Программа развития школы Время вперёд

Программа развития Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №35 – «Время вперёд». Сроки реализации программы: программа составлена на 4 учебных года (до2014 года включительно) Название программы: «Время вперёд» Авторы и разработчики: -Заборская О.А., зам по НМР,  В программе: -паспорт программы; - информационная справка об ОУ; - блок аналитического и прогностического обоснования программы:проблемно-ориентированный анализ; анализ деятельности по обеспечению кач...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 35


Рассмотрена на Утверждаю

Заседании педагогического совета Директор МОУ СОШ № 35

06.11.2010г. Т.Н.Бадахова_____________

Протокол № ___ от ____2010г.


Программа развития школы

на период с 2010 - 2014 год


«ВРЕМЯ - ВПЕРЁД!»

Авторы и разработчики:

Бадахова Т.Н., директор

Ховрина Г.А., зам. по УВР,

Заборская О.А., зам по НМР,

Вершинин В.Н., к.п.н., научный рук.,

заведующие школьными кафедрами,

ученики школьного самоуправления,

родители учащихся.


Ульяновск - 2010

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. . . . . . . . 3

1. Паспорт программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . . . . . . .4

2. Информационная справка о школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

  1. Проблемно-ориентированный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

  2. Анализ деятельности по обеспечению качественного и доступного образования . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

5. Ранжирование проблем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

  1. Основные направления развития школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

  2. Концепция развития школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23

  3. Модель выпускника на различных образовательных ступенях . . . . . . .24

  4. Принципы жизнедеятельности научно-методической службы . . . . . . . 26

  5. Модель МОУ СОШ № 35 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28

  6. Структура и содержание программы развития школы на долгосрочный период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

  7. Идеология программы и содержание деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . 30

  8. Основные направления ОЭР. Участие школы в областной программе РИП . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

  9. Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

  10. Приложение № 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37

  11. Приложение № 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41

  12. Приложение № 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43

  13. Приложение № 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45

  14. Приложение № 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47

  15. Приложение № 6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48

  16. Приложение № 7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49

  17. Приложение № 8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52


«Труд, окрылённый интересом к

Делу, легче, а не тяжелее труда,

Выполняемого по обязанности»

С.Я.Маршак

В управлении образованием одним из важных инструментов является стратегическое планирование. Осознанное, целенаправленное управление развитием системы образования - это не только требование времени, но и важнейший критерий профессиональной компетентности руководителей образовательного учреждения, всего педагогического коллектива.

Программа развития школы активизирует коллективную деятельность и помогает отвечать на вопросы: «Каково предназначение данной программы», «Для кого она существует?», «Верные ли цели она ставит и есть ли у неё возможности для их достижения?», создаёт ли она равные возможности для участников образовательного процесса?

Стратегия программы развития разрабатывается также для того, чтобы повысить конкурентное преимущество школы и максимально увеличить привлекательность для внешнего социума.

Программа развития школы - это документ, представляющий единую, целостную модель совместной деятельности всего коллектива школы и определяющий:

  • исходное состояние образовательной системы;

  • образ желаемого будущего состояния этой системы;

  • состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.

Структура данного документа, его объём во многом зависят от выбора учреждением цели своего развития, желания показать себя как уникальное явление в образовательной среде города и области. Программа развития школы является реальным показателем способности руководителей школы управлять содержанием социального заказа.




  1. Паспорт программы


1.Полное название программы: Программа развития школы: «Время - вперёд»;

Цель: системообразующая педагогическая деятельность, обеспечивающая равные возможности для всех участников образовательного процесса

Задачи:

1. организация системы предшкольного образования;

2. передача научных знаний, формирование их у учащихся;

3. осуществление методической работы как основополагающей в педагогическом процессе МОУ СОШ №35;

4. поэтапное внедрение ФГОС;

5. поэтапный запуск проектов, которые обеспечивают организацию и создание системы внеурочной занятости в соответствии с требованиями ФГОС.

6. деятельность на основе системы принципов:

  • принцип системности - это взаимосвязь и взаимообусловленность целей, задач, содержания, методов, форм и приёмов педагогической деятельности;

  • принцип научности - являясь общедидактическим принципом образования, предполагает изучение методов научного познания мира, научного исследования различных предметных аспектов;

  • принцип новизны - позволяет осмыслить идею нового знания, добытого в процессе исследования; при этом новое знание определяется нами не столько как новое - фундаментальное для науки, сколько - для самих участников исследовательской деятельности (обучающихся, школьных учителей);

  • принцип социальной значимости (востребованности) - результата исследования определяет пространство развития гражданской позиции личности школьника по отношению к вопросам о глобальных проблемах человечества, к идее устойчивого развития;

  • принцип этапности и уровневости предполагает организацию деятельности обучающихся, учитывающую постепенный переход от простых методов к более сложным и др., а также разумный выбор уровня сложности (глубина изучения, степень новизны и др).

7.обеспечить возможность участия каждого участника образовательного процесса в деятельности школы в соответствии с его потребностями и возможностями.

- Сформировать у обучающихся социальную мобильность, профориентацию.

- Повысить профессионализм молодых специалистов и совершенствовать педагогическое мастерство педагогов с высшей категорией и достаточно большим стажем педагогической деятельности через их вовлечение в методические проекты школы.


  1. Научный консультант - к.п.н. Вершинин В.Н.;

  2. Авторы и разработчики:

Бадахова Т.Н., директор

Ховрина Г.А., зам. по УВР,

Заборская О.А., зам по НМР,

Вершинин В.Н., к.п.н., научный рук.,

заведующие школьными кафедрами,

ученики школьного самоуправления,

родители.

4. Основания для разработки программы развития:

Стратегическая цель государственной политики в области образования до 2020 года - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Изменения в развитии общего образования в РФ потребовали изменений в содержании и организации программ развития школы. В связи с этим необходимы и новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов, и готовность педагогов осваивать и внедрять инновации, востребованные новой образовательной ситуацией, и компетентностный подход.

Для удовлетворения потребностей современного общества от учителя требуются высокая культура, сформированная система ценностей, заинтересованность педагога в развитии творческого потенциала своих учащихся, собственной способности к инновационной деятельности, совершенствованию и профессиональной активности.

А от нас, как менеджеров этих процессов, требуются умения организовать и совершенствовать научно-методическую и экспериментальную работу педагогов на основе дифференцированного и индивидуального подходов, постепенного приобщения педагогов к выполнению необходимых в данный момент творческих заданий и поручений.

В частности, руководитель обязан вооружать педагогов комплексной методикой научного поиска, формировать умения и культуру педагогического исследования, учить отслеживать и описывать процесс и результаты эксперимента по разработке или освоению инноваций, умело их использовать в перспективе развития ОУ. Процесс развития начинается с готовности педагога к инновационному поиску, с актуального уровня его профессионального развития.

При этом наиболее желательный результат - повышение качества образовательно-воспитательного пространства, в котором есть место для профессионального личностного роста управленцев, учителей и школьников и безусловно ОУ в целом.

Начиная с 2003- 2004 учебного года, педагогический коллектив школы работал над созданием образа желаемого будущего состояния школы, используя при этом всё то положительное, что накопила традиционная школа. За это время мы поняли, что достигли определённого уровня в развитии, что стало возможным благодаря усилиям отдельных учителей, групп, объединений, учащихся в интересах развития школы.

Успешность работы школы доказывают конечные результаты: качество ЕГЭ выше среднего по России на 5-9%, отсутствие оценок ниже минимального порога. В школе сложилась своеобразная ситуация успеха, наличие которой даёт всем участникам совместной деятельности понимание того, на достижение какой цели они работают, какова их роль в этом, что от них ждут, и что ждёт самих участников сложившейся ситуации.

Решая задачи модернизации образования, педагогический коллектив МОУ СОШ №35 направил свою деятельность на создание программы развития школы в связи с современными требованиями ФГОС. В основе нашей программы развития «Время вперёд» лежит система научно-методического обеспечения образовательно-воспитательного процесса - как основа в функционировании школы.

