«Совершенствование организации учебного процесса и пути повышения результатов обучения»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Пути реализации программы повышения качества образования»

Программа повышения качества образования представлена в виде целевых направлений и предусматривает разнообразные формы, методы и приемы деятельности членов педагогического коллектива, методических объединений, методического совета школы и администрации. Программа построена с учетом наработанного педагогическим коллективом опыта, имеющихся достижений и выявленных проблем.

Особое внимание уделено в Программе разделам: «Совершенствование организации учебного процесса и пути повышения результатов обучения».

Мы начали с выявления и анализа проблем. В 2011-2012 учебном году основными проблемами явились:

- неблагоприятная оценочная ситуация отдельных учащихся в связи с предстоящей четвертной, годовой, итоговой аттестацией;

- Приведены данные с 2008 г. количество неуспевающих и слабоуспевающих учащихся по итогам учебных четвертей;

2008 - 2009

2009 - 2010

2010 - 2011

2011-2012


1чтв

2 чтв

3 чтв

4 чтв

1 чтв

3 чтв

4 чтв

1 чтв

3 чтв

4 чтв

1 чтв


2 класс

1










1

2

2 предмета










1 уч-2 пред


3 класс








2




2

4 класс





4

2

2

1




9





2 уч-2 пред


2 уч-3 пред






5 класс

4

1

3

2




1


1


12

2 уч - 2 пред












6 класс

1




2




1



4













7 класс





1



1




2













8 класс

3


2





1




4

1 уч - 2 пред


1 уч-2 пред










9 класс

1




1



1




3













10 класс

3




3

7



1



14





1 уч-2 предмета

1 уч-3 предмета

4 уч-2 пред



1 уч-2 пред




11 класс

4

1

2



2






9

3 уч -2 пред





1 уч-2 пред







Количество

предметов

23


8

2

16

16

6

7

3

1

2


Кол. учащихся неуспевающих по двум и более предметам

7


1


4

5

2


1

















Из статистики неуспеваемости учащихся по учебным четвертям за три года вытекает, что:

  1. Во всех классах, начиная со 2 по 11 классы, по учебным четвертям имеются учащиеся, которые не успевают по тем или иным предметам.

  2. В основном учащиеся затрудняются в 4,5 классах.

  3. При промежуточной аттестации (первой и третьей четверти) стабильно низкие показатели в учебе у учащихся 10 и 11 классов, особенно в 10 классе.

  4. В каждой учебной четверти имеются учащиеся, которые не успевают по двум и более предметам.

  5. Если сравнить данные за все четыре учебных четвертей за три года, то:

  • много неуспевающих в начале учебного года, т.е. в первой четверти, так: в 2008-2009 учебном году не успевают по 23, в 2009-2010 учебном году по 16 и в 2010-2011 по семи учебным предметам;

  • за последние два года по итогам второй четверти неуспевающих нет.


Показатели по учебным четвертям за три учебных года. Неуспевающие ученики во всех классах школы









Предметы, по которым не успевают учащиеся

2008 - 2009

2009 - 2010

2010 - 2011

2011-2012


1чтв

3 чтв

4 чтв

1 чтв

3 чтв

4 чтв

1 чтв

3 чтв

4 чтв

1 чтв

русский яз

7



1

6

2

4

1


1

22

русская литература

5







1



6

математика

7

8

2

7

3

2

4

1

1

1

36

физика

1










1

ОБЖ

3










3

химия




2

6






8

биология




3



1




4

английский язык




1







1

якутский язык




1

1

2





4

якутская литература




1







1

23

8

2

16

16

6

9

3

1

2


  1. В основном затрудняются по математике, в т.ч. алгебре и геометрии - 36 учащихся.

  2. По русскому языку не успевают 22 учащихся.

  3. По химии - 8, русской литературе - 6 учащихся.

  4. По ОБЖ в 2008-2009 учебном году не успевали учащиеся 8-го класса, хотя данный предмет по СанПиН считается нетрудным для усвоения программного материала.



- недостаточно прочное освоение учебного материала, пройденного за год:

2008-2009

2009-2010

2010-2011

количество учащихся

141

133

127

количество учащихся без учащихся 1-го класса

133

126

119

успеваемость (перевод отложен)в %

131 (2) - 98,5

124 (2)-98,3

119-100

успеваемость (оставлен на повторное обучение) в %

133 - 100

125 (1)-99,2

119-100

качество в %

51 - 39,8

53-43,4

46-38,6







-показатели успеваемости и качества обучения за три года (в %)


- проблема успешного проведения годовой и итоговой аттестации, повышение её результативности





Обсудив выявленные проблемы, разработали механизмы реализации повышения качества образования.

