Профилактика школьной неуспеваемости в системе внутришкольного мониторинга

Обобщение опыта по профилактике школьной неуспеваемости с системе ВШК. Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения - цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года. Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания она итог процесса отста...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №155»









«Профилактика школьной неуспеваемости

в системе внутришкольного контроля»




Подготовил:

Лубенский Юрий Николаевич,

заместитель директора по УР

ФГКОУ «СОШ № 155»

г. Белгорода-22




СОДЕРЖАНИЕ



  1. Определение школьной неуспеваемости и отставания

  2. Причины неуспеваемости

  3. Психолого-педагогические особенности школьной неуспеваемости

  4. Признаки неуспеваемости учащихся

  5. Основные принципы неуспеваемости учащихся

  6. Программа «Школьная неуспеваемость»

  7. Библиографический список используемой литературы

  8. Приложение





В условиях повышения качества образования возрастает ответственность школы за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Это одна из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих неуспевающих детей.

Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения - цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.

Отставание - это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рампой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнении требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т. е. один из моментов этого процесса.

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют в конечном счете неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставании устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.

В психолого- педагогической литературе хорошо изучены причины школьной неуспеваемости. К числу причин, приводящих к нарушению успеваемости детей в школах относятся:

1) Недостатки биологического развития:

а) истинная умственная отсталость;

б) парциальные дефекты анализаторов (слуха, речи, моторики, дисграфия);

нарушения умственной работоспособности (вследствие церебрастенических состояний);

в) соматическая ослабленность;

г) особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение.

2) Недостатки психического развития личности:

а) слабое развитие эмоциональной сферы личности;

б) слабое развитие воли;

в) отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.

3) Недостатки воспитанности личности:

а) недостатки в развитии моральных качеств личности;

б) недостатки в отношениях с учителями, сверстниками и пр.;

в) недостатки воспитания в семье (разлад в семье или ее распад, грубость отношении, алкоголизм, антиобщественное поведение родителей, равнодушие родителей к детям и к их образованию, ошибки в воспитании).

4) Недостатки образования личности - педагогическая запущенность (недостатки преподавания, непрочность знаний, пробелы в знаниях и специальных умениях; слабый текущий контроль; неаккуратное посещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий).

А. М. Гельмонт соотнес причины неуспеваемости с ее категориями.

Им выделены три категории неуспеваемости:

I категория - глубокого и общего отставания,

II категория - частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости,

III категория - эпизодической неуспеваемости.




Психолого-педагогические особенности школьной неуспеваемости

Школьная неуспеваемость обычно бывает вызвана сочетанием
различных факторов, например, недостаточностью речевого развития, слабой
работоспособности и моторики у одного и того же ребенка. Все эти
нарушения являются следствием легкой органической неполноценности
головного мозга, минимальной мозговой дисфункции, разной степени
выраженности биологической недостаточности центральной нервной
системы. Они возникают у детей с недостаточностью мозгового
кровообращения, повышенным внутричерепным давлением (гипертензионно-гидроцефальным синдромом) в результате черепно-мозговых травм, тяжелых и длительно протекающих соматических заболеваний, инфекций с мозговыми последствиями (менингиты, энцефалиты, ревматизм). Основными проявлениями такого рода нарушений являются: головные боли, двигательная расторможенность ("гиперактивность"), утомляемость, недостаточная концентрация внимания, не выносливость к сенсорным раздражителям (громкому шуму, яркому свету), неспособность к длительному умственному напряжению, замедление темпа усвоения материала, слабое переключение с одного задания на другое, трудности запоминания.

