Система воспитательной работы в школе /методические материалы/

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система воспитательной работы

МОУ «Мамоновская основная общеобразовательная школа»

Пронского района Рязанской области


Трунина А.В. - заместитель директора

по воспитательной работе




Введение

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Мамоновская основная общеобразовательная школа» ориентирована на обучение и воспитание учащихся, а также развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Это достигается путем создания адаптивной педагогической системы, благоприятных условий для общеобразовательного, умственного, нравственного и физического развития каждого учащегося.

Управление школой осуществляется на основе демократии, гласности, самоуправления. Стратегическое руководство образовательной политикой принадлежит выборному представительному органу педагогическому совету школы. Непосредственное управление педагогическим процессом реализует директор школы и его заместители: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе.

Школа была создана в 1975 году, в 1991 году школа становится средней. Школа представляет собой двухэтажное здание. Школа имеет спортзал, актовый зал, библиотеку. В школе оборудованы кабинеты истории, физики, географии, кабинет информатики, кабинет русского языка и литературы, кабинет математики, в том числе вспомогательные кабинеты (лаборантские), мастерские (столярная и слесарная, швейная) для проведения занятий по техническому труду. В мастерских и кабинетах имеются верстаки, станки, швейные машины, наглядные пособия, инструменты. Кабинет информатики, оборудован мультимедийным проектором, сканером, принтером, выходом в Интернет. Школьная библиотека оснащена. Фонд учебной литературы, имеющейся в школьной библиотеке, составляет 2152 экз., фонд художественной литературы - 2408 экземпляров.

В школе есть кабинет директора, кабинет завучей, учительская. В коридорах школы оформлены уголки: Геральдика РФ, Уголок для родителей; Уголок для учащихся; Уголок безопасности дорожного движения; Стенд «Школьная пресса»; сменный уголок юного художника для выставок рисунков учащихся школы; Уголок спортивной жизни и спортивных достижений; Уголок здоровья. В школьной библиотеке регулярно действуют книжные выставки различной тематики.

На территории школы имеются: оборудованная спортплощадка, опытно-экспериментальный участок. Школа функционирует в режиме шестидневной учебной недели с продолжительностью уроков 45 минут. 100% школьников охвачены бесплатным горячим питанием. Финансирование школы производится из средств областного, районного бюджета, а также за счет субвенций. В последние 3 года наблюдается существенная динамика использования средств муниципального бюджета на укрепление материально-технической базы школы.

В 2005 году приобретены наглядные пособия, мебель, спортинвентарь, настольные игры.

Школа сотрудничает с ДЮСШ, школой искусств г. Новомичуринск, районным ДК, МОУ «СОШ № 1», МОУ «СОШ № 2», МОУ «СОШ № 3», ДДТ г. Новомичуринск, РОВД, военкоматом, районным Советом ветеранов, обществом инвалидов, районной библиотекой, КДН и ЗП, Центром занятости населения, Комплексным центром социального обслуживания населения, Комитетом по культуре, делам молодежи и спорта, районным историко-краеведческим музеем.

Таким образом, образовательное учреждение, основанное на взаимодействии и сотрудничестве педагогов, детей, родителей, учреждений образования, культуры и спорта, предприятий различных форм собственности, максимально использует культурно-образовательный потенциал социальной среды.


1. Концепция воспитательной системы школы

За тридцать пять лет существования школа претерпевала различные изменения, но во все времена давала своим ученикам разносторонние знания, благодаря чему среди выпускников школы государственные служащие, технологи, военные, врачи и учителя. И не последнюю роль в том, что выпускники школы получают отличное образование и могут состояться как профессионалы, играет выбор концепции воспитания.

Концепция воспитательной системы образовательного учреждения строится на основе концепций В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Сухомлинского В.А., Ушинского К.Д., Иванова И.П., Щурковой Н.Е. и развивается в соответствии с законом РФ «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, письмом Министерства образования РФ «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении», Конвенцией о правах ребенка, федеральных законов в сфере образования, Устава школы, Программой развития.

Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социально-предметной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство. Развитие воспитания в системе образования России в последние годы стало одним из приоритетных направлений в деятельности Министерства образования России, органов управления образованием субъектов РФ, образовательных учреждений.

Это стало возможным, прежде всего потому, что произошли существенные позитивные изменения в обществе и в государстве в целом, определились цели воспитания и обучения как единого процесса. Возникла очевидная необходимость повышения статуса воспитательной работы в школе.

Организация воспитательного процесса в ОУ закладывает у подрастающего поколения основы общественных идеалов и ценностей, создает условия, при которых каждый ребенок может научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, которыми руководствуются школа и общество.

Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей.

Воспитательная система создается и развивается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности, как воспитанника, так и педагога.

Цель воспитательной системы - развитие личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности.

Задачи:

1. Создание условий для развития творческих способностей, инициативности, самостоятельности учащихся с учетом интересов, склонностей, личностных и возрастных особенностей.

2. Формирование развивающей нравственно и эмоционально благоприятной внутренней и внешней среды для становления личности.

3. Развитие системы самоуправления учащихся.

4. Создание условий для укрепление здоровья учащихся, профилактики правонарушений.

Успешной реализации концепции воспитания способствует разработанная Программа развития воспитания, где отражены цели, задачи, направления работы, этапы и методы реализации мероприятий по развитию воспитательной системы школы; скоординированность действий всех участников образовательного процесса: администрации, классных руководителей, родителей и учащихся.

В качестве подпрограмм в школе разработаны и действуют:

- Программа «Одаренные дети»;

- Программа «Здоровье»;

- Программа гражданского воспитания учащихся «Я - гражданин»;

- Программа дополнительного образования;

- Программа летней занятости учащихся «Лето»;

- Проект по профориентации учащихся «Предпрофильная подготовка и

профильное обучение»;

- Проект «Я и моя малая Родина»;

-Проект «Зеленая аллея памяти»;

- Проект «Чистый берег - чистая совесть»;

- Проект «Спорт нам поможет силу умножить».

Воспитательная система - это открытая система, консолидирующая все имеющиеся социальные институты вокруг решения ее задач.

Процесс воспитания должен обновляться на основе качественного нового представления о его статусе с учетом отечественных традиций, достижений передового педагогического опыта, включает формирование разнообразных воспитательных систем.

Каждая хорошая школа, целенаправленно реализующая не только образовательную, но и воспитательную функцию, связанную с личностным развитием школьников, должна иметь свою воспитательную систему.

Для воспитательной системы характерны: развитие, ориентация учащихся и учителей на творчество, глубокая интеграция основного и дополнительного образования, благоприятный психологический климат, представление права выбора, поиск личностно-ориентированных технологий и форм воспитания.

К системообразующим видам деятельности можно отнести познавательную, научно-исследовательскую, творческую и досуговую деятельность. Следует отметить, что ученик имеет возможность обогатить и расширить свои знания через кружки, секции, факультативы.

Воспитательная система играет существенную роль в развитии личности. Управление воспитательной системой - это особое управление, оно глубокое и много аспектное. Управление осуществляется системой в целом и каждым ее компонентом в отдельности с учетом его своеобразия.

Первое осуществляется через моделирование, создание образа своей школы в сознании педагогов, родителей, учащихся. В школе проведена диагностика определения приоритетов ценностей субъектов воспитательной системы. Проведен анализ диагностики и создана модель выпускника школы.

Воспитательная система школы имеет сложную структуру. Ее компоненты:

  • цели, выраженные в исходной концепции (т.е. совокупность идей, для реализации которых она создается);

  • деятельность, обеспечивающая достижение целевых ориентиров (содержание воспитания) субъект деятельности, ее организующего и в ней участвующий;

  • отношения, рождающиеся в деятельности и в общении, интегрирующий субъект в некую общность;

  • среда системы, освоенная субъектом;

  • управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы;

Такое внутренне строение воспитательной работы предлагает академик Л.И. Новикова.