Цели: -

  1. повышение качества образования

  2. создание условий для удовлетворения потребностей личности в образовательной подготовке

  3. совершенствование организации учебного процесса

Задачи:

- организация необходимого информационного обеспечения, педагогического анализа качества обучения учащихся в школе;

- совершенствование условий для современного образования и воспитания учащихся с учётом их индивидуальных особенностей.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение качества образования в школе (успеваемость - 100%, качество - %).

  2. Рост познавательной мотивации учащихся (количество учащихся, участвующих в школьных, районных, региональных и федеральных олимпиадах, конференциях, конкурсах и проектах - %).

  3. Совершенствование качества системы образования, оптимизация учебно-воспитательного процесса.

  4. Снижение учебной нагрузки учащихся, сохранение их здоровья.















Всего четыре направлений:

Направления

деятельности

Формы деятельности

Время реализации

Ответственные

Работа с учащимися:

1 ступень (1-4 классы)

























2-3 ступень (5-11 классы)








1.Составление карты успеваемости класса и каждого ученика по текущему учебному году с использованием контрольных работ (ЧКР,ТКР, ДКР,МКР), четвертных, полугодовых, итоговых оценок.

2.Составление таблиц, графиков (в произвольной форме) текущей успеваемости. Обсуждение полученной информации на классных часах, родительских собраниях.


3.Составление таблиц, графиков успеваемости по четвертям, полугодиям, году. Обсуждение полученной информации на классных часах, родительских собраниях.

4.Работа с неуспевающими, со слабоуспевающими учащимися по индивидуальному плану (еженедельный контроль успеваемости и посещаемости, индивидуальное консультирование и дополнительные занятия после уроков, организация взаимопомощи, постоянная связь с родителями).

5.Работа с со способными учащимися по индивидуальному плану (еженедельный контроль успеваемости и посещаемости, индивидуальное консультирование и дополнительные занятия после уроков, организация взаимопомощи, постоянная связь с родителями).

Результат: анализ ситуации, возможность оперативной корректировки в обучении

В течение года




Еженедельно




По четвертям



Еженедельно

Учителя-предметники




Классные руководители




Классные руководители




Учителя-предметники






Учителя-предметники




Зам. директора по УВР,

классные руководители

Учителя-предметники

Классные руководители

Учителя-предметники

Кроме выше перечисленных пяти мероприятий для учащихся 2 и 3 ступеней добавляются:

Организация участия школьников в международных и региональных играх-конкурсах, викторинах, конкурсах по предметам, школьных и районных предметных олимпиадах, конкурсах НОУ

Индивидуальное и групповое консультирование для подготовки к ГИА, ЕГЭ с использованием печатных и цифровых технологий

Результат: активизация познавательной деятельности учащихся, повышение их интеллектуального уровня, накопление достижений для папки достижений учащихся, успешное прохождение ГИА, ЕГЭ всеми выпускниками 9 и 11классов

Работа по определению профессионального самоопределения старшеклассников, организация профильного обучения (элективные курсы), индивидуальное и групповое консультирование (по плану подготовки школы к ГИА

Результат: успешное прохождение ГИА по обязательным предметам и предметам по выбору

Ввести СРУ (самостоятельная работа учащихся) с 14ч00м-15ч45м с целью выполнения домашних заданий, для этого ВУД начать с 16ч00м

Работа с педагогическим коллективом - повышение уровня профессиональной компетентности педагогов

Курсы повышения квалификации.

Участие в конкурсах профессионального мастерства различного уровня

Тематические педсоветы: «Имидж учителя как средство повышения качества обучения», «Профессиональная компетентность - основа качественного обучения»

100%-ное наличие у педагогов профессиональной папки - перечень достижений, основания для аттестации

Активное использование в работе цифровых технологий - повышение ИКТ - мастерства

Подготовка к ФГОС средней ступени обучения

УРОК:

  1. Взаимопосещение уроков учителями

  2. Семинары, методсоветы

  3. Использование современных технологий

Результат - повышение компетентности учащихся и большее внедрение в обучение возможностей интернет - ресурсов

По плану повышения квалификации Декабрь 2010 г.

В течение года

зам. директора по УВР

Директор школы,

зам. директора по УВР

зам. директора по УВР

Внутришкольный контроль качества образования

Проведение административных контрольных работ, срезов знаний по основным письменным и устным предметам (3-11 классы); анализ результатов на ШМО, родительских собраниях.

