- Преподавателю
- Директору, завучу
- Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Некипелова Л.И. |
Дата | 14.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
15
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МБОУ Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и одобрена
на заседании МО учителей ин.языка
Протокол № 1 от 29.08.2010г.
Руководитель МО:__________
Панькова Л.А.
Утверждена на методическом совете
Протокол № 1
от 30.08. 2010г
Зам.директора по УВР:_______
Некипелова Л.И.
Утверждена
Приказ № 51
От 01.10.2010г.
Директор школы: ____________
Смолина Т.А.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Я-исследователь»
Составила:
Некипелова Лариса Иннокентьевна
учитель иностранного языка
первой категории
2010
Пояснительная записка
В современном, стремительно меняющемся мире, исследование рассматривается не только как узкоспециальная деятельность, но и как неотъемлемая характеристика личности, как стиль жизни современного человека. Задача формирования исследовательской компетентности в настоящее время остро поставлена как перед педагогической наукой, так и перед практикой образования. В этих условиях эффективной технологией, позволяющей опираться на самостоятельную активную деятельность учащихся в процессе обучения и способствовать становлению их компетентности, является исследовательская деятельность на основе использования информационных технологий.
Для построения образовательного процесса, направленного на развитие исследовательской компетентности, используются различные образовательные среды, в том числе одна из перспективных для системы образования в школе - научное общество учащихся.
Предпосылками для разработки данной программы стали:
-
новые цели образования, востребованные обществом;
-
бурный рост развития электронных сетевых услуг и средств коммуникации;
-
постоянно растущий спрос на качественное и интерактивное образование в области учебно-исследовательской деятельности;
-
более активный спрос на современные средства обучения с использованием Интернет - технологий
Направленность программы - социально-педагогическая. Каждый участник программы имеет возможность выстраивать процесс обучения в соответствии с индивидуальным предпочтениями, с непосредственным опытом, их потребностями и интересами.
В качестве ожидаемого образовательного продукта выступают исследовательские работы учащихся в различных научных областях: математике, физике, химии, иностранных языках, русском языке и литературе, техническом творчестве, биологии, экологии, истории, историческом краеведении, культуре и культурологии Бурятии.
Сопровождающую роль в учебно-исследовательской работе выполняет педагог, способный выстраивать образовательную среду, соответствующую личности школьника: чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, увлечь учащихся проблемой и процессом её глубокого исследования, стимулировать творческое мышление, адресовать к нужным источникам информации, организовывать мероприятия для проведения опытно-экспериментальных исследований, предоставлять возможность для регулярных отчётов и обмена мнениями; поощрять критическое отношение к исследовательским процедурам, предложения по улучшению работы и выдвижению новых направлений исследования.
Цели:
Становление исследовательской компетентности школьников через включение учащихся в изучение проблем, связанных с непосредственным опытом учащихся, их жизненными потребностями и интересами;
Создание условий для всестороннего и наиболее полного развития и реализации творческого и научного потенциала учащихся.
Задачи:
-
Повышение мотивации к познанию окружающего мира путем активизации личностной позиции в образовательном процессе.
-
Приобретение исследовательского опыта через информационно-коммуникативные навыки учащихся и личностное отношение к рассматриваемой проблеме.
-
Освоение методики учебного исследования - самоорганизованной деятельности, обусловленной логикой научного исследования.
Участники программы:
-
учащиеся школы;
-
учителя, педагоги дополнительного образования;
-
ученые, консультанты, специалисты;
-
родители.
При выборе направления исследования учитываются: возрастные особенности, познавательный интерес.
Обучение организовано с учетом следующих приоритетов:
-
практикоориентированная, деятельностная форма овладения содержанием;
-
диалоговая форма взаимодействия;
-
акцент на развитие рефлексивного сознания;
-
предоставление возможности построения индивидуальной траектории освоения темы исследования (выбора темпа и продолжительности работы).
