Пути реформирования среднего общеобязательного образования

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пути реформирования среднего общеобязательного образования

Севрюкова В.А.

Школа-гимназия имени М.Ломоносова,

ЮКО, Казахстан



"Прогресс невозможен без изменений,

а тот, кто не может изменить свою точку зрения,

не может изменить ничего".

Бернард Шоу

Как известно, образование - условие прогресса, процветания и технологической независимости страны. Поэтому всегда, а сегодня особенно, проблемы реформирования и совершенствования всей образовательной системы находятся в поле зрения всего общества. Безусловно, повышается значение и роль педагогической теории и практики: исследуются отдельные важные аспекты обучения и воспитания, идет активный процесс поиска эффективных и рациональных методик, предлагаются те или иные новшества.

Стремление преодолеть неграмотность и охватить образованием всех - это не единственное направление государственной политики в области среднего общеобязательного образования. Задача соответствия школы современным требованиям, современному развитию гражданского общества поставила многие страны перед необходимостью школьных реформ. И поэтому нельзя не согласиться с авторами школьной реформы в Великобритании, которые утверждают: «Некоторых улучшений в школьном образовании недостаточно. Мы должны повысить качество образования» [2] .

Такие же цели преследуют реформы во многих странах, в том числе - в Казахстане. Об отдельных направлениях в работе по совершенствованию системы образования мы планируем рассказать в предлагаемой статье.

В Республике Казахстан все большую важность приобретает изучение и анализ тенденций развития образования за рубежом. Одной из движущих сил прогресса в любой области человеческой деятельности и знаний является синтезирование накопленного мирового опыта. Исходя из этого, целесообразно будет обратиться к изучению современных реформ систем образования (на примере Германии, Японии, Великобритании) [4].

Как известно, в системах образования ведущих стран мира в настоящее время происходят процессы демократизации, существенными признаками которой являются - наряду с доступностью, вариативностью и дифференциацией, децентрализацией управления - открытость, преемственность всех ее ступеней.

Наше пребывание в Германии по частному приглашению позволило познакомиться с функционированием гимназий в этой стране. И хотя проводимые нами наблюдения классифицируются как косвенные, тем не менее, они позволили составить достаточно объективное представление об особенностях обучения в Германии, где система образования представляет собой классическую трехступенчатую структуру, состоящую из начальной, средней и высшей школы. Образовательная система Германии не создает тупиковых ситуаций в смысле продолжения обучения, и окончившие полную народную школу при выполнении ряда условий (дополнительное посещение занятий, сдача экзаменов) могут получить свидетельство реальной школы. Реальная школа характеризуется западногерманскими педагогами как «теоретико-практическая»[4].

В отличие от полной народной, в реальной школе обязательными предметами являются: физика, химия, биология и английский язык. На более высоком уровне ведется преподавание математики. Хорошо успевающие учащиеся реальных школ могут переходить в гимназии.

Интересно было познакомиться с особенностями образовательной системы Японии - страны, которая уже не одно десятилетие поражает мир своими успехами в различных областях жизни, в том числе и в образовании. Однако сами японцы относятся к ним весьма критично. Главной целью современной японской школы является воспитание «уверенных в своих силах граждан миролюбивого и демократического общества, уважающих права человека, любящих мир и правду»[3].

Третья реформа образования в Японии в качестве ключевых понятий обозначила такие, как: всемерное развитие способностей, разнообразие программ, индивидуализация обучения, ориентир на непрерывное образование. Примечательно, что для реализации поставленных целей создана система экспериментальных учебных заведений, некоторые из них работают при государственных университетах. Интересен опыт новых образовательных учреждений для молодежи: старшие средние школы имеют зачетную систему, позволяющую индивидуализировать программу изучения и режим обучения. Несмотря на реформирование, японская школа остается верна педагогическим традициям. Еще одна особенность японской школы заключается в творческом подходе к изучению и использованию передового зарубежного опыта воспитания, ее адаптация к национальным условиям и особенностям.

А в Великобритании, например, в последние десятилетия образование стало одним из наиболее приоритетных направлений в государственной политике вне зависимости от того, какие политические силы находятся у власти. Авторы реформы подчеркивают: «Образование - это не только передача знаний, но и наделение силой»[1] - силой моральной, духовной.

