Рабочая программа внеурочной деятельности Афлатун

Рабочая программа внеурочной деятельности " Афлатун"- социально-экономическое развитие детей 5-6 классов.В данной рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвитии и непрерывного образования, целостность общекультур...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования

Администрации Чеховского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов

города Чехова Московской области

г.Чехов, ул. Гагарина, д. 18, Чеховский муниципальный район, Московская область, 142300, тел. 8(496) 723-91-23, факс: 723-91-23.

chekhovschool9.edumsko.ru, [email protected],

ОКПО 45689795, ОГРН1025006395644, ИНН 5048052905, КПП 504801001


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы _________ А.А. Царьков

Приказ № _____

от «____»________2014 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности - клуб «Афлатун»


Ступень обучения (класс) основное общее образование 5-9 классы, 5а и 5 б классы

Количество часов - (5-9 классы 170 часов) 5 класс - 34 часа Уровень - базовый

Учитель Пыхтина Екатерина Юрьевна

Программа разработана на основе ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОЦИАЛЬНОЕ И ФИНАНСОВОЕ ВОСПИТАНИЕ. Филиал ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» в г. Северодвинске. Гуманитарный институт. Кафедра естественнонаучных дисциплин и информационных технологий, 2012.

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности для 5 класса разработана в соответствии с:

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);

-Методическими рекомендациями по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области / А.В. Шмагина, В.Ф. Солдатов, И.А. Фоменко. - АСОУ, 2012.

- ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММОЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОЦИАЛЬНОЕ И ФИНАНСОВОЕ ВОСПИТАНИЕ. Филиал ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» в г. Северодвинске. Гуманитарный институт. Кафедра естественнонаучных дисциплин и информационных технологий. 2012 год.

В данной рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвитии и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

Общая характеристика внеурочной деятельности. Клуб «Афлатун».

Программа предполагает реализацию образовательно-воспитательной деятельности (5-9 класс - 170 часов: 5 кл. - 34 часа, 6 кл. - 34 часа; 7 кл. - 34 часа; 8 кл. - 34 часа; 9 кл. - 34 часа) фундаментом которой являются современные научные представления об антропосоциогенезе. Их раскрытие базируется на результатах исследований, понятийном аппарате группы общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. При этом основное внимание учащихся в основной школе акцентируется на современных социальных явлениях.

Международный образовательный проект Афлатун реализуется под эгидой комитета ООН по правам ребенка и ЮНИСЕФ. Секретариат совета проекта базируется в Амстердаме, Нидерланды. Руководство объединенным Советом проекта осуществляет Jaap Doek. Совет проекта включает на данный момент пять региональных представителей: американского (Gloria Almeyda Stemper), европейского (Ingrid Jones), африканского (Irene Mutumba), азиатского (Lata Narayan) и франкоязычных стран Африки (Violet Diallo).

Концепция проекта Афлатун была разработана в Индии в девяностых годах XX века. Ее основная идея - сбалансированный подход к социальному и финансовому образованию детей. На начало 2013 года проект реализуется в 85 странах мира и охватывает более 1 миллиона учащихся.

Основной целью деятельности клуба является организация дополнительного образования детей и подростков по вопросам финансовой грамотности и социализации ребенка.

Деятельность школьного клуба «Афлатун» осуществляется с целью:

- финансового и социального образования детей;

- реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

- совершенствования имеющихся и апробация новых форм работы со школьниками в рамках дополнительного образования;

- формирование навыков командной работы.

Задачи:

- создание необходимых условий для развития личности, организация содержательного досуга для детей и подростков в возрасте от 10 до 15 лет;

- оказание педагогической помощи в профессиональном самоопределении подростков и адаптации их к современной жизни;

- сохранение и укрепление здоровья школьников, и привитие общей культуры;

- формирование социальной компетентности учащихся;

- развитие социальной активности подростков;

- формирование коммуникативных компетенций.

Программа Афлатун рассчитана на детей 6-14 лет и включает восемь последовательных уровней социального и финансового воспитания детей:

1. Уникальность и различия, уважение к другим, представление об экономии средств.

2. Взаимозависимость между ребенком и его семьей, соседями и другими людьми, с которыми контактирует ребенок. Деньги как средство удовлетворения потребностей, а не желаний.

3. Понимание себя через понимание своих чувств, финансовая этика, забота о сохранении окружающей среды.

4. Ответственное поведение и гражданская позиция, развитие чувства собственного достоинства, совместная деятельность, организационные навыки.

5. Потребности, права и обязанности, доходы, расходы и экономия, демократия и лидерство, удовлетворение нужд и материальное благополучие.

6. Маргинализация и социальная изоляция. Детское предпринимательство, планирование и бюджет, сберегательный счет в банке, исследование бедности.

7. Мифы и стереотипы, постановка финансовых целей, предпринимательская активность, изучение связей между доходами и расходами, сбережениями и инвестициями.

