Инновационный проект Организация работы со слабоуспевающими учениками

Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инновационный проект Организация работы со слабоуспевающими учениками


Подготовила: Зюзина Р. И.

Введение.


Сами знания не дают абсолютно ничего если

нет возможности применить их с пользой, и

что умный человек отличается от глупого не

количеством обладаемых знаний (человек,

который много знает, не всегда является

умным - часто он всего лишь является

эрудированным и не более того), а умением

находить нужные знания и применять их с

максимальной пользой и эффективностью.


Как часто мы слышим «Петька! Да ладно! Предприниматель (директор фирмы, банкир, и т.д.)? Да он же в школе на последней парте сидел. Все 10 лет двоечником был! Наверняка, и вы слышали такие обрывки фраз из диалогов, а может, и сами их произносили. Меня всегда интересовал вопрос: «А почему, в действительности, очень часто мы сталкиваемся с тем, что далеко не самые успевающие ученики выходя за пределы школы, находят свое место в жизни и достаточно успешны?» . А вы можете ответить на этот вопрос?

Или еще. На своих уроках я люблю задавать проблемные вопросы. Они заставляют думать, рассуждать, предполагать. И очень часто на мои каверзные вопросы отвечали не отличники и хорошисты, а именно те самые «двоечники». И опять вопрос: « Почему они?».

И третий вопрос, который задают не только родители, но и некоторые учителя: «чем им не нравятся старые методы обучения, зачем вводят какие-то новые стандарты, ведь наше образование когда-то было лучшим?»

Только тогда, когда я стала углубленно изучать работу со слабоуспевающими учениками, я нашла ответы на эти и многие другие вопросы.

На первые два вопроса ответить легко: это говорит о том, что такие ученики не имея мотивации к обучению и не смотря на способности, не раскрылись в учебном процессе, не использовали весь потенциал на свое развитие. И если оканчивая школу зерна способностей попадали в благодатную почву, то они прорастали. Значит, наше когда-то лучшее образование не для всех является благодатной почвой.

По мнению многих людей, в Советском Союзе образование носило энциклопедический характер. Многие знания не использовались в повседневной жизни, поэтому забывались. Вот мнение одного из людей, который участвовал в диспуте о преимуществах современного образования: «Только честно скажите: многие из вас сейчас скажут «правило буравчика» или закон Ома? И вообще, что это такое? Ну или хотя бы, что такое электрический ток? Многие ли помнят, чем косинус отличается от синуса? Кто может с ходу доказать теорему Пифагора (доказать, а не сформулировать)? Помните ли вы, какие полезные ископаемые сосредоточены в каких регионах СССР? А перечислить сразу сходу все планеты Солнечной системы по порядку следования слабо? Скажите, чем соли отличаются от щелочей? Какова формула азотной кислоты? А серной? Сможете мне рассказать о правописании гласных на конце наречий? А может быть о гласных в безударных суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)? В каком году на престол взошла Екатерина Великая? А сколько выплавлялось чугуна в Англии в конце XIX века? «Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог…» - продолжите до слов «…Там некогда гулял и я: Но вреден север для меня». Имена всех персонажей «Отцов и детей» назовёте? Неужели не помните? А вы ведь всё это учили в самой лучшей в мире советской школе.
Ну что, убедились? Ну и в чём преимущество это самой советской системы образования? Давайте уж на чистоту - никто не помнит из курса средней школы почти ничего, кроме очень узкого перечня в самом деле необходимых в жизни вещей.»

Мнение этого человека поддерживали многие, считая, что более половины изучаемых в школьном курсе тем необходимо исключить за ненадобностью и невостребованностью в жизни.

Я с такой точкой зрения не согласна. Я думаю, что знания нельзя делить на нужные и ненужные. Каждое из них является ступенькой, основой для получения новых. На мой взгляд основной недостаток советского образования заключается в том, что учеников не учили добывать эти знания, именно поэтому появилась необходимость в новой методике обучения, новых стандартах в обучении.

Обобщая все вышесказанное, я убеждена в том, что работа со слабоуспевающими учениками важна и необходима.

Актуальность проекта в нашей школе.


Обучая левое полушарие, вы обучаете

только левое полушарие. Обучая правое

полушарие, вы обучаете весь мозг!

И.Соньер


Нельзя не учитывать, что деление людей на

правополушарных и левополушарных упрощает

реальность, зато многое в человеческой личности

позволяет увидеть яснее.



Американский психолог, работающий в Калифорнийском институте, Роберт Орнстейн совершил целую революцию в психологии, объяснив работу правого и левого полушария головного мозга. Открытия Орнстейна имеют особое значение для тех, кто учился по принципу: чтение, письмо, арифметика (задействовано только левое полушарие мозга). А у учащегося, который имеет артистический или музыкальный талант, имеет золотые руки, или немного фантазер, задействовано правое полушарие. Не смотря на то, что каждая часть головного мозга отвечает за определенную деятельность человека со всей очевидностью мы должны признать, что творческая или артистичная личность так же умна, как и человек с научным складом ума. Только для восприятия знаний им необходимы различные методики образования.

