Доклад на тему: Принципы работы с детьми, имеющими нарушения зрения

Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Принципы работы с детьми, имеющими нарушения зрения

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Над изучением зрения, его тончайших механизмов работают сотни исследователей во многих лабораториях мира.

Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.

Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

Потеря зрения, особенно в детском возрасте - это трагедия.

Поскольку организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте зрению должно быть уделено особое внимание.

Дефицит движений современного человека неизбежно пагубно отражается и на функциональных свойствах зрительного анализатора - наших глазах. С другой стороны, чрезмерные информационные нагрузки на глаза и мозг приводят к серьезным нарушениям и заболеваниям. В развитых странах каждый четвертый- близорукий. Нарастают и возрастные изменения глаза, приводящие к дальнозоркости. И особенно остро в последнее время этот вопрос встал из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение. Одна из главных причин такого роста глазных нарушений состоит в недостаточном внимании со стороны родителей, врачей и педагогов к вопросам гигиены зрения и освещения.

В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.

Тифлопедагогика (от греч. typhlos -- слепой) -- наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. В зависимости от степени нарушения зрения они делятся на слепых и слабовидящих. Слепота и слабовидение с точки зрения специальной педагогики представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.

Дефект - это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития. По происхождению дефекты нарушения зрения делятся на врожденные и приобретенные.

Приобретенные дефекты зрительных расстройств могут быть следствием перенесенных в постнатальный период интоксикаций, травм и острых инфекционных заболеваний (грипп, корь, дифтерия), туберкулез, различные формы коллагенозов (ревматизм, инфекционный неспецифический полиартрит), сахарный диабет и другие болезни обмена веществ. Аномалии зрения (слепота и слабовидение) могут быть вызваны заболеваниями глаз, то есть возникать самостоятельно.

Резкое снижение зрения нередко может быть вызвано заболеваниями ЦНС: менингитами, энцефалитами, опухолями мозга, травмами черепа.

Среди причин приобретенных форм зрительных расстройств определенную роль играют травмы глаз, которые провоцируют помутнение роговицы, развитие травматической катаракты, а в некоторых случаях -- гибель всего яблока.

Врожденные дефекты могут быть обусловлены неблагоприятными генетическими факторами, хромосомной патологией (наследственные дефекты), различными отрицательными воздействиями на плод в период внутриутробного развития и в момент рождения (интоксикация плода, предродовые и родовые травмы, нарушения питания плода). Врожденные изменения глаз у детей могут быть следствием перенесенных матерью во время беременности вирусных и инфекционных заболеваний. К этому же приводят недостаток витаминов в организме матери, употребление алкоголя, поднятие тяжестей, ушибы, падения во время беременности. Эти и другие факторы оказывают наибольший вред органу зрения ребенка на третьей-седьмой неделе беременности. Наследственные факторы являются причиной возникновения врожденной катаракты, гидрофтальма, близорукости, и других врожденных зрительных расстройств.

Врожденные и приобретенные дефекты зрения (заболевания прозрачных и преломляющих сред, сетчатки, зрительного нерва, поражения зрительных зон мозга) относятся к первичным соматическим дефектам. Эти аномалии в свою очередь вызывают вторичные функциональные отклонения (снижения зрения, сужение или выпадение частей поля зрения, нарушение свето- и цветоощущение), которые оказывают отрицательное влияние на развитие ряда психических процессов (ощущения, восприятия, представления и т.д.). Таким образом ,вторичные дефекты представляют собой цепь отклонений, в которой один функциональный дефект(например, снижение остроты зрения)влечет за собой другой (отклонения в процессе восприятия).

К основным функциям зрения относятся: острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения и глазодвигательные функции. Снижение любой из них неизбежно влечет за собой нарушения, как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия. Так, нарушение функции остроты зрения снижает разрешающую способность глаза, точность, полноту и скорость восприятия, что затрудняет и замедляет узнавание предметов и изображений.

