Статья на тему: Инновационная методическая деятельность как средство повышения профессионального мастерства педагога

В статье "Инновационная методическая деятельность как средство повышения профессионального мастерства педагога" рассматриваются актуальные подходы к организации методической деятельности педагогического коллектива техникума в условиях реализации ФГОС. Реализация ФГОС невозможна без внедрения инноваций, новых технологий и методов работы в образовательный процесс подготовки современного специалиста. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет л...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА

Болотина Светлана Николаевна,

заместитель директора по учебно-методической работе

Развитие современного общества предъявляет новые требования к организации образовательного процесса в системе профессионального образования, ключевой фигурой которого является педагог, компетентный, способный к самообразованию и совершенствованию своего профессионального и педагогического мастерства. Реализация ФГОС невозможна без внедрения инноваций, новых технологий и методов работы в образовательный процесс подготовки современного специалиста. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогического работника.

Практика подтверждает, что качество подготовки квалифицированных специалистов напрямую зависит от профессиональной подготовки, профессиональных компетенций, мобильности и творческого потенциала преподавателей и мастеров производственного обучения, поэтому в настоящее время возросла потребность в преподавателях, способных обновлять содержание своей деятельности через критическое, творческое ее освоение, применение достижений науки, передового и актуального педагогического опыта. Формирование мотивационной, содержательной и технологической компетентности педагогов - это одно из доминирующих направлений методической работы.

Для успешной реализации ФГОС СПО каждый педагог должен постоянно обновлять свои знания, совершенствовать навыки и умения, чтобы иметь возможность, с одной стороны передать их своим обучающимся, а с другой - поделиться своими наработками, инновационными «педагогическими секретами» с коллегами.

Инновационный подход в обучении в рамках компетентностно-ориентированных технологий распространяется на содержание образования, методы преподавания и формы контроля качества обучения.

Необходимо помнить, что существование традиций не возможно без внедрения инноваций. Чтобы это доказать нужно всего лишь вспомнить поговорку «Все новое это хорошо забытое старое». А если говорить об образовательном процессе, то можно сказать, что все старое, когда-то было новым и те методы формы и подходы к образованию которые когда-то были инновационными, теперь стали традиционными.

Отсюда можно сделать вывод о том, что не стремясь внедрять инновации мы не получим традиций, которые будут олицетворением всего самого лучшего, что накоплено в системе образования за многие годы.

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности педагогического коллектива техникума. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности образовательной организации на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту обучающихся, формированию общих и профессиональных компетенций.

Самым значимым аспектом профессиональной деятельности педагогического коллектива является то, что сложившаяся система методической работы направлена на развитие деятельностных компетенций, которыми должны обладать все участники образовательного процесса. Структурными элементами этой системы являются:

  1. Знания, которые педагог приобретает в процессе своей профессиональной деятельности по принципу «Уча других, мы учимся сами». (Л.А. Сенека); «Учись тому, чему сам учишь». (Иероним Стридонский);

  2. Умения применять полученные знания в жизни. по принципу «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность ( Б. Шоу ), «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь» (А.Дистарвег);.

  3. Позитивное отношение к окружающему миру:

  • Что нужно, чтобы наслаждаться жизнью? Смотреть вокруг себя.

  • «Я не учитель. Я просто помогаю тебе научить себя». (Брюс Ли)

  • Если ты способен видеть прекрасное, то лишь потому, что носишь прекрасное внутри себя. (Коэльо).

  • Сотри случайные черты - И ты увидишь: мир прекрасен. (А. А. Блок).

  1. Активность - т.е. умение активно реализовываться в современном образовательном пространстве, окружающем мире и постоянно двигаться вперед. Основные принципы:

  • Мы не можем управлять ветром, но мы можем управлять парусами.

  • Не забывать делать невозможное, чтобы достичь возможного.

5.Мобильность

  • Если ты не решишься на это сегодня, завтра будет таким же, как и вчера.

Эти принципы определяют актуальность содержание и направление методической работы педагогических работников, подходов к организации образовательного процесса, направленного на формирование компетентностной личности современного специалиста, имеющие конкретные положительные результаты.

При этом, актуальность методической работы каждого преподавателя и мастера производственного обучения в условиях реализации ФГОС определяется необходимостью рационального и оперативного использования новых методик, приемов и форм обучения в подготовке квалифицированных специалистов, воспитания компетентностных основ личности обучающегося, развития их творческого потенциала.

Методическая работа, являясь основой для организации и обеспечения качества образовательного процесса, формирования эффективной педагогической деятельности, создания благоприятной инновационной образовательной среды, важнейшим средством повышения профессионального мастерства педагогических работников связывает в единое целое всю систему работы субъектов образовательного пространства техникума.

Становится понятно, что от эффективной организации методической работы зависит не только качество преподавания, но и творческий настрой педагогов, включенность педагогического коллектива в инновационную деятельность, главной целью которой является оптимальность методического обеспечения образовательного процесса для успешной реализации ФГОС СПО, основой которого является модульно- компетентностная модель образования. А это доминирующий фактор в формировании общих и профессиональных компетенций будущих специалистов и основа конкурентоспособности выпускников в условиях современного рынка труда. Поэтому методическая работа в техникуме направлена на создание благоприятных условий для профессионального роста педагогов, совершенствования профессиональных компетенций, развития их творческого потенциала и как результат - получение обучающимися современного качественного профессионального образования- подготовка компетентностных специалистов, успешно социализирующихся в современном обществе. Исходя из этого, определены основные задачи методической службы:

  • Разработка и совершенствование учебно- методической документации, обеспечивающей эффективность реализации ФГОС СПО по обучаемым специальностям и профессии в условиях дуального обучения.