Наблюдения за такими детьми показали, как проявляются типичные последствия органического поражения на протяжении урока в поведении неуспевающих детей. Двигательно расторможенные дети всегда находятся в состоянии неупорядоченной активности - вертятся, постоянно поворачиваются к соседям, с грохотом роняют на пол учебники, карандаши, линейки, тетради. Могут импульсивно вскочить и броситься за ними в другой конец класса, с шумом пролезая между партами. Такие дети выкрикивают ответ учителю, в то время когда он спрашивает другого ученика, громким голосом пытаются подсказать то, чего сами не знают, разговаривают со своим товарищем, сидящим в другом конце класса. Медлительность, трудности включения приводят к тому, что такой школьник не сразу начинает работать на уроке, вытаскивает портфель только после многократного напоминания, но вместо учебника достает конфету, разворачивает, шуршит оберткой, делится ей с соседом, пропуская в это время объяснения педагога. Нарушение процесса запоминания, кратковременные выпадения отдельных слов (динамические амнезии, сосудистые склеротические изменения) проявляются в том, что ученик то помнит, то забывает правило, решение задачи, хотя иногда может выкрикнуть со своего места правильный ответ. Подобная неустойчивость результатов иногда приводит педагога к обманчивому впечатлению, что ребенок знает материал, но, уже подходя к доске, такой школьник все забывает и стоит с растерянным видом. Таким образом, учащиеся с легкими последствиями органического поражения головного мозга не пополняют запас учебных знаний, не усваивают новый материал, не тренируют собственную память, не могут длительное время целенаправленно заниматься одним и тем же делом. В итоге - у таких детей программный материал усваивается не в полном объеме, существенно нарушается процесс овладения учебными навыками, быстро нарастает стойкая школьная неуспеваемость.

У таких детей на начальном этапе обучения отмечаются колебания настроения от капризности, неустойчивости, беспорядочной активности к вялости, заторможенности, сонливости, плаксивости. Одновременное сочетание этих противоположно направленных процессов (возбуждения и торможения) в клинике обозначается как церебральная астения или "раздражительная слабость". На школьных занятиях такие дети очень быстро, чаще всего неожиданно для окружающих, переходят от двигательной гиперактивности, громкого смеха, болтливости к слезам, оскорбительным выкрикам, недоброжелательным реакциям по отношению к другим. Не выносливость к длительной умственной нагрузке, быстрое утомление во время занятий приводят ближе к окончанию урока к нарастанию раздражительности, капризности, отказа от выполнения классных упражнений. Обратной стороной "раздражительной слабости" является нарушение произвольности, волевой регуляции поведения. Такой школьник

не выполняет домашнюю работу не только из-за усталости, но и от нежелания прилагать усилия, преодолевать себя. В быту это чаще всего расценивается как "лень, безделье, нерадивость". Ребенок с повышенной двигательной активностью, ослаблением самоконтроля в школе постоянно толкается, бегает, вступает в конфликты с другими детьми, дергает девочек за волосы, плюется жеваной бумагой, импульсивно выкрикивает. В отличие от кратковременных эпизодов неправильного поведения здоровых школьников, у детей с органическим поражением головного мозга вышеперечисленные особенности сочетаются, выражаются ярко, массивно.

Дети, стойко не усваивающие школьную программу, имеют отрицательные особенности черт характера и нарушения поведения. Как не печально, но зачастую микросоциум ребенка и значимые взрослые создают условия, способствующих формированию искажений в развитии личности детей.

Первым и наиболее важным фактором становление отрицательных черт характера является нежелание учиться, отвращение неуспевающего ребенка к учебной работе. Стойкие трудности в усвоении материала, постоянное чувство неуспеха естественно приводят к тому, что такие дети избегают самого процесса приготовления уроков, рвут тетради, прячут учебники, плачут в ответ на школьные требования. Они начинают прогуливать занятия, дома лгать, обманывать, говорить, что "ничего не задано", а в школе - что "забыл книги дома" и т.д. В этих поступках начинает просматриваться эмоциональное искажение, зачатки отрицательных черт характера. Такие особенности поведения формируются очень быстро и уже через полгода такие дети очень заметны в массовой школе.