С 2010 года школа участник областной программы РИП, коллектив работает над темой - «Теоретические, методические и организационные условия эффективного освоения педагогических инноваций регионального уровня».

Исходя из социального заказа на творческую личность учителя, из инновационной деятельности в образовании и реализации федеральной, региональной и муниципальной политики в области непрерывного образования, в школе была создана модель методической службы.

Мы считаем, что методическая служба эффективна будет только тогда, когда сможет удовлетворять потребности своих заказчиков - педагогов, родителей и учеников.

Ключевые направления деятельности методической службы в школе разработаны на основе предложений, поступивших от педагогов, системного анализа деятельности школы, отчётов о работе методических объединений.

Во главе научно-методической работы школы стоит научно-методический совет, который осуществляет руководство методической, инновационной и исследовательской работой педагогического коллектива и реализует поставленные задачи. В состав научно-методического совета входят заместитель директора по УВР, заведующие школьными кафедрами, руководители проектов, представители школьного самоуправления.

Мы поняли, что возникла необходимость в создании условий для формирования у наших учащихся тех качеств, которые определены «Стратегией модернизации образования». А именно: умений выбора «своего места в общем деле», «умений определять и выдерживать свою роль и конечную цель деятельности», планирования и проектирования своих действий «в рамках долгосрочной общешкольной деятельности», умений выполнять групповые проекты, организуемые в школе.

Эти качества формируются в рамках разработанных в нашей школе проектов, которые направлены на становление интеллектуального потенциала ребёнка, на опыт в планировании долгосрочной деятельности. Проекты ориентируют учащихся на продолжение образования, формирование комплекса ключевых и социальных компетентностей, способностей к самоопределению и самоорганизации.

Консультирование поисковой части деятельности научно-методического совета осуществляет научный консультант Вершинин Владислав Николаевич, кандидат педагогических наук, научный руководитель, в.н.с. НИЛ РИП УИПКПРО (Ульяновск).

Работа с научным консультантом заключается в следующем: -разработка и корректирование нормативно-правовой базы инновационной деятельности школы; -координация работы научно- методического совета; -организация системы мониторинга инновационных приобретений школы.

Одним из направлений работы методической службы является экспертная деятельность, так как учителя школы создают авторские учебные программы, методические рекомендации, образовательные программы дополнительного образования детей, воспитательные проекты.

Одним из приоритетных направлений деятельности методической службы является работа с одарёнными детьми.

Неотъемлемым направлением организационной поддержки является организация работы школьного самоуправления, с целью привлечения к инновационной образовательной деятельности не только педагогов, а также учащихся и родителей.

Школьной методической службой разработана система мониторинга.

Результатом сложной и кропотливой работы всего коллектива, администрации образовательного учреждения, методической службы является создание программы развития - «Время вперёд», которая включает подпрограммы:

1. «Знание - сила» - переход на ФГОС с 2010-2011 учебного года в первых классах «Планета знаний», «Школа 2100…»(развитие альтернативных форм образовательной деятельности, работа с одарёнными учащимися, работа по индивидуальному образовательному маршруту, повышение эффективности традиционного урока за счёт применения элементов современных образовательных технологий, культурологического аспекта в обучении, ИКТ, разноуровневого обучения, а также системы диагностики образовательного процесса. Проектная деятельность - как площадка для обеспечения внеурочной занятости, обеспечивающая формирование условий равного развития всех участников образовательного процесса. (Приложение №1)

2. «Имидж школы» (эстетически полноценной информационной среды, формирование школьных помещений, рекламная печатная продукция, Создание пресс службы школы, сайт школы). (Прилжение №2)

3. «Открытая школа» (разнообразные формы контактов школы через клубы интересных встреч, сотрудничество с вузами, ДОУ, ДОД, другими школами, сотрудничество школы с молодёжными организациями г.Ульяновска). ( Приложение №3)

4. «Комфортная среда» (деятельность структур, направленных на оптимизацию профессиональной деятельности и взаимоотношений педагогов - школьных кафедр, НОУ - как психолого-акмеологический аспект среды; ремонтные работы, укрепление и развитие МТБ). (Приложение №4)

5. «Здоровая школа» создание системы работы по здоровьесбережению участников образовательного процесса. (Приложение №5)

Педагоги демонстрируют достаточно открытое и искреннее поведение, во взаимоотношениях преобладает доброжелательный фон взаимодействия, отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи.


  1. Сроки реализации программы: программа рассчитана на 4 учебных года:

- 2010-2011

- 2011-2012

- 2012-2013

- 2013-2014.

5. Источники финансирования: бюджет школы.

6. Системы целевых индикаторов и показателей реализации программы:

- это участие учителей, учащихся, родителей в системе работы школы, в конкурсах. Научные разработки учителей, школы через участие в РИП.

7. Система организации контроля исполнения программы:

Мониторинг образовательно-воспитательного процесса.


2. Информационная справка о школе

35 средняя школа была основана в 1959 году. Она располагалась в двухэтажном здании по улице Полбина, где являясь школой семилеткой, просуществовала первые 20 лет своей жизни.

1 сентября 1979 года школа переехала в новое трехэтажное здание по улице Рябикова, к этому времени она стала десятилеткой. С тех пор 1 сентября считается днем рождения школы. Школа является муниципальным образовательным учреждением, осуществляющим образовательный процесс в соответствии с уровнем образовательных программ.

За эти годы были достигнуты заметные успехи в развитии школы:


  • Учитель математики Кочеткова О.Е. была победителем районного конкурса «Учитель года - 98», Нюкало Е.И., учитель музыки и Самсонова О.Н., учитель начальных классов, Хайрутдинов Е.И., учитель технологии - становились лауреатами конкурса в 2001, 2003 и 2008 гг.

  • Одиннадцать лет функционирует школьный ансамбль спортивного бального танца «Аэлита» руководитель Лысенков А.В. Ребята из ансамбля в этом году стали пятикратными чемпионами области и были приглашены на чемпионат России, который пройдет в городе Москве в октябре 2009 года.

  • Учитель математики Кочеткова О.Е. в 2006 году стала победителем президентского гранда на 100 тысяч рублей.

  • Учитель технологии Хайрутдинов Е.И. в 2008 году стал победителем президентского гранда на 100 тысяч рублей.

  • Учитель химии Мохнатова Г.В. в 2008 стала Призером городского конкурса «За нравственный подвиг учителя»

  • Школа успешно прошла лицензирование и аккредитацию в 2009 году.

  • В 2010 году школа приняла решение вступить в процесс регинальных педагогических исследований (РИП).

Численность учащихся 951 чел., 37 классов - комплектов, учителей 63 чел., совместителей 1 чел., техперсонала 20 чел. По проекту школа рассчитана на 1176 мест. Одно крыло школы занимает «Школа искусств № 6». Работает школа в режиме шестидневной учебной недели. Ученики первых классов учатся по пятидневной неделе. Обучение учащихся ведется в двухсменном режиме. Во вторую смену учатся 2-е и 3-ьи классы. Длительность уроков во всех классах составляет 40 минут, длительность в 1-х - 4-х классах - 35 минут.

В школе много хороших традиций. Традиции обеспечивают защищенность и комфорт каждого, создают «дух школы», взаимоподдержки и взаимовыручки в коллективе. Успешно осуществляется работа с родителями, главными помощниками и участниками образовательного процесса.

Социум:

Школа расположена в Засвияжском районе, который считается рабочим. В непосредственной близости от школы культурно - просветительных и спортивных учреждений. Учащиеся посещают мероприятия в кинотеатре «Луна», ЦТД-2. Большинство родителей учащихся являются представителями рабочего класса и низшего управленческого звена. В последние годы большинство семей испытывали серьезные материальные затруднения.

Школа является центром спортивной и культурно-воспитательной работы по месту жительства детей и подростков, объединяя усилия спортивного комплекса УЗТС, кинотеатра «Луна», библиотек №3, 9, Областного реабилитационного центра (ул. Герасимова, 9), ЦДТ-2.

