Модель управления качеством образования на примере МБОУ СОШ №30 Череповца Вологодской области

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модель управления качеством образования на примере

МБОУ СОШ №30 г. Череповца Вологодской области.

Проблема управления качеством образования на современном этапе остро стоит перед каждым образовательным учреждением. И смысл управления качеством образовательных услуг не в красивом отчете перед государством или контролирующими органами. Смысл - в оценке всех плюсов и минусов конкретной образовательной организации и поиске решений для разработки такой программы работы, которая позволит свести к минимуму все негативно влияющие факторы для эффективной работы учреждения. Эффективная работа любой организации - это сочетание сразу нескольких показателей:

Экономические показатели:

  • Результативность - достижение организационных целей;

  • Производительность - достижение организационных целей с минимальными трудовыми затратами;

  • Продуктивность - количество и качество продукции;

  • Рентабельность - показатель прибыльности;

  • Экологичность - использование экологически чистых технологий;

  • Энергоемкость - потребление минимума энергии.

Социально-психологические показатели:

  • Активность сотрудников - высокая мотивированность, готовность к изменениям, наличие «проводников изменений», участие в принятии решений, разделяемая ответственность;

  • Удовлетворенность трудом - личная значимость, творческое отношение;

  • Относительная стабильность организации - наличие «ядра» работников, низкие показатели текучести кадров;

  • Сплоченность и совместимость членов организации - устойчивость и прочность межличностных взаимодействий, наличие отлаженных механизмов деятельности и общения.

Образовательная организация - достаточно специфическая организация среди всех других. И имеет свои специфические показатели успешности и эффективности. К ним можно отнести такие как рейтинг среди других аналогичных образовательных организаций, частота участия педагогов и учащихся в конкурсах различного уровня и наличие призовых мест, наличие программ доп. образования различной направленности (в том числе - на платной основе), уровень образования пед. кадров, количество успешно поступивших выпускников на следующую ступень образования и пр.

И чтобы образовательная организация могла называть себя эффективной и приносить прибыль (как любая другая организация), ей приходится постоянно мониторить качество образования своего учреждения. Да, существуют разработанные и рекомендуемые методики и системы отчетов для образовательной организации любого уровня. Но, зачастую, они дают только обобщенную картину и не позволяют наглядно увидеть проблему конкретного образовательного учреждения. Исходя из этих соображений, нами и была разработана модель управления качеством образования конкретного образовательного учреждения - МБОУ СОШ №30 г. Череповца Вологодской области.

Сначала необходимо разобраться, что же такое - качество образования. Проанализировав самые важные нормативные документы в образовании - требования Стандарта и Закон об образовании в РФ - мы пришли к выводу, что понятие «качество образования» следует рассматривать со всех возможных сторон. Исходя из этих же нормативных документов, мы определили эти показатели качества:

  • Качество условий и ресурсов

  • Качество образовательного процесса

  • Качество результата образования

Каждый из показателей включает в себя подкритерии, которые мы рассмотрели в отдельности, определили наличие подкритерия в нашей образовательной организации, сравнили со стандартом и разработали рекомендации по каждому подкритерию (при необходимости). Для наглядности все показатели мы объединили в таблицу:

Показатель качества

Требования к показателю

Наличие показателя в ОО

Рекомендации по улучшению

Качество условий и ресурсов:


  1. Материально-технических

сан-эпид.требования, сан.-быт. условия, соц.-быт., противопожарной электробезопасности, к зданию, участку, оборудованию всех помещений, инвентарю, принадлежностям

ОО соответствует всем перечисленным требованиям

Продолжать работу над улучшением мат-техн. условий, проведение текущих и кап. ремонтов

  1. Кадровых

Укомплектованность всеми кадрами

Соответствующий уровень квалификации;

Непрерывность проф. Образования;

Кадровое обеспечение. На конец учебного года в школе работало 77 педагогов и специалистов, включая д/о и совместителей, (женщин - 61 человек, мужчин - 8 человек), из них 3 воспитателя, учитель -логопед -2, психолог-1, социальный педагог-1, педагог дополнительного образования-1, заведующий библиотекой-1, лаборант физики - химии -1. По уровню образования: с высшим - 68 человек (88,3%), средне-специальным - 6 человек (7,8 %); высшее непедагогическое образование имеют 1 человек (1,3%), обучаются в данный момент в ВУЗах - 2 человека (2,6 %)

Педагогический стаж до 5 лет имеют 7 человека (9,1 %), от 5 до 10 лет - 10 человек (13%), от 10 до 20 лет - 18 человек (23,4 %), свыше 20 лет - 42 человека (54,5 %.). Средний возраст педагогов составил 45,8 лет.

Уровень квалификации: имеют высшую категорию - 20 человек (29,4%), первую - 41 человек (60,3 %), без категории - 11 человек (14,3%), 5 педагогов (6,5%)имеют подтверждение соответствия занимаемой должности. В течение года прошли аттестацию 16 человек, из них 5 - на высшую квалификационную категорию, 11 - на первую.

Курсовая подготовка: на качество обучения учащихся школы влияет также систематическое и продуктивное самообразование и курсовая переподготовка кадров. В этом учебном году повысили свой профессиональный уровень 72 педагога и специалиста на годичных и краткосрочных курсах ПК (100%).

Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов в условиях обновления образования, развития творческих способностей и культуры личности учителя.

Создать оптимальную систему методической работы для педагогического коллектива на основе изучения их профессиональных интересов и затруднений, основанных на планировании траектории развития каждого педагога, включающей его самообразование, обобщение опыта работы

Разработать положения о портфолио пед. работников.