Знакомство со специальными сайтами Интернета, анализ педагогической научной литературы и периодических изданий свидетельствуют: в наши дни мировое сообщество определяет содержание нового образования, разрабатываются и внедряются новейшие технологии обучения, постоянно совершенствуется образовательный процесс. Этому способствуют многие важные факторы: всевозрастающий объем знаний, умений и навыков, необходимых школьникам, результаты исследований природы детства, опыт работы учебных заведений разных стран. Кроме того, мировое образование ориентируется на соответствие новому уровню производства, науки, культуры. А значит, обновление системы образования является актуальным и неизбежным процессом. Обратимся к причинно-следственным характеристикам проводимых реформ.

Человечество вошло в новый тип цивилизации - инновационный. Его характерная особенность - постоянная изменяемость, динамизм. Меняются знания, технологии, информация, обстоятельства жизни и т.п., и происходит это значительно быстрее, чем меняются поколения людей. Полученные знания очень быстро устаревают, возникает потребность в их обновлении. Следовательно, необходимо по-новому определить цель обучения и функции учебного процесса. Сегодня, как никогда раньше, актуальны две задачи: выработать у ребенка умения, навыки и желание учиться в течение жизни, чтобы всегда быть конкурентоспособным, а также научить его тому, что станет основой, методологией жизни и деятельности человека в целом. Педагогам предстоит обеспечить индивидуальную и самостоятельную работу ученика (согласно требованиям Болонского процесса), перестроить содержание и методики обучения (с ориентацией на компетентность), чтобы вырастить поколение, для которого знания - фундамент жизни.

Современная цивилизация существенным образом расширила коммуникативную среду, в которой живет и действует человек. Чтобы в таких условиях оставаться собой и эффективно работать, человек должен быть самодостаточным, способным сознательно ориентироваться в дебрях коммуникаций. Возникает настоятельная необходимость изменить сам способ включения личности в учебный процесс. На смену субъектно-объектным отношениям между обучающим и обучаемым приходят субъектно-субъектные. Их отличительная особенность: оба участника учебного процесса (и учитель, и ученик) уважительно относятся к целям друг друга, активны, равноправны во взаимодействии, толерантны и креативны.

Развитие человечества приобрело глобальный характер, что делает конкурентоспособным только такого члена социума, который готов жить и действовать в академичном и мобильном формате, то есть современного человека. В его воспитании - множество составляющих: от соответствующей мировоззренческой подготовки, адекватно отражающей мир и место в нем, до предоставления возможности работать, общаться и взаимодействовать в глобальном пространстве.

Новые условия требуют изменения системы ценностей, которые мы хотим видеть у детей. В частности, детей необходимо ориентировать на желание быть успешными в жизни. Это должно стать важным стимулом к качественному обучению вместо мотивации методами авторитарной педагогики, и к тому же такие рамки ориентируют человека на максимальную самореализацию. Те традиции в обществе, которые тормозят общественное и индивидуальное развитие, должны остаться в прошлом. Но есть и такие, которые, несмотря на серьезные изменения в современной цивилизации, неподвластны времени. Среди них - патриотизм, чувство национального единства. Казалось бы, глобализация должна ослабить значимость национального. Но глобализация - не только сближение народов, государств, экономик. Это и обострение конкуренции между государствами в разных сферах, это расширение поля конкуренции, обретение ею планетарного характера. В таких условиях только сплоченные нации-государства смогут максимально осознать свой национальный интерес и отстоять, защитить его в процессе сотрудничества (конкуренции) с другими государствами.

Современный мир не только поставил перед образованием новые задачи, но и создал для него новые возможности. Прежде всего, это информационные технологии, обеспечивающие как минимум три функции: компьютерную грамотность, индивидуализацию и интенсификацию образовательного процесса. В целом это - революционная возможность изменения традиционной классно-урочной системы обучения.

Повышение уровня обучения невозможно без высокого качества преподавания. По результатам исследования педагогические коллективы передовых школ видят резервы повышения уровня преподавания в широком и эффективном использовании современных информационных технологий и их внедрении в практику работы. В период формирования новых социально-экономических условий жизни общества, в период модернизации образования именно информационные технологии, интерактивное оборудование и Интернет должны стать в школе средством решения основных ее задач.

