Обобщение опыта работы по теме Формирование социальной активности у школьников

В данной работе представлен опыт работы педагогов и старшей вожатой МКОУ СОШ пгт.Вахруши Слободского района Кировской области по формированию социальной активности у школьников. в школе. В работе отражены результаты и достижения в данном направлении. Опыт работы был представлен на региональной инновационной площадке Кировской области, на областных и муниципальных конкурсах.
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование социальной активности у школьников

Вахрушевское поселение насчитывет более 10000 жителей. 27% от всего количества жителей составляет молодёжь (от 14 до 30 лет).

В настоящее время нашему современному обществу нужен инициативный, творческий, социально- активный человек, человек- создатель, а не просто человек- исполнитель. Что делать? Где и как «растить» социально- активных людей? Ответ прост и очевиден. Конечно же, в школе!

Школа- это то место, где с ранних лет у детей можно целенаправленно формировать социальную активность.

Расскажу об опыте работы педколлектива школы п. Вахруши , в которой обучается 764 ученика, по формированию социальной активности школьников.

Первой нашей задачей было создать детское объединение, чтобы его деятельность была не формальной, чтобы дети любили его, гордились им, поддерживали положительный его имидж. Нам в этом помогли лагеря актива. Пройдя 2 лагеря актива, ученики в 2009 году изъявили желание создать своё объединение, свою символику и атрибуты. Так в школе родилось детское и молодёжное общественное объединение «Новая волна».

Основной деятельностью нашего объединения является добровольческая. Наше объединение насчитывает 125 человек, из них -54 волонтёра. Его деятельность включает 12 лагерей актива, обучение в которых прошли более 600 учащихся школы, участие в районном проекте «ЗЖМ», в рамках которого было проведено более 35 акций и полезных дел. Социальный проект «Вместе в будущее!» привлёк к добровольческой деятельности 5 молодых инвалидов, которые обучились в Школе волонтёров проведению социальных акций, созданию видеороликов, мастерству фотографирования. Чтобы дети были готовы к обучению остальных учащихся в объединении, лучшие проходят обучение в областных лагерях: «Молодёжная активация», « Лидер», «Столица молодых»(ЮКОНА)областной волонтёрский лагерь, «Академия социального успеха», «Созвездие», Всероссийский центр «Орлёнок». Для обмена опытом сотрудничаем с Кировскими детскими и молодёжными организациями «ЮКОНА» и «Перспектива», принимаем участие в районных и областных конкурсах. Третий год принимали участие в областном фестивале- конкурсе «Территория добровольчества». Каждый год принимаем участие в районных и областных конкурсах «Лидер» для школьников и молодёжи.

Для общения выпускников и действующих воспитанников , для обсуждения интересных тем своей деятельности ребята создали ВК группу объединения , которая насчитывает 360 человек. Группа живёт более 3 лет.

Одним из основных результатов работы является активная деятельность наших учеников при выходе из школы. Так, студент Ивонин Сергей заведует культмассовым сектром на физико- математическом факультете, который является одним из лучших в ВятГГУ, Буланов Тимофей- второй год курирует группу вожатых, которая работает во Всероссийском центре «Орлёнок», многих ребят выбирают старостами групп после адаптационных лагерей в начале обучения. Наши выпускники приходят к нам и передают свои навыки и умения молодому поколению.

Работая в объединении, ученики растут в плане социального опыта и у них появилась необходимость этот опыт передавать остальным ученикам школы.

Имея сильную обученную команду в школе, мы решили совершенствовать систему ученического самоуправления. Такую, чтобы была действительно работающей и приносящей пользу учащимся в школе.

Целью деятельности нашего школьного ученического самоуправления является реализация права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением.

Самых достойных и активных учеников мы рекомендуем для работы в Совет школы. Так на Совете школы ученики поднимали вопросы по проблемам питания учащихся, по определению каникулярных дней в году, по введению школьной формы. Ребята активно сотрудничают с администрацией школы, которая всегда идёт им навстречу. Неоднократно ребятами в школе поднимался вопрос о низком температурном режиме, в результате чего администрацией были сокращены уроки в самые холодные дни и приобретены обогреватели в кабинеты.

Третий год в школе учащимися избирается Президент школы. В этом году, систематизировав всю деятельность, в школе родилось «Государство ШИК»( Школьная Инициативная команда).

Вся деятельность органов ученического самоуправления в плане инициативы строится на социальном проектировании.

