Методический проект «Организация методической службы в образовательной организации при внедрении ФГОС»

Национальная образовательная инициатива, являясь основным политическим документом государственной образовательной политики, определяет переход от стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов. При этом методическая служба занимает цент...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по модулю вариативная части

курсов повышения квалификации ИОЧ

«Технологии создания педагогических разработок

в рамках инновационных образовательных процессов РФ и региона»

по теме:

«Организация методической службы в образовательной организации

при внедрении ФГОС»



СРОК ОБУЧЕНИЯ: с 21.04 по 25.04.2014 года




Выполнил (а):_Кудряшова Елена Геннадьевна

Методист МБОУ ДПО(ПК) ЦРО г.о.Самара

ТИМО Кировского района

(ФИО полностью, должность, ОО)





2014г.

Оглавление

1. Пояснительная записка.

1.1. Анализ проблемной ситуации в современном образовательном процессе.



1.2. Целевая аудитория

1.3. Цели проекта

1.4. Задачи проекта

1.5. Ожидаемые результаты

2.Основная часть «Содержательно-технологический блок»

2.1.Теоретическое описание модели

(понятия, новизна, идеи, теории, обоснование темы и идеи, и др.);

2.2. Структура и деятельность методической службы ОО

2.2.1 Принципы работы методической службы

2.2.2. Формы методической работы, направленные на повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических и руководящих работников школы

2.2.3. Формы методической работы, направленные на обобщение, представление и распространение опыта инновационной деятельности

2.2.4. Формы информационно-методической работы

2.2.5. Методическое сопровождение Федерального государственного образовательного стандарта осуществляется по следующим направлениям

2.2.6. Ключевые темы методической работы по научно-методическому сопровождению введения ФГОС

2.2.7. Создание условий, обеспечивающих профессиональный рост учителя включает в себя

2.3. Контрольно-оценочный блок

3. Заключение

4. Список использованных информационных источников

Методический проект

«Организация методической службы в образовательной организации

при внедрении ФГОС»

1. Пояснительная записка.

Внедрение ФГОС является сложным и многоплановым процессом.

Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к внедрению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) внедрения ФГОС.

Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению внедрения ФГОС является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.

При введении ФГОС должна быть организована широкая разъяснительная работа среди педагогической общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей.



1.1. Анализ проблемной ситуации в современном образовательном процессе.



В национальной стратегической инициативе "Наша новая школа" обозначены

6 основных направлений развития общего образования:

-переход на новые образовательные стандарты;

-развитие системы поддержки талантливых детей;

-совершенствование учительского корпуса;

-изменение школьной инфраструктуры;

-сохранение и укрепление здоровья школьников;

-расширение самостоятельности школ.



Национальная образовательная инициатива, являясь основным политическим документом государственной образовательной политики, определяет переход от стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов. При этом методическая служба занимает центральное место по разъяснению требований ФГОС, организации образовательного процесса, внедрения и использования современных образовательных технологий, инновационных способов и методов организации учебного процесса.



1.2. Целевая аудитория: педагогические работники, администрация ОО, школьные библиотекари.



1.3. Цели проекта:

- создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой» модели образовательного процесса к «деятельностной»;

- создание условий успешной работы педагогического коллектива в режиме развития;

- создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.



1.4. Задачи проекта:

  • Создать условия для:

- развития вариативности и свободы выбора образовательных траекторий для

субъектов образовательного процесса;

- внедрения технологий системно-деятельностного, компетентностно-ориентированного подхода в образовании для обеспечения формирования базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования);

- обеспечения в ОУ современных условий образовательного процесса в соответствии

с требованиями ФГОС.

  • Обеспечить научно-методическое сопровождение разработки и реализации основной образовательной программы в общеобразовательной организации.



  • Совершенствовать деятельность методических объединений педагогов на этапах планирования учебного процесса, анализа его результатов, коррекции организации учебного процесса по итогам мониторинга и анализа, выстраивание сетевого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

  • Организация повышения профессиональной квалификации педагогов.