Нарушение функции остроты зрения может быть вызвано нарушением преломляющей силы оптической системы глаза (рефракции) и проявиться в виде миопии (близорукости), гиперметропии (дальнозоркости), астигматизма (изменение преломления оптической системы глаза в различных меридианах).

Нарушение остроты зрения может быть вызвано также функциональными расстройствами зрительного аппарата. Нарушение зрения, связанное с ослаблением остроты зрения, происходящим без видимой анатомической причины, называется амблиопией.

Нарушения функции цветоразличения обусловливают возникновение трудностей восприятия, невозможность различения одного из трех цветов (красного, зеленого, синего) или приводит к смешению зеленого и красного цветов.

Наличие нарушений функции поля зрения затрудняет целостность, одновременность, динамичность восприятия, что приводит к возникновению трудностей в пространственной ориентировке.

Нарушение бинокулярного характера зрения, приводящее к снижению способности видеть двумя глазами одновременно и воспринимать рассматриваемый объект как единое целое, искажает пространственное, стереоскопическое восприятие окружающего мира. Нарушение глазодвигательных функций, характеризующееся отклонением одного из глаз от общей точки фиксации, приводит к возникновению косоглазия.

При наличии нарушений глазодвигательных функций в виде нистагма, характеризующегося наличием непроизвольных колебательных движений глазных яблок, даже при достаточно высокой остроте зрения имеет место нечеткость восприятия.

Под влиянием различных причин могут иметь место нарушения как одной, так и нескольких зрительных функций.

Нарушения зрения условно делятся на глубокие и неглубокие.

К глубоким относятся нарушения зрения, связанные со значительным снижением таких важнейших функций, как острота зрения и (или) поле зрения, имеющие ярко выраженную органическую детерминацию. В зависимости от глубины и степени нарушений данных зрительных функций может иметь место слепота или слабовидение.

К неглубоким зрительным нарушениям, относятся нарушения глазодвигательных функций (косоглазие, нистагм); нарушения цветоразличения (дальтонизм); нарушения характера зрения (нарушения бинокулярного зрения); нарушения остроты зрения, связанные с расстройствами оптических механизмов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм, амблиопия)

Анализ научных данных и результатов наблюдений за практической деятельностью детей с нарушениями зрения позволяет утверждать, что такие дети испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве. Поэтому так важна для детей с нарушениями зрения помощь специалистов, в первую очередь, коррекционная работа.

Классификация детей, имеющих нарушения зрения:

  1. слепые дети (от 0 до 0, 4 диоптрии);

  2. слабовидящие (0,05 до 0,4 диоптрии);

  3. дети с понижением зрения (0,5 - 0,8 диоптрии).

Дети с нарушениями зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего мира, они плохо видят от­даленные объекты: дома, движущиеся предметы, птиц на деревь­ях, самолет в небе и т. д. Поэтому, чтобы обеспечить детям обста­новку, благоприятствующую процессу обучения, необходимо:

1) создать соответствующие условия для зрительного восприятия;

2) оптимально использовать наглядные пособия;

3) применять специальные методы обучения и вести коррекционно-педагогическую работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка;

4) подходить к обучению индивидуально, учитывая психофи­зиологические особенности детей.

Для зрительного восприятия благоприятны такие условия: дос­таточная освещенность помещения, удобное размещение детей за столами, расположение наглядного материала на уровне глаз де­тей и на доступном расстоянии, соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятий разнообраз­ных коррекционных упражнений для зрения.

В понятие достаточной освещенности помещения входит: яркость фона, равномерное распределение яркости в поле зрения, устране­ние слепящего действия источников света, а также резких и глубо­ких теней, приближение спектра излучения искусственных источ­ников к спектру дневного света. в комнате размером 62 кв. м. размещается 6 светильников, общая электромощность составит 1800 Вт, а удельная мощность на 1 кв. м. - 30 Вт.