Модель выпускника

МОУ «Мамоновской средней общеобразовательной школы»

Пронского района Рязанской области


Нравственный потенциал

Осмысление целей и смысла жизни, понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости; готовность к профессиональному самоопределению и самореализации; активность в общешкольных и классных делах

Познавательный потенциал

Желание и готовность продолжать обучение после школы или включаться в трудовую деятельность, потребности в углубленном изучении избранной профессии, в самостоятельном добывании новых знаний

Коммуникативный потенциал

Владение умениями и навыками культуры общения, способность корректировать в общении свою и чужую агрессию, поддерживать эмоционально устойчивое поведение в жизненных кризисных ситуациях

Культурный потенциал

Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, потребность в посещении театров, выставок, концертов, стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими

Физический потенциал

Стремление к физическому совершенствованию, умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования

Модель выпускника МОУ «Мамоновская ООШ»

Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/

Воспитательная система школы

ШколаСистема воспитательной работы в школе /методические материалы/

создает

Ученик школы

Учреждения дополнительного образования


РодителиСистема воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/

воздействуют

СоциумСистема воспитательной работы в школе /методические материалы/

воздействует




Управление воспитательной системой школы осуществляется через структурные компоненты: классы, кружки, объединения, секции, методическое объединение классных руководителей, родительский комитет.

Создание и развитие воспитательной системы школы происходит в несколько этапов.

1 Этап - Этап становления.

Цель: Формирование концепции воспитательной системы как совокупности основных педагогических идей.

Задачи:

  1. Выделить системообразующую деятельность, которая отражала бы коллективные потребности и детей, и взрослых; была бы значима для школы; обеспечена материально-технической базой, кадрами.

  2. Введение инноваций в школьную жизнь.

  3. Создание модели выпускника.

  4. Формирование связей с внешней средой.

Ожидаемый результат:

Цели воспитательной деятельности должны быть сформулированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей.

2 Этап - Отработка содержания деятельности и структуры воспитательной системы.

Цель: Развитие инициативы, творчества, традиций, содружества детей и взрослых.

Задачи:

  1. Утвердить приоритетные направления функционирования воспитательной системы.

  2. Развивать общешкольные школьные коллективы и создавать временные.

  3. Развивать самоуправление.

  4. Развивать взаимодействие школы с внешней средой.

  5. Обеспечить нормативно-правовые условия функционирования воспитательной системы.

Ожидаемый результат: Программа развития воспитания как часть Программы развития школы. Создание нормативно-правовой базы и методического обеспечения воспитательной системы.

3 Этап - Завершающий. Система окончательно сформирована.

Цель: Усиление интеграции учебной и внеучебной деятельности.

Задачи:

  1. Содружество детей и взрослых.

  2. Реализация личностного подхода.

  3. Развитие нового педагогического мышления педагогов, основанного на самоанализе и педагогическом творчестве.

  4. Многообразие форм, методов и приемов воспитательной работы.

Ожидаемый результат: Создание воспитательной системы школы, обобщение опыта работы, создание новых традиций.

4 этап - Этап обновления и перестройки.

Цель: Рост социальных потребностей коллектива.

Задачи:

  1. Введение инноваций, ведущих к изменениям системы.

  2. Разнообразие содержания.

  3. Усложнение организационных и управленческих процессов.

Ожидаемый результат: Совершенствование воспитательной системы школы, подъем на новый более высокий уровень.

В соответствии с поставленными целями и задачами воспитания разработаны критерии и показатели эффективности воспитательной системы:



Критерии

Показатели

Формирование познавательного потенциала личности учащегося

  1. Освоение образовательной программы

  2. Развитие мышления

  3. Познавательная активность

  4. Сформированность учебной деятельности

Формирование нравственного потенциала личности учащегося

  1. Нравственная направленность личности

  2. Сформироавнность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду

Формирование коммуникативного потенциала личности учащегося

  1. Коммуникабельность

  2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся

  3. Знание этикета

Формирование физического потенциала личности

  1. Состояние здоровья учащихся

  2. Развитость физических качеств личности

Формирование

общешкольного коллектива

  1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

  2. Развитость самоуправления

  3. Сформированность совместной деятельности

Удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе

  1. Комфортность ребенка в школе

  2. Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе)

Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.

Выпускник школы, выйдя из стен школы, должен не только иметь знания по различным предметам, но и минимум правовых, этических знаний, умений, не потеряться во взрослой жизни, приобрести навык общения, организаторские способности, найти свое место в условиях рынка, экономики, познакомиться с азбукой бизнеса, уметь создать семью, воспитать своих детей.

2. Описание модели воспитательной системы


  1. Воспитательная система школы

Анализ реализации Программы развития школы позволяет оценить достижение основной цели воспитательной работы - гармоничное развитие личности учащегося с учетом его возраста, интеллекта и интересов, а так же воспитанность личности школьника.

В школе воспитательная система школы, которая должна стать единством педагогических целей и целей самих детей. В состав воспитательной системы школы входят: процесс обучения, внеклассная образовательная деятельность и внеучебная деятельность.

Процесс обучения


  • Реализация образовательных программ;

  • Нравственное, правовое, гражданско-патриотическое воспитание в процессе преподавания наук;

  • Профессиональное самоопределение.

Внеклассная общеобразовательная деятельность


  • Предметные недели

  • Ключевые дела (КТД)

  • Тематические классные часы

  • Экскурсии, походы

  • Военно-спортивные игры

  • Самоуправление учащихся

  • Уроки Воинской славы

Внеучебная деятельность

  • Дом детского творчества г. Новомичуринск

  • Школа искусств г. Новомичуринск

  • Спортивная школа г. Новомичуринск

  • РДК р.п. Пронск

  • Музей

Воспитательная система МОУ «Мамоновская основная общеобразовательная школа»


Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/







В течение ряда лет школа едет по пути формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, воспитанности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда; гармоничное развитие личности учащегося с учетом его возраста, интеллекта и интересов, а так же воспитанность личности школьника.

В связи с поставленными задачами и для их реализации воспитательная работа школы ведется по следующим направлениям:





Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/










В процессе формирования личности воспитание как целенаправленное воздействие на человека играет определяющую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности.

Проблемы воспитания стоят в центре внимания педагогического коллектива школы и требуют от учителей максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ученика, способной к творческой мысли, стремящейся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

В школе созданы все условия для успешного развития воспитательной системы. Разработаны программы и проекты, посредством которых реализуется содержание основных направлений воспитательного процесса.

Анализ исследования личности учащихся, их интересов и их склонностей предполагает формы работы, которые помогут создать эффективную технологию воспитания личности через систему дополнительного образования с учетом личностно-ориентированного подхода к ребенку.

В нашей школе созданы условия для успешного развития дополнительного образования, налажена связь с учреждениями дополнительного образования: Домом детского творчества, школой искусств, спортивной школой и другими.

Для развития интересов, склонностей и способностей учащихся создана система секций, кружков, объединений, где каждый ребенок имеет возможность проявить свои способности, почувствовать стремление к тому или иному виду деятельности, реализовать его под руководством опытного специалиста - педагога дополнительного образования.

На базе нашей школы работают 10 кружков и объединений, 3 секции от спортивной школы г. Новомичуринск. 68% учащихся школы заняты в кружках и секциях дополнительного образования.

В школе реализуется модель «Школа полного дня». Дополнительное образование школьников ведется по направлениям: эколого-биологическое, туристско-краеведческое, художественное творчество, культурологическое и другие (занятость учащихся в дополнительном образовании прилагается).

2.2. Ученическое самоуправление

Школьное самоуправление - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и потребности. Самоуправление - специфическая деятельность коллектива по организации разнообразной коллективной деятельности, жизни объединения детей.