8. Саморефлексия, предубеждение и предрассудки (уметь мыслить нестандартно), гендерные стереотипы, развитие финансовых способностей, создание социальных и финансовых микро-предприятий.

Реализация данной программы возможна как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования.

Учебно-методическую основу социального и финансового воспитания детей в рамках образовательного проекта Афлатун составляют.

1. Концепция о балансе между социальным и финансовым воспитанием.

2. Программа и учебно-методические материалы по развитию финансовой грамотности и формированию социальной компетентности детей.

3. Опыт, накопленный партнерами, реализующими программу Афлатун в своих странах при взаимодействии с финансовыми институтами, международными неправительственными организациями (НПО), а также правительственными, академическими и исследовательскими институтами.

Программа построена по модульному принципу. Учебно-методические материалы каждого модуля представлены книгой для учащихся и руководством для учителя.

Книги 1-5 предназначены для изучения в начальной школе (6-11 лет), книги 6-8 - в среднем звене основного общего образования (12-15 лет). Предпочтительно последовательное прохождение учащимися всех модулей программы с 1 по 9 класс, однако возможно подключение учеников к программе в период обучения в 5 классах.

Каждый модуль представлен пятью основными темами:

1. Личностное понимание и изучение

Дети учатся понимать свои личные ценности, изучают этические аспекты финансов и знакомятся с тем, как важен баланс между финансовыми навыками и их ответственным использованием.

2. Права и обязанности

Проект Афлатун основывается на Конвенции ООН о правах ребенка (1990), которая выделяет 4 группы взаимосвязанных прав. Дети узнают, что права и обязанности идут рука об руку, узнают о своих обязанностях по отношению к самим себе, своей семье, обществу и окружающей среде.

3. Сбережения и траты

Дети учатся делать сбережения и тратить разумно.

4. Планирование и бюджет

Дети учатся применять навыки сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни.

5. Детское предпринимательство (социальные и финансовые проекты)

Участвуя в управлении местными инициативами или в предпринимательской деятельности, дети узнают, как они могут оказывать позитивное влияние на свое сообщество.

Работа по усвоению каждой темы модуля строится по единому плану:

1. Давай исследовать.

На этом этапе происходит столкновение ученика с проблемой - приобретение учащимся знаний о существовании социальной проблемы.

2. Подумай об этом

Данный этап направлен на формирование у учащихся потребности в решении представленной (обнаруженной им проблемы) - формирование ценностного отношения к проблеме и ее решению.

3. Расследование

Этап посвящен сбору опорной информации для решения проблемы, выработке замысла ее решения.

4. Деятельность (готовность к действию).

Этап направлен непосредственно на решение проблемы - приобретение учащимися опыта индивидуальной и коллективно-распределенной общественной деятельности.

Программа внеурочной деятельности «Социальное и финансовое воспитание учащихся 5-9 класса «Клуб «Афлатун» составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования к организации внеурочной деятельности.

Программа реализуется через такие формы организации внеурочной деятельности учащихся как познавательная (учебно-исследовательская, проектная) деятельность, проблемно-ценностное общение, социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность), соединенных в единый процесс, направленный на духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное развитие личности.

Личностные характеристики, на становление которых ориентированы новые стандарты в области воспитания и социализации учащихся (начальное общее образование) и реализующиеся в программе - это любовь к своему народу, краю и Родине; уважение к ценностям семьи и общества; любознательность, активность в познании окружающего мира; способность к организации собственной деятельности; готовность само-стоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.

Программа определяет минимальный объем содержания внеурочной деятельности, оставляя возможность дополнения ее вариативной составляющей педагогическим коллективом образовательного учреждения при участии обучающихся и их родителей (законных представителей).

Формы организации (факультатив, кружок, клуб), формы подведения итогов индивидуальной и коллективной работы (ярмарка, конференция исследовательской и проектной деятельности) в соответствии с местными условиями, интересами детей, уровнем их подготовленности, опытом педагога и др.

Занятия могут проводиться учителями начальных классов, учителями-предметниками (например, учителем экономики, обществознания), классными руководителями, педагогами дополнительного образования, педагогами-психологами и т.д.

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА АФЛАТУН ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1. Системная работы по формированию социальной и финансовой компетентности детей.

2. Расширение спектра образовательных услуг.

3. Развитие социального партнерства.

4. Знакомство с мировым педагогическим опытом, современными педагогическими технологиями

5. Обогащение опыта инновационной деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА

Личностные универсальные учебные действия:

идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству через такой атрибут как денежная единица проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре,

проявлять понимание и уважение к деньгам как части материальной грамотности; ценности;

различать основные нравственно-этические понятия финансовой культуры: предусмотрительность, рачительность, бережливость, хозяйственность;

соотносить понятие экономии средств с моральной нормой;

оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);

использовать имеющийся практический финансовый опыт при выполнении учебных действий;

проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. обсуждать проблемные вопросы;

находить дополнительную информацию, используя справочную литературу и другие источники, в том числе в средствах Internet;

оформлять диалогическое и монологическое высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета; приводить убедительные примеры и доказательства;

осуществлять взаимодействие с группой и классом, учителем.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем, группой ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать свою деятельность и деятельность группы, класса. Давать оценку своей работы;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы

в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как финансы, денежная единица, бюджет, рынок ,партнёр и др.

