- Преподавателю
- Директору, завучу
- Сценарий деловой игры Выбор есть всегда!
Сценарий деловой игры Выбор есть всегда!
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Быкова И.Е. |
Дата | 07.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
Деловая игра
«Выбор есть всегда!»
(возраст детей 14-15 лет)
Автор-составитель:
Ирина Евгеньевна Быкова,
заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ №6
г. Выкса
2014 г.
Цель: воспитание свободной нравственной личности, способной действовать в рамках закона, способной защитить свои права.
Задачи:
-
Содействие формированию правовой культуры;
-
Формирование способности к диалогу;
-
Развитие умения аргументировано доказывать свою точку зрения, ведя себя корректно по отношению не только к ровесникам, но и к взрослым.
Число участников: 12 человек.
Оборудование: магнитная доска, мультимедийная установка, стулья, столы, фломастеры, листы бумаги, раздаточный материал.
Ход игры:
-
Знакомство.
Все встают в круг.
Вожатая: «Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. А поскольку мы друг друга не знаем, давайте познакомимся. Я предлагаю вам немного поиграть. Вам нужно продолжить фразу, например: «Меня зовут Сергей, но ни кто не знает, что я люблю рыбачить». И протянуть руку соседу. Условия всем понятны, тогда начнем: «Меня зовут Юля, но ни кто не знает, что я люблю стрелять из арбалета». Начинает вожатая.
И в конце знакомства все ребята образуют круг.
Вожатая: «Ну, вот мы с вами и познакомились. И я предлагаю вам пройти на места»
Вступительное слово: «Ребята, сегодня у нас с вами очередное занятие по направлению «Правовой компас».
Проблемы прав и свобод детей - одна из вечных проблем, решаемых человечеством.
Права ребёнка лучше всего постигать на собственном опыте, в реальной жизни. Знание своих прав и обязанностей очень важно для любого человека живущего в обществе. Ребята, давайте посмотрим, на сколько вы удовлетворены своими знаниями в правовой сфере. И я вам предлагаю выполнить задание «Колесо удовлетворенности».
-
«Колесо удовлетворенности».
У ребят на столе находится раздаточный материал и им предлагается выполнить задание. (Приложение 1).
За 1 минуту отметьте в каждом из сегментов по шкале от 1 до 10 степень своего удовлетворения. Например, по оси 1, 2 и так по каждой. (показываю на экран).
Затем соедините полученные на оси точки по кругу прямыми линиями.
Минута прошла, попрошу внимания. Упражнение называлось «Колесо удовлетворенности». А теперь посмотрите, получилось у нас колесо? Как вы думаете, далеко можно уехать на таких колесах? … Действительно, далеко мы с вами не уедем, поэтому наше сегодняшнее занятие необходимо для повышения ваших знаний в правовой сфере.
-
Рубрика «А знаете ли вы?».
Ребята, а давайте вспомним, в каких основных документах записаны ваши права и обязанности.
-
Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 г.)
-
Семейный кодекс РФ (принят 08.12.1995г.)
-
Конвенция ООН о правах ребенка (Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, 2 сентября 1990 год этот документ был ратифицирован нашей странной)
-
Ребята, а как вы думаете, до какого возраста человек считается ребенком? (высвечиваются варианты ответов)
-
До 14 лет;
-
До 16 лет;
-
До 18 лет.
(Показывается слайд со статьями из Конвенции ООН о правах ребенка (ст. №1) и Конституции РФ (ст. №60).
Ребята, вы, наверное, уже слышали из средств массовой информации о разработке Законопроекта, направленного на введение комендантского часа для несовершеннолетних. Давайте посмотрим видеосюжет на эту тему.
-
Просмотр видеосюжета о введении комендантского часа для несовершеннолетних.
После ролика на слайде появляется карта России, на которой показаны регионы нашей страны, где этот закон уже вступил в действие.
«Вы слышали, что этот закон уже принят в ряде регионов нашей страны. В Нижегородской области он в действие еще не вступил, и поэтому я вам предлагаю рассмотреть данный вопрос сегодня»
-
Прения сторон.
