- Преподавателю
- Директору, завучу
- Виды нарушений учебной деятельности
Виды нарушений учебной деятельности
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Белохвостова Е.С. |
Дата | 14.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Педагогические факторы неуспешности и отклонений в поведении учащихся
I. Рассогласования между мотивационной и операционной сферами деятельности школьника
Вид рассогласования
Характер проявления видов рассогласования
Педагогический диагноз
Педагогическая стратегия коррекции
Операциональная отстает от мотивационной.
•
Между неумением учиться и желанием учиться. .
Педагогическая запущенность.
Комплексная диагностика. Ликвидация пробелов знаний Применение опорных сигналов. Дополнительная нагрузка с учетом индивидуального темпа обучения
Мотивационная отстает от операциональной.
Нежелание учиться, отсутствие интереса к учению и умением учиться.
Умственная,
интеллектуальная
пассивность.
Работа над развитием личности. Индивидуальная программа сопровождения. Создание ситуации успешности. Отбор интересных занятий ( викторина, попыты и др.), побуждающих к активной деятельности
Отставание и в мотивационной и в операционной сферах
Неумение, нежелание учиться и необходимость учиться.
Общее отставание в учении.
Восстановление пробелов; индивидуальный подход и учет индивидуального темпа работы; особая индивидуальная программа.
Между целеполаганием (воля) и мотивами (побуждениями).
Между мотивами и целями.
Слабоволие, отсутствие усердия, прилежания.
Содержание урока удовлетворяет потребности ребенка. В качестве поощрения давать чаще волю; установить связь с жизнью; разрешить участвовать в общественных делах;...
Внешний и внутренний мотивы развиты несинхронно.
Внешний мотив высок, а внутренний - низок.
Ребенок учится под давлением из-вне.
Ознакомление с правилами и нормами учебной деятельности. Изучение психологического климата в семье.
Осознанные и реально действующие мотивы развиты несинхронно.
Усвоенные и реально действующие мотивы не-согласованы.
Низкий уровень воспитанности ( формальное осознание мотивов).
Диагностика уровня воспитанности.Связь с жизнью: как ты, так и к тебе.
Отклонения в аффективно эмоциональной сфере (аффект неадекватности -изображает не те или не так чувства, которые испытывает).
Рассогласованность между притязаниями (самооценка) и реальными возможностями удовлетворить свои претензии.
Аффект неадекватности; неудовлетворенность; эмоциональное неблагополучие; повышенная обидчивость.
Формирование положительного отношения к своей деятельности; развитие индивидуальных способностей на внеурочных занятиях. Выстраивание ситуаций успеха;
оценивающая работа
учителя.
3. Рассогласования внутри операционной сферы
Характер рассогласований
Рассогласования в деятельности
Педагогическая диагностика
Стратегии
Наличные знания опережают умение учиться.
Сформированность УД рассогласована с запасом знаний.
Знания усваиваются нерациональными способами (неэкономичный ход решения задачи)
Индивидуальный подход, необходимый темп работы. Обучение различным методам и приемам УД.
Отдельные характеристики знаний ( виды, уровни, качества) не согласуются друг с другом.
Между знанием теории и фактом или наоборот; между продуктивным и репродуктивным уровнями усвоения знаний.
Механическое заучивание, формальное усвоение знаний.
Дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей. Обучение приемам произвольного запоминания. Развитие творческих способностей.
Отдельные компоненты УД (учебные цели, потребности, мотивы, самоконтроль) не согласуются друг с другом
Между умением ставить задачи и осуществлять самоконтроль и и умением выполнять УД.
Различные варианты неумения учиться, неспособность проверять и оценивать свою деятельность
Дозированная помощь учителя. Работа в малых группах. Выработка приемов самоконтроля Индивидуализация.
Между обученностью, наличным запасом знаний и обучаемостью; способностью к дальнейшему усвоению знаний и способов их добывания.
Между наличным уровнем умения учиться и готовностью принять помощь как важный показатель обучаемости
Низкая обучаемость.