Педагогические кадры

В педагогическом коллективе работают 62 человека.

Уволились: в 2003 - 2004 учебном году - 2 человека;

в 2004 - 2005 учебном году - 4 человека;

в 2005 - 2006 учебном году - 4 человека;

в 2006 - 2007 учебном году - нет

в 2007 - 2008 учебном году - 7 человек;

в 2008 - 2009 учебном году - 2 человека.

Текучести кадров на протяжении 5 лет не наблюдается. Коллектив стабилен и всегда готов прийти на помощь начинающим педагогам с четкой организацией работы по наставничеству. Но нет прилива молодых специалистов. Средний возраст коллектива 48 лет.

На 2009 - 2010 учебный год запланирован прием учителей английского языка и физкультуры, информатики.

Из 66 человек, работающих в школе

ВЫСШУЮ категорию имеют - 39 человек.(63 %)

ПЕРВУЮ категорию - 15 человек. (24 %)

ВТОРУЮ категорию - 6 человек. (10 %)

Без категории - 2 человека (3 %)

Программа развития школы Время вперёд

В этом учебном году проходили аттестацию 12 педагогов.

В будущее учебном году планируют пройти аттестацию 10 человек:

На курсы в ИПК ПРО планируется 15 человек.


Распределение учебной нагрузки учителей

в 2009 - 2010 учебном году


Имеют достаточную часовую нагрузку:


  • не превышающую 1,5 ставок - 43 чел., что позволяет уделять время самообразованию и повышению квалификации, а также более тщательно готовиться к урокам.

  • Имеют нагрузку от 27 до 30 часов - 2 чел., что не позволяет уделять достаточно времени на самообразование, нет методического дня и трудно проводить уроки на достаточно высоком уровне.

На будущий учебный год выставлены на вакансии ряд предметов :

  • Физкультура

  • Информатика

Именно эти специалисты имеют недельную нагрузку превышающую 30 часов в неделю.

В настоящее время в школе работают учителя, имеющие звания:


  • «Заслуженный учитель Российской Федерации»: 2 чел.

Богач Владимир Иосифович - учитель географии;

Герасимова Наталья Борисовна - учитель математики;


  • «Отличник народного образования»

Байкалова Г.В. Герасимова Н.Б.

Макарова Т.А. Горина Н.И.

Отлетова Т.М. Михайлишина В.А.

Тазеева Т.А. Ховрина Г.П.

Гультяева В.Ф.


  • «Почетный работник общего образования РФ

Луконина Т.Я.

Боголюбова Р.В.

Артемьева К.Д.

Замалдинов Ф.А.

Ширшова Н.В

Школа является базовой для ИПК ПРО:

  • кафедра технологии;

  • кафедра начального образования;

В этом учебном году были проведены семинары для слушателей ИПК ПРО, ряд мероприятий для города и области.

В школе большое внимание уделяется созданию условий материального и морального стимулирования труда учителя. В настоящее время в школе были представлены к награждению и награждены грамотами за особые успехи в обучении и воспитании учащихся :


  • Министерства образования РФ:

Штанина Людмила Анатольевна

Грамотами Управления образования мэрии награждены 7 человек, 24 человека получили благодарность со стороны администрации школы, 60 человек получили премию за добросовестный труд и ответственное отношение к работе.

Для обеспечения образовательного процесса в МОУ СОШ №35 создана хорошая материально-техническая база, комфортные условия для гармоничного развития личности и профессионального роста учителей. В школе имеется 2 компьютерных класса, актовый зал, спортивный зал, тренажёрный зал, библиотека, ноутбук, три мультимедиа проектора. Педагогическим коллективом накоплен богатый методический опыт, обеспечивающий инновационные преобразования: авторские программы, методические разработки различной тематики, разработки уроков, портфолио учителей.

Учителя, работающие в МОУ СОШ №35, для осуществления образовательной деятельности, имеют кабинеты оснащённые необходимыми принадлежностями.

3. Проблемно-ориентированный анализ

Педагогический потенциал учителей МОУ СОШ №35 значительно шире, чем потребности детей и родителей, подверженные моде, консервативным факторам или престижным явлениям. Но он может быть реализован только в том случае, если учителям известны эти социальные потребности и они способны принять необходимые решения, обеспечивающие развитие социального заказа.

Всякая проблема обнаруживает себя как несоответствие между желаемым и действительным результатом. Поэтому первым шагом в формулировании проблем был ответ на вопрос: «Каким требованиям должны удовлетворять результаты работы школы?»

Ответ на этот вопрос следует искать в социальном заказе учителям. Мы начали с главного социального заказчика - с родителей.

Анализируя анкеты родителей, мы сформулировали некий образ школы, в которую они хотели бы отдать своих детей:

  • это школа, где хорошо формируют учебные навыки детей;

  • наряду с образованием по государственным программам, есть возможность для получения дополнительного образования, даются знания прикладных, эстетических и спортивных дисциплин;

  • наряду с применением традиционных методов и форм обучения, используются новые педагогические технологии;

  • образование должно сочетаться с заботой о здоровье обучающихся;

  • учителя школы должны предоставить учащимся возможность для развития творческих способностей;

  • необходимо работать с продвинутыми детьми;

  • с целью осуществления профессиональной ориентации необходимо обеспечить предметные факультативы, курсы, кружки по выбору учащихся;

  • при условии самоактуализации учащихся (на основании тестирования) необходима организация классов-лицеев, гимназических классов, кроме существующих профильных.

Данные требования изложены в Законе РФ «Об образовании», мы со своей стороны стремимся к их осуществлению и реализации.

За основу возьмём требования, предъявляемые разными категориями общества в социальном заказе. Выделим положительное, достигнутое, что в последствии можно сохранить и приумножить, и далее детально остановимся на результатах, не соответствующих желаемому, чтобы потом сформулировать проблемы.

В связи с тем, что у разных заказчиков общества имеются схожие требования к МОУ СОШ №35, составим обобщённый социальный заказ МОУ СОШ №35:

1. Кто должен преподавать в школе (требования к кадрам):

  • в школе должен быть достигнут необходимый и достаточный уровень качества преподавания;

  • уровень педагогического мастерства должен быть достаточным для ведения экспериментальной работы, исследовательской работы и организации досуга детей;

  • в школе должны работать интеллигентные педагоги, уважающие личность ребёнка;

  • в школе должен быть создан тёплый психологический климат сотрудничества и взаимоуважения, должны быть свои традиции.

2. Кто должен обучаться в школе? (требования к учащимся):

  • в школе должны учиться дети, относящиеся к школе по месту жительства, а так же те дети, которых устраивает образовательная траектория школы как образовательного учреждения.

3. Чему и как должны обучать в школе? (требования к содержанию образования):

  • учителя школы должны на высоком уровне обеспечить получение современного образования;

  • школа организует внедрение новых педагогических технологий, форм и методов обучения;

  • образовательный процесс обеспечивает условия для успешности одарённых детей и развития всех без исключения;

  • учителя школы должны способствовать формированию эстетических и патриотических качеств личности.

4. Каковы должны быть результаты образовательного процесса? (требования результативности):

  • в школе должна быть система диагностики, как показатель уровня качества преподавания;

  • дополнительное образование, организованное на базе школы, должно гармонично сочетаться с планом школы - с программами системы воспитания, с проектами, обеспечивая высокий уровень развития обучающихся;

  • воспитательные мероприятия, школьное самоуправление должны способствовать воспитанию и формированию высоконравственной личности;

  • учителя школы должны сформировать социальную мобильность обучающихся, обеспечить готовность обучающихся к дальнейшему образованию и выбору профессии.

5. Каковы условия обучения и работы в школе? (требования к условиям):

  • учителя должны особое внимание уделять охране и укреплению физического и психического здоровья обучающихся;

  • учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей;

  • в школе должен быть организован оптимальный, с точки зрения сохранности здоровья, процесс обучения;

  • в школе должны быть созданы комфортные условия для развития обучающихся и профессионального роста педагогов.