Правильное размещение светильников (в два ряда по три све­тильника, расстояние от стен до светильников 1,5 м, между ряда­ми 3 м) обеспечивает равномерное освещение.

Для обеспечения достаточной освещенности рабочего места сто­лы, за которыми сидят дети, ставят не далее чем 0,5 м от к свето-несущей стены, так, чтобы свет падал слева. Не рекомендуется закрывать шторами верхнюю часть окна, занавески надо распола­гать по краям оконных проемов. Детей с низкой остротой зрения следует усаживать за первые столы, ближе к окнам.

Мебель должна быть подобрана по росту детей. Важно следить за правильной посадкой детей за столом в течение всего занятия. Педагог постоянно смотрит за тем, чтобы дети не снимали очки и не смотрели поверх стекол.

В обучении слабовидящих чаще йсего используется наглядный метод в сочетании со словесным. Так как у детей с нарушениями зрения страдают различные зрительные функции (острота зрения, бинокулярность, сужение или выпадение поля зрения, поля взора и цветоразличений и т.д.), к использованию наглядного материа­ла и его демонстрации предъявляются специальные требования. Для знакомства с предметами и явлениями окружающей жизни следует использовать сами предметы или их реалистическое изоб­ражение. Предметы и объекты, которые демонстрируют фронталь­но, т. е. для всех детей одновременно, располагают на доступном для зрительного восприятия расстоянии. Не следует задавать воп­росы, пока воспитатель не убедился в том, что ребенок видит то, о чем его спрашивают.

Во время рассматривания картины дети должны подходить к ней, чтобы видеть, что на ней изображено, при этом педагог направляет внимание детей на выделение в картине главных и вто­ростепенных объектов, побуждает детей к активному анализу со­держания.

Следует учитывать, что детям с нарушениями зрения значи­тельное время требуется на то, чтобы рассмотреть предметы, вы­делить их характерные признаки. Зная особенности зрительного восприятия детей, педагоги должны способствовать полноцен­ному познанию детьми окружающего мира. Все предметы, с кото­рыми сталкиваются дети, должны быть ими всесторонне обследо­ваны. Индивидуальный иллюстративный материал: игрушки, ри­сунки и другие предметы - детям следует рассматривать на рас­стоянии не менее 30-35 см от глаз (расстояние от локтя до кон­чиков пальцев). Такое расстояние является наиболее оптимальным для зрительной работы.

Для рисования хорошо использовать мольберты, а при рассмат­ривании иллюстраций на стол следует ставить подставку для книг. Это позволяет ребенку работать, не наклоняясь над столом.

Доска должна быть покрашена в темно-зеленый цвет и не иметь бликов. Мел должен быть мягким и хорошего качества; хорошо использовать цветные мелки. При показе практических действий (вырезывание, лепка, рисование, конструирование и др.) педагог позволяет детям подойти к нему, чтобы видеть, как выполняется работа. Для улучшения зрительного восприятия и предуп­реждения быстрого утомления следует помнить о необходимости достаточного контраста между фоном, на котором идет демонст­рация, и самим демонстрационным материалом. При демонстра­ции того или иного предмета надо убрать из поля зрения лишние объекты. На 5-7-й минуте, если работа идет на близком для зре­ния расстоянии, проводить физкультурные минутки для снятия зрительного утомления.

Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.

Специфичность коррекционной работы с детьми состоит: во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами деятельности; всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка; в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, занятий и т.д.); в интеграции ребенка в общество зрячих на основе сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения.

Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, а именно пособия и материалы должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребенка, временные ограничения, упражнения и игры соответствуют диагнозу и возрасту детей, создание необходимых условий для каждого ребенка.

Рекомендации для проведения общеобразовательных занятий с детьми, имеющими нарушения зрения.

На занятии рассаживать детей в соответствии с окклюзией: со сходящимся косоглазием - в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием - в сторону, противоположную заклеенному глазу.

Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах.

Детей следует сажать так, чтобы свет падал слева. Для ребенка-левши рекомендуется иметь индивидуальное освещение с правой стороны при работе на столе.

