Сценарий деловой игры Выбор есть всегда!

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6











Деловая игра


«Выбор есть всегда!»


(возраст детей 14-15 лет)










Автор-составитель:

Ирина Евгеньевна Быкова,

заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ №6












г. Выкса

2014 г.

Цель: воспитание свободной нравственной личности, способной действовать в рамках закона, способной защитить свои права.

Задачи:

  • Содействие формированию правовой культуры;

  • Формирование способности к диалогу;

  • Развитие умения аргументировано доказывать свою точку зрения, ведя себя корректно по отношению не только к ровесникам, но и к взрослым.

Число участников: 12 человек.

Оборудование: магнитная доска, мультимедийная установка, стулья, столы, фломастеры, листы бумаги, раздаточный материал.

Ход игры:

  1. Знакомство.

Все встают в круг.

Вожатая: «Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. А поскольку мы друг друга не знаем, давайте познакомимся. Я предлагаю вам немного поиграть. Вам нужно продолжить фразу, например: «Меня зовут Сергей, но ни кто не знает, что я люблю рыбачить». И протянуть руку соседу. Условия всем понятны, тогда начнем: «Меня зовут Юля, но ни кто не знает, что я люблю стрелять из арбалета». Начинает вожатая.

И в конце знакомства все ребята образуют круг.

Вожатая: «Ну, вот мы с вами и познакомились. И я предлагаю вам пройти на места»

Вступительное слово: «Ребята, сегодня у нас с вами очередное занятие по направлению «Правовой компас».

Проблемы прав и свобод детей - одна из вечных проблем, решаемых человечеством.

Права ребёнка лучше всего постигать на собственном опыте, в реальной жизни. Знание своих прав и обязанностей очень важно для любого человека живущего в обществе. Ребята, давайте посмотрим, на сколько вы удовлетворены своими знаниями в правовой сфере. И я вам предлагаю выполнить задание «Колесо удовлетворенности».


  1. «Колесо удовлетворенности».

У ребят на столе находится раздаточный материал и им предлагается выполнить задание. (Приложение 1).

За 1 минуту отметьте в каждом из сегментов по шкале от 1 до 10 степень своего удовлетворения. Например, по оси 1, 2 и так по каждой. (показываю на экран).

Затем соедините полученные на оси точки по кругу прямыми линиями.

Минута прошла, попрошу внимания. Упражнение называлось «Колесо удовлетворенности». А теперь посмотрите, получилось у нас колесо? Как вы думаете, далеко можно уехать на таких колесах? … Действительно, далеко мы с вами не уедем, поэтому наше сегодняшнее занятие необходимо для повышения ваших знаний в правовой сфере.


  1. Рубрика «А знаете ли вы?».

Ребята, а давайте вспомним, в каких основных документах записаны ваши права и обязанности.

  1. Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 г.)

  2. Семейный кодекс РФ (принят 08.12.1995г.)

  3. Конвенция ООН о правах ребенка (Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, 2 сентября 1990 год этот документ был ратифицирован нашей странной)


  1. Ребята, а как вы думаете, до какого возраста человек считается ребенком? (высвечиваются варианты ответов)

  1. До 14 лет;

  2. До 16 лет;

  3. До 18 лет.

(Показывается слайд со статьями из Конвенции ООН о правах ребенка (ст. №1) и Конституции РФ (ст. №60).

Ребята, вы, наверное, уже слышали из средств массовой информации о разработке Законопроекта, направленного на введение комендантского часа для несовершеннолетних. Давайте посмотрим видеосюжет на эту тему.


  1. Просмотр видеосюжета о введении комендантского часа для несовершеннолетних.

После ролика на слайде появляется карта России, на которой показаны регионы нашей страны, где этот закон уже вступил в действие.

«Вы слышали, что этот закон уже принят в ряде регионов нашей страны. В Нижегородской области он в действие еще не вступил, и поэтому я вам предлагаю рассмотреть данный вопрос сегодня»


  1. Прения сторон.

Вначале нашего занятия мы выполняли задание «Колесо удовлетворенности». Кто рисовал фломастером красного цвета, попрошу пересесть за этот стол, а кто рисовал фломастером синего цвета - пересядьте за этот стол. Я вам предлагаю поиграть и побывать в разных социальных ролях. (во время этих слов расставляю таблички). Вы видите, что у вас на столах появились таблички, и с этой минуты вы родители - вы любите своих детей, заботитесь о них, несете ответственность за их жизнь и здоровье, а у вас простая задача - вы выполняете свою роль, роль детей. Давайте рассмотрим этот Законопроект с точки зрения ДЕТЕЙ и с точки зрения РОДИТЕЛЕЙ.

