• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Деятельность городского ресурсного центра как один из факторов эффективной организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Деятельность городского ресурсного центра как один из факторов эффективной организации научно-исследовательской деятельности учащихся

В 2008 году в  лицее №8  создан    городской ресурсный центр по внедрению новых технологий в образовательный процесс, что способствовало    апробации и внедрению инновационных методов преподавания и  новых учебных курсов.Успешной работе центра способствует большой   опыт,  накопленный  в лицее по данному направлению, высокий уровень технического  и программного оснащения, профессионально подготовленный коллектив, наличие  элективных курсов, дополнительное образование, спецкурсы. Всё это позволил...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Деятельность городского ресурсного центра как один из факторов повышения качества образовательного процесса и эффективной организации научно-исследовательской деятельности учащихся



Современные информационные технологии являются одним из основных средств развития образовательной среды. Эффективное их использование способствует интеграции различных областей знаний, совершенствованию методической системы обучения общеобразовательным предметам, а так же помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, дает возможность опереться на определенный круг интересов и увлечений учащихся, реализовать основные принципы современного образовательного процесса.

В 2008 году в лицее №8 создан городской ресурсный центр по внедрению новых технологий в образовательный процесс, что способствовало апробации и внедрению инновационных методов преподавания и новых учебных курсов.

Успешной работе центра способствует большой опыт, накопленный в лицее по данному направлению, высокий уровень технического и программного оснащения, профессионально подготовленный коллектив, наличие элективных курсов, дополнительное образование, спецкурсы. Всё это позволило построить эффективно работающую и развивающуюся модель единого информационно- образовательного пространства.

Одной из основных целей обучения в современной школе является становление ребенка как современно образованного компетентного человека, ориентированного на жизнь в открытом информационном пространстве, подготовленного к успешному включению в широкий спектр общественных отношений в социуме, наделенного глубокими знаниями и способами их получения. Лицей №8 г. Нижний Новгорода имеет естественно-научное направление. А, как известно, источником знаний и критерием их истинности является эксперимент, носящий по возможности исследовательский, а не репродуктивный характер. Однако практически любой биологический, химический, и физический эксперимент, проводимый с использованием только традиционного оборудования и только в ходе урока, без применения современных цифровых и компьютерных экспериментальных средств не позволяет в полной мере решать учебные и воспитательные задачи в современной школе.

Три года назад в Московском Институте Новых Технологий (ИНТ) лицей приобрел 7 комплектов цифровой лаборатории "Архимед", предназначенных для учебно-исследовательской деятельности.

Цифровая лаборатория «Архимед» - представляет собой программно-аппаратный комплекс для проведения широкого спектра исследований, демонстраций и лабораторных работ по физике, биологии и химии. «Архимед»

обеспечивает автоматизированный сбор и обработку данных, позволяет отображать ход эксперимента в виде графиков, таблиц, показаний приборов. Проведенные эксперименты могут сохраняться в реальном масштабе времени и воспроизводиться синхронно с их видеозаписью.

Л

Лабораторная работа в 11 классеаборатория обладает целым рядом неоспоримых достоинств: позволяет получать данные, недоступные в традиционных учебных экспериментах, дает возможность производить удобную обработку результатов эксперимента, существенно сокращает время на организацию и проведение работ и демонстрационных опытов. В этом учебном году 12 педагогов лицея прошли обучение в рамках программы повышения квалификации по теме «Использование цифровых лабораторий в образовании», организованное на базе лицея и проводимое педагогами Московского института открытого образования и Московского института новых технологий.