6. На какую перспективу работает школа? (требования к выпускникам):

  • школа призвана соответствовать задачам модернизации образования и решать их исключительно с позиции развития ребёнка;

  • школа должна обеспечить выполнение требований общества к уровню развития учащихся;

  • школа должна быть максимально комфортной и локаничной педагогической системой;

  • выпускники 4-х, 9-х, 11-х классов по уровню знаний, умений, навыков соответствуют требованиям государственных стандартов образования по различным предметам;

  • выпускники школы должны обладать исследовательскими навыками, а так же навыками самостоятельной познавательной деятельности.

4. Анализ деятельности по обеспечению качественного

и доступного образования


п\п

Формулирование требований социального заказа

Фактические результаты

Положительные

результаты

Недостаточные результаты

1.

2.

3.

4.

1

Охрана и укрепление физического здоровья детей

План работы МОУ СОШ №35 включает обязательные массовые мероприятия спортивно-оздоровительного направления, которые проводятся на открытом воздухе:

«День спорта», кроме того классные руководители проводят многочисленные тематические экскурсии в парки и скверы города, организуют загородные поездки.

Не все учителя принимают участие в данных мероприятиях на должном уровне.

2

При поступлении ребёнка в школу необходимо учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности

Осуществляется первичная психолого-педагогическая диагностика обучающихся путём тестирования, классные руководители проводят родительские собрания с целью ознакомления с семьями обучающихся, а также с целью привлечения родителей к совместной деятельности.

Используются лишь экспресс-методы, не требующие большого количества времени и не дающие исчерпывающей картины состояния ребёнка. Не все родители откликаются участием в образовательном процессе.

3

В школе должен быть организован процесс обучения на основе сберегающих здоровье педагогических технологий. Должен быть рациональный режим обучения учащихся.

Школа работает в режиме шестидневной недели. Продолжительность занятий 40 минут, перерывы между уроками соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. На каникулах организуются экскурсии и массовые мероприятия.Во время уроков проводятся физкультминутки.

Не всеми учителями учитывается динамика работоспособности организма учащихся на протяжении урока.

4

Администрация должна осуществлять контроль за физиологическими условиями учебного процесса

В МОУ СОШ №35 осуществляется контроль за соблюдением техники безопасности обучения у учителей физики, химии, биологии, физической культуры, что оформляется документально, также учителя оформляют информационные уголки в кабинетах.


5

В школе должен быть достигнут необходимый и достаточный уровень качества преподавания.

Анализ кадровой составляющей показывает, что:

39 учителей имеют высшую категорию, 15 учителей с первой категорией, 6 учителей имеют 12 разряд то есть приблизительно 90% учителей школы имеют достаточно хороший, необходимый для школы уровень профессиональной подготовки; 3 учителей имеют 7-9 разряд - это молодые специалисты. Организована работа c молодыми специалистами «Школа молодого педагога».

На сегодняшний момент не удовлетворяет наличие недостатков, сложившихся в работе учителей:

-слабое владение основами дидактики,

-недостаточное знание структуры уроков различных типов,

-недостаточное знание организации обратной связи с учащимися.

Нет материальной возможности для обеспечения каждого учителя компьютером.

6

В школе должна быть создана система не переходящих нравственных ценностей, имеющих общечеловеческое значение.

Воспитательные мероприятия, организуемые классными руководителями, построены в рамках общешкольного плана с ориентиром на формирование общечеловеческих ценностей. У учащихся формируются эстетические (культура, знания-главное богатство) и патриотические(общество, Родина, семья) ценности.

Не все классные руководители уделяют достаточное внимание внеклассным мероприятиям.

7

В школе должна быть организована коллективно-творческая деятельность детей и взрослых.

Созданы все предпосылки для объединения детей в единую организацию. Детское самоуправление участвует в реализации школьных проектов:



Классные коллективы школы, в результате массовых мероприятий, охвачены коллективно-творческими делами.

Но тем не менее нет единого детского самоуправления.

8

В школе должны работать высоконравственные, коммуникабельные, деликатные, доброжелательные, высокопрофессиональные люди. В школе должен быть создан благоприятный психологический климат сотрудничества и взаимоуважения, должны быть свои традиции.

Результаты работы школы показывают, что в школе работает слаженный педагогический коллектив. Создан хороший психологический микроклимат, товарищеские отношения. Действуют общность педагогических принципов, нравственных устремлений всех учителей; доброжелательность и активность большинства учителей. Школа работает по общешкольному плану методической работы, благодаря чему созданы условия для творческой работы каждого учителя. Каждый учитель школы состоит в одной из предметных кафедр, работая над узкой педагогической тематикой, участвует в работе над общей педагогической темой работы школы. Участвуя в кафедральных мероприятиях, многие учителя школы внедряют педагогические новшества в образовательный процесс: «Педагогический дуэт», мастер-класс по теории педагогики, и др. Традиционно взаимопосещение учителями уроков с целью обмена педагогическими методами, формами и приёмами.

И всё же не о всех учителях можно сказать, что они отвечают всем требованиям к учителям нашей школы. Как показывают результаты контроля уроков, ещё возникают случаи несвоевременного выполнения организационных дел, случаи формальной подготовки к урокам, многие учителя не используют новинки методической литературы, не посещают библиотеку.


5. Ранжирование проблем

Анализируя проблемы, полученные в сопоставлении желаемых и действительных результатов, можно увидеть жёсткую взаимосвязь между элементами системы управления, учебно-воспитательным процессом и условиями. Но как показал анализ, есть первоочередные проблемы и проблемы, пути решения которых уже намечены. Поэтому ранжирование проблем даёт нам возможность оценить степень первоочерёдности решения данной проблемы на сегодняшний день:

1. Проблема отработки педагогических технологий и педагогических систем учителями школы.

2. Проблема выполнения содержания плана воспитательной работы в школе.

3. Проблема разработки инструментария диагностики развития возможностей обучающихся.

4. Проблема разработки инструментария диагностики успешности образовательного процесса.

5. Проблема технического и материального обеспечения учителей школы.


  1. Основные направления развития школы

Исходя из ранжированных проблем, полученных в ходе проблемно-ориентированного анализа, мы определяем основные направления развития школы:

1. Активизация обмена опытом на различных уровнях и в различных формах;

2. Разработка системы контроля за выполнением плана воспитательной работы;

3. Отбор и внедрение общего для школы инструментария диагностики развития возможностей обучающихся;

4. Отбор и внедрение общего для школы инструментария диагностики успешности образовательного процесса;

5. Педагогическое взаимодействие по материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса.

7. Концепция развития школы


  • Миссия и цели школы

Основным смыслом развития МОУ СОШ №35 является прежде всего:

  • сохранение и культивирование уникальности каждого ребёнка в постоянно меняющемся социальном окружении;

  • в удовлетворении естественных потребностей детей в познании себя;

  • в формировании устойчивой сопротивляемости развивающейся личности разрушающему воздействию.

Под миссией школы мы подразумеваем констатацию философии субстанций педагогической деятельности (обучение, образование, воспитание, развитие) как основное предназначение и смысл существования учреждения. В ходе разработки миссии школы мы пришли к выводу, что она является по сути иерархической системой целей:

1. - обучение, образование, воспитание и развитие обучающихся;

2. -системообразующая педагогическая идея, которая является содержательной сверхзадачей работы школы;

3. -принципы деятельности педагогического коллектива, его целевые установки, обуславливающие процесс реализации сверхзадачи;

4. -стратегические цели, обеспечивающие реализацию как первого так и второго.

В связи с этим проводятся:

1. организация предшкольного образования,

2. передача научных знаний, формирование их у учащихся;

3. осуществление методической работы как основополагающей в педагогическом процессе МОУ СОШ №35;

4. поэтапное внедрение ФГОС;

5. поэтапный запуск проектов, которые обеспечивают реализацию внеурочной занятости в соответствии с требованиями ФГОС.

6. формирование у обучающихся социальной мобильности, профориентации.

7. повышение профессионализма молодых специалистов и совершенствование педагогического мастерства педагогов с высшей категорией и достаточно большим стажем педагогической деятельности через их вовлечение в методические проекты школы.