Схема обучения:
-
изучение материалов по теме модуля;
-
общение с экспертами;
-
выполнение работ;
-
подведение итогов, разбор решений, анализ типичных ошибок
Обучение распределено по 3-м этапам (3 модуля):
1 этап организационно - подготовительный « Первые шаги в науке»;
2 этап: технологический « Школа исследователя»;
3 этап: презентативный «Мой мир, мои открытия».
В течение каждого модуля (один - два месяца) в отведенное время, участник научного общества занимается по теме модуля.
Модульность программы позволяет учащимся осваивать содержание модулей в произвольном порядке. При оценке результатов оценивается не только качество исследовательской работы, но и личная деятельность учащегося. Перевод успехов учащихся в НОУ в успешность в рамках учебных дисциплин в школе можно отследить по выступлениям на занятиях, использованию научной терминологии и элементов научного стиля изложения учебного материала, по участию в школьных научно-практических конференциях, олимпиадах, соревнованиях, конкурсах.
Ожидаемые результаты и механизм отслеживания результатов:
В качестве образовательной продукции для учащихся научного общества «Форвард» выступают их идеи решения проблем, сконструированные модели, обнаруженная в источниках, в сети Интернет и систематизированная определенным образом информация, результаты участия в мероприятиях по исследовательской деятельности (научно-практические конференции, конкурсы).
При отслеживании результатов учитываются особенности взаимодействия школьника с педагогом, индивидуальная траектория «прохождения» изучаемых тем модулей, степень отличия предъявляемых результатов от типовых и общедоступных данных и т.д. Оценке подлежат как информационные, так и деятельностные результаты обучения, интеллектуальный уровень развития мыслительных процессов и исследовательская активность:
-
сформированность умений понимания текстов, обработки информации разного вида;
-
устойчивый интерес к исследованию: понимание значимости исследования, наличие познавательных и личностных мотивов;
-
накопление исследовательского опыта в ходе практической деятельности, развитие навыков: креативных, целеполагания, мыследеятельности, самоанализа и самооценке собственных исследований;
-
библиотека «знаниевых» ресурсов: научно-методических и технологических материалов и разработок описывающие исследовательские механизмы и организационные формы развития исследовательской компетенции.
Фиксируемые умения:
-
выделение проблемы;
-
определение цели и задач исследования;
-
формулирование гипотезы;
-
выделение объекта исследования;
-
определение структуры работы;
-
создание плана исследования;
-
умение проводить эксперимент (наблюдения, исследования);
-
анализ адекватности выбранных методов задаче;
-
дать обоснование результатам исследования и сопоставить с целью и гипотезой;
-
корректирование программы исследования.
Результаты освоения программы определяются по трем уровням :
-
недостаточный;
-
допустимый;
-
оптимальный.
Недостаточный: только внешний мотив; отсутствует стремление к самообразованию; редкое обращение к научной литературе в процессе исследования; низкая активность и самостоятельность; учащиеся воспроизводят знания и умения на репродуктивном уровне по известному алгоритму; отсутствует необходимость в самоанализе и самооценки.
Допустимый: ситуативный интерес к исследованию: непоследовательность в действиях; эпизодическое изучение научной литературы; невысокая степень активности и самостоятельности в решении проблемных ситуаций; удовлетворенность результатами; эпизодичный самоанализ, самооценка.
Оптимальный: познавательные, профессионально-ценностные и личностные мотивы; последовательность в действиях; стремление к самообразованию; постоянное изучение научной литературы; устойчивый интерес; высокая активность и самостоятельность в рамках выполнения исследования; неудовлетворенность результатами деятельности; самоанализ и самооценка проведенного исследования.
Содержание программы
Первый этап: «Первые шаги в науке»
Задачи: Главной задачей данного организационно-образовательного этапа «Первые шаги в науке» является вовлечение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность.
Наименование модуля
Тематика модуля
1модуль
Запуск. Организация учебно-исследовательской работы.