Пожалуй, педагогические кадры можно назвать одним из самых обучаемых контингентов: учителя никогда не отказывались от нового положительного опыта, выбирая для себя самое приемлемое, и главное - необходимое для учащихся, чтобы всё это способствовало улучшению образования. Профессиональное развитие сопряжено с личностным развитием, и для деятельности учителя-профессионала характерна тесная взаимосвязь теоретических знаний и практических навыков, стремление к их пополнению и совершенствованию. Мир не стоит на месте, возникают все новые и новые технологии, и наше поколение тесно с ними связано. Для получения новых знаний необходима современная школа. А какая она? Частная? Престижная? Демократичная? Вариативная? Профильная? Не обязательно. Приоритетным становится удовлетворение потребностей и интересов конкретного человека в профессиональном и личностном становлении, самореализации, самоутверждении. По настоящему, современная школа должна быть технически развитой, а современный учитель должен владеть навыками использования компьютерной техники в образовательном процессе.

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей познавательной и профессиональной деятельности. Сегодня в традиционную схему «учитель - ученик - учебник» вводится новое звено - компьютер, а в школьное сознание - компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в учебных дисциплинах. Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». В первую очередь, это касается здоровье сберегающих аспектов и тщательного исследования возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе организуется изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребят необходимо вовлекать в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научить изобретать, понимать и осваивать новое, формулировать собственную точку зрения, принимать решения и помогать друг другу, интересы и стремления осознавались, соответствовали возможностям. Новая школа - это школа для всех. Новая школа - это новые учителя, хорошо знающие свой предмет, открытые для всего нового и прогрессивного, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности. Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и общественными организациями, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, социальной сферы. Ну и, конечно, новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать общественность достоверной информацией о том, как работают образовательные учреждения и система образования в целом.

Чрезвычайно важно взять в качестве ведущей идеи современного образования «ребёнкоцентризм», предусматривающий максимальное приближение обучения и воспитания каждого школьника к его индивидуальности. Такой подход позволит ребенку познать себя, развиться на основе собственных способностей, а став взрослым - максимально самореализоваться, что является непременным условием личного счастья и динамического и непротиворечивого общественного прогресса.

Что надо изменить и почему это актуально для нас, учителей? Ответ на этот вопрос частично уже дан выше. Речь идет об изменениях в содержании обучения - его модернизации, освобождении от второстепенного материала, большей практической направленности, введении в контекст содержания европейского образования, и в частности, Кембриджского подхода. И, хотя здесь надо приложить еще очень много усилий, все очевиднее становится необходимость системных преобразований, поскольку при нынешней организации образовательной системы невозможно обеспечить выполнение задач, стоящих перед современным обществом.

Все выше сказанное касается всех уровней образовательной системы, но в первую очередь - среднего общего образования. Как известно, оно состоит из трех степеней - начальной (1-4 классы), базовой средней (5-9) и старшей средней школы (10-11). Так сформировалось на постсоветском пространстве исторически, что разделение на эти степени довольно условно, в любом случае - в восприятии учеников, большинство из которых приходит в первый класс и учится в течение 11 лет в одной и той же школе, в одном помещении и в одном классном коллективе. В такой организации обучения есть свои плюсы и свои минусы. Главный же недостаток - в том, что обучение в течение всех 11 лет является унифицированным для всех детей, независимо от их способностей, талантов и жизненных планов. Думается, что сегодня актуальной становится модель школьного образования, предполагающая разделение по возрастам. Надо, где это возможно, разъединить начальную и базовую школу, приблизив к первой дошкольные заведения.

И ещё: следует перейти к настоящей профильной старшей школе, ведь только она сможет обеспечить приближение обучения ребенка к его способностям и жизненным планам, что является необходимым условием максимальной самореализации личности. Эти изменения уже введены, но, к сожалению, существенных сдвигов не произошло. И, добавим, не произойдет, если не будет реформирована сеть средних учебных заведений. Специфика обучения в 11-12 классах профильной школы еще недостаточно исследована: нет фундаментальных работ, которые могли бы быть использованы учителями-предметниками и классными руководителями в качестве рекомендаций, призванных помочь адаптироваться к новым условиям детям и их родителям. В обычной школе, например в сельской школе, где есть один или два параллельных старших класса, нельзя осуществлять профилизацию, потому что даже по финансово-экономическим причинам невозможно преподавать разные по объему курсы для нескольких учеников. Провозглашение же всего класса профильным, независимо от способностей детей, может только навредить ученикам. Выход один - по этим и другим причинам обучение в старшей школе (10-11 классы) надо обеспечить в специализированных учебных заведениях другого типа - лицеях, колледжах, техникумах. Школа, как унифицированное общеобразовательное учебное заведение, должна заканчиваться в девятом классе.

