Организация индивидуального проектирования студентов первого курса в системе подготовки специалистов среднего звена

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ


федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Югорский государственный университет» (ЮГУ)


Сургутский нефтяной техникум

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования «Югорский государственный университет»

(СНТ (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»)

Организация индивидуального проектирования студентов первого курса в системе подготовки специалистов среднего звена





НОМИНАЦИЯ: ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ

Организация индивидуального проектирования студентов первого курса в системе подготовки специалистов среднего звена

НАЗВАНИЕ РАБОТЫ

Организация индивидуального проектирования студентов первого курса в системе подготовки специалистов среднего звена



АВТОР

САРКИСЯН ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА,

старший методист, кандидат педагогических наук, доцент






Организация индивидуального проектирования студентов первого курса в системе подготовки специалистов среднего звена

Сургут

-2015-


На основании «Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования», утвержденных письмом ДОИН РФ от 17 марта 2015 г. № 06-259, учебные заведения среднего профессионального образования организуют работу по сопровождению индивидуального проектирования студентов - первокурсников. В Сургутском нефтяном техникуме эту работу осуществляет методическая служба.

Индивидуальный исследовательский проект (работа) является одной из форм самообразования студентов - первокурсников.

Цель проекта: привлечение обучающихся к самостоятельной исследовательской деятельности; развитие творческих способностей и познавательных интересов; развитие личностных качеств учащихся.Основные задачи: активизация познавательной деятельности учащихся; повышение образовательного уровня учащихся; знакомство с методами и приемами научно-практических исследований; пропаганда достижений мировой отечественной науки.

Рассмотрим основные этапы организации процесса проектирования.

Условно всю работу можно разбить на 3 этапа:

Первый этап: Констатирующий или запрос на образование.

Второй этап:Формирующий или непосредственное написание работы

Третий этап:Констатирующий или защита проекта

Первый этап-запрос на образование.

Цель этапа: Выявить предметные предпочтения первокурсников для организации индивидуального проектирования.

Задачи:

  1. Выявить готовность первокурсников к проведению проектной работы.

  2. Определить предметные предпочтения первокурсников в трех приоритетах выбора для исследования.

  3. Утвердить темы и научных руководителей проектов.

Целевая аудитория: студенты и преподаватели первого курса.

Метод сбора информации:анкетирование (приложение 1).

Анкетирование проводится классными руководителями всех учебных групп. Результаты анкетирования фиксируются в таблице (приложение 2).

Для анализа наличия опыта исследовательской деятельности студентам задаются вопросы, проводили ли они исследовательскую работу в школе,принимали ли участие в мероприятиях исследовательского характера.

Как правило, опыт представления результатов исследовательской работы у студентов имеется, многие студенты принимали участие в конкурсах исследовательских проектов, в научно-практических конференциях,в предметных олимпиадах и т.д.Но есть и таки, которые не имеют представления о проекте как форме самостоятельной работы.

Для выбора предметных предпочтений обучающимсянужно предложить поставить в приоритетном порядке (1, 2, 3) предметы, по которым им хотелось бы проводить исследование(ия):

  1. Русский язык


  1. Литература


  1. Иностранный язык


  1. Математика


  1. Информатика


  1. Физика


  1. Химия


  1. Основы безопасности жизнедеятельности


  1. Биология


  1. География


  1. История


  1. Обществознание


  1. Физическая культура


  1. Право


  1. Естествознание


Далее,желательно работать с первым приоритетом. Если студент желает написать более одного проекта, это нужно поощрить и рассмотреть, что он выбрал во втором и третьем приоритете, но не желательно выполнение более трех проектов.Приказом утверждаются темы индивидуальных проектов, предварительно назначив научных руководителей.

На втором этапе, формирующем, происходит непосредственное написание работы.

Основная задача методистов на этом этапе - сопровождение процесса проектирования. Для этого необходимо организовать работу методического семинара, на котором запланировать рассмотрение основных направлений работы, представить положение об индивидуальном исследовательском проекте (работе) (приложение 3), методику и методологию научного исследования, провести мастер-классы по подготовке паспорта проекта, формированию содержания работы и т.д. Паспорт проекта может содержать следующие графы:

ФИО, группа


Тема


Актуальность


Проблема


Гипотеза


Объект исследования


Предмет исследования


Методы исследования


Ресурсы


Цели

Цели работы


Цели развития


Задачи


Этапы


Результат


Продукт


Вывод


Перспективы


Примечания


Во многих учебных заведениях для руководства проектами назначаютсятьюторы, которые работают в основном с обучающимися.В системе СПО вводить такую ставку не желательно, поэтому этой работой занимаются методисты. На наш взгляд, необходимо работать с преподавателями, а не со студентами, так как непосредственным руководителем работы студента является все же преподаватель. В процессе подготовки, наиболее перспективные проекты можно представить на различные конкурсные мероприятия. В нашем техникуме, например, проводится ежегодная научно-практическая конференция «Эврика», конкурс IT-проектов и другие мероприятия, на которых можно представить результаты своей работы.

