Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся

    В современном, стремительно меняющемся мире, исследование рассматривается не только как узкоспециальная деятельность, но и как неотъемлемая характеристика личности, как стиль жизни современного человека. Задача формирования исследовательской компетентности в настоящее время остро поставлена как перед педагогической наукой, так и перед практикой образования. В этих условиях эффективной технологией, позволяющей опираться на самостоятельную активную деятельность учащихся в процессе обучения и с...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

15

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МБОУ Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрена и одобрена

на заседании МО учителей ин.языка

Протокол № 1 от 29.08.2010г.

Руководитель МО:__________

Панькова Л.А.

Утверждена на методическом совете

Протокол № 1

от 30.08. 2010г

Зам.директора по УВР:_______

Некипелова Л.И.

Утверждена

Приказ № 51

От 01.10.2010г.

Директор школы: ____________

Смолина Т.А.



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


«Я-исследователь»










Составила:

Некипелова Лариса Иннокентьевна

учитель иностранного языка

первой категории





2010


Пояснительная записка


В современном, стремительно меняющемся мире, исследование рассматривается не только как узкоспециальная деятельность, но и как неотъемлемая характеристика личности, как стиль жизни современного человека. Задача формирования исследовательской компетентности в настоящее время остро поставлена как перед педагогической наукой, так и перед практикой образования. В этих условиях эффективной технологией, позволяющей опираться на самостоятельную активную деятельность учащихся в процессе обучения и способствовать становлению их компетентности, является исследовательская деятельность на основе использования информационных технологий.
Для построения образовательного процесса, направленного на развитие исследовательской компетентности, используются различные образовательные среды, в том числе одна из перспективных для системы образования в школе - научное общество учащихся.

Предпосылками для разработки данной программы стали:

  • новые цели образования, востребованные обществом;

  • бурный рост развития электронных сетевых услуг и средств коммуникации;

  • постоянно растущий спрос на качественное и интерактивное образование в области учебно-исследовательской деятельности;

  • более активный спрос на современные средства обучения с использованием Интернет - технологий


Направленность программы - социально-педагогическая. Каждый участник программы имеет возможность выстраивать процесс обучения в соответствии с индивидуальным предпочтениями, с непосредственным опытом, их потребностями и интересами.
В качестве ожидаемого образовательного продукта выступают исследовательские работы учащихся в различных научных областях: математике, физике, химии, иностранных языках, русском языке и литературе, техническом творчестве, биологии, экологии, истории, историческом краеведении, культуре и культурологии Бурятии.
Сопровождающую роль в учебно-исследовательской работе выполняет педагог, способный выстраивать образовательную среду, соответствующую личности школьника: чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, увлечь учащихся проблемой и процессом её глубокого исследования, стимулировать творческое мышление, адресовать к нужным источникам информации, организовывать мероприятия для проведения опытно-экспериментальных исследований, предоставлять возможность для регулярных отчётов и обмена мнениями; поощрять критическое отношение к исследовательским процедурам, предложения по улучшению работы и выдвижению новых направлений исследования.

Цели:


Становление исследовательской компетентности школьников через включение учащихся в изучение проблем, связанных с непосредственным опытом учащихся, их жизненными потребностями и интересами;
Создание условий для всестороннего и наиболее полного развития и реализации творческого и научного потенциала учащихся.

Задачи:


  • Повышение мотивации к познанию окружающего мира путем активизации личностной позиции в образовательном процессе.

  • Приобретение исследовательского опыта через информационно-коммуникативные навыки учащихся и личностное отношение к рассматриваемой проблеме.

  • Освоение методики учебного исследования - самоорганизованной деятельности, обусловленной логикой научного исследования.

Участники программы:


  • учащиеся школы;

  • учителя, педагоги дополнительного образования;

  • ученые, консультанты, специалисты;

  • родители.

При выборе направления исследования учитываются: возрастные особенности, познавательный интерес.

