- Преподавателю
- Директору, завучу
- Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках организация работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках организация работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Балабанюк В.А. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Томаровская средняя общеобразовательная школа №1
Имени Героя Советского Союза Шевченко А.И.
Яковлевского района Белгородской области»
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках организация работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)
Подготовила
Педагог-психолог
Балабанюк В.А.
Томаровка
2015 г.
Психолого-педагогическое сопровождение является одним из приоритетных направлений в сфере образования, по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями, и направленно на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуации школьного взаимодействия. Сопровождение как процесс, динамически целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса.
В соответствии с этим определяются и конкретные формы, и содержание деятельности специалистов в рамках сопровождения. Все они традиционны - комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, экспертная деятельность по определению и корректировке индивидуального образовательного маршрута.
Разработку маршрута сопровождения детей с особенностями в развитии осуществляет психолого-медико-педагогический консилиум. В состав нашего школьного консилиума входит:
- председатель консилиума (заместитель директора по учебно-воспитательной работе) - отвечает за общие вопросы организации заседаний: обеспечивает их систематичность, формирует состав членов консилиума для очередного заседания, состав учащихся, приглашаемых на заседание, координирует связи консилиума с другими звеньями учебно-воспитательного процесса, организует контроль за выполнением рекомендаций консилиума.
- учитель с большим опытом работы (руководитель РМО начальных классов) -помогает «разговорить» ученика, снять барьеры общения, дает характеристику учащегося, активно участвует в собеседовании, может быть подключен к выполнению рекомендаций консилиума.
- учитель-логопед представляет речевое развитие ребенка, - звукопроизношение учащихся; лексико-грамматическую сторону речи; фонематическую сторону; отмечает интеллектуальные особенности учащегося.
- педагог-психолог, который представляет учащегося на консилиум с результатами диагностической деятельности - наблюдений, экспертных опросов педагогов и родителей, обследования детей,
- социальный педагог - предоставляет социально-психологическое обследование проблемного ребенка и его семьи, обеспечивает защиту прав семьи и ребенка,
- медсестра - информирует о состоянии здоровья учащегося, по рекомендации консилиума обеспечивает его направление на консультацию к специалисту (психоневрологу. детскому психиатру, окулисту, отоларингологу и т. д.), в ходе консилиума дает рекомендации по режиму жизнедеятельности ребенка.
- классный руководитель - дает ребенку характеристику, формирует в обобщенном виде смысл трудностей в его обучении и воспитании, активно участвует в собеседовании с родителями и детьми, получает и выполняет рекомендации консилиума.
Документация консилиума
-
Положение о ПМПк образовательного учреждения (на основе районного положения о ПМПк)
-
Приказ о создании ПМПк образовательного учреждения
-
График плановых заседаний ПМПк (коллегиальное заседание не позднее 10 дней от даты заявки на рассмотрение проблем ребенка)
-
Журнал протоколов коллегиальных заседаний ПМПк
Описание проблем или жалоб происходит при записи ребенка на консультацию. Для этого ведутся журналы предварительной записи учащихся ПМПк и журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистами ПМПк.
В работе консилиума выделяют следующие этапы
Диагностика и обследование ребенка начинается либо с запроса родителей (лиц, их замещающих), либо с запроса учителя, администрации образовательного учреждения с согласия родителей, для этого в образовательном учреждении имеется договор между ОУ и родителями, который подписывается в двустороннем порядке.
I На предварительном этапе собираются анамнестические сведения о ребенке и его семье (так называемый психологический анамнез). В этом случае другие специалисты дополняют и уточняют эти анамнестические данные.
II Коллегиальное планирование обследования ребенка специалистами ПМПк
Медицинское обследование - школьный медик просматривает медицинские карты, при необходимости получает дополнительную информацию от родителей или из поликлиники, также готовят выписки для обсуждения на консилиуме.
Психологическое обследование основано на диагностическом альбоме Семаго и психологическое обследование детей с отклонениями в развитии Шипициной.
Для диагностики используются следующий пакет диагностик:
Для исследования мышления:
1. Таблица с изображением 3 предметов. Необходимо исключить один из них, не подходящий к остальным по тем или иным Признакам (по величине, форме, цвету, родовой категории). Дидактическая игра «Четвертый лишний».