Схема органов ученического самоуправления:

  1. Схема ученического самоуправления - школьная Дума.

  2. Модель школьного самоуправления.

  3. Модель самоуправления классного коллектива.

Нормативно-правовая база: Положение о школьной Думе, Положение о классных органах ученического самоуправления, Конституция школы.

Цель: Формирование личности с активной гражданской позицией способствующей ее успешной социализации.

Задачи:

1.Создать условия для получения необходимого социального опыта через включение детей в реальную социально востребованную деятельность.

2.Сформировать гражданскую готовность к творческой, социально-преобразовательной деятельности.

3.Определить сферы самореализации школьников.

4. Создать условия для развития социальной одаренности детей.

Пути решения

  • Изучение передового опыта ученического самоуправления в рамках, области, страны.

  • Обучение учащихся в школе классного актива в начальном и среднем звеньях и школе Лидера в старшей школе.

  • Организация встреч с представителями структур государственного управления.

  • Освоение социальных ролей учащимися через вовлечение их в школьные объединения, клубы, организации.

  • Приобретение опыта социального общения через участие школьников в социально-значимых проектах.

  • Развитие социального партнерства

При организации самоуправления классные руководители, вожатые учитывают основные требования:

  1. Самоуправление реализуется лишь при увлекательной разнообразной коллективной деятельности детей.

  2. структура органов самоуправления определяется содержанием и видами деятельности.

  3. Высшим органом самоуправления является общее собрание детей и взрослых.

  4. Актив должен быть сменным.

  5. Гласность и общественный контроль - законы жизни коллектива.

Система школьного самоуправления имеет 3 уровня.

Первый уровень - (индивидуальный) - ученик, отдельные учащиеся, имеющие право избирать и быть избранными в органы ученического самоуправления, активно принимающие в нём участие.

Второй уровень - (первичный коллектив) - класс. В начальной школе («Сказочная страна») он представлен городом своей возрастной страны (название, девиз, эмблема, законы жителей, улицы - как направления жизнедеятельности).

В каждом классе на классном ученическом собрании учащиеся выбирают Совет дела. У каждого класса есть портфолио, где указано название класса, девиз, песня, в портфолио отражается степень участия ребят в отдельных мероприятиях в течение всего учебного года.

Третий уровень (школьное ученическое самоуправление) - совет обучающихся.

Структура ученического самоуправления остается та же, но она усложняется, так как дети становятся старше, приобретают опыт. Каждый активист занимается своим делом, в конце каждой четверти отчитывается о проделанной работе.

В Думу входят депутаты от каждого класса (по два человека) плюс один представитель от педагогического коллектива, избираемые на один учебный год. Выборы депутатов проводятся в классе, представление вновь избранных депутатов проходит на первом общешкольном собрании нового учебного года. Глава Думы - президент - избирается всенародно.

Как на настоящих выборах выдвигаются кандидаты, предвыборные программы, пресс-конференция.

Ежегодно на общешкольной линейке в торжественной обстановке проходит вступление в должность избранного главы Думы (вручается символ власти - президентская лента).

Разрабатывается идея проведения Президентского бала (каждый класс преподносит творческий подарок Президенту). Остальным членам школьной Думы присваивается ранг министров. И президент, и министры произносят торжественную клятву на инаугурации пред лицом всей школы.

Свою деятельность Дума начинает с разработки плана общешкольных дел. Ответственным за эту работу является президент. На заседании Думы выдвигаются проекты предлагаемых мероприятий, проводится анкетирование в классах и, наконец, «Рек-тайм» - защита проектов. По результатам проведённой работы составляется дерево чудес (на нём изображён годовой цикл общешкольных мероприятий): на стволе учебный год, 9 месяцев соответствует месяцам учебного года, а на листочках - названия общешкольных мероприятий.

Общей деятельностью всех министров является подготовка и проведение общешкольных дел. За работу в Думе отвечает министр культуры. Подготовка общешкольного мероприятия проходит по принципу КТД.


Система школьного самоуправления

Система воспитательной работы в школе /методические материалы/

Родительский комитетСистема воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/

Классные активы

Актив детской организации «СОЮЗ»



Органом ученического самоуправления школы является школьная Дума. Этот орган самоуправления в школе действует с 1997 года, который решает вопросы жизнедеятельности учащихся, рассматривает и обсуждает вопросы учебы, КТД, санитарное состояние школы, отношение с учителями и другими взрослыми, межвозрастные взаимоотношения.

Популярными среди школьников стали встречи с администрацией школы, где обсуждаются актуальные проблемы школьной жизни и молодежи, где ребята приобретают личный опыт демократизации, гуманных отношений, стремятся наполнить школьную жизнь различного рода событиями, конкурсами, фестивалями, турнирами, праздниками.

В школьной Думе действуют следующие министерства:

  • Министерство образования;

  • Министерство дисциплины и порядка;

  • Министерство культуры и печати;

  • Министерство информации;

  • Младшее министерство;

  • Министерство спорта и труда;

  • Министерство по связям с учителями (возглавляет учитель - депутат).

Всего 9 министерств: 8 учащихся и 1 учитель.




Основные направления

деятельности школьной Думы

Свою деятельность Дума МОУ школа начинает с разработки плана общешкольных дел.

Ответственным за эту работу является президент. На заседании Думы выдвигаются проекты предлагаемых мероприятий, проводится анкетирование в классах и, наконец, «Рек-тайм» - защита проектов (их представление в форме рекламы и голосования). По результатам проведенной работы составляется дерево чудес (на нем изображен годовой цикл общешкольных мероприятий): на стволе учебный год, 9 месяцев соответствует месяцам учебного года, а на листочках - названия общешкольных мероприятий.

Общей деятельностью всех министров является подготовка и проведение общешкольных дел. За эту работу в Думе отвечает министр культуры. Подготовка общешкольного мероприятия проходит по принципу КТД.

Министры осуществляют не только контроль за своим классом, но и имеют еще одно задание по общей организации мероприятия, по которому будут отчитываться на заседании Думы, посвященном анализу проведения дела. К таким обязанностям относятся: оформление сцены, организация работы жюри (в состав которого входят депутаты Школьной Думы), техническое обеспечение.

Выполняя свои обязанности, депутаты создают советы дел, в них входят представители различных классов. В ходе подготовки к общешкольному мероприятию все без исключения, даже самые маленькие, находят себе занятие. Сравнивая последние мероприятия с предыдущими, многие отмечают, что возрос уровень их проведения: а именно улучшилась игра юных артистов, качество сценариев. За эти годы создана целая «копилка дел», и она расширяется из года в год, пополняется новыми проектами.

Министерство образования регулярно (1раз в месяц) проводит учебные рейды.

Министерством дисциплины и порядка организуется дежурство по школе, министр печати ведет газету «Голос Думы», в ней публикуются указы, постановления Школьной Думы, итоги различных конкурсов, фотографии с общешкольных мероприятий.

В школе работает информационная служба новостей (ответственный министр информации). Служба новостей занимается подготовкой газеты «Школьная планета».

Министр спорта тесно связан с учителем физкультуры. На плечах министра и учителя лежит вся спортивная жизнь.

Схема

школьного ученического самоуправления


Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/

Система воспитательной работы в школе /методические материалы/


Система воспитательной работы в школе /методические материалы/

Система воспитательной работы в школе /методические материалы/

Система воспитательной работы в школе /методические материалы/

Система воспитательной работы в школе /методические материалы/

Система воспитательной работы в школе /методические материалы/

Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/


Деятельность школьной Думы признана и детьми и взрослыми. У учащихся возрос интерес к деятельности школьной Думы. Модель ученического самоуправления принесла успех. Повысился интерес к школьной жизни, возросла активность учащихся.

