Статья Кто владеет информацией. .. 6 шагов к информатизации ОУ

Статья «Кто владеет информацией...6 шагов к информатизации ОУ» описывает опыт школы в построении единого информационного пространства школы. В статье обобщен опыт информатизации, приведены шесть шагов, проиллюстрированные примерами из образовательной деятельности конкретной школы. Статья может быть полезна учителям, активно применяющих икт, администрации образовательных учреждений.
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кто владеет информацией, тот владеет миром

Современное общество уже стоит на пороге информационного общества, или уже переступило этот порог. Часто сфера среднего образования несколько отстает в области применения последних технологий, уже знакомых детям, но еще не достаточно адаптированных для школы. В итоге, часть учащихся обладает потенциалом, который учителя не используют, а дети перенаправляют свою энергию на компьютерные игры, виртуальное общение в социальных сетях, редко являющееся познавательным и информативным. Школьное образование должно помочь детям сориентироваться в информационном пространстве, расширить границы применимости коммуникационных технологий. Если дети будут осваивать цифровые ресурсы и современные технологии в процессе изучение школьных предметов, то навык и уровень владения этими ресурсами станет в разы выше, чем при изучении тех же технологий в виде отдельного курса, имеющего слабую интеграцию с другими предметами.

За последние несколько лет в школе было сделано много шагов на пути и информатизации образовательного процесса и построения единого информационного пространства школы. Возможно, наш опыт будет Вам полезен.

1 шаг. Административная готовность

Никакие преобразования не будут эффективными, если нет целенаправленной поддержки от администрации образовательного учреждения. Технически оснастить школу всем необходимым, организовать обмен опытом, курсы и мастер-классы для педагогов без активного участия администрации невозможно.

2 шаг. Техническая база

Для построения единого информационного образовательного пространства необходима соответствующая материально-техническая база. За последние три года в школе были полностью оборудованы компьютерный класс, ресурсный центр, рабочие места педагогов в каждом кабинете. Школьная библиотека, учительская и другие административные помещения были также оборудованы соответствующим образом. Наличие повсеместного доступа к сети Интернет на хорошей скорости является совершенно необходимым условием формирования единой образовательной среды. Локальная компьютерная сеть может значительно упростить документооборот и инфообмен, но при наличии доступа к глобальной сети ее можно заменить облачными сетевыми хранилищами.

При оснащении учреждения следует учитывать возможности учащихся в доступе к информационным ресурсам за пределами школы. Если большинство учащихся не имеет доступа к необходимым ресурсам, то следует предусмотреть возможность самостоятельной работы учащихся, обеспечить их всем необходимым в стенах учебного заведения. Такие меры позволят сократить цифровой разрыв между учащихся. Возможные проблемы, которые могут встать перед школой:

-дополнительные материальные затраты;

-привлечение сторонних специалистов в области технического и программного обеспечения;

-обеспечение контроля и консультирования учащихся при организации их самостоятельной работы с техническими средствами и ресурсами сети Интернет;

Учитывая специфику школы-интерната, данные проблемы решаются силами воспитателей, учителей-предметников.

3 шаг. Подготовка педагогических кадров к работе в единой информационной образовательной системе.

Проведение мастер-классов, реализация различных курсов, связанных с использованием ИКТ в образовательном процессе, гибкая система дистанционного обучения педагогов позволяет за короткие сроки перейти учителям от концепции «Я умею» к «Я могу научить детей» в области применения сетевых и коммуникационных технологий.

4 шаг. Проектирование единого образовательного пространства школы

На этом этапе перед школой стоит проблема выбора оптимальных средств и сервисов для дальнейшей работы. В школе строится единое образовательное пространство на базе сервисов Google. Полученный в апреле 2013 года корпоративный домен школы значительно облегчил процесс конструирования виртуального пространства школы. Платформа Google обладает многими преимуществами: отсутствие рекламы, огромный выбор различных сервисов (электронная почта, облачное хранилище, on-line конференции, совместная работа с документами, возможность создавать собственные сайты в домене), легкость в управлении системой, администрировании, создании учетных записей, восстановления паролей, распределения ролей и прав для различных групп пользователей. В школе создана база электронных почтовых адресов участников образовательного процесса, и , соответственно, часть документооборота происходит через рассылки по электронной почте, совместную работу с документами (отчеты, планы работы, подготовка проектов приказов, положений и т.п.). Все это способствует оперативному информированию, сбору различных данных, отчетов, коллективному обсуждению документов посредством комментирования. Доступ к подобной информации осуществляется в любое время и в любом месте.

Центром нашего нового виртуального образовательного пространства становится школьный сайт. Каждая школа сама выбирает те разделы, которые ей необходимы, актуальны в данный момент времени. Со временем сайт может перерасти в портал, отправную точку, ведущую на персональные сайты и блоги учителей-предметников, сайты школьных обществ и организаций. Школьный сайт становится не только средством информирования, но и средством активной коммуникации между администрацией, учителями, родителями и учащимися.

Всё выше перечисленное, не сможет полноценно развиваться и функционировать без длительной и кропотливой реализации следующего шага на пути к единой информационной среде.

5 шаг. Вовлечение учащихся и их родителей в единую информационную среду школы

При реализации этого шага необходима слаженная и сплоченная работа всего педагогического коллектива и администрации. Через классных руководителей, рассылку по почте или через другие доступные средства, проводится информирование родителей о возможностях и положительных сторонах использования сервисов сети для успешного взаимодействия между семьей и школой. Обязательно найдутся активные родители, заинтересованные в использовании современных технологий, вместе с которыми можно будет опробовать новые средства сетевого взаимодействия и другие сервисы (электронный дневник, блоги, сообщества учителей и родителей).

Для вовлечения детей в единую образовательную систему удобно использовать ресурсы администрирования Google. Создание почтовых адресов, гибкая система настройки доступа к ресурсам и распределения прав позволяет, и контролировать сетевую активность учащихся, и предоставлять свободу действий. Обязанности по контролю, проверке размещенных записей, публикаций в блогах и сайтах передается хозяевам данных ресурсов: классных руководителей, предметников, руководителей проектов и исследовательских работ. Важно использовать возможности сетевых сервисов не только на отдельных уроках (информатики, например), но и на других уроках, если эти сервисы возможно адаптировать к целям и задачам конкретного занятия. И в воспитательной работе найдется место средствам совместной работы: совместное обсуждение и комментирование сценариев мероприятий, планирование коллективных творческих дел.

На первых порах ученики будут забывать пароли, адреса своих почтовых ящиков, больше времени тратить на «куда нажать», а не «как правильно выполнить задание». На этом этапе- главное не отступать, терпеливо направлять и помогать детям осваивать новые инструменты взаимодействия, побуждать их к исследованию, к самостоятельному поиску выхода из затруднительного положения. Систематическое использование возможностей единой информационной среды в различных сферах школьной жизни сделают их, в представлении учащихся, такими же органичными элементами образовательной среды, какими сейчас являются школьный дневник и авторучка.

6 шаг. Открытие новых горизонтов

Процесс информатизации не может завершиться, ведь каждый год появляются новые технологии, открываются новые сервисы и изобретаются все более умные и универсальные гаджеты. Каждую секунду создается новая информация, с которой нужно уметь работать и критически ее оценивать. А если наши ученики будут владеть информацией, то они…



© 2010-2022