• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Выступление Реализация комплексного сопровождения детей со сложными сочетанными нарушениями в условиях коррекционной школы

Выступление Реализация комплексного сопровождения детей со сложными сочетанными нарушениями в условиях коррекционной школы

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление "Реализация комплексного сопровождения детей со сложными сочетанными нарушениями в условиях коррекционной школы".

Государственная образовательная политика уделяет особое место обучению детей с ограниченными возможностями. ОУ VIII вида могут комплектоваться не только учащимися с легкой умственной отсталостью, но и с более глубокими дефектами - умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Благодаря гуманизации общества изменяется отношение к людям с ограниченными возможностями.

Обучение умственно отсталого ребенка требует особых условий, специальных методов, иных сроков пребывания в школе и т.д. Это связано с тем, что эти дети тоже способны к развитию, но оно своеобразно. Об этом говорил еще и Л.С. Выготский. Развитие таких детей происходит на дефектной основе, а это очень специфично для каждого учащегося. Следовательно, можно отметить неоднородность и в усвоении материала, и в преодолении каких-либо трудностей в процессе обучения таких детей.

Способности учащихся тоже индивидуальны (память, внимание, мышление зависит от многих свойств каждого). Психофизическая характеристика на каждого ученика тоже является индивидуальной особенностью. Все это в совокупности и является предпосылкой для того, чтобы процесс обучения в школе был индивидуализирован, возникает необходимость дифференцированного подхода к проблеме обучения умственно отсталых школьников, созданию специальных программ и коррекционно - развивающего пространства.

В соответствии с социальным запросом родителей назрела необходимость открытия в ОУ VIII вида классов для учащихся с умеренной умственной отсталостью. Так в 2004 - 2005 учебном году коллектив нашей школы взял на себя смелость и ответственность работать с такими детьми. В школе были сформированы 2 класса (так называемых социальных) в начальной и основной школе для детей с умеренной умственной отсталостью.

Перед коллективом в работе с данной категорией детей были поставлены следующие задачи обучения:

  1. укрепление навыков самообслуживания и личной гигиены;

  2. обучение детей элементарной грамоте и счету;

  3. привитие детям хозяйственно-бытовых и социальных навыков.

За основу была взята экспериментальная программа «Обучение глубоко умственно отсталых детей» Из опыта работы школ г.Москвы и г.Орла, которая основывается на создании наиболее оптимальных условий для развития коммуникативных и социальных навыков (речь, игра, самообслуживание, норм социального поведения, доступные виды труда), так как ребенок с умеренной умственной отсталостью испытывает трудности при обучении грамоте, счету и другим предметам.

Позиционными основами в работе с данной категорией детей стали:

  • Реализация принципа специальной педагогики «обучение ведет за собой развитие».

  • Использование компенсаторных возможностей глубоко умственно отсталых детей, развитие и продвижение ребенка по индивидуальному образовательному маршруту возможно только при систематическом целенаправленном сопровождении специалистами;

  • Применение в педагогической работе специальных приемов, технологий, направленных на коррекцию познавательной деятельности, развитие психических и физических функций учащихся. Максимальное использование потенциала игровых технологий, трудовой подготовки (ручной, самообслуживающий труд - в начале функционирования таких классов, хозяйственно-бытовой труд и ремесло - на данный момент); опора на ближайшее окружение и личный опыт учащегося

  • Максимальное использование потенциала коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения.

  • Формирование толерантного отношения окружающих к детям с ограниченными возможностями. Улучшение эмоциональной настроенности детей, формирование адекватной самооценки и развитие критического отношения к окружающему, веры в свои возможности, развитие познавательной деятельности, благодаря предъявлению требований, соответствующих индивидуальным возможностям учащихся.

В нашем образовательном учреждения были созданы условия для организации коррекционно - развивающей среды.


  • Нормативно определена предельная наполняемость класса для детей с умеренной умственной отсталостью - 9 человек.