Выборы президента и актива школьной Думы проходит на альтернативной основе, выборы демократические. Кандидаты представляют свои программы, участвуют в работе пресс-конференции.

Интересно творчески проводятся коллективно-творческие дела, возрос их уровень проведения. Созданная копилка дел, используется школьной Думой, педагогическим коллективом.

2.3. Детская общественная организация

«Союз»

Детская организация «Союз» была создана в 2000 году. В 2012 году ей исполнится 12 лет. В организацию входят: 20 учащихся (1-9 классы), 10 учителей, 15 родителей. Ежегодно учащихся 2 класса в начале учебного года принимают в свою школьную детскую организацию.

Наша организация работает по 4-ем направлениям:

  1. «Забота»;

  2. «Мое Отечество»;

  3. «В мир прекрасного»;

  4. «Путь к Олимпу».

За каждое направление отвечает активист-старшеклассник. Он входит в актив организации «Союз».

В организации есть своя символика: флаг, герб, гимн.

Флаг - на красном фоне четыре полоски: белая, желтая, голубая, зеленая.

Красный цвет - отвага, мужество, героизм.

Белый цвет - «Забота»- благородство, великодушие, бескорыстие, чистота сердца, нравственная белизна русского народа.

Зеленый цвет - «Мое Отечество - бескрайние просторы необъятной Родины, совершенство.

Желтый цвет - «Путь к Олимпу» - сила, ловкость, целеустремленность.

Голубой цвет - «В мир прекрасного» - небо, океан знаний, а в нем жемчужина мысли, красота русской души.

Герб - Свет солнца озаряет дорогу в мир знаний.

Школа - наш дом родной.

Гимн школы - один из официальных символов, принятая торжественная песня.

Девиз школы - «Пускай во всем, что совершаешь ты, проступит след душевной чистоты».

Детская общественная организация объединяет общей идеей и общими делами учащихся 1-9 классов через отряд «Вожатый».

Цель воспитательной работы вожатого:

Создать на игровой основе условия для развивающего досуга обучающихся, чтобы у них была возможность в развитии собственного творческого потенциала. Опираясь на модель руководителя детского общественного объединения, можно выделить следующие качества:

  • это педагог с высокими общекультурными качествами лидера;

  • умеет понять и принять ребенка;

  • обладает знаниями по возрастной, педагогической, социальной психологии, физиологии;

  • создает условия для успешной социализации личности;

  • владеет методиками воспитания, диагностики;

  • умеет прогнозировать, проектировать, корректировать деятельность детских и молодежных объединений;

  • защищает права ребенка;

  • строит отношения на позиции субъектных отношений;

  • владеет эффективными технологиями управления.

Старший вожатый руководит деятельностью актива «Союз» и проводит с ним учебу. Актив формируется в сентябре учебного года из лучших деятельных творческих детей.

Цель детской общественной организации: с помощью игры объединить ребят в единый союз, учитывать интересы каждого творить добрые дела, развивать способности детей, прививать им конкретные умения и навыки, которые пригодятся им в жизни. Разработана и реализуется программа обучения актива «Школа лидеров» через систему занятий (актива самоуправления).

Программа состоит из трех блоков:

  1. Операционный. Он включает 13 занятий, на которых у воспитанников активистов формируются организаторские умения и навыки на основе моделированных управленческих ситуаций.

  2. Информационный блок включает 7 занятий, на которых активистам детского самоуправления сообщается разнообразная информация, закрепляется на основе практического применения знаний.

  3. Практический - им является управленческая практика, то есть работа в органах самоуправления.

Реклама деятельности детской организации «Союз» осуществляется через общественно-значимые дела, средства массовой информации школьной и районной газет. Издательская деятельность позволяет пропагандировать позитивный опыт деятельности «Союза» и создать методическую копилку форм и методов работы. Для расширения сотрудничества и обмена опытом с другими детскими общественными организациями идет работа по созданию школьного сайта.

Коллективно-творческое дело

Коллективно-творческое дело - одна

из важнейших составляющих

технологий коллективного

творческого воспитания

И.П.Иванов

Главная цель коллективно-творческого дела (КТД) - создать условия для самореализации каждого ребенка, для проявления и развития всех его способностей и возможностей. Поэтому КТД опирается на творческую созидательную деятельность. Особая роль в КТД отводится самодеятельности и самостоятельности; в детском коллективе существует формула четырех «само»: сами придумываем, сами планируем, сами делаем и сами анализируем.

Вообще, КТД - это целая совокупность приемов, действий, выстроенных в определенной последовательности. В ней есть несколько этапов:

I этап: Коллективное придумывание дела или предварительный этап подготовки КТД

Этот этап включает в себя диагностику интересов и потребностей детского коллектива, формулировку проблем, сбор - старт и выборы совета дела. Для начала на этом этапе необходимо сформулировать задачу: чего мы хотим. На задачи в свою очередь влияет характер дела, его жанр. Ведь оно может быть познавательным, трудовым, развлекательным, спортивным и т.д. В этом случае придумывание будет состоять в выборе названия, девиза, формы. Лучший прием здесь - «мозговая атака».

II этап: Коллективная разработка дела или коллективное планирование

На этом этапе осмысливаются задачи, определяются участники, объем и сроки работы, состав микроколлективов, запускается механизм самопланирования: совет дела уточняют, конкретизируют задачи, план подготовки и проведения, организуют работу добровольцев по оформлению мероприятия. При формировании групп необходимо учитывать:

  • Желание объединяться, взаимоотношения детей;

  • Возможный темп работы каждого ребенка;

  • Разную информированность участников группы в разрабатываемом вопросе;

  • Разные способности детей;

  • Возраст, пол, характер детей.

Оптимальная величина группы составляет 5-7 человек.

III этап: Осуществление программы достижения общего результата

На этом этапе проведения дела осуществляется программа достижения общего результата. Мера активности на этом этапе адекватна участию ребят на двух предыдущих этапах. По педагогическому замыслу именно она делает данное дело своим для каждого члена коллектива.

IV этап: Коллективный анализ дела

Этап включает в себя обсуждение, анализ, решения и рекомендации по проделанной работе. Суть анализа - сопоставление результата с замыслом. Чем ближе они сходятся, тем выше удовлетворенность от дела. Можно анализ построить проще: предложить каждому ответить на 3 вопроса - что было хорошо, что не получилось, что надо учесть на будущее. Важный акцент в анализе - доброжелательный разговор о личном вкладе каждого в проведенное дело, выражения благодарности особо отличившимся. Лучший прием для анализа - разговор на кругу «по солнышку». Каждый видит глаза каждого и говорит обязательно, даже если ему нечего добавить к сказанному. Тут важно, какие суждения ребят будут повторяться чаще других.

V этап: Последействие.

На этом этапе выполняются те решения, которые приняты общим сбором коллектива, распространяется положительный опыт, реализуются рекомендации.

(Разработки КТД прилагаются).

2.4. Гражданско-патриотическое воспитание в школе


В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейший фактор формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

Приоритетным направлением воспитательной деятельности школы является гражданско-патриотическое воспитание.

Была разработана Программа «Гражданско-патриотическое воспитание в школе», которая является одной из составляющих общего воспитания.

Программа рассчитана на период с 2009 по 2012 год. В процессе реализации Программы предполагается осуществить взаимодействие школы с органами исполнительной власти Пронского района, учреждениями культуры и спорта, а также с ветеранскими и другими общественными объединениями, детским домом творчества, библиотекой.

Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Совет по реализации Программы. Порядок выборов данного Совета, равно как и советов по реализации других школьных программ, определяется уставом образовательного учреждения. В состав Совета входят участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по патриотическому воспитанию детей и молодежи.

Совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.

Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.


Цель и задачи программы


Цель: создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи для формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовности к его защите.

