«Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ (VII и V видов) как часть адаптированной образовательной программы»

«Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ (VII и V видов) как часть адаптированной образовательной программы». В школе созданы условия для повышения эффективности обучения и воспитания детей с ОВЗ. Организация инклюзивного образования в школе строится на принципах личностно - ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания образования. В данной адаптированной образовательной программе формируются приоритетны...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»




Денисова Элеонора Викторовна

(МАОУСОШ№5 г. Челябинска)



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


«Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ (VII и V видов) как часть адаптированной образовательной программы» (специфика 03-2015)

по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»











2015 год










Содержание:

Раздел I: Паспорт Программы.

Раздел II: Концептуальные основы работы МАОУСОШ№5 г. Челябинска с детьми ОВЗ.

2.1. Информация о школе

2.2. Характеристика контингента учащихся с ОВЗ.

2.3. Характеристика режима образовательного процесса для учащихся с ОВЗ и детей инвалидов.

2.4. Научно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ.

2.5. Анализ образовательного пространства школы.

Раздел III: Приоритетные направления, цель и задачи работы школы с детьми ОВЗ.

Раздел IV: Основные подходы к организации образовательного пространства школы.

4.1. Содержание образования для детей с ОВЗ.

4.2. Организация психолого - медико - педагогического и социального сопровождения обучающихся с ОВЗ в школе.

4.3. Организация воспитательной работы и дополнительного образования обучающихся с ОВЗ.

4.4. Характеристика видов деятельности и задач, решаемых субъектами образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ.

4.5. Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы.

4.6. Система аттестации обучающихся с ОВЗ.

Раздел V: Контроль и управление реализацией адаптированной образовательной программы.









2



Раздел I: Паспорт Программы.

Наименование программы: Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VII вида) и детей- инвалидов МАОУСОШ№5 г. Челябинска.

Основания для разработки Программы:

  • Федеральный закон«Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 (ст.42, 79);

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена 04 февраля 2010 года, Пр-271);

  • Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «Об утверждении областного базисного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-УП1 видов Челябинской области на 2013-2014 учебный год» от 29 августа 2013 года № 01\3110;

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 06.04.2004 № 26/188-6и «О дополнительных мерах по соблюдению права на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии»

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

  • Устав школы

Заказчик Программы: Учредитель, родители.

Координатор Программы: администрация МАОУСОШ№5 г. Челябинска.

Основной разработчик Программы: администрация, педагогический коллектив МАОУСОШ№5 г. Челябинска.

Стратегическая цель Программы: Создание в МАОУ СОШ№5 г. Челябинска гуманной адаптированной среды для детей с ОВЗ (VII вида) и детей -инвалидов с целью получения качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения в современном социально-экономическом и культурно-нравственном пространстве.

Стратегические задачи Программы:

  • Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

  • Сохранение здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

  • Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ и детей -инвалидов;

  • Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ;

  • Совершенствование системы кадрового обеспечения.

Сроки реализации Программы:

Основные мероприятия Программы:

- Создание в школе условий, необходимых для получения обучающимися с ОВЗ и детей - инвалидов академического уровня общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации данной категории детей в пост школьном пространстве.

- Качественная организация работы социально-психологической службы с учащимися ОВЗ, детьми -инвалидами и их родителями.

- Формирование у школьников умения строить свою жизнедеятельность в культурных, цивилизованных формах: привитие способности к саморегуляции своей деятельности, отношений, поведения; привитие доброжелательности, толерантности,, сострадания, сопереживания.

- Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся.

- Сохранение здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного процесса.

- Качественное повышение уровня профессионализма педагогов, работающих с обучающимися ОВЗ и детьми-инвалидами.

Источники финансирования: внебюджетные средства образовательной организации.

Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности:

  • Построение модели адаптивной школы, обеспечивающей равный доступ к услугам образования детей с ОВЗ (VII вида) с учетом меняющегося контингента учащихся (состав школьников каждый год разный по картине нарушений и отклонений у каждого ребенка)

  • Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого обучающегося на основе использования инновационных педагогических технологий, позволяющих оптимально решать проблему развития личности.

  • Функционирование школы как системы, обеспечивающей формирование жизненно важных компетенций у обучающихся на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности, их успешную самореализацию в социуме.

  • Создание здоровых и безопасных условий труда и учёбы.

  • Создание адекватной системы определения детей с ОВЗ, обеспечение более благоприятными условиями для их развития и включения в общественно полезную деятельность;

  • Укрепление кадрового потенциала школы, совершенствование системы повышения квалификации педагогов школы.

Система организации контроля исполнения Программы: Управление реализацией адаптированной образовательной программы осуществляют администрация школы, Педагогический совет. Контроль хода исполнения адаптированной образовательной программы осуществляет Калининское управление образования Администрации города Челябинска.

Постановление об утверждении Программы: Решение педагогического совета

протокол №2 от 28.08.2014г.; приказ № 79 У §-1 от 28.08.2014г.


Раздел II: Концептуальные основы работы МАОУСОШ№5 г. Челябинска с детьми ОВЗ.

2.1. Информация о школе

Полное наименование образовательной организации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г. Челябинска

Вид

Средняя общеобразовательная школа

Адрес образовательной организации

454084 г. Челябинск, ул. Калинина,28

Телефон/факс (351) 790-87-59

Учредитель

Управление по делам образования города Челябинска

Имеющаяся лицензия на образовательную деятельность

Лицензия серия А № 0000242 (регистрационный номер № 7682), выдана 18 февраля 2011г. Министерством образования и науки Челябинской области

Свидетельство о государственной аккредитации регистрационный №870, серия ОП 005794, выдано 27 декабря 2011г. Министерством образования и науки Челябинской области

Уровень реализуемых образовательных программ

Начальное общее образование

Основное общее образование

Среднего (полного) общего образования

2.2. Характеристика контингента учащихся с ОВЗ.


МАОУ СОШ№5 г. Челябинска является общеобразовательной школой, в которой обучается 951 человек в 34 классах комплектах:

  • 1-4 классы (13 классов) - 364 учащихся

  • 5-9 классах (17 классов)-470 учащихся

  • 10-11 классах (4 класса) - 117 учащихся.

Современные социально-экономические условия, ФЗ «ОБ образовании в Российской Федерации» №273 требуют организации в общеобразовательной школе инклюзивного образования, если есть запрос со стороны потребителей образовательных услуг.

В школе интегрировано в общеобразовательных классах обучаются дети с ОВЗ и дети -инвалиды согласно заявлениям родителей.

Т.О. в состав контингента учащихся с 1по 9 класс дети с ОВЗ (22 человека) и со 2 по 11 класс дети -инвалиды (7 человек). Всего 30 человек из них:

- В начальных классах обучается:

  • детей с ОВЗ (VII вида) - 9 человек

  • детей - инвалидов - 2 человека

- В 5-9-х классах обучается:

  • детей с ОВЗ (VII вида) - 13 человек

  • детей с ОВЗ (V вида) - 1 человек

  • детей - инвалидов - 3 человека

- В 10-11-х классах:

  • детей - инвалидов - 2 человека

Все учащиеся обучаются по общеобразовательным программам.

Социальный состав семей детей с ОВЗ и детей-инвалидов разной категории: благополучные, малообеспеченные, полные семьи, с одним родителем.

2.3. Характеристика режима образовательного процесса для учащихся с ОВЗ и детей инвалидов.

Данная категория детей обучается по общему режиму работы школы.

