Личность учителя в современном процессе обучения и воспитания

Личность учителя в современном процессе обучения и воспитания.                       Учительство – это искусство, труд не менее творческий,чем труд писателя и композитора, но более тяжелый и ответственный. Дмитрий Лихачев  В 90–е годы 20 века происходили бурные и довольно стихийные процессы в образовании. Появились новаторские образовательные программы и подходы, авторские школы.      Стихийные изменения привели к потере понимания самого главного: какой должна быть педагогическая деятельность и ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Личность учителя в современном процессе обучения и воспитания.

Учительство - это искусство, труд не менее творческий,

чем труд писателя и композитора, но более тяжелый и

ответственный.

Дмитрий Лихачев


В 90-е годы 20 века происходили бурные и довольно стихийные процессы в образовании. Появились новаторские образовательные программы и подходы, авторские школы. Стихийные изменения привели к потере понимания самого главного: какой должна быть педагогическая деятельность и сам педагог?

Педагогическая деятельность - это деятельность, создающая условия саморазвития, самообразования людей, обеспечивающая для них пространство выбора, возможностей свободного и творческого действия (В.Слободчиков).

Одна из важнейших задач педагога - формирование личности.

В.А.Сластенин выделяет качества, определяющие профессионально-педагогическую и познавательную направленность личности педагога: интеллект, активность, осознание долга, интерес и любовь к ребенку, педагогический такт, организационные способности, готовность к педагогическому самообразованию.

Выстраивание воспитательного процесса надлежит осуществлять таким образом, чтобы воспитанник имел возможность выразить себя как: думающая личность, гражданин, человек, труженик.

Чтобы сформировать эти качества, педагог сам должен обладать ими.

«Учитель - самый важный член в организме общественного воспитания… значит, все в деле воспитания…» (К.Д.Ушинский).

Сила слова учителя зависит от авторитета, который приобрел он делами, повседневным трудом «Мы, педагоги, воспитываем человека, прежде всего тем, что в нашей душе, - своими убеждениями и чувствами…» (В.А.Сухомлинский).

Современному учителю необходим иной уровень самосознания - осознание себя как уникальной личности, чья самобытность и неповторимость и есть главная воспитательная ценность, главный инструмент влияния на юную душу воспитанника. Именно это способно вызвать импульсы многогранного самовыражения и осознанного приобретения нового личностного и профессионального опыта. Такое самосознание - необходимое условие получения удовольствия от общения с детьми, оно несет ощущение своей профессиональной деятельности как глубоко личной, приносящей удовлетворенность жизнью, счастливое самочувствие. Воспитателем, способным помочь воспитанникам обретать целеустремленность, духовное богатство, человечность, может быть лишь педагог, для которого собственная жизнь, при всех ее трудностях, несет радость творчества и саморазвития.

Учитель сегодня, понявший, что его профессиональная деятельность сулит успех только через личностные контакты с воспитанниками, а не через их «пригибание под нормы», неизбежно обращается к мысли о ценности влияния на детей своей индивидуальности, отражающей собой общее, его социальное качество - личность. Педагог сознает, что в современных условиях вербальное «воздействие» практически незначимо, если оно не подкрепляется «золотым запасом» души воспитателя, и потому последнему важно быть носителем высоких духовно-нравственных качеств, являя собой своеобразный эталон духовно зрелой личности.

Все определеннее выражается убежденность в том, что подлинным «стержнем» жизнеспособности человека в гуманизирующемся обществе может быть только его способность к саморазвитию, к непрерывному достраиванию себя в изменяющихся условиях, к духовному самоукреплению на этой основе. Поэтому такая способность выступает главным, ценным для общества и личности качеством каждого воспитанника школы, а значит, в первую очередь и учителя.

Гуманистически ориентированному педагогу, чтобы полномерно реализовать свои воспитательные потенциалы, важно быть личностью автономной, аутентичной и спонтанной.

Педагогу важно найти возможность влияния своей личности на ребенка, «личных влияний ума на ум, нравственности на нравственность, характер на характер, воли на волю» (К.Д.Ушинский), потому что в этом - источник его воспитательной силы.

Фасилитирующий учитель - это, по выражению П.Ф.Каптерева, «служитель процесса саморазвития» ребенка, и направлять процесс саморазвития организма и усовершенствования личности последнего и есть его важнейшая функция. Ее выполнение требует иных действий, нежели использовались «формирующей» педагогикой.


© 2010-2022