Затем присоединяется следующий фактор - конфликтные отношения с учителями. На первый взгляд, кажется, что эти отношения носят негативный характер, даже складывается мнение о предвзятом отношении педагогов к неуспевающим детям. Учителя грубо к ним обращаются, кричат на них, делают замечания в оскорбительной форме, жалуются родителям, обсуждают друг с другом в открытой форме, при других школьниках. В тоже время, беседы и тщательное наблюдение позволяют понять, что такое поведение учителей вызвано беспомощностью, неумением работать с такими детьми, особым вниманием к ним, минимальными успехами в учебе. Здесь используются все доступные средства, в том числе повышенный тон, нотации и морализаторство, которыми педагоги пытаются привлечь внимание слабоуспевающих учеников, включить их в учебную работу, заставить заниматься.

Стойкая конфликтная ситуация приводит к тому, что и неуспевающие дети через короткое время начинают дерзить в ответ, грубить учителю, демонстративно уходить с уроков, срывать учебный процесс. У неуспевающих школьников возникают и закрепляются разнообразные отрицательные черты характера - конфликтность, злобность, аффективная возбудимость.

Аналогичные проблемы возникают у стойко неуспевающих детей по отношению к родителям. Поведение родителей является еще более сложным и противоречивым. Чаще всего родители неуспевающих учеников имеют претензии к школе, обвиняют учителей ("они плохо учат"), учебную программу, но при наблюдении в неформальной обстановке отчетливо видно, что эти же родители постоянно упрекают детей именно учебными проблемами. Уставших детей сажают сразу после школьных занятий учить домашние задания, сидят вместе с ними, нанимают репетиторов, часто применяют физические наказания, кричат - "бездари...лентяи" и т.д. Тем самым родители окончательно теряют доверие своих детей, постоянными конфликтами усугубляют домашнюю обстановку и их неуспевающие дети начинают уходить на "улицу". Становятся постоянными уходы из дома, возвращение домой поздно вечером, дети всячески врут, пытаясь выкрутиться из создавшейся ситуации. Отрицательные черты характера, нарушения поведения формируются во времени, с интервалом полгода после трудностей обучения, конфликтов с учителями и родителями.

Естественно, что после конфликтов с учителями и родителями неуспевающие дети сами становятся агрессивными, драчливыми, неуправляемыми, злобными и по отношению к сверстникам. Заметно, что в первых классах более развитые и умные сверстники (видя как к неуспевающим относятся учителя и родители), также начинают демонстрировать при всяком удобном случае свою неприязнь. Это выражается более тонко, в виде издевок, обидных прозвищ, игнорирования

слабоуспевающих учеников. Ответные реакции неуспевающих детей возникают несколько отстраненно во времени (через 6 месяцев - 1 год), но они очень обнажено и грубо проявляются. Неуспевающие школьники дерутся, нецензурно бранятся, воруют, пропускают школьные занятия. В старшем возрасте школьники по несколько месяцев не посещают школу, их перестает волновать неуспеваемость. Отвержение неуспевающего ребенка учителями, родителями, сверстниками приводит к стойкой социальной дезадаптации. В подростковом возрасте формируются асоциальные формы поведения - воровство, хулиганство, бродяжничество, алкоголизация. К 12-14 годам из-за мелких правонарушений подростки привлекают внимание милиции сначала эпизодическими, а затем постоянными и даже системными правонарушениями. Вот следствие всего пути развития неуспевающего школьника.

Неуспевающие дети являются "группой риска". Они нуждаются в тщательном наблюдении, в психолого-педагогической помощи всех участников образовательного процесса.



Признаки неуспеваемости учащихся

1. Ученик не может сказать, в чем трудности задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопрос по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.

2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.

3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.

4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой, жестами) на успех и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.

5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученные результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.

6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.


Основные способы обнаружения отставаний учащихся

- наблюдения за реакцией учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;

- вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;

- обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, высушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.


Основные принципы неуспеваемости учащихся

1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.

2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений, навыков.

3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющих ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.







Возрастные показатели педагогической запущенности

Младший школьный возраст

Подростковый период

Психологическая и нравственная неподготовленность ребенка к обучению в школе, в основе которой лежит

несбалансированность развития

индивидуально-психологических

качеств личности, вызванная

дефектами воспитания в семье и (или) недостатками обучения в детском саду.