2. Таблицы с логическими задачами на поиск недостающих фигур (по типу прогрессивных матриц Равена).
3. Таблицы с заданием на исключение понятий, не подходящих к остальным.
4. Бланки с заданием на выделение существенных признаков.
5. Бланки методик «Простые аналогии», «Сложные аналогии».
6. Таблицы с пословицами и поговорками.
7. Сюжетные картинки для сравнения, таблицы с заданием на сравнение пар слов-понятий.
8. Набор сюжетных картинок разной степени сложности простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия изображением последовательности событий).
Для исследования восприятия и внимания:
1. Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями (из методики Векслера),
2. Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения (предметы врисованы, наложены один на другой).
3. Набор карточек с изображением геометрических фигур двух размеров (больших и маленьких): круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; четырех цветов (красные, зеленые, синие, желтые). Необходимо произвести группировку с учетом указанного признака.
4. Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать (методика Т. Н. Головиной).
5. Разрезные предметные картинки (из 2, 3, 4 частей).
6. Картинки для определения правой, левой стороны, понятий «низ», «верх», «посередине».
7. методика «Корректурные пробы» (методики Бурдона)
Для исследования памяти:
2. Бланки для запоминания 10 слов.
3. Картинки для опосредованного запоминания слов с изображением предметов (методика А. Н. Леонтьева).
4. Пиктограммы (методика А. Р. Лурии).
5. Бланки с текстами для воспроизведения.
Для исследования эмоционально-волевой сферы, качеств личности:
1. Серия картин для исследования интересов личности, внутренних переживаний и т. д.
2. Наборы сюжетных картин с изображением различных ситуаций, подлежащих оценке (нравственной, эстетической и т. д.).
3. Бланки с методикой незаконченных предложений.
Логопедическое обследование
Проходит на основе методики Фотековой. Методика обследования детской речи сочетает традиционные для логопедической практики приемы с некоторыми нейропсихологическими методами.
Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также удобно для прослеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного воздействия.
Педагогическое обследование. Педагог дает качественную характеристику учебной деятельности, количественные показатели учебной деятельности (успеваемость по основным предметам, показатели поведения и общения в учебных ситуациях), показатели эмоционального состояния учебных ситуациях.
По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации. Так, каждый специалист предоставляет свое представление: психолог, логопед, социальный педагог, медсестра, педагог.
На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.
Информирование родителей (законных представителей ребенка), педагогов о содержании коллегиального заключения и рекомендациях ПМПк.
Итогом данного этапа является психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка, помощи его семье.
Далее составляется индивидуальная программа сопровождения учащегося.
КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП деятельности заключается в непосредственной реализации намеченных программ.
На этом этапе работа с учащимися проводится групповых и индивидуальных занятиях. Модель работы с учащимися с ОВЗ массовой школы предусматривает две части коррекционно-развивающей работы - педагогическую и психологическую, поэтому педагогическую часть на основном этапе работы осуществляют учителя, логопеды, психологическую - педагог-психолог.
Программы, по которым мы работаем можно разделить на 4 группы:
-
Коррекция и развитие сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности, с использованием методического пособия Дмитрия Александровича Глазунова для 1-3классов, занятия включают в себя упражнения на фиксацию внимания на ощущениях (расслабление и напряжение), мозговая гимнастика, психогимнастика. На занятия включаются различные настольные игры направленные на развитие когнитивных процессов и подвижные.
Групповые коррекционно-развивающих занятий в начальных классах непосредственная работа школьного психолога с учащимися осуществляется в форме организации малой группы и это подтверждается нашим собственным опытом работы, что коррекционные группы лучше формировать по 4-7 человек в каждой.
Групповые занятия проводятся во внеурочное время, два раза в неделю с каждой группой, индивидуальные - 1 раз в неделю. Продолжительность одного группового занятия 40-45 минут.
Занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей, степени выраженности нарушения,
Занятия строятся на основе принципов интегрирования, системности и преемственности. Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы.
-
Коррекция эмоционального развития ребенка в целом, с использованием арттерапии, упражнений рисование под музыку, музыко-терапия, сказкотерапия, методы направленного воображения, групповая дискуссия.
-
Психологическая коррекция поведения детей и подростков (тренинговые занятия). В своей работе используем программы: повышения социальной компетенции подростка, программа профилактики и коррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков. Автор Прикуль Л.В., А.А. Хребто.