Обучение организовано с учетом следующих приоритетов:

  • практикоориентированная, деятельностная форма овладения содержанием;

  • диалоговая форма взаимодействия;

  • акцент на развитие рефлексивного сознания;

  • предоставление возможности построения индивидуальной траектории освоения темы исследования (выбора темпа и продолжительности работы).

Схема обучения:


  • изучение материалов по теме модуля;

  • общение с экспертами;

  • выполнение работ;

  • подведение итогов, разбор решений, анализ типичных ошибок

Обучение распределено по 3-м этапам (3 модуля):
1 этап организационно - подготовительный « Первые шаги в науке»;
2 этап: технологический « Школа исследователя»;
3 этап: презентативный «Мой мир, мои открытия».
В течение каждого модуля (один - два месяца) в отведенное время, участник научного общества занимается по теме модуля.
Модульность программы позволяет учащимся осваивать содержание модулей в произвольном порядке. При оценке результатов оценивается не только качество исследовательской работы, но и личная деятельность учащегося. Перевод успехов учащихся в НОУ в успешность в рамках учебных дисциплин в школе можно отследить по выступлениям на занятиях, использованию научной терминологии и элементов научного стиля изложения учебного материала, по участию в школьных научно-практических конференциях, олимпиадах, соревнованиях, конкурсах.

Ожидаемые результаты и механизм отслеживания результатов:


В качестве образовательной продукции для учащихся научного общества «Форвард» выступают их идеи решения проблем, сконструированные модели, обнаруженная в источниках, в сети Интернет и систематизированная определенным образом информация, результаты участия в мероприятиях по исследовательской деятельности (научно-практические конференции, конкурсы).
При отслеживании результатов учитываются особенности взаимодействия школьника с педагогом, индивидуальная траектория «прохождения» изучаемых тем модулей, степень отличия предъявляемых результатов от типовых и общедоступных данных и т.д. Оценке подлежат как информационные, так и деятельностные результаты обучения, интеллектуальный уровень развития мыслительных процессов и исследовательская активность:

  • сформированность умений понимания текстов, обработки информации разного вида;

  • устойчивый интерес к исследованию: понимание значимости исследования, наличие познавательных и личностных мотивов;

  • накопление исследовательского опыта в ходе практической деятельности, развитие навыков: креативных, целеполагания, мыследеятельности, самоанализа и самооценке собственных исследований;

  • библиотека «знаниевых» ресурсов: научно-методических и технологических материалов и разработок описывающие исследовательские механизмы и организационные формы развития исследовательской компетенции.

Фиксируемые умения:

  • выделение проблемы;

  • определение цели и задач исследования;

  • формулирование гипотезы;

  • выделение объекта исследования;

  • определение структуры работы;

  • создание плана исследования;

  • умение проводить эксперимент (наблюдения, исследования);

  • анализ адекватности выбранных методов задаче;

  • дать обоснование результатам исследования и сопоставить с целью и гипотезой;

  • корректирование программы исследования.


Результаты освоения программы определяются по трем уровням :

  • недостаточный;

  • допустимый;

  • оптимальный.

Недостаточный: только внешний мотив; отсутствует стремление к самообразованию; редкое обращение к научной литературе в процессе исследования; низкая активность и самостоятельность; учащиеся воспроизводят знания и умения на репродуктивном уровне по известному алгоритму; отсутствует необходимость в самоанализе и самооценки.
Допустимый: ситуативный интерес к исследованию: непоследовательность в действиях; эпизодическое изучение научной литературы; невысокая степень активности и самостоятельности в решении проблемных ситуаций; удовлетворенность результатами; эпизодичный самоанализ, самооценка.
Оптимальный: познавательные, профессионально-ценностные и личностные мотивы; последовательность в действиях; стремление к самообразованию; постоянное изучение научной литературы; устойчивый интерес; высокая активность и самостоятельность в рамках выполнения исследования; неудовлетворенность результатами деятельности; самоанализ и самооценка проведенного исследования.

Содержание программы


Первый этап: «Первые шаги в науке»
Задачи: Главной задачей данного организационно-образовательного этапа «Первые шаги в науке» является вовлечение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность.