Нарушения в сфере отношений, в том числе к самому себе

Нарушения в познавательной сфере (задержка и низкий уровень развития познавательных процессов, низкая познавательная культура, неразвитые познавательные потребности)

Неуспешность, затруднение в обучении и других видах деятельности, пробелы в знаниях,неразвитость познавательных процессов, несформированность мотивов учения, предпочтение игры другим видам деятельности

Патологическое развитие характера,

выраженное в акцентуациях

Перерождение педагогической

запущенности в социально-педагогическую

Отсутствие навыков общения, нарушения в сфере общения, связанные с низким уровнем представления об окружающем мире, неправильная самооценка, низкая адаптация к школе, несформированность нравственных представлений о правилах жизни коллектива, неправильная оценка своего положения в группе сверстников

Формы педагогической запущенности

Формы запущенности

Причина

Следствие

Локус жалобы

I

Несформированность элементов

и навыков учебной деятельности

Индивидуальные особенности

интеллектуального развития

Плохая успеваемость,

пассивность, пессимизм,

тревожность, заниженная

самооценка, пропуски

уроков

Плохая успеваемость по всем предметам,

плохо с чтением, отставание по математике, плохая память, невнимательность, рассеянность, неуверенность, молчание на уроках, «двойки» за письменные работы, по устным предметам - лучше, боязнь отвечать, длительность подготовки уроков

II

Несформированность мотивации учения, направленность на

другие, нешкольные

( не оответствующие возрасту) виды деятельности

Инфантилизм воспитания,

гиперопека, неблагоприятные

факторы, разрушившие

положительную мотивацию

(школьные межличностные

отношения, неадекватная

оценка учебной деятельности)

Плохие успеваемость и

поведение на фоне

достаточно высокого

уровня познавательных

способностей

Медлительность, неорганизованность,

утомляемость, инертность,

некоммуникабельность, эгоистичность,

драчливость, упрямство, жестокость или

страх, лживость

III

Неспособность произвольной

регуляции поведения, внимания, учебной деятельности

Особенности семейного воспитания (потворствующая

или доминирующая

гиперопека), тот же тип воспитания в школе

Неорганизованность

невнимательность,

зависимость от

взрослого, ведомость, нарушения общения, слабая успеваемость

Необщительность, замкнутость, отсутствие

друзей, неумение дружить со сверстниками,

плохие отношения с учителями, тяга к

«плохим» детям


Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения

отставания и неуспеваемости


1-ая группа. Посредством содержания (содержательные).

1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:

а) эмоционально-образный (эмоциональный, наглядно-образный, увлеченный);

б) аналитический (разъяснительный критически, логический, проблемный);

в) деловой;

г) необычный.

2. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:

а) важность отдельных частей;

б) трудность, сложность (простота, доступность);

в) новизна, познавательность материала;

г) историзм, современные достижения науки;

д) интересные факты, противоречия, парадоксы.

3. Задание с интересным содержанием, занимательными вопросами.

4. Показ значимости знаний, умений:

а) общественной;

б) личностной.

5. Межпредметные связи.

2-ая группа. Посредством организации деятельности (организационные).

1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач.

2. Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, работе; по форме: развернутые, свернутые, алгоритмы, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.

3. Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий).

4. Сознание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, ссора, дискуссии, противоречия); игрового (познавательной игры, соревнования), эмоционального (успеха, увлеченности темой).

5. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.

6. Контроль над деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.

7. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий.

3-я группа. Посредством воспитательных взаимодействий в плане общения, отношения, внимания (социально-психологические)

1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.

2. Проявление личного отношения учителя, к ученику, классу, высказывание собственного мнения.

3. Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношение к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным направлениям.

4. Организация дружеский взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).

Оптимальная система мер по оказанию помощи

неуспевающему школьнику

1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устроению типичных ошибок и пр.).

2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).

4. Контроль над учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

5. Различные формы взаимопомощи.

6. Дополнительные занятия с учеником учителя-предметника.

Меры предупреждения неуспеваемости ученика

1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

3. Индивидуальный подход к учащемуся.

