- Преподавателю
- Директору, завучу
- Проект по учебно-воспитательной работе Одаренные дети
Проект по учебно-воспитательной работе Одаренные дети
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Петрова О.В. |
Дата | 19.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пелымская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Пелымская СОШ
__________ Ж.В. Андрова
Приказ № 167-ОД от 1.10.2014г.
ПРИНЯТО
на Педагогическом совете школы
Протокол № 3
от 23 сентября 2014 г.
Проект
«Одаренные дети»
Разработчик проекта:
Петрова О.В.
заместитель директора по УВР
2014
I. Актуальность Проекта
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Развитие системы работы с одаренной учащейся молодежью - одна из главных задач современной педагогической науки и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. В связи с этим возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной и научной активности учащихся, становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения и подведение под нее научной и экономической базы.
В связи с этим школе необходим проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста. Оказание адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.
Участники Проекта: педагоги и учащиеся МБОУ «Пелымская СОШ»
II. Нормативно-правовое обоснование Проекта
-
Конституция РФ;
-
Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);
-
Закон "Об образовании в РФ»
-
Национальный проект «Образование»;
-
Президентская инициатива «Наша новая школа», 2010 г.
-
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 №61
III. Основные цели, задачи и ожидаемые результаты Проекта
3.1. Цели Проекта:
Стратегическая цель Проекта: формирование системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми через создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Дидактическая цель Проекта - повышение профессиональной компетентности учителя при введении системы работы с одарёнными детьми.
3.2. Задачи:
-
Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
-
Осуществление организационных мероприятий по различным направлениям работы с одаренными детьми и по обеспечению реализации программы.
-
Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
-
Ознакомление педагогических работников с современным состоянием проблемы детской одаренности, новейшими подходами к ней и методами диагностики работы с одаренными детьми.
-
Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;
-
Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
-
Внедрение оценочной деятельности учащихся и учителей «Портфолио»;
-
Подготовка и повышение квалификации кадров работающих с одаренными детьми;
-
Разработка нормативно-правового обеспечения, научно-методической базы, диагностических и дидактических материалов для выявления, развития способностей и образования одаренных детей.
-
Совершенствование мер мотивации, морального и материального стимулирования труда учащегося и учителя
-
3.3. Ожидаемые результаты реализации Проекта:
-
Модель одаренного ребенка - Личность:
-
здоровая физически, духовно - нравственно и социально;
-
способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, владеющая средствами и способами исследовательского труда;
-
способная осуществить самостоятельно продуктивную деятельность;
-
способная к саморазвитию и самообразованию;
-
обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
-
руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами,
-
готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом сложившихся интересов и возможностей.
-
3.4. Ожидаемые конечные результаты Проекта:
-
совершенствование системы работы с одаренными детьми;
-
создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
-
обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
-
стимулирование мотивации развития способностей;
-
формирование системы мониторинга качества образования одаренных детей;
-
проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся;
-
увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
-
регулярные публикации в средствах массовой информации.
IV. Содержание и концептуальные основы Проекта
Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Виды одаренности.
-
1. В практической деятельности
-
одаренность в ремеслах,
-
спортивная
-
организационная
2. В познавательной деятельности
-
интеллектуальная (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
-
3. В художественно-эстетической деятельности
-
хореографическая,
-
сценическая,
-
литературно-поэтическая,
-
изобразительная
-
музыкальная
-
4. В коммуникативной деятельности
-
лидерская
-
аттрактивная
Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека):
-
Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п.
-
Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
-
Своеобразие динамики формирования детской, одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим - как отстающий в психическом развитии.
-
Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире - степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.
Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный - отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
-
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-
принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
-
принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Организационные формы:
-
Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками, что позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся школы.
-
Создание групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:
-
групповые формы работы,
-
творческие задания,
-
вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,
-
дискуссии,
-
диалоги.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают:
-
факультативы,
-
кружки,
-
конкурсы,
-
интеллектуальный марафон,
-
привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы
-
система внеурочной исследовательской работы учащихся.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.
Основные направления деятельности в системе работы с одаренными детьми:
-
1. Исследовательско-аналитическая деятельность
-
Сбор, анализ и систематизация данных о теоретико-методологических подходах к феномену одаренности, творчества.
-
Разработка концептуальных основ и программ практической, социально-образовательной деятельности с одаренными детьми.
-
2. Психолого-педагогическая деятельность
-
Использование комплекса психологических, обучающих и развивающих методик, тестов, рекомендаций для педагогов, родителей, детей.
-
Выявление, обучение, развитие одаренных детей.
-
Создание системы адресного мониторинга и сопровождения одаренных учащихся.
-
3. Медико-оздоровительная деятельность
-
Определение физического состояния, динамическое наблюдение за физической работоспособностью.
-
Создание циклов оздоровительных мероприятий.
-
4. Педагогико-акмеологическая деятельность
-
Комплекс мер по совершенствованию профессионального уровня, развитию творческого потенциала педагогов, работающих с одаренными.