Наименование модуля

Тематика модуля

1модуль

Запуск. Организация учебно-исследовательской работы.
Самоопределение в науке (выбор темы)

  • Целеполагание. Представление себя и своих интересов (опыта, успехов, планов)

  • Интеллектуальная игра (активизация мышления)

  • рассмотрение и обсуждение списка тем исследований

  • обоснование алгоритма выбора темы

  • уточнение (корректировка) темы

  • выдвижение гипотезы

  • разработка плана работы по выбранной теме.

Содержание и формы организации:

Содержание

Форма

Блок понятийной работы

Цель включения в программу.
Тема работы, направление деятельности.
Основные опорные точки исследования.

Обоснование темы, направления работы.
Написание гипотезы, плана.

Блок деятельности

Целеполагание.
Обсуждения общей проблемы.
Выбор темы работы.
Корректировка темы.
Написание гипотезы.
(Гипотеза - это предполагаемый результат, который может быть реализован при соблюдении конкретных условий.) Подтверждение гипотезы происходит в опытно-экспериментальной работе. Опытно-экспериментальная работа в широком научном понимании включает как проведение непосредственно исследования в рамках: эксперимента (в технических науках), так и наблюдение, анализ и обобщение теоретического материала (в гуманитарных науках). Если в результате опытно-экспериментальной работы гипотеза подтверждается, то становится теорией, если нет, то от нее надо отказаться.
Корректировка гипотезы.
Разработка плана работы Корректировка плана работы.

Ответы на вопросы.
Дискуссия, эмоциональная рефлексия.
Общение с консультантом.

Рефлексивный этап.

Рефлексия этапов.

Ожидаемый результат:


  1. Умение видеть и вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении, уметь поставить задачу, выявить в ней условия;

  2. Создание общего эмоционального поля участников.

Второй этап: «Школа исследователя»
Задачи: Главной задачей данного технологического «Школа исследователя» является создание учащимися в учебно-исследовательской деятельности основной части своей работы.

Наименование модуля

Тематика модуля

2модуль.Информационно-аналитический
(Работа с источниками)

Работа с информацией:

  • поиск информации (Интернет, библиотеки, пр.)

  • синтез информации

  • анализ информации

  • обработка и представление результатов

3модуль.

Доказательство
(Обоснование гипотезы)

Подтверждение гипотезы в опытно-экспериментальной работе:

  • исследование

  • наблюдение

  • эксперимент.

Классификация типов и задачи эксперимента.
Методика эксперимента и основные элементы плана эксперимента.

4модуль.
Представление (оформление)
исследовательской работы.

  • Требования к оформлению исследовательской работы

  • Требования к презентации

  • Требования к аннотации

  • Требования к научному докладу.

Научное консультирование.

Содержание и формы организации:

Содержание

Форма

Блок понятийной работы

Основные понятия исследования

Работа с информационными источниками

Блок деятельности

Поиск информации по теме.
Обучение навыкам работы с документами и научно-технической литературой.
Разработка логической схемы реферата
Корректировка плана
Написание реферата
Корректировка реферата. Планирование опытно-экспериментальной работы
Проведение опытно-экспериментальной работы
Анализ работы

Работа с литературой, в
Интернете и т.д.
Выполнение алгоритма

Общение с консультантом
Выполнение алгоритма
Общение с консультантом
Выполнение алгоритма

Общение с консультантом

Общение с консультантом

Рефлексивный этап

Рефлексия этапов, модулей

Ожидаемый результат:


  1. Уметь строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений материального и идеального мира, выдвигать гипотезы, обосновывать их;

  2. Сбор материала по теме работы, его анализ, синтез и представление в виде реферата;

  3. Проведение опытно-экспериментальной работы, подтверждающей выдвинутую гипотезу.


Третий этап: «Мой мир, мои открытия»
Задачи: Главной задачей данного презентативного «Мой мир, мои открытия» является обобщение учащимися результатов учебно-исследовательской деятельности и представление их .