Детей с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения посадить ближе к демонстрируемому материалу, со сходящимся косоглазием - дальше.

Дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемой картине, предмету чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их.

На занятии использовать наглядный материал: реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни; игрушки - с четко выраженными характерными признаками предмета; изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов; демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зеленого цвета, плоскостной и объемный; размер демонстрационного материала, предметов - 15-20 см.

Демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно, чтобы дети могли сосредоточить взор, для детей со сходящимся косоглазием - на подставке, с расходящимся - на столе. Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов.

Исходя из сказанного, мы можем определить содержание коррекционной работы в соответствии с конечной целевой установкой, а именно - формиро­вание всесторонне развитой гармоничной личности, способной наравне со зрячими участвовать в общественно-трудовой жизни страны.

Содержание коррекционной работы в специальном образовательном уч­реждении - это программа оптимальной, целеустремлённой педагогической, психологической и медицинской деятельности, а также самообразования учащихся, направленных на преодоление или ослабление недостатков психичес­кого и физического развития детей с нарушением зрения, свойств и качеств их личности.

Определив сущность коррекционной работы с позиций её общего содержа­ния, необходимо рассмотреть и формы её организации в специальных школах для детей с нарушением зрения. Системный и комп­лексный подход к этой проблеме позволяет выделить четыре важнейших формы организации деятельности по преодолению недостатков в психофизическом раз­витии детей с нарушением зрения. В основу классификации положены: место, условия и цели проведения коррекционно-педагогической работы:

  1. Коррекционная направленность общеобразовательного процесса.

  2. Специальные коррекционные занятия.

  3. Корренционные занятия в семье.

  4. Самокоррекция.

Коротко поясним каждую форму организации коррекционно-педагогичес-кой работы.

Коррекционная направленность общеобразовательного процесса осуществ­ляется на всех формах занятий в специальных школах. Общеобразователь­ные цели и задачи уроков, групповых занятий, воспитательных мероприятий обя­зательно объединяются с целями коррекции, и это единение осуществляется во всех содержательно-методических звеньях проводимых занятий, увязывается со средствами и методам проведения, спецификой их структурного построения.

Особенно важно, это органично соединить изучаемый материал по разным предметам с коррекционно-педагогической работой, определить какие виды и приёмы педагогической коррекции наибо­лее рационально и эффективно можно использовать при изучении той или иной программной темы.

Специальные коррекционные занятия ориентированы на определённый де­фект и конкретное функциональное нарушение у ребёнка, связанные со слепо­той, слабовидением, с менее сложными поражениями органа зрения. Методика этих занятий, коррекционные приёмы и способы направлены на преодоление психофизических недостатков в развитии, связанных с конкретной аномалией.

В учебных планах специальных школ за чертой общеобразовательных предметов идёт перечень специальных коррекционных занятий, которые проводятся помимо предметных уроков. Это развитие осязания, остаточного зрения, ЛФК, ритмика, ориентировка в пространстве, логопедия, социально-бытовая ориентировка...

Здесь осуществляется дифференцирован­ный подход к детям, они объединяются в группы по одинаковости и схожести зрительной патологии, этиологии заболевания, структурно-функциональным нарушениям органа зрения и др. Это позволяет более качественно и целенап­равленно проводить педагогическую коррекцию.

Коррекционные занятия в семье проводятся силами родителей, имеющих детей с нарушением зрения, или их родственников.

Важно то, чтобы те коррекционные знания и умения детей, привитые им в специальной школе, закреплялись дома в познавательной, трудовой, игро­вой и др. деятельности. Задача специальных образовательных учреждений, адми­нистрации, учителей и воспитателей организовать для родителей широкую про­светительную и консультативную помощь, в ходе которой показать необходимые приёмы, способы, средства коррекции, нормативные физические, зрительные и тактильные нагрузки, связанные с формой и видом зрительной патологии ребёнка. Несложная педагогическая коррекция, посильная для родителей и родствен­ников ребёнка обязательно должна проводиться в семье, быть подконтрольна и направляться специалистами школы.