Специальные ошибки; навык общей трудовой культуры, планирование своей работы; дозированная, поэтапная помощь учителя
Отдельные показатели умственного развития отстают относительно друг друга.
Между интеллектуальной инициативой и умением действовать в уме.
Низкий уровень способностей.
Развитие и коррекция высших психических функций.
4. Рассогласования внешних социальных условий и внутренних отношений школьника к миру.
Вид рассогласования
Характер проявления видов рассогласования
Педагогический диагноз
Педагогическая стратегия коррекции
Реакция на ограничение возможности удовлетворить жизненно важные потребности.
Между потребностью в психологической помощи и ее отсутствием.
Неадекватное поведение (страх, замкнутость, необщительность).
Оказание эмоциональной поддержки; эмоциональное стимулирование и мотивирование
Дезадаптация или отклонение форм поведения от требований окружающей среды.
Между нравственными знаниями и убеждениями и реальными поступками.
Неумение приспособиться к требованиям социума.
Обследование условий жизни детей, проведение творческих дел совместно с родителями, вовлечение учащихся в игры, групповую работу.
Дезинтеграция или нарушение целостности личности.
Между целостным образом самого себя и умением назвать конкретные характеристики своей личности.
Социальная пассивность нерешительность, неуверенность, неумение прогнозировать свое поведение.
Расширение социального опыта; работа с психологом, семьей,вовлечение в групповую работу.
Между отдельными сторонами развития личности (нравственные знания, убеждения, поведение).
Между нравственными знаниями и поведением как следствие педагогических ошибок взрослых (барьер со стороны ученика).
Низкая воспитанность и воспитуемость, трудно-воспитуемость.
Формирование адекватной самооценки, развитие1 сознания; работа с семьей, КДН и т.д.
Реальное поведение отстает от общепринятых норм (девиантное поведение).
Между целью и социально приемлемыми средствами ее достижения.
Асоциальное поведение, импульсивное следование проявлениям агрессивного поведения.
Изучение
психологического климата в коллективе, помощь при разрешении конфликтов.
Поведение, опирающееся на искаженные социальные и устойчивые асоциальные нормы, влючающее совершение реального асоциального поступка (делинк-вентное поведение).
Между уровнем нравственных знаний, принятыми социальными нормами и нормами группы; выработка своего морального кодекса с опорой на искаженные представления.
Пртиворечивые действия, психические напряженности, упрямство, конфликтность, закрытость (общительность, ограниченная «кланом»), трудновоспи-туемость.
Изучение условий семейного воспитания, выработка рекомендаций родителям со стороны ЦДиК
5. Рассогласования в соматической сфере.
Характер рассогласований
Рассогласования в деятельности
Педагогическая диагностика
Стратегии
Задержка психического развития.
Между отдельными проявлениями отставаний. Низкий темп усвоения знаний; большое количество ошибок; неэкономность в решении учебных задач; преобладание
Репродуктивного уровня
Школьник ЗПР
Формирование познавательных мотивов. Подбор специальных программ, приемов и методов обучения. Неумение планировать деятельность по времени и содержанию.
Астенические состояния.
\
л '
Между отдельными отставаниями: повышенная утомляемость и истощен ность; слабая выносливость; низкие энергетические возможности; низкая мобилизу емость.
Школьники с нервным истощением, с ослабленной памятью.
Индивидуальный подход, специальная система тренировок
(релаксационные паузы, здоровье сберегающие технологии).
Релактивные состояния, конфликтные переживания.
Отдельные отставания: тяжелые психические переживания; неадекватные эмоциональные реакции; робость.
Раздражительность, замыкание, тики, судороги, страх.
Выяснение причин; консультации психолога, логопеда, дефектолога, психологическая помощь специалистов; щадящий режим; индивидуальные занятия.
Нарушения в работе анализаторов.
Отдельные отставания: снижение слуха, зрения. Двигательных функций.
Слабо слышит, слабо видит, мало подвижен.
Подбор специальных условий (специальная программа обучения, дозирование учебной деятельности и др.).