Семинар Современный урок. Каким он должен быть в аспекте ФГОС?

Семинар является подготовкой к педагогическому совету "Современный урок как условие введения фГОС" Цель:  Повышение интереса педагогов к современным технологиям  Осознание необходимости повышения уровня самообразования Задачи: 1. Изучить типы уроков и этапы современного урока.  2.  Рассмотреть критерии современного урока. 3. Познакомиться  с методом «Интеллект-карт».   План проведения педсовета Предисловие «А урок остается!»  Современный урок в аспекте ФГОС НОО Метод Интеллект- карты Критерии...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар «Современный урок! Каким он должен быть в аспекте ФГОС?»

« Урок -это зеркало общей и педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора. эрудиции»

В.А. Сухомлинский

Учитель живёт до тех пор, пока он учится; как только он перестаёт учиться , в нём умирает учитель.

К.Д. Ушинский

Цель:

Повышение интереса педагогов к современным технологиям

Осознание необходимости повышения уровня самообразования

Задачи: 1. Изучить типы уроков и этапы современного урока.

2. Рассмотреть критерии современного урока.

3. Познакомиться с методом «Интеллект-карт».

План проведения педсовета

Предисловие «А урок остается!»

Современный урок в аспекте ФГОС НОО

Метод Интеллект- карты

Критерии эффективности современного урока

Подведение итогов педсовета Рефлексия «Ассоциация»

Решение педсовета

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Учитель остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он - всегда старше, за ним - знания, опыт понимания и применения этих знаний.

В современной педагогической литературе приводится множество сопоставлений традиционного и развивающего уроков с точки зрения ученых.

Традиционный урок - основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.

Традиционный урок - это известные ученые и менее известные учителя- практики.

Традиционный урок - это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме.

И реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла.

Традиционный урок - как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке - все знакомо, привычно, понятно, это - традиционно.

Так может и не стоит ничего менять?

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация ФГОС на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и метапредметные (УУД), личностные, а также и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современный урок-это урок, соответствующий современным требованиям подготовки конкурентноспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки.

«Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком»
С.И. Гессен.

Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. Актуальный [от лат. actualis - деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще - действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок - современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

1. Работа в группах «Собрать конструкт урока»

- Соберите конструкт традиционного и современного урока, собрав этапы урока.

Традиционный урок, этапы урока

Современный урок, этапы урока

1.Целеполагание

1. Самоопределение к деятельности

2.Проверка домашнего задания

2. Актуализация знаний и мотивация

3.Повторение изученного материала

3. Постановка учебной задачи

4.Подготовка к восприятию нового материала

4. «Открытие» детьми нового знания

5.Изучение нового материала

5. Первичное закрепление

6.Закрепление ЗУН

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

7.Контроль

7. Включение «открытия» в систему знаний и повторение (применение нового знания)

8.Новое домашнее задание

8. Рефлексия деятельности

9.Итог урока

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если ещё до недавнего времени больше всего был распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями стандартов упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Множество плюсов имеет групповая форма работы: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и декламировать.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

ФГОС вводит новое понятие - учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично - запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. (щелчок)

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы: (щелчок)
• предъявить противоречивые факты, теории;
• обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
• использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Чем еще современный урок будет отличаться от традиционного? Современные технологии, методы, приемы. Мы познакомимся с новым приемом, методом «ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ» (Болотова О.Л.)

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового. (щелчок)
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний. (щелчок)
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний. (щелчок)
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний. (щелчок)
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. (щелчок)
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Рассмотрим этапы одного урока - «Урока русского языка»

Работа в группах «Организация этапа урока». Предлагается этап урока. Как бы вы его провели, организовали?

2. Актуализация знаний и мотивация

4. «Открытие» детьми нового знания

5. Первичное закрепление

7. Включение «открытия» в систему знаний и повторение (применение нового знания)

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

Какие же они, критерии современного урока?

Критерии эффективности современного урока ( работа в группах)

(У вас в группах лежат карточки с критериями урока. Определите, какие подходят для современного урока.

Карточки с критериями вывешиваются на доске)

  • Обучение через открытие

  • Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

  • Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

  • Развитие личности

  • Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

  • Демократичность, открытость

  • Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.

  • Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

  • Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию

  • Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.

  • Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно - поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.


Рефлексия Игра «Ассоциация» ( работа в группах)

Какое слово в критериях эффективности звучит чаще всего? В критериях эффективности, выработанных выше, часто звучит слово «развитие». Это является одним из показателей современного урока. Задание: подобрать слова, сочетание слов к словосочетанию «современный урок». Слова должны начинаться с букв, имеющихся в слове «развитие».

Р

радость

рост

результат

А




З




В




И




Т




И




Е




Каждая группа подбирает ассоциации со словосочетанием «современный урок».

Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове « развитие»)

Так что же для нас современный урок ?

это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность. потребность

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих - объяснение, для четвертых - опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок .

Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

Решение:

1. Разработать карту посещения урока, с требованиями к современному уроку?

2. Провести открытые уроки по теме педсовета.

3. Принять участие в конкурсе ИКТ.

5



© 2010-2022