно социализироваться. Психолого-педагогическое просвещение родителей. Здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе.

Семья, родители являются основными воспитателями нравственность и здоровый быт - важнейшие условия семейного воспитания. Школа призвана помочь семье в воспитании детей и основная главная роль отводится педагогу. Поэтому эффективность воспитательной работы зависит от взаимоотношений педагога с родителями, его умения сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку. Это кропотливая ежедневная работа и формы, методы её разнообразны. Основная и главная задача педагога - сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений. Работать с родителями обучающихся с отклонениями в развитии, гораздо сложнее, необходим индивидуальный подход, ряд специальных рекомендаций по поводу воспитания детей. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми.

Работая с родителями, давая оценку поступкам ребёнка, его успехам, удачам и неудачам в учёбе, отношению к своим обязанностям и т.д. в этих оценках должна соблюдаться корректность и мера. Здесь надо помнить: оценивай конкретный поступок, а не личность ребёнка в целом! Оценивая ребёнка - даёшь оценку и родителям. Что мы стараемся делать. На родительских собраниях не допускаем разговора о слабых сторонах тех или иных детей. Разбираем общие и актуальные для всех вопросы, в индивидуальной же беседе в тактичной форме, делая акцент на положительные характеристики обучающегося, раскрываем волнующую проблему и вместе с родителями ищем пути её решения. "Золотое правило": относись к людям так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам.

Помочь ребёнку поверить в себя, раскрыть свою индивидуальность, громко крикнуть на весь мир: "Это я! Любите меня таким, какой я есть!" - вот главнейшая задача семьи и школы. Осуществить эту нелёгкую задачу можно лишь при отношениях полного доверия и искренности воспитателя и родителей.

Данная работа способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников и формированию здорового образа жизни.

© 2010-2022