  1. психолого-педагогических

преемственность содержания и форм организации образовательного процесса, учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся (в т.ч. - в переходные периоды), вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения, формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся и педагогов, диверсификация уровней псих.-пед. сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);

Психолого-пед. сопровождение школьников на этапах адаптации (при переходе с одной ступени образования на другую), проведение диагностик по уровню овладения УУД и личностных характеристик.

Проведение ПМП

Коррекционная работа с классами 7 вида, работающим по адаптивным программам

Внедрять новых технологий обучения, обеспечивающих формирование устойчивой мотивации к обучению

Продолжать псих.-пед. сопровождение детей, в том числе - из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей с ограничениями в здоровье. Разработать программу сопровождения .

  1. финансовых

Фин. обеспечение бюджета согласно гос. (муниц.) заказа; возможность осуществлять деятельность, приносящую доход без уменьшения бюджета

В плане фин.-хоз. Деятельности (субсидии на выполнение муниц. задания на оказание образовательных услуг, целевые субсидии, доход от других видов деятельности, приносящей доход)

Разработать программу внедрения доп. образовательных услуг, приносящих доход.

Поиск других путей дополнительного финансирования

  1. информационно-методических

совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуник. каналы, программные продукты и др. ИКТ-оборудование)

Количество компьютеров в расчете на одного учащегося 1/12

Количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы из общего количества единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося

30 586 экз./33,4ед.

Наличие читального зала библиотеки, в том числе:

С обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров

С медиатекой

Оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов

С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки

С контролируемой распечаткой бумажных материалов

Численность/удельный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся - 100 %

Увеличить количество персональных компьютеров в расчете на одного учащегося.

Создание баз внутренней информации для педагогов, учащихся и родителей.

Изучить возможности внедрения системы «электронный учебник»

  1. открытость ОО для соц. партнерства с др.

ОО сотрудничает с д/д №8,7, реабилитационным центром «Росток», ЦДЮБ, центром доп. образования Гренада (аренда площадей ОО), ДК «Аммофос», камерным театром, выставочным залом Договоры на сотрудничество - только у администрации, в эл. виде нет

Расширять соц. связи с ОО, смежными по уровню образования (дошкольн., проф. средн. и высшего образования), с ОО доп. образования, предприятиями города, организациями здравоохранения

Качество образовательного процесса


  1. Основные общеобразовательные программы

Основная образовательная программа НОО и ООО, которые содержат программу формирования ууд , программу отдельных предметов и курсов, внеурочной деятельн., программу дух.-нравств. развития и воспитания, программу формирования эколог. культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы.

Общеобразовательная программа начального общего образования

Специальная (коррекционная) общеобразовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития

Общеобразовательная программа основного общего образования

Специальная (коррекционная) общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития

Общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования

Создание условий для внедрения новых Фгос ООО, фгос СОО, современных образовательных и педагогических технологий в целях развития познавательного интереса и повышения качества знаний учащихся и формирования у них активной гражданской позиции

Разработать Программу развития ОО (предыдущая была - на 2010-2015 гг, до введения ФГОС )

  1. Дополнительные образовательные программы

Не реализуются

Изучить условия по внедрению доп. образования

  1. Специальные курсы и циклы дисциплин

Не реализуются

Изучить условия по внедрению доп. образования

  1. Деятельность по оздоровлению учащихся

Только в рамках основных общеобразовательных программ

Создать программы доп. образования по оздоровлению учащихся, использовать здоровьесберегающие технологии в рамках урочной, внеурочной и внеклассной деятельности

Качество результата образования

две составляющие:

1)результаты промежуточной аттестации обучающихся - нач. шк, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (решение о переводе на след. ступень обучения);

Итоговая аттестация - ср. школа, уровень овладения необходимыми ЗУН

2)результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования (ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.) в том числе - результаты социализации (участие в конкурсах различного уровня педагогов и учащихся)



  1. Полугодовые проверочные работы по предметам ; итоговая комплексная работа - нач. школа; полугодовые и годовые итоговые контрольные работы по предметам - ООО, СОО;

По окончании ООО ГИА, по окончании СОО - ЕГЭ

  1. Диагностика уровня личностных и ценностных характеристик

  2. Участие учащихся и их педагогов в конкурсах различного уровня


  1. Личностные результаты

готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности

различные мониторинговые исследования

Диагностика уровня личностных и ценностных характеристик


  1. Метапредметные

освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями

различные мониторинговые исследования

Диагностика уровня личностных и ценностных характеристик


  1. Предметные

освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира

Промежуточная и итоговая аттестации

Комплексная работа, ГИА, ЕГЭ

Таблица наглядно демонстрирует, какие именно нюансы в работе образовательной организации нуждаются в корректировке. В данном случае, мы пришли к выводу, что ОО (образовательная организация) соответствует всем необходимым требованиям. Но есть необходимость решения следующих задач (проблем):

  1. Расширение материально-технической базы ОО (образовательной организации)

  2. Расширение базы информационно-технических средств (компьютеры, эл. учебники)

  3. Создание баз внутренней информации для учащихся, педагогов и родителей

  4. Внедрение ФГОС ООО, СОО

  5. Повышение степени участия педагогов и учащихся в конкурсах различного уровня.

  6. Расширение социальных контактов и сотрудничества ОО

  7. Внедрение новых технологий обучения, обеспечивающих формирование устойчивой мотивации учащихся к обучению

  8. Расширение системы дополнительного образования

  9. Участие ОО в конкурсах (в том числе - грантовых)

  10. Внедрение системы социального партнерства ОО с родительским коллективом и спонсорами

  11. Разработка системы внебюджетного финансирования ОО

Пути решения всех этих проблем найдут отражение в разрабатываемой на данный момент долгосрочной Программе развития ОО на 2015-2020 гг.



© 2010-2022