Вначале нашего занятия мы выполняли задание «Колесо удовлетворенности». Кто рисовал фломастером красного цвета, попрошу пересесть за этот стол, а кто рисовал фломастером синего цвета - пересядьте за этот стол. Я вам предлагаю поиграть и побывать в разных социальных ролях. (во время этих слов расставляю таблички). Вы видите, что у вас на столах появились таблички, и с этой минуты вы родители - вы любите своих детей, заботитесь о них, несете ответственность за их жизнь и здоровье, а у вас простая задача - вы выполняете свою роль, роль детей. Давайте рассмотрим этот Законопроект с точки зрения ДЕТЕЙ и с точки зрения РОДИТЕЛЕЙ.
Для аргументированного ответа вы можете воспользоваться выдержками из Конвенции ООН о правах ребенка, которая лежит у вас на столах (Приложение 2).
Но прежде чем приступить к обсуждению, я хотела бы еще раз обратить ваше внимание на правила ведения дискуссии. (на слайде высвечиваются правила ведения спора (Приложение 3)).
В течение 3-х минут вы должны подготовить аргументы в поддержку или против данного Законопроекта. (фоном звучит музыка). Ребята, начинаем прения сторон. (5 минут).
Вывод: у каждого (убираю таблички) из вас на столе есть два будильника - красный и белый, и я вам предлагаю проголосовать. Если вы поддерживаете действие комендантского часа на территории Нижегородской области, то вы приклеиваете розовый будильник на карту, а если против, то - будильник, зачеркнутый красной полоской. Мы видим, что большинство из вас высказались против этого Законопроекта, но если все-таки ……………………………………
Мы с вами убедились как, оказывается, сложно принять закон, как важно рассмотреть все нюансы, учесть интересы всех людей, не нарушить их права. Вы поработали с выдержками из Конвенции ООН по правам ребенка, побывали в разных социальных ролях, аргументировано отстаивали свою точку зрения, вспомнили правила ведения дискуссии, проявил свои лидерские качества. И в очередной раз убедились, как важно знать правовые документы, не забывать о своих правах и обязанностях.
-
Заключительное упражнение.
Я прошу вас закрыть глаза, вытянуть вперед правую руку ладонью вверх и представить те знания, с которыми вы пришли. Вытянуть левую руку, представить те знания, которые вы сегодня приобрели. А теперь скажем «ДА!» и хлопнем в ладоши. Ваши знания соединились, и их стало гораздо больше, я, думаю, они вам пригодятся. Что бы вы всегда помнили свои права, мне хочется подарить вам этот буклет, который так и называется «Ваши права». Спасибо за работу, мне было очень приятно с вами поработать.
Приложение 1
«Колесо удовлетворенности»
За 1 минуту отметьте в каждом из сегментов по шкале от 1 до 10 степень своего удовлетворения. Затем соедините полученные на оси точки прямыми линиями.
-
Насколько хорошо ты знаешь свои обязанности?
-
Насколько хорошо ты знаешь свои права?
-
Активен ли ты в защите своих прав и выполнении обязанностей?
-
Доволен ли ты тем как твои друзья, одноклассники знают свои права и обязанности?
-
Доволен ли ты тем как твои друзья, одноклассники пользуются правами и исполняют свои обязанности?
-
В вашей школе уделяется достаточно внимания изучению прав и обязанностей гражданина РФ?
Приложение 2
Выдержки из статей из Конвенции ООН о оправах ребенка.
Статья 3
1. Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
2. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей.
Статья 6
2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Статья 11
1. Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Статья 12
1. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.
Статья 13
1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение.
2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, но только тем ограничениям, которые предусмотрены законом и которые необходимы.
Статья 14
1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.
2. Государства-участники уважают права и обязанности родителей руководить ребенком в осуществлении его права.
Статья 15
1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.
2. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом.
Статья 16
1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
2. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.
Статья 17
Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка.
Статья 18
1. Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.
Статья 26
1. Государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения.
2. Эти блага по мере необходимости предоставляются с учетом имеющихся ресурсов и возможностей ребенка и лиц, несущих ответственность за содержание ребенка, а также любых соображений, связанных с получением благ ребенком.
Статья 31
1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.
Статья 33
Государства-участники принимают все необходимые меры, с тем, чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и не допустить использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими.
Статья 35
Государства-участники принимают все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме.
Статья 36
Государства-участники защищают ребенка от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.
Приложение 3
Правила проведения спора
-
Внимательно слушай собеседника.
-
Убедись в том, что ты правильно понял все утверждения оппонента.
-
Если в чем-то не уверен, то лучше переспроси.
-
Не спеши с возражениями и обвинениями.
-
Веди спор вежливо и спокойно.
-
Уважай право оппонента на свое мнение.