Регламентирование образовательного процесса на неделю:

- Продолжительность рабочей недели:

5-ти дневная учебная неделя в 1а, 1б, 1в, 2а, 2б, 2в, 3а, 3б, 3в, 4а, 4б, 4в, 4г, 5а, 5б, 5в, 5г, 6а, 6б, 6в, 6г, 7а, 7б, 7в классах (24 класса)

6-ти дневная учебная неделя в 8а, 8б, 8в, 9а, 9б, 9в, 10а, 10б, 11а, 11б классах (10 классов)

- Регламентирование образовательного процесса на день:

  • МАОУ работает в две смены:

обучаются в 1 смену: 1а, 1б, 1в, 2б, 2в, 3б, 4а, 5а, 5б, 5в, 5г, 9а, 9б, 9в, 10а, 10б, 11а, 11б классы (18 классов)

обучаются во II смену: 2а, 3а, 3в, 4б, 4в, 4г, 6а, 6б, 6в, 6г, 7а, 7б, 7в, 8а, 8б, 8в классы (16 классов)

  • продолжительность урока:

1 классы - 35 минут (сентябрь- декабрь) и 45 минут (январь-май)

2 - 11 классы - 45 минут с продолжительностью перемен от 10 до 20 мин.

- Продолжительность учебного года:

в 1-х классах - 33 недели

во 2-х, 3-х, 4-х классах - 34 недели

в 5 - 11-х классах - 35 недель

Период обучения с 1 по 9 класс - 4 четверти, с 10-11 класс - 2 полугодия.

Для обучающихся 1-х классов устанавливаются дополнительные недельные каникулы с 02.02.2015 г. по 08.02.2015 г.

Форма образования - очная.

Объем максимальной учебной нагрузки:

Объем максимальной учебной нагрузки:

Начальная школа:

1кл. - 21ч.,

2кл. - 4 кл.- 23 ч.

Основная школа:

5 кл.-29 ч., 6кл.-30 ч., 7кл.- 32ч., 8 и 9 кл. - 36 ч., 10-11 кл.- 37 ч.

В школе используются следующие формы организации учебного процесса: классно - урочная система, внеурочные виды деятельности в начальных классах:

1. Духовоно-нравственное направление

  • «Азбука нравственности»

  • «Моя первая клумба»

2. Обще интеллектуальное направление

  • «Кем быть?»

  • «Первые шаги в науке»

3. Общекультурное направление

  • «Волшебный мир оригами»

  • «Страна этикета»

4. Социальное направление

  • «Безопасное детство»

  • «Я - гражданин России»

5. Спортивно-оздоровительное направление

  • «Здоровейка»

  • «Подвижные игры»

Внеурочная деятельность организована в разное время в зависимости от смены основных учебных занятий.

Дополнительное образование для учащихся осуществляется через работу по программам дополнительного образования художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, туристко-краеведческой направленности.

Организация учебного процесса ведется с соблюдением мер по охране жизни и здоровья учащихся.

Обучение и воспитание несут развивающий характер, сопровождаются в течение учебного года работой психолого-медико-социальной службы.

Проводятся медосмотры, беседы на уроках и классных часах с приглашением специалистов. На уроках применяются здоровьесберегающие технологии. В школе проходят дни здоровья, спортивные соревнования.

Организованы в летнее время: лагерь дневного пребывания при школе (1-5 класс), профильные отряды для учащихся 6-10 классов.

В школе организовано горячее питание. Предоставляются субсидии местным бюджетом на обеспечение питания детей из малообеспеченных семей и детей с проблемным здоровьем. Т.О., учащиеся с ОВЗ и дети - инвалиды получают бесплатное горячее питание.

В пищевом рационе школьников предусмотрены белковые продукты, овощи и фрукты. Пища содержит растительное масло и витамины, которые повышают сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют правильному развитию и росту ребенка. Медицинский работник и администрация школы регулярно ведут контроль за качеством пищи и её дозировкой. Столовая рассчитана на 180 посадочных мест, питание осуществляется по графику. Обеспеченность посудой 100%. Организацию обедов для учащихся 1-5-х классов осуществляют классные руководители совместно с родителями учащихся.

В образовательном учреждении установлен контрольно-пропускной режим допуска граждан посредством введения административного дежурства и дежурства техперсонала в дневное время и сторожем в ночное. Посторонние лица и представители контролирующих органов регистрируются в журналах.

Предусматривается осуществление постоянного контроля за организацией антитеррористической и противопожарной защищенности школы; проводится разъяснительная работа среди учащихся с ОВЗ и их родителей. Для обеспечения безопасности учащихся ведется постоянный контроль за организованными перевозками учащихся, за безопасным проведением культурно-массовых мероприятий в школе.

С целью отработки алгоритма действий учащихся во время чрезвычайных ситуаций в школе проводятся тренировки. Продолжена работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, пропаганде техники безопасности.


2.4. Научно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ.


Школа, на основании заключения лечебно - профилактического учреждения о наличии заболевания, входящего в перечень, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, справки об инвалидности ребенка, письменного заявления родителей (законных представителей) на имя директора школы может осуществлять обучение учащихся по индивидуальным программам (обучение на дому).

Современные образовательные технологии способствуют созданию благоприятных условий для проявления творческих способностей, раскрытию личностного потенциала каждого учащегося. Для реализации адаптированной образовательной программы начального и основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья используются следующие технологии:

- личностно - ориентированная педагогическая технология;

- информационно - коммуникационные технологии;

-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

-проектные методы обучения;

-технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

-здоровьесберегающие технологии;

-технология учебного исследования;

- технология развивающего обучения;

-технология разноуровневого обучения.

В связи с использованием современных образовательных технологий возрастают требования к профессионализму учителей школы. Педагоги, работающие по адаптированным образовательным программам, в системе повышают свое педагогическое мастерство и осваивают новые технологии.

Психолого - медико-педагогическое сопровождение.

В школе работают педагог - психолог, социальный педагог. В школе функционирует психолого-медико-педагогический консилиум.

Педагогический коллектив школы работает в тесном сотрудничестве с инспектором по делам несовершеннолетних, отделом социальной защиты населения комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые вместе с педагогами школы проводят профилактическую работу с учащимися и их родителями, что позволяет сохранить контингент учащихся. Школа сотрудничает с психолого -медико -педагогической комиссией Калининского района г. Челябинска.

Психолого - медико-педагогическая диагностика:

Социальная:

- посещение семей детей «группы риска» - классный руководитель, социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних (сотрудник полиции);

Педагогическая:

- посещение уроков администрацией школы;

- оценка результатов УУД учащихся через систему контрольных работ;

- анализ результатов промежуточной и государственной (итоговой) аттестации учащихся (педагогический совет, совещания при директоре, заседания методических объединений);

- тестирование уровня воспитанности учащихся.

Психологическая:

-индивидуально по инициативе учителя и письменного согласия родителей учащегося;

Программно-методическое обеспечение

Учитывая контингент детей, обучающихся по образовательной программе коррекционно-развивающей направленности для детей с отклонениями в развитии VII вида, школа использует учебные программы по предметам и учебно-методический комплекс массовой общеобразовательной школы, т.к. специальных программ коррекционно-развивающего обучения для среднего звена, утвержденных Министерством образования и науки РФ, не существует. Для детей с задержкой психического развития создаются условия, соответствующие их особым образовательным потребностям. Эти условия включают, в частности, индивидуальный подход, использование специальных методов работы, изменение планирования учебного материала, адаптацию требований к контрольным работам и т.д., что отражено в рабочих программах, разработанных педагогами.

-УМК и рабочие программы по учебным предметам;

- диагностический и коррекционно - развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога

- цифровые образовательные ресурсы.