-
5. Организационно-управленческая деятельность
-
Разработка системы комплекса мероприятий по координации усилий всех субъектов, работающих с одаренными детьми.
-
Одним из условий и действенных средств повышения качества образовательного процесса в школе является совершенствование информационной службы, информационного центра образовательного учреждения - медиатеки, предоставляющей учащимся и педагогам всю необходимую и достаточную, самую разнообразную учебно-познавательную, научно-популярную, культурологическую и прочую информацию на разных носителях.
Большие возможности по развитию творческого потенциала одарённых детей существуют в сфере школьного дополнительного образования, отличительной чертой которого является многообразие направлений деятельности, что даёт возможность для проявления различных видов творческой одарённости. Использование личностно-ориентированных, развивающих образовательных технологий, авторских программ нового поколения, ориентированных на реальное развитие творческих способностей создают целостную систему психофизических, эмоционально-волевых, личностных и духовных сфер развития личности.
-
Обучение одаренных детей осуществляется в единой системе общего и дополнительного образования на основе взаимосвязи следующих внутренних и внешних факторов:
-
педагогические: инновационная профессиональная деятельность учителя, широкая мотивирующая образовательная среда, индивидуально-направленная система обучения
-
психологические: система исследовательских умений и навыков различных видов деятельности школьника, его адекватная самооценка, установка на творчество, опыт самоорганизации, саморегуляция, самореализация учащимися своих общих и творческих способностей
-
социальные: ценности этнокультурной среды, социализирующие тенденции микросоциума, здоровый уклад жизни
Дополнительное образование включает следующие образовательные области и направления деятельности, реализуемые соответствующими направлениями (примерный перечень):
Направления
Области деятельности
Виды образования
Художественно-эстетическое
Художественно- творческая, эстетическая, культурно-досуговая
Музыкально-инструментальное, сценическое искусство, эстрадные танцы, художественно-декоративное, изобразительное искусство
Научно- гуманитарное
Социальная, научно-исследовательская, краеведческая
Краеведение, профориентация, проектирование
Экологическое
Экологическая, туристско-краеведческая
Краеведение, туризм, эколого-туристическое
Техническое творчество
Научно-техническая, научно- естественная
Информатика и информационные технологии
Спортивно-оздоровительное
Оздоровительная, культурно-досуговая, спортивная
Спортивный эстрадный танец, общая физическая подготовка, восточные единоборства,
Декоративно- прикладное
Декоративная, художественная
Декоративное, художественное, оформительское
Главная задача дополнительного образования в работе с одарёнными детьми - создать условия для развития творческого потенциала одарённых детей в различных предметно-тематических областях; под этим подразумевается наличие материальной базы (творческие лаборатории, компьютерные классы и т.д.), специалистов высокой квалификации, не регламентированных жёсткими требованиями программ общего образования.
Главным принципом работы с одарёнными детьми в сфере дополнительного образования является принцип предоставления возможностей для предметной творческой деятельности и диагностики собственно одарённости по продуктивности (значимому для результата) этой деятельности за определённый период.
Предоставление таких возможностей реализуется через разнообразные формы обучения одарённых детей в системе дополнительного образования:
-
Обучение в кружках по программам творческого развития в определённой области;
-
Работа по исследовательским и творческим проектам;
-
Каникулярные сборы, лагеря, мастер классы, творческие лаборатории;
-
Система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
-
Детские научно-практические конференции, семинары.
V. Ресурсное обеспечение Проекта
5.1. Кадровое обеспечение Проекта:
Профессионально-личностная квалификация педагогов, работающих с одаренными детьми, имеет свою специфику, которая выражается в наличии следующих компонентов:
-
психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности
-
профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая успешно активизировать детскую одаренность; совмещать управление, контроль процесса обучения и предоставление учащимся свободы учится
-
профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации; стремление к личному росту
Права и функции директора:
-
общее руководство разработкой и реализацией проекта
-
обеспечение реализации проекта: организация, координация, контроль
Функции заместителей директора по УВР и ВР:
-
определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы
-
корректировка составляющих элементов проекта
-
анализ и обобщение результатов реализации проекта
-
регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией проекта
-
организация приведения семинаров по проблемам работы с одаренными детьми
-
разработка индивидуальных образовательных программ для одаренных детей.
Функции методического совета:
-
подготовка методических рекомендаций для работы по проекту
-
определение критериев эффективности реализации проекта
-
разработка и апробация новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми
-
координация действий учителей, работающих с одаренными детьми
Функции методических объединений:
-
разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету
-
разработка диагностического инструментария для успешной реализации проекта
-
подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей
-
обобщение и систематизация результатов деятельности педагогов
-
обобщение результатов научно-исследовательской деятельности учащихся
-
тиражирование результатов научно-исследовательской деятельности учащихся
Функциональные обязанности учителей, работающих с одаренными детьми:
-
организация и проведение занятий с одаренными детьми
-
разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми
-
организация индивидуальной работы с одаренными детьми
-
подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам всех уровней
-
организация и контроль за знаниями одаренных детей, выполнение программ
-
обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми
-
творческие отчеты по предмету в рамках реализации проекта «Одаренные дети»
5.2. Материально-техническое обеспечение реализации проекта
-
комплектование школьной библиотеки и методического кабинета учебно- методической, научно- методической, психолого- педагогической литературой,
-
оснащение кабинетов необходимыми ТСО,
-
информатизация образовательного процесса,
-
формирование по возможности системы спонсорского финансирования для материального поощрения одаренных детей, добившихся наиболее значительных результатов.
