- Преподавателю
- Директору, завучу
- Программа воспитания и социализации
Программа воспитания и социализации
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кулабухова Т.Ю. |
Дата | 04.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12» г. Сухиничи
Сухиничского района Калужской области
«Принято»
Педагогическим советом
МКОУ «Средняя школа» № 12
«27» августа 2015 г.
протокол №1
«Утверждаю»
Директор школы
____________Т.Ю. Кулабухова
ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сухиничи, 2015
Пояснительная записка.
В настоящее время в нашей стране все чаще отмечается отсутствие ясно выраженной системы ценностных ориентиров, объединяющих людей в единую историко-культурную и социальную общность, отсутствие способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, неумение приходить к согласию в вопросах корректного социального поведения, недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни. Все это приводит к отрицательному влиянию на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку, в целом к низкой общей культуре подрастающего поколения. Этим обусловлена актуальность разработки программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, которая предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Программа должна обеспечить:
-
усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;
-
формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
-
приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;
-
формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
-
приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, к деятельности детских общественных, творческих, экологических и т.п. организаций;
-
формирование у обучающихся способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды;
-
осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
-
формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии, овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью;
-
развитие готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ; убежденности в выборе здорового образа жизни.
Программа предполагает учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей; развитие педагогической компетенции родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье. Программа, согласно принципам непрерывности и преемственности обучения и воспитания обучающихся, логически продолжает основные направления аналогичной программы начальной школы:
-
гражданская культура личности;
-
духовно-нравственная культура;
-
культура самоидентификации личности;
-
культура учебной и трудовой деятельности;
-
культура здорового образа жизни;
-
экологическая культура;
-
эстетическая культура;
-
культура поведения.
Ключевым понятием в программе является понятие «культура», объединяющее все общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения.
Программа ориентирована на воспитание и социализацию подростков ,психологические особенности которых свидетельствуют о личностной нестабильности, особой форме самосознания, погружении в свой внутренний мир, стремлении самореализоваться. Поэтому воспитание общей культуры личности обучающихся во всех ее проявлениях будет способствовать развитию социализации, формированию социальной самоидентификации и личностных качеств, необходимых для конструктивного и достойного поведения человека в коллективе, обществе; профессиональной ориентации, развитию у подростков личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни, ответственности за свои поступки, за настоящее и будущее своей страны и социализации обучающихся
Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития функционально грамотной личности, высоконравственного творческого, порядочного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.
В области формирования личностной культуры:
-
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
-
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции «становиться лучше»;
-
усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
-
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
-
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
-
формирование нравственного смысла учения, coциально - ориентированной и общественно полезной деятельности;
-
развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
-
формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
-
укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
-
формирование творческого отношения к учебе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
-
развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
-
формирование морали - осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
-
осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
-
формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
-
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств.
В области формирования социальной культуры:
-
развитие патриотизма и гражданской солидарности;
-
формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
-
развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
-
формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различных социальных и профессиональных групп;
-
укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;
-
формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
-
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
-
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
-
усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентации;
-
формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
-
укрепление отношения к семье как основе российского общества;
-
формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
-
укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
-
усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни, как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;
-
формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;
-
знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России
Ценностные ориентиры
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования построена на основе базовых национальных ценностей российского общества. Критерием систематизации и разделения ценностей по определенным группам являются источники нравственности и человечности, то есть те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений. Система базовых национальных ценностей:
-
патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
-
социальная солидарность - свобода личная и национальная, уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
-
гражданственность - долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
-
семья - любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
-
личность - саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
-
труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
-
наука - ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
-
традиционные религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
-
искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
-
природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
-
человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
4. Содержание программы
4.1. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся.
Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Каждое из этих направлений основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися (см. таблицу 1).
Таблица 1. Ценностные основы различных направлений воспитания и социализации обучающихся в основной школе
№ п/п
Направление
Ценности
Гражданская культура
Любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свободная личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны
Духовно-нравственная
культура
Нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость., милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, духовно-нравственное развитие личности.
Культура самоидентификации личности
Нравственное сознание, духовное здоровье человека, самоопределение, самовоспитание, самоуважение, социальная роль, идентификационный статус, гражданская позиция.
Культура учебной и трудовой деятельности
Научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности, уважение к труду и людям труда, нравственный смысл труда, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии
Культура
здорового
образа
жизни
Жизнь во всех ее проявлениях, физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье, экологическая культура, экологически целесообразный, здоровый и безопасный образ жизни
Экологическая культура
Экологическая безопасность, экологическая грамотность, ресурсосбережение, экологическая этика, экологическая ответственность, социальное партнерство для улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивое развитие общества в гармонии с природой
Эстетическая
культура
Красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности
Культура поведения
Стиль поведения, культура внешности, культура общения, бытовая культура, культура речи, правила поведения в обществе, этикет и речевой этикет
4.2. Основные задачи воспитания и социализации по каждому из направлений.