Кадровое обеспечение:

Обучение детей с ОВЗ (VII вида) и детей -инвалидов осуществляют педагоги и специалисты, прошедшие обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки. Уровень профессионализма, для каждой занимаемой должности, соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Информационное обеспечение:

- создание информационной образовательной среды для дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

- создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

Учебно - материальное обеспечение школы:

Материально-техническое оснащение школы позволяет обеспечить организацию обучения детей с ОВЗ (VII вида) и детей -инвалидов по общеобразовательным программам. Все предметные кабинеты оснащены ростовой мебелью, имеют освещение и тепловой режим, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям. В распоряжении детей спортзал, библиотека, кабинет информатики.

Общее количество учебных кабинетов для проведения занятий - 33 .

Для проведения информатики и ИКТ оборудовано 2 компьютерных классов. К сети Интернет в учебных целях подключены 88 компьютеров. Для предотвращения доступа учащихся к ресурсам сети Интернет, несовместимым с целями и задачами образования и воспитания, на всех ученических компьютерах установлены СКФ.

Для проведения уроков с использованием мультимедиа презентаций, в школе оснащены 32 кабинета мультимедийным оборудованием, из них 2 интерактивными досками и одно интерактивное устройство в кабинете химии.

Библиотека - информационный центр школы, где сосредоточены 297 электронных пособий по всем предметам учебного плана.


2.5. Анализ образовательного пространства школы.

Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с ОВЗ, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) их жизнедеятельности в школе и направленностью на индивидуальные образовательные стратегии обучающихся.

ФГОС служит реализации права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от тяжести нарушения психофизического развития, способности к усвоению базового уровня образования.

Абсолютная успеваемость учащихся с ОВЗ на протяжении последних лет составляет 100%. В 2013 -2014 учебном году 1 девятиклассница с ОВЗ (VII вида) участвовала в государственной итоговой аттестации на общих основаниях с успешной сдачей экзаменов.

В настоящее время ученица обучается в колледже.

Многолетние наблюдения показывают, что многие дети с ОВЗ, окончив нашу школу, адаптируются социально. Одни из них живут в семьях, проявляя заботу и внимание к своим близким. Другие - создают собственные семьи, воспитывают детей. Большинство выпускников стремится выполнять посильную работу, которая дает им возможность чувствовать себя полезными и нужными людьми, социально самоутвердиться. Коррекционно-воспитательная работа, осуществляемая в общеобразовательных классах школы, дает положительные результаты, хотя, конечно, имеют место и неблагополучные случаи. Задача школы - совершенствовать формы и методы коррекционно-воспитательной работы , в целях обеспечения социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в обществе.

Результаты психолого-педагогической коррекционной работы

В школе созданы условия для повышения эффективности обучения и воспитания детей с ОВЗ: введена система комплексного изучения детей в процессе различных видов деятельности на уроке, во внеурочное время, в семье; объединены усилия педагогов в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с ОВЗ (VII вида); развита система отношений в направлении педагог-ребёнок-родитель.

В классе создаются все условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и детей с ОВЗ, принимая во внимание особенности их развития. Ученики с ОВЗ понимают и усваивают тот учебный материал, который им предлагается , учатся его использовать в самостоятельной практической деятельности. На уроках используется ситуация успеха, что позволяет выработать у ребёнка положительное эмоциональное отношение к процессу обучения.

Школа и в дальнейшем будет осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Результаты воспитательной работы, участие в дополнительном образовании.

Система дополнительного образования в школе реализуется по спортивно-оздоровительному, художественно - эстетическому, туристско - краеведческому, предметному направлениям. Основные цели дополнительного образования:

- приобщение к нравственным и культурным ценностям;

- компенсация ограниченных возможностей детей в условиях общеобразовательной школы;

- развитие творческих способностей; осуществление физического и эстетического воспитания учащихся.

Каждому ребенку в зависимости от индивидуальных психофизических и интеллектуальных особенностей определяются направления коррекционного воздействия в коллективах дополнительного образования.

Зачисление детей с ОВЗ (VII вида) в кружок, секцию, происходит с учетом личных желаний и интересов учащихся и родителей (законных представителей), а также индивидуальных возможностей детей. При приеме в спортивные объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья учащихся.

Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизических особенностей учеников, допустимой нагрузки учащихся. Для школьников среднего и старшего возрастов - 1ч 30 мин (2 урока) Образовательная программа реализуется педагогом посредством выполнения календарного учебного плана занятий в течение учебного года.

Участие детей с ОВЗ и детей- инвалидов в дополнительном образовании: 11 человека посещают кружки и секции при школе, что составляет 38% от числа учащихся данной категории.


Раздел III. Приоритетные направления, цель и задачи образовательного процесса в рамках инклюзивного образования.


Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива с детьми с ОВЗ (VII вида) и детьми - инвалидами определяется в зависимости от специфических характеристик образовательного пространства школы, а именно:

• социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

• индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся с интеллектуальными нарушениями и их родителей;

• реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;

• необходимостью активизировать становление ценностных ориентации обучающихся через систему воспитания и дополнительного образования, обеспечивающую содержательный образовательно - культурный досуг.

Таким образом, организация инклюзивного образования в школе строится на принципах личностно - ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания образования.

В данной адаптированной образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:

• осуществление обучения и воспитания личности, способной адаптироваться к социуму и найти свое место в жизни; сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,

• обеспечение непрерывности начального общего, основного общего образования;

• создание условий для максимально эффективного развития (психических свойств и качеств) и социальной реабилитации учащегося с ограниченными возможностями здоровья, для осознанного выбора им профессии через организацию профессиональной ориентации и трудового обучения и воспитания;

• реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности;

• обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся;

• создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся.

Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного образования могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:

• педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с требованиями образовательных программ;

• психологическая работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и воспитания и комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы;

• дополнительное образование;

• профориентационная работа и трудовое обучение и воспитание, направленная на социализацию учащихся;

• воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентации личности;

• внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни.

Необходимо отметить, что каждое из перечисленных приоритетных направлений очень многогранно. Предполагается корректировка поставленных перед коллективом конкретных задач по мере продвижения к намеченной цели.

Основной целью адаптированной образовательной программы является создание в школе гуманной лечебно - педагогической среды с целью социально -персональной реабилитации детей с ОВЗ (VII вида) и детей - инвалидов с последующей их интеграцией в современном социально - экономическом и культурно -нравственном пространстве.

Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных задач:

  1. Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

  2. Организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с ОВЗ;

  3. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

  4. Создание благоприятного психолого - педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;

  5. Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ и детей - инвалидов;

  6. Совершенствование системы кадрового обеспечения.

Ожидаемые конечные результаты Программы:

Обеспечение повышения качества образования для обучающихся с ОВЗ;

Достижение позитивной динамики коррекционной работы:

- количества детей с диагнозом VII вида на ранней ступени обучения;

- подготовка обучающихся к государственной (итоговой) аттестации;

Взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями по вопросам ранней диагностики отклонений в развитии;

Увеличение числа педагогических работников, задействованных в системе

инклюзивного образования, освоивших современные образовательные технологии, позволяющие работать с детьми ОВЗ - до 30%.

Обеспечение предметов адаптированной образовательной программы электронными образовательными ресурсами до 50%.

Адаптированная образовательная программа МАОУСОШ№5 г. Челябинска:

- первая ступень - начальное общее образование - 4 года,

- вторая ступень - основное общее образование - 5лет.