8. Модель выпускника

на различных образовательных ступенях

Вербальную модель выпускника начальной, основной и старшей школы мы представляем состоящей из когнитивного и социально-психологического. Первый раскрывает его уровень обучения, образования, а также степень умения учиться, второй - процесс развития и воспитания обучающегося (интеллектуального, творческого и нравственного). В основу построения компонентов вербальной модели нами положен концентрический принцип:

Первый концентр (учащиеся 1-4 классов начальной школы), второй концентр (учащиеся 5-9 классов основной школы), третий концентр (учащиеся 10-11 классов средней общеобразовательной школы).


Вербальная модель выпускника

Когнитивный компонент

Социально-психологический компонент

Первый концентр (начальная школа)

- развиты учебно-познавательные интересы, любознательность;

- имеет представление о самостоятельной учебной деятельности;

- понимает различные схематические изображения;

- владеет знаниями об окружающей среде, умеет поддерживать беседу;

-проявляет эмоционально-положительное отношение к живой природе, имеет первоначальные знания о целостности природы, о месте в ней человека;

- имеет представление о музеях, освоил правила поведения в музее;

-имеет представление об экскурсиях в природу, знает правила поведения в природе.

- умеет с помощью взрослых приготовить сообщение и представить его монологичным рассказом;

-Сформированы ценностные отношения к природе;

- умеет сосредоточить своё внимание на предлагаемом материале и действовать по указаниям учителя;

- дисциплинирован, знает правила поведения в общественных местах, подчиняется установленным правилам.

Второй концентр (основная школа)

-Развита личность позитивно относящаяся к познанию, мотивирована на дальнейшие познания:

- умеет пользоваться наглядностями, производить по ним описания;

- умеет планировать речевые действия и реализовывать замысел речи;

- понимает и использует в своей деятельности (под руководством учителя) различные схематические изображения: классификационные таблицы, диаграммы с количествами чего-либо, круговые диаграммы взаимодействия и др.

- воспринимает красоту природы, а также предметного мира, созданного человеком;

- умеет сравнивать различные объекты и явления;

- обладает развитым воображением, проявляет творческие способности при выполнении заданий;

- заинтересован в положительной оценке своей деятельности;

- владеет коммуникативными навыками.

- сформировано уважительное отношение к жизни, ко всему живому как проявлению жизни, осознаёт себя как часть природы;

- владеет разнообразными способами и средствами общения в совместной деятельности;

- проявляет чувство ответственности за начатое дело, коллективно-творческое дело, за результативность;

- выполняет правила здорового образа жизни, правила личной гигиены.

Третий концентр (старшая школа)

-сформированы основные способы учебной деятельности, умение самостоятельно учиться:

- понимает взаимосвязи человека с природой, умеет применять знания на практике;

- креативен (способен к творчеству), обладает эстетическими установками;

-стремится постоянно повышать свои знания, находить и обобщать;

- способен использовать свои знания на практике;

- умеет самостоятельно анализировать, сравнивать, делать выводы;

- имеет достаточный уровень знаний для продолжения образования;

- имеет устойчивое стремление к развивающим видам деятельности.

- развитие способности воспринимать себя как сторонний объект и оценивать его (рефлексия);

- коммуникативен, владеет культурой общения;

- умеет контролировать своё поведение, оценивать своё положение в системе социальных отношений;

- умеет управлять своей памятью и регулировать её проявления;

- честен и принципиален, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения;

- ведёт здоровый образ жизни, осознанно относится к здоровью и физической культуре, умеет оказать простейшие способы оказания первой медицинской помощи;

- владеет культурой самоопределения личности, стремится к самосовершенствованию;

- мотивирован на достижение успеха, на дальнейшее продолжение образования;

- обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой.







9. Принципы жизнедеятельности научно-методической службы


Методологической базой для МОУ СОШ №35 служит концепция развития и формирования личности растущего человека отечественных учёных:

- Е.В.Бондаревской, которая отмечает, что образовать человека, значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлечённость в этот процесс самого ребёнка;

- М.И Лукьяновой, которая отмечает, что при реализации личностно-ориентированного подхода в педагогической практике, речь не идёт о формировании каких-либо качеств, заранее заданных педагогом, не о преобразовании ребёнка в направлении, определённом педагогом, а о помощи ребёнку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально.

Личностно-ориентированный подход учителей к образованию предполагает новое понимание таких неотрывных от педагогики терминов, как нормы, нормативность, критерии и т.д. Особенность нового представления заключается в том, чтобы признать ценностью динамику позитивных изменений в личностном развитии ученика и стремление к ним, а «норму» рассматривать как промежуточную, а не конечную цель образовательного процесса.

Основные задачи учителей, в контексте личностного образования и развития, состоят в заложении в ребёнке механизмов самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитании и других, необходимых для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

На основании концепции развития и формирования личности растущего человека в педагогическом коллективе должны сложиться принципы жизнедеятельности:

1. Принцип гуманизации - является основополагающим, суть которого состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознании смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средством реализации данного принципа являются понимание, взаимопонимание, общение и сотрудничество;

2. Принцип природосообразности - позволяет создать максимально благоприятные условия для развития природных способностей каждого ребёнка. Средствами реализации данного принципа являются средства, методы и приёмы мотивации, активизация познавательной деятельности через информационно-коммуникативные технологии, применение культкрологического аспекта в обучении на различных предметах, экскурсии, воспитательные мероприятия. Благодаря реализации данного принципа формируется и культуросозидательная функция личностно-ориентированного обучения, направленная на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Реализация принципа природосообразности и культуросозидательной функции личностно-ориентированного и информационно-коммуникативного обучения позволят приобщать учащихся к миру культуры, науки, коммуникабельности.

3. Принцип социализации - которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства учащимся социального опыта, необходимого и достаточного для безболезненного вхождения человека в жизнь общества. Результатом реализации этого принципа являются личностные смыслы, определяющие отношение человека к миру, социальная позиция, самосознание, мировоззренческие ценности и отношения. Реализация принципа социализации происходит в результате совместной деятельности и общения в определённой культурной среде (массовые мероприятия, акции, конференции, участие в конкурсных программах).

10. Модель МОУ СОШ №35


Выбор перспективной модели школы, строящейся на принципах, обеспечивающих преобразование и использование всего положительного, что накопила школа за многие годы своего существования, связан, на наш взгляд, с решением проблем реальной направленности на внедрение в образование современных педагогических технологий через развитие личности школьника.

- это школа, где через педагогическую компетентность педагогов реализуются программы как базисные так и дополнительной направленности для обучающихся начальной, основной и средней школы. Каждый педагог, работая по программе, организует образовательный процесс руководствуясь личностно-ориентированными технологиями, формами, методами и приёмами на уроках и внеклассных мероприятиях.

Отличительной особенностью в образовательной среде МОУ СОШ №35 являются следующие системные преобразования:

1. Вся школа - большая образовательная среда;

2. С 2010-2011 внедряется ФГОС в начальную школу;

3. Личностно-ориентированная ориентация образовательного процесса позволяет применять индивидуальный образовательный маршрут для одарённых учащихся, развивать работу НОУ «Совёнок»;

4. Взаимодополняемость образовательной и воспитательной среды реализуется через программы и проекты, реализуемые с помощью классных руководителей, учителей и детского самоуправления.

Такая модель, по нашему мнению, обеспечивает требования общества к уровню развития обучающихся и обеспечивает создание условий равных возможностей.

11. Структура и содержание программы развития школы на долгосрочный период

Настоящая программа сформирована на основании мониторинга участников образовательного процесса (педагоги, родители, учащиеся) по вопросам их удовлетворённости качеством образования, условиями обучения, потребности в повышении квалификации. В педагогическом коллективе школы выделены активные педагоги - кураторы конкретных направлений программы.