Третий этап:Констатирующий или защита проекта. В ходе выполнения проекта методическая служба проводит рефлексию выполнения работы. Форма защиты проекта выбирается преподавателем. Это может быть представление на учебном занятии, на заседании кружка, на внеклассном мероприятии. Почему необходима такая свобода?

  1. Студенты сами выбирают учебный предмет, поэтому у каждого преподавателя разное количество обучающихся, выполняющих проектную работу (у кого-то 20, у кого-то 3).

  2. Принцип научного руководства предполагает индивидуальную методику, а значит выбор форм защиты.

Тем не менее, преподаватель обязан сдать отчет в определенной форме о результатах защиты, включая оценивание работы. Оценивание происходит на основании критериев, прописанных в Положении. Например, в Сургутском нефтяном техникуме выбраны следующие критерии:

  1. Конкретность формулировки темы, гипотезы работы, четкость в постановке целей и задач исследования, определенность ожидаемых результатов. (0-5 баллов)

  2. Логичность составления плана исследования, определение предмета и объекта работы, полнота раскрытия темы. (0-5 баллов)

  3. Творчество и наличие аргументированной точки зрения автора. (0-5 баллов)

  4. Научный стиль ведения работы и изложения, литературный язык работы. (0-5 баллов)

  5. Качество электронной версии и презентации. (0-3 баллов)

  6. Способность к ведению дискуссии по вопросам, затронутым в исследовании, и наличие обоснованных выводов. (0-5 баллов)

  7. Актуальность исследования. Отражение в работе историографии рассматриваемого вопроса, отечественного и зарубежного опыта по рассматриваемой проблеме. (0-5 баллов)

  8. Культура речи и ответы на вопросы. (0-3 баллов)

  9. Соответствие работы требованиям к оформлению, объем, размещение текста на странице, правильность оформления библиографического аппарата (цитаты, ссылки, сноски), правильность оформления списка литературы, правильность оформления таблиц, диаграмм, приложений. (0-3 баллов)

Для отличных проектов предполагается проведение конкурса индивидуальных проектов «Научный дебют», который проводится в мае. Конкурс выявляет лучших студентов по двум номинациям: гуманитарные дисциплины и естественно-научные дисциплины.


Приложения

Приложение 1.

Анкета «Исследование предметных предпочтений студентов-первокурсников»

Уважаемые первокурсники!

В целях организации индивидуального проектирования, просим Вас ответить на вопросы анкеты.

  1. ФИО ___________________________________________________________________

  2. Группа ____________________

  3. В какой школе Вы обучались? ___________________________________

При выборе ответа поставьте галочку напротив выбранного варианта ответа

  1. Проводили ли Вы исследовательскую работу в школе?

    да

    нет


  2. В случае положительного ответа на 4 вопрос, назовите предмет, по которому проводилось исследование ________________________________________________

  3. Принимали ли Вы участие в следующих мероприятиях:

    Конкурс исследовательских проектов

    Конкурс социальных проектов

    Научно-исследовательская конференция

    Предметная олимпиада


  4. В течение года Вам необходимо выполнить индивидуальный(ые) проект(ы). Поставьте в приоритетном порядке (1, 2, 3)предметы, по которым Вам хотелось бы проводить исследование(ия)

Русский язык

Литература

Иностранныйязык

Математика

Информатика

Физика

Химия

Основыбезопасности жизнедеятельности

Биология

География

История

Обществознание

Физическая культура

Право

Естествознание


Спасибо за сотрудничество!


Приложение 2

Результаты анкетирования «Выбор предметных предпочтений обучающихся первого курса в целях организации индивидуального проектирования»

Таблица для заполнения классным руководителем Группа ________________________

ФИО

школа

Опыт исследования

Опыт представления исследования

Приоритет выбранных предметов

да

нет

Иссл. проект

Социал. проект

Конф-еренция

Олим-пиада

Первый

Второй

Третий







































Классный руководитель:


ФИО


подпись


Приложение 3

ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуальном

исследовательском проекте

1. Общие положения

1.1. Положение об индивидуальном исследовательском проекте техникума (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Югорский государственный университет" (далее - положение) является внутренним локальным актом техникума.

1.2. Настоящее положение разработано в соответствии

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об образовании);

  • приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;

  • приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;

  • приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;

  • приказом Минобрнауки России от 15 декабря 2014 г. N 1580 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. n 464»;

  • приказом Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 "Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ";

  • письма Минобрнауки РФ от 17 марта 2015 г. №06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования»

1.3. Индивидуальный исследовательский проект (работа) является одной из форм самообразования студентов в техникуме.

Цель проекта: привлечение учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности; развитие творческих способностей и познавательных интересов; развитие личностных качеств учащихся.

Основные задачи: активизация познавательной деятельности учащихся; повышение образовательного уровня учащихся; знакомство с методами и приемами научно-практических исследований; пропаганда достижений мировой отечественной науки.