Содержание подготовки учащихся:

- на первой ступени обучения - педагогический коллектив начальной школы призван:

  • сформировать у детей желание и умение учиться;

  • гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися;

  • помочь детям с ОВЗ приобрести опыт общения и сотрудничества;

  • мотивировать интерес к знаниям и самопознанию, коррегировать нарушенные познавательные процессы;

  • заложить основы формирования личностных качеств;

  • создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия.

- на второй ступени обучения, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для освоения общеобразовательной программы (для детей VII вида)

Раздел IV: Основные подходы к организации образовательного пространства школы.

4.1. Содержание образования для детей с ОВЗ.

Методическая тема школы: «Освоение новых подходов к образованию компетентностного, ресурсного и системно - деятельностного как основной способ совершенствования качества образования - роста результативности, эффективности обучения, воспитания, развития участников образовательного процесса».

Учебный план школы на 2014 - 2015 учебный год является составной частью образовательной программы НОО (1-4кл) и образовательной программы МАОУ СОШ№5 г. Челябинска (5-11 кл).

Школьный учебный план является локальным нормативным актом, обязательным для выполнения всеми педагогическими работниками, учащимися и родительской общественностью. В нём определён состав образовательных областей и учебных предметов, объём учебной нагрузки в соответствии с областным базисным учебным планом.

Школьный учебный план состоит из двух взаимосвязанных частей: инвариантной и вариативной.

Инвариантная часть плана обеспечивает изучение предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования, выполняя функцию государственного образовательного стандарта, обеспечивает право на полноценное образование, сохраняет единство образовательного пространства области, позволяет удовлетворить образовательные потребности жителей города, района, гарантирует овладение выпускниками школы необходимым уровнем образования, обеспечивающим возможности продолжения образования.

Национально - региональный компонент учебного плана отражает социально - экономические, национально - этнические, природно-климатические особенности Челябинской области. Национально - региональный компонент (в объёме 10-15% учебного времени от общего количества часов инвариантной части ОБУП) интегрирован в содержание предметов: «Биология» (6-11 класс), «География» (6-11 класс), «Русский язык» (5-11 класс), «Литература» (5-11 класс), «Обществознание» (5-11 класс), «Музыка» (5-7 класс), «Изобразительное искусство» (5-7 класс), «Технология» (5-11 класс), «Физическая культура» (5-11 класс), «Иностранный язык» (5-11 класс).

Вариативная часть учебного плана обеспечивает реализацию школьного компонента, исходя из основной цели и задач школы.

Цель: создания условий для развития и становление личности ребенка, реализации ее природных, личностных потенциалов и способностей, помогающих реализовать себя в будущем, вырабатывать свою позицию в жизни и способной к сотрудничеству на условиях партнерства, субъект-субъектных отношений, взаимопонимания, взаимопомощи, способной к самосовершенствованию своих личностных и профессиональных качеств.

Основные задачи:

  • Повышение качества образования на основе реализации педагогическими работниками современных педагогических технологий.

  • Оказание образовательных услуг учащимся на основе учёта их интересов, личностных данных: физических, психических, интеллектуальных возможностей.

Вариативная часть ШУП представлена предметами: «ОБЖ» в 5-х, 6-х классах, «Русский язык» в 7-х, 8-х классах; «Математика» в 8-х классах, «Физика» в 8-х классах, « География» в 6-х классах, «Обществознание» в 7,8,9-х классах, «Черчение» в 9-х классах, а также включает элективные курсы для учащихся 9-х, 10-х, 11-х классов в соответствии с выбором учащихся и возможностями образовательного учреждения.

Для учащихся с особыми образовательными потребностями, в соответствии с рекомендациями ПМПК, разработаны индивидуальные программы развития, реализуемые в рамках учебных занятий. Коррекционная работа с учащимися этой группы осуществляется классными руководителями, педагогом - психологом. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья предусмотрен индивидуальный учебный план. Для учащихся с задержкой психического развития предусмотрены индивидуальные занятия.

Школьный учебный план предусматривает пятидневный и шестидневный режим работы учащихся, исходя их психофизиологических и интеллектуальных возможностей учащихся, с учётом результатов социологических опросов учащихся и их родителей.

Промежуточная аттестация во 5-11-х классах проводится по итогам первого полугодия; по итогам учебного года во 5-8-х, 10-х классах в следующих формах:

Государственная (итоговая) аттестация в 9-х, 11-х классах проводится в соответствии со сроками, установленными Министерством образования и науки РФ.

Программно-методический комплекс полностью соответствует требованиям ФКГОС, входит в Федеральный перечень учебников и обеспечивает реализацию образовательной программы школы.

Характеристика структуры школьного учебного плана.

Содержание и логика учебного плана отражают цели и задачи Программы развития школы с учётом специфики региона и направлены на формирование общей культуры личности обучающихся на основе реализации федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего общего образования, их адаптации к жизни, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

2. Основное общее образование обеспечивает освоение образовательных программ основного общего образования и формирование личности обучающихся, их склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.

Для реализации задач основного общего образования в основной школе содержание образования представлено следующими образовательными областями, которые конкретизированы предметами областного базисного учебного плана. Образовательная область «Филология» представлена предметами: русский язык, литература, иностранный язык (английский, немецкий, французский).

Образовательная область «Математика» представлена в основной школе учебными предметами: «Математика» (5-6 класс), предмет «Математика» в 7-9 классах является интегрированным, состоящим из двух разделов - «Алгебра» и «Геометрия». Вариативно - индивидуальная часть учебного плана направлена на решение задач по развитию интереса учащихся, расширению и углублению знаний, умений и навыков по математике. В 8 классе предусмотрен дополнительный час на раздел «Алгебра» в целях реализации 6 часовой программы по математике с учётом психофизиологических особенностей учащихся 8 классов.

Образовательная область «Обществознание» в основной школе представлена учебными предметами: история, обществознание, география, природоведение.

Историческое образование представлено курсами: всеобщая история и история России, обеспечивающими реализацию федерального компонента государственного стандарта.

Географическое образование представлено курсами «Физическая география», «География России», которые способствуют формированию географической картины мира на основе усвоения системы знаний о природе, населении и хозяйстве. В 6-х классах введён дополнительный час за счёт часов школьного компонента в соответствии с приказом МО и Н Челябинской области от 30.05.2014 №01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования».

В 5-9-х классах введёны (в соответствии с ОБУП) предмет «Обществознание» (1 час в неделю), в 5-х классах «Природоведение» (2 часа в неделю), что позволяет расширить знания о многообразии веществ и явлений природного мира, первоначальных представлений между миром природы, деятельностью человека и изменениями в окружающей среде. В 7-8-х классах предусмотрен дополнительный час на предмет «Обществознание» в целях более полного освоения программы по предмету, развитию умения формулировать и аргументировать собственное суждение по актуальным проблемным вопросам общественной жизни. В 9-х классах введён дополнительный час за счёт часов школьного компонента в соответствии с приказом МО и Н Челябинской области от 30.05.2014 №01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования».

Образовательная область «Естествознание» представлена предметами: биология, химия, физика. В целях расширения практической направленности изучаемого материала, учебным планом предусмотрен дополнительные часы на изучение предметов «Физика»в 8 классе .

Образовательная область «Искусство» представлена предметами «Музыка» (5-7 класс), «Изобразительное искусство» (5-7 класс), «МХК» (8 -9 класс).

Образовательная область «Физическая культура» представлена предметом «Физическая культура» и «ОБЖ»

Предмет «Физическая культура» преподаётся в объёме 3 часов в неделю.