Так старшеклассниками был создан проект «Школьная полиция». Проект включал организацию эффективного дежурства по школе, создание отряда полицейских по контролю за дежурством классов, профилактику правонарушений и пропаганду ЗОЖ среди учащихся. Так в рамках проекта был организован учащимися 11 класса День здоровья с игровой программой «Жить здорово!», в которой приняли участие все классы школы. С целью организации досуга мальчишек была проведена ребятами компьютерная игра, в которой приняли участие 15 команд школы, в том числе и трудные дети (90 человек). В рамках проекта был организован конкурс «Лучший дежурный класс», «Лучший полицейский». Лучшему дежурному классу был подарен цифровой фотоаппарат, который активисты школы выйграли на одном из областных конкурсов, лучшему полицейскому - планшет, деньги на который ребята заработали сбором макулатуры.

В этом учебном году учащиеся стали инициаторами создания поселкового проекта «Сценарий для своей судьбы выбираем только мы». В рамках этого проекта ученики проводили мастер - классы для жителей посёлка по созданию социальных видеороликов и фотографированию.

Традиционным стала реализация проекта «День самоуправления», который реализует 10 класс. От 30-35 учителей из числа учеников проводят в школе уроки, выбирается директор и завучи. Новоиспечённым педколлективом проводятся 2 педсовета. На последнем педсовете подводятся итоги проекта и ребята обозначают проблемы, с которыми встретились во время работы в этот день. Обговаривая проблемы, стараемся искать пути их решения. Так был введён в школе во всех классах «Дневник поведения», где учителя выставляют классам оценки за поведение на уроках.

Также ребята работают и в направлении благоустройства школы. Так ими создан проект «Лестница желаний». Его суть заключается в том, что они командой учеников- художников школы планировали расписать парадную лестницу. Но в связи с ремонтом школы, они внесли поправки и будет расписана стена в столовой этим летом. Оформление стены было выбрано через школьный конкурс творческих работ.

Одним из значимых проектов стал «Три цвета Победы». Уже третий год выпускники реализуют этот проект, добавляя в него что-то новое. Цель проекта- привлечение внимания жителей посёлка к знаменательной дате нашей страны- Дню Победы. Проект стартовал в 2011 году, его создали ученики 11 класса. Огромную помощь в реализации проекта в первый год оказал глава Вахрушевского поселения Ефремов Михаил Валентинович и специалист по социальным вопросам Ефремова Татьяна Борисовна. Для реализации проекта школьники сами ищут финансы. В этом году ребята провели фандрайзинговые акции, такие как аукцион и лотерея. Большую помощь в проведении праздничного шествия оказала администрация ООО «Вахруши- Литобувь» в лице Тарасова Анатолия Викторовича.

Для активизации деятельности классных коллективов в школе реализуется социальный проект «Лучший класс». Итоги работы классов подводятся по трём направлениям работы: учебная деятельность, спортивная и активность.

Каждый год выявляются лучшие классы школы в среднем и в старшем звене. Это звание престижно иметь в нашей школе.

В школьной среде обучающихся есть и проблемы, мы их видим и , совершенствуя работу с молодёжью, планируем сократить:

- не все классные коллективы готовы активно принимать участие в делах и проектах школы,

- не во всех классных коллективах эффективно работает актив класса, в некоторых их даже нет, если даже он есть, то числится формально,

- мала занятость школьников в кружковой и клубной деятельности

- неумение школьников организовать свой досуг с пользой для себя и других.

Критериями формирования социально-активной гражданской позиции у школьников можно считать следующие:

- увеличение количества учащихся, состоящих в объединении «Новая волна» (2012- 100уч, 2013- 125ч.)

- увеличение количества волонтёров в школе (34-54),

- увеличение количества человек в группах «Новая волна» и «ШИК» ВКонтакте (120-360),

- увеличение числа классов, принимающих участие в общешкольных конкурсах агитбригад, «Минута Славы», «Лидер», патриотической песни( 15-19),

- увеличение количества учащихся в системе посещающих Госдуму школы.(13-19).

Достижения:

- пятый год ученики школы становятся одними из лучших на районных конкурсах «Лидер» для школьников и молодёжи,

- в 2013 году Кропачева Элина стала финалисткой областного конкурса «Лидер года» для школьников

- команда школы заняла 2 место в областном фестивале- конкурсе «Территориятдобровольчества» ( в номинации «Социальные проекты»-1 место- проект «Три цвета Победы», визитка - 2 место)

- Стародумов Антон стал победителем областного молодёжного конкурса «Лидер 21 века» в номинации «Руководители детских и молодёжных общественных объединений» (Антон представлял систему ученического самоуправления в школе). Радует, что юноша свою дальнейшую жизнь хочет связать с работой по молодёжной политике.



© 2010-2022