В рамках целостной долгосрочной программы развития школы выделены следующие подпрограммы:

1. «Знание - сила» (развитие альтернативных форм образовательной деятельности, работа с одарёнными учащимися (Приложение№1,7), работа по индивидуальному образовательному маршруту, повышение эффективности традиционного урока за счёт применения элементов современных образовательных технологий, культурологического аспекта в обучении, ИКТ, разноуровневого обучения, а также системы диагностики образовательного процесса.

2. «Имидж школы» (эстетически полноценной информационной среды, формирование школьных помещений, рекламная печатная продукция при реализации проектной деятельности, создание пресс службы школы, сайт школы) (Приложение №2)

3. «Открытая школа» (разнообразные формы контактов школы через клубы интересных встреч, сотрудничество с вузами, ДОУ, ДОД, другими школами, сотрудничество школы с молодёжными организациями г.Ульяновска). (приложение №3)

4. «Комфортная среда» (деятельность структур, направленных на оптимизацию профессиональной деятельности и взаимоотношений педагогов - школьных кафедр, НОУ - как психолого-акмеологический аспект среды; ремонтные работы, укрепление и развитие МТБ) (Приложение №4)

5. «Здоровая школа» мероприятия направленные на сохранение здоровья учащихся и учителей, привлечение к участию в данном направлении родителей. (Приложение №5)

12. Идеология программы и содержание деятельности


В основу концепции школы заложена идея о том, что непременным условием развития индивидуальности учащихся и педагогов является самореализация. Следовательно, необходимо создать максимальные возможности для того, чтобы образовательный процесс в школе строился как поле выбора в сфере содержания образования, темпов, форм, методов и условий урочной и внеурочной деятельности, а ученик и учитель стали субъектами выбора сфер самореализации. В основу идеологии программы заложены и условия для развития всех участников образовательного процесса. При этом поле выбора необходимо строить на основе личностной проблематики участников образовательного процесса.

Для осуществления этого выбора и связанной с ним самореализации ученик и учитель должны:

  • осознавать себя как - индивидуальость, свои особенности и проблемы;

  • обладать способностью к самостоятельной образовательной деятельности в разных сферах, т.е. сформированными информационно-коммун

икативными умениями.

Реализация этой концепции в условиях образовательного учреждения приводит к ряду изменений в образовательном процессе, в ходе которых урок перестаёт быть единственной формой приобретения и передачи знаний, активно внедряются в образовательную практику альтернативные формы образовательной деятельности, участвуя в которых ученик приобретает следующее:

  • опыт самостоятельной образовательной деятельности, в том числе исследовательской, творческой;

  • информационные умения, связанные с поиском, анализом, оценкой, структурированием и обработкой информации;

Коммуникативные умения (работа в команде, взаимодействие с другими людьми, ведение дискуссии, защита своей точки зрения и пр.)

организационные и проектировочные умения (постановка цели деятельности, планирование её этапов, прогнозирование результатов и пр.).

13. Основные направления ОЭР

Участие школы в Областной программе РИП



Целью эксперимента создание модели управляемой (плановой и контролируемой) передачи-освоения педагогических инноваций от разработчиков к потребителям. (С опорой на экспериментальные учреждения региона и банк педагогических инноваций Ульяновского ИПКПРО).

Реализация этой цели, в частности, предполагает:

1.Выполнить аналитический обзор литературы о педагогических инновациях как средстве и условии развития образования в регионе.

2.Выявить степень разработанности в теории и характер реализации в педагогической практике проблемы эффективности трансляции инновационного содержания педагогической деятельности от педагогов-исследователей к потенциальным потребителям.

3.Определить направления и содержание необходимых исследований.

3. Проанализировать сложившуюся практику на предмет:

  1. обобщения опыта выявления образовательным учреждением потребностей в освоении педагогических инноваций как условии и инструменте своего развития,

  2. результативности используемых в регионе форм и средств трансляции инноваций,

  3. изучения массива инноваций, накопленных в рамках программы РИП, возможностей и условий их использования.

4. Разработать теоретические основы и выполнить концептуальное обоснование модели

5. Адаптировать имеющийся в регионе опыт трансляции инноваций к условиям и потребностям конкретного педагогического коллектива и типа образовательного учреждения.

6. Создать и апробировать в процессе эксперимента модель эффективного освоения образовательным учреждением региональных педагогических инноваций.

  1. Разработать сопутствующее научно-методическое обеспечение.

  2. Разработать методы диагностики результативности функционирования экспериментальной модели. Провести экспериментальную проверку результативности.

  3. Теоретически осмыслить, научно обобщить и описать результаты эксперимента.

  4. Разработать рекомендации по использованию модели эффективного освоения образовательным учреждением региональных педагогических инноваций потенциальными потребителями.

Гипотеза.

В процессе экспериментальной работы педагогические инновации, в ходе пропреоризации, незримым образом коснутся результативности деятельности учителя и учащихся, если:

- трансляция инноваций будет проходить через создание многообразных условий в школьной жизни ребёнка и педагога;

- поле выбора будет построено с учётом личностной проблематики участников образовательного процесса;

- акценты в образовательном процессе будут сделаны на формирование информационно-коммуникативных умений учащихся.

Этапы:

Аналитико-подготовительный - 2010-2011;

Поисково-преобразующий - 2011-2012;

Обучающий - 2012-2013;

Контрольно-обобщающий - 2013-2014.

Прогнозируемые результаты:

-диагностический инструментарий позволяющий оценивать эффективность инноваций:

-информационно-коммуникативных технологий в начальной школе,

- разноуровневого обучения в основной школе,

-культурологического аспекта в основной и старшей школе.

- диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень личностной динамики учащихся и учителей.

Методы и условия проведения эксперимента:

- внесение изменений в организацию образовательного процесса на уровне структурирования уроков;

-активное использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе;

- использование культурологического аспекта в основной и старшей школе;

- разноуровневое обучение в основной школе.

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов:

Контроль осуществляется через следующие виды диагностики:

- учёт достижений учащихся (портфолио);

- изменение мотивации учащихся к обучению и их самооценки при условии применения культурологического аспекта;

- уровень сформированности информационно-коммуникативных умений;

- изменение темпа усвоения при внедрении разноуровневого обучения;

Достоверность результатов обеспечивается большим количеством учащихся, участвующих в диагностике, а так же сравнением контрольными группами в Салмановской СОШ (ИКТ) и гимназии №65 (культурологический аспект).




Литература

  1. Ангеловски К. Учителя и инновации. Пер. с македонского.- М.: Просвещение, 1991.

  2. Вершинин В.Н. Модель продвижения образовательных инноваций в условиях региона. Методическое пособие. Ульяновск: ИПКПРО, 2006

  3. Вершинин В.Н.. Подготовка учителя к научно-исследовательской деятельности как высшая ступень повышения квалификации. / Актуальные проблемы повышения квалификации. Ульяновск, 2000

  4. Есенков Ю.В. Инновационные процессы и исследовательская деятельность педагога в образовательном учреждении. Ульяновск: ИПКПРО, 2006

  5. Есенкова Т.Ф., Баранов А.А., Тасимова Т.С. Нормативно-правовое обеспечение научно-исследовательской и издательско-информационной деятельности. Ульяновск: ИПКПРО, 2002

  6. Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса: Учебная мотивация школьников. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2000.

  7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 176 с.

  8. Концепции, образовательные программы, учебные программы: Рекомендации по оформлению и образцы документов; Сб. образцов школьной документации. Д.С. Савельев - Ульяновск: ИПКППРО, 1997

  9. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2001. - 244 с.

  10. Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательном учреждении. - М.: АПК и ПРО, 2000

  11. Нормативно-правовые основы проведения эксперимента по обновлению структуры и содержания образования в РФ. - М.: АПК и ПРО, 2000

  12. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. - М.:Педагогический поиск, 2007, 167с.

  13. Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений / Вступит. ст. В.С.Лазарева. - М.: Новая школа, 1996. - 320 с.

  14. Савельев Д.С. Методология и методика поисковой, исследовательской и экспериментальной работы в образовательных учреждениях. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. - 104 с.