Мобильность и компактность лаборатории дает возможность проводить учебные исследования не только в классе, но и в полевых условиях. Так, на протяжении двух последних лет, команда преподавателей и учащихся лицея, участвуя в летнем палаточном международном экологическом лагере-экспедиции «ПриУстье», проводили различные исследования в области экологии, биологии, химии с использованием лаборатории «Архимед». В 2010 году информационно-ресурсный центр лицея №8 получил Международный грант Интел и выиграл конкурс программ летних экологических лагерей, проводимый министерством экологии и природных ресурсов, для организации экспедиции по цифровому исследованию реки Ветлуга. Летом этого года планируется международная экспедиция, в которой примут участие около 100 учащихся, преподавателей и студентов не только нашего лицея, но и других городов и районов области. Для организации квалифицированной помощи в проведении исследований в ходе экспедиции будут привлечены ученые-экологи из Польши, технические специалисты ВУЗов Нижнего Новгорода и Москвы. В программе экспедиции более 15 различных направлений цифровых исследований, таких как составление карты дна реки при помощи электронного эхолота, нанесением маршрута передвижения и уточнение лоции реки через систему GPS-навигации, определение индекса чистоты и различных характеристик микроклимата реки с использованием цифровой лаборатории и метеостанции, проведение медико-психологических исследований участников экспедиции.

Помимо цифровых лабораторий «Арихимед» информационно-ресурсный центр располагает 14 комплектами цифровых микроскопов.

Цифровой микроскоп QX5 - оптический микроскоп, приспособленный для работы в школьных условиях. Микроскоп снабжен преобразователем визуальной информации в цифровую, обеспечивает передачу в компьютер в реальном времени изображения микрообъекта и микропроцесса, а также их хранение, в том числе в форме цифровой видеозаписи.

Цифровой микроскоп используется:

  • на уроках природоведения и окружающего мира, биологии, химии, физики, экологии, в освоении отдельных разделов курса информатики и информационных технологий;

  • при организации работы спецкурсов по биологии, медицине и химии

  • в ходе летних экспедиционных лагерей.

В кабинете географии лицея установлена цифровая метеостанция -многофункциональная система, которая измеряет температуру, влажность и давление воздуха, имеет часы и календарь, а также подключение к компьютеру и интерактивному комплексу МиМио. В компьютер автоматически переносятся погодные показатели, на основании которых можно строить графики, следить за изменением различных показателей и делать свой собственный прогноз погоды.

Метеостанция используется при проведении лабораторных работ по географии следующей тематики:

• Температура и влажность воздуха

• Атмосферное давление

• Количество выпавших осадков

• Скорость и направление ветра

А так же с большим интересом учащиеся работают с метеостанцией во время кружковых и факультативных занятий.

Результативность

Результаты, полученные в ходе экспериментов, были использованы учащимися для написания научно-исследовательских работ. Активная экспериментальная исследовательская работа учащихся способствует значительному повышению уровня знаний, а также раскрытию их творческого, развитию интереса к самостоятельной исследовательской деятельности. Об этом свидетельствуют высокие показатели результатов сдачи ЕГЭ (по итогам 2010 г.) :

  • ср. балл по физике - 63,42

  • ср. балл по химии - 70,12

  • ср. балл по биологии - 73, 44

  • ср. балл по информатике - 74,80

Ежегодно учащиеся лицея становятся победителями и призерами в НОУ на районном и городском уровне, во Всероссийских и Международных научных конкурсах и олимпиадах. Практически все работы предметов естественно-научного цикла опирались на опытно-экспериментальные исследования, проведенные при помощи цифрового оборудования.

Итогом деятельности ресурсного центра в 2010 году является победа лицея в городском конкурсе «НОУ в моей школе» (диплом I степени).

В 2010 году команда учащихся лицея стала победителями Всероссийских телекоммуникационных олимпиад по информатике (учителя Самоделкина Н.Н. и Кучеренко А.Н.). В 2011 году - победители Всероссийских телекоммуникационных олимпиад по физике ( учитель Енюшкина Е.А.)

В минувшем учебном году научно-исследовательская работа Столяровой Александры (учитель Короткова Л.М.) «Теория игр и её применение в экономике» стала призером Международной научной конференции старшекассников «Школьные Харитоновские чтения», г. Саров. Работа по краеведению Щениковой Анастасии (учитель Козлова Л.И.) стала победителем Всероссийских краеведческих чтений в г. Москве и победителем XIV Российской научной конференции школьников «Открытие».

По результатам проведения конференции НОУ районного и городского уровня 20 научно- исследовательских работ учащихся нашего лицея стали победителями в области биологии, химии, медицины и экологии; 5 работ - в области физики и информатики; 19 работ - в области гуманитарных наук. 9 технических проектов заняли призовые места на городской технической олимпиаде, 4 из них стали победителями.