Для аргументированного ответа вы можете воспользоваться выдержками из Конвенции ООН о правах ребенка, которая лежит у вас на столах (Приложение 2).

Но прежде чем приступить к обсуждению, я хотела бы еще раз обратить ваше внимание на правила ведения дискуссии. (на слайде высвечиваются правила ведения спора (Приложение 3)).

В течение 3-х минут вы должны подготовить аргументы в поддержку или против данного Законопроекта. (фоном звучит музыка). Ребята, начинаем прения сторон. (5 минут).

Вывод: у каждого (убираю таблички) из вас на столе есть два будильника - красный и белый, и я вам предлагаю проголосовать. Если вы поддерживаете действие комендантского часа на территории Нижегородской области, то вы приклеиваете розовый будильник на карту, а если против, то - будильник, зачеркнутый красной полоской. Мы видим, что большинство из вас высказались против этого Законопроекта, но если все-таки ……………………………………

Мы с вами убедились как, оказывается, сложно принять закон, как важно рассмотреть все нюансы, учесть интересы всех людей, не нарушить их права. Вы поработали с выдержками из Конвенции ООН по правам ребенка, побывали в разных социальных ролях, аргументировано отстаивали свою точку зрения, вспомнили правила ведения дискуссии, проявил свои лидерские качества. И в очередной раз убедились, как важно знать правовые документы, не забывать о своих правах и обязанностях.


  1. Заключительное упражнение.

Я прошу вас закрыть глаза, вытянуть вперед правую руку ладонью вверх и представить те знания, с которыми вы пришли. Вытянуть левую руку, представить те знания, которые вы сегодня приобрели. А теперь скажем «ДА!» и хлопнем в ладоши. Ваши знания соединились, и их стало гораздо больше, я, думаю, они вам пригодятся. Что бы вы всегда помнили свои права, мне хочется подарить вам этот буклет, который так и называется «Ваши права». Спасибо за работу, мне было очень приятно с вами поработать.






Приложение 1

«Колесо удовлетворенности»

За 1 минуту отметьте в каждом из сегментов по шкале от 1 до 10 степень своего удовлетворения. Затем соедините полученные на оси точки прямыми линиями.

Сценарий деловой игры Выбор есть всегда!




  1. Насколько хорошо ты знаешь свои обязанности?

  2. Насколько хорошо ты знаешь свои права?

  3. Активен ли ты в защите своих прав и выполнении обязанностей?

  4. Доволен ли ты тем как твои друзья, одноклассники знают свои права и обязанности?

  5. Доволен ли ты тем как твои друзья, одноклассники пользуются правами и исполняют свои обязанности?

  6. В вашей школе уделяется достаточно внимания изучению прав и обязанностей гражданина РФ?




Приложение 2

Выдержки из статей из Конвенции ООН о оправах ребенка.

Статья 3

1. Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

2. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей.

Статья 6

2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Статья 11

1. Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статья 12

1. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

Статья 13

1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение.

2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, но только тем ограничениям, которые предусмотрены законом и которые необходимы.

Статья 14

1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

2. Государства-участники уважают права и обязанности родителей руководить ребенком в осуществлении его права.

Статья 15

1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

2. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом.

Статья 16

1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

2. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.

Статья 17

Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка.

Статья 18

1. Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.

Статья 26

1. Государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения.

2. Эти блага по мере необходимости предоставляются с учетом имеющихся ресурсов и возможностей ребенка и лиц, несущих ответственность за содержание ребенка, а также любых соображений, связанных с получением благ ребенком.

Статья 31

1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.

Статья 33

Государства-участники принимают все необходимые меры, с тем, чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и не допустить использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими.

Статья 35

Государства-участники принимают все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме.

Статья 36

Государства-участники защищают ребенка от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.


Приложение 3


Правила проведения спора


  1. Внимательно слушай собеседника.

  2. Убедись в том, что ты правильно понял все утверждения оппонента.

  3. Если в чем-то не уверен, то лучше переспроси.

  4. Не спеши с возражениями и обвинениями.

  5. Веди спор вежливо и спокойно.

  6. Уважай право оппонента на свое мнение.


© 2010-2022