Основные задачи воспитания и социализации
№ п/п
Направление
Задачи
Гражданская культура личности
-
Создавать условия, помогающие школьникам проявлять себя гражданами России в добрых словах и поступках.
-
Способствовать постепенному осмыслению каждым подростком своей причастности к интересам и ценностям своего ближайшего общества (друзья, одноклассники), своего народа, своей страны.
-
Содействовать включением в реальные добрые дела пробуждению в школьниках внутреннего чувства патриотизма - любви и уважения к людям своего общества, своей малой родине, России.
-
Создавать условия, способствующие осуществлению школьниками по своему выбору и желанию разных добрых дел, полезных другим людям.
-
Развивать и укреплять в обучающихся чувство долга и личной ответственности перед людьми своего общества и страной; учить отвечать за свои гражданские поступки перед своей совестью и гражданами своей страны.
-
Воспитывать свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, страной.
-
Пробуждать у обучающихся желание и формировать умение отстаивать гуманные, равноправные, демократические порядки и препятствовать их нарушению.
-
Развивать готовность и способность адекватно и корректно выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки, в том числе речевые
Духовно-нравственная культура
Способствовать усвоению подростком нравственных ценностей через отделение доброго от дурного в культуре, общественном и личном опыте, через участие в нравственной, общественно значимой деятельности, опыт конструктивного социального поведения.
Культура самоидентификации личности
-
Способствовать не только словами, но и поступками формированию жизненного оптимизма подростка, осознанию им ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью.
-
Учить подростков (на конкретных примерах) использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
-
Содействовать процессу самостоятельного постепенного выстраивания целостного мировоззрения школьников: знакомить с современным многообразием типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, их различий при объяснении происходящего в мире; на основе этого многообразия стимулировать школьников к выработке собственных ответов на основные жизненные вопросы, которые ставит их жизненный опыт; научить подростков признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения; через рефлексию учить подростков корректировать свои взгляды и личностные позиции по мере расширения собственного жизненного опыта.
-
Учить критически оценивать и корректировать свое поведение в различных взаимодействиях.
-
Способствовать социальной самоидентификации школьников, освоению основных социальных ролей и форм общения, их норм и правил поведения по мере своего взросления.
-
Учить выстраивать и перестраивать стиль своего общения со сверстниками, старшими и младшими в разных ситуациях совместной деятельности.
-
Помогать осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
-
Учить школьников не только воспринимать, но и критически осмысливать и принимать новые правила поведения в соответствии с включением в новое сообщество, с изменением своего статуса.
-
Развивать собственные представления учащихся о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями.
-
Учить участию в общественном самоуправлении.
Культура учебной и трудовой деятельности
-
Вырабатывать у обучающихся мотивацию к учебному труду, развивать познавательную активность через осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности человека.
-
Способствовать развитию у обучающихся стремления к познанию, трудолюбия, целеустремленности, добросовестности, креативности, ответственности за результат своего труда.
-
Помогать школьникам осознавать свои познавательно-деловые интересы, способности и использовать их для приобретения практического опыта, достижения важных для себя результатов
Культура здорового образа жизни
-
Знакомить учащихся с нормами здорового и безопасного образа жизни в целях сохранения и укрепления их физического, психологического и социального здоровья.
-
Учить оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
-
Создавать условия для осознанного самостоятельного выбора подростками стиля поведения, привычек, обеспечивающих безопасный образ жизни и сохранение здоровья - как своего, так и близких людей и окружающих.
-
Развивать у школьников упорство, волю, настойчивость, выносливость, убеждённость в выборе здорового образа жизни.
-
Формировать осознанное отношение к выбору индивидуального рациона питания и овладение современными технологиями , в том числе и на основе навыков личной гигиены.
-
Учить самостоятельно противостоять ситуации, провоцирующим поступки, которые угрожают безопасности здоровья.
-
Способствовать формированию готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний.
Экологическая культура
-
Учить вырабатывать стратегию собственного поведения, совершения поступков, нацеленных на сохранение природы, бережное отношение к ней.
-
Способствовать пониманию школьниками роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности, необходимости жить в гармонии с природой.
-
Учить оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы, последствий своих поступков по отношению к природе и ответственности за них.
Формировать готовность обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, экологического здоровьесберегающего просвещения населения.
