Проект по учебно-воспитательной работе Одаренные дети

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пелымская средняя общеобразовательная школа»


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Пелымская СОШ

__________ Ж.В. Андрова

Приказ № 167-ОД от 1.10.2014г.

ПРИНЯТО

на Педагогическом совете школы

Протокол № 3

от 23 сентября 2014 г.



Проект

«Одаренные дети»




Разработчик проекта:

Петрова О.В.

заместитель директора по УВР


2014


I. Актуальность Проекта

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Развитие системы работы с одаренной учащейся молодежью - одна из главных задач современной педагогической науки и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. В связи с этим возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной и научной активности учащихся, становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения и подведение под нее научной и экономической базы.

В связи с этим школе необходим проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста. Оказание адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.

Участники Проекта: педагоги и учащиеся МБОУ «Пелымская СОШ»

II. Нормативно-правовое обоснование Проекта

  • Конституция РФ;

  • Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);

  • Закон "Об образовании в РФ»

  • Национальный проект «Образование»;

  • Президентская инициатива «Наша новая школа», 2010 г.

  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 №61

III. Основные цели, задачи и ожидаемые результаты Проекта

3.1. Цели Проекта:

Стратегическая цель Проекта: формирование системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми через создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Дидактическая цель Проекта - повышение профессиональной компетентности учителя при введении системы работы с одарёнными детьми.

3.2. Задачи:

  1. Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;

  2. Осуществление организационных мероприятий по различным направлениям работы с одаренными детьми и по обеспечению реализации программы.

  3. Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;

  4. Ознакомление педагогических работников с современным состоянием проблемы детской одаренности, новейшими подходами к ней и методами диагностики работы с одаренными детьми.

  5. Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;

  6. Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

  7. Внедрение оценочной деятельности учащихся и учителей «Портфолио»;

  8. Подготовка и повышение квалификации кадров работающих с одаренными детьми;

  9. Разработка нормативно-правового обеспечения, научно-методической базы, диагностических и дидактических материалов для выявления, развития способностей и образования одаренных детей.

  10. Совершенствование мер мотивации, морального и материального стимулирования труда учащегося и учителя

  1. 3.3. Ожидаемые результаты реализации Проекта:

  2. Модель одаренного ребенка - Личность:

  • здоровая физически, духовно - нравственно и социально;

  • способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, владеющая средствами и способами исследовательского труда;

  • способная осуществить самостоятельно продуктивную деятельность;

  • способная к саморазвитию и самообразованию;

  • обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;

  • руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами,

  • готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом сложившихся интересов и возможностей.

  1. 3.4. Ожидаемые конечные результаты Проекта:

  1. совершенствование системы работы с одаренными детьми;

  2. создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;

  3. обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;

  4. стимулирование мотивации развития способностей;

  5. формирование системы мониторинга качества образования одаренных детей;

  6. проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся;

  7. увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;

  8. регулярные публикации в средствах массовой информации.

IV. Содержание и концептуальные основы Проекта

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Виды одаренности.

  1. 1. В практической деятельности

  • одаренность в ремеслах,

  • спортивная

  • организационная

2. В познавательной деятельности

  • интеллектуальная (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

  1. 3. В художественно-эстетической деятельности

  • хореографическая,

  • сценическая,

  • литературно-поэтическая,

  • изобразительная

  • музыкальная

  1. 4. В коммуникативной деятельности

  • лидерская

  • аттрактивная

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека):

  1. Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п.

  2. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.

  3. Своеобразие динамики формирования детской, одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим - как отстающий в психическом развитии.

  4. Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире - степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный - отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Организационные формы:

  • Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками, что позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся школы.

  • Создание групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:

  • групповые формы работы,

  • творческие задания,

  • вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,

  • дискуссии,

  • диалоги.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают:

  • факультативы,

  • кружки,

  • конкурсы,

  • интеллектуальный марафон,

  • привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы

  • система внеурочной исследовательской работы учащихся.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.

Основные направления деятельности в системе работы с одаренными детьми:

  1. 1. Исследовательско-аналитическая деятельность

  • Сбор, анализ и систематизация данных о теоретико-методологических подходах к феномену одаренности, творчества.

  • Разработка концептуальных основ и программ практической, социально-образовательной деятельности с одаренными детьми.

  1. 2. Психолого-педагогическая деятельность

  • Использование комплекса психологических, обучающих и развивающих методик, тестов, рекомендаций для педагогов, родителей, детей.

  • Выявление, обучение, развитие одаренных детей.

  • Создание системы адресного мониторинга и сопровождения одаренных учащихся.

  1. 3. Медико-оздоровительная деятельность

  • Определение физического состояния, динамическое наблюдение за физической работоспособностью.

  • Создание циклов оздоровительных мероприятий.

  1. 4. Педагогико-акмеологическая деятельность

  • Комплекс мер по совершенствованию профессионального уровня, развитию творческого потенциала педагогов, работающих с одаренными.

  1. 5. Организационно-управленческая деятельность

    • Разработка системы комплекса мероприятий по координации усилий всех субъектов, работающих с одаренными детьми.

