Интеграция учебной и внеурочной деятельности в условиях сельской школы

Раздел Завучу
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «ОРЕХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

САКСКОГО РАЙОННА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

















Интеграция учебной и внеурочной деятельности в условиях сельской школы











с. Орехово

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 3

1. Интеграция урочных и внеурочных занятий в педагогическом процессе 4

1.1.Вопросы интеграции учебной и внеурочной деятельности в трудах известных педагогов 4

1.2. Содержание и формы взаимодействия урочных и внеурочных занятий 6

1.3. Организация системы урочно-внеурочной образовательной деятельности 7

1.4. Управление системой урочно-внеурочной образовательной деятельности 8

1.4.1.Планирование 9

1.4.3.Способы мотивации. 11

2. Особенности интеграции учебных предметов в педагогическом процессе 13

2.1.Внутритиповая интеграция 13

2.2. Межтиповая интеграция учебных предметов 14

2.3. Интеграция различных форм урочных и внеурочных занятий 16

3. Совместная деятельность школы, семьи и внешкольных учреждений в системе урочно-внеурочных занятий 18

3.2.Струдничество школы и высших учебных заведений 20

3.3.Содружество школы и внешкольных учреждений 21


Предисловие

Процесс интеграции образования Крыма в российскую образовательную среду предполагает, что школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать это общество и это государство. Основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Исходя из данных требований мы отметили, что большинство учащихся нашей школы имеют хороший воспроизводящий уровень сформированности знаний, умеют выделять существенные понятия правил, законов, решать задачи в стандартных ситуациях. Однако этот уровень не позволяет делать глубоких обобщений, переносить знания и способы деятельности в новые ситуации. Вызывает беспокойство недостаточный уровень развития ключевых компетенций. Кроме того, у части школьников не сформированы активная гражданская позиция, система ценностей здорового образа жизни и способность противостоять вредным привычкам, ответственное отношение к семье. Не отработан механизм для всесторонней реализации творческих способностей детей.

Возможности информационных технологий не в полной мере используются учащимися как образовательный ресурс в учебной и внеурочной деятельности. Школьники не имеют практических навыков применения предметных знаний для решения жизненно важных проблем, не владеют способами деятельности в различных жизненных ситуациях. Учителя слабо ориентированы на создание условий для развития интеллектуальных творческих способностей школьников. Недостаточно развита степень партнерства с родителями и общественностью.

Однако педагогический коллектив школы способен добиться высокого уровня качества образования, развития интеллектуальных способностей и творческого потенциала учащихся, формирования у школьников способности действовать в ситуации открытого динамично развивающегося общества и компенсировать социокультурную изолированность сельской школы.

Нами определена цель - предоставление каждому участнику образовательного процесса места в системе единого функционального комплекса интеграции учебной и внеурочной деятельности, необходимого для формирования и развития ключевых компетенций; развитие социального партнерства и информационной открытости образовательного учреждения. И проведена содержательная работа по реализации поставленных задач.


1. Интеграция урочных и внеурочных занятий в педагогическом процессе

1.1.Вопросы интеграции учебной и внеурочной деятельности в трудах известных педагогов

Проблема взаимосвязи урочных и внеурочных занятий школьников связана с фундаментальной педагогической проблемой целостности учебно-воспитательного процесса. Концептуальные основы целостности педагогического процесса были заложены А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским, С.Т. Шацким. Именно в 20-50-е годы прошлого столетия данными педагогами на практике была раскрыта сущность единства и взаимосвязи процессов обучения и воспитания учащихся. Идеи классиков отечественной педагогики XX в. о целостности учебно-воспитательного процесса интенсивно актуализировались в последующие годы. Эта проблема как специальный предмет анализа рассматривалась в 60-90-е годы XX в. Ю.К. Бабанским, Л.Ю. Гординым, B.C. Ильиным, В.В. Краевским, В.М. Коротовым, Б.Т. Лихачевым и др. В.С.Ильин, исходя из идеи целостного развития личности, разрабатывает методологические и теоретические основы взаимосвязи учебной и внеурочной воспитательной деятельности. Идеи B.C. Ильина соотносятся с идеями М.А. Данилова, А.Г. Костюка, С.Л. Рубинштейна о том, что внешнее социальное влияние по-разному воспринимается личностью и так же по-разному формирует ее. М.А. Данилов характеризовал педагогический процесс, как внутренне связанную совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт во всей его многогранности и сложности превращается в черты, идеалы и качества формирующегося человека, в его образованность и идейность, культуру и нравственность облика, способности, привычки, характер. Ю.К. Бабанский характеризовал педагогический (учебно-воспитательный) процесс как органичное единство процессов обучения, воспитания и развития, сущность которого состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством взаимодействия, направленного на удовлетворение потребности современного общества во всесторонне, гармонично развитой личности.

В.М. Коротовым впервые была предпринята попытка создать технологии и методики интеграции процессов обучения и воспитания при системном использовании различных методов учебно-воспитательной работы. Систематизация методик и классификация методов учебно-воспитательной деятельности позволила В.М. Коротову показать универсальные возможности учебных и внеучебных занятий в обучении, воспитании и развитии школьников и их интегрируемость в учебно-воспитательном процессе. В.М. Коротову удалось раскрыть технологическую сущность интеграции обучения и воспитания при исследовании ученического самоуправления. Б.Т. Лихачев считает, что важнейшим качеством научно организованной педагогической деятельности является целостность и системность, т. е. целесообразность, последовательность, интегративность, взаимодействие подсистем в рамках общей системы.

Глобальные социальные изменения, происходящие в последние годы, требуют пересмотра традиционного подхода к образованию и воспитанию учащихся средних общеобразовательных школ. В настоящее время общеобразовательная школа уже не может качественно решить проблему образования и воспитания детей и молодежи самостоятельно, автономно, изолированно от внешкольной среды. Вместе с тем существующие педагогические теории не обеспечивают в полной мере решение данной проблемы, не позволяют четко выявить механизм интеграции данных видов занятий и раскрыть технологичность интеграции таковых.