Задачи программы:

  • Повышение социального статуса патриотического воспитания детей и молодежи в российском обществе;

  • Проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективной работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи;

  • Повышение профессионального уровня управления процессом патриотического воспитания; обеспечение взаимодействия системы образования, общественных объединений и организаций со всеми социальными институтами;

  • Использование отечественных традиций и современного опыта в области патриотического воспитания;

  • Повышение уровня работы со СМИ и печати по вопросам патриотического воспитания детей и молодежи;

  • Обновление программно-методического содержания, расширение правовой, нормативной и материальной базы в системе патриотического воспитания;

  • Воспитание гражданина и патриота России через изучение ее правовой и государственной систем, символики, жизни и деятельности выдающихся личностей;

  • Привлечение общественности к решению проблем духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи через формирование общественного мнения и взаимодействие с общественными организациями.



Программа

гражданско- патриотического воспитания

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
Патриотическое воспитание - одно из главных направлений нравственного воспитания в современной школе. Оно ориентирует учащихся на формирование понимания значения истории России, воспитывает чувство гордости за свою страну, уважение к народным традициям. В настоящее время это особенно актуально, т.к. сложившаяся ситуация в обществе требует более активной работы по воспитанию у детей патриотизма, гражданственности. Исходя из вышесказанного, поставлены цели и задачи по формированию и становлению человека, как гражданина и патриота.

Школа свою работу по патриотическому воспитанию классифицирует по трем основным признакам:
- нравственный,
- правовой,
- социально-политический.
В основу первого признака положены:
- гражданское самосознание
- гражданский долг
- гражданская ответственность.
Ко второму относятся:
- правовая культура,
- соблюдение законов государства,
- личная свобода.
К третьему:
- гражданское достоинство,
- гражданская активность,
- патриотизм.

Ежемесячно проводятся заседания Совета по реализации Программы по вопросам планирования работы и организации различных мероприятий.

Проведены совместные заседания Совета школы, педагогического совета и Совета по реализации Программы с повесткой дня «Патриотическое и физическое воспитание учащихся: проблемы, пути их решения».

Пропагандируя отечественную историю и культуру для учащихся школы, проводятся познавательные викторины, игры и семинары ко Дню независимости России, Дню Флага России,

Дню конституции РФ.

В целях формирования у молодежи склонности и готовности к профессиональному служению в армии ежегодно организуются военно-спортивная игра «Зарница», конкурс «Армейский магазин», смотр строя и песни, акция «Милосердие» (помощь ветеранам ВОВ, участникам локальных воин, помощь детям-сиротам, помощь детскому саду), акция «Долг» (помощь вдовам погибших в годы ВОВ, шефство над памятниками, обелисками), акция «Ветеран» (сбор информации через поисковую деятельность об участниках военных действий нашего района). Также для молодежи допризывного возраста ко Дню Призывника проводится эстафета по военно-прикладным видам спорта.

Проведена большая работа по проектной деятельности «Я и моя малая Родина». Проект «Я и моя малая Родина» рассчитан на 2009-2012 годы. Он способствует воспитанию гражданских качеств личности, таких как патриотизм, ответственность, чувство долга, уважение и интерес к военной истории Отечества, к участникам Великой Отечественной войны.
Привлекаются родители учащихся и жители деревни к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (родительские собрания, конференции, встречи, концерты и др.).

Разработана система приемов, методов, направленных на патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы. Проводятся конкурсы проектов на лучшую организацию работы классных руководителей и учителей-предметников по патриотическому воспитанию учащихся «Наши дети - будущее России». Ежегодно проводится смотр-конкурс исследовательских работ юных историков и краеведов, марафон патриотических дел «Наследники Великой Победы».

Освещается опыт работы школы по военно-патриотическому воспитанию в средствах массовой информации:

  • школьная газета «Школьная планета»;

  • районная газета «Пронская газета».

В системе воспитательной работы нашей школы миссия музея - быть активно действующим звеном в деле формирования личности. Благотворительная, социально-значимая деятельность музея сплачивает и детей и взрослых, придавая образовательному и воспитательному процессу совершенно новые качества. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому. Это уважение начинается с семейных реликвий, с малых семейных коллекций.

Воспитательная функция школьного музея в том, что он создает особую образовательную среду для формирования у учащихся целостного отношения к культурно-историческому наследию.

На уроках в школе общение носит в основном вербальный характер, музей же даёт возможность учить детей, опираясь на первоисточник.

Образование в музее, в отличие от школы, происходит в особой, эстетически значимой, информационно-насыщенной предметно-пространственной среде, где ребёнок ощущает свою сопричастность к былому.

Одно из золотых правил музейной педагогики - это развитие исследовательской деятельности учащихся, которая способна помочь ребёнку стать творческой личностью, сформировать систему ценностей, где главным оказываются не показатели достатка, а человеческие отношения.

Краеведческий музей нашей школы действует с 2005 года, но уже видно, как много пользы приносит детям краеведческая деятельность. Она не только расширяет познание, но и углубляет их духовный мир.

При музее работает клуб «Поиск». Открыт выставочный зал рекреации 2-го этажа школы с периодически меняющимися экспозициями. В настоящее время в музее работают четыре выставки:

«Предметы крестьянского быта»;

«Льняные смотрины»;

«Мамоново в зеркале истории»;

«История памятников»;

«Никто не забыт, ничто не забыто».

Все представленные в музее экспонаты - подлинные. Их приносят дети и взрослые (жители д. Мамоново и п. Синь).

Благодаря их помощи, членов клуба «Поиск» созданы коллекции нумизматики, бонистики, керамики, этнографии.

Все эти материалы постоянно используются Советом музея для создания новых интересных выставок.

Музей растёт и развивается. Выставки и экспозиции посещают не только ученики, но и родители, ветераны ВОв и Труда, а также жители деревни и гости. Особенно любят бывать в музее юные школьники. Ведь для них Совет музея создал целевую программу «Музей и дети» с игровыми и в то же время познавательными программами. Много нового и полезного узнают школьники об истории родного края, жизни наших предков.

Музейная педагогика даёт неограниченные возможности учителю для проведения нестандартных уроков. Это уроки-описания экспоната в музее, урок-защита проекта, презентация поискового материала, интегрированный урок с использованием музейных материалов.

Учителя начальных классов проводят в музее уроки внеклассного чтения, уроки мировой художественной культуры, уроки изобразительного искусства. Здесь же проводятся классные часы, занятия дополнительного образования. А главное, в нашем музее проводятся уроки доброты.

Первый урок для первоклассников учитель начальной школы проводит в школьном музее. Малыши по очереди берут в руки медали, ордена, листают фотоальбомы. Фотографируются у экспонатов музея. И хотя в этот день у первоклашек много интересного: и новые учебники, и экскурсия по школе, и праздник, посвященный первому звонку, все же самым ярким впечатлением дня для них является экскурсия в школьный музей.

Об этом говорят их рисунки по итогам первого школьного дня, которые бережно хранит школа.

В музее работают экскурсоводы - старшеклассники. Экскурсоводы не только сообщают определенный набор знаний по любой экспозиции, но и вступают в диалог с ребятами и взрослыми, побуждая их к самостоятельному поиску.

Ветераны ВОв и Труда - активные участники в создании выставок и экспозиций.

Учащиеся школы активные участники районной и областной олимпиады по краеведению «История, культура и природа Рязанского края». Работы учащихся Ермакова Сергея, Барышевой Екатерины, Корнеевой Екатерины опубликованы в районной газете «Пронская газета». Члены клуба «Поиск» отмечены дипломом за участие в областной операции «Это нужно живым». Разработаны и реализованы социальные проекты «Зелёная аллея памяти», «Моя малая Родина».