-
Коррекция личностного развития (отдельных ее аспектов). Программа тренинга общения для подростков - автор Андрей Геннадьевич Грецов. Модульный курс : учебной и коммуникативной мотивацииучащихся или Учимся жить в современном мире. - Н.Н. Дереклеева.
Логопедическая коррекция
В логопедической группе в школе оказывается помощь ученикам, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, а также помощь в усвоении ими общеобразовательных программ (особенно по русскому языку).
Основными задачами работы логопедической группы являются:
· Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи учеников;
· Предупреждение и преодоление трудностей в освоении детьми общеобразовательных программ;
· Разъяснение специальных знаний по логопедии среди родителей обучающихся.
Занятие детей в логопедической группе школы проводятся в групповой и индивидуальной форме. Группы формируются с учётом возраста и речевого нарушения.
Направления коррекционной работы:
- развитие фонематических процессов (умение слышать и различать звуки речи);
- нормализация звукопроизношения;
- коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;
- формирование связной речи, навыков построения связного высказывания;
-предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма.
- развитие неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, мышления);
- развитие моторики, пространственно-временных представлений;
Социально-педагогическое сопровождение
Направления и формы работы школьного социального педагога раскрывают содержательную сторону методов его работы. Можно выделить следующие основные методы и направления работы:
- изучение медико-психологических и социально-педагогических особенностей личности учащихся, условий их жизни, специфики микросреды;
- выявление детей группы риска;
- осуществление профилактической работы по предупреждению школьной и социальной дезадаптации, девиантного и делинквентного поведения;
- осуществление правового просвещения учащихся;
- разработка и реализация программ коррекции и реабилитации отклоняющегося поведения учащихся;
- взаимодействие с семьями учащихся с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка;
- взаимодействие с психологами, учителями, классными руководителями с целью создания условий для реализации прав и свобод обучающихся;
- профилактика и разрешение конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних;
- взаимодействие с правоохранительными органами, службами социальной защиты и занятости населения, медицинскими учреждениями, общественными, благотворительными организациями;
- участие в работе педагогических советов и методических объединений.
Ежегодно при углубленном медицинском осмотре выявляется большое количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушения сердечно-сосудистой дыхательной системы. Особенно велик этот показатель в возрастном периоде от 6 до 10 лет от всех осмотренных детей. Учитывая потребности детей и их родителей в школе проводятся уроки лечебной физической культуры.
Специально подобранные физические упражнения являются основным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Лечебная физическая культура способствует стабилизации заболевания и предупреждению его возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и систем, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создает наилучшие условия для повышения физической работоспособности.
В нашем образовательном учреждении нет бассейна, поэтому мы заключили договор о посещении нашими детьми бассейна в близлижайшей к нам школе. Дети с радостью посещают бассейн. Лечебное воздействие плавания на организм отмечается многими специалистами. Оно благотворно влияет на основные показатели физического развития: рост, вес,; является прекрасным средством профилактики и исправления нарушений осанки, сколиозов, плоскостопия, укрепления сердечно-сосудистой и нервной системы, развития дыхательного аппарата и мышечной системы, содействует росту и укреплению костной ткани. Тренер школы подбирает специальные упражнения для работы с нашими детьми с учетом их нарушения.
В течение учебного года планируется обязательно 4 заседания ПМПк. На первом заседании рассматриваются вопросы адаптации учащихся 1,5,10 классов, рассматриваются списки учащихся, которые зачислены на занятия к логопеду, учащиеся посещающие занятия у педагога-психолога (дети с низким уровнем адаптации и сниженным уровнем готовности к школе). На втором заседании ПМПк зачитываются специалистами промежуточные результаты коррекционно-развивающей работы педагогом-психологам и учителем-логопедом, социальным педагогом - на основе динамического обследования. На заключительном 4 заседании подведение итогов работы с данными учащимися, на основе итогового обследования и выстраивание дальнейших путей сопровождения учащихся.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что в командной работе специалистами на первый план выдвигаются не только задачи образования (хотя последние и воплощаются в конкретных рекомендациях по изменению образовательного маршрута или особенностях индивидуального сопровождения ребенка в образовательном пространстве), сколько задачи специализированной коррекционно-развивающей помощи ребенку, комплексного психотерапевтически ориентированного сопровождения его семьи.