  • Для оказания комплексной психолого-медико-педагогической помощи организована работа таких специалистов как педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед. Медицинская помощь осуществляется специалистами (педиатр, психиатр), работающими по совместительству, медицинская сестра в штате школы.

  • Организация щадящего режима предусматривает оптимальное чередование режима занятий и отдыха, определение доступной нагрузки индивидуально для каждого ребенка с учетом рекомендаций специалистов. Включение в структуру занятий физпауз. Рациональное чередование разных видов заданий: практических, игровых, речевых, познавательных с преобладанием практических. Непрерывное психологическое сопровождение обучения.

  • Разделение классного пространства на зоны (столовая, игровая, коррекционная, двигательная, зона отдыха).

  • Использование стратегии «маленьких шагов», т.е. разделение сложного алгоритма действий на составляющие, отработка каждого компонента с последующим объединением в единое действие.

  • Составление индивидуальных маршрутов на каждого ребенка с учетом уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

  • Наличие в учебном плане специальных коррекционных занятий

( коммуникация и правила социального поведения, логопедические занятия)

  • Ведение мониторинга за динамикой развития ребенка и усвоением программы

  • Оказание своевременной и доступной помощи на всех этапах обучения в ситуациях затруднения.

  • Необходимость обновления и пополнения методической базы за счет использования современных технологий обучения.

  • Преобладание наглядно-практических и игровых методов обучения.

  • Дифференциация форм обучения с учетом степени и структуры нарушений, уровня интеллектуального развития, потребностей ребенка в посторонней помощи

Обучение предусматривает включение в содержание работы следующих направлений:

  • формирование представлений ребенка о себе и окружающем,

  • развитие навыков коммуникации, правил социального поведения

  • формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и безопасной жизнедеятельности,

  • подготовка к овладению простейшими видами учебной деятельности,

  • социальная интеграция и преодоление бытовой зависимости от ближайшего окружения.

Предметное обучение предполагает овладение содержанием по основным учебным дисциплинам. Учебный план составлен на основе федерального базисного учебного плана, в который включены предметы следующих рекомендуемых образовательных областей:

  • общеобразовательные курсы;

  • трудовая подготовка;

  • коррекционные технологии.

Все учебные максимально направлены, прежде всего, на решение вопроса развития их речи, как ее регулирующей, так и коммуникативной функций.

Обучение устной речи как средству коммуникации заключается в формировании умения общаться со взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста и осуществляется поэтапно. Развивается лексическая сторона речи, синтаксическая, связная устная речь: фразовая речь, вопросно-ответная речь, диалогическая речь.

Обучение чтению и письму, направлено на решение практической задачи: читать и понимать несложные тексты морально-этического плана, несложные инструкции, некоторые деловые бумаги, ставить свою подпись, делать несложные записи.

Обучение математике направлено на овладение учащимися счетными операциями в пределах 20, решение арифметических задач в 1-2 вопроса на нахождение суммы и остатка.

Обучение изобразительному искусству, музыке и пению, музыкально-ритмическим занятиям вводится для воспитания эмоционально-волевой сферы и эстетических чувств учащихся.

Живой мир - предусматривает изучение элементарных сведений о живой и неживой природе: времена года и их признаки, животные, птицы, продукты питания, растения, овощи и фрукты, насекомые и др.

Физическая культура способствует укреплению здоровья детей. В процессе физических упражнений учащиеся учатся спортивной ходьбе, бегу, прыжкам, занятиям на спортивных снарядах, т.е. осваивают отдельные виды спорта.

Трудовая подготовка (хозяйственно-бытовой труд и ремесло) имеет важное значение для формирования у учащихся элементарных навыков самообслуживания, личной гигиены, культуры поведения, простейших навыков ведения домашнего хозяйства, бытового труда. Полученные общеобразовательные знания, трудовые навыки позволяют ученикам с умеренной умственной отсталостью выполнять несложные работы в домашнем хозяйстве.