Распространение опыта.

Стало традицией проводить на базе городского информационно- ресурсного центра открытые уроки с использованием ИКТ, семинары, мастер-классы для учителей района, города и области.

Для осуществления практической деятельности по организации партнерства ОУ на базе лицея в 2008-2009 учебном году проводились целевые курсы: «Управление процессами организации партнерства образовательных учреждений», в которых принимали участие руководители образовательных учреждений, руководители экспериментальных площадок и руководители проектных групп. В 2009-2010 уч.году прошли курсы Интел «Мультимедиа ресурсы в школе».

В 2010 -11уч. году преподаватели Московского института новых технологий провели курсы по использованию цифровых лабораторий «Архимед» на уроках по различным предметам и в исследовательской деятельности.

В этом же учебном году 9 преподавателей заканчивают дистанционные курсы «Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века».

Подробную информацию о деятельности городского ресурсного центра на базе лицея №8 в рамках учебно-воспитательного процесса, семинарских и курсовых занятий можно получить на сайте лицея.

Помимо курсовой подготовки на базе ресурсного центра проходит много различных семинаров, конференций, круглых столов по тематике использования инновационных методов.

Так, в ноябре 2008 г. прошли теоретико-практические занятия «Социальное партнерство ОУ как актуальное направление в области образования» и занятия по социальному проектированию, на которых был представлен в интерактивном компьютерном исполнении социальный проект лицея "Театр в моей жизни" (авторы Троицкая И.И., Зимина А.А.)

За три последних года было проведено пять семинаров для учителей иностранных языков, проходящих курсы повышения квалификации на базе НИРО по вопросам использования ИКТ в процессе обучения иностранному языку. В ходе этого семинара учителями лицея были даны не только открытые уроки, но и мастер-класс по использованию интерактивной доски (Пыхова Е.К.).

10 декабря 2009 года на базе лицея в рамках сетевого проекта «Проектирование информационно - образовательной среды ОУ», прошел Конкурс школьной прессы Нижегородской области. Участниками конкурса стали 31 образовательное учреждение города и области. По результатам конкурса в издательском центе был издан экспресс-журнал «Дискавери», в который вошли журналистские и фотоматериалы всех участников.

28 октября 2009 года в лицее прошел районный семинар директоров школ по теме «Школьная пресса как средство формирования образовательного пространства лицея».

15 февраля 2010 года на базе лицея совместно с Институтом Новых Технологий (г.Москва) проходил городской семинар директоров и заместителей директоров по ИКТ «Эффективное использование инновационных технологий на примере развития единой информационно-образовательной среды». В ходе семинара учителями лицея были даны открытые мероприятия:

  1. Енюшкина Е.А. - урок физики, раздел «Механика» 9м класс /использование цифровой лаборатории «Архимед» в процессе демонстрационного эксперимента/

  2. Копылова В.В. - урок географии «Транспортный комплекс России» 9в класс / практическая работа с электронными географическими картами на базе интерактивного комплекса МИМИО в курсе географии/

  3. Шеногина Д. В. - семинар «Возможности интерактивной доски в преподавании курса истории: электронные атласы, интерактивные контурные карты, электронный учебник»

  4. Короткова Л.М., Педченко Е.Н.- интегрированный урок (экономика, математика, информатика) «Решение экономических задач с использованием методов математики и информатики»

  5. Икренникова Г.В. - урок-конференция «Химия в моей будущей профессии» /использования ПК на примере создания презентационных материалов/

  6. Самоделкина Н.Н. , Бормотина Л.М. - кружок « Компьютерная газета» 5 а класс, /использование ПК при организации издательской деятельности/

  7. Пыхова Е.К., Степанова В.А. - мастер-класс «Основные принципы использования ИКТ на уроках английского языка»

  8. Зимина А.А. - урок «Отмена крепостного права в России» 8б класс / ресурсы компьютерного класса в преподавании гуманитарных дисциплин/

  9. Лопатина А. А. индивидуальные групповые занятия «Трудные вопросы орфографии» / использование ПК при подготовке к ЕГЭ /