  15. Савельев Д.С. Теоретические вопросы системных педагогических исследований: Монография. - Ульяновск: УИПКПРО, 2004- 84 с.

  16. Савельев Д.С., Вершинин В.Н. Организация педагогических исследований в образовательных учреждениях Ульяновской области. Монография. - Ульяновск: ИПКПРО, 2006

  17. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с

  18. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 224 с.

  19. Табарданова Т.Б. Подготовка педагогического коллектива к принятию инноваций и участию в научно-исследовательской и экспериментальной работе: методическое пособие.- Ульяновск: УИПКПРО, 2006. - 48 с.

  20. Табарданова Т.Б. Управление инновационными процессами в образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие. /Т.Б. Табарданова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2008. - 104 с. ISBN 978-7432-0656-8.

  21. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 c.

  22. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в об¬разовании. - М., 1991.

  23. Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика как направление методологических исследований // Педагогическая теория: Идеи и проблемы. - М., 1992.-

Приложение№1

ПОДПРОГРАММА «Знание - сила»


В современной школе специализация обучения осуществляется в основном через предметные области или - более широко - области знания (естественно-научное, гуманитарное, техническое направления). В рамках концепции развития индивидуальности «специализация» формируется не на предметном содержании, а на способах деятельности, хотя при этом учащиеся имеют возможность реализовать свой интерес к изучению тех или иных предметов или предметных областей. Под способами деятельности подразумеваются технологии работы с информацией (поиск в различных источниках, обработка, структурирование, представление защита) и технологии групповой, командной деятельности.

Внедрение в практику этих идей возможно при следующих условиях:

  • смыкание урочной и внеурочной работы учащихся в единую систему, стержнем которой является культурологический аспект в обучении и информационно-коммуникативнная направленность образования (в соответствии с планом Учёного совета УИПК ПРО);

  • активное использование альтернативных форм образовательной деятельности в практике обучения;

  • оптимизация форм и методов традиционного урока;

  • внесение изменений в организацию образовательного процесса (график учебных погружений для конкретных классов (культурологический аспект в обучении, разноуровневое обучение), проектная неделя (Ученическая научная конференция), что потребует корректировки в учебно-тематическом планировании учителей.

Кроме того, необходимо накопление банка следующих методических и дидактических материалов:

-система заданий для развития информационно-коммуникативных умений на уроках;

- система заданий для осуществления культурологического аспекта в обучении;

- система диагностических работ по определению уровня сформированности информационно-коммуникативных умений и культурологической компетентности учащихся;

- сценарии информационно-коммуникативных уроков, формирующих ИКТ-составляющую в образовании учащихся МОУ СОШ №35,

- сценарии уроков структура которых содержит культурологический аспект, формирующих культурологическую компетентность;

- сценарии уроков, содержащие разноуровневый аспект в обучении;

- разноуровневые задания по параллелям классов.

Этими потребностями определяются основные направления учебной и научно-методической работы в МОУ СОШ №35. За счёт реализации этих направлений осуществляется индивидуализация образовательного процесса в школе и создаются условия для развития индивидуальности учащихся и педагогов, при сохранении условия равных возможностей для всех участников образовательного процесса:

Учебный год

Планируемые мероприятия

Ответственные

Отметка о выполнении

2010-2011

Внедрение ФГОС нового поколения в 1-е классы

Разработка авторских программ

(Приложение №6)

Внедрение в образовательный процесс культурологического аспекта

Перенос разноуровневого обучения из начальной в основную школу

«Школьное радио»

«Биологический вестник»

«Школьная газета «Школьный звонок»

Зам по УВР, зам по УВР нач. школы

Зам по НМР


Зам по НМР


Зам по НМР

Зам по ВР

Зам по ВР

Зам по ВР

Внедрены


16 программ внеурочной деятельности

Медиатека школы с разработками уроков

Медиатека школы, статьи, сборники

внедрён

внедрён

внедрён

2011-2012

Внедрение ФГОС в 2-е классы


Продолжение работы по расширению среды внеурочной занятости

Внедрение информационной компетентности в образовательный процесс начальной школы


Проект «Тимуровцы вперёд»

«Кадетское радио»

Клуб «Юный патриот»

Клуб интернациональной дружбы «Дети солнца»

Зам по УВР


Зам по ВР

Зам по НМР


Зам по НМР



Зам по ВР

Зам по ВР

Зам по ВР

Зам по ВР

внедрены


Разработана 1 программа

Подготовлены материалы мониторинга для научного отчёта в УИПК ПРО по школьной кафедре иностранного языка

внедрён

внедрён

внедрён

внедрён

2012-2013

Внедрение ФГОС в 3-и классы

Расширение пространства внеурочной занятости через проектную деятельность и программы углублённого изучения

Зам по УВР

Зам по ВР

Зам по НМР

2013-2014

Вовлечение в проектную деятельность высших учебных заведений и учреждений дополнительного образования

Зам по ВР

Зам по НМР









Приложение№2


Подпрограмма «Открытая школа»


Важным направлением деятельности школы является социализация учащихся, которая осуществляется путём установления разнообразных контактов образовательного учреждения с социумом - через сотрудничество с родителями учащихся, с вузами, другими школами, ДОУ, привлечение в школу ярких, интересных личностей. Это направление практически реализуется в следующих формах:

- расширение спектра возможностей системы дополнительного образования через сотрудничество с различными образовательными учреждениями города Ульяновска,

- через сотрудничество с родителями

Учебный год

Планируемые мероприятия

Ответственные

Отметка о выполнении

2010-2011

Разработка программы «Школа родительской любви»

Заключение договора о сотрудничестве с УлГТУ

Договор с УлГПУ им. И.Н.Ульянова


Зам по ВР


Зам по ВР

Зам по УВР

Разработана


заключён

заключён

2011-2012

Продолжение работы по расширению среды внеурочной занятости

Заключение договора о сотрудничестве с ГОУ ДОД ОСЮН

Договор с МЧС России по Ульяновской области

Договор с Библиотекой № 29

Договор с УлГУ

Разработка программы «Умные каникулы»


Зам по ВР

Зам по НМР

Зам по ВР

Зам по ВР

Зам по ВР

Зам по ВР

Зам по ВР

Разработаны и работают 9 проектов

Заключён

заключён

заключён

заключён

заключён

2012-2013

Расширение пространства внеурочной занятости через проектную деятельность и программы углублённого изучения , расширение сотрудничества

Зам по ВР

Зам по НМР

2013-2014

Вовлечение в проектную деятельность высших учебных заведений и учреждений дополнительного образования

Зам по ВР

Зам по НМР




Приложение №3


Подпрограмма «Имидж школы»


Ещё одно важное направление программы связано с созданием имиджа школы, распространением корректной информации о её деятельности, популяризацией достижений. Смысл этого направления состоит в том, чтобы, с одной стороны, повышать значимость собственного образовательного учреждения, а следовательно и собственной деятельности, а с другой стороны, для того, чтобы привлекать в школу «своего» ученика, родители которого и он сам проявляют заинтересованность в направлении обучения, делают осознанный выбор ОУ и на основании этого участвуют в разнообразных формах образовательной деятельности, существующих в школе. Кроме того грамотная PR -политика школы создаст условия для привлечения к контактам других ОУ, высших учебных заведений, учреждений науки, культуры, интересных личностей. Это направление реализуется в следующих формах:

  • разработка и внедрение в практику нестандартных форм работы с родителями будущих учащихся (1-е, 5-е, 10-е классы);

  • формирование фирменного стиля школы (логотип, элементы формы, сувенирный фонд с фирменной символикой)Также символика по проектам: радио, Суворовское училище, НОУ, назад в будущее;

  • оптимизация информационной среды школы (буклеты по разным направлениям деятельности), информационные стенды, содержание которых даёт локаничное и в то же время полное представление о жизни школы, популяризация достижений учащихся и педагогов, переработка школьного сайта на основании более современных информационных и дизайнерских требований.