4. Специальная система домашних заданий.

5. Усиление работы с родителями.

6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.

Памятка

классному руководителю по работе с неуспевающими учащимися

1. Ф.И.О. ученика.

2. Класс.

3. По каким предметам не успевает.

4. Поведение ученика.

5. Причины, которые привели к плохой успеваемости.

6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используют в работе с учеником.

7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика.

  1. 8. Сколько времени длится эта работа.

  2. 9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы.

Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников


Формируемые отношения

1-ый этап

2-ой этап

3-й этап

4-й этап

Отношение к содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но не привлекательный материал

Отношение к процессу учения (усвоения знаний)

Действует учитель-

-ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

Ученик действует самостоя-тельно

Отношение к себе, своим силам

Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий

Поощрение успеха к работе, требующих некоторых усилий

Поощрение успеха в работе, требующий значительных усилий

Отношение к учителю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность,

внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

Использование суждения наряду с доброжелательность, помощью и др.

Профилактика неуспеваемости на уроках

Этапы урока

Акценты в обучении

Виды помощи

1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для касса и концентрировать внимание на их устранение. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившие предыдущие уроки. По окончанию разделения темы или раздела обобщать итоги усвоение основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявить причины отставания.

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски

Предложения учащимся примерного плана ответа

Разрешение пользоваться наглядными пособиями помогающими излагать суть явления

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

2. При изложении нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащихся активно усваивать материал.

Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

Подбирать самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. включать в содержание самостоятельной работы на упражнение по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе и осуществлять контроль.

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее

Напоминание приема и способа выполнения задания

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих учащихся

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки,проверка, исправления

4. При организации самостоятельной работы вне класса

Обеспечить в ходе домашней работы повторения пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наиболее затруднения. Систематически давать домашнее задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий















Библиографический список использованной литературы.



1) Борисов П.П. О дидактических причинах второгодничества. Волгоград, 2002.

2) Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников / ред. Бабанский Ю.К. Ростов-на-Дону, 1992.

3) Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. М., 2000.

4) Лучшие страницы педагогической прессы, №2, 2002













































ПРИЛОЖЕНИЕ

















Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №155»




Программа

«Школьная неуспеваемость»

Цель: профилактика и преодоление неуспеваемости школьников разных возрастных групп.

Задачи:

  1. Выявление и учет специфических для школы причин отставания во всех классах, по различным учебным дисциплинам.

  2. Широкое ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, мерами предупреждения и преодоления отставания школьников в учении.

  3. Изучение педагогических методов и приемов преодоления неуспеваемости школьников разных возрастных групп с различными причинами неуспеваемости. Включение в тематику педагогических советов, заседаний методических объединений вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся.

  4. Выявление и оказание необходимой психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в обучении.

  5. Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников, координации действий педагогов с ученическим активом, родителями и общественностью по месту жительства детей и др.

  6. Мониторинг трудностей в работе учителей по преодолению неуспеваемости школьников.

  7. Постоянный контроль над реализацией системы мер по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости, специальный контроль над работой с наиболее "трудными" школьниками, строгий учет результатов этой работы.

  8. Изучение и внедрение передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости школьников.































УТВЕРЖДАЮ

Директор

ФГКОУ «СОШ № 155»

___________ В.Ф. Мозговой

«___»_____________ 20__ год




ПЛАН

работы школы по профилактике неуспеваемости учащихся

на 2011-2012 учебный год



п/п

Содержание работы

Сроки выполнения

Ответственные

Проведение педагогических советов

с включением вопросов:

- профилактика школьной неуспеваемости

- итоги работы школы за четверть

- качество образования


По плану

Лубенский Ю.Н.

Корнеева О.Н.

Предварительная аттестация неуспевающих учащихся, выявление неуспевающих школьников по итогам предварительной аттестации

в конце каждой четверти

Лубенский Ю.Н.


Заседание совета по профилактике правонарушений /или психолого-медико-психологического консилиума по итогам предварительной аттестации

в конце каждой четверти

Члены ПМПК

Психолого-педагогическая помощь неуспевающим учащимся по итогам предварительной аттестации

в конце каждой четверти

Педагог-психолог Степанова В.Н.

