• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках организация работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках организация работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Томаровская средняя общеобразовательная школа №1

Имени Героя Советского Союза Шевченко А.И.

Яковлевского района Белгородской области»





Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках организация работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)




Подготовила

Педагог-психолог

Балабанюк В.А.

Томаровка

2015 г.

Психолого-педагогическое сопровождение является одним из приоритетных направлений в сфере образования, по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями, и направленно на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуации школьного взаимодействия. Сопровождение как процесс, динамически целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса.

В соответствии с этим определяются и конкретные формы, и содержание деятельности специалистов в рамках сопровождения. Все они традиционны - комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, экспертная деятельность по определению и корректировке индивидуального образовательного маршрута.

Разработку маршрута сопровождения детей с особенностями в развитии осуществляет психолого-медико-педагогический консилиум. В состав нашего школьного консилиума входит:

- председатель консилиума (заместитель ди­ректора по учебно-воспитательной работе) - отвечает за общие вопросы организации заседаний: обеспечивает их систематич­ность, формирует состав членов консилиума для очередного за­седания, состав учащихся, приглашаемых на заседание, коорди­нирует связи консилиума с другими звеньями учебно-воспитатель­ного процесса, организует контроль за выполнением рекоменда­ций консилиума.

- учитель с большим опытом работы (руководитель РМО начальных классов) -помогает «разговорить» ученика, снять барьеры общения, дает характеристику учащегося, активно участвует в собеседовании, может быть подключен к выполнению рекомендаций консилиума.

- учитель-логопед представляет речевое развитие ребенка, - звукопроизношение учащихся; лексико-грамматическую сторону речи; фонематическую сторону; отмечает интеллектуальные особенности учащегося.

- педагог-психолог, который представляет учащегося на консилиум с результатами диагностической деятельности - наблюдений, экспертных опросов педагогов и родителей, обследования детей,

- социальный педагог - предоставляет социально-психологическое обследование проблемного ребенка и его семьи, обеспечивает защиту прав семьи и ребенка,

- медсестра - информирует о состоянии здоровья учащегося, по рекомендации консилиума обеспечивает его направление на консультацию к специалисту (психоневрологу. детскому психиатру, окулисту, отоларингологу и т. д.), в ходе консилиума дает рекомендации по режиму жизнедеятельности ребенка.

- классный руководитель - дает ребенку характеристику, формирует в обобщенном виде смысл трудностей в его обучении и воспитании, активно участвует в собеседовании с родителями и детьми, получает и выполняет рекомендации консилиума.

Документация консилиума

  • Положение о ПМПк образовательного учреждения (на основе районного положения о ПМПк)

  • Приказ о создании ПМПк образовательного учреждения

  • График плановых заседаний ПМПк (коллегиальное заседание не позднее 10 дней от даты заявки на рассмотрение проблем ребенка)

  • Журнал протоколов коллегиальных заседаний ПМПк

Описание проблем или жалоб происходит при записи ре­бенка на консультацию. Для этого ведутся журналы предварительной записи учащихся ПМПк и журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистами ПМПк.

В работе консилиума выделяют следующие этапы

Диагностика и обследование ребенка начинается либо с запроса родителей (лиц, их замещающих), либо с запроса учителя, администрации образовательного учреждения с со­гласия родителей, для этого в образовательном учреждении имеется договор между ОУ и родителями, который подписывается в двустороннем порядке.

I На предварительном этапе собираются анамнестические сведения о ребенке и его семье (так называемый психологический анамнез). В этом случае другие специалисты дополняют и уточняют эти анамнестические данные.

II Коллегиальное планирование обследования ребенка специалистами ПМПк

Медицинское обследование - школьный медик просматривает медицинские карты, при необходимости получает дополнительную информацию от родителей или из поликлиники, также готовят выписки для обсуждения на консилиуме.

Психологическое обследование основано на диагностическом альбоме Семаго и психологическое обследование детей с отклонениями в развитии Шипициной.

Для диагностики используются следующий пакет диагностик:

Для исследования мышления:

1. Таблица с изображением 3 предметов. Необходимо исклю­чить один из них, не подходящий к остальным по тем или иным Признакам (по величине, форме, цвету, родовой категории). Дидак­тическая игра «Четвертый лишний».

2. Таблицы с логическими задачами на поиск недостающих фигур (по типу прогрессивных матриц Равена).

3. Таблицы с заданием на исключение понятий, не подходя­щих к остальным.