Эстетическая культура
-
Способствовать усвоению подростками эстетических ценностей через отделение красивого от безобразного в культуре, общественном и личном опыте.
-
Развивать у школьников чувство прекрасного и эстетический вкус, желание и готовность к восприятию и оценке красоты в искусстве, природе, обыденной действительности.
-
Создавать условия для развития творческих способностей школьников в области художественной, духовной, физической культуры, их стремления к художественному творчеству, к деятельности, приносящей радость и добро людям.
Культура поведения
-
Знакомить учащихся с общепринятыми нормами и правилами поведения в семье, коллективе, обществе (этикет и речевой этикет).
-
Создавать условия для формирования у обучающихся необходимых для успешного поведения в обществе личностных качеств (доброжелательность, тактичность, вежливость, достоинство, уверенность, порядочность и т.д.).
-
Помогать школьникам осмысливать роль семьи в своей жизни, свою личную ответственность за поддержание мира и любви в своей семье (не только принимать, но и проявлять любовь и заботу о своих близких, старших и младших).
-
Создавать условия для осознания подростками необходимости выстраивать толерантное (терпимое, уважительно-доброжелательное) отношение к тому, кто не похож на тебя:
к человеку иного мнения, мировоззрения, культуры, гражданской позиции, к человеку иной национальности и т.д.
5. Развивать коммуникативно-речевые умения, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для достойного выражения своих чувств, мыслей в различных жизненных ситуациях.
6. Обучать корректному и аргументированному отстаиванию собственной точки зрения в конфликтных ситуациях общения.
4.3. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся.
4.3.1. Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы должны быть актуализированы определенные идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.
4.3.2. Аксиологический принцип. Принцип ориентации на идеал интегрирует социально-педагогическое пространство образовательной организации. Аксиологический принцип позволяет его дифференцировать, включить в него разные общественные субъекты. В пределах системы базовых национальных ценностей общественные субъекты могут оказывать школе содействие в формировании у обучающихся той или иной группы ценностей.
4.3.3.Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым «другим». Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремленность людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
4.3.4. Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.
4.3.5. Принцип идентификации. Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм: происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока еще скрытые в нем самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть - нравственную рефлексию личности, мораль - способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность - готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.
4.3.6. Принцип полисубъектности воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. При этом деятельность образовательной организации, педагогического коллектива школы в осуществлении социально-педагогического партнерства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности. Социально-педагогическое взаимодействие школы и других общественных субъектов осуществляется в рамках программы воспитания и социализации обучающихся.
4.3.7. Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание - это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.
4.3.8. Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию общеобразовательных дисциплин, произведениям искусства, периодической печати, публикациям, радио- и телепередачам, отражающим современную жизнь, духовной культуре и фольклору народов России, истории, традициям и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи, жизненному опыту своих родителей и прародителей, общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик, другим источникам информации и научного знания.
4.4. Содержание воспитания и социализации обучающихся
Основное содержание воспитания и социализации обучающихся
№ п/п
Направление
Содержание
Гражданская культура личности
-
Общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России.
-
Системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении.
-
Понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок.
-
Осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины.
-
Системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе., о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории.
-
Негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.
-
Осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения.
Духовно-нравственная культура
-
Сознательное принятие базовых национальных российских ценностей.
-
Понимание смысла гуманных отношений/понимание высокой ценности человеческой жизни, стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости.
-
Любовь к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества, желание продолжать героические традиции многонационального российского народа.
-
Понимание значения нравственно-волевых и общественных обязанностей, с дело до конца.
-
Умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков, готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов, стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания.
-
Понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля.
-
Отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка.
-
Понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье, осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода
Культура самоидентификации личности
-
Усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодежи в современном мире, освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе.
-
Приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем.
-
Осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту:
-
социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы);
-
социальные роли в классе: лидер, ведомый, партнер, инициатор, референтный в определенных вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель;
-
социальные роли в обществе: тендерная, член определенной социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.
-
Формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.
-
Готовность к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профильного или профессионального образования)
Культура учебной и трудовой деятельности
-
Понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве, осознание нравственных основ образования.
-
Осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни.
-
Умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых
-
Осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ, знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений.
-
Сформированность позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски.
-
Готовность к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профильного или профессионального образования).
-
Бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам, поддержание чистоты и порядка в классе и школе, готовность содействовать в благоустройстве школы и ее ближайшего окружения.
-
Общее знакомство с трудовым законодательством.
-
Нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде . Присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности, понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека.
Культура здорового образа жизни
-
Присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности, понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека.
-
Осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми), репродуктивное (забота о своем здоровье как будущего родителя), духовного (иерархия ценностей), их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека.