Одним из условий и действенных средств повышения качества образовательного процесса в школе является совершенствование информационной службы, информационного центра образовательного учреждения - медиатеки, предоставляющей учащимся и педагогам всю необходимую и достаточную, самую разнообразную учебно-познавательную, научно-популярную, культурологическую и прочую информацию на разных носителях.

Большие возможности по развитию творческого потенциала одарённых детей существуют в сфере школьного дополнительного образования, отличительной чертой которого является многообразие направлений деятельности, что даёт возможность для проявления различных видов творческой одарённости. Использование личностно-ориентированных, развивающих образовательных технологий, авторских программ нового поколения, ориентированных на реальное развитие творческих способностей создают целостную систему психофизических, эмоционально-волевых, личностных и духовных сфер развития личности.

  • Обучение одаренных детей осуществляется в единой системе общего и дополнительного образования на основе взаимосвязи следующих внутренних и внешних факторов:

  • педагогические: инновационная профессиональная деятельность учителя, широкая мотивирующая образовательная среда, индивидуально-направленная система обучения

  • психологические: система исследовательских умений и навыков различных видов деятельности школьника, его адекватная самооценка, установка на творчество, опыт самоорганизации, саморегуляция, самореализация учащимися своих общих и творческих способностей

  • социальные: ценности этнокультурной среды, социализирующие тенденции микросоциума, здоровый уклад жизни

Дополнительное образование включает следующие образовательные области и направления деятельности, реализуемые соответствующими направлениями (примерный перечень):

Направления

Области деятельности

Виды образования

Художественно-эстетическое

Художественно- творческая, эстетическая, культурно-досуговая

Музыкально-инструментальное, сценическое искусство, эстрадные танцы, художественно-декоративное, изобразительное искусство

Научно- гуманитарное

Социальная, научно-исследовательская, краеведческая

Краеведение, профориентация, проектирование

Экологическое

Экологическая, туристско-краеведческая

Краеведение, туризм, эколого-туристическое

Техническое творчество

Научно-техническая, научно- естественная

Информатика и информационные технологии

Спортивно-оздоровительное

Оздоровительная, культурно-досуговая, спортивная

Спортивный эстрадный танец, общая физическая подготовка, восточные единоборства,

Декоративно- прикладное

Декоративная, художественная

Декоративное, художественное, оформительское

Главная задача дополнительного образования в работе с одарёнными детьми - создать условия для развития творческого потенциала одарённых детей в различных предметно-тематических областях; под этим подразумевается наличие материальной базы (творческие лаборатории, компьютерные классы и т.д.), специалистов высокой квалификации, не регламентированных жёсткими требованиями программ общего образования.

Главным принципом работы с одарёнными детьми в сфере дополнительного образования является принцип предоставления возможностей для предметной творческой деятельности и диагностики собственно одарённости по продуктивности (значимому для результата) этой деятельности за определённый период.

Предоставление таких возможностей реализуется через разнообразные формы обучения одарённых детей в системе дополнительного образования:

  • Обучение в кружках по программам творческого развития в определённой области;

  • Работа по исследовательским и творческим проектам;

  • Каникулярные сборы, лагеря, мастер классы, творческие лаборатории;

  • Система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

  • Детские научно-практические конференции, семинары.

V. Ресурсное обеспечение Проекта

5.1. Кадровое обеспечение Проекта:

Профессионально-личностная квалификация педагогов, работающих с одаренными детьми, имеет свою специфику, которая выражается в наличии следующих компонентов:

  • психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности

  • профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая успешно активизировать детскую одаренность; совмещать управление, контроль процесса обучения и предоставление учащимся свободы учится

  • профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации; стремление к личному росту

Права и функции директора:

  • общее руководство разработкой и реализацией проекта

  • обеспечение реализации проекта: организация, координация, контроль

Функции заместителей директора по УВР и ВР:
  • определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы

  • корректировка составляющих элементов проекта

  • анализ и обобщение результатов реализации проекта

  • регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией проекта

  • организация приведения семинаров по проблемам работы с одаренными детьми

  • разработка индивидуальных образовательных программ для одаренных детей.

Функции методического совета:
  • подготовка методических рекомендаций для работы по проекту

  • определение критериев эффективности реализации проекта

  • разработка и апробация новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми

  • координация действий учителей, работающих с одаренными детьми

Функции методических объединений:
  • разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету

  • разработка диагностического инструментария для успешной реализации проекта

  • подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

  • обобщение и систематизация результатов деятельности педагогов

  • обобщение результатов научно-исследовательской деятельности учащихся

  • тиражирование результатов научно-исследовательской деятельности учащихся

Функциональные обязанности учителей, работающих с одаренными детьми:
  • организация и проведение занятий с одаренными детьми

  • разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми

  • организация индивидуальной работы с одаренными детьми

  • подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам всех уровней

  • организация и контроль за знаниями одаренных детей, выполнение программ

  • обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми

  • творческие отчеты по предмету в рамках реализации проекта «Одаренные дети»

5.2. Материально-техническое обеспечение реализации проекта

  1. комплектование школьной библиотеки и методического кабинета учебно- методической, научно- методической, психолого- педагогической литературой,

  2. оснащение кабинетов необходимыми ТСО,

  3. информатизация образовательного процесса,

  4. формирование по возможности системы спонсорского финансирования для материального поощрения одаренных детей, добившихся наиболее значительных результатов.