В 5-х, 6-х классах преподавание предмета «ОБЖ» ведётся за счёт часов вариативной части учебного плана. В 8 -х классах введён 1 час ОБЖ в соответствии с ОБУП (приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01/1839 от 30.05.2014 года «О внесении изменений в ОБУП для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования»

Образовательная область «Технология» в основной школе представлена учебными предметами: «Технология», «Черчение». Предмет «Технология» предусмотрен в учебных планах 5-9 классов. Предмет «Черчение» предусмотрен в учебном плане для 9-х классов и преподаётся за счёт часов вариативной части ШУП в соответствии с социальным заказом.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области №04-997 от 16.06.2011 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год), в целях организации предпрофильной подготовки, в учебный план 9-х классов введены следующие элективные курсы:

1. «Математика во всём своём великолепии». Автор Терентьева И.М. академия новых технологий, Челябинск, 2005 год

2. «Это непростое простое сочинение». Автор Сорокина И.А., Зеленская И.Г. -Челябинск, 2005 год

3. «Химия в расчётах и задачах». Автор О.Ю. Косова. - Челябинск, 2006 год

4. «В здоровом теле здоровый дух» Автор Кулькова В.И. - Челябинск, ИДППО, 2006 г

5. Бизнес - удел смелых (основы предпринимательской деятельности). Автор А.Е. Федосеенкова. Элективные образовательные программы предпрофильной подготовки. По итогам областного конкурса 2004 года. Сборник. Часть 4. Раздел 2.

6. Прикладное творчество. Автор Н.А. Паршина Элективные образовательные программы предпрофильной подготовки. По итогам областного конкурса 2004 года. Сборник. Часть 4. Раздел 11.

7. Путешествие по Объединённому Королевству. Страноведение. Автор Бусова С.Ю. -Волгоград, Корифей, 2006 год.

8. «Организация физического эксперимента». Автор Симонян Л.Я. - г. Челябинск, 2004 год

9. «Мой выбор». Автор Ахметова И., Иванова Т.И. - Москва, 2003 год

10. «Русское правописание». Составитель С.И. Львова - М., Просвещение, 1992 год

11. «Многоаспектный анализ текста» Автор А.А. Губарева. Ж.: Профильная школа, №4, 2005 год

12. «Измерение физических дисциплин». Авторы: С.И. Кабардина, Н.И. Шефер. Программы элективных курсов. Физика, М., дрофа, 2005 год

Предпрофильная подготовка и профориентационная работа осуществляется в объёме 2-х часов в соответствии с ОБУП, а также преподавателями технологии на учебных занятиях по предмету, классными руководителями, педагогом - психологом.

3. Среднее общее образование обеспечивает функциональную грамотность, социальную адаптацию обучающихся, обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием, готовит выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Учебный план 10-х, 11-х классов сформирован на основе выбора различных сочетаний базовых предметов и элективных курсов.

Образовательная область «Филология» представлена предметами: русский язык, литература, иностранный язык.

С учётом рекомендаций ОБУП в учебный план 10-х, 11-х классов введён учебный предмет «Русский язык» на базовом уровне в объёме 1 часа в неделю, предмет «Литература» в объёме 3 часов в неделю. В 10-11х классах в целях подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации, наиболее полного освоения программы введён дополнительный час на изучение предмета «Литература», 1час на изучение предмета «Русский язык» за счёт часов школьного компонента. Русский язык выполняет определяющую роль в формировании и совершенствовании общеучебных умений и навыков. Содержание предмета предполагает воспитание школьника - гражданина и патриота России, формирование любви и уважения к русскому языку как родному и как государственному, развитие духовно - нравственного мира школьника, его национального самосознания.

Предусмотрено введение в учебные планы 10-х, 11-х классов в качестве обязательного учебного предмета «Иностранный язык» в объёме 3-х часов в неделю в связи с реализацией задачи «обеспечения освоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне».

Образовательная область «Математика» представлена в средней школе предметами: «Математика» , который состоит из двух разделов : «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия», «Информатика и ИКТ»

В учебный план 10-х, 11-х классов (универсальных) включен обязательный интегрированный («Алгебра», «Геометрия») учебный предмет на базовом уровне «Математика» в объёме 5 часов. В целях наиболее полного освоения программы по геометрии, рассчитанной на 2 часа в неделю, в учебные планы 10-х, 11 классов введён дополнительный час на реализацию программы по предмету «Геометрия» за счёт часов школьного компонента. Предмет «Информатика и ИКТ» преподаётся в объёме 2 часа в неделю (1 час на базовом уровне, 1 час за счёт часов школьного компонента), в целях наиболее полного усвоения программы, предусматривающей освоение учебного материала в объёме 2-х часов в неделю.

В средней полной школе историческое образование в рамках образовательной области «Обществознание» представлено курсами истории России и всеобщей истории на углублённом проблемно - теоретическом уровне. Второй составляющей эту область является интегрированный предмет «Обществознание», на который отведено по 2 часа в неделю. Предмет включает разделы «Экономика», «Право».

Географическое образование представлено курсами «Экономическая и социальная география» в 10-х, 11-х классах (1 час в неделю).

Образовательная область «Естествознание» включает предметы: химия, физика, биология, учебная нагрузка по которым позволяет реализовать федеральный компонент государственного стандарта содержания образовательных программ, перечисленных предметов.

В учебных планах 10-х, 11-х классов предусмотрено изучение предметов «химия», «биология» на базовом уровне (1 час в неделю). За счёт часов школьного компонента выделено по 1 дополнительному часу на изучение биологии, химии в 10-х, 11-х классах в целях реализации программ в полном объёме.

На изучение предмета «физика» в 10-х, 11-х классах выделено 2 часа в неделю.

Образовательная область «Искусство» представлена в инвариантной части учебных планов предметом «Мировая художественная культура» в 10-х, 11-х классах.

Образовательная область «Физическая культура» представлена учебными предметами: «Физическая культура» в объёме 3 часов в неделю, «ОБЖ» - в объёме 1 часа в неделю в 10-11-х классах

Образовательная область «Технология» представлена предметами: «Технология» в 10-х классах и в 11-х классах в объёме 2 часов в неделю (1 час реализуется за счёт часов школьного компонента в соответствии с решением коллегии МОиН Челябинской области от 25.03.2008 №2/1 «Об организации трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации учащихся»)

На основе анализа образовательных потребностей обучающихся, возможностей школы сформированы учебные планы 10-х, 11-х классов, которые представляют собой учебные планы для универсального обучения: базовые учебные предметы представлены в объёме 27 часов в неделю, предметов школьного компонента в объёме 10 часов в неделю (в т.ч. элективные курсы).

С целью усиления содержания базовых учебных предметов, профессиональной ориентации учащихся в учебный план включены элективные курсы по выбору:

1.Геометрия - это интересно. Автор: Терентьева И.М. Курс обеспечивает для школьников повышенный уровень изучения геометрии, даёт возможность «взглянуть» на предмет геометрия с другой стороны. Курс делится на два модуля, каждый из которых содержит по 17 часов.

2. «Биогенные элементы». Автор Косова О.Ю. Целью изучения курса « Биогенные элементы» является предоставление возможности удовлетворить индивидуальные интересы учащихся. Основная задача курса - помочь ученику в выборе профиля дальнейшего обучения. Содержание программы, опираясь на базовый курс химии, способствует углублению знаний учащихся, формирует у них умения и навыки выполнения химического эксперимента, развивает их способности и укрепляет желание учащихся в выборе профильного обучения.

3. «Русское правописание». Составитель С.И. Львова. М., Мнемозина, 2009 год. Особенностью данного курса является его ориентированность на совершенствование умений в области письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией родного языка предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию.