-
Интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм.
-
Знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований.
-
Устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии, рациональной организации режима дня, питания, занятиям физической культурой, спортом, туризмом, самообразованию, труду и творчеству для успешной социализации.
-
Опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях, экологическом туризме.
-
Резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ).
-
Отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ
Экологическая культура
-
Умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности.
-
Понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека.
-
Интерес к прогулкам на природе.
-
Представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативного влияния на здоровье человека, способах их компенсации, избегания, преодоления, способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека.
-
Опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность.
-
Знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований.
-
Овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения
Эстетическая культура
-
Ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира.
-
Эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни.
-
Представление об искусстве народов России
Культура поведения
-
Усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодежи в современном мире, общепринятых норм и правил поведения в семье, коллективе, обществе (этикет и речевой этикет).
-
Овладение коммуникативно-речевыми умениями осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для достойного выражения своих чувств, мыслей в различных жизненных ситуациях.
-
Осмысление роли семьи в своей жизни, своей личной ответственности за поддержание мира и любви в своей семье (не только принимать, но и про близких, старших и младших).
-
Овладение способами выстраивать толерантное (терпимое уважительно-доброжелательное) отношение к тому, кто не похож на тебя (к человеку иного мнения, мировоззрения, культуры, гражданской позиции, к человеку иной национальности и т. д.).
-
Развитие умений корректно и аргументированно отстаивать собственную точку зрения в конфликтных ситуациях общения
4.5. Основные виды и формы деятельности по воспитанию и социализации обучающихся.
Основные виды деятельности, используемые в процессе воспитания и социализации обучающихся:
-
проблемно-ценностное общение;
-
социальное творчество;
-
туристско-краеведческая деятельность;
-
трудовая деятельность;
-
игровая;
-
познавательная;
-
художественное творчество;
-
спортивно-оздоровительная деятельность.
Основные формы деятельности, используемые в процессе воспитания и социализации обучающихся:
-
беседы, часы общения, дискуссии, диспуты, дебаты, публичные выступления;
-
встречи с интересными людьми;
-
игры, в том числе ролевые, деловые, сюжетно-ролевые;
-
просмотры и обсуждение кинофильмов, видеофрагментов;
-
экскурсии (включая заочные), путешествия по историческим местам;
-
туристические походы, поездки;
-
посещение театров, музеев;
-
конкурсы, викторины, турниры, фестивали, олимпиады, научно-практические конференции;
-
спортивные соревнования, эстафеты, марафоны, турниры, спортивно ориентированные игры на местности;
-
презентации, выставки, творческие проекты;
-
театрализации, агитационные выступления;
-
концерты, тематические программы, праздники;
-
социально ориентированные акции, добрые дела, социальные проекты, вожатские отряды, добровольческие акции, акции милосердия;
-
трудовые и общественно полезные дела;
-
кружки по интересам, детские общественные объединения;
деятельность детского самоуправления и др..
5.Ценности, ценностные отношения, потребности, представления, знания, отношения, чувства и компетенции, которые формируются у школьников в ходе воспитания и социализации в основной школе.
В ходе реализации программы планируется сформировать у школьников следующие ценности, ценностные отношения, потребности, представления, знания, отношения, чувства и компетенции (см. табл. 1).
Таблица 1. Ценности и ценностные отношения, потребности, представления, знания, отношения, чувства и компетенции, формирующиеся у обучающихся
№ п/п
Направление
Ценности
Гражданская культура личности
-
Ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам (русскому и языку своего народа), народным традициям, старшему поколению;
• знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательная организация, основных прав и обязанностей граждан России;
-
системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;
-
представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни;
-
уважительное отношение к органам охраны правопорядка;
-
знание национальных героев и важнейших событий истории России;
-
понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;
-
знание государственных праздников, их истории и значения для общества;
-
позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина
Духовно-нравственная культура
-
Ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;
-
чувство дружбы к представителям всех национальностей Российской Федерации;
-
умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы, понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга, установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
-
понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;
-
уважение родителей, понимание сыновнего (дочернего) долга как конституционной обязанности, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
-
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
-
понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны, общие представления о религиозной картине мира;
-
готовность сознательно выполнять правила для обучающихся, понимание необходимости самодисциплины;
-
потребность в выработке волевых черт характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении, способность объективно оценивать себя;
-
понимание взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива) здоровья человека, влияния нравственности человека на его жизнь, здоровье, благополучие;
-
готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов, стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;
-
понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье, осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода;
-
умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на нравственных нормах, стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях, нравственное представление о дружбе и любви;
-
понимание возможного негативного влияния на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы, умение противодействовать разрушительному влиянию информационной среды.