К индивидуальным и групповым коррекционным занятиям относятся:

  • «Коммуникация, правила социального поведения» - проводятся с целью более успешной общеобразовательной и трудовой подготовки, а также социализации данной категории детей в обществе.

  • «Логопедические» - проводятся под группы, которые комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых дефектов и индивидуально

Опираясь на вышесказанное, хотелось бы отметить, что «Школьные навыки» понимаются в широком смысле, то есть не только как овладение знаниями, умениями и навыками учебной деятельности, но и как постоянное взаимодействие учащегося и учителя в специальной обогащенной предметно-развивающей среде, соответствующей его индивидуально-типологическим особенностям.

Однако ребенок с умеренной умственной отсталостью на протяжении всего срока обучения в школе нуждается не только в повседневном систематическом педагогическом воздействии, но и в постоянном сопровождении такими специалистами как психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог, медицинская служба и в первую очередь - психиатр.

Работа врача-психиатра начинается с того, что на каждого ребенка класса, где обучаются дети с умеренной умственной отсталостью, составляется индивидуальный план наблюдения и лечения. Такие дети наблюдаются раз в четверть, проводятся беседы с их родителями, после чего им назначается медикаментозная коррекция ноотропами, витаминотерапия. При необходимости назначается симптоматическое лечение корректорами поведения, стационарное лечение в ОКСПНБ №1.

Работа педагога-психолога. Основными задачами психологического сопровождения детей со сложными нарушениями развития являются:

  1. Психопрофилактика дезадаптации учащихся к школьной жизни и жизни в обществе.

  2. Снижение агрессивности и тревожности

  3. Развитие творческих способностей детей

  4. Создание ситуации успеха от пребывания ребенка в группе.

Психологическая работа с детьми данной категории проводится фронтально и индивидуально и заключается в формировании у них волевых качеств личности, в воспитании эмоций, в том числе эмоционально - волевых компонентов поведения, в формировании умения управлять собственным эмоциональным состоянием, умения работать в группе, развитие познавательной сферы, коммуникативных навыков.

Используемые методы и техники: арт-терапия, музыкотерапия, психомедитация, сказкотерапия, цветотерапия, игротерапия и др.

Учитель - логопед определяет предпосылки развития речи, особенности и уровень развития экспрессивной и импрессивной речи.

Для того, чтобы определить форму, содержание и методы обучения таких детей, прежде всего учитель-логопед диагностирует глубину, структуру дефекта, психосоматическое здоровье ребенка, его работоспособность, чтобы правильно дозировать объем индивидуальной нагрузки и обеспечить охранительный режим. Задача логопеда определить сформированность коммуникативных навыков и возможности их использования в разных ситуациях общения.

Учитель - дефектолог

Организация коррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом обусловлена особенностями психофизической деятельности детей с умеренной степенью умственной отсталости. У этих учащихся отмечаются грубые нарушения пространственной ориентировки, мелкой моторики, мыслительной деятельности. В силу тяжести дефекта (РДА, болезнь Дауна, дисгармоничное развитие) дети не могут заниматься в группе, им требуются индивидуальные занятия. Чтобы помощь была эффективной, важно знать актуальные и потенциальные возможности детей. С этой целью проводится диагностическое обследование познавательных процессов учащихся. По его результатам составляется индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий.

Целью индивидуальных занятий является:

  • Организация педагогического сопровождения детей с грубыми отклонениями в развитии.

  • Повышение адаптации учащихся к учебной деятельности и школьной среде в целом

  • Коррекция пространственных нарушений учащихся.

  • Коррекция познавательных процессов учащихся. Занятия проводятся в игровой форме, с использованием компьютера.