Самоопределение в науке (выбор темы)
-
Целеполагание. Представление себя и своих интересов (опыта, успехов, планов)
-
Интеллектуальная игра (активизация мышления)
-
рассмотрение и обсуждение списка тем исследований
-
обоснование алгоритма выбора темы
-
уточнение (корректировка) темы
-
выдвижение гипотезы
-
разработка плана работы по выбранной теме.
Содержание и формы организации:
Содержание
Форма
Блок понятийной работы
Цель включения в программу.
Тема работы, направление деятельности.
Основные опорные точки исследования.
Обоснование темы, направления работы.
Написание гипотезы, плана.
Блок деятельности
Целеполагание.
Обсуждения общей проблемы.
Выбор темы работы.
Корректировка темы.
Написание гипотезы.
(Гипотеза - это предполагаемый результат, который может быть реализован при соблюдении конкретных условий.) Подтверждение гипотезы происходит в опытно-экспериментальной работе. Опытно-экспериментальная работа в широком научном понимании включает как проведение непосредственно исследования в рамках: эксперимента (в технических науках), так и наблюдение, анализ и обобщение теоретического материала (в гуманитарных науках). Если в результате опытно-экспериментальной работы гипотеза подтверждается, то становится теорией, если нет, то от нее надо отказаться.
Корректировка гипотезы.
Разработка плана работы Корректировка плана работы.
Ответы на вопросы.
Дискуссия, эмоциональная рефлексия.
Общение с консультантом.
Рефлексивный этап.
Рефлексия этапов.
Ожидаемый результат:
-
Умение видеть и вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении, уметь поставить задачу, выявить в ней условия;
-
Создание общего эмоционального поля участников.
Второй этап: «Школа исследователя»
Задачи: Главной задачей данного технологического «Школа исследователя» является создание учащимися в учебно-исследовательской деятельности основной части своей работы.
Наименование модуля
Тематика модуля
2модуль.Информационно-аналитический
(Работа с источниками)
Работа с информацией:
-
поиск информации (Интернет, библиотеки, пр.)
-
синтез информации
-
анализ информации
-
обработка и представление результатов
3модуль.
Доказательство
(Обоснование гипотезы)
Подтверждение гипотезы в опытно-экспериментальной работе:
-
исследование
-
наблюдение
-
эксперимент.
Классификация типов и задачи эксперимента.
Методика эксперимента и основные элементы плана эксперимента.
4модуль.
Представление (оформление)
исследовательской работы.
-
Требования к оформлению исследовательской работы
-
Требования к презентации
-
Требования к аннотации
-
Требования к научному докладу.
Научное консультирование.
Содержание и формы организации:
Содержание
Форма
Блок понятийной работы
Основные понятия исследования
Работа с информационными источниками
Блок деятельности
Поиск информации по теме.
Обучение навыкам работы с документами и научно-технической литературой.
Разработка логической схемы реферата
Корректировка плана
Написание реферата
Корректировка реферата. Планирование опытно-экспериментальной работы
Проведение опытно-экспериментальной работы
Анализ работы
Работа с литературой, в
Интернете и т.д.
Выполнение алгоритма
Общение с консультантом
Выполнение алгоритма
Общение с консультантом
Выполнение алгоритма
Общение с консультантом
Общение с консультантом
Рефлексивный этап
Рефлексия этапов, модулей
Ожидаемый результат:
-
Уметь строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений материального и идеального мира, выдвигать гипотезы, обосновывать их;
-
Сбор материала по теме работы, его анализ, синтез и представление в виде реферата;
-
Проведение опытно-экспериментальной работы, подтверждающей выдвинутую гипотезу.
Третий этап: «Мой мир, мои открытия»
Задачи: Главной задачей данного презентативного «Мой мир, мои открытия» является обобщение учащимися результатов учебно-исследовательской деятельности и представление их .
