- Преподавателю
- Директору, завучу
- Статья Реализация проекта «Безграничные возможности особого ребенка»
Статья Реализация проекта «Безграничные возможности особого ребенка»
Раздел | Завучу |
Класс | 13 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Воршевская М.Л. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Воршевская М.Л.- директор
Абакумова Н.А.- заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
Максимова И.В.- старший воспитатель
Реализация проекта «Безграничные возможности особого ребенка»
по созданию специальных условий для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации. При включении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательные организации остро встает вопрос создания всеобъемлющих условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей. Опыт создания в коррекционном образовательном учреждении среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с ОВЗ, открытой для его родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся , может быть полезен руководителям образовательных организаций, в том числе реализующих инклюзивную практику.
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад VI вида № 365» (далее МКОУ) Сормовского района города Нижнего Новгорода было организовано в 1992 году для детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением опорно- двигательного аппарата (в том числе с детским церебральным параличом).
Работа по созданию безбарьерной среды для обучения и воспитания детей с нарушением опорно- двигательного аппарата во многом изменила профессиональный подход к обучению детей с данной патологией. Педагоги накопили значительный опыт организации реабилитационного маршрута для каждого ребёнка.
В течение последних лет (2008-2013 г.) в образовательном учреждении был разработан командой администраторов и реализовывался командой всех субъектов образовательного процесса проект инновационной деятельности «Безграничные возможности особого ребенка», основу которого составляли содержательные модули.
Структура проекта инновационной деятельности
Результатами работы команды педагогов и медицинского персонала стали:
Модуль 1- разработка собственных методик и технологий коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением ОДА («Программа по коррекции псевдобульбарной дизартрии у младших школьников специальных (коррекционных) школ 6 вида» «Сенсомоторное развитие дошкольников с ДЦП с использованием дидактического оборудования Ресурсной комнаты ОУ», «Учебно-воспитательная здоровьесберегающая технология формирования толерантных отношений в образовательном учреждении для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата» , рабочие программы по всем предметам учебного плана для обучающихся детей с нарушением ОДА) ; адаптация содержания и реализация существующих учебно-методических комплексов.
Модуль 2- построение комфортной архитектурной среды (специально приспособленное здание (пандусы (в том числе откидные); поручни и ручки; адаптированные туалеты с возможностью подъехать к раковине, сменить памперсы, установочное кресло на унитаз; широкая площадка на лестницах для разворота подъемников; широкие дверные проемы; съезды на тротуарах ;располо-жение столов, парт с возможностью проезда коляски; зона для релаксации) ; обеспечение специализированным учебным оборудованием ;обеспечение специальным оборудованием и приспособлениями для адаптации и реабилитации детей во внеучебном пространстве; разработка методического обеспечения по использованию специального оборудования.
Модуль 3- включение детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность; разработка шкал адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции детей с НОДА; взаимодействие в едином образовательном пространстве общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений.
Модуль 4-использование в образовательном процессе современных научно обоснованных достоверных диагностических и коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с НОДА; эффективное взаимодействие участников образовательного процесса с целью повышения качества коррекционных воздействий.
Модуль 5- моделирование специальных форм взаимодействия, направленных на эффективное включение родителей в коррекционное сопровождение ребенка с ОВЗ; подготовка к инклюзивному образованию в общеобразовательных школах.
Дополнительную информацию о реализации содержательных модулей проекта желающие могут получить по адресу: 603128, г.Нижний Новгород, улица Баренца, 4 «а», тел./факс (831) 2264785, (831) 2275430 , e-mail: [email protected]