  10. Зайцев В.В. урок ИЗО «Мир красок» 6 б класс /использование графического планшета на уроке рисования /

  11. Дюпина Е.А., Кучеренко А.Н. Интегрированный спецкурс (математика, информатика) Подготовка к ЕГЭ: разбор задач повышенной сложности с использованием интерактивного комплекса МИМИО и 3D-графики. 11 г класс

  12. Штырлина О. В. Из опыта работы «Плюсы и минусы использования электронного микроскопа и видеоокуляра при проведении экспериментальных и лабораторных работ по биологии и химии»

Учителя лицея активно делятся опытом работы по использованию инновационных методов в образовании не только в стенах лицея, но и на мероприятиях городского и областного уровня. Только за минувший учебный год были следующие выступления и мастер-классы:

1. Ярцева И.Н. Доклад на городской коллегии директоров «Эффективное использование инновационных технологий на примере развития информационно-образовательной среды МОУ лицея №8

2. Самоделкина Н.Н. Выступление на региональный августовском марафоне «Всероссийский год тьютора программ Интел: «Итоги и перспективы развития в Нижегородской области» по теме «Мобильные технологии в палаточном лагере»

3. Пыхова Е.К. Выступление и мастер-класс на областном семинара для учителей английского языка «Использование ИКТ-технологий в учебной деятельности и при подготовке к ЕГЭ»

4. Бабурова Н.И. Выступление на городской конференции по духовно -нравственному воспитанию «Из опыта работы центра «Слово»

5. Бабурова Н.И. Доклад на районной конференции по вопросам патриотического воспитания «Путь к Рождественским чтениям»

6. Самоделкина Н.Н. Выступление на районном методическом объединении учителей информатики «Школьный издательский центр как элемент развития информационно-образовательной среды ОУ»

7. Бабикова И.Г. Представление методической разработки электронного портфолио классного руководителя на районом конкурсе «Самый классный классный»

8. Бабикова И.Г. Представление методической разработки внеклассного мероприятия, посвященного 50-летию полета первого человека в космос, на районном конкурсе классных руководителей.

9. Горностаева Н.Е. Доклад на областной научно-методической конференции «Роль Н.Новгорода в сохранении Российской государственности» по теме «Историография битвы на реке Пьяне» .

10. Енюшкина Е.А. Мастер-класс на городской коллегии директоров по теме «Использование цифровой лаборатории в физическом эксперименте»

Информатизация и компьютеризация общества, развитие телекоммуникаций, выдвижение науки и образования в качестве одного из приоритетных национальных проектов требуют новых подходов и технологий, одновременно предоставляя и новые более широкие возможности. В связи с этим деятельность учащихся и педагогов лицея, проводимая с использованием современных цифровых методов, является одним из направлений, способных совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности школьников, необходимых в XXI веке. Это в значительной мере способствует повышению качества образовательного процесса, развивает интерес к научно-исследовательской деятельности, позволяет формировать современно образованного компетентного человека, подготовленного к жизни в открытом информационном пространстве, наделенного глубокими знаниями и способами их получения.

Фото:

Деятельность городского ресурсного центра как один из факторов эффективной организации научно-исследовательской деятельности учащихсяДеятельность городского ресурсного центра как один из факторов эффективной организации научно-исследовательской деятельности учащихся



Деятельность городского ресурсного центра как один из факторов эффективной организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Директор лицея Ярцева И.Н., Почетный работник общего образовании РФ, дважды лауреат Премии Нижнего Новгорода

Деятельность городского ресурсного центра как один из факторов эффективной организации научно-исследовательской деятельности учащихся


Деятельность городского ресурсного центра как один из факторов эффективной организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Учитель физики Енюшкина Е.А. проводит открытый урок в 9 кл. с использованием цифровой лаборатории

Деятельность городского ресурсного центра как один из факторов эффективной организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Мониторинг чистоты воды в р. Уста, проводимый в летней экспедиции с помощью цифровой лабораторииДеятельность городского ресурсного центра как один из факторов эффективной организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Учитель биологии Штырлина О.В. демонстрирует возможности цифрового микроскопа для участников городского семинара

9


© 2010-2022