Реальность такова, что сегодня возникла необходимость актуализировать накопленный педагогической наукой арсенал, позволяющий осуществить взаимосвязь школьного и внешкольного образования, а также разработать теоретические основы интеграции урочных и внеурочных занятий школьников, создать на их базе новые методики и технологии обучения и воспитания детей и молодежи.

Поиск средств и способов взаимосвязи различных видов учебно-воспитательной работы обнаружил необходимость создания и использования эффективной модели интеграции урочных и внеурочных занятий школьников:

Интеграция учебной и внеурочной деятельности в условиях сельской школы

В настоящей работе обобщены концептуальные положения, обеспечивающие вариативную взаимосвязь различных видов и форм урочной и внеурочной деятельности подростков и старшеклассников. Раскрываемые в материалах теоретические и методические обоснования интеграции данных занятий позволяют учителю осуществить научно обоснованный выбор оптимальных форм организации школьно-внешкольной жизнедеятельности учащихся, стимулировать у них творческую активность и самодеятельность, потребность в самосовершенствовании.

Теоретические положения о целостности учебно-воспитательного процесса, единстве обучения и воспитания школьников создают необходимые предпосылки для практического осуществления взаимосвязи урочной и внеурочной работы школьников. Традиционно считается, что педагогический (учебно-воспитательный) процесс протекает лишь в стенах школы, а его участниками являются учителя и учащиеся. В действительности обучение, воспитание и развитие детей и молодежи осуществляется не только в школе, но и во внешкольной среде. Участниками данного процесса следует считать школьных учителей, учащихся, их родителей, работников внешкольных учреждений и организаций. Педагогический (учебно-воспитательный) процесс целесообразно рассматривать как управляемый процесс совместной творческой жизнедеятельности педагогов и школьников, обеспечивающий условия для развития и социальной адаптации учащихся в системе урочно-внеурочных занятий, а также обеспечивающий реализацию потребностей общества и государства в образованной и культурной личности.

Совместную творческую жизнедеятельность участников педагогического процесса можно определить как систему активной творческой жизни педагогов и школьников, направленную на целесообразное производство и воспроизводство объектов материальной и духовной культуры, на освоение учащимися отношений с природно-социальным миром и с собой. Данная деятельность осуществляется ее участника ми вариативно при непосредственном или опосредованном взаимодействии педагогов и детей.

Урочными занятиями считаются занятия, осуществляемые педагогами и учащимися в рамках отведенного времени и определенного контингента школьников. Эти занятия включены в школьное, классное расписание. Структурная единица этих занятий - урок по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе.

К урочным занятиям можно отнести занятия, проводимые по нормативным учебным программам, а также большинство факультативных занятий по учебным предметам. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Вместе с тем, данные занятия имеют ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника, создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учителей и учащихся, для учета личностных особенностей педагогов и школьников, региональных возможностей и потребностей, для реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей и молодежи, для их эффективной социальной адаптации, для развития дружеских партнерских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности.

Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности. Она ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение.

Внеурочная работа «открывает» школу, создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей, учащихся, их родителей, ученых вузов и НИИ, работников детских учреждений дополнительного образования, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, культурных и спортивных учреждений. Внеурочные занятия проводятся как в школе, так и вне её.

1.2. Содержание и формы взаимодействия урочных и внеурочных занятий

Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных, вещественных отношений и развития личности (личностных отношений).

Средства взаимодействия урочных и внеурочных занятий

Интеграция учебной и внеурочной деятельности в условиях сельской школы

Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников в педагогическом процессе характеризуется различными видами их взаимодействия.

Интеграция учебной и внеурочной деятельности в условиях сельской школы

Творчески работающий учитель имеет возможность выбора различных вариантов взаимодействия урочных и внеурочных занятий, исходя из контингента учащихся, их общего развития, педагогических задач, собственного профессионального опыта и других конкретных условий. Целесообразно шире использовать интеграцию нормативных занятий с занятиями самодеятельными, создаваемыми педагогами и учащимися. При правильной, педагогически обоснованной организации целого ряда форм внеурочных занятий можно также добиться успеха в реализации взаимосвязи урочных и внеурочных занятий. При отсутствии знаний и умений в организации отдельных форм внеурочной работы данные таблицы могут помочь педагогу найти наиболее благоприятные формы интеграции их с уроком.

1.3. Организация системы урочно-внеурочной образовательной деятельности

Уровни взаимодействия урочных и внеурочных занятий

Уровень

Признаки уровня

Примеры

Низкий

Отсутствие целенаправленности, автономное или параллельное функционирование, самопроизвольность

Учитель использует на уроке дополнительный учебный материал, получаемый школьниками под его руководством или самостоятельно на внеурочных занятиях. Или, наоборот, в ходе проведения внеурочной работы (например, кружковой) по учебному предмету учитель и ученики используют знания, умения и навыки, полученные на уроках

Средний уровень

Целенаправленная, односторонняя, но управляемая связь связь

Учитель планирует изготовление простейшего лабораторного оборудования или наглядных пособий со школьниками на кружковых занятиях, чтобы в дальнейшем применить их в урочной работе; индивидуальные творческие задания по учебному предмету, предлагаемые отдельным школьникам по наблюдению, изучению, исследованию процессов, явлений; задания по изготовлению приборов, конструкций, составлению задач и вопросов и т.п.)

Каждому педагогу необходимо стремиться к системной организации урочно-внеурочной работы. Система урочно-внеурочной работы конструируется педагогом совместно с другими участниками педагогического процесса: учащимися, их родителями, работниками внешкольных учреждений. Педагогу целесообразно осуществлять осознанный выбор форм урочных и внеурочных занятий (компонентов системы) для создания оптимальной системы УВР. Данный выбор зависит от конкретных условий: контингента учащихся, состава педагогических кадров, личностных качеств и профессиональной подготовки педагогов, целей и содержания совместной деятельности, материально-технического фонда школы и внешкольных учреждений (предоставляющих свое оборудование и помещения для УВР), временных показателей и т.д.