1.5. Ожидаемые результаты:

Учитель - ключевая фигура современной школы от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен стать:

  • Креативным

  • Владеющим современными образовательными технологиями

  • Эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся

  • Открытым новшествам

  • Мотивированным на работу с учащимися

  • Способным к личностному и профессиональному развитию







2.Основная часть «Содержательно-технологический блок»

2.1 Теоретическое описание модели

Работа методической службы представляет собой совокупность мероприятий, проводимых в целях овладения педагогами методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеурочной деятельности, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива.

Прежде чем выстраивать научно-методическое сопровождение и обеспечение внедрения ФГОС и правильно организовать методическую работу, необходимо четко понимать значение таких понятий как: сопровождать, сопровождение, научно-методическое сопровождение и обеспечение.

"Сопровождать" - значит следовать рядом, вместе с кем-то, а "Сопровождение" - явление, действие вместе с чем-то.( Толковый словарь Ожегова)

Научно-методическое сопровождение внедрения ФГОС - это правильно организованные действия (процесс) по организации внедрения ФГОС в образовательном процессе.

Научно-методическое сопровождение - процесс, направленный на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности: актуализация и диагностика существа проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе выбора пути, конструирование плана действий и первичная реализация плана.

Методическое обеспечение:

- необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности;

- совместная продуктивная работа методиста и педагога (коллектива);

- апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; - информирование, просвещение и обучение кадров.

Методическая работа - это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья учащихся.

Компетентность - умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Различают образовательную, общекультурную, социально-трудовую, информационную, коммуникативную, компетенции в сфере личностного самоопределения и др.

Методические объединения - это традиционно существующие добровольное объединение педагогов, каждое школьное методическое объединение имеет тему, над которой они работают коллективно. Коллективность методической работы является условием и одновременно показателем эффективности её организации.



2.2. Структура и деятельность методической службы ОО.

2.2.1 Принципы работы методической службы:



Принцип "зоны ближайшего развития" (обоснован Л.С. Выготским для обучения детей).

В качестве "зоны ближайшего профессионального развития" выступает та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, ученых, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом "зона ближайшего профессионального развития" для каждого педагога сугубо индивидуальна.

Реализация данного принципа предполагает:

- изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности педагога

при внедрении ФГОС;(тестирование, мониторинг)

- актуализацию необходимых для профессионального роста знаний и умений (оказание

помощи педагогу в осознании своих профессиональных трудностей и проблем);

- определение индивидуальных задач повышения педагогической квалификации;

- помощь в составлении индивидуальной программы профессионального роста

педагога;

- систематическую оценку решения поставленных задач и реализации программы, их

корректировку.



Принцип стимулирования творческого роста педагогов на основе разработанной системы моральных и материальных стимулов требует создания условий для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, профессионального признания, карьерные мотивы и др.

Реализация данного принципа предполагает:

- систематическое отслеживание результатов деятельности, объективную оценку

профессионального роста педагогов и педагогических коллективов;

- оказание помощи педагогу, педагогическому коллективу в определении тех сфер

деятельности, где можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать

образец решения проблемы для других своих коллег;

- определение системы средств, побуждающих каждого к поиску и творчеству, с учетом

особенностей педагогов, их возможностей;

- разработку положений о коллективных и индивидуальных конкурсах, смотрах по

результатам инновационной, творческой деятельности педагогов.



Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы предполагает, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп.



Реализация данного принципа предусматривает:

- изучение профессиональных проблем, интересов, потребностей педагогов,

их классификацию и определение наиболее распространенных, типичных запросов

педагогов;

- определение востребованной тематики и соответственно различных групповых форм

методической работы;

- предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы

повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах

и в других формах методической работы;

- возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения

квалификации.

Принцип непрерывности и преемственности предусматривает постоянный профессиональный рост педагогов, а также учет уровня их реальной профессиональной подготовки.

Этот принцип предусматривает:

- обеспечение целостности, систематичности методической деятельности в ОО;

- координацию, согласованность деятельности всех субъектов внедрения ФГОС;

- сохранение традиций ранее используемых эффективных форм методической работы,

а также внедрение новых;

- учет опыта, уровня подготовленности педагогов, а также определение перспектив их

профессионального роста,

- выбор форм и методов методической работы, обеспечивающий развитие творческих

способностей и предусматривающий большую самостоятельность и ответственность

педагогов.