Культура самоидентификации личности
-
Позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;
-
умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм;
-
создании материальных, социальных и культурных благ, знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;
-
умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
-
сформированность позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски;
-
готовность к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профильного или профессионального образования);
-
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам, поддержание чистоты и порядка в классе и школе, готовность содействовать благоустройству школы и ее ближайшего окружения;
-
знание основ трудового законодательства;
-
нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде
Культура учебной и трудовой деятельности
-
Понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;
-
осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ, знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;
-
умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
-
сформированность позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски;
-
готовность к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профильного или профессионального образования);
-
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам, поддержание чистоты и порядка в классе и школе, готовность содействовать благоустройству школы и ее ближайшего окружения;
-
знание основ трудового законодательства;
-
нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде
Культура здорового образа жизни
-
Ценностное отношение к жизни во всех ее проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
-
знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами;
-
знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России;
-
знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений;
-
знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека;
-
формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности;
-
знание о возможности негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
-
резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ), отрицательное отношение к лицам и организациям,
-
умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;
-
проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм.
Экологическая культура
-
Осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;
-
начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;
-
умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
-
знание основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни;
-
знание норм и правил экологической этики, законодательства в области экологии и здоровья;
-
умение выделять ценность экологической культуры, экологического качества окружающей среды, здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми, адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека;
-
умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;
-
умение устанавливать причинно-следственные связи возникновения и развития явлений в экосистемах;
-
умение строить свою деятельность и проекты с учетом создаваемой нагрузки на социоприродное окружение;
-
отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях;
-
умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья;
-
овладение умением сотрудничества (социального партнерства), связанного с решением местных экологических проблем и здоровьем людей;
-
опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья и путей их решения
Эстетическая культура
•Ценностное отношение к прекрасному;
-
понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира; •способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
-
опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
-
представление об искусстве народов России;
-
опыт эмоционального постижения фольклора народов России; «интерес к занятиям творческого жар самодеятельности;
-
опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества;
-
опыт самореализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи .
Этапы организации воспитания и социализации обучающихся на ступени
основного общего образования
Целенаправленная социальная деятельность обучающихся обеспечивается сформированной социальной средой школы и укладом школьной жизни. Организация социального воспитания обучающихся осуществляется в последовательности следующих этапов.
1. Организационно-административный этап (ведущий субъект - администрация школы) включает:
-
создание среды школы, поддерживающей созидательный социальный опыт обучающихся, формирующей конструктивные ожидания и позитивные образцы поведения;
-
формирование уклада и традиций школы, ориентированных на создание системы общественных отношений обучающихся, учителей и родителей в духе гражданско-патриотических ценностей, партнерства и сотрудничества, приоритетов развития общества и государства;
-
развитие форм социального партнерства с общественными институтами и организациями для расширения поля социального взаимодействия обучающихся;
-
адаптацию процессов стихийной социальной деятельности обучающихся средствами целенаправленной деятельности по программе социализации;
-
координацию деятельности агентов социализации обучающихся - сверстников, учителей, родителей (законных представителей) обучающихся, сотрудников школы, представителей общественных и иных организаций для решения задач социализации;
-
создание условий для организованной деятельности школьных социальных групп;
создание возможности для влияния обучающихся на изменения школьной среды, форм, целей и стиля социального взаимодействия школьного социума;
• поддержание субъектного характера социализации обучающегося, развитие его самостоятельности и инициативности в социальной деятельности.
2. Организационно-педагогический этап (ведущий субъект - педагогический коллектив школы) включает:
-
обеспечение целенаправленности, системности и непрерывности процесса социализации обучающихся;
-
обеспечение разнообразия форм педагогической поддержки социальной деятельности, создающей условия для личностного роста обучающихся, продуктивного изменения поведения;
-
создание в процессе взаимодействия с обучающимися условий для социальной деятельности личности с использованием знаний возрастной физиологии и социологии, социальной и педагогической психологии;
-
создание условий для социальной деятельности обучающихся в процессе обучения и воспитания;
-
обеспечение возможности социализации обучающихся в направлениях адаптации к новым социальным условиям, интеграции в новые виды социальных отношений, самоактуализации социальной деятельности;
-
определение динамики выполняемых обучающимися социальных ролей для оценивания эффективности их вхождения в систему общественных отношений;
-
использование социальной деятельности как ведущего фактора формирования личности обучающегося;
-
использование роли коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности обучающегося, его социальной и гражданской позиции;
-
стимулирование сознательных социальных инициатив и деятельности обучающихся с опорой на мотив деятельности (желание, осознание необходимости, интерес и др.).