Проведение - качество образования;

- преподавание предметов;

- состояние методической работы школы

- организация условий учения школьников, обеспечение всеобуча.

Результат: выявление объективной и оперативной картины состояния обученности, обнаружения «слабых» мест в знаниях и умениях учащихся и последующая работа по их ликвидации

2 раза в год - обязательные (для 3-11 классов),по завершении изученной темы по предмету - выборочно (1 раз в месяц)

Зам. директора по УВР, руководители ШМО

Работа с родителями

Проведение родительских собраний по вопросам правильной организации режима дня школьников, подготовки домашних заданий. Своевременное информирование об успеваемости (через дневники учащихся, индивидуальные приглашения в школу для беседы)

Ознакомление родителей выпускников с Положением о ГИА, условиями и правилами, с поступающими изменениями

Результат: повышение информированности и понимания родителями задач и проблем обучения детей в современных условиях, привлечение родителей-активистов для организации дополнительного образования

1 раз в четверть Еженедельно (либо по мере необходимости)

По плану подготовки школы к ГИА (либо по мере поступления новостей по ГИА)


Следует отметить, что работа и классных руководителей и учителей-предметников резко увеличивается, т.к. составление карты или таблиц успеваемости проводится еженедельно, ежемесячно и по итогам учебных четвертей. Кроме того, необходимо сделать анализ с сопоставлением данных и по итогам учебного года. Если эти «трудности» преодолеть, то начинается «необъятный простор» для деятельности.

Позвольте привести наглядные примеры, сделанные нашими учителями.

1.Результаты общей и качественной успеваемости обучающихся по учебным четвертям, на основе основных контрольных работ



1 четверть

1 ТКР

2 ТКР

3 ТКР

4 ТКР

Демо

Проба Профи из 36

умение вычленять главное

1

Гуляев Коля

4

5

4

4

хорошо

больше 20

да

2

Олесов Коля

3

5

4-

?

хорошо

больше 20

да

3

Гуляев Гриша

3-

4

2

3

удовл

списал

НЕТ

4

Тихонова Таня

4

4

4+

4-

хорошо

18

старается

2. Оценки (среднее значение) по месяцам (заполняется кл.руководителями)


р. язык

р. лит.

англ. язык

алгебра

геометрия

история

общество

география

физика

биология

черчение

технология

ОБЖ

физкультура

як. язык

як.лит.

КНРС

средняя оценка

3,3

3,5

3,4

3,4

3,5

3,8

3,9

3,4

3,4

3,7

3,6

4,3

4,4

4,5

3,4

3,8

3,7



3.Ранжирование по успешности обучения

группа

предмет

средняя оценка

1

русский язык

3,3

2

английский язык

3,4

алгебра

3,4

география

3,4

физика

3,4

якутский язык

3,4

3

литература

3,5

геометрия

3,5

черчение

3,6

4

биология

3,7

КНРС (Я)

3,7

якутская литература

3,8

история

3,8

обществознание

3,9

5

технология

4,3

ОБЖ

4,4

физическая культура

4,5




  1. Среднее значение оценки по учебным четвертям и по итогам года

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

1 четверть 8 класса

1

Винокуров Артем

4,3

4,3

4,3

4,4

4,3

4,4

2

Гуляев Петя

3,2

3,3

3,4

3,2

3,2

3,4

3

Иванов Вася

3,2

3,3

3,3

3,2

3,2

3,4

4

Ионова Варя

3,7

3,6

3,7

3,8

3,6

3,9

5

Павлов Айаал

3,3

3,4

3,2

3,3

3,2

3,5

6

Павлова Айсена

4,5

4,5

4,7

4,6

4,6

4,4

7

Петров Мичил

3,6

3,4

3,5

3,3

3,5

3,5

8

Семенов Эдик

3,2

3,2

3,2

3,3

3,2

3,4

9

Спиридонов Эрчим

4,1

4,1

3,9

4

4,1

4,2


по классу

3,7

3,7

3,7

3,7

3,6

3,8



  1. Успешность каждого ученика



  1. Успешность обучения класса по каждому предмету



7.Результаты общей и качественной успеваемости обучающихся общеобразовательных классов по предметам инвариантной части (заполняется по школе - отв.зам.директора по УВР)

Таблица успеваемости по русскому языку за 1 четверть

Классы


2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ИТОГО

«5»












«4»












«3»












«2», н/а


Σ












качество, %












успеваемость, %












И далее можно вывести разные варианты, но цель одна - сделать анализ для выявления пробелов в знаниях учащихся и наметить дальнейшие пути работы.



© 2010-2022