Наименование модуля
Тематика модуля
4модуль.
Представление исследовательской работы.
Подведение итогов
(анализ, рефлексия)
-
Представление исследовательских работ (школьная, районная, городская, краевая конференция, защита)
-
Представление презентации научного доклада
-
Обмен работами между участниками и взаимная оценка этих работ
-
Интеллектуальный конкурс (задание на лето)
-
Отбор работ для публикаций
Содержание и формы организации:
Содержание
Форма
Блок понятийной работы
Анализ выполненной работы
Презентативность работы
Взаиморецензирование, обсуждение критериев оценки
исследовательских работ
Блок деятельности
Оформление работы в виде исследования
Разработка презентации работы
Написание статьи, тезисов
Общение с консультантом
Выполнение алгоритма
Общение с консультантом
Написание рецензии
Написание статьи, тезисов
Рефлексивный этап
Рефлексия этапов, модулей
Ожидаемый результат:
-
Написание исследовательской работы, создание электронной презентации;
-
Самоанализ и самооценка собственных исследовательских действий.
Методическое обеспечение
Одним из важнейших условий успешности реализации программы является использование учебно-методических материалов - системно организованной совокупности образовательных информационных ресурсов, аппаратно-программного и организационно - методического обеспечения:
-
презентации, индивидуальные задания по темам исследования;
-
лекционный материал по темам модулей;
-
планы проведения этапов исследования;
-
опорные вопросы и индивидуальные задания для отслеживания результатов;
-
критерии оценивания исследовательских работ и требования к их оформлению;
-
примеры постановки проблем в естественно-научных дисциплинах;
-
методологические основы научного познания и творчества;
-
общая классификация научных исследований;
-
методика организации и ведения реферативной исследовательской и проектно-исследовательской работы;
-
методика проведения интеллектуальных игр;
-
методика эксперимента и основные элементы плана эксперимента;
-
тематика опытнической и исследовательской работы;
-
анкеты, вопросники, инструкции, рекомендации экспертов;
-
перечень научных статей по теме исследования;
-
дневник исследователя- пополняемый «банк» с записями, тематических лекций, бесед со специалистами, применяемыми методиками, результатами опытно-экспериментальной работы.
Методическое обеспечение
-
Задание по проведению интеллектуальной игры
-
Методика: «Исследовательская деятельность учащихся: вопросы организации и методики»
-
Методика:«Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решений проблем»
-
Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях
-
Методика проведения целеполагания
-
Опорные вопросы по целеполаганию
-
О гипотезах в науке...
-
Требования к содержанию и оформлению исследовательских работ школьников.
-
Методика рефлексивной работы.
-
Анализ эмоциональной рефлексии
-
Список тем по направлениям
-
Критерии, относящиеся к значимости учебных проблем для учащихся и определяющие тематический выбор проблем
-
Алгоритм выбора темы
-
Методика создания гипотезы
-
Инструкции: «Критерии экспертной оценки темы»
-
Инструкции «Анализ гипотезы»
-
Методика разработки плана работы
-
Методика: «Опытно-экспериментальная работа».
-
Рекомендации по проведению опытно-экспериментальной работы для каждого участника
-
Анкета для педагогов по готовности к руководству исследовательской деятельности учащихся
-
Рекомендации педагогам по организации учебно-исследовательской деятельности и значимости учебных проблем для учащихся
-
Инструкция для педагога по основным понятиям исследовательской деятельности
-
Инструкции по работе с источником
-
Методика написания реферата, исследовательской работы, тезисов, аннотации, научного доклада, презентации
Требования к оформлению списка литературы и других источников по теме исследования.
Литература
-
Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся. //Завуч.-2005.-№6.-с.4-29.
-
Гоман И. Г. Исследовательская работа на уроках английского языка. Новокузнецк, 2006
-
Нархинова Э.П. Исследовательская деятельность учащихся средней школы. Метод. Пособие. -Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2006.- 40с.