Главным участником управления данной системой является школьный педагог. Соучастниками управления могут выступать в конкретных обстоятельствах учащиеся, их родители, ученые вузов, педагоги детских внешкольных учреждений, специалисты производственных, культурных и спортивных организаций. Качество управления системой УВР зависит от профессионально-педагогической подготовки учителя, включающей в себя основы управленческих знаний и умений, а также от личностных качеств учителя. Профессиональная компетентность и высокий уровень общей культуры, личностные качества педагога способствуют созданию вариативных самообновляющихся систем урочно-внеурочной работы.

1.4. Управление системой урочно-внеурочной образовательной деятельности

Управление системой УВР можно рассматривать как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы достичь целей, поставленных участниками педагогического процесса. Управление системой УВР:

Администрация (единоличное управление)

Администрация ↔ педагоги (соуправление)

Администрация ↔ учащиеся ↔ родители (широкое соуправление)

Педагоги (единоличное управление)

Педагоги ↔ учащиеся (соуправление)

Школьники (самоуправление)

Функции управления:

  • Планирование;

  • Организация;

  • Мотивации;

  • Контроль.


1.4.1.Планирование

Планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых учителем в содружестве со школьниками, их родителями, работниками внешкольных учреждений, приводящих к разработке основных направлений урочно-внеурочной деятельности, позволяющих достичь поставленных педагогом целей. Школьный учитель при планировании системы УВР учитывает уровень общего развития школьников, их воспитанности и обученности, наличие кадров (педагогов школы и внешкольных учреждений) и материально-технической базы для проведения урочно-внеурочной работы со школьниками. План придает работе учителя определенность и индивидуальность. Он составляется так, чтобы в течение учебного года можно было вносить в него определенные коррективы. Его можно рассматривать как программу, ориентирующую участников учебно-воспитательного процесса на определенные виды и способы деятельности в конкретные календарные сроки.- Планирование педагогом урочно-внеурочных занятий по своему учебному предмету предполагает учет возможностей внутри- и межпредметной интеграции. Учителю целесообразно составить первоначально календарно-тематический план уроков по учебной дисциплине, а затем, изучив возможности интеграции урока с различными формами внеурочных занятий, осуществить параллельное планирование таковых (в соответствии с составленным планом проведения урочных занятий).

1.4.2. Условия успешной работы учителя и учащихся в условиях урочно-внеурочной системы

Организация работы учителя и учащихся в условиях урочно-внеурочной системы - это первый шаг к реализации плана. Необходимо четко определить задание каждому участнику урочно-внеурочной деятельности.

Каждый школьник должен

  • знать, какую роль он будет выполненять в том или ином задании, и характер предстоящей работы. Это не значит, что ученик должен репродуктивно выполнять отведенную ему роль. Школьнику делегируются необходимые для конкретных условий самостоятельность и активность как при выборе содержания материала, выносимого на урок и внеурочное занятие (в зависимости от педагогических задач и степени сложности материала), так и при выборе способов реализации своих функциональных обязанностей (в зависимости от возраста, уровня общего развития и уровня реальных учебных возможностей ученика).

  • иметь подготовку, необходимую для выполнения задания самостоятельно или под руководством учителя, специалистов внешкольных учреждений или родителей, овладеть способами учебно-познавательной деятельности, а также необходимыми практическими умениями, навыками постановки опытов, проведения демонстраций, работы с аудиовизуальной аппаратурой, наглядными пособиями и т.п.

  • Учителю целесообразно следить за общей морально-психологической атмосферой урочно-внеурочной деятельности и стимулировать развитие у учеников интереса к совместной творческой жизнедеятельности и потребности в сотворчестве подростков и старшеклассников с взрослыми участниками учебно-воспитательной работы. Это может отражаться на выборе содержания, форм и методов урочных и внеурочных занятий школьников. Качество взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности школьников зависит от педагогически обоснованного выбора учителем вида и типа интеграции данной деятельности, а также от умения педагога осуществлять творчески совместную с учениками работу.

  • использовать коммуникативно-дидактическую модель организации урочно-внеурочных занятий, предполагающую субъект-субъектные отношения в совместной со школьниками жизнедеятельности. Данная модель успешно функционирует и развивается при реализации принципов демократизации школьного образования, оптимизации педагогического процесса, взаимосвязи урочных и внеурочных занятий, гуманизации отношений между участниками данной работы, индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания учащихся.

  • использовать неформальный стиль общения с учащимися, уметь управлять развитием взаимоотношений с учениками и другими участниками урочно-внеурочных занятий.

  • прогнозировать возможные варианты развития учебно-познавательной деятельности учащихся при различных типах, способах и формах интеграции урочных и внеурочных занятий.

  • познакомить учащихся с основными положениями и правилами НОТ (на общем и частных уровнях, включая алгоритмы решения конкретных учебных задач) (школьники должны быть проинструктированы по некоторым подходам и способам переноса и практического использования знаний и умений с урочной деятельности во внеурочную, возможным затруднениям и путям их преодоления).

  • делегировать полномочия контроля за собственной деятельностью (в ряде случаев за деятельностью одноклассника); реализовать принцип фиксированной ответственности учащихся (когда учитель остается ответственным в совместной творческой деятельности со школьниками, но школьники при этом также получают обязанности отвечать за выполняемую с учителем работу). При делегировании полномочий школьнику учитель должен помнить, что ответственность, возложенная на ученика, остается и его ответственностью.

  • помогая ученику, не следует выполнять за него работу; необходима опосредованная помощь ученику для выхода из затруднительного положения. Учитель должен убедиться, что школьники знают, что от них ждут, знают точную дату завершения работы.

