- Преподавателю
- Директору, завучу
- Положение об учебно-методическом комплексе (УМК)
Положение об учебно-методическом комплексе (УМК)
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рябиничева Т.Н. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«Колледж предпринимательства № 11»
«Согласовано» «Утверждаю»
Председатель У(П-Э)С Колледжа Директор Колледжа
Предпринимательства №11 Предпринимательства №11
_______________ А.И. Парамонов __________ В.В.Шептуха
«___» __________ 2014 г. «____» __________ 20… г.
Положение
о требованиях к составлению учебно-методического комплекса учебной дисциплины, профессионального модуля
Москва 2014
-
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Положение о требованиях к составлению учебно-методического комплекса учебной дисциплины, профессионального модуля предназначено для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению учебных дисциплин, профессиональных модулей (далее УД, ПМ), обеспечивающих освоение основных профессиональных образовательных программ специальностей/профессий колледжа.
1.2. Предусмотренный настоящим Положением уровень учебно-методической обеспеченности дисциплины, профессионального модуля является одним из условий, позволяющих достичь необходимого качества подготовки специалистов.
1.3. Настоящее Положение регулирует процесс подготовки учебного материала, как с точки зрения содержания, так и формы в целях создания условий, позволяющих эффективно организовывать и проводить учебные занятия.
1.4. Настоящие методические указания по разработке учебно-методического комплекса регламентируют состав, структуру, требования к содержанию и оформлению учебно-методического комплекса всех дисциплин учебного плана при реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования по очной (очно-заочной, заочной) формам обучения.
1.5. Настоящее Положение является обязательным для структурных подразделений (кафедр, отделений), осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам СПО.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
Положение разработано в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ, Письмо Заместителя руководителя Рособрнадзора от 17.04.2006 г. № 02-55-77 (Учебно-методические комплексы), Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013г №464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования», Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования/начального профессионального образования.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
Учебно-методический комплекс - система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану.
Рабочая программа - программа освоения учебного материала, соответствующая требованиям Государственного стандарта и учитывающая специфику подготовки студентов по избранному направлению или специальности.
Курсовая работа (проект) - самостоятельная учебная работа студентов, выполняемая в течение курса (семестра) под руководством преподавателя. Включает комплекс исследовательских и расчетных работ по установленной тематике.
Конспект лекций (авторский) - учебно-теоретическое издание, в компактной форме отражающее материал всего курса, читаемого определенным преподавателем.
Краткое содержание материала по темам - краткий конспект материала занятия, требования к знаниям и умениям по каждой теме.
УМК - учебно-методический комплекс;
ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт;
Дидактический материал - карточки, задания, таблицы, рисунки, схемы, вопросы или задания для использования студентами на занятиях;
МДК - междисциплинарный курс;
ПК - профессиональный модуль;
СРС - самостоятельная работа студентов;
КИМ - контрольно-измерительные материалы (для дисциплин);
КОС - контрольно-оценочные средства (для МДК и ПМ).
-
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ УМК
Учебно-методические комплексы по дисциплинам, профессиональным модулям формируются с целью систематизации учебных, учебно-методических, нормативно-методических, методических материалов, обеспечивающих качественное преподавание учебной дисциплины, профессионального модуля.
Разработка и использование УМК в учебном процессе нацелены на решение следующих основных задач:
-
методическое сопровождение и консультативная поддержка учебной деятельности студентов по всем формам обучения;
-
нормативно-методическое обеспечение деятельности преподавательского состава при реализации конкретной дисциплины, профессионального модуля;
-
обеспечение целостности учебного процесса и интегративного подхода к его организации при реализации ФГОС СПО (НПО) по специальности (профессии);
-
обеспечение требований к методическому сопровождению учебного процесса.
-
СТРУКТУРА И СОСТАВ УМК ДИСЦИПЛИНЫ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
5.1. Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины, профессионального модуля - упорядоченная и структурированная совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению обучающимися учебного материала по конкретной дисциплине/модулю, как части основной профессиональной образовательной программы, способствующей реализации целей и содержания образовательного стандарта специальности/профессии.
5.2. При разработке УМК дисциплины, профессионального модуля следует придерживаться следующей структуры:
1. Титульный лист УМК (Приложение 1)
2. Содержание (Приложение 2)
1 БЛОК - Нормативная и учебно-программная документация
1.1. Типовая программа дисциплины, профессионального модуля (при наличии)
1.2. Рабочая программа учебной дисциплины, профессионального модуля (с внутренней и внешней рецензиями).
1.3.Календарно-тематический план учебной дисциплины, профессионального модуля
2 БЛОК - Учебно-методическая документация
2.1. Основной комплект общеметодической документации
2.1.1. Конспекты лекций (краткое содержание материала) по учебной дисциплине, профессиональному модулю.
2.1.2. Методические указания для студентов по выполнению лабораторных и практических работ (занятий).
2.1.3. Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы, комплект компетентностных заданий для самостоятельной работы студентов.
2.1.4. Дидактические материалы (могут быть включены в п.2.1.1 и 2.1.2.) (на усмотрение разработчиков УМК).
2.2. Методический комплект по курсовому проектированию (если предусмотрено учебным планом)
2.2.1. Методические рекомендации по выполнению курсовых проектов (работ).
3 БЛОК - Методический комплект по учебной и производственной практике
3.1 Рабочая программа учебной, производственной (преддипломной) практики;
4 БЛОК - Комплект контрольно-оценочных материалов по дисциплине, профессиональному модулю
4.1. Контрольно-измерительные материалы по учебным дисциплинам;
4.2. Контрольно-оценочные средства по МДК и ПМ.