Параллельно с созданием новых экспозиций, участием в краеведческих олимпиадах члены клуба «Поиск» занимаются в кружке «Туристическое краеведение» от детского Дома творчества г. Новомичуринск, разрабатывая туристические маршруты по историческим местам, архитектурным памятникам, удивительным музеям г. Рязани и Рязанской области.

Наибольшей популярностью у наших ребят пользуются экскурсии в Рязанский историко-архитектурный музей, музей истории молодёжного движения, в усадьбу С.Н. Худекова и многие другие.

Экскурсия «На пути к Феофану Затворнику Вышенскому» в Свято-Успенский монастырь, где покоятся мощи святителя Феофана осталась незабываемой. А ещё наши ребята очень любят посещать Пронский краеведческий музей, его выставки и экспозиции им особенно близки и дороги.

Школьный музей - это замечательная база для формирования гражданственности и патриотического воспитания подрастающего поколения (Информационный буклет музея прилагается).

2.5. Совет профилактики

Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних является одним из звеньев системы комплексной работы по выполнению закона Российской Федерации «О системе работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних».

Поэтому в средней школе всем педагогическим коллективом было принято решение о создании такого образовательного органа.

Профилактический Совет призван объединить усилия педагогического, ученического коллективов, родительской общественности, психологической службы школы в создании единой системы по профилактике безнадзорности, наркомании и правонарушений в школе, координировать действия педагогического коллектива с работой структур и общественных организаций, работающих с детьми и подростками.

Главными задачами Совета являются:

  • разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании и безнадзорности среди учащихся школы;

  • разъяснение существующего законодательства, прав и обязанностей родителей и детей;

  • проведение индивидуально-воспитательной работы с подростками девиантного поведения;

  • проведение просветительской деятельности по данной проблеме;

  • организация работы с социально опасными, неблагополучными, проблемными семьями, защита прав детей из данной категории семей;

  • защита прав и представление интересов ребенка в различных конфликтных ситуациях с участием как физических, так и юридических лиц (в рамках Международной конвенции ООН по правам ребенка).

Состав Совета по профилактике утверждается приказом директора школы. Работу возглавляет заместитель директора школы по воспитательной работе.

В состав Совета так же входят представители родительской общественности, органов самоуправления, методического объединения классных руководителе блока дополнительного образования, медицинской и психологической служб школы.

Совет по профилактике имеет право:

  • вносить предложения и изменения в планы учебно-воспитательного процесса школы;

  • представлять по данной проблеме педагогический, ученический, родительский коллективы в различных органах управления, общественных организациях, структурах власти;

  • рассматривать отчеты классных руководителей, представителей блока дополнительного образования, учащихся школы;

  • приглашать на собеседование родителей, посещать неблагополучные семьи с целью анализа ситуации, оказания помощи, защиты прав ребенка, при необходимости направлять информацию о неблагополучных семьях в органы опеки и попечительства;

  • ходатайствовать перед администрацией о принятии мер административного воздействия (меры административного воздействия к несовершеннолетним могут быть приняты комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав).

Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних строит свою работу и принимает решения в рамках Закона «Об образовании», Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Международной конвенции ООН по правам ребенка.

Решения и рекомендации Совета являются основополагающими в организации работы педагогического коллектива по проблеме профилактики безнадзорности и правонарушений, защиты прав учащихся школы.

В круг обязанностей профилактического Совета школы входят следующие мероприятия:

  • утверждение плана правовоспитательных мероприятий и его выполнение;

  • выявление и учет обучающихся, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательном учреждении, а также совершившие противоправные действия, неоднократно нарушившие устав государственного образовательного учреждения и Правила поведения обучающегося, а также неуспевающие или оставленные по неуважительным причинам на повторный курс обучения;

  • выявление и учет семей обучающихся, находящихся в социально опасном положении;

  • подведение итогов работы классных руководителей за четверть или полугодие;

  • заслушивание отчетов лиц, ответственных за правовое воспитание;

  • обсуждение информации, поступившей из ОВД данного района;

  • приглашение на Совет и заслушивание родителей учащихся, допустивших правонарушение;

  • укрепление учебной дисциплины;

  • профилактика правонарушений;

  • организация индивидуального наставничества;

  • работа общешкольной газеты;

  • изучение положения подростка в коллективе (социометрия);

  • работа с комиссией по делам несовершеннолетних.

В целях формирования правовой культуры личности, профилактики правонарушений в школе проводится системная работа, в ходе которой осуществляется совместная работа по профилактике правонарушений всех звеньев системы безнадзорности и защиты прав несовершеннолетних.

Система воспитательной работы в школе /методические материалы/

Стало традицией 2 раза в год проводить встречи учащихся с представителями правоохранительных, общественных организаций, врачами - наркологами с целью профилактики правонарушений среди школьников, предупреждения возможных акций, представляющих угрозу жизни, здоровью и безопасности учащихся и учителей. На встречи приглашаются учащиеся 7-9 классов и их родители. Это тот возраст, когда беседы приносят эффект.

Организована информационно-просветительская работа с родителями учащихся, склонных к правонарушениям. В школе прошли родительские собрания «Добро и зло. Причины поступков наших детей», «Человек в семье», «Цинизм, анекдоты и семейное общение».

Ежегодно проводится родительская конференция отцов «Духовно-нравственное воспитание детей - важнейшая задача общества и родителей», главная цель которой - активное привлечение отцов к взаимодействию со школой в воспитании, образовании детей. Этой конференции предшествовала работа в школе: родительские собрания отцов, классные часы, беседы с учащимися. В школе проводятся заседания Советов профилактики правонарушений, на которых рассматриваются персональные дела учащихся, склонных или совершивших правонарушения. Имеются списки проблемных детей, списки детей-сирот, дневники наблюдений за трудными учащимися.

Советы профилактики организуют индивидуальное шефство над трудными подростками, осуществляют профилактическую работу с неблагополучными семьями, не выполняющих свои обязанности по воспитанию детей.

В школе на Совете заслушивают отчеты классных руководителей о состоянии работы по укреплению дисциплины и профилактике правонарушений, классные руководители ведут дневники наблюдений.

Проводятся семинары заместителей директоров школ Пронского района по проблеме трудновоспитуемых детей по теме: «Организация работы с «трудными» детьми».

На педагогических советах всех школ рассматриваются вопросы о профилактике детской преступности. Вопрос профилактики правонарушений выносится и на совещания при директоре.

Беседы по профилактике наркомании, алкоголизма регулярно проводятся на уроках биологии в школе. Учитель в своей работе руководствуется рекомендациями из журнала «Биология в школе». Много внимания уделяется внеклассной работе по данной проблеме.

В технологии своевременного выявления детей, вызывающих тревогу, особое место занимают социальные педагоги и психологи, которые ведут коррекционную работу с учащимися и консилиумы с родителями.

Социально-психологическая служба нашей школы осуществляет контроль за воспитанием и обучением детей в форме посещения семей учащихся на дому, консультирования бесед. Ученикам предлагается посещать кабинет психологической разгрузки. Совместно с инспектором ПППН и участковым инспектором проводятся рейды по домам, где проживают дети группы риска.

Оказывается непосредственная помощь и проводится работа со стороны медицинских работников, совместно с классными руководителями социально-психологическая служба старается вовлечь детей в различные кружки и секции. При необходимости осуществляется помощь ребенку со стороны сверстников (по рекомендации учителя).


2.6. Работа с родителями

Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Взаимодействие школы и семьи предполагает установление сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы - развитость и целостность личности.

Анализируя работу с родителями учащихся, следует отметить организацию Дней открытых дверей, консультаций, проведение родительских собраний и полезных встреч со специалистами, внеклассных мероприятий с участием родителей.

Направления работы с родителями


Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/Система воспитательной работы в школе /методические материалы/

Информирование родителей

Просвещение

Консультирование

Обучение

Совместная деятельность


Все это способствует формированию положительного отношения к школе, к педагогическому коллективу.