4. Бланки с заданием на выделение существенных признаков.

5. Бланки методик «Простые аналогии», «Сложные аналогии».

6. Таблицы с пословицами и поговорками.

7. Сюжетные картинки для сравнения, таблицы с заданием на сравнение пар слов-понятий.

8. Набор сюжетных картинок разной степени сложности простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия изображением последовательности событий).

Для исследования восприятия и внимания:

1. Таблицы, на которых изображены предметы с недостаю­щими деталями (из методики Векслера),

2. Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знако­мых предметов. «Зашумленные» изображения (предметы врисованы, наложены один на другой).

3. Набор карточек с изображением геометрических фигур двух размеров (больших и маленьких): круг, квадрат, треуголь­ник, прямоугольник, овал; четырех цветов (красные, зеленые, синие, желтые). Необходимо произвести группировку с учетом указанного признака.

4. Таблицы с изображением предметов, которые следует до­рисовать (методика Т. Н. Головиной).

5. Разрезные предметные картинки (из 2, 3, 4 частей).

6. Картинки для определения правой, левой стороны, поня­тий «низ», «верх», «посередине».

7. методика «Корректурные пробы» (методики Бурдона)

Для исследования памяти:

2. Бланки для запоминания 10 слов.

3. Картинки для опосредованного запоминания слов с изоб­ражением предметов (методика А. Н. Леонтьева).

4. Пиктограммы (методика А. Р. Лурии).

5. Бланки с текстами для воспроизведения.

Для исследования эмоционально-волевой сферы, качеств личности:

1. Серия картин для исследования интересов личности, внутренних переживаний и т. д.

2. Наборы сюжетных картин с изображением различных си­туаций, подлежащих оценке (нравственной, эстетической и т. д.).

3. Бланки с методикой незаконченных предложений.

Логопедическое обследование

Проходит на основе методики Фотековой. Методика обследования детской речи сочетает традиционные для логопедической практики приемы с некоторыми нейропсихологическими методами.

Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также удобно для прослеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного воздействия.

Педагогическое обследование. Педагог дает качественную характеристику учебной деятельности, количественные показатели учебной деятельности (успеваемость по основным предметам, показатели поведения и общения в учебных ситуациях), показатели эмоционального состояния учебных ситуациях.

По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации. Так, каждый специалист предоставляет свое представление: психолог, логопед, социальный педагог, медсестра, педагог.

На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.

Информирование родителей (законных представителей ребенка), педагогов о содержании коллегиального заключения и рекомендациях ПМПк.

Итогом данного этапа является психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка, помощи его семье.

Далее составляется индивидуальная программа сопровождения учащегося.

КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП деятельности заключается в непосредственной реализации намеченных программ.

На этом этапе работа с учащимися проводится групповых и индивидуальных занятиях. Модель работы с учащимися с ОВЗ массовой школы предусматривает две части коррекционно-развивающей работы - педагогическую и психологическую, поэтому педагогическую часть на основном этапе работы осуществляют учителя, логопеды, психологическую - педагог-психолог.

Программы, по которым мы работаем можно разделить на 4 группы:

  1. Коррекция и развитие сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности, с использованием методического пособия Дмитрия Александровича Глазунова для 1-3классов, занятия включают в себя упражнения на фиксацию внимания на ощущениях (расслабление и напряжение), мозговая гимнастика, психогимнастика. На занятия включаются различные настольные игры направленные на развитие когнитивных процессов и подвижные.

Групповые коррекционно-развивающих занятий в начальных классах непосредственная работа школьного психолога с учащимися осуществляется в форме организации малой группы и это подтверждается нашим собственным опытом работы, что коррекционные группы лучше формировать по 4-7 человек в каждой.

Групповые занятия проводятся во внеурочное время, два раза в неделю с каждой группой, индивидуальные - 1 раз в неделю. Продолжительность одного группового занятия 40-45 минут.

Занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей, степени выраженности нарушения,

Занятия строятся на основе принципов интегрирования, системности и преемственности. Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы.


  1. Коррекция эмоционального развития ребенка в целом, с использованием арттерапии, упражнений рисование под музыку, музыко-терапия, сказкотерапия, методы направленного воображения, групповая дискуссия.

  2. Психологическая коррекция поведения детей и подростков (тренинговые занятия). В своей работе используем программы: повышения социальной компетенции подростка, программа профилактики и коррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков. Автор Прикуль Л.В., А.А. Хребто.