  • находить время для обучения подростков и старшеклассников, активно участвующих в проведении урочных и внеурочных занятий, новым знаниям и способам деятельности, в том числе вспомогательным (например, НОТ), шире использовать самодеятельность учеников, находя возможности для соединения данного процесса с нормативным плановым процессом выполнения того или иного задания.

  • оптимально использовать индивидуальные физические и психические возможности и способности учащихся, родителей, работников внешкольных учреждений, а также время для проведения различных видов и форм занятий.

  • четко формулировать свои мысли, осуществлять устойчивую обратную связь с учениками. Эффективность этой связи определяется двумя условиями: конкретным способом ее осуществления (здесь учителю целесообразно использовать личные беседы со школьниками и взрослыми участниками УВР) и вниманием к ученику.

  • иметь как можно более полную информацию о каждом ученике (знать уровень развития его психических свойств и процессов, личностных качеств, характер, семейную атмосферу и т.п.).

  • установка педагога на контакт с ребенком. Только позитивная дружеская установка, направленная на понимание школьника, оказание необходимой поддержки (не только при выполнении задания, но и в широком личном плане) позволяет достигать оптимальных результатов в развитии, обучении и воспитании подростков и старшеклассников. Учитель должен опасаться стереотипного устойчивого представления об ученике, предвзятого мнения по отношению к некоторым школьникам, авторитарности в отношениях с учеником, отсутствия внимания и интереса к нему как к личности.


1.4.3.Способы мотивации.

Мотивация определяется как процесс такой ориентации побудительных стимулов ученика, при которой последний стремится к достижению поставленных целей. Системная организация урочно-внеурочной работы предполагает учет многочисленных потребностей учащихся и других участников педагогического процесса (педагогов, родителей, работников внешкольных учреждений). Среди всего многообразия потребностей особо выделим социальные потребности, потребность в уважении, потребность в самовыражении [по А. Маслоу]. Отметим способы их удовлетворения в совместной творческой жизнедеятельности в системе урочно-внеурочной работы.

Приоритетными способами удовлетворения социальных потребностей подростков и старшеклассников могут являться

  • включение в совместную творческую деятельность, способствующую расширению и углублению взаимодействия учащихся со взрослыми и сверстниками;

  • сплочение коллективов и групп школьников и педагогов; привлечение учащихся к активному участию в планировании, организации и контроле урочно-внеурочных занятий;

  • делегирование им руководства в групповой и коллективной деятельности; стимулирование у них развития качеств лидера;

  • помощь в создании неформальных групп учащихся (социальной направленности) и поощрение их деятельности,

  • создание условий социальной активности и самодеятельности школьников как в школьной, так и во внешкольной деятельности.

  • Удовлетворение потребностей подростков и старшеклассников в уважении педагоги могут осуществить следующими способами:

  • включением учащихся в содержательную работу, требующую проявления интеллекта, творческих способностей, предоставляющую личную свободу и ответственность за процесс и результат выполнения;

  • обеспечением учащимся позитивной обратной связи с достигнутыми результатами;

  • обеспечением объективной оценки процесса и результатов деятельности школьников, а также поощрением их за успешное выполнение работы и достигнутые результаты;

  • привлечением учащихся к планированию и организации совместной деятельности, выработке управленческих решений; делегированием учащимся реальных, прав и полномочий в совместной деятельности; фиксированием качества выполнения работы;

  • обеспечением учащихся регулярными консультациями, позволяющими расширить и углубить знание и способы деятельности, приобрести опыт творческой деятельности и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, получить опыт профессионального самоопределения и личностного совершенствования.

  • Способы удовлетворения потребностей учащихся в самовыражении следующие:

  • дифференциацию и индивидуализацию обучения, позволяющие использовать полностью личностные особенности и способности школьников;

  • включение учащихся в сложные и важные виды деятельности, которые требуют от них полной самоотдачи, ответственности, разнообразных знаний и умений, самодеятельности;

  • поощрение и развитие у учащихся творческих способностей, опыта творческой деятельности;

  • развитие у подростков и старшеклассников опыта самосовершенствования, гуманистических путей и способов самоутверждения в природно-социальном мире.

Знание потребностей подростка или старшеклассника позволяет учителям выбирать оптимальные формы урочной или внеурочной деятельности, конкретные задания для формирования, развития у учащихся творческого стиля жизнедеятельности. У большинства подростков и старшеклассников мотивация к урочно-внеурочной деятельности связана с условиями осуществления таковой.

Условия, делающие урочно-внеурочную работу привлекательной:

  • работа без большого напряжения;

  • хорошая морально-психологическая атмосфера (нет конфликтов со сверстниками, педагогами и т.п.);

  • неформальное общение с учителями;

  • вариативность содержания;

  • вариативность форм работы;

  • интегративность урочных и внеурочных занятий;

  • соответствие работы индивидуальным интересам;

  • справедливость в оценке процесса и результатов деятельности.

В системе урочно-внеурочной деятельности подростков и старшеклассников педагогам целесообразно:

  • создавать позитивный морально-психологический климат, отношения взаимодоверия, уважения и поддержки;

  • расширять интеллектуально-познавательное и коммуникативное пространство, предоставлять каждому школьнику интересную и содержательную работу, побуждающую его развивать свои знания и умения;

  • устанавливать четкие цели и задачи;

  • давать справедливую оценку процесса работы учащихся и ее результата;

  • создавать условия для личностного роста учащихся и раскрытия их индивидуальных способностей;

  • предоставлять возможности для развития навыков самообразования и самовоспитания; стимулировать у учащихся потребность как в индивидуальной, так и в коллективной деятельности, сочетании личных и общественных интересов;

  • создавать условия для гармоничного развития интеллектуальной и духовной сфер личности и др.

Зная потребности ученика, можно «вычислить» задание, которое требуется данному школьнику для его успешного развития, обучения и воспитания. Большое внимание в этой работе учитель должен уделить стимулированию у школьников познавательных интересов и потребностей. Познавательный интерес для многих школьников является стартовой площадкой для саморазвития личности. Учителю целесообразно так подать задание, чтобы ученик убедился в его интересности, содержательности, личной и социальной полезности, значимости для учения, для самореализации школьника.

