Внедрение идей 7 модулей

Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внедрение идей 7 модулей

Я работаю учителем 34 года. Я очень горжусь своим трудом . Каждый день, готовясь к своим урокам, я стараюсь, чтобы они были интересными, познавательными и грамотными, чтобы ученики после моих уроков, знали основы языка и умели грамотно и красиво говорить.

Мир постоянно меняется. Казахстан занимает одно из лидирующих мест среди государств постсоветского пространства в области реформирования сферы образования. Когда я попала на курсы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан по Программе идей 7 модулей, я уже на первом этапе «Лицом к лицу» поняла, что именно здесь научусь передовым технологиям, методикам и приемам, востребованным в современном мире, которые помогут мне более качественно вести свои уроки и добиваться высоких показателей качества знаний.

Я стараюсь воспитывать у своих учащихся чувство патриотизма. Обучаясь на курсах, узнав много нового и интересного, я поняла, что есть много методов, стратегий, приемов которые помогли мне раскрыть для себя новые принципы преподавания, пополнить багаж знаний, и самое главное «разговорить» своих учеников. Только при помощи диалога, я смогу активизировать свои действия и заставить ребят думать.

Когда я приступила ко второму этапу - практика в школе, полученные знания, на первом этапе «Лицом к лицу» сыграли ведущую роль в моей деятельности. По окончании первого этапа обучения «Лицом к лицу» задумалась над основной темой исследования, я хотела охватить этот вопрос с разных сторон, а главное, исследовать, как диалогическое обучение будет способствовать активному изучению языка.

Важность моей темы исследования в действии в том, что она перекликается с проблемой, над которой работает моя школа: «Освоение новых подходов к образованию: диалогическое обучение - как основной способ совершенствования качества образования - роста результативности, эффективности обучения, воспитания, развития и успешности участников образовательного процесса». Тема моего самообразования «Развитие коммуникативных навыков ».

Исходя из вышеизложенного, в этом состоит и моя задача, помочь ученикам овладеть разговорным языком при помощи диалога, спора, дискуссии, исследовательской беседы, и постепенно отойти от привычной и порядком кумулятивной беседы.

Мой исследовательский вопрос «Как диалогическое обучение способствует активному изучению языка?». Основан на эффективности новых подходов в образовании и обучении, как критериев успеха, для улучшения качества устной - диалоговой речи на уроках .

В диалоге всегда участвуют несколько человек, происходит обмен информацией, описание наблюдаемых явлений, столкновение различных взглядов на одну проблему, споры, дебаты, дискуссии и в итоге исследование, причем совместное, основанное на работе именно участников диалога, а не на одном мнении, которое озвучивает учитель. На традиционных уроках, где чаще присутствует монолог учителя или учитель задает вопросы, а ученики на них отвечают.

А стимулом для того чтобы ребята хотели хорошо учиться, является - создание для них комфортных условий, где они могли бы проявить себя, ощутить поддержку и взаимопомощь со стороны товарищей, чему способствует групповая работа, где ребята думают, принимают решения и делают самостоятельные выводы беседуя друг с другом. А это уже - диалог!

На занятиях во время первого этапа обучения «Лицом к лицу» я поняла, что мне необходимо в корне менять мое представление о ведении уроков, потому что стратегии ЗХУ, «Синквейн», «Фишбоун», «Шесть шляп» и многое другое, изменили мое мировоззрение и взгляд на образование в целом. Я поняла, что диалогическое обучение, способствует развитию активного изучения

языка. Теперь на уроках я могу смело применять методы модулей «Оценивание для обучения и оценивание обучения», «Новые подходы в преподавании», «Обучение критическому мышлению», «Использование ИКТ в преподавании и обучении», «Обучение талантливых и одаренных учеников», «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников», так как все это способствует развитию

диалогической речи, я определила для себя в работе с детьми следующие задачи:

  • Активно внедрять методы и приемы диалогического обучения на уроках казахского языка

  • Оказывать помощь учащимся для успешной адаптации к новым методам.

  • Создавать ситуацию успеха для формирования эмоциональной стабильности

  • Развивать индивидуальные качества личности учащихся, в групповой работе и в ведении ими исследовательского диалога.