А также он утверждал, что «что функции правого полушария составляют игнорируемую часть способностей и интеллекта людей западной цивилизации, и что эти функции лучше развиваются в культуре, мистицизме и религиях Востока. В тех сообществах, где культурные традиции и тесно связанный с ним стиль общения не способствуют, а скорее противодействуют процессу обучения, основанному на стимуляции левополушарных способностей, - сдвиг межполушарной асимметрии влево менее выражен и происходит более мучительно, требует дополнительных усилий от ребенка. У этнических групп, не приобщенных к западной цивилизации, недостаточно развито левополушарное мышление. Однако это не особенность этнического мышления, так как достаточно нескольких лет обучения в школе, чтобы устранить правополушарный крен».

В нашей школе около 67 % учащихся курдской национальности. Это дети из семей с культурой, отличающейся от славянской. Из них 64% составляют дети, обучающиеся по программе СКОП 7 вида. Поэтому в нашей школе особо актуален вопрос о слабоуспевающих учениках и работе с ними.


Без знания этнопсихологии и этнокультуры невозможно проводить успешное обучение и воспитание.

Учитывая все сказанное выше, возникает потребность во введении в инструментарий работы школы специальных методик, направленных на исследование индивидуально-психологических особенностей детей и позволяющих выявить психофизиологические причины, определяющие неуспех учащегося в усвоении школьной программы

Цель проекта:

правильно и методически грамотно поставить работу со слабоуспевающими учениками.

Задачи проекта:


  1. Выявление причин неуспеваемости;

  2. Повышение мотивации к обучению у слабоуспевающих учеников;

  3. Научить слабоуспевающих учеников добывать информацию и обрабатывать полученные знания;

  4. Развитие внимания, мышления и способностей ученика.

  5. Укрепление взаимосвязей учителя и ученика на уроке.

  6. Повышение самоорганизации ученика.

Этапы выполнения проекта:

  1. Определение актуального уровня знаний.

  2. Выявление причин отставания.

  3. Налаживание положительной окружающей атмосферы.

  4. Дифференцированная работа на уроке.

  5. Вовлечение во внеурочную деятельность.

  6. Анализ промежуточных результатов.

Планетарная модель проекта

Инновационный проект Организация работы со слабоуспевающими учениками


  1. Определение актуального уровня знаний.

Можно ли строго разграничить успевающих учеников от неуспевающих? Конечно же, нет. Всегда есть ученики, обучающиеся на «троечку». К кому их причислить? К тем, или другим? Я думаю, если мы их отнесем к слабоуспевающим, то дети в этом только выиграют. К тому же ученики могут быть «временными» слабоуспевающими по некоторым объективным причинам: по причине болезни, пропусков, невосприятия какой-то отдельной темы, раздела. Поэтому проведение одной контрольной работы или одного теста недостаточно чтобы выявить уровень знаний ученика по данному предмету.

Начиная работу с классом, я определяю сначала с помощью анкет взгляд самого ученика на успехи и неудачи в освоении, потом прослеживаю актуальный уровень знаний обучающихся в ходе входных контрольных работ, тестов, решении задач на логику, мышление, сообразительность.

  1. Определение причин отставания.

По мнению психологов причин неуспеваемости достаточно много:

  • Предъявляемые школьнику требования могут не совпадать по времени со стадией нормального функционального развития мозга ребенка, опережая его возрастную готовность к выполнению поставленных задач.

  • Отставание в развитии отдельных структур мозга ребенка.

  • Конфликт с учителем, родителями (протест).

  • Проблемы со здоровьем.

  • Пропуски.

  • Предлагаемые школьнику методики обучения не соответствуют типу мышления, гендерным особенностям познавательных процессов.

  1. Налаживание благоприятной окружающей обстановки.

В первую очередь учитель, работая со слабоуспевающим учеником обязан создавать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке. Проявлять разумную требовательность, терпение, справедливую строгость, веру в возможности каждого ученика.

В нашей работе, по мнению психологов, главное это создание на уроке ситуации успеха. Это, в свою очередь поможет сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности, а слабому - выполнить посильный объем работы. Главным девизом на каждом уроке у меня является фраза «Нужно быть лучше, чем вчера, а не лучше чем другие».

Следующим необходимым условием для работы в благоприятной обстановке является тесный и предельно доброжелательный контакт с родителями. Не секрет, что часто родители неуспевающего ученика не интересуются причинами отставания и не занимаются их ликвидацией, а наоборот усугубляют положение «нравоучениями». И, неважно, благополучная семья или нет. Чаще в благополучной семье отношение к ученику хуже, чем в неблагополучной в силу «неоправданных надежд». Поведение родителей является еще более сложным и противоречивым. Чаще всего родители неуспевающих учеников имеют претензии к школе, обвиняют учителей, учебную программу, но при наблюдении в неформальной обстановке отчетливо видно, что эти же родители постоянно упрекают детей именно учебными проблемами. Уставших детей сажают сразу после школьных занятий учить домашние задания, сидят вместе с ними, нанимают репетиторов, часто применяют физические наказания, кричат и т.д. Тем самым родители окончательно теряют доверие своих детей, постоянными конфликтами усугубляют домашнюю обстановку.

