Создание доступной среды для детей с ОВЗ

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Создание условий по доступной среде для детей с ОВЗ и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации


Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. В настоящее время назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания.

В настоящее время активно формируется опыт инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общей образовательной среды и наравне с нормально развивающимися сверстниками. Однако такой вариант обучения детей с ОВЗ ставит массовую школу и педагогов общего образования перед рядом, пока еще, неразрешимых проблем:

  • как организовать урок в инклюзивном классе,

  • какие использовать формы отчета для ребенка с ОВЗ,

  • как распределить режим учебной нагрузки для ребенка,

  • в какое время и когда проводить индивидуальные коррекционно-развивающих занятия

  • и множество других вопросов, на которые нет ответов.

В январе 2013 года на базе МБОУ Киевской СОШ была открыта экспериментальная площадка по инклюзивному обучению детей с ОВЗ.

Изучив литературу по проблеме инклюзивного обучения, мы пробуем объединить имеющиеся наработки с целью того, чтобы увидеть общую организационно-методическую картину обучения детей с ОВЗ в классе наравне с нормально развивающимися сверстниками.

Внутри учреждения всем ходом инклюзивного образования руководит школьный психолого-медико-педагогический консилиум. Он же осуществляет необходимые изменения образовательных маршрутов школьников, если в этом возникает необходимость. Члены консилиума рекомендуют прохождение дополнительной диагностики (при ее необходимости или для уточнения индивидуального образовательного маршрута), посещение дополнительных занятий, контролируют результативность обучения и психолого-медико-педагогического сопровождения.

Классы инклюзивного обучения объединяют самых разных детей, заметно отличающихся друг от друга. Так, например в 8 классе двое детей с ОВЗ- 1 с ЛУО, 1 - с ЗПР; в 9 классе 5 детей - 1 ДЦП, 1- инвалид по заболеванию, 2- с ЛУО, 1 - с УУО.

В данной ситуации учителю важно понимать и принимать каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, правильно относится к имеющимся между детьми различиям. Только принимая ребенка как личность, можно воспитать и развить в нем положительные личностные качества.

Для успешной реализации модели инклюзивного обучения стараемся создать в школе атмосферу толерантности и доброжелательности. Большая ответственность в связи с этим ложится на классного руководителя. Он должен ввести ребенка с ОВЗ в класс так, чтобы его воспринимали "на равных", не слишком заостряли внимание на недостатках и, тем более, не жалели. Огромное значение имеет также проведение предварительной работы с обучающимися на классных часах и психологических тренингах, целью которых является формирование у них уважительного и терпимого отношения друг к другу.

В целом в школе педагоги работают с детьми по специальным методикам обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося.

Педагогами используются следующие методические приемы:

  • - Поэтапное разъяснение заданий.

  • - Последовательное выполнение заданий.

  • - Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

  • - Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

  • - Близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности

  • - Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

  • - Чередование занятий и физкультурных пауз.

  • - Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

  • - Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

  • - Работа на компьютерном тренажере.

  • - Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

  • - Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

  • - Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

  • - Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ

  • - Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.

  • - Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.

  • - Разрешение переделать задание, с которым он не справился.

  • - Оценка переделанных работ.

  • - Использование системы оценок достижений учащихся.

Инклюзивное образование - включение детей с ОВЗ в детское сообщество.

Над этим работать должен весь коллектив, включая тех персонал.!!!

Как это делать?

1.Ежедневно стараться вселять уверенность.

«Относись к ребёнку как к лучшему гостю…»

2. Работать над осанкой своих детей.

3. Ежедневно, на каждом уроке не меньше 3 ситуаций УСПЕХА!.( кивок, похвала, найти то, за что можно похвалить)

4. Круговое расположение учебных мест в классе.

5.Подбор стимулирующего раздаточного материала.

6.Сотрудничество не только по линии «взрослый - ребёнок», но и «ребёнок - ребёнок».

7.Поддержка взаимного уважения, возможность учиться друг от друга, возможность помочь себе и другим…

8. Оценивается не результат учебной деятельности, а оценка качества самой работы.

принципы:

1.Принятие ребёнка не зависимо от диагноза и его уровня психофизического развития.

2. Не делать быстрых выводов;

3. Принцип позитивности;

4. Принцип - идти от интересов ребёнка;

5. Индивидуальный подход;

6. Творческий подход (полная импровизация).

Мы должны научить своих детей смело смотреть вперёд, ощущать свою значимость в мире…


© 2010-2022