2.2.2. Формы методической работы, направленные на повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических и руководящих работников школы:

  • Курсовая подготовка (в том числе, дистанционно);

  • Авторские лекции и семинары;

  • Обучающие семинары;

  • Теоретические и практико-ориентированные семинары (в том числе, в рамках деятельности структурных подразделений методической службы);

  • Участие в работе сетевых сообществ Интернета;

  • Мастер-классы;

  • Самообразовательная деятельность учителя по индивидуальной методической теме;

  • Индивидуальная методическая помощь;

  • Выполнение авторских разработок (образовательных, целевых комплексных программ и др.);

  • Опытно-экспериментальная работа;

  • Диагностика затруднений.

2.2.3. Формы методической работы, направленные на обобщение, представление и распространение опыта инновационной деятельности:

  • Научно-практические конференции;

  • Практические семинары по направлениям образовательной деятельности;

  • Фестивали (например, педагогических технологий);

  • Открытые уроки;

  • Мастер-классы;

  • Творческие отчёты;

  • Конкурсы методических материалов и педагогического мастерства;

  • Презентация авторских разработок (авторских, адаптированных программ, элективных курсов);

  • Публикация авторских разработок, тезисов докладов, статей, конспектов уроков, сценариев мероприятий и др.;

  • Печатные издания школы, в том числе на электронных носителях.

2.2.4. Формы информационно-методической работы:

  • Формирование библиотечного фонда программно-методических материалов, научно-методической литературы;

  • Обеспечение периодическими научно-методическими и специальными изданиями;

  • Создание банков программ, авторских разработок;

  • Создание картотеки, например, программ элективных курсов, электронных ресурсов

  • Разработка памяток и рекомендаций по проведению анализов педагогической и управленческой деятельности по различным направлениям; организации научно-методической и ОЭР;

  • Работа в сети Интернет (использование ресурса интернет как источника информации по определённой теме, переписка, получение информации о конкурсах, конференциях, семинарах, курсовой подготовке и др.);

  • Размещение информации о деятельности методической службы на сайте.

2.2.5. Методическое сопровождение Федерального государственного образовательного стандарта осуществляется по следующим направлениям:



1. Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей введение ФГОС.

2. Создание организационного обеспечения введения ФГОС.

3. Кадровое обеспечение и поддержка педагогов при введении ФГОС.

4. Материально-техническое обеспечение введения ФГОС.

5. Создание информационного обеспечения введения ФГОС.

6. Работа с родителями, общественностью.

7. Организация оптимальной модели внеурочной деятельности.



Организация методической работы в школе по сопровождению введения ФГОС осуществляется в соответствии со следующей структурой:



Директор

Педсовет

Методический совет

Методические объединения учителей

Зам.директора по УВР, ВР

Родительский комитет

Городской методический центр

Совет по введению ФГОС



В школе работает методический совет, руководит которым заместитель директора по УВР. В состав методического совета входят руководители школьных методических объединений и заместители директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе. Методический совет одновременно является координационным советом по введению ФГОС, осуществляет анализ учебных планов, программ, результатов инновационной деятельности учителей и школы в целом.

Для повышения эффективности методической работы постоянно осуществляется взаимосвязь с районным методическим кабинетом. Обязательным звеном методической работы является система повышения квалификации учителей через курсы повышении квалификации, городские и школьные семинары, самообразование.

Коллективность методической работы является условием и одновременно показателем эффективности её организации. Весомый вклад в дело повышения педагогического мастерства педагогов вносят методические объединения учителей.



2.2.6. Ключевые темы методической работы по научно-методическому сопровождению введения ФГОС:

  • реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в деятельности школы, в работе учителя-предметника, классного руководителя. Обновление содержания и технологий образования в контексте введения ФГОС;

  • современный урок и его особенности, проектно-исследовательская и внеурочная деятельность: специфика, способы организации, измерение результативности;

  • технология оценивания универсальных учебных действий, оценка качества образования, совершенствование преподавания, подготовка в ГИА и ЕГЭ;

  • ознакомление с учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС;

  • новая модель аттестации педагогических работников, методы диагностики профессиональных компетенций, качественный анализ практического опыта учителя;

  • мониторинг процесса воспитания, анализ результативности воспитания учащихся, эффективность воспитательного процесса в школе.