Выявление предметов, по которым школьники имеют неудовлетворительные оценки, учителей-предметников, имеющих неуспевающих школьников по итогам четверти

в конце каждой четверти

Лубенский Ю.Н.


Проведение совещания при директоре с отчетом учителей-предметников и классных руководителей о работе по преодолению неуспеваемости школьников


в конце каждой четверти

Корнеева О.Н.

Лубенский Ю.Н.


Планирование индивидуальной работы учителя-предметника с неуспевающими учащимися по итогам четверти (согласование КТП и графика проведения дополнительных занятий)

в конце каждой четверти

Лубенский Ю.Н.

учителя-предметники


Проведение дополнительных индивидуальных занятий с неуспевающими учащимися по восполнению пробелов в знаниях

В течение следующей четверти

учителя-предметники


Систематический контроль за посещаемостью уроков неуспевающими школьниками


В течение года

Классный руководитель

Дифференцированная работа с отстающими школьниками на уроке

В течение года

учитель-предметник

Проведение классных часов, посвященных проблеме школьной неуспеваемости.


По плану

Классный руководитель

Проведение тематических родительских собраний по проблеме школьной неуспеваемости

По плану

Классный руководитель

Психолого-педагогическое сопровождение неуспевающих школьников, направленное на объединение усилий педагогов и родителей по преодолению неуспеваемости школьников:


В течение года

социально-психологической службы

Выявление причин неуспеваемости школьников, определение стратегии педагогической помощи данной группе учащихся.

В течение года

социально-психологической службы

Индивидуальные и групповые занятия с неуспевающими школьниками, направленные на формирование положительной мотивации к учению


В течение года

Педагог-психолог Степанова В.Н.

Индивидуальное консультирование учителей по преодолению школьной неуспеваемости на основе диагностики

В течение года

Педагог-психолог Степанова В.Н.

Индивидуальные и групповые консультации родителей с рекомендациями по преодолению неуспеваемости учащихся

В течение года

Педагог-психолог Степанова О.Н.

Постоянный контроль над реализацией системы мер по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости, специальный контроль над работой с наиболее "трудными" школьниками

В течение года

Педагог-психолог Степанова В.Н.

Обобщение опыта по преодолению неуспеваемости школьников, изучение трудностей в работе учителей по преодолению
неуспеваемости школьников,

В течение года

Лубенский Ю.Н.

Корнеева О.Н.

Обсуждение результатов работы по профилактике неуспеваемости учащихся на
предметных методических объединениях и методическом совете школы

По плану

Лубенский Ю.Н.

Руководители ШМО



СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА




Вы значительно повысите свою успеваемость,

если разовьете в себе привычки:



  • Берите ответственность на себя. Быть ответственным - это прежде всего осознавать, что чтобы преуспеть в чём-либо, вы должны сами распределять свои приоритеты, ресурсы и время.


  • Всегда сначала делайте самое важное.


  • Всегда чувствуйте себя победителем.


  • Вы должны понимать, что полностью выкладываясь в классе, будь то для себя или для своих одноклассников, вы всегда остаётесь в выигрыше, в независимости от оценки. Помните, что оценка является лишь внешним фактором и не всегда совпадает с вашими ожиданиями.


  • Сначала поймите других, и лишь потом старайтесь быть понятым.


  • Если вы не согласны с учителем, например, по поводу оценки или просите отодвинуть срок сдачи работы, поставьте себя на его место. Это поможет вам решить, как лучше аргументировать свою просьбу, и какие она может вызвать возражения со стороны учителя.


  • Всегда старайтесь найти самое эффективное решение. Если вы, например, не поняли пройденный материал, не стоит его перечитывать несколько раз. Попробуйте что-нибудь другое. Попросите учителя или одноклассника объяснить вам непонятный материал.


  • Всегда доводите до конца поставленные перед собой задачи, и
    никогда не останавливайтесь на достигнутом!


© 2010-2022