В период практики я использовала знания, приобретенные мной на первом этапе курсов повышения квалификации по Программе идей 7 модулей и новых подходов к преподаванию и обучению.

Для своих исследований я выбрала 10 «А» класс. Раньше, как и все учителя-предметники, я проводила стандартные уроки, где учащиеся сидят по рядам, и у них нет возможности для общения, обсуждения, беседы, диалога, спора, дискуссии, нет возможности для исследовательской работы.

После прохождения курсов пересмотрела свои взгляды на ведение урока. Всех своих учеников на уроке я рассадила по группам. Для начала, предоставив им свободу выбора, но на последующих уроках группы формировались различными методами, (о которых скажу чуть позже) так как в группе ученики получают возможность общения друг с другом, могут обсуждать проблему, вести диалог, спорить, помогать друг другу и так далее.

Чтобы выявить психологический настрой ребят и поближе познакомиться с этим классом, я провела анкетирование:

  • С кем я хотел готовиться к экзаменам?

  • С кем я хотел пойти на дискотеку?

  • К кому я хотел бы пойти в гости?

  • Кого к себе в гости позвал бы?

  • С кем бы хотел готовиться к экзаменам?

Результаты анкетирования показали, что лидерами в классе являются: Игорь, Айман и Айгерим, учащиеся, которые имеют много друзей - Амир, Настя, Миша, Айгерим, Сабыржан. Но, к сожалению, в классе есть дети, которые оказались «за кругом», т.е. в классе с ними мало кто общается - Влад и Данель.

По теме исследования я провела 4 урока, постоянно меняя состав групп, чтобы дети могли привыкнуть друг к другу, обмениваться мнениями, дискутировать и в итоге доверять и открыто высказывать свои мысли.

На практике, мое внимание было направлено на всех учащихся, но выполняя задание №1, более пристально я наблюдала за учащимися группы «А» - Айгерим (ученица с высоким уровнем мотивации, «Б» - Миша (ученик со средним уровнем мотивации, «В» - Влад (ученик со слабым уровнем мотивации). Они были выбраны, чтобы в процессе исследования, проследить динамику изменений, которые произошли после применяемых мной на уроках новых методов и приемов. Среднесрочное планирование 4х последовательных уроков было составлено по одному общему разделу: Профессии.

Тема моего первого урока (Выбор профессии), урок я начала с психологического настроя, и познакомила учеников с правилами работы в группе

  • не перебивать

  • слушать друг друга

  • помогать друг другу

  • вести себя вежливо и корректно

  • уважать мнение товарищей по группе.

На этом уроке и на всех последующих я использовала идеи Программы 7 модулей.

На этапе вызова я выполняла такие задания: как «Мозговой штурм» - по критическому мышлению, для активизации мыслительной деятельности. Метод «10 вопросов», по диалогическому обучению - для развития коммуникативных навыков, «Линия алфавита» - групповая работа.

В основной части урока проводила такие методы, как: «Инсерт», «Парные разговоры», «Представитель», защита постер - проектов, «Вопросительные слова», «Слушающая тройка», «Кластер» и другие.

На этапе подведения итогов урока, в виде рефлексии использовали - «Время круга», «Горячий стул». Некоторые методы ученики знали, но многие были им незнакомы, и вызвали активный интерес у учениковТак как новые уроки и задания в корне отличались от обычных упражнений, и заданий выполняемых детьми в классе. Например: Защита постер - проектов на первом уроке. Ученица «А» - хорошо, аргументированно защищала профессию, ученик «Б» не привык работать в группе и был не очень активен, ученик «В» - просто наблюдал. На последнем уроке, ученики Б и В активно работали по стратегии «Вопросительные слова» Взаимооценивание, проводили при помощи цветных стикеров. На последнем уроке ученики писали эссе на тему: «Кем я хочу быть?». Ученица А написала, что хочет быть хирургом, приносить пользу обществу, работать для успешного развития медицины в Казахстане. Другой ученик Б написал, что в будущем будет финансистом, готовится поступать в КИМЭП и интересуется опытом мировой экономики и бизнеса. Ученик В хочет стать радиоинженером,чтобы быть знаменитым казахстанским физиком и математиком!