Самокоррекция осуществляется самими детьми. Знания, умения и навыки преодоления недостатков в развитии, которые воспитанники получают на учебных занятиях, в ходе воспитательных и других мероприятий должны закреплять­ся и совершенствоваться в ходе самостоятельной познавательной, трудовой, игровой, коммуникативной и др. деятельности. На этот процесс дети должны быть нацелены педагогами и родителями, его элементы включаются в социаль­но-бытовую практику ребёнка, в его повседневную жизнь.

Педагоги наблюдают и контролируют процесс самокоррекции, содейству­ют его совершенствованию, соотносят к общему развитию ребёнка, к возраст­ным периодам.

Результаты самокоррекции могут быть достаточно высокими и эф­фективными, если эта деятельность осуществляется в системе, с должным упор­ством и волевым настроем. Так, например, известны случаи, когда, в результа­те упорной самостоятельной работы слепые люди осваивали процесс чтения с помощью осязания рельефно-точечного шрифта по скоростным параметрам на уровне нормы. Т.е. они читали рельефный текст с такой же скоростью, с какой читают плоский шрифт глазами зрячие люди. Более того, есть примеры, когда незрячие могут читать с помощью осязания, даже быстрей, чем многие зрячие.

В специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения эффективность коррекционно-педагогической работы зависит от того, насколько этот процесс увязан с медицинской коррекцией. Эти два процесса взаимосвязаны и, несмотря на существующие особенности и профессиональ­ную направленность, выполняют общее дело по преодолению недостатков раз­вития детей с нарушением зрения.

В ходе психолого-педагогического анализа и практики обучения и воспита­ния детей с аномалией зрения создаются определённые рекомендации, кото­рые реализуются по всем четырём формам коррекционного процесса.

Медицинские работники специальных школ разрабатывают офталь-мо-гигиенические и медико-эргономические рекомендации, которые опреде­ляют оптимальные условия организации педагогической коррекции. А имен­но, в этих рекомендациях содержатся указания по физическим, зрительным и тактильным нагрузкам, по использованию в ходе занятий средств оптической коррекции, тифлоприборов, специального оборудования и др.

Педагогические и медицинские работники совместно решают проблемы утомляемости детей, освещённости помещений для занятий, специальной на­глядности и средств обучения.

Современные позиции педагогики сотрудничества требуют, чтобы коррек­ционная деятельность в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения проводилась в системе чёткого взаимодействия учите­лей, воспитателей, родителей, медицинских работников и детей при условии детального учёта всей клинической картины зрительной патологии, особенно­стей развития детей и прогнозирования этой деятельности.

Таким образом, из всего вышесказанного, можно обозначить перечень целей, необходимых для обучения слепых и слабовидящих школьников.

Коррекция ощущений, восприятия, ипмредставлений

  1. Работать над совершенствованием полноты зрительных, слуховых, моторных ощущений.

  2. Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины. Обогащать чувствительный опыт учащихся.

  3. Развивать умение диффериенцировать предметы по цвету, форме, величине, материалу, качеству.

  4. Развивать подвижность, увеличивать объем зрительных, слуховых, моторных восприятий.

  5. Работать над усовершенствованием кинестических восприятий.

  6. Работать над увеличением поля зрения, скорости обозрения.

  7. Расширять зону ясного восприятия.

  8. Учить устанавливать связи между видимым и соседними объектами, развивать глазомер.

  9. Совершенствовать точность восприятия.

  10. Учить сравнивать объекты, устанавливать черты, сходства и различия, выделять существенные признаки предмета.



Коррекция памяти

  1. Работать над условиями ЗУН при помощи произвольного сознательного запоминания.

  2. Совершенствовать быстроту, полноту, точноть восприятия.





© 2010-2022