VI. Реализация проекта

6.1. Мероприятия по реализации проекта

Мероприятия

Срок реализации

Ответственные

I. Организационное и методическое обеспечение проекта

  1. Анализ современных концепций работы с одаренными детьми

2014

Зам.директора по ВР, УВР

  1. Рассмотрение проекта:

Методический Совет

Педагогический Совет

Утверждение приказом директора

Сентябрь-октябрь 2014

Администрация школы

  1. Совершенствование нормативно-правовой базы организации работы с одаренными детьми

2014-2015

Администрация школы

  1. Формирование по мере необходимости организационных структур для работы с одаренными детьми

Директор

  1. Создание и школьного банка данных «Одаренные дети»

В начале каждого года реализации Проекта


  1. Разработка каждым учителем-предметником мини-проекта по реализации школьного проекта «Одаренные дети»

До декабря 2014 года

Учителя-предметники

  1. Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми, обучение специалистов-психологов и педагогов новым образовательным технологиям и методикам обучения, использованию диагностического инструментария в работе с одаренными детьми, включая дистанционные

2014-2017

Зам.директора по УВР

  1. Материальная поддержка одаренных детей, учреждение ежегодных премий (призов) одаренным детям

2014-2017

Директор

  1. Стимулирование педагогов, работающих с одаренными детьми

2014-2017

Директор

  1. Обсуждение проблем организации работы с одаренными детьми, определение перспектив на ПС, МС, ТГ, ШМО

2014-2017

Администрация школы, руководители ТГ, ШМО

Организация и содержание работы с детьми

  1. Проведение школьных фестивалей и конкурсов детского художественного творчества, слетов юных натуралистов, краеведов, спортивных мероприятий. Участие во Всероссийских и международных конкурсах, фестивалях и т.д.

2014-2017

Зам. директора по ВР, УВР

  1. Проведение школьных олимпиад, конкурсов, соревнований по профилям для одаренных детей.

2014-2017

Зам. директора по УВР и ВР

  1. Школьные конференции исследовательских и проектных работ

2014-2017

Зам. директора по УВР и ВР

  1. Участие в конференциях исследовательских и проектных работ различного уровня

Ежегодно

Зам. директора по УВР и ВР

  1. Организация конкурсов «Ученик года», «Лучший спортсмен школы» и др.

Ежегодно

Зам. директора по УВР и ВР

  1. Предметные недели

Ежегодно (по плану)

Зам. директора по УВР и ВР

  1. Работа кружков по интересам

Ежегодно

Зам. директора по УВР и ВР

  1. Работа спортивных секций

Ежегодно

Зам. директора по УВР и ВР

  1. Организация факультативов, элективных курсов

Ежегодно ( в соответствии с учебным планом)

Зам. директора по УВР

  1. Мероприятия, направленные на развитие творческих способностей.

Ежегодно (по плану ВР)

Зам. директора по ВР

  1. Выявление и награждение лучших по итогам года в номинациях «Лидер года», «Певец года», «Актер года», «Танцор года», «Художник года», «Ученик года»

Ежегодно

(на фестивале учебного года)

Зам. директора по ВР

Информационное сопровождение

  1. Создание сборника творческих работ победителей конкурсов

В конце каждого года реализации Проекта

Зам. Директора по ВР

  1. Издание сборника «Научно-исследовательские работы учащихся МБОУ «Пелымская СОШ», «Проектные работы учащихся МБОУ «Пелымская СОШ»

В конце каждого года реализации Проекта

Зам. директора по УВР, руководитель ТГ

  1. Внедрение формы оценочной деятельности учащихся и учителей - «Портфолио»

2014-2017

Зам. директора по УВР и ВР

  1. Информационная поддержка победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований средствами школьных, муниципальных СМИ

2014-2017

Зам. директора по УВР и ВР, ответственные за выпуск школьной газеты и работу школьного сайта

  1. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по направлению одаренные дети.

2016-2017

Зам. директора по УВР и ВР

  1. Подготовка и обновление сайт-страницы "Одаренные дети" на школьном сайте.

Январь 2015

Ответственный за работу школьного сайта


6.2. Сроки и этапы реализации Проекта

Сроки:

Внедрение инновационного Проекта работы с одаренными детьми выполнимо в течение 2014 2017 гг.. Вместе с тем школа не может ограничиваться календарными сроками, так как процесс выявления развития и поддержки одаренных детей является непрерывным.

Этапы реализации проекта:

Организационный этап (2014 - 2015 гг.) - включает в себя разработку программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми.

Этап реализации (2014-2017 гг.) - связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся, участие в районных и областных олимпиадах. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

Завершающий этап (2017 г.) - предполагает провести контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации Проекта, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.

© 2010-2022