Педагогический коллектив уделяет большое внимание корректировке критериев отслеживания психофизического развития ребенка. Педагогами, работающими с данной категорией детей, отслеживается динамика их психофизического развития. Результаты данных показателей анализируются и обобщаются, рассматриваются на ПМПк школы и учитываются при составлении образовательных маршрутов дальнейшего развития. В настоящее время специалистами нашей школы разрабатываются мониторинговые исследования готовности учащихся к выпуску, их готовности к социализации в общество

Социализация молодых людей с умеренной умственной отсталостью предполагает реализацию их возможной жизни в социуме. Их личностные способности, социально-бытовые, коммуникативные, трудовые навыки и межличностное взаимодействие, как бы малы они не были, могут найти себе применение. Для этого с данной категорией детей ведется посильная для них работа социального педагога - это создание условий для социальной адаптации учащихся через формирование основ законопослушного поведения, знакомстве с основными правами и обязанностями учащихся, граждан в целом. На занятиях с социальным педагогом учащиеся знакомятся с правилами безопасного социального поведения: общение с незнакомыми людьми, сверстниками и т.п.

Первый шаг к социализации этих детей происходит в стенах школ: предметное обучение, ориентировка в здании школы (ОБЖ, Физическая культура, Живой мир, музыка, музыкально-ритмические занятия). Общение с учащимися школы во время прогулок, посещение школьной библиотеки, при проведении общешкольных календарных праздников, пребывание в летнем школьном оздоровительном лагере. Хотелось бы отметить школьный музей как место привлечения детей с приобретенными на уроках ремесла трудовыми навыками. Поделки ребят в технике папье-маше, лепка из соленого теста занимают достойное место в экспозиции музея. Дети были привлечены для оформления выставки этнографического зала для участия в первом городском слете активов музеев ОУ г.Челябинска в марте 2011г.

В учебном плане отведены часы на ОФП. Данные занятии проводятся целях здоровьесбережения учащихся, а также их участия в спортивной жизни школы, города, области. Одним из положительных показателей социализации данной категории детей является их желание, участие в секциях адаптивного спорта и хорошие результаты в «Специальной олимпиаде».

Например, в марте 2008 года ученик социального класса основной школы Геральд Рынковенко занял I место на областных соревнованиях по лыжным гонкам в рамках специальной олимпиады и был участником всероссийских соревнований в Санкт - Петербурге по данному виду спорта.

Таким образом, можно утверждать о возможности развития потенциальных способностей этих детей и улучшении качественных показателей их социальной адаптации.

Для получения учащимися дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более свободно ориентироваться в современном обществе и в быту и в целях здоровьесбережения, отведены факультативные часы по ОБЖ.

Основной целью курса ОБЖ для детей с умеренной умственной отсталостью является формирование безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях различного характера; умение предвидеть опасные для жизни и здоровья ситуации и правильно действовать в случаи их возникновения.

Достижение данной цели происходит за счёт опоры на жизненный опыт учащихся, включение в урок большого количества практических упражнений, коррекционных упражнений и заданий, сюжетно-ролевых игр, просмотра видео сюжетов в соответствии с тематикой уроков.

На уроках ОБЖ учащиеся приобретают знания, необходимые им для дальнейшего самостоятельного безопасного пребывания дома, на улице, в транспорте в отсутствии взрослых.

Программа курса включает три логически взаимосвязанных раздела,

  1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (в природе, в жилище, правила пожарной безопасности и поведения при пожаре, правила обеспечения безопасного дородного движения)

  2. Здоровье человека.

  3. Правовое воспитание и профилактика правонарушений.

В заключении можно отметить, что приоритетным направлением современного специального (коррекционного) образования является создание единой системы комплексной помощи детям, имеющим сложные нарушения, а специально организованное коррекционное обучение и психолого-педагогическое сопровождение детей с умеренной умственной отсталостью и их родителей способствуют повышению «качества жизни» этих молодых людей и их наиболее успешной социальной интеграции.

7


© 2010-2022