Учебный год

Планируемые мероприятия

Ответственные

Отметка о выполнении

2010-2011

Разработка символики к проектам

Издательская деятельность

Зам по ВР

Зам по НМР

Зам по НМР

Разработана к 4 проектам;

Рецензированы16 авторских программ

2011-2012

Разработка символики к проектам

Разработка символики школы

Зам по ВР


Зам по ВР

Разработана к 9 проектам

Разработана символика для ручек с логотипом МБОУ СОШ № 35

2012-2013

Дальнейшая разработка символики школы по проектам и программам

Зам по ВР

2013-2014

Разработка элементов формы с логотипом школы

Зам по ВР

Зам по НМР
















Приложение № 4

Подпрограмма «Комфортная среда»

В понимание среды в рамках данной подпрограммы включаются как конкретные материально-бытовые условия, так и условия для оптимального профессионального и психологического существования педагога в школе. Эта подпрограмма предусматривает работы по следующим направлениям:

  1. осуществление ремонтных работ общешкольного и локального характера;

  2. дальнейшая компьютеризация образовательного процесса;

  3. укрепление МТБ системы образования;

  4. замена мебели;

  5. расширение и оптимизация форм деятельности педагогического коллектива, НОУ, издательской деятельности, проектной деятельности.

Учебный год

Планируемые мероприятия

Ответственные

Отметка о выполнении

2010-2011

Комплект учебной мебели для учащихся

Зам по АХЧ

Приобретён


2011-2012

Телевизор с флешвходом

Ноутбук

Комплект учебной мебели для учащихся

Зам по АХЧ

Зам по АХЧ


Приобретён

приобретён

2012-2013

Телевизор с флешвходом

Комплект учебной мебели для учащихся

Зам по АХЧ

2013-2014

Комплект учебной мебели для учащихся

Зам по АХЧ












Приложение№ 5

Подпрограмма «Здоровая школа»


В данной программе должны взаимодействовать участники образовательно-воспитательного пространства школы: ученики, учителя, родители. Данная подпрограмма находится в стадии разработки.

Учебный год

Планируемые мероприятия

Ответственные

Отметка о выполнении

2010-2011

Изучение литературы, анализ потребностей учащихся и социума в данном направлении


Зам по ВР

Зам по НМР

Разработка примерной программы;


2011-2012

Разработка проекта «Планета здоровья» - в рамках работы кабинета здоровья

Разработка программы спортивного клуба «ШОК»

Зам по ВР


Разработан проект

Разработан проект

2012-2013

Разработка программы спортивного клуба для пожилых жителей микрорайона

Зам по ВР

2013-2014

Разработка спортивно-оздоровительных проектов

Зам по ВР

Зам по НМР

Приложение №6


Список действующих проектов


№ п\п

Название проекта

Автор проекта

Рецензент

1.

«Тимуровцы вперёд»

Сапунова Л.Г., учитель русского языка и литературы, высшая категория

Доцент кафедры воспитательных проблем образования ОГБОУ ДПО УИПКПРО, к.п.н. Е.Л.Петренко

2.

«Биологический вестник»

Рахманова Н.А., учитель биологии

Доцент кафедры воспитательных проблем образования ОГБОУ ДПО УИПКПРО, к.п.н. Е.Л.Петренко

3.

«Школьное радио»

Руденкова Л.С., учитель немецкого языка

Доцент кафедры воспитательных проблем образования ОГБОУ ДПО УИПКПРО, к.п.н. Е.Л.Петренко

4.

«Школьная газета «Школьный звонок»

Тимшина М.А., учитель русского языка и литературы, высшая категория

Доцент кафедры воспитательных проблем образования ОГБОУ ДПО УИПКПРО, к.п.н. Е.Л.Петренко

5.

«Кадетское радио»

Иванова М.В., учитель иностранного языка, высшая категория

Доцент кафедры воспитательных проблем образования ОГБОУ ДПО УИПКПРО, к.п.н. Е.Л.Петренко

6.

Клуб «Юный патриот»

Филатова Л.П., учитель обществознания, высшая категория

Доцент кафедры воспитательных проблем образования ОГБОУ ДПО УИПКПРО, к.п.н. Е.Л.Петренко

7.

Клуб интернациональной дружбы «Дети солнца»

Латыпова З.Ф., учитель иностранного языка

Доцент кафедры воспитательных проблем образования ОГБОУ ДПО УИПКПРО, к.п.н. Е.Л.Петренко








Приложение № 7

Список программ внеурочной деятельности

2010-2011г.

№ п\п

Название проекта

Автор проекта

Рецензент

1.

«Научное общество учащихся по биологии»

О.А.Заборская, учитель биологии, высшая категория

Доцент кафедры естествознания ОГБОУ ДПО УИПКПРО, к.б.н. Е.В.Спирина 6.06.2011

2.

«Занимательная биология»

Рахманова Н.А., учитель биологии

Доцент кафедры естествознания ОГБОУ ДПО УИПКПРО, к.б.н. Е.В.Спирина 6.06.2011

3.

Занимательная орфография»

Ховрина Г.А., учитель русского языка и литературы, высшая категория

Старший преподаватель кафедры филологического образования Глебова З.В. 27.06.2011

4.

«Искусство писать письма»

Незванова И.Н., учитель английского языка, высшая категория

Методист по английскому языку кафедры филологического образования ОГБОУ ДПО УИПКПРО, Л.З.Рябова 7.06.2011

5.

«Занимательная грамматика по английскому языку»

Иванова М.В., учитель иностранного языка, высшая категория

Методист по английскому языку кафедры филологического образования ОГБОУ ДПО УИПК ПРО Л.З.Рябова 7.06.2011

6.

«Десять встреч с графами»

Никулина Е.П., учитель математики, высшая категория

Доцент кафедры воспитательных проблем образования ОГБОУ ДПО УИПКПРО, к.п.н. Е.Л.Петренко

7.

«И сложное станет простым»

Никулина Е.П., учитель математики, высшая категоия

Методист кафедры ФМО УИПКПРО Заслуженный учитель РФ Мухаметзянова Ф.С. 9.06.2011

8.

«Трудные случаи орфографии и синтаксиса»

Сапунова Л.Г., Штанина Л.А.; учителя русского языка и литературы, высшей категории

Методист кафедры филологического образования УИПК ПРО Курошина Л.Н. 3.06.2011

9.

«Секреты русской орфографии»

Купырина О.Ю., учитель русского языка и литературы, высшая категория

Методист кафедры филологического образования УИПК ПРО Курошина Л.Н. 3.06.2011

10.

«Введение в фармакологию»

Мохнатова Г.В., учитель химии, высшая категория

Заведующий кафедрой естествознания УИПК ПРО к.х.н., доцент Ахметов М.А. 1.06.2011

11.

«Читаем сами»

Солодовникова М.Н., учитель начальных классов, высшая категория

Методист, доцент кафедры начального образования ОБГОУ ДПО УИПК ПРО А.П.Мишина 25.05.2011

12.

«Развиваем нашу речь»

Пулячкина Н.А., учитель начальных классов, первая категория

Методист, доцент кафедры начального образования ОБГОУ ДПО УИПК ПРО А.П.Мишина 31.05.2011

13.

«Проектируемая математика»

Ятманова Е.А.,

учитель начальных классов, первая категория

Методист, доцент кафедры начального образования ОБГОУ ДПО УИПК ПРО А.П.Мишина 31.05.2011

14.

«Здоровье своими руками»

Азизова Р.Х.;

учитель начальных классов, первая категория

Методист, доцент кафедры начального образования ОБГОУ ДПО УИПК ПРО А.П.Мишина 31.05.2011

15.

«Калейдоскоп творчества»

Гусева В.А.

учитель начальных классов, первая категория

Методист, доцент кафедры начального образования ОБГОУ ДПО УИПК ПРО А.П.Мишина 31.05.2011

16.

«Программа обучения программированию на языке Паскаль»

Шустовой О.Ю., учитель информатики, первая категория

Доцент кафедры информационных технологий УИПК ПРО, К.Т.Н. С.В.Вершинин 15.06.2011



Программа развития школы Время вперёд


© 2010-2022