-
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ, ХРАНЕНИЯ УМК ДИСЦИПЛИНЫ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
6.1. УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающей реализацию дисциплины, профессионального модуля в соответствии с учебным планом подготовки обучающихся по специальности/профессии. Преподаватель является ответственным за качественную подготовку УМК, соответствующего требованиям ФГОС, за учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей/го дисциплины, модуля, в том числе и за обеспечение учебного процесса учебно-методическим материалом.
6.2. Учебно-методические и учебные материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике.
6.3. При реализации дисциплины, модуля педагоги вносят изменения в материалы УМК с целью улучшения качества преподавания, включения в УМК новых материалов.
6.4. Для дисциплин, входящих в учебные планы нескольких специальностей:
- если дисциплина для разных специальностей входит в один и тот же цикл дисциплин (ОГСЭ, ЕН, ОПД или СД), то разрабатывается один УМК дисциплины для разных специальностей. Разницу в объеме часов, форме отчетности и в содержании указывают в тексте УМК;
- если дисциплина для разных специальностей входит в разные циклы дисциплин, то для каждой специальности разрабатывается отдельный УМК дисциплины с учетом специфических требований к знаниям и умениям студентов по соответствующему циклу дисциплин.
6.5. Разработанный УМК рассматривается на заседании кафедры, обеспечивающей преподавание данной дисциплины, согласовывается с зам. директора по учебно-методической работе и утверждается на заседании Ученого (Проектно-Экспертного) Совета).
-
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ СОДЕРЖАНИЯ И КАЧЕСТВА РАЗРАБОТКИ УМК
7.1. Текущий контроль за содержанием и качеством подготовки УМК осуществляет методист кафедры и заведующий кафедрой (отделением). С этой целью в соответствии с требованиями работодателей и нормативной документацией:
- пересматривается, рецензируется и передается для утверждения рабочая программа по соответствующей/му дисциплине, модулю;
- рассматриваются учебные и учебно-методические материалы, представляемые разработчиками УМК;
- обеспечивается своевременный заказ основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы для библиотеки;
- на этапе корректировки материалов УМК осуществляется периодический контроль их соответствия современному уровню развития науки, методики и технологии осуществления учебного процесса.
7.2. Заместитель директора по учебно-методической работе периодически контролирует наличие УМК по всем дисциплинам, модулям (1 раз в год), входящим в основную профессиональную образовательную программу специальности/профессии, и их соответствие требованиям настоящего Положения.
8. Порядок рассмотрения и утверждения УМК дисциплины
8.1 Разработанный преподавателями кафедры (отделения) УМК с протоколом обсуждения передается на рассмотрение Ученому (Проектно-Экспертному) Совету.
8.2 Ученый Совет рассматривает документацию УМК (проводит их экспертизу).
8.3. После утверждения электронная версия УМК размещается на сайте Колледжа (по решению У(П-Э)С).
8.4. Оригиналы УМК в должны храниться на кафедре-разработчике.
9. Организация контроля содержания и качества
разработки УМК
9.1. Контроль за реализацией порядка разработки и состоянием УМК возлагается на заведующего кафедрой (отделением).
9.2. Зам. директора по учебно-методической работе осуществляет общий контроль за наличием и разработкой УМК дисциплин кафедр (отделений) Колледжа.
Приложение №1
Форма титульного листа УМК дисциплины/модуля
СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«Колледж предпринимательства № 11»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ)
__________________________________________________________________
(индекс, наименование дисциплины/модуля)
основной профессиональной образовательной программы специальности ____________________________________________________
(код, наименование специальности)
базовой (углубленной) подготовки
2014г.
УТВЕРЖДЕН
Ученым (проектно-экспертным) Советом
ГАПОУ КП № 11
протокол №____ от «___» __________ 2014 г.
Председатель
_______________ А.И. Парамонов
«____»____________2014 г.
Разработан с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Руководитель отделения
________________
«____»____________2014 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УМР ГАПОУ КП № 11
____________ Е.Ю. Сафонова
«____»____________2014 г.
Разработчик:
Приложение №2
Форма содержания УМК дисциплины/модуля
1 Нормативная и учебно-программная документация
1.1. Типовая программа дисциплины, профессионального модуля (при наличии)
1.2. Рабочая программа учебной дисциплины, профессионального модуля (с внутренней и внешней рецензиями).
1.3.Календарно-тематический план учебной дисциплины, профессионального модуля
2 Учебно-методическая документация
2.1. Основной комплект общеметодической документации
2.1.1. Конспекты лекций (краткое содержание материала) по учебной дисциплине, профессиональному модулю.
2.1.2. Методические указания для студентов по выполнению лабораторных и практических работ (занятий).
2.1.3. Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы, комплект компетентностных заданий для самостоятельной работы студентов.
2.1.4. Дидактические материалы (могут быть включены в п.2.1.1 и 2.1.2.) (на усмотрение разработчиков УМК).
2.2. Методический комплект по курсовому проектированию (если предусмотрено учебным планом)
2.2.1. Методические рекомендации по выполнению курсовых проектов (работ).
3 Методический комплект по учебной и производственной практике
3.1 Рабочая программа учебной, производственной (преддипломной) практики;
4 Комплект контрольно-оценочных материалов по дисциплине, профессиональному модулю
4.1. Контрольно-измерительные материалы по учебным дисциплинам;
4.2. Контрольно-оценочные средства по МДК и ПМ.
9