  • Обновление содержания подготовки специалистов на основе модульно-компетентностной модели образования, внедрение современных компетентностнно-ориентированных технологий обучения на деятельностной основе, обеспечивающих повышение качества образовательного процесса в техникуме.

  • Выявление, обобщение и распространение актуального педагогического опыта творчески работающих педагогов.

  • Совершенствование уровня учебно-методической, научно-методической и организационно-методической работы педагогического коллектива как условия повышения эффективности преподавания и обучения,
    а соответственно качества подготовки современного специалиста.

  • Создание условий для развития творческой инициативы и повышения профессионального мастерства педагогов, оказание им своевременной методической помощи.

В связи с этим изменяются функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность субъектов образовательного процесса, модернизируются подходы и к организации методической работы на всех уровнях. Ведущая роль в совершенствовании образовательного процесса, в оптимизации методической работы отводится активной спланированной работе предметно-цикловых комиссий, методического объединения кураторов и непосредственно преподавателей и мастеров производственного обучения.

Предметно- цикловые комиссии -это самая действенная в организационном и содержательном аспектах функциональная единица методической службы техникума. По существу, это сообщество единомышленников- преподавателей и мастеров производственного обучения, разных по уровню профессионализма, педагогическому опыту, возрасту, но объединенных по родственным дисциплинам и профессиональному профилю. Интегрируя свою деятельность предметно- цикловые комиссии создают условия и обеспечивают успешную реализацию основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования.

Именно предметно- цикловые комиссии является творческой лабораторией, производящей конкретный образовательный и методический продукт, поэтому основная ответственность за разработку, состояние, совершенствование и обновление учебно- методической документации, обеспечивающей успешность реализации ФГОС, организацию инновационной деятельности педагогов и исследовательской работы обучающихся, ложится на предметно- цикловые комиссии и, как результат качество сформированности общих и профессиональных компетенций выпускников, и совершенствование профессиональных компетенций педагогов.

Практическая ценность разрабатываемой методической документации для обучающегося заключается в оптимизации процесса и качества освоения материала учебной дисциплины, междисциплинарного курса, для преподавателя -является инструментом диагностики и мониторинга эффективности преподавания и качества обучения. По сути этот вид индивидуальной методической работы преподавателя- это «зеркало нашей профессиональной компетенции», именно знания своей дисциплины, уровня владения методикой преподавания. Значимым направлением методической работы в техникуме является организация и проведение методических дней, в рамках которых проводятся открытые учебные занятия, внеклассные и воспитательные мероприятия, мастер-классы, круглые столы. Это площадка для трансляции практического опыта работы педагогов, обмена опытом работы по ключным проблемам организации образовательной деятельности педагога и деятельностной основы организации учебно-познавательного процесса.

Бесспорно, открытые уроки - это один из способов методической учебы, знакомства с опытом работы других, некий барометр профессиональной самооценки педагога. Проведение открытых учебных занятий способствует эффективному обмену опытом применения инновационных методик и технологий в образовательном процессе, содействует и популяризации и внедрению новых методов обучения, распространению инновационного опыта работы, повышению профессионального мастерства педагогических работников.

Мероприятия, проводимые в рамках декад по дисциплинам и тематических фестивалей являются ярким отражением содержания Фестиваля «Академия таланта»- ориентированы на творчество обучающихся, их активность, кругозор, практическую ценность знаний, самостоятельность и ответственность за результаты своих действий. Умело организованная внеклассная работа по дисциплине на основе компетентностно- ориентированных технологий в рамках организации коллективных творческих дел мотивирует обучающихся на учебную и познавательную деятельности, обогащает их субъектный опыт в формировании и развитии общих и профессиональных компетенций, создает предпосылки для проявления творческих, организаторских и музыкальных способностей- это условия, необходимые для успешной самореаличации и саморазвития личности будущего специалиста. Обучающиеся, приобретая новые знания, расширяют свое мировоззрение, формируют устойчивый интерес к определенной области научных знаний, развивают интеллектуальные способности и логику мышления. Участвуя в организации и процессе проведения внеклассных мероприятий, обучающиеся приобретают умения самостоятельно и творчески работать с различными информационными ресурсами, при этом происходит расширение и углубление их представлений о практическом значении конкретных знаний в профессиональной и повседневной жизни.

Таким образом, методическая работа в техникуме направлена на создание благоприятных условий для профессионального роста преподавателей и мастеров производственного обучения, совершенствования профессиональных компетенций, развития их творческого потенциала и как результат - получение обучающимися современного качественного профессионального образования - подготовка компетентностных специалистов, успешно социализирующихся в обществе. Каждый получает уникальную возможность продемонстрировать свои профессиональное мастерство, творческие способности, креативность мышления, умения и навыки.

Преподаватели техникума работают над повышением своего профессионального мастерства, делятся «педагогическими находками», актуальным опытом работы по реализации ФГОС в условиях дуального обучения.

Важно, что педагогические работники коллектива положительно настроены на осуществление инновационных преобразований в образовательном процессе, повышение своих профессиональных компетенций, распространение инновационного опыта работы через участие в заседаниях методических объединений, научно- практических конференциях, размещение методических материалов на образовательных сайтах в сети Интернет, в сборниках.

Профессиональное мастерство всегда есть плод достаточно длительного творческого труда педагога, труда осмысленного, наполненного вдумчивыми размышлениями над самыми различными аспектами своей профессиональной деятельности. В реалиях сегодняшнего дня профессиональное мастерство есть, прежде всего, умение быстро и качественно решать стоящие перед педагогом воспитательные и образовательные задачи.

© 2010-2022