Но чтобы выработать совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков, необходимо совершенствовать формы работы с родителями учащихся, использовать новые технологии (проведение родительских собраний с использованием ИКТ, в виде тренингов, круглых столов и других форм).

Вся жизнедеятельность ребенка начинается в семье и продолжается только в ней до 6 лет - до момента поступления ребенка в школу. Но и здесь продолжается процесс образования - обучения и воспитания ребенка.

Главное назначение семьи - воспитание ребенка. Семья - это персональная среда жизни и деятельности ребенка, качество которой определяется несколькими параметрами, такими как демографический, гигиенический, экономический.

На одно из первых мест в семье можно поставить культуру быта и взаимоотношений между родителями.

Согласно Конвенции о правах ребенка, четко определяются взаимоотношения ребенка и его родителей, так же устанавливается равная ответственность родителей за содержание, воспитание и развитие детей, даже в тех случаях, когда родители проживают отдельно.
Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы на государственном уровне. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи. Но государство стремится помочь семьям сохранить своё единство, укрепить и повысить значимость семьи в глазах общественности.
Существуют программы помощи семье, направленные на оказание помощи семьям, где наблюдаются проблемы и падает социальный статус семьи.
В современном обществе наиболее полно взаимодействует с семьей средняя школа - взаимодействие начинается еще до момента поступления ребенка в школу, и не заканчивается с выдачей аттестата.
Работа школы с родителями и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка. Непременным условием стабильности семьи и нормального развития ребенка является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом школы, в которую поступил их ребенок.
Главная задача школы при этом - найти такое взаимоотношение с родителями ребенка, которое поможет развивать и формировать будущую личность в правильном направлении, с минимальными психологическими затратами.

Без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов.

Работа с родителями занимает в воспитательной системе нашей школы определенное место. Она не ограничивается проведением родительских собраний и проверкой работы школьной столовой. Школа видит свою цель работы с родителями в том, чтобы, вооружив их психолого-педагогическими знаниями, привлечь их к организации жизни и деятельности школы.

В течение всего учебного года работает лекторий для родителей: выступают педагоги, психолог, социальный педагог школы, работники право- и здравоохранительных органов с вопросами воспитания.

Традицией школы стала проведение в последнюю пятницу каждого месяца Дня открытых дверей, когда родители могут присутствовать на любом уроке любого учителя, получить консультацию у школьного психолога, педагога, поговорить с представителями администрации школы.

Родители интересуются делами школы, предлагают свою помощь в решении различных проблем. Школьно-семейные традиции способствуют улучшению микроклимата в школе, развитию культуры общения взрослых и детей. В школе ежегодно проводятся: соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья!», «Осенний марафон», «Лучшая семья», выставка- продажа семейных поделок, конкурс семейных газет.

Школа взаимодействует с родителями в следующих направлениях: информационное, воспитательное, развивающее, формирующее, охранно - оздоровительное, контролирующее, бытовое.

При этом полное взаимодействие невозможно без педагогического и психологического изучения семьи.

Изучение семьи ученика проводится, как правило, классным руководителем. Многое может почерпнуть из этого и учитель - предметник, ведь изучение семьи позволяет понять стиль жизни ребенка, познакомиться с ним, понять уклад жизни семьи, ее традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями, бабушками и дедушками, младшими и старшими братьями и сестрами.
Для изучения семьи составлена анкета, которую педагог заполняет в ходе беседы с родителями. Выделим ее основные параметры.

1. Общие сведения о родителях.
2. Социально-бытовые условия.
3. Материальная обеспеченность.
4. Дети.
5. Родственники, проживающие совместно.
6. Условия проживания детей.

7. Воспитательные характеристики родителей.
8. Хобби семьи, увлечения.

В результате изучения семей классный руководитель проводит группировку по следующим признакам: наличие детей (семьи с 1, 2 детьми), многодетные семьи, полные семьи, семьи с потерей одного из родителей (причина), благополучные семьи, неблагополучные семьи, семьи с наличием детей с девиантным поведением, семьи, где родители работают в бюджетной сфере, родители - предприниматели, безработные, военнослужащие, учителя, врачи.
После анализа проведенного исследования классные руководители составляют характеристику класса и определяют цели и задачи в работе с семьей на год.

В школе родительская общественность представлена родительскими комитетами классов, родительским комитетом школы.
Родительские комитеты классов формируются на добровольной основе из родителей учащихся класса, обычно родительский комитет состоит из 5-7 человек.

Выбирается родительский комитет класса общим голосованием родителей. Из родительского комитета выбирается председатель, который входит в состав родительского комитета школы.

Родительские комитеты классов помогают классному руководителю организовать различные мероприятия с участием детей и родителей, привлекают к работе интересных людей, помогают в организации и проведении экскурсионной работы, организуют совместную работу родителей и учащихся над проектами и творческими работами.
Родительский комитет школы состоит из представителей родителей учащихся от каждого класса и представляет интересы каждого класса.
Основные задачи в работе родительского комитета школы - координация взаимодействия учеников, родителей и учителей. Основные задачи в работе родительского комитета школы - организация досуга, профилактика правонарушений, профилактика асоциального поведения, здоровье учащихся.

В современном информационном мире получение информации возможно по различным каналам. Родители наших учеников получают оперативную информацию о посещении учащимися школы, о поведении ученика на уроке, об успеваемости, в случае проблемных ситуаций родители связываются с учителями лично, о состоянии дел ребенка их обычно информирует классный руководитель.

Такая работа дает высокий положительный результат, так как направлена на оказание помощи одному ребенку и его семье. Родителям нравится такая форма взаимодействия, они чаще приходят в школу, чтобы не только узнать о состоянии дел его ребенка, но и проконсультироваться с педагогами и классным руководителем по воспитательным вопросам.

Чтобы выработать совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков, необходимо совершенствовать формы работы с родителями учащихся нашей школы, использовать новые технологии, например, проведение родительских собраний с использованием информационно-коммуникационных технологий, в виде тренингов, круглых столов и других форм.

В школе работает психолог. Он успешно определил свое место в учебно-воспитательном процессе. Психолог помогает в подготовке и проведении педконсилиума в 5 классе и в 9 классе, в определении профессиональных наклонностей учащихся 9-х, в составлении психолого-педагогических характеристик учащихся девиантного поведения, в разрешении конфликтных ситуаций.

Психологу удалось наладить систему консультаций для родителей и учащихся, организовать педагогические тренинги для педагогов и учащихся.

Уже на протяжении нескольких лет ведется анализ уровня воспитанности учащихся школы. Использование оценки воспитанности стимулирует у учеников процессы самопознания, вызывает желание и стремление к саморазвитию и самовоспитанию, что благотворно сказывается на формировании личности.

Наряду с повышением среднего уровня воспитанности по школе, наблюдается его снижение в 7-8 классах, что обусловлено особенностями подросткового возраста. В связи с этим создаются условия для повышения уровня воспитанности через повышение эффективности системы воспитания, психолого-педагогической культуры классного руководителя и внедрения новых технологий воспитания.

Анализ интересов учащихся к сферам социальной жизни показывает, что у большинства выпускников проявляются гражданские позиции, но сила выраженности интереса или проявление активности к ним различна. Непосредственное отношение к жизни человека имеют и проблемы преступности, поэтому интерес к проблемам правопорядка, правовое и гражданское воспитание имеют сильную степень выраженности. В школе работает Совет по профилактике правонарушений и безнадзорности, проводятся встречи с работниками РОВД, ПДН, КДН, профилактические беседы. На сегодняшний день в школе нет учащихся, уклоняющихся от занятий. Однако вызывает тревогу рост преступности среди подростков, что оставляет проблему профилактики правонарушений.