4. «Методы решения физических задач». Автор Зорин Н.И. М., ВАКО, 2ентиров007 год. Элективный курс ориентирован на развитие у школьников интереса к занятиям, на организацию самостоятельного познавательного процесса и самостоятельной практической деятельности: использование приобретённых знаний и умений для решения практических, жизненных задач.

5. «Замечательные неравенства: их обоснование и применение» Автор Гомонов С.А. Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Математика»/Министерство образования Р.Ф.- Национальный фонд подготовки кадров. - М.: Вита-пресс, 2004.

Программно-методический комплекс полностью соответствует требованиям ФКГОС, входит в Федеральный перечень учебников и обеспечивает реализацию образовательной программы школы.

Для учащихся с ОВЗ, обучающихся на дому, составляется индивидуальный учебный план. Индивидуальный учебный план (ИУП) - совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения учащимся с ОВЗ из учебного плана общеобразовательной организации, составленного на основе федерального Базисного учебного плана. Он обеспечивает возможность достижения Требований стандарта при сохранении вариативности образования.

4.2. Организация психолого - медико - педагогического и социального сопровождения обучающихся с ОВЗ в школе.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение для детей с ОВЗ организовано в школе с целью изучения личности, выявления возможностей ребенка и выработки форм и методов организации образовательного процесса. Реализация указанных направлений деятельности, дозирование учебной нагрузки, домашних заданий, контроль за санитарно-гигиеническим состоянием здания школы проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологические требованиями, что позволит стабилизировать показатели здоровья учащихся.

Организация образовательного процесса строится на основе здоровьесберегающей технологии. Состояние здоровья учащихся и структура заболеваемости в школе традиционно будет контролироваться медицинским работником школы в рамках плановых медосмотров и текущих наблюдений, администрацией школы.

Образовательная программа школы, реализуя приоритетное направление инициативы «Наша новая школа» по сохранению здоровья школьников, предусматривает постоянный контроль за показателями здоровья учащихся посредством проведения регулярных медицинских осмотров, диспансеризации, пропаганды здорового образа жизни, воспитание ответственности учащихся за свое здоровье, предоставление возможности занятий физической культурой.

Школа продолжит работу по осуществлению психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся на протяжении всего периода обучения, консультированию всех участников педагогического процесса.

В школе есть квалифицированный медицинский работник, сложилась система лечебно - оздоровительной работы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, которая включает в себя следующие мероприятия: мониторинг состояния здоровья учащихся; просветительскую работу с учащимися и родителями; создание здоровьесберегающей среды, предполагающей соблюдение охранительного режима, санитарных норм и правил, введение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, проведение спортивных мероприятий и праздников.

Разработаны школьные программы «Здоровье» и «Здоровое питание».

Задача школы - усилить работу по сохранению здоровья школьников. Внедрять в практику работы всех педагогов школы здоровьесберегающие технологии.

Все педагоги, работающие с детьми ОВЗ, ведут наблюдение за развитием, особенностями психических функций каждого ребенка , фиксируют в Индивидуальной программе развития, что позволяет всем педагогам изучить прошлый опыт и на нем строить коррекцию и проводить корригирующие мероприятия.

Социально-педагогическое сопровождение обучающегося осуществляется педагогами, классными руководителями и педагогом -психологом.

В школе уделяется большое внимание профилактике правонарушений, ведется индивидуальная работа с учащимися группы риска, среди этих учащихся нет детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Осуществляется контроль посещаемости данными учащимися школьных занятий, организуются встречи с инспекторами КДН, встречи с родителями, консультации, обследование семей. Проводятся классные часы по защите прав детей, предупреждению правонарушений и преступлений, профилактике курения и алкоголизма, токсикомании и наркомании среди учащихся разных категорий.

На психолого-медико-педагогическую службу возложена обязанность:

• отслеживать уровень психического и психологического развития учащихся;

• вести коррекцию познавательных процессов, личностного и эмоционально-волевого развития детей,

• оказывать психологическую помощь учащимся, имеющим трудности в поведении и общении;

• своевременно выявлять социально-дезодаптированные семьи и оказывать психологическую поддержку детям из них;

• вести мониторинг уровня физического здоровья детей с последующими рекомендациями по снижению (в случае необходимости) объема домашних заданий, выбора форм занятий, перевода на индивидуальный учебный план.

Изучив особенности развития детей с ОВЗ посредством бесед с учениками, родителями, заключения ПМПК, на каждого ученика составляются характеристики, определяются цели и задачи развития ученика, которые отражаются в индивидуальной карте развития ребенка. Индивидуальная карта развития составляется с учетом рекомендаций узких специалистов, на основе изучения заключения районного ПМПК.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ отражается в календарно - тематическом планировании (указываются темы, которые изучаются в ознакомительной форме и в своем темпе), поурочном планировании (указывается коррекционно-развивающая цель; заносятся блоки индивидуальных заданий; разноуровневое домашнее задание, которое фиксируется в классном журнале). Следует отметить, что коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать учителя на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр.


4.3. Организация воспитательной работы и дополнительного образования обучающихся с ОВЗ.

Воспитательная работа в школе с детьми с ОВЗ рассматривается как наиболее важное взаимодействие и сотрудничество всех субъектов учебно-воспитательного процесса в культурной среде. Моделируемая нами культурная среда школы ориентируется в первую очередь на нравственное саморазвитие и самоопределение школьников в ходе овладения знаниями, на развитие их мышления, чувств и личного опыта.

Чтобы преодолеть социальную изоляцию детей с ОВЗ и детей -инвалидов, мы расширяем воспитательное пространство школы за счет дополнительного образования.

Педагогический коллектив продолжит работу по принятой в 2010 году Воспитательной системе. Воспитательный процесс осуществляется по следующим целевым программам: «Знание», «Здоровье», «Отечество», «Культура. Досуг».

Система дополнительного образования школы включает в себя творческие и спортивные объединения, охватывает все группы обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов с 1-11 класс: хореография «Акварель» -1-9 классы, вокальная группа «Спектр» -5-11 кл., школьный хор - 1-4 кл., театральная студия «Стульчики» - 1-5 кл., «Путешествие в мир музея» - 6-7 кл., «Экскурсовод» - 8-9 кл., Клуб «Поиск»- 10-11 кл., школьное телевидение - 7-11 кл., ИИД - 5 -7 кл. Спортивные секции: легкая атлетика -1-4 кл., скалолазание - волейбол 3 - 8 кл, баскетбол - 6-8 кл., хоккей - 2-5 классы.

Платные образовательные услуги предоставляются для всех желающих:

-ОИВТ - 1-4 кл.;

- Логика -1-4 кл.;

- легоконструирование - 3-6 кл.;

- хореография «Акварель»-1-4 кл;

- ИЗО - студия - 1-4 кл.;

- Углубленное изучение предметов - 5-11 класс (русский язык, математика, английский язык, история, обществознание, биология, физика)

Организация дополнительного образования, связанного с внеурочной работой, повышает эффективность педагогического процесса, позволяет осуществлять не только подготовку учащихся к школе, но и включать ребят в жизнь, дает возможность коррегировать нарушенное развитие учащихся.

Занятия по программам дополнительного образования проводятся как в школе, так и вне школы ( Библиотека им А.П. Гайдара, «Юношеская» библиотека, кукольный театр, Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской и т.д).