1.4.4. Система контроля

Контроль урочно-внеурочной деятельности школьников представляет собой процесс обеспечения достижения учащимися и педагогами (а также другими участниками учебно-воспитательного процесса) своих целей. Контроль - процесс многоаспектный. Основная задача контроля - обеспечить достижение педагогами и школьниками поставленных целей. Контроль в системе УВР должен быть всеобъемлющим. Не только учителя, но учащиеся и каждый участник педагогического процесса (родители, работники внешкольных учреждений и организаций) могут и должны осуществлять контроль за различными видами работ и формами совместной урочно-внеурочной деятельности. Педагогу целесообразно не просто передать, т.е. делегировать, подросткам и старшеклассникам функцию контроля, но научить их способам контроля, оценке и анализу полученных результатов. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать в отрыве от контроля.

Контроль урочно-внеурочной деятельности школьников может быть

  • текущим (повседневным);

  • периодическим (через определенные промежутки времени);

  • итоговым (на завершающей стадии работы).

Важное место в системе урочно-внеурочных занятий подростков и старшеклассников занимает самоконтроль. Он осуществляется через формирование правильной самооценки у ребят. Самоконтроль может сочетаться с любой формой контроля, но так, чтобы ученик не был травмирован откровенным недоверием к его действиям со стороны учителя. Самоконтроль очень важен для всех учащихся, но особенно для школьников с низким уровнем воспитанности и ребят, не имеющих склонности к самостоятельной деятельности. Результат выполненного школьником задания должен быть ему известен. Поэтому учителю целесообразно заранее определить критерии оценки результатов выполнения различных заданий. Оценка должна быть справедливой, критичной, отражающей достоинства и недостатки процесса и результаты выполненной школьником работы. Она должна стимулировать у учащегося потребность в дальнейшем самообразовании, самовоспитании, саморазвитии. Эффективность управления системой урочно-внеурочной работы достигается при тщательном анализе полученных результатов и их учете в новом планировании динамично обновляющейся учебно-воспитательной деятельности. Ведущая роль в процессе управления данной системой принадлежит школьному педагогу.

2. Особенности интеграции учебных предметов в педагогическом процессе

2.1.Внутритиповая интеграция

Каждый учебный предмет многофункционален, имеет многоцелевое назначение, но в каждом учебном предмете есть ведущая функция - та, ради которой он введен в учебный план. Ведущая функция учебного предмета предполагает обозначение его ведущего компонента. По функции и ведущему компоненту содержания выделяются типы учебных предметов.

Примеры возможных вариантов взаимодействия предметов.

Предметы I типа: физика, химия, биология, история, география, астрономия (с функцией вооружения учащихся предметными научными знаниями)

Предметы

Результативность

Примечания

История с физикой, химией, географией, биологией и астрономией

Позволяет раскрыть суть развития человека, человечества и научного знания, проиллюстрировать исторические закономерности развития той или иной отрасли науки, показать школьникам образ творца науки, условия его творчества, раскрыть секреты творчества выдающихся ученых и мыслителей различных эпох, показать горизонты развития научной мысли в будущем

Приборы, конструкции, модели, выполненные школьниками на занятиях физического кружка, творческого объединения, научного общества по заказам учителей химии, биологии, истории, географии, с успехом могут быть использованы как на соответствующих уроках, так и во внеурочной работе по данным учебным дисциплинам. Сбор коллекций (минералов, растений, почв, насекомых и т.п.), архивных материалов на экскурсиях и других внеурочных занятиях по биологии, географии, истории могут углубить содержание урочных и внеурочных занятий по физике, химии, астрономии

Физика с химией

Позволяет взаимодополнять научные теории, полнее и глубже раскрывать существенные характеристики многих явлений и процессов

Физика, химии, астрономии с географией и биологией

Позволяет подчеркнуть практическую значимость физических, химических, астрономических знаний в жизни человека. Это взаимодействие дает возможность на уроках и внеурочных занятиях прогнозировать будущие открытия человечества, формировать общечеловеческое гуманистическое мировоззрение у школьников, позволяющее человечеству выжить, сохранить уникальнейшую земную цивилизацию

Предметы II типа: иностранный язык, физкультура, трудовое обучение, черчение (с функцией формирования способов деятельности).

Предметы

Результативность

Примечания

Физическая культура. Технологии

Целенаправленная тренировка и развитие определенных групп мышц, которые испытывают наибольшее напряжение при определенных (конкретных) видах трудовой деятельности, или использование физкультуры в условиях трудовой деятельности школьника.

Исключение составляет взаимодействие урочных и внеурочных занятий по черчению, но здесь вина в большей мере ложится на факт слабого развития внеурочной работы по данному предмету

Предметы III типа: изобразительное искусство, музыка, художественная культура (с функцией формирования отношений)

Предметы

Результативность

Примечания

Изобразительное искусство, музыка

Развитие личности, развитие творческой активности и самодеятельности.

Особенно в начальной школе

Взаимодействие урочных занятий по ИЗО, музыке, литературе с массовыми (вечера, спектакли, театрализованные представления-шоу) и групповыми (кружки, творческие объединения, лектории) формами внеурочных занятий по литературе и музыке

Включение школьников в сотворчество с учителями. Формируется целостное мировосприятие, позволяющее обнаружить уникальность человека как носителя разума и культуры, развиваются межличностные связи, отношение к себе, возникают потребности в самообразовании и самовоспитании.

Развивается эстетический вкус, целостное восприятие всех видов искусства как уникального достижения человечества

2.2. Межтиповая интеграция учебных предметов

Рассмотрим возможности межпредметного взаимодействия урочных и внеурочных занятий школьников по учебным предметам различных типов

Целесообразно взаимодействие для следующих пар учебных предметов I типа:

  • «физика-черчение»,

  • «физика - труд»,

  • «химия - труд»,

  • «биология - физкультура»,

  • «биология - труд»,

  • «история - иностранный язык»,

  • «история - труд»,

  • «география - иностранный язык»,

  • «география - черчение»,

Специфические возможности взаимодействия учебных предметов I типа с учебными предметами III типа.