1.4. Сопровождение индивидуального проектирования студентов осуществляется в соответствие с представленной схемой (рис 1). Запрос на образование и консультирование преподавателей по руководству исследовательской работой выполняет методическая служба техникума

Рис.1

1.5. Темы исследовательских проектов формируются на заседаниях кафедр и утверждаются на методическом совете. Методический совет назначает руководителей и рецензентов работ обучающихся. Выбор темы исследовательского проекта производится студентом с учетом склонностей и интересов, рекомендаций преподавателей-предметников. Тему исследовательского проекта можно изменить не позднее, чем за два месяца до ее защиты. Обучающиеся могут выбрать не более трех исследовательских проектов одновременно по любым предметам, изучаемым на первом курсе.

1.6. Работа над проектом начинается с оформления паспорта проекта

1.7. Защита исследовательского проекта производится на конкурсе, проводимом в конце учебного года. Время представления работы - 10-15 минут. К защите допускаются проекты, имеющие рецензию и отзыв руководителя на работу обучающегося.

1.7. Авторское право остается за студентом, защитившим свой исследовательский проект (работу), техникум оставляет за собой право на публикацию данной работы с указанием сведений о руководителе.

II. Структура, содержание и оформление индивидуального исследовательского проекта (работы)

2.1. Исследовательский проект (работа) включает в себя следующие основные элементы: титульный лист, введение, основное содержание, заключение (выводы), список литературы. Объем работы должен быть не менее 15 страниц, но не более 30 страниц.

2.2. Титульный лист содержит наименование образовательного учреждения, тему работы, основные сведения об авторе и руководителе работы.

2.3. Введение содержит обоснование актуальности выбранной темы, знакомит с сущностью излагаемого вопроса или с его историей, с современным состоянием разработки той или иной проблемы, с трудностями, которые препятствуют достижению цели работы. Во введении представлена методология исследования: цели, задачи, проблемы исследования, первоначальная гипотеза, предполагаемые этапы и методы исследования, ожидаемый результат. Объем введения не должен превышать трех страниц машинописного текста.

2.4. Раздел «Основное содержание» должен иметь заглавие, выражающее основное содержание работы, ее суть, научную идею и т.п. В этом разделе может быть раскрыта история вопроса и новизна представляемой работы. Новым может быть анализ известных научных фактов и оценка их автором работы, новое решение известной научной задачи, новая постановка эксперимента и т.п. В данном разделе должна быть доказана достоверность результатов, если она не очевидна из предшествующего опыта и уровня знаний. Достоверность результатов подтверждается контрольными расчетами, примерами решения, макетами устройств, ссылками на литературные источники, подтверждающими правильность полученных результатов. Раздел «Основное содержание» может включать в себя рисунки, схемы, таблицы и т.п.

2.5. Заключение (выводы) - неотъемлемая часть работы. В этом разделе кратко формулируются основные результаты работы в виде утверждения, а не перечисления всего того, что было сделано. Выводы должны быть краткими и точными.

2.6. Работа завершается списком литературы. Приводятся те литературные источники (книги, журнальные статьи, справочники и т.д.), которые имеют прямое отношение к работе и использованы в ней. Список литературы располагается в алфавитном порядке (по фамилии автора), указывается издательство и год издания книги, статьи.

2.7. Приложение включает в себя материалы (таблицы, схемы, графики, рисунки, результаты эксперимента), которые необходимы автору для иллюстрации своих исследований.

2.8. Исследовательская работа оформляется в соответствии с требованиями: Документ в редакторе MS Word; Параметры страницы: формат А4 (210х297), поля: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см; Параметры текста: шрифт TimesNewRoman, кегель 14 пт, интервал полуторный, выравнивание текста по ширине, нумерация страниц: внизу посередине.

III. Критерии оценки исследовательской работы

  • Конкретность формулировки темы, гипотезы работы, четкость в постановке целей и задач исследования, определенность ожидаемых результатов. (0-5 баллов)

  • Логичность составления плана исследования, определение предмета и объекта работы, полнота раскрытия темы. (0-5 баллов)

  • Творчество и наличие аргументированной точки зрения автора. (0-5 баллов)

  • Научный стиль ведения работы и изложения, литературный язык работы. (0-5 баллов)

  • Качество электронной версии и презентации. (0-3 баллов)

  • Способность к ведению дискуссии по вопросам, затронутым в исследовании, и наличие обоснованных выводов. (0-5 баллов)

  • Актуальность исследования. Отражение в работе историографии рассматриваемого вопроса, отечественного и зарубежного опыта по рассматриваемой проблеме. (0-5 баллов)

  • Культура речи и ответы на вопросы. (0-3 баллов)

  • Соответствие работы требованиям к оформлению, объем, размещение текста на странице, правильность оформления библиографического аппарата (цитаты, ссылки, сноски), правильность оформления списка литературы, правильность оформления таблиц, диаграмм, приложений. (0-3 баллов)

© 2010-2022