3. Этап социализации обучающихся включает:
• формирование активной гражданской позиции и ответственного поведения в процессе учебной, внеурочной, внешкольной, общественно значимой деятельности обучающихся;
-
усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения;
-
формирование у обучающегося собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе педагогически организованного взаимодействия с социальным окружением;
-
достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту;
-
умение решать социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), специфичные для возраста обучающегося;
-
поддержание разнообразных видов и типов отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учеба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби);
-
активное участие в изменении школьной среды и в изменении доступных сфер жизни окружающего социума;
-
регулярное переосмысление внешних взаимодействий и взаимоотношений с различными людьми в системе общественных отношений, в том числе с использованием дневников самонаблюдения и электронных дневников;
-
осознание мотивов своей социальной деятельности;
-
развитие способности к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формирование моральных чувств, необходимых привычек поведения, волевых качеств;
-
владение формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.
7. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию социализации обучающихся на ступень основного образования
Для организации успешного функционирования образовательного процесса, направленного на воспитание и социализацию личности школьников на ступени основного общего образования, программа предполагает консолидацию и согласованность усилийшколы и других социальных субъектов, общественности.
Взаимодействие школы и с семьей
Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающихся. В рамках данной программы предполагаются следующие направления и формы взаимодействия (см. табл. 2).
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:
-
совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных приоритетов по развитию и воспитанию учащихся, в разработке содержания и реализации программы, оценке ее эффективности;
-
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей обучающихся;
-
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям обучающихся;
-
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
-
содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
опора на положительный семейный опыт.
Взаимодействие школы с общественностью
Для эффективной реализации программы предполагается педагогическое взаимодействие школы с различными социальными субъектами:
-
организациями дополнительного образования детей муниципального района;
-
учреждениями культуры и спорта;
-
другими социальными субъектами (центр социальной помощи семье и детям, ГИБДД и др.).
Возможные формы взаимодействия:
-
расширение системы дополнительного образования обучающихся в школе;
-
совместные мероприятия по различным направлениям: беседы, библиотечные уроки, КТД, дискуссии, социальные и творческие акции, проекты, фестивали, конкурсы, выставки и др.
Направления взаимодействия и формы работы
№
Направление взаимодействия
Формы работы
1
Повышение педагогической и психологической культуры родителей (законных представителей) обучающихся
Родительский лекторий, семинар, тренинг для родителей, педагогический практикум, консультации педагога-психолога
2
Знакомство родителей с результатами учебной и творческой деятельности, вовлечение родителей в образовательный процесс
Посещение уроков и внеурочных мероприятий, родительские собрания, школьные конференции, индивидуальные встречи, творческие отчеты учащихся, детские презентации, мастерские, посещение детских выставок
3
Участие родителей в управлении классом и школой
Работа родительского комитета, творческих групп родителей, организация детского отдыха и оздоровления, участие в работе совета школы и профилактического совета
4
Проведение совместных мероприятий по направлениям программы воспитания и социализации обучающихся
Коллективно-творческие дела, проекты, исследовательские работы, часы общения, праздники, походы, поездки, игры, дни творчества, клубы общения
5
Индивидуальная работа с родителями детей, требующих повышенного педагогического внимания, а также работа с проблемными семьями и семьями, находящимися в социально опасном положении
Индивидуальные беседы, консультации педагога-психолога, социального педагога, посещение на дому
проведение совместных лекториев для родителей с целью повышения их педагогической и психологической культуры.
развитию и воспитанию обучающихся (методические рекомендации, сценарии часов общения, КТД, диагностический материал и т.д.).
Материально-техническое, информационно-методическое обеспечение программы
Для реализации программы в школе имеется следующая материально-техническая информационно-методическая база:
-
все кабинеты начальной школы оборудованы компьютерной техникой (компьютер, проектор, экран), теле- и видеоаппаратурой;
-
компьютерный класс;
-
актовый зал для проведения мероприятий;
-
музыкальная аппаратура для проведения мероприятий (ноутбук, музыкальный центр, микрофоны, колонки, усилитель);
-
спортивный зал, хоккейная коробка, спортивная и баскетбольная площадки;
-
спортивный инвентарь;
-
стрелковый тир;
-
библиотека, медиатека;
-
методическая литература по духовно-нравственному
-
Кадровое обеспечение программы
Образовательная организация имеет собственные кадровые ресурсы для реализации программы.
Административный уровень:
-
директор школы (общее руководство разработкой и реализацией программы);
-
заместитель директора по воспитательной работе;
-
заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Задачи: обеспечивают контроль реализации программы, определяют приоритетные направления работы, корректируют работу, осуществляют диагностику и мониторинг в рамках реализации программы, анализируют и обобщают результаты работы над программой, координируют деятельность всех педагогов, реализующих программу.