Главная цель воспитательной системы в нашей школе, и в выпускном классе в частности, воспитание творчески активной и самостоятельной личности с нравственной позицией и нравственной самосознанием. Важно, чтобы наши выпускники были хорошо образованы, т.е. обладали широким кругозором и современными знаниями о науке, природе, культуре.

Нравственные общечеловеческие и эстетические ценности (уважение к человеку, окружающему миру, этика поведения, милосердие, доброжелательность, знание истории культуры своей страны, народов мира и т.д.) - в основе всех педагогических усилий.

Воспитательная работа в выпускном классе нашей школы рассчитана на приложение всех многолетних усилий к тому, чтобы наши ученики максимально приблизились к этому идеалу.

В работе со старшеклассниками используются как методики коллективного воспитания (через коллективные творческие дела), так и индивидуального. Старшеклассники всем своим предшествующим опытом готовы анализировать собственное поведение ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте, или разрабатывать стратегию поведения на будущее.

Таким образом, индивидуальное воспитание реализуется такими формами как ситуационный и тематический классный час.
В 8-9-х классах классные часы готовят сами учащиеся и проводят их в виде «круглого стола», устного журнала; темы могут быть самыми различными: «Возвращение к истокам», «Когда рассудок с сердцем в споре», «О любви», «Что такое успех?», «Конфликт. Стили разрешения конфликтов», и др.
Кроме основных воспитательных форм мы используем тренинги, дискуссии, экскурсии, посещение театров и выставок г. Рязань.

Особое место в воспитательной работе отведено посещению театров, так как театр - это общественное место, своеобразный экзамен на воспитанность, на проверку и закрепление тех навыков общественного и нравственного поведения, которые вырабатывались годами. Театр в этом плане, как ничто другое помогает в развитии чувств, кругозора, интеллигентности, начитанности и эрудиции, творчески развивает ребёнка.

На классных часах, уроках литературы, учащиеся делятся впечатлениями, мыслями, своими взглядами об увиденном.

Очень важным вопросом воспитательной работы в выпускном классе является сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся. Система взаимодействия с родителями заранее продуманна и чётко организованна.
Просвещение родителей в вопросах психологии и педагогики.
Безусловно, один классный руководитель с этой проблемой не справится. В нашей школе к психолого-педагогическому просвещению родителей привлечены специалисты различных направлений: врачи, психолог, социальный педагог, учителя - предметники. Задача классного руководителя - вызвать интерес к такому сотрудничеству. Для этого необходимо учитывается предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения. В выпускном классе актуальны темы для обсуждения:
«Как предотвратить проблемы в воспитании собственных детей?», «Основы построения общения со старшеклассниками», «Как организовать учебную деятельность выпускника школы и совместить её с подготовкой в ВУЗ», «Конфликты в семье и искусство их преодоления».
Следующим направлением организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование родителей культуры принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. Организация взаимодействия в системе семья - школа предотвращает обоюдную антипатию и различного рода конфликтные ситуации. Такая работа проводится с родителями на регулярно проводимых родительских собраниях.

Родители хорошо информированы, о требованиях, предъявленных школой к выпускнику; о традициях школы по организации учебно-воспитательной работы внешкольных мероприятий; информированы о процессах происходящих в школе. В выпускном классе акцент ставится на большее число мероприятий, объединяющих учеников и родителей. Это и совместная организация выездов, походы и поездки, совместное обсуждение организации праздников и классных мероприятий (подготовки последнего звонка, выпускного вечера)

Важнейшим вопросом, требующим осмысления, является вопрос о роли классного руководителя выпускного класса в системе работы педагогического коллектива по подготовке обучающихся и их родителей к единому государственному экзамену. Безусловно, эта роль значительна, поскольку именно классный руководитель является главным связующим звеном цепочки: учителя - предметники - обучающиеся - родители выпускников.

Именно перед классным руководителем стоят важные задачи:

- свести воедино деятельность участников образовательного процесса, направленную на подготовку к такому серьезному для всех испытанию, как выпускной экзамен;
- сделать все для создания у родителей положительной мотивации в качестве
участников образовательного процесса;
- продумать социально-психологическое сопровождение ребенка;
- постараться выстроить и скоординировать такую систему взаимодействия семьи и школы, в которой каждый участник образовательного процесса чувствовал бы себя защищенным.
Основу взаимодействия классного руководителя и учителей класса составляют:
- взаимная информированность об организации и результатах учебно-воспитательного процесса;
- взаимопомощь в решении сложных проблем;

-заинтересованность в успешности каждого ученика;
- согласованность в поиске путей преодоления возникающих сложностей;
- совместный анализ результатов деятельности;
- совместное определение перспектив в работе с классом, с отдельными учащимися их родителями.
Классный руководитель организует изучение воспитанников, их образовательных возможностей, особенностей семейного воспитания и т. д.
Именно к классному руководителю родители идут со своими вопросами, тревогами, опасениями, возникающими в период подготовки к ответственному испытанию и задача классного руководителя - снять напряжение, вовремя информировать коллег о состоянии воспитанников, особенностях семей, организовать встречи родителей с учителями-предметниками, беседы, консультации и т.д.

Необходимо наладить постоянный обмен информацией, оказывая помощь родителям в организации домашней самостоятельной работы школьников по подготовке к экзаменам.

Любой родитель в любое время встречается доброжелательно, с уважением и вниманием, получает ответы на все волнующие вопросы.
Создание классным руководителем атмосферы сотрудничества между взрослыми и детьми, формирование коллектива как единого целого, организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей способствует в конечном итоге не только подготовке выпускников к итоговой аттестации, но и воспитанию жизнеспособной личности, готовой к

самореализации в обществе.

Поскольку сегодня предусматриваются конкретные формы реализации прав родителей на соуправление образовательным процессом через деятельность школьных советов, родительских комитетов и т.д., как никогда необходима многоаспектность сотрудничества семьи и школы.
Необходимо шире использовать возможности родительского комитета, который планирует, готовит и проводит всю совместную работу по установлению контактов с родителями. Одно из направлений совместной работы родительского комитета и педагогического коллектива - информационная деятельность.

Еще одно направление - просветительская деятельность. Оно предполагает обучение родителей психологическим основам воспитания, умению строить общение как диалог, дает знания возможностей семейного воспитания, основ конфликтологии, возрастных психологических особенностей детей, умение пользоваться этими знаниями и помогать детям в самоопределении. Здесь не обойтись без сотрудничества со школьным психологом. Взаимодействие классного руководителя и психолога имеет своей целью совместное выявление возникающих у ребенка проблем и проведение коррекционной работы для оказания помощи в преодолении проблемных ситуаций.

Содержание психологической помощи может включать в себя
психологическую профилактику (через сообщение ребенку и его родителям
объективной психологической информации, получив которую, они решают, как ее использовать), психологическую коррекцию (снятие тревожности),
психологическое консультирование.

Формы работы с родителями разнообразны. Это не только консультации (индивидуальные и групповые), но и «круглые столы», деловые игры, тренинги.
Одна из главных забот родителей и педагогов - здоровье детей и здоровый образ жизни. Для решения этой проблемы в школе реализуется программа «Здоровье» и использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе всецело этому способствует.

С тем чтобы подготовить детей и их родителей к достойному выходу из стрессовой ситуации, каковой является экзамен, целесообразно провести родительское собрание, познакомить родителей с правилами проведения итоговой аттестации, в частности с новой формой - ЕГЭ, которая вызывает большую тревогу.

На собрании необходимо проанализировать подготовленность детей к предстоящим экзаменам (привлечь учителей-предметников, работающих в классе, школьного психолога, медицинского работника), дать конкретные рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации.


Система воспитательной работы в школе /методические материалы/

© 2010-2022