Я использовала такие методы сбора информации: как наблюдения за учениками А, Б, В, анкетирование, интервью, видеозапись, работы учащихся ( эссе, тесты и другие), фотографии, листы обратной связи. Очень полезны для анализа уроков видеозаписи. На видеозаписях ты конкретно видишь, какие ошибки допустили ученики, свои недочеты. Это, как документальный материал. И в следующий раз не допустишь эти недочеты.

Так как, самого оптимального метода сбора данных, который можно было бы применить в любых условиях, не существует, выбор наиболее подходящего метода требовал от меня, именно того метода, который лучше всего соответствует назначению исследования. Это позволило мне, разработать матрицу разнообразия методов и формы сбора данных, в котором, качественный метод сбора данных является обозначающей. На своих уроках я вела целенаправленное наблюдение за учебными навыками учеников А, Б, В по отдельности. Результаты наблюдения, фиксируя у себя в таблице, я обратила внимание, что познавательно-мыслительные навыки учеников повышались во время творческой работы.

Целью наблюдения на уроках у меня было определить уровень развития коммуникативных навыков учащихся А, Б, В. По результатам наблюдений я заметила, что ученица А владеет хорошими навыками коммуникативного взаимодействия. У нее развита монологическая речь, умеет поддержать диалог, есть навыки участия в дискуссии, ответы логичны и аргументированы. Ученик Б умеет выстроить монолог, участвует в диалоге, ответы логичны, но недостаточно аргументированы, испытывает затруднения при ведении дискуссии. Ученик В может отвечать в форме монолога, поддерживает диалог, на первых уроках не участвовал в дискуссиях, при выполнении заданий испытывает затруднения при приведении аргументов к своим ответам.

Из выше приведённых данных анализа наблюдения следует вывод, что применение подходов диалогического обучения значительно улучшил уровень развития навыков устной речи, что способствует значительному улучшению результативности обучения казахскому языку.

Другим методом сбора информации в ходе практики школы, который я использовала в большей степени, был метод видео съёмки. Целью видеонаблюдения было определить уровень продуктивного взаимодействия в ходе четырёх уроков практики. Очень полезны для анализа уроков видеозаписи. Когда учитель видит себя со стороны, он видит свои методические ошибки, видит ошибки учеников. Учитель оттачивает свое мастерство. Обычно мы проводим контрольные работы, диктанты, тесты для проверки знаний учащихся. А в ходе практики я наблюдала их за работой в группе, за индивидуальной работой, за работой творческих заданий (например, составление и защита постер- проектов). Для улучшения результативности я использовала групповую работу, работу в парах, работу в малой группе.

Следующий, как показало моё исследование, наиболее продуктивный способ сбора информации - это анкетирование учащихся.

Одним из методов сбора данных являются работы учащихся. Ученики А, Б, В писали эссе, тесты, письмо по ключевым словам. Ученица А более успешно справилась с письмом по ключевым словам, ученик Б хорошо написал тесты, ученик В написал содержательное эссе.

После каждого проведенного урока я торопилась прочитать анкеты, стикеры с пожеланиями, просматривала фрагменты уроков, прослушивала интервью. И получала огромное удовлетворение, получая обратную связь, узнавая о проблемах учащихся, которые я не замечала на уроке. Читая о том, что понравилось им больше всего, что изменилось по их ощущениям на уроках казахского языка, что следует сделать, чтоб улучшить практику ведения уроков казахского языка.

Внося изменения в практику и собирая доказательства обучения детей, я по-другому взглянула на учеников. Насколько наши ученики трудолюбивые, внимательные, любознательные, дисциплинированные, но есть, к сожалению и необязательные ученики, ленивые, их к счастью мало. Мне удалось внести запланированные изменения. Каждый урок был тщательно продуман, применяя идеи семи модулей Программы курсов. Мне удалось получить доказательства обучения всех учеников, на которых было направлено исследование. Ученик А - Айгерим, ученик Б - Михаил, ученик В - Владислав. Вместо привычных форм проведения контроля знаний, умений, навыков учащихся: диктанты, тесты, изложения и т.п., в ходе практики я пришла к выводу, что необходимо менять форму и методы контроля, создавая условия для творческого переосмысления учебного материала. Например, составление и защита постеров, электронных слайд шоу, творческих проектов. Анализ анкетирования по вопросам: «Что для тебя оказалось трудным на данном уроке? Что могло бы помочь преодолеть эти трудности? Что вы поняли или узнали нового на уроке? Понравилась ли вам работать в группе? Если да, то чем? Что мешало вам работать в группе? Будешь ли ты спорить на уроке, если не согласен с ответом?» показывает, что из урока в урок у учеников растет уверенность отвечать, они научились слушать друг - друга.