Интеграция учебных предметов I типа с учебными предметами III типа обогащает учебно-воспитательный процесс небывалыми возможностями творческого освоения научных понятий, теорий, законов, процессов и явлений. Школьник попадает в условия, где научные знания одушевляются, опредмечиваются, становятся близкими и знакомыми, сопутствующими миру человека, как бы участвуют в гармонизации этого мира, раскрытии многих его тайн, и в то же время уводящими в мир научной фантазии, преображающей обыденность приобретаемых научных знаний, в их таинство и волшебство. Такое сочетание соединяет воедино с физиологической точки зрения работу обоих полушарий головного мозга, гармонизирует работу этого уникальнейшего органа. Оптимальность режима протекания мыслительных процессов у человека при данных условиях подтверждена результатами научных исследований в области медицины, физиологии, психологии. Учителю важно отыскать пути и способы реализации возможностей данного взаимодействия, выходя за рамки общепринятых форм и методов организации учебно-воспитательной работы со школьниками.

  • «физика-музыка» (изготовление электромузыкальных инструментов, звуковой и цветовой аппаратуры (на кружковых занятиях по физике) для школьного инструментального ансамбля;

  • «физика (биология, география, химия, история, астрономия) - изобразительное искусство» (создание в процессе урочной и внеурочной деятельности школьников пособий, иллюстраций для занятий по физике, химии, биологии, астрономии, истории, географии, на которых изображаются выдающиеся полководцы и естествоиспытатели, картины растительного и животного мира, природных явлений;

  • биология, истории и география - музыка, изобразительное искусство и литература (реализация принципа гуманизации школьного образования);

  • физики, химии, астрономия - музыка, изобразительное искусство, художественная культура, история и литература (открывается чудо взаимосвязи науки и искусства, «единство физики и лирики»);

  • история - музыка, изобразительное искусство, художественная культура, литература (создание интегративных курсов философско-этического и философско-эстетического профилей);

  • биология, география - музыка, изобразительное искусство, литература (создание курсов экологического профиля).

Взаимодействие урочных и внеурочных занятий школьников по учебным предметам II и III типов имеет свои особенности:

  • иностранный язык - музыка, изобразительное искусство, художественная культура, литература (русская, украинская, зарубежная)»,

  • «черчение - изобразительное искусство»;

  • «музыка - физкультура» (внеурочные занятия аэробикой, хореографией);

  • «технология - музыка, изобразительное искусство» (сочетание трудовой деятельности с музыкальным фоном);

  • «физическая культура - изо» (отражение красоты человеческого тела, напряженности и радости спортивной борьбы, воли и эмоции участников и зрителей спортивных состязаний в изобразительном искусстве, психологический, физиологический, исторический ракурсы физической культуры и спорта в произведениях художников и скульпторов);

Особые случаи взаимодействия предметов:

  • математика - физика, астрономия, химия, география»,

  • «математика - черчение, технология»;

  • «музыка - физкультура» (внеурочные занятия аэробикой, хореографией);

  • «русский язык - иностранный язык»;

  • «русский язык - литература»;

  • «русский язык - музыка, изобразительное искусство, художественная культура.

Какова роль урока информатики и положение его среди других общеобразовательных предметов в процессе интеграции учебных предметов в средней школе? Обсуждая этот вопрос можно выделить 2 основных базовых сценария - взаимодействие через экспансию, взаимодействие через интеграцию.

Экспансия - превратить курс информатики в сквозной обязательный курс с 1 по 11 класс и поддерживать с помощью него преподавание других учебных предметов (включая, русский и иностранные языки, математику, различные дисциплины естественно - научного цикла). Здесь информатика выступает в роли интегрирующей дисциплины.

Интеграция - включиться в интеграцию учебных дисциплин, начать разработку модульных курсов «с информатическими составляющими» (например, курс по выбору «Общая и оганическая химия в Интернете»), стимулировать коллективное педагогическое действие, направленное на постоянное создание "гибких учебных планов" в школе.

На претворение этого сценария работают те, кто пробует формы совместного обучения информатике и другим общеобразовательным дисциплинам. Все работы по установлению и углублению межпредметных связей также способствуют развитию этого сценария. Этому способствует и расширяющее использование компьютеров в ходе преподавания отдельных дисциплин и распространение Интернет.

2.3. Интеграция различных форм урочных и внеурочных занятий

Успешное осуществление взаимодействия урочных и различных форм внеурочных занятий реализуется через следующие формы внеурочной работы:

  • лектории;

  • конференции;

  • стенная печать (массовые формы);

  • кружки;

  • секции;

  • экскурсии;

  • предметные недели;

  • творческие объединения;

  • научные общества учащихся (групповые формы);

  • индивидуальная работа с учащимися.

В качестве примера показаны возможности развития таких качеств личности, как ответственность, самостоятельность, самодеятельность, творческая активность, коллективизм и общественная активность; умений - общетрудовых, учебных, специальных, НОТ, Исследовательских; познавательных и учебных интересов; потребностей в самообразовании и самовоспитании, а также отношений Межличностных (к другим), к окружающему миру, к самому себе.

Массовые внеурочные занятия системе их взаимосвязи с урочными позволяют расширить границы использования групповых и индивидуальных форм работы (вечера, предметные недели, выставки и т.п.). Массовые формы внеурочных занятий позволяют включить большое количество школьников в активное участие в их подготовке и проведении, успешно стимулируют развитие первоначальных познавательных и учебных интересов у школьников. Данные формы занятий являются для многих учеников «трамплином» к систематическим занятиям вне урока по интересам. Они органически дополняют групповые и индивидуальные формы занятий и способствуют укреплению взаимосвязи внеурочных занятий с урочными.