2. Профессионально-педагогический уровень:
-
классные руководители;
-
учителя-предметники;
-
медицинский работник школы;
-
школьный библиотекарь.
Задачи: осуществляют реализацию программы, разрабатывают подпрограммы, осуществляют мониторинг, обобщают результаты работы.
Для успешной реализации программы предполагается использование профессионально-педагогических ресурсов организаций дополнительного образования детей, культуры, спорта и других заинтересованных организаций.
-
Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации обучающихся
Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся. В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации программы выступают:
-
особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся;
-
социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении;
-
особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процессы.
Основные принципы организации мониторинга:
-
принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся;
-
принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности образовательной организации на изучение процесса воспитания и социализации обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития - социальной среды, воспитания, деятельности личности, ее внутренней активности;
-
принцип объективности предполагает формализованное оценки (независимость исследования и интерпретации данных) и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;
-
принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся;
-
принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся
Методы мониторинга
Тестирование (метод тестов) - исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигнутых результатов воспитания и социализации обучающихся путем анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.
Опрос - получение информации, заключенной в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используется анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты.
Беседа - специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.
Психолого-педагогическое наблюдение - описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся.
В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:
• включенное наблюдение - наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых оценивает;
•узкоспециальное наблюдение направлено на фиксирование строго определенных параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.
Критериями эффективности реализации воспитательной и развивающей программы является динамика следующих основных показателей воспитания и социализации обучающихся:
-
динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся;
-
динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательной организации;
-
динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процессы.
Критерии изучения динамики процесса воспитания и социализации обучающихся:
-
положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) - увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся;
-
инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся;
устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся
Содержание мероприятий по реализации программы
№ п/п
Направление
Мероприятия
Гражданская культура личности
Беседы, дискуссии, диспуты на темы: «Боль моя - Афганистан», «Мужской разговор», «Ради жизни на земле», «По законам добра», «Главная книга страны», «Я и мои права» «Я - гражданин России», «В тебе взрослеет гражданин», «Россия - Родина моя», «Мои права и обязанности», «Родительский дом - начало начал», «Тепло родного очага», «Реликвии моей семьи», Традиции нашей семьи» и т.п..
Социально-творческие проекты («Традиции нашей семьи», «Моя родословная», «Славные сыны родного края», «Почётные жители нашего города», «Ими можно гордиться « и т.п.).
Социально ориентированные акции «Дом без одиночества», «Наши добрые дела - нашей Родине», «Ветеран живёт рядом», «Протяни руку помощи», «Подари улыбку детям», «Неделя добра» и т.п.
Посещение выставочных залов, музеев боевой славы, краеведческих музеев по тематике гражданско-патриотического воспитания.
Просмотр и обсуждение кинофильмов по теме гражданско-патриотического воспитания, КТД «Наши бравые мальчишки», «Юные солдаты Отчизны», «Славься, Россия, Родина наша» и т.п..
Проведение тематических дней (День конституции, День права, День героев Отечества, День защитников Отечества, День матери, День пожилого человека, День учителя и т.п.).
Встречи с интересными людьми (ветеранами Отечественной войны, воинами-интернационалистами, малолетними узниками, представителями судебной и правоохранной власти).
Проведение классных праздников и КТД (День именинника, День рождения класса, День добрых дел и сюрпризов).
Викторины, познавательные, интеллектуально-познавательные, деловые и ролевые игры по тематике гражданского воспитания, военизированные игры на местности. Выпуск стенгазет на патриотическую и правовую тематику.
Духовно-нравственная культура
Беседы, дискуссии, диспуты на темы «Азбука нравственности», «Хорошо и плохо», «За добро платите добром», «Дом, где живет добро», «Честь и честность», «Добро и зло», «Чистая совесть - лучшее украшение», «Что мы ценим в людях», «Что делать, если я кого-то обидел», «Наша речь имеет нравственную основу», «Добродетель проявляется в поступках», «Что в моем понимании есть дружба» и т.п.
Подготовка проектов «Добрый поступок украшает человека», «Красота вокруг нас». Ролевые игры, направленные на воспитание нравственных чувств.
Социально ориентированные акции «Протяни руку помощи», «Дом без одиночества», «Подари улыбку детям» и т.п.