Работа в группах повлияла на отношения между учащимися в положительную сторону и после уроков обсуждали спорные вопросы, находили общие достижения. Появилась уверенность у учащихся, когда они отвечают, они перестали бояться ошибаться, неверно ответить, сформировалось умение выступать перед коллективом, находить аргументы к своим ответам, вступать в диалог, поддерживать дискуссию. У некоторых учащихся стали проявляться лидерские качества, нерешительные и пассивные учащиеся стали заметно активнее на уроке работать.

Некоторым учащимся очень понравилась работа в группах, в паре, взаимное обучение, сотрудничество, взаимное оценивание, работать самостоятельно с выходом на коллектив.

Плюсы уроков: работа в парах и групповое выполнение заданий развивают устную речь, способствуют совершенствованию навыков коммуникативных умений, стимулируют активизацию учебно - познавательной деятельности. Все методы сбора информации очень оказались полезными и дали мне очень много информации для улучшения в дальнейшем педагогической практики. Хотя, я бы в следующий раз составила бы новые анкеты с разными вопросами, расширяющие возможность выявления проблем, преимуществ, вводимых новшеств. Поскольку анкеты, которые я применяла, дают много хорошей информации, но, как я думаю, не отражают полной картины.

Я вела наблюдения за тремя учащимися. (ученица А с высокой мотивацией - Айгерим, ученик Б со средней мотивацией- Михаил, ученик - В с низкой мотивацией Владислав).Ученица А стала прислушиваться к мнениям товарищей в группе, помогать им составлять диалог, ученик Б смело поддерживает спор, дискуссии, ученик В раскрылся полностью. Смело отвечал, готовил и защищал свои постер- проекты, активно участвовал в диалоге. Как я радовалась за него! Это дало мне лучше увидеть проблемы учащихся разного уровня успешности в обучении, что поможет мне улучшить педагогическую практику. Другим методом сбора информации, который у меня получился хорошо это анализ уроков по видеозаписям. Профессия учителя - это постоянный поиск и обучение, совершенствование профессиональных навыков..

При организации групповой работы нужно было контролировать, чтобы все учащиеся были задействованы работой на уроке. Кроме того, симпатии и антипатии учащихся влияли на психологический микроклимат в классе, от чего зависела эффективность работы в группах.

Если с учащимися А и Б особых проблем не возникало при наблюдении за их деятельностью, то с учеником В были сложности, поскольку у него уровень мотивации в обучении низкий и добиться от него положительной динамики было не просто.

Найти проблемы в преподавании, вовремя их заметить, уметь грамотно устранить, в период исследования было сложно, может быть потому, что исследования такого характера я проводила впервые, где нужно было проводить рефлексию каждый день.

Результаты исследования показали, что школьники стали лучше выстраивать монологи, научились использовать диалог как инструмент, способствующий активному изучению казахского языка, ребята уже умеют вступать и поддерживать дискуссию. Кроме этого мне удалось активно внедрять методы и приемы диалогического обучения на уроках , способствовать успешной адаптации детей к инновационным методам, создавать ситуацию успеха для формирования эмоциональной стабильности, развивать индивидуальные качества личности учащихся, в групповой работе и в ведении ими исследовательского диалога.

Благодаря исследованию я пришла к осознанию того, что принятые изменения в педагогическую практику необходимо развивать и продолжать дальше, только тогда мне удастся добиться высоких результатов в обучении школьников, которые будут стабильны. А выпускники вооружённые такими навыками, которые приобрели в школе, будут востребованы, способные к успешной социализации в обществе.



© 2010-2022