3. Совместная деятельность школы, семьи и внешкольных учреждений в системе урочно-внеурочных занятий

3.1. Учитель и родители как участники педагогического процесса

Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста. Задачами являются: усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи; гуманизация взаимоотношений семьи и школы; развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми; освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми; оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях. Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):

  • непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;

  • развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской, конструкторской и других видах деятельности в школе и в домашних условиях и др.;

  • оказание помощи учителям в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для качественной организации данных занятий.

Средства и способы привлечения родителей к учебно-воспитательной работе. Внеурочные занятия - вид учебно-воспитательной работы, позволяющий организовать реальное сотрудничество и сотворчество педагогов, учащихся и их родителей. Многообразие форм занятий и уникальные условия для совместной деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса позволяют качественно осуществлять преобразования личности ученика и среды его жизни, в частности школьной. К участию во внеурочной деятельности школьников можно привлечь родителей различными способами. Среди них выделим следующие:

  1. скрытое привлечение, когда учитель незаметно, исподволь включает родителей во внеурочную работу, опираясь на интересы и потребности родителей, их личностные качества, профессиональную компетентность в вопросах, изучаемых детьми на кружковых занятиях, в индивидуальной и массовой деятельности;

  2. открытое привлечение, когда педагог не только высказывает свое желание сотрудничать с родителями ребенка, но и излагает цель и содержание данной работы (как совместной, так и отдельно родительской - проведение кружка флористики, автоматики и т.п.);

  3. использование комбинированного способа (сочетающего два вышеуказанных): в этом случае учитель может высказать родителям пожелание о сотрудничестве в определенных видах внеурочной деятельности и изложить часть причин, побуждающих его к совместному труду.


Формы сотворчества учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей:

Формы

Место

Содержание

Кружковая работа

Школа. Производственный участок

Овладение перспективными специальностями, приобретение знаний и навыков в новых отраслях науки и производства; развитие у подростков и старшеклассников не только профессиональных умений и навыков, но и формирование у учащихся интереса к творчеству, способам творческой деятельности

Экскурсионная работа

Объект экскурсии

На завершающем этапе организуют круглые столы, защиты творческих работ или проектов, представленных школьниками

Участие в подготовке и проведении массовых мероприятий - вечеров, КВНов, концертов и т.п.

Школа. Дом культуры

Изготовление костюмов, оформление сцены и зрительного зала (подготовка совместно изопродукции, настройка аудиовизуальной техники, постановка опытов, репетициях и т.д. Выступление на вечере, спектакле родителей вместе с детьми как актеров. Выступают в роли аккомпаниаторов, играя на различных музыкальных инструментах.

Познавательные игры, викторины, конкурсы

Школа. ЦДЮТ

Отбор теоретического материала, подготовка опытов, освоение технических устройств. Роль арбитров, конкурсантов.

Спортивные соревнования

Спортзал. Спортплощадка

Традиционные спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивна семья»

Подготовка и проведение выставок

Школа. Дом культуры.

Проектирование и конструирование моделей, сбор и оформление коллекции минералов, составление гербариев и т.д.

Лектории, конференции

Роль компетентных ораторов и консультантов в определенных областях науки и искусства, отраслях производства, профориентации

Домашние творческие задания по предметам

Домашние условия.

Поиск исторических фактов, изучение неизвестных литературных произведений, разгадка тайн природных явлений, «совершение путешествий» мореплавателями, покорителями пустынь и ледовых пространств, подготовка обзоров творческого пути композиторов. Проектирование и изготовление приборов, внесение предложений по рационализации школьного демонстрационного и лабораторного оборудования, способов выполнения практических работ, постановки опытов и т.п. Ремонт и изготовление по образцам лабораторного и демонстрационного оборудования, изготовление наглядных пособий по различным учебным дисциплинам, электрификация и ремонт школьных кабинетов, изготовление кино-, фото-, изопродукции - далеко неполный перечень возможных видов прикладной деятельности.

Ремонт и оборудование учебных помещений

Школа

Все виды ремонтно-строительных работ в соответствии со стандартами по технике безопасности.

Осуществляя сотрудничество с подростками и старшеклассниками во внеурочной работе, родители и педагоги обязаны помнить о возрасте, их склонности к самостоятельности, потребности в самовыражении. Нужно стремиться к стимулированию у детей активности и самодеятельности: развивать интересы подростков и юношей к творческому поиску, преодолению трудностей, усовершенствованию трудовой культуры, выработке у них гражданских качеств и духовности.

3.2.Струдничество школы и высших учебных заведений

Школы и высшие учебные заведения имеют богатые традиции сотрудничества. Современная школа, развивающаяся как открытое государственно-общественное учебно-воспитательное учреждение, всецело заинтересована в интенсивном содружестве с вузами. В свою очередь вузы обнаруживают потребности в расширении и углублении сотрудничества со школой. Внеурочная работа становится центром совместной творческой деятельности школьных педагогов и работников вузов. Целью школы в развитии содружества с вузами является поиск дополнительных средств создания условий для развития личности учащихся. Задачами являются: продуктивное использование школой научного, методического, кадрового и материально-технического потенциала вузов в обеспечении качественного образования и социализации школьников; развитие сотворчества учителей и ученых, обеспечивающего выявление одаренных, талантливых детей; разработка новых образовательно-воспитательных программ и технологий.

Сотрудничество школы и вуза в системе урочно-внеурочной работы может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотрудничества):

  • непосредственная работа ученых и преподавателей вузов со школьниками;

  • использование учителями методической помощи вузовских работников;

  • проведение школьными и вузовскими работниками совместной опытно-экспериментальной работы;

  • участие студентов вуза в организации и проведении внеурочных занятий со школьниками (составление программ и сценариев занятий, изготовление и ремонт учебного оборудования, приборов, ремонт и оснащение учебных кабинетов и т.п.);

  • совместное использование материально-технической базы вузов в развертывании внеурочной деятельности педагогов и школьников (учебно-лабораторные аудитории, демонстрационное и лабораторное оборудование, принадлежности и т.п.).