Например, ученик заканчивает среднюю базовую школу (9 классов). В зависимости от жизненно важных для него причин он выбирает один из, предположим, трёх основных профилей обучения: естественно-математический, общественно-гуманитарный, технологический. К ним следует прибавить еще два возможных, но менее распространенных - художественный и спортивный. Учиться по первым двум профилям ученик сможет в соответствующем профильном лицее, это может быть и единый лицей по всем трем профилям, в котором сосредоточены высокопрофессиональные преподаватели, созданы соответствующие условия для обучения, существует соответствующая учебная атмосфера, и главное - действуют соответствующие учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение профильных предметов. Такие лицеи можно было бы создать на базе отдельных средних школ. Технологический профиль состоит в обучении в профессиональных лицеях (ПТШ), техникумах и колледжах. Художественный и спортивный профили обеспечили бы соответствующие специализированные учебные заведения.

Представляется, что, кроме других позитивов, такое профильное обучение усилило бы мотивацию учащихся, способствовало бы сознательному выбору траектории освоения жизненно важных предметов, знание которых существенным образом повысилось. При таком подходе, например, прекратились бы сетования по поводу неудовлетворительной математической подготовки учеников (по результатам ЕНТ), потому что те, кто связывает будущее с профессией, предусматривающей серьезные математические знания, получили бы их в соответствующем лицее. Другие по тем же мотивам получили бы такие знания по природоведению, третьи - по гуманитарным дисциплинам. И в таких учебных заведениях с большим желанием учились бы наши дети. Не говоря о том, что такие специализированные заведения имели бы соответствующее учебно-методическое обеспечение. Практически во всех развитых странах мира похожий тип обучения. Я думаю, что и в нашей стране подобного рода преобразования вполне приемлемы. В частности, учащиеся нашей школы смогли бы выбрать себе специальность по душе при условии организации на базе двух колледжей района подобных учебных заведений. Профессиональная подготовка начиналась бы в условиях, когда школьнику после 9 класса не пришлось бы учиться далеко от дома. В таких условиях повысится значимость практических навыков, направленных на применение знаний, на реализацию собственных планов, связанных с перспективами дальнейшего профессионального становления.

Как надо осуществлять преобразования, требующие внедрения новых методов и средств обучения, использования информационно-коммуникативных технологий? Безусловно, на основе четкой концепции, опирающейся на конструктивную теоретическую платформу и передовой практический опыт. Одно из условий - разработка проектов, их тщательная экспериментальная проверка, анализ и оценка результатов. Четкая организация работы экспериментальных площадок, повышение уровня ответственности не только педагогических коллективов, но и общественности, родителей, систематический контроль и поддержка со стороны Департаментов образования - не менее важные условия грамотного проведения такого рода преобразований. Решение поставленных задач по реформированию среднего образования, ориентированного на раннюю профессионализацию будет способствовать достижению тех стандартов, которые определены для европейского и мирового образовательного пространства. Это предполагает регулярное участие в международных сопоставительных исследованиях, активный поиск и использование лучших международных разработок в области технологий и содержания образования, создание стимулов и инфраструктуры импорта и экспорта образовательных услуг. Возможным и необходимым в данный момент является использование Кембриджского подхода к процессам преподавания и обучения, что обусловлено, во-первых, высоким уровнем его признания во всем мире, во-вторых, появлением все большего числа педагогов, освоивших эту технологию и на практике убедившихся в ее эффективности и рациональности.

В деле развития глобальной сферы образования велика роль рядового учителя, который достоин доверия и поддержки и готов к работе в новых условиях.

Использованная литература

Быкова О.А.(2011).«Основные направления развития содержания образования в средней школе Англии». [онлайн на dslib.net].

Максимелюк С.П.(2012).«Реформы школьного образования в Великобритании».

[ онлайн на uchebnikionline.ru].

Павлова Т.Л.(2011).«Традиции, реформы современной японской школы». [онлайн на edukuds.ru].

СГУ (Сыктывкарский государственный университет)(2012).«Системы образования в странах мира».[онлайн на xreferat.ru]

Ключевые слова: развитие образования, реформирование, средняя школа, педагогические кадры, конструктивность, рациональность, теоретическая база, передовой педагогический опыт

Аннотация

В данной статье автор рассуждает об отдельных направлениях в работе по совершенствованию системы среднего образования и предлагает конкретные пути реформирования отдельных сторон ее деятельности.



© 2010-2022