Наименование модуля

Тематика модуля

4модуль.
Представление исследовательской работы.

Подведение итогов
(анализ, рефлексия)

  • Представление исследовательских работ (школьная, районная, городская, краевая конференция, защита)

  • Представление презентации научного доклада

  • Обмен работами между участниками и взаимная оценка этих работ

  • Интеллектуальный конкурс (задание на лето)

  • Отбор работ для публикаций

Содержание и формы организации:

Содержание

Форма

Блок понятийной работы

Анализ выполненной работы
Презентативность работы

Взаиморецензирование, обсуждение критериев оценки
исследовательских работ

Блок деятельности

Оформление работы в виде исследования
Разработка презентации работы
Написание статьи, тезисов

Общение с консультантом
Выполнение алгоритма
Общение с консультантом
Написание рецензии
Написание статьи, тезисов

Рефлексивный этап

Рефлексия этапов, модулей

Ожидаемый результат:

  1. Написание исследовательской работы, создание электронной презентации;

  2. Самоанализ и самооценка собственных исследовательских действий.

Методическое обеспечение

Одним из важнейших условий успешности реализации программы является использование учебно-методических материалов - системно организованной совокупности образовательных информационных ресурсов, аппаратно-программного и организационно - методического обеспечения:

  • презентации, индивидуальные задания по темам исследования;

  • лекционный материал по темам модулей;

  • планы проведения этапов исследования;

  • опорные вопросы и индивидуальные задания для отслеживания результатов;

  • критерии оценивания исследовательских работ и требования к их оформлению;

  • примеры постановки проблем в естественно-научных дисциплинах;

  • методологические основы научного познания и творчества;

  • общая классификация научных исследований;

  • методика организации и ведения реферативной исследовательской и проектно-исследовательской работы;

  • методика проведения интеллектуальных игр;

  • методика эксперимента и основные элементы плана эксперимента;

  • тематика опытнической и исследовательской работы;

  • анкеты, вопросники, инструкции, рекомендации экспертов;

  • перечень научных статей по теме исследования;

  • дневник исследователя- пополняемый «банк» с записями, тематических лекций, бесед со специалистами, применяемыми методиками, результатами опытно-экспериментальной работы.




Методическое обеспечение

  1. Задание по проведению интеллектуальной игры

  2. Методика: «Исследовательская деятельность учащихся: вопросы организации и методики»

  3. Методика:«Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решений проблем»

  4. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях

  5. Методика проведения целеполагания

  6. Опорные вопросы по целеполаганию

  7. О гипотезах в науке...

  8. Требования к содержанию и оформлению исследовательских работ школьников.

  9. Методика рефлексивной работы.

  10. Анализ эмоциональной рефлексии

  11. Список тем по направлениям

  12. Критерии, относящиеся к значимости учебных проблем для учащихся и определяющие тематический выбор проблем

  13. Алгоритм выбора темы

  14. Методика создания гипотезы

  15. Инструкции: «Критерии экспертной оценки темы»

  16. Инструкции «Анализ гипотезы»

  17. Методика разработки плана работы

  18. Методика: «Опытно-экспериментальная работа».

  19. Рекомендации по проведению опытно-экспериментальной работы для каждого участника

  20. Анкета для педагогов по готовности к руководству исследовательской деятельности учащихся

  21. Рекомендации педагогам по организации учебно-исследовательской деятельности и значимости учебных проблем для учащихся

  22. Инструкция для педагога по основным понятиям исследовательской деятельности

  23. Инструкции по работе с источником

  24. Методика написания реферата, исследовательской работы, тезисов, аннотации, научного доклада, презентации

Требования к оформлению списка литературы и других источников по теме исследования.

Литература



  1. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся. //Завуч.-2005.-№6.-с.4-29.

  2. Гоман И. Г. Исследовательская работа на уроках английского языка. Новокузнецк, 2006

  3. Нархинова Э.П. Исследовательская деятельность учащихся средней школы. Метод. Пособие. -Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2006.- 40с.

































































© 2010-2022