Формы занятий совместной работы высших учебных заведений и школы:

  • спецкурсы, кружки, творческие объединения, научные общества и советы учащихся, факультативные курсы и т.п.;

  • экскурсии по научным центрам и лабораториям вуза;

  • консультпункты для подростков;

  • перспективная подготовка учащихся к поступлению в вуз;

  • включение учащихся в совместную со студентами исследовательскую и конструкторскую деятельность;

  • выступления работников вуза на предметных неделях, вечерах, праздниках науки, проведение лекториев для подростков, консультирование учащихся при подготовке сценариев, выступлений, сложных опытов;

  • проведение урочных и внеурочных занятий студентов со школьниками;

  • возможность учащимся - членам школьных научных обществ, творческих объединений, кружков, советов и секций пользоваться библиотечным фондом вуза;

  • оснащение вузами школьных кабинетов оборудованием, техническими средствами обучения для проведения учебных, факультативных и кружковых занятий, создание компьютерных классов с перспективой продуктивного использования таковых в период проведения педагогической практики или сессии студентов очного или заочного отделений;

  • методическая помощь учителям (проведение семинаров и консультаций по организации системы внеурочных занятий школьников;

  • практикумов по конструированию нетрадиционных, учитывающих реальные условия школы, форм внеурочной работы;

  • совместная разработка планов и программ для работы с определенными группами школьников-подростков, практикумы по разработке сценариев массовых внеурочных творческих дел; разработка по заказам школ учебно-методических пособий по организации и проведению внеурочных занятий, по изготовлению на внеурочных занятиях моделей, приборов, наглядных пособий и т.п.

3.3.Содружество школы и внешкольных учреждений

Целями данного содружества являются:

  1. привлечение к организации внеурочной работы квалифицированных педагогов и специалистов различного профиля;

  2. использование материально-технических ресурсов внешкольных учреждений для эффективного общего и специального развития школьников.

Задачами являются: расширение и углубление научных знаний и практических умений учащихся; развитие у них общетрудовых и профессиональных способов деятельности, в том числе творческой; формирование у школьников навыков межличностного и делового взаимодействия со взрослыми; социально-психологическая адаптация детей и молодежи к труду и жизни в обществе. Сотрудничество школы успешно осуществляется со следующими внешкольными организациями:

  • Центр детского и юношеского творчества;

  • научные центры и вузы; учреждения культуры и спорта;

  • промышленные и сельскохозяйственные предприятия и организации;

  • станции юных техников, натуралистов, экологов;

  • детские организации;

  • сельская библиотека;

  • реабилитационный центр для ветеранов войны и труда «Ясон»;

  • горрайонный центр занятости.

Основными направлениями сотрудничества являются:

  • непосредственное участие сотрудников внешкольных учреждений в работе со школьниками (как на базе школы, так и на собственных площадках);

  • оказание методической помощи школьным педагогам в развитии внеурочной работы учащихся;

  • предоставление материально-технической базы внешкольных учреждений и средств для проведения внеурочных занятий школьников (в том числе внеурочной работы по нормативным учебным программам, факультативными курсами и т.п.).

Работники внешкольных организаций и учреждений могут быть заинтересованы в сотрудничестве со школой по следующим позициям:

  1. оказание помощи в проведении внеурочных занятий со школьниками с условием возможного привлечения педагогов и учащихся к выполнению различного рода заказов предприятия, возможного использования школьных помещений для профессиональных, культурных, спортивно-оздоровительных мероприятий сотрудников шефского производственного объединения;

  2. проведение занятий в кружках и творческих объединениях с перспективой профотбора школьников для дальнейшей работы в соответствующем учреждении, организации;

  3. получение работниками внешкольных организаций, предприятий дополнительных материальных средств за проведение внеурочных занятий с подростками и др.

Привлечение работников внешкольных учреждений к внеурочной работе учащихся осуществляется не только по формальным административным каналам, но и через неформальные контакты учителей-предметников, классных руководителей, родителей и самих школьников. Координатором такой деятельности, как правило, является заместитель директора (организатор) по внеклассной и внешкольной работе или школьный социальный педагог.

Учитель или родитель может заинтересовать работника внешкольного учреждения сотрудничеством со школой. Целесообразно установить с работниками внешкольных организаций личные дружеские и деловые отношения, раскрыть потребности школы в их участии в создании условий для развития школьников, определить возможности и условия их продуктивной заботы в школе, моральной и материальной заинтересованности в совместной деятельности с учениками.

Совместная внеурочная деятельность работников внешкольной сферы и учащихся школ может осуществляться:

  1. в групповых формах работы циклического типа (внеурочная деятельность, кружки, секции, творческие объединения, научные общества по техническому конструированию и моделированию, радиоэлектронике, музыке, художественно-прикладному искусству, литературе, природоохранительной деятельности, игровым видам спорта и т.п.);

  2. в массовых мероприятиях, включая организацию творческих дел, предметных недель, тематических праздников по литературе, искусству, науке и технике. Спортивных мероприятий;

  3. в экскурсионной деятельности, способствующей качественному усвоению школьниками учебных дисциплин;

  4. в сети консультационных пунктов и лекториев для подростков и старшеклассников по отдельным проблемам науки, искусства, ремесел и по профориентации;

  5. в индивидуальной творческой работе с одаренными школьниками (конструкторской, исследовательской, познавательной), а также с имеющими склонности и способности к данной работе учениками, в коррекционно-репетиторской работе со школьниками, отстающими в учении и т.п.

Реализация в школьной практике взаимодействия урочных и внеурочных занятий позволяет вскрыть и использовать резервы учебно-воспитательного процесса. Творческое освоение учителями всех возможностей взаимодействия этих занятий ведет к построению вариативной, динамичной и гибкой системы учебно-воспитательной работы, направленной на развитие личности каждого ученика.


© 2010-2022