  1. Работа на уроке.

Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом. Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться? Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении. Дифференцированный подход должен быть осуществлен на любом из этапов урока. Первостепенной задачей является пробудить мотивацию к обучению каждого ученика, так как несформированность мотивации учения, недостаточная развитость познавательных интересов ведут к тому, что учение воспринимается школьниками как неприятная обязанность, порождающая в значительной части случаев отрицательные эмоции, общее негативное отношение к школьному обучению.

Последнее время я часто пользуюсь несколько другим планом урока, чем раннее. На мой взгляд, составить план урока по такой схеме проще и продуктивнее. Он более наглядно позволяет распределить методики работы с каждым учеником.

Этап урока

Виды работы, используемые для сильных учеников.

Виды работы, используемые для слабых учеников.

Организационный момент.

Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Мотив продолжения образования. Средство для развития своего мышления.

Необходимо делать упор на престижность положения в коллективе, авторитет, социальную значимость данного вида деятельности.

Каждый учитель, опираясь на свой опыт работы и индивидуальные особенности, использует свое сочетание приемов мотивации, учитывая, что эффективность воздействия приема зависит от учебных возможностей школьников, их интересов и эмоций учителя и ученика. Важно, что яркая познавательная мотивация оказывает воздействия на всех учащихся класса, в том числе и слабоуспевающих.

Однако традиционный характер обучения не дает возможности проявиться творческим, интуитивным началам. Поэтому я как можно чаще стараюсь опираться на такие методы, как наглядность, образность, эмоциональность, и достигаю определенных успехов в обучении детей.

Я постоянно на уроках использую деформированные задания, тесты (стандартные и составленные мной, с помощью конструктора тестов easy Quizzy), карточки - конспекты, карточки с образцами решения, карточки - информаторы, разрезные теоремы, математические диктанты, работы в парах и т.д.

Одним из видов работы, которой я пользуюсь в последнее время, является самостоятельное изготовление учащимися карточек - конспектов, информаторов, разрезных теорем, презентаций к уроку. При изготовлении таких карточек дети еще раз повторяют изученное, учатся выделять главное, обобщать и могут применить свои творческие способности. Многие учителя слабоуспевающим ученикам преднамеренно задают небольшой объем домашнего задания. Я считаю, что это не совсем правильно. Должны быть задания доступного уровня, но при этом не уменьшая объем заданий, т. к. это приводит к систематической интеллектуальной недонагрузке.


  1. Внеурочная работа.

Внеурочная работа имеет ряд преимуществ по сравнению с урочной деятельностью для развития слабоуспевающих учеников. На кружках, конкурсах, предметных неделях ученики более свободны, раскрепощены, не бояться наказания оценкой. Там они могут проявить свои творческие способности. К тому же основой практически любого внеклассного мероприятия является игра. Правильно продуманное внеклассное мероприятие и подготовка к нему способны повысить познавательную деятельность, активизировать мышление, память, внимание. Внеурочная работа заключается также и в вовлечении учеников в проведении предметных недель и их подготовки. Очень часто именно слабоуспевающие ученики становятся активистами при проведении предметных недель, конкурсов, охотно берутся за подбор материала, организацию и т.д. очень важно поддержать это стремление, показать как это важно, таким образом развивая ответственность, заинтересовывая предметом и повышая самооценку ученика.

Неуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной действительности. Работа со слабоуспевающими детьми представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения. Но результат обычно целиком оправдывает затраченное время и силы, если учитель сумеет правильно поставить воспитательную работу со школьниками с первых дней их пребывания в школе.

Для более интенсивного развития внешкольных познавательных интересов хотелось бы иметь более широкую систему кружковой работы, которая развертывается прежде всего в самой школе, более активное внедрение факультативов, улучшение и расширение школьных библиотек за счет выписывания научно-популярных журналов и книг. Очень важной и результативной внеклассной работой является содержание научно-популярных программ радио и ТВ, обсуждение их на классных часах, кружковых занятиях, использование на уроках, т. е. особое внимание в повседневной школьной жизни учащихся средних и старших классов следует уделять свободным дискуссиям познавательного характера, поднять престиж чтения в классе, добиваясь этого через широкое обсуждение книг, сопоставление впечатлений от книг и кинофильмов и т. п.

Ожидаемый результат:

  • Повышение уровня знаний.

  • Интереса к предмету, мотивации к обучению.

  • Повышение способности к самообучению.

  • Воспитание стремления изменить свой уровень саморегуляции (например, укрепить свою волю, развить определенные черты характера и т. п.).




© 2010-2022