2.2.7. Создание условий, обеспечивающих профессиональный рост учителя включает в себя:



1. Планирование работы с педагогическими кадрами:

  • Анализ изучения затруднений учителей

(используемых технологий и форм работы)

  • Постановка целей

(определение содержания того, чем учителя должны овладеть)

  • Персональное определение учителями форм работы, с помощью которых они будут осваивать содержание того, чем не владеют.

  • Подготовка графической матрицы (модели) плана - что? как? когда? кто? где? сколько средств?

  • Организация самопроектирования учителями своей методической работы





2. Руководство работой с педогагическими кадрами.



Стимулирование и мотивация потребности педагога в своем профессиональном росте

Мотивы:

  • мотив самоутверждения,

  • достижения социального успеха,

  • мотив стабильности,

  • защищенности,

  • мотив достижения независимости от кого бы то ни было,

  • мотив реализации себя,

  • мотив саморазвития и т.п.

Стимулирование:

  • материальное

  • моральное



3. Контроль в работе с педагогическими кадрами:

  • Является системообразующим фактором (только контроль обеспечивает обратную связь, которая, в свою очередь, обеспечивает обоснованность планирования методической работы и всех других управленческих действий)

  • Выявляет необходимость принятия срочных мер, когда реальное положение дел с профессиональным развитием учителя не соответствует требованиям ФГОС

  • Формирует информационную базу для компетентной оценки персовала побуждения учителей к продуктивной работе

  • Позволяет выявить наиболее ценный опыт



Основой контроля должны быть - результаты обучения, воспитания, развития учащихся, сохранность их здоровья.



2.3. Контрольно-оценочный блок



Конечно же оценить работу научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального роста педагогических кадров образовательного учреждения можно только при разработанных критериях оценивания методической работы.



Критерий - признак, на основании которого производится оценка чего-либо.



Критерий - это то, позволяет соотнести, увидеть соответствие (или его отсутствие) между целью, задачами и результатом.



2.3.1. Для оценивания методической работы в образовательной организации возможно применение системы следующих критериев:

Критерий количества - количество охваченных методической работой, формальная квалификация педагогов, число авторских образовательных программ и т.п.

Критерий отношения - субъективная оценка педагогами методической работы в школе.

Критерий качества:

  • принятие идеологии ФГОС

  • обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования

  • освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихсяовладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС

Критерий результативности - определяется повышением уровня знаний, мастерства, квалификации.

Критерий рациональности расходования времени предполагает индивидуальный подход к учителям, дифференциацию этого времени в зависимости от степени профессионализма учителя с целью оптимизации этого времени.

Критерий стимулирующей роли методической работы определяется степенью интереса к проводимым мероприятиям.



2.3.2. Методы оценки качества методической работы:

  • Неформализованные интервью

  • Дискуссии

  • Биографические методы исследования (например, биографическое мини-исследование - изобразить на плоскости рост своего профессионального мастерства, отмечая периоды интенсивного или внезапного роста, периоды застоя, спада и те ключевые моменты жизни, которые влияли на рост мастерства)

  • Контент-аналитические исследования (численные оценки встречаемости в текстах того или иного понятия, упоминания, речевого оборота, словосочетания и т.п.). Например, «Чем, на Ваш взгляд, главным образом, должны отличаться формы обучения учащихся в условиях внедрения ФГОС?»

  • Опросы (анкетирование)



3. Заключение.



В результате реализации проекта «Организация методической службы в образовательной организации при внедрении ФГОС» образовательные организации создадут условия для смены типа образовательной деятельности, в образовательном процессе будут использоваться современные инновационные образовательные технологии. У педагогов возрастет потребность в профессиональном росте. Появится возможность выявления и преодоления педагогических проблем на этапе их возникновения. И как следствие, повысится качество предоставляемых образовательных услуг, что повлечет за собой рост конкурентноспособности образовательной организации.



  1. Список использованных информационных источников

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)

standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" oskoluno.ru

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы минобрнауки.рф

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

(утв. Президентом РФ 04 февраля 2010 г. Пр-271) минобрнауки.рф



© 2010-2022