Организуя дополнительное образование детей с ОВЗ и детей - инвалидов в школе, осуществляя выбор форм проведения занятий, отбирая содержание образования, педагогический коллектив ориентируется на требования педагогической целесообразности организации детей. Существенным моментом является то, что, на наш взгляд, дополнительное образование не есть что-то второстепенное по отношению к базовому, а является логическим продолжением его. Дополнительное образование несет на себе основную ответственность за обновление содержания образования и его индивидуализацию. Выбирая из предложенных занятий то, которое больше всего отвечает индивидуальным интересам, возможностям и способностям, ученик реализует внутреннее желание деятельности и интерес к ней.

4.4. Характеристика видов деятельности и задач, решаемых субъектами образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ.

Начальное общее образование

Виды деятельности младшего школьника:

• индивидуальная и коллективная учебная деятельность

• игровая деятельность

• творческая деятельность

• трудовая деятельность

• спортивная деятельность

Образовательные задачи обучения:

-формировать обще учебные навыки, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе;

-воспитать умение учиться - способность к самоорганизации с целью решения

учебных задач;

-всестороннее развивать личность ребёнка.

Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности

• научиться решать поставленные учителем цели;

• научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и поступки;

• овладеть самостоятельными и коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;

• овладеть различными видами деятельности;

• приобрести опыт взаимодействия с окружающими, освоить нормы этикета,

научиться правильно выражать свои мысли и чувства.

Задачи, решаемые педагогами:

• реализовать образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, игры, практики, конкурсы, соревнования)

• обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности игровой на учебную.

• обеспечить условия формирования учебной деятельности, для чего организовать постановку учебных целей, побуждать и поддерживать детские инициативы, осуществлять функции контроля и оценки.

Основное общее образование

Виды деятельности школьника:

• индивидуальная и коллективная учебная деятельность

• проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта,

• социальная деятельность,

• творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самосознание,

• спортивная деятельность

Задачи в области воспитания:

- Формировать умения самовоспитания, самообразования, обеспечить условия для максимальной самореализации.

- Формировать умение использовать нравственные знания и соотносить их со своими поступками.

- Закреплять в духовном сознании ученика с задержкой психического развития групповые нормы гуманного отношения, миролюбия, гуманистических установок и привычек через доступные формы социального поведения.

Задачи в области психического развития:

- Составлять личностно - ориентированные программы самосовершенствования по разделам и периодам развития школьников.

- Обеспечивать совместно с медицинским сопровождением систематическую реабилитацию психического здоровья детей с задержкой психического развития.

- Обеспечить каждому ребенку индивидуальную компенсаторную психологическую поддержку.

Задачи в области социализации:

- Развивать потребность в расширении адекватных социальных контактов, снимать у учащихся коммуникативную тревожность.

- Готовить учащихся к профессиональному и жизненному выбору

Задачи, решаемые педагогами:

• реализовать образовательную программу основной школы в разнообразных организационно-учебных формах;

• подготовить учащихся к выбору профессии;

• организовать систему социальной жизнедеятельности;

• создать пространство для реализации подростков, проявления инициативных действий, адаптации в обществе.


4.5. Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы.

Подбор образовательных технологий основан на учете психофизиологических особенностей учащихся с ОВЗ(VII вида) и детей - инвалидов своей образовательной деятельности, направленной на гармоничное развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, учителя используют следующие педагогические технологии:


Традиционные технологии:


обязательные этапы на уроке:

- проверка усвоения пройденного;

- объяснение нового материала;

- закрепление полученных знаний;

- домашние задания

Технологии активных форм и методов:


виды уроков:

- уроки - путешествия;

- уроки-сказки;

- игра по станциям;

- путешествие

Технологии активных форм и методов:


- игровые технологии;

- проектная технология;

- работа в парах и группах

Здоровьесберегающие технологии:


- технология обеспечения двигательной активности (В. Ф. Базарного)

Авторские педагогические технологии:


- технологии личностно-ориентированного подхода И.С. Якиманской

Технологии организации внеучебной деятельности:

- коллективно-творческие дела И. П. Иванова


4.6. Система аттестации обучающихся с ОВЗ.

Аттестация учащихся с ОВЗ проводится в форме текущей и промежуточной аттестации в соответствии с локальными нормативными актами.

В МАОУ СОШ №5 г. Челябинска принята 5-бальная система отметок всех работ детей с ОВЗ. Требования, предъявляемые к учащимся, согласуются с требованиями образовательных программ и рекомендациями по оценке знаний, умений и навыков учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутренней системы оценки качества образования.

По результатам освоения основной общеобразовательной программы учащиеся с ОВЗ, обучающиеся в условиях общеобразовательных классов, проходят государственную итоговую аттестацию и получают аттестат об основном общем образовании.

1. Промежуточная аттестация учащихся 1-9 классов проводится по итогам первого полугодия, по итогам года в виде контроля в различных формах по предметам учебного плана.

Промежуточная аттестация в 10-11 классах проводится в виде зимней и летней сессии по предметам учебного плана.

2. Форма проведения промежуточной аттестации определяется учебным планом образовательной организации на текущий учебный год.

3. К промежуточной аттестации допускаются все учащиеся 1-11 классов. Учащиеся, отсутствующие в период проведения аттестации по уважительной причине, могут быть освобождены от процедуры аттестации при условии удовлетворительной успеваемости по предметам.

4. В целях координации, регулирования и проведения промежуточной аттестации 10-11 классов создаётся аттестационная комиссия, в состав которой входят заместитель директора по УВР, руководители методических объединений учителей, учителя - предметники. Состав комиссии утверждается директором образовательного учреждения.

5. Итоги аттестации обучающихся 2-11 классов оцениваются по 4-бальной системе (5-«отлично», 4- «хорошо», 3-«удовлетворительно», 2- «неудовлетворительно»). Отметки учащихся 2-9 классов выставляются в классные журналы в течении 2 -х дней. Отметки обучающихся 10-11 классов по результатам зимней и летней сессии выставляются в классные журналы и в протоколы экзаменов в течении 2 -х дней. Итоги промежуточной аттестации обучающихся отражаются отдельной графой в классных журналах в разделах тех предметов, по которым она проводилась в соответствии с графиком контрольных работ. Промежуточная аттестация обучающихся 1-х классов осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, Образовательной программой начального общего образования без фиксации достижений обучающихся в классных журналах в виде отметок по 4-балльной шкале

6. Расписание сессий составляется заместителем директора по УВР, утверждается директором, доводится до сведения учащихся и родителей не позднее, чем за 2 недели до начала аттестации. Промежуточный контроль во 2-9-х классах осуществляется в соответствии с графиком контрольных работ, утверждаемом директором образовательного учреждения.

7. Зимняя сессия учащихся 10 -х классов включает два обязательных экзамена по русскому языку и математике; для 11-х классов - два обязательных экзамена по русскому языку и математике, один экзамен - учебный предмет по выбору из числа предметов учебного плана.

Летняя сессия учащихся 10-х классов включает два обязательных экзамена по русскому языку и математике и один экзамен по выбору из числа предметов учебного плана.

8. Экзаменационные материалы согласуются с руководителями методических объединений, утверждаются директором образовательного учреждения

9. Итоговая оценка по предметам во 2-9 классах определяется с учётом текущих и итоговой контрольной работы.

Положительная полугодовая и итоговая отметка за учебный год не может быть выставлена при неудовлетворительном результатах контрольных работ по предмету.

Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам, курсам, дисциплинам образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.

Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине не более двух раз в сроки, определяемые администрацией, в пределах одного года с момента образования академической задолженности, не включая период болезни обучающегося

10. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз в образовательной организации создаётся комиссия

11. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, переводятся в следующий класс условно.

12. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента её образования, по усмотрению их родителей оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого- медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

Освоение адаптированной образовательной программы основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией. Порядок проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9 и 11классов осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Основные виды контроля в урочной деятельности:

- входной контроль, имеет диагностические задачи и осуществляется в начале учебного года;

-текущий, осуществляется поурочно;

-рубежный контроль осуществляется по итогам изучения темы, раздела, курса, четверти.

Письменные и устные работы включают проверку сформированности предметных результатов. Оценка за итоговую проверочную работу фиксируется учителем в журнале и учитывается при выставлении отметки за аттестуемый период.

Итоговый (годовой) контроль предполагает комплексную проверку образовательных результатов в конце учебного года. Оценка за итоговую работу фиксируется учителем в журнале и учитывается при выставлении оценки за год. При этом используются разные формы контроля:

  • Контрольные работы;

  • Тематические проверочные работы;

  • Самостоятельные работы;

  • Практические работы;

  • Творческие работы;

  • Тестовые задания;

  • Устные ответы на уроках и т.д.

Во внеурочной деятельности: оценка степени участия учащихся в конкурсах, соревнованиях и т.д.



Раздел V: Контроль и управление реализацией адаптированной образовательной программы.

Контроль реализации образовательной программы основывается на системе управления школой, исходит из необходимости постоянно осуществлять научно-педагогический поиск в выбранном направлении, корректировать программы обучения, воспитания и развития, осуществлять методическое сопровождение образовательного процесса. В управление школой на полноправной основе включается методический совет, являющийся одновременно и экспертным советом.

Педагогический совет школы проводит экспертную оценку программ, учебных планов, внедряемых в образовательный процесс, на основе анализа результатов деятельности коллектива по всем направлениям. Педагогический совет дает научное обоснование рекомендации по изменению содержания образования, выбора средств и методов обучения, воспитания, развития.

Система дополнительного образования и воспитания реализуется при достаточном количестве ставок педагогов дополнительного образования. Ответственность за эффективность дополнительного образования несут непосредственные руководители секций, кружков, клубов. Принцип управления школой заключен в Уставе Школы.

Система внутришкольного контроля включает в себя мероприятия, позволяющие получить реальные данные по состоянию образовательного процесса в школе в целом.

Цель внутришкольного контроля: обеспечить уровень преподавания и качества обучения, воспитания и развития учащихся соответствующие требованиям, предъявляемым к коррекционному образованию и позволяющие создать гуманную коррекционно-развивающую образовательную среду.

Задачи внутришкольного контроля:

• осуществлять контроль за достижением учащегося уровня обученности в соответствии с требованиями образовательных программ;

• осуществлять контроль за обеспечением содержания образования в соответствии с требованиями образовательных программ;

• осуществлять контроль за выполнением программ инвариантной части учебного плана;

• осуществлять контроль за выполнением программ вариативной части учебного плана;

• предъявлять требования к преподаванию, соответствующего программе развития целостной образовательной среды;

• осуществлять контроль за качеством преподавания, методическим уровнем и повышением квалификации педагогов;

• осуществлять контроль за организацией преемственности в преподавании и обучении между I, II ступенями обучения;

• осуществлять контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований к образовательному процессу;

• осуществлять контроль за осуществлением взаимосвязи основного базового и дополнительного образования.

Реализация мероприятий по осуществлению внутришкольного контроля позволяет иметь данные о реальном состоянии образовательного пространства школы. Проводимый в рамках внутришкольного контроля мониторинг включает в себя проверку, оценку и сопоставление количественных и качественных результатов обученности, воспитанности и развитии учащихся, эффективности коррекционной и лечебно-оздоровительной работы, роста профессионального мастерства учителей. Мониторинг проводится как по промежуточным, так и по конечным результатам. Такой подход позволяет своевременно корректировать темпы прохождения программ, содержание образования, выбор форм, средств и методов обучения.

Главным итогом проведенного внутришкольного контроля будет достижение всеми учащимися уровня обученности, соответствующего его психофизическим возможностям, готовность учащихся к освоению профессии.

Внутришкольный контроль за образовательным процессом осуществляется по традиционным направлениям:

1. Контроль за качеством преподавания.

• выполнение учебных программ;

• эффективность урока;

• методический уровень учителя, рост профессионального мастерства;

• обеспеченность учебным и дидактическим материалом;

• индивидуальная работа с детьми;

• соответствие преподавания Программе развития школы;

• выполнение санитарно - гигиенических требований.

2. Контроль за качеством обучения.

• уровень знаний, умений и навыков учащихся;

• достижение государственных образовательных стандартов;

• навыки самостоятельного познания учащихся;

• готовность к освоению содержания образования по предметам художественно - эстетического цикла.

3. Контроль за ведением школьной документации.

• ведение школьных журналов;

• ведение ученических дневников;

• ведение ученических тетрадей;

• оформление личных дел учащихся.

План работы внутришкольного контроля согласуется с приоритетными направлениями работы Школы. Формирование плана внутришкольного контроля производится на основе анализа данных диагностических срезов знаний, мониторинга образовательной деятельности школы. Ежегодный план внутришкольного контроля является самостоятельным локальным актом школы.

Модель выпускника школы

Выпускник начальной школы -это ученик,

который успешно освоил образовательную программу начальной школы;

у которого есть потребность выполнять правила для учащихся;

у которого есть опыт участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, который способен сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;

который стремится к здоровому образу жизни, хочет стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.

1. Воспитанник школы:

  • овладение общеучебными умениями и навыками;

  • овладение навыками общения и основами гигиены и здорового образа жизни,

  • сформированность психических процессов;

  • восприятие и понимание таких ценностей, как «школа», «учитель» «товарищ»;

  • соблюдение порядка и дисциплины в школе и общественных местах.

2. Семьянин:

  • восприятие себя членом семьи;

  • психофизическое здоровье.

3. Член сообщества:

- овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками:

  • умение говорить, слушать, сопереживать, сочувствовать;

  • наличие потребности выполнять правила для учащегося, умение и стремление различать хорошие и плохие поступки людей;

  • правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников.

4. Челябинец:

  • восприятие и понимание таких ценностей, как Родина, знание истории и традиций родного города, области;

  • трудовая активность.

5. Гражданин:

  • проявление внимания и интереса к другим людям, окружающей природе,

  • животному миру, обретение опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, активное участие в жизнедеятельности класса и школы.

6. Индивидуальность:

развитие нравственных и эстетических начал личности.

Выпускник основной школы - это социально адаптированный человек, соблюдающий нормы общественного поведения, владеющий коммуникативными навыками. Это профессионально - определившаяся личность с развитыми творческими способностями; личность, умеющая принимать решения с учетом жизненных обстоятельств и реализовать свои способности наиболее эффективными для себя и окружающих способами, ведущими к постоянному успеху, самореализации и самоактуализации.

1. Воспитанник школы:

  • уровень образовательных способностей, успеваемость;

  • участие в коллективных, творческих делах школы;

  • внешностные показатели поведения;

  • сформированность психических процессов.

2. Семьянин:

  • социальный статус семьи;

  • психофизическое здоровье.

3. Член сообщества:

  • участие в досуговой деятельности;

  • характер межличностных отношений в коллективе.

4. Челябинец:

  • знание историке-культурных и трудовых традиций семьи, города, области; участие в различных акциях, программах;

  • трудовая активность.

5. Гражданин:

  • сформированность правосознания;

  • сформированность человеческих качеств личности профессиональная ориентация;

  • участие в самоуправлении.

6. Индивидуальность:

  • направленность и особенности личности;

  • гражданская позиция;

  • способность интегрироваться в различные социальные сферы.



© 2010-2022