  3. Коррекция личностного развития (отдельных ее аспектов). Программа тренинга общения для подростков - автор Андрей Геннадьевич Грецов. Модульный курс : учебной и коммуникативной мотивацииучащихся или Учимся жить в современном мире. - Н.Н. Дереклеева.

Логопедическая коррекция

В логопедической группе в школе оказывается помощь ученикам, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, а также помощь в усвоении ими общеобразовательных программ (особенно по русскому языку).

Основными задачами работы логопедической группы являются:

· Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи учеников;

· Предупреждение и преодоление трудностей в освоении детьми общеобразовательных программ;

· Разъяснение специальных знаний по логопедии среди родителей обучающихся.

Занятие детей в логопедической группе школы проводятся в групповой и индивидуальной форме. Группы формируются с учётом возраста и речевого нарушения.

Направления коррекционной работы:

- развитие фонематических процессов (умение слышать и различать звуки речи);

- нормализация звукопроизношения;

- коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;

- формирование связной речи, навыков построения связного высказывания;

-предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма.

- развитие неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, мышления);

- развитие моторики, пространственно-временных представлений;

Социально-педагогическое сопровождение

Направления и формы работы школьного социального педагога раскрывают содержательную сторону методов его работы. Можно выделить следующие основные методы и направления работы:

- изучение медико-психологических и социально-педагогических особенностей личности учащихся, условий их жизни, специфики микросреды;

- выявление детей группы риска;

- осуществление профилактической работы по предупреждению школьной и социальной дезадаптации, девиантного и делинквентного поведения;

- осуществление правового просвещения учащихся;

- разработка и реализация программ коррекции и реабилитации отклоняющегося поведения учащихся;

- взаимодействие с семьями учащихся с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка;

- взаимодействие с психологами, учителями, классными руководителями с целью создания условий для реализации прав и свобод обучающихся;

- профилактика и разрешение конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних;

- взаимодействие с правоохранительными органами, службами социальной защиты и занятости населения, медицинскими учреждениями, общественными, благотворительными организациями;

- участие в работе педагогических советов и методических объединений.

Ежегодно при углубленном медицинском осмотре выявляется большое количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушения сердечно-сосудистой дыхательной системы. Особенно велик этот показатель в возрастном периоде от 6 до 10 лет от всех осмотренных детей. Учитывая потребности детей и их родителей в школе проводятся уроки лечебной физической культуры.

Специально подобранные физические упражнения являются основным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Лечебная физическая культура способствует стабилизации заболевания и предупреждению его возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и систем, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создает наилучшие условия для повышения физической работоспособности.

В нашем образовательном учреждении нет бассейна, поэтому мы заключили договор о посещении нашими детьми бассейна в близлижайшей к нам школе. Дети с радостью посещают бассейн. Лечебное воздействие плавания на организм отмечается многими специалистами. Оно благотворно влияет на основные показатели физического развития: рост, вес,; является прекрасным средством профилактики и исправления нарушений осанки, сколиозов, плоскостопия, укрепления сердечно-сосудистой и нервной системы, развития дыхательного аппарата и мышечной системы, содействует росту и укреплению костной ткани. Тренер школы подбирает специальные упражнения для работы с нашими детьми с учетом их нарушения.

В течение учебного года планируется обязательно 4 заседания ПМПк. На первом заседании рассматриваются вопросы адаптации учащихся 1,5,10 классов, рассматриваются списки учащихся, которые зачислены на занятия к логопеду, учащиеся посещающие занятия у педагога-психолога (дети с низким уровнем адаптации и сниженным уровнем готовности к школе). На втором заседании ПМПк зачитываются специалистами промежуточные результаты коррекционно-развивающей работы педагогом-психологам и учителем-логопедом, социальным педагогом - на основе динамического обследования. На заключительном 4 заседании подведение итогов работы с данными учащимися, на основе итогового обследования и выстраивание дальнейших путей сопровождения учащихся.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что в командной работе специалистами на первый план выдвигаются не только задачи образования (хотя последние и воплоща­ются в конкретных рекомендациях по изменению образова­тельного маршрута или особенностях индивидуального сопро­вождения ребенка в образовательном пространстве), сколько задачи специализированной коррекционно-развивающей по­мощи ребенку, комплексного психотерапевтически ориенти­рованного сопровождения его семьи.


© 2010-2022