Культура самоидентификации личности
Проведение бесед, дискуссий, диспутов по темам «Ты живешь среди людей», «Я сам по себе или я со всеми?», «В чем ценность человеческой жизни?», «Что такое толерантность?», «Разные люди и разные веры», «Мой внутренний мир», «Как построить свой мир», «Я и мир вокруг меня», «Я и моя социальная роль», «Я отношу себя к тем, кто никогда не.,.»3 «Кого можно считать настоящим человеком», «Я - сын, я - дочь», «Лидерство. Хорошо или плохо?», «Как не заразиться звездной болезнью», «Учимся договариваться», «Я и моя будущая профессия», «Трудовые династии», «Кем быть? Каким быть?», «Как выбрать дело по душе» и т.п.
Социально ориентированные акции «Улыбка», «Сюрприз», «Я хочу быть тебе другом» и т.п. Ролевые и деловые игры «Я выбираю профессию», «Дом самоуправления», «Выборы», «Преодолеваем преграды и препятствия».
Решение жизненных ситуаций-задач, касающихся общения и взаимодействия с окружающими: взрослыми, сверстниками, родителями
Проекты «Профессия моей мечты», проекты-презентации «Знакомьтесь, это я», «Знакомьтесь, это мой друг», «Знакомьтесь, это наш класс» и т.п.
Культура учебной и трудовой деятельности
Беседы, дискуссии, диспуты по темам «Труд есть жизнь человека», «Жить - значит работать». «Человек создан не для лени», «Берегите время», «Учеба и труд все перетрут», «Где нет труда, там цветы не растут», «Мое хобби», «Мои увлечения», «Как добиться успехов в
учебе».
Проведение тематических декад (декада точных наук, декада истории, декада естественных наук и т.д.).
Проведение турниров, игр, чемпионатов интеллектуально-познавательной направленности, олимпиад.
Проекты-исследования по различным областям знаний.
Творческие проекты «Мир моих увлечений», «Наши мамы - профессионалы своего дела», «Наши папы - профессионалы своего дела». Проведение трудовых акций, десантов.
Организация внеурочной деятельности через систему дополнительного образования. Агитбригады и театральные постановки «Где есть труд, там нет места лени», «Учиться, учиться, учиться!» и т.п.
Культура здорового образа жизни
Проведение бесед, дискуссий, диспутов на темы «В здоровом теле - здоровый дух», «Здоровье дороже золота», «Современная мода и здоровье», «Здоровье на тарелке», «Уроки здорового питания», «Каша- пища наша», «Пирамида здоровья», «Со спортом дружить- здоровым быть», «Простые правила здорового образа жизни», «Как вести себя в чрезвычайной ситуации», «Вежливый пешеход»,»Внимание,каникулы!» «Как вести себя на дороге», «Вредные привычки. Как уберечься от них?».
Проведение агитационных программ и театральных выступлений по темам «Мы за здоровый образ жизни!», «Молодёжь выбирает жизнь» и т.п..проведение познавательных викторин, турниров, игр по тематике здорового и безопасного образа жизни.
Подготовка проектов - презентаций по темам «Здоровье на тарелке», «Спорт - это здоровье», «Мы выбираем здоровый образ жизни» и т.п..
Ролевые и деловые игры «Пешеходы и водители», «Полезные и вредные привычки». Конкурсы творческих работ (сочинений, рисунков, плакатов, буклетов, раскладушек по тематике здорового образа жизни).
Спортивные игры, эстафеты, пешие походы, массовые катания на коньках, лыжные пробежки, спартакиады
Экологическая культура
Беседы, дискуссии, диспуты по теме «Природа - наш дом, будем жит «Охранять природу - значит охранять Родину», «Дом, в котором мы живем». Проведение агитационных программ «Природа в опасности», «Сохраним поселок, в котором живем».
Проведение экологических акций «Посади свое дерево», «Чистая душа - чистая планета», «Неделя добра», «Покормите птиц зимой», «День Земли» и т.п. Проведение экологических десантов по очистке территорий.
Подготовка проектов-исследований «Человек в природе и его здоровье», «Загрязнение поселка - угроза здоровью».
Творческие проекты «Красота родного края», «Оглянись вокруг!», «Поэзия и природа». Экологические викторины, брейн-ринги.
Конкурсы творческих работ (сочинений, рисунков, плакатов, буклетов) на экологическую тематику
Эстетическая культура
Беседы, дискуссии, диспуты на темы «Только тогда очищается чувство, когда соприкасаешься с красотой», «Красота внешняя и внутренняя», «Красивые и некрасивые поступки», «Как прекрасен этот мир».
Выступление агитационных команд, постановка театральных пьес по теме «Красота спасет мир».
Праздники искусства, музыки, культурных традиций. Творческие проекты и презентации, рисунки, сочинения по теме «Красота вокруг нас», «Поделись своей красотой».
Посещение театров, выставочных залов музеев. Организация художественных выставок собственного творчества «Город мастеров».
Экскурсии по живописным местам родного края, и за его пределы.