• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по проблеме педагогической диагностики, результативности и повышению качества оказываемых образовательных услуг

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по проблеме педагогической диагностики, результативности и повышению качества оказываемых образовательных услуг

Рассуждая о понятии «результат», о показателях результативности, необходимо отметить, что результативность образовательного процесса УДО детей – это не только знания, умения и навыки, но и что не менее важно, уровень способности к творческой деятельности, уровень развития личности в психическом, социальном, биологическом аспектах, уровень воспитанности, жизненной защищенности и социальной адаптивности. В процессе анализа Образовательных программ по которым работают педагоги, открылась следующая проблема: педагоги, которые по настоящему думают о развитии детей, о собственном профессиональном росте, о создании эффективных образовательных систем, серьезно задумались о том, а на каком рубеже они находятся и куда, к чему двигаться дальше, во имя каких целей работать.
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации

педагогам дополнительного образования по проблеме педагогической диагностики, результативности и повышению качества оказываемых образовательных услуг.

Рассуждая о понятии «результат», о показателях результативности, необходимо отметить, что результативность образовательного процесса УДО детей - это не только знания, умения и навыки, но и что не менее важно, уровень способности к творческой деятельности, уровень развития личности в психическом, социальном, биологическом аспектах, уровень воспитанности, жизненной защищенности и социальной адаптивности.

В процессе анализа Образовательных программ по которым работают педагоги, открылась следующая проблема: педагоги, которые по настоящему думают о развитии детей, о собственном профессиональном росте, о создании эффективных образовательных систем, серьезно задумались о том, а на каком рубеже они находятся и куда, к чему двигаться дальше, во имя каких целей работать.

И тут на помощь им должна прийти диагностика.

Диагностика в педагогической практике решает следующие задачи:

  1. Прослеживает результативность работы учащихся и учителя;

  2. Выступает инструментом формирования.

Ведущие функции диагностики педагогического процесса включают:

А) установление обратной связи;

Б) оценку результативности;

В) воспитательно-побуждающее воздействие;

Г) коммуникацию, позволяющую обмениваться информацией;

Д) конструирование;

Целью дидактического диагностического оценивания является своевременное выявление, оценивание и анализ течения образовательного процесса в связи с продуктивностью последнего.

Принципами диагностирования являются объективность, систематичность, наглядность.

Под принципом объективности понимается научно обоснованное содержание диагностических тестов, равное отношение педагога ко всем обучаемым.

Под принципом систематичности понимается необходимость проведения диагностического контроля на всех этапах дидактического процесса.

Под принципом наглядности (гласности) понимается проведение открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям.

Говоря о диагностике результативности образовательного процесса, необходимо разделить педагогическую и психологическую диагностику.

Педагогической диагностикой должны владеть все педагоги дополнительного образования. При помощи педагогической диагностики они могут:

1. Прогнозировать конечный результат своей образовательной программы;

2. Использовать диагностику для объективного отслеживания того, чтоуже сделано коррекции программного материала;

3. Осознавать свою роль во взаимодействии с ребенком, постоянного творческого и проыессионального роста.

В качестве критериев педагогической диагностики результативности реализации образовательной программы используются:

- уровень овладения обучающимися ЗУН, предусмотренной программой;

- умение применять полученные ЗУН в решении других ситуаций и проблем;

- устойчивость интереса детей к предмету, к предлогаемой деятельности или коллективу( сохранность контингента, наличие положимтельных мотивов посещения занятий);

- уровень творческой активности детей (выявление позиции, отношения, желания ребенка, в различных видах деятельности);

- творческие достижения детей (степень стабильности и качества творческих достижений детей, систематичность участия в творческих конкурсах, соревнованиях, выступлениях, мотивация участия в творческих достижениях, степень новаторства, изобретательства);

- воспитательные результаты ( характер отношений между педагогами, детьми, характер ориентации и мотивов каждого ребенка и всего коллектива в целом, состоянии микроклимата коллектива).

Предложены следующие критерии результативности в детских объединениях.

1. Целевой (уровень постановки, осознания, выполнения целей, которые ставит перед собой ребенок или его родитель в процессе занятий).

2. Эмоциональ-мотивационный - (уровень состояния психологического климата в детском коллективе, уровень отношения между участниками образовательного процесса, степень интереса ребенка к деятельности).

3. Когнитивный - (уровень освоения ребенка ЗУН, уровень развития способностей, интеллекта).

4. Деятельностный - (степень продуктивности деятельности, оптимальности затрат, уровень коллективизма, степень перспективности деятельности для будущей профессии).

5. Социальность ребенка (степень адаптации, автономности, активности ребенка по А.В. Золотаревой).

Для педагогической диагностики результативности образовательного процесса рекомендуется использовать следующие методы:

1. Метод экспертной оценки.

Из программы (ее целей, задач) выписываются те знания, умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся в результате ее реализации. К оцениванию сформированности у учащихся выявленных знаний, умений и навыков (по пятибальной системе) привлекаются три педагога, работающих в той же области, что и автор программы, но не менее трех лет. Полученные результаты усредняются (т.е. определяется средняя оценка у каждого учащегося по каждому параметру). После этого определяется, каков процент высоких, низких и средних оценок в группе.