VI. Реализация проекта
6.1. Мероприятия по реализации проекта
Мероприятия
Срок реализации
Ответственные
I. Организационное и методическое обеспечение проекта
-
Анализ современных концепций работы с одаренными детьми
2014
Зам.директора по ВР, УВР
-
Рассмотрение проекта:
Методический Совет
Педагогический Совет
Утверждение приказом директора
Сентябрь-октябрь 2014
Администрация школы
-
Совершенствование нормативно-правовой базы организации работы с одаренными детьми
2014-2015
Администрация школы
-
Формирование по мере необходимости организационных структур для работы с одаренными детьми
Директор
-
Создание и школьного банка данных «Одаренные дети»
В начале каждого года реализации Проекта
-
Разработка каждым учителем-предметником мини-проекта по реализации школьного проекта «Одаренные дети»
До декабря 2014 года
Учителя-предметники
-
Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми, обучение специалистов-психологов и педагогов новым образовательным технологиям и методикам обучения, использованию диагностического инструментария в работе с одаренными детьми, включая дистанционные
2014-2017
Зам.директора по УВР
-
Материальная поддержка одаренных детей, учреждение ежегодных премий (призов) одаренным детям
2014-2017
Директор
-
Стимулирование педагогов, работающих с одаренными детьми
2014-2017
Директор
-
Обсуждение проблем организации работы с одаренными детьми, определение перспектив на ПС, МС, ТГ, ШМО
2014-2017
Администрация школы, руководители ТГ, ШМО
Организация и содержание работы с детьми
-
Проведение школьных фестивалей и конкурсов детского художественного творчества, слетов юных натуралистов, краеведов, спортивных мероприятий. Участие во Всероссийских и международных конкурсах, фестивалях и т.д.
2014-2017
Зам. директора по ВР, УВР
-
Проведение школьных олимпиад, конкурсов, соревнований по профилям для одаренных детей.
2014-2017
Зам. директора по УВР и ВР
-
Школьные конференции исследовательских и проектных работ
2014-2017
Зам. директора по УВР и ВР
-
Участие в конференциях исследовательских и проектных работ различного уровня
Ежегодно
Зам. директора по УВР и ВР
-
Организация конкурсов «Ученик года», «Лучший спортсмен школы» и др.
Ежегодно
Зам. директора по УВР и ВР
-
Предметные недели
Ежегодно (по плану)
Зам. директора по УВР и ВР
-
Работа кружков по интересам
Ежегодно
Зам. директора по УВР и ВР
-
Работа спортивных секций
Ежегодно
Зам. директора по УВР и ВР
-
Организация факультативов, элективных курсов
Ежегодно ( в соответствии с учебным планом)
Зам. директора по УВР
-
Мероприятия, направленные на развитие творческих способностей.
Ежегодно (по плану ВР)
Зам. директора по ВР
-
Выявление и награждение лучших по итогам года в номинациях «Лидер года», «Певец года», «Актер года», «Танцор года», «Художник года», «Ученик года»
Ежегодно
(на фестивале учебного года)
Зам. директора по ВР
Информационное сопровождение
-
Создание сборника творческих работ победителей конкурсов
В конце каждого года реализации Проекта
Зам. Директора по ВР
-
Издание сборника «Научно-исследовательские работы учащихся МБОУ «Пелымская СОШ», «Проектные работы учащихся МБОУ «Пелымская СОШ»
В конце каждого года реализации Проекта
Зам. директора по УВР, руководитель ТГ
-
Внедрение формы оценочной деятельности учащихся и учителей - «Портфолио»
2014-2017
Зам. директора по УВР и ВР
-
Информационная поддержка победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований средствами школьных, муниципальных СМИ
2014-2017
Зам. директора по УВР и ВР, ответственные за выпуск школьной газеты и работу школьного сайта
-
Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по направлению одаренные дети.
2016-2017
Зам. директора по УВР и ВР
-
Подготовка и обновление сайт-страницы "Одаренные дети" на школьном сайте.
Январь 2015
Ответственный за работу школьного сайта
6.2. Сроки и этапы реализации Проекта
Сроки:
Внедрение инновационного Проекта работы с одаренными детьми выполнимо в течение 2014 2017 гг.. Вместе с тем школа не может ограничиваться календарными сроками, так как процесс выявления развития и поддержки одаренных детей является непрерывным.
Этапы реализации проекта:
Организационный этап (2014 - 2015 гг.) - включает в себя разработку программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
Этап реализации (2014-2017 гг.) - связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся, участие в районных и областных олимпиадах. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
Завершающий этап (2017 г.) - предполагает провести контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации Проекта, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.