• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Методическая разработка Создание интеллектуального маршрута развитая личности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

Методическая разработка Создание интеллектуального маршрута развитая личности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гладких И. В.

МБОУ СОШ №88 с УИОП г. Воронеж


Создание индивидуального маршрута развития личности

«…Я молчу, волнуюсь в отдаленье,

Я бы отдал лучшие слова,

Чтоб достигнуть твоего уменья,

Твоего, учитель, мастерства.

Я бы сделал горбуна красивым,

Слабовольным - силу бы привил,

Дал бы храбрость - нежным,

А трусливым

Храбрыми сердцами наделил…»

Ярослав Смеляков


Как сделать так, чтобы ребёнку было интересно учиться? Чтобы он имел друзей и с радостью спешил в школу? Как помочь ему стать личностью? Проработав в школе 24 года учителем начальных классов, воспитателем группы продлённого дня и классным руководителем, убеждена, что именно интеграция основного и дополнительного образования способна не только влиять на рост мотивации к изучению предмета, повышению качества образования, но и помочь ребёнку стать личностью, развить в нём творческое начало, соответствовать требованиям сегодняшней жизни - быть ярким, непохожим, знающим и самостоятельным.

Интегрированная программа совместной деятельности ученика и учителя может быть представлена в виде индивидуального образовательного маршрута развития личности ребёнка. Целью создания индивидуального образовательного маршрута является представление любому ученику свободы в выборе своей образовательной траектории для более целенаправленного развития личности, помощи в достижении успеха. В индивидуальном образовательном маршруте предполагается вариативность и дифференциация обучения, идут процессы интеграции знаний из разных предметных областей, используется положительная ситуация образования. В разработке маршрута развития личности помогает психолого-педагогическая диагностика уровней обученности, успешности, воспитанности ребёнка, проводимая совместно с психологом школы.

Создавая маршрут развития, учитываю следующие принципы: отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, учёт особенностей личности в учебно-воспитательном процессе, прогнозирование развития личности.

Предлагаю создание индивидуального образовательного маршрута личности через систему:

  1. интегрированных уроков,

  2. участие в конкурсах, олимпиадах, марафонах,

  3. исследовательскую деятельность,

  4. кружковую работу,

  5. музейную педагогику,

  6. сотрудничество с родителями (лекции, творческие встречи),

  7. внеурочную работу,

  8. систему экскурсий,

  9. хобби,

  10. путешествия.

Такая система позволяет ребёнку развиваться непрерывно: на уроках и во внеурочное время, взаимно влияя и взаимообогащая его личность.

Какие же формы и методы работы я применяю? Это

  • интеграция разноаспектной информации (система интегрированных уроков),

  • интеграция основного и дополнительного образования (система интегрированных уроков, кружковых занятий),

  • интеграция с использованием информационных технологий (исследовательская, проектная деятельность),

  • музейная педагогика,

  • связь с родительской общественностью,

  • внеклассные мероприятия,

  • путешествия.

Методы:

  • исследовательский,

  • эвристический,

  • информационно-репродуктивный,

  • словесный,

  • наглядный,

  • метод преобразования учебного материала.

Результатами использования интеграции основного и дополнительного образования стали:

  • повышение мотивации учащихся к учебной деятельности,

  • изменение показателей в ЗУН,

  • развитие творческих способностей учащихся,

  • обеспечение индивидуальных маршрутов развития,

  • регулярное участие в интеллектуальных марафонах, творческих конкурсах: во Всероссийском интеллектуальном конкурсе «Классики - 2012/2013» Школа юных волшебников, во Всероссийском чемпионате начальной школы «Вундеркинд» осенний сезон - 2013,в городском конкурсе стихов, рассказов и сказок по безопасности дорожного движения «Давай дружить с дорогой!», во Всероссийском конкурсе рисунков «Здоровая Россия» в рамках социального проекта «Страна талантов».

Основной целью интеграции на уроках литературного чтения и русского языка является развитие творческих способностей учащихся, их эстетического воспитания, формирование речевой культуры и культуры поведения, развитие познавательного интереса учащихся к обучению. Используя интеграцию на уроках, учащиеся получают дополнительные знания по музыке, изобразительному искусству, литературе, выразительному чтению, что способствует общему развитию личности, созданию развивающей образовательной среды для разных категорий детей, развитию их способностей, выбору индивидуального образовательного маршрута, поддержке одарённых детей. Тематика интегрированных уроков может быть различной. Например, «Музыкальный пейзаж» (интегрированный урок развития речи, изобразительного искусства, музыки), «Люби и охраняй природу» (урок развития речи и окружающего мира).

Расширить представление учащихся по предмету помогает и музейная педагогика. Огромный интерес у них вызвали посещение Воронежского областного краеведческого музея (игровая образовательная программа для детей 1 - 5 классов «Заповедными тропами», интерактивное мероприятие «Урок в Древнерусской школе», интерактивная игра «Первопроходцы каменного века»), музей «Арсенал» (интерактивная программа «Сорок третий… Хроника события»), а также посещение спектаклей в ТЮЗ («Серебряное копытце», «Двенадцать месяцев», «Приключения Красной Шапочки», «Морозко», «Снежная королева»), в театре оперы и балета («Нарцисс и Незабудка», «Ночь перед Рождеством», «Золушка», «Щелкунчик»).

В нашем классе стало хорошей традицией делиться друг с другом впечатлениями об увиденном и прочитанном. Формы творчества для этого выбираем разные: чаще - традиционные: беседы, отзывы и заметки в читательском дневнике, презентации, реже - рассказы, мультфильмы. В такие минуты мы не только продолжаем разговор по «теме урока», мы становимся ближе, искреннее, интереснее друг другу.

На богатейшем материале отечественной культуре так просто, кажется, делать увлекательный урок по русскому языку и литературному чтению, но и в то же время так трудно… Трудно не только по объёму непреходящих ценностей, но, и самое главное - по одухотворённости по отношению к предмету. Как сказал бы Ярослав Смеляков, Работа и Любовь должны слиться в единый образ всепобеждающего творческого начала. Мне кажется, что только при таком условии будет достигнуто единство познавательных и воспитательных процессов.

Главным достижением интеграции основного Дополнительного Образования в развитии личности учеников я считаю не количество заслуженных грамот, похвальных листов, сертификатов и призовых мест, а огромный интерес у детей к новым знаниям, их добрые сердца, открытые на встречу людям: искреннее участие в судьбе одноклассников, уважение к труду взрослых людей и любовь к своей школе и к городу.

© 2010-2022