2. Анкетирование.

Доступный каждому педагогу метод для определения потребностей, интересов, предпочтений в проведении досуга у детей. Полученные в анкете сведения выражаются в процентном отношении и представляются в программе в качестве результатов ее реализации.

3. Метод стандартизированного наблюдения.

Если педагог считает, что в результате обучения детей по его программе они должны стать более уверенными в себе, спокойными и уравновешенными, следовательно, у детей в результате обучения должна снизиться тревожность. Педагог должен заранее сформулировать, что именно он хочет наблюдать у своих учащихся. Затем рекомендуется составить перечень параметров наблюдаемого поведения и проранжировать их по степени выраженности. В результате применения данного метода получаем количественные показатели выраженности наблюдаемого качества у конкретного ребенка.

4. Тесты достижений. Составляются педагогом по программе или ее разделу. Он представляет собой набор вопросов по программе с вариантами ответов, из которых один - правильный. По результатьам тестирования определяется процент обучающихся с высокими, средними и низкими показателями.

Методический аспект анализа результативности реализации образовательных программ в учреждении дополнительного образования включает в себя анализ уровня и качества программ, на основании которых осуществляется педагогическая деятельность, а также уровня профессиональной подготовки педагогов и используемых в образовательном процессе методов обучения.

Психологический аспект результативности образовательного процесса включает в себя следующие параметры: повышение уровня социально-психологической адаптации детей, снижение ситуативной тревожности, повышение коммуникабельности, креативности, прогресс в развитии общих и специальных способностей. По каждому параметру проводится тестирование 2-3 раза в год. Для диагностики уровня социально-психологической адаптации детей используются проективные методики

( «ТАТ», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Дом - дерево - человек» и др.). Для диагностики уровня ситуативной тревожности также используются рисуночные методики, а также тест Прихожан и др. Коммуникабельность детей определяется на основе проведения занятий с элементами ролевого тренинга, использования специальных тестов. Креативность детей определяется использованием методик, разработанных А.Я. Пономаревым, теста Торранса, методики «Круги», методики «Креативного поля» Д.Б. Богоявленской, модифицированного теста Медника и др.

Методы обучения для одаренных детей должны развивать продуктивное мышление высокого уровня (творческое, абстрактно-логическое мышление и способности к разрешению проблем), способности к исследовательской работе, обеспечивать самостоятельность в учении. Также методы обучения должны поощрять выдвижение новых идей.

Диагностика общих и специальных способностей осуществляется с использованием тестов Д. Векслера, Л. Венгера, Р. Амтхауэра, матриц Равена, а для детей дошкольного возраста - тестов Л. Венгера и др. При оценке уровня развития у ребенка математических способностей используются традиционные школьные задачи по математике, алгебре, геометрии. Для оценки развития у детей музыкальных, сценических, изобразительных способностей привлекаются педагоги-эксперты, имеющие специальное образование и стаж работы в данной области не менее 3 лет. Показателями результативности могут быть данные анализа динамики мотивации посещения детьми объединений в данном учреждении.

На основе анализа дидактического, методического и психологического аспектов результативности обучения детей по программе, делается заключение о качестве образования данного педагога, а в целом и качестве образования в учреждении.

Способы выявления качества и результатов педагогической деятельности.

  1. Тестовые, контрольные, срезовые задания детям (не только теоретического, но и практического характера).

  2. Создание проблемных, затруднительных ситуаций.

  3. Демонстрационные способы: организация выставок, фестивалей, соревнований, открытые занятия.

  4. Беседы с детьми и их родителями.

  5. Анкетирование, рейтинг.

  6. Коллективное планирование в детском коллективе.

  7. Ролевые, деловые, организационно-деятельностные игры.

  8. Коллективные творческие дела в детском коллективе.

  9. Коллективный анализ дела и коллективное подведение итогов работы в детском коллективе.

  10. Отслеживание состава и сохранности контингента.

  11. Педагогическая диагностика динамики развития ребенка и коллектива в целом.

  12. Отслеживание продолжительности обучения каждого ребенка.

  13. Непрерывное наблюдение за детьми.

  14. Анализ занятия и других краткосрочных взаимодействий с детским коллективом.

  15. Анализ занятия и других краткосрочных взаимодействий сдетским коллективом.

  16. Анализ программно-плановых и методических материалов.

  17. Беседа с педагогом.

  18. Продуктивные формы коллективной педагогической деятельности: лаборатории, мастерские, педагогические советы, методические объединения.

  19. Способы проектирования, прогнозирования, моделирования.

  20. Педагогические конкурсы.

  21. Педагогическое поручение.

  22. Способ передачи ребенку роли обучающего.

  23. Способы организации индивидуальной, коллективной и самостоятельной работы воспитанников.

  24. Способы организации поисковой, экспериментальной, исследовательской, изобретательской работы учащихся.

  25. Способы фиксирования и обобщения детских практических достижений: дневники педагогического наблюдения, диагностические зачеты, графики качества и стабильности достижений, таблицы образовательных результатов и прочее.

Директор, педагог-психолог

МОУ ДОД ЦВР Н.Н. Святко

5

© 2010-2022