Обучающийся получит возможность научиться:

-различать основные нравственно-этические понятия финансовой культуры: предусмотрительность, рачительность, бережливость,

хозяйственность;

-использовать имеющийся практический финансовый опыт при выполнении учебных действий;

-осуществлять расширенный поиск информации использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Социально значимые результаты: развитие социальных мотивов; стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. Исследования, проведенные во многих странах, показывают, что программа Афлатун развивает у детей навыки, связанные с финансами, помогает менять их отношение ко многим вещам, побуждает их к активному участию в различных проектах.

Элементы содержания учебной программы (5 класс)

Экономические потребности и их виды (покупка и оплата). Природные и трудовые ресурсы. Сохранение ресурсов. (Повторное использование и переработка мусора).

Бюджет (семейный, государственный) и азы его планирования. Соотнесение своих потребностей с возможностями семьи. Экономия денег. Важность экономии. Способы хранения денег. Вклады. Уникальность семьи. Семейные сбережения.

Учимся делать покупки, ценить и быть благодарными. Цена деньгам. Финансовая этика.

Трудный выбор. Бережливость. Чувства, которые нужно уважать. Права и обязанности ребёнка. Выражение признательности, благодарности.

Структура курса и последовательность предъявления материала

Последовательность, предлагаемая в рабочей программе, обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения содержания курса для школьников-подростков.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.

Содержание первого этапа курса (5-7 классы), обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого - тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого - тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема - «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.

В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них - «Регулирование поведения людей в обществе» - представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящён необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема - «Человек в экономических отношениях» - даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики - производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе - создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики - потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).

На втором этапе курса для старших подростков (8-9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.

В 8 классе предложены темы: «Личность и общество» - вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений; «Сфера духовной жизни» - вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики - экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть отводится вопросам теории права, другая - отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данной программы предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5-9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.

Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий, их сочетание с традиционными методиками.

Программа социально-финансовой грамотности для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

Тематическое планирование занятий клуба «Афлатун» в 5-х классах (внеурочная деятельность).

Тема занятия

Часы

Форма занятия

Планируемые результаты

Дата план

Дата факт

1

Афлатун - международная программа. Афлатун и я. Давай знакомиться.

1

Заседание клуба

Личностные результаты: проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

Социально значимые результаты:

развитие социальных мотивов: потребность в самовыражении и самореализации, стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность.

2

Ты мой друг и я твой друг. Выбор председателя клуба.

1

Игра

Личностные результаты: проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

Социально значимые результаты:

развитие социальных мотивов: потребность в самовыражении и самореализации, стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность.

3

Письмо самому себе. Эмблема, девиз, песня клуба.

1

Заседание клуба

Личностные результаты: проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

Социально значимые результаты:

развитие социальных мотивов: потребность в самовыражении и самореализации, стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность.

4

Потребности и

желания - как проявления общего и особенного.

1

Заседание

Личностные результаты: проявлять интерес к знаниям о финансовой

культуре, грамотности - как необходимой потребности;

Социально значимые результаты:

развитие социальных мотивов: потребность в самовыражении и самореализации, стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность.

5

Афлатун изучает потребности. Жизненно необходимые потребности. Что необходимо для удовлетворения потребностей.

1

Заседание клуба

Личностные результаты: проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности - как необходимой потребности;

Социально значимые результаты:

развитие социальных мотивов: потребность в самовыражении и самореализации, стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность.

6

Кто помогает нам удовлетворять потребности (люди или организации); неудовлетворенные потребности

1

Заседание клуба

Личностные результаты: проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности - как необходимой потребности;

Социально значимые результаты:

развитие социальных мотивов: потребность в самовыражении и самореализации, стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность.

7

Потребности, которые нельзя купить - потребность в любви и дружбе;

1

Заседание клуба

Личностные результаты: проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности - как необходимой потребности;

Социально значимые результаты:

развитие социальных мотивов: потребность в самовыражении и самореализации, стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность.

8

Потребности, которые можно купить за деньги - еда, крыша над головой и одежда; роль денег в осуществлении потребностей;

1

Игра

Личностные результаты: проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности - как необходимой потребности;

Социально значимые результаты:

развитие социальных мотивов: потребность в самовыражении и самореализации, стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность.

9

Причины возникновения неудовлетворенных потребностей

1

Заседание клуба

Личностные результаты: проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности - как необходимой потребности;

Социально значимые результаты:

развитие социальных мотивов: потребность в самовыражении и самореализации, стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность.

10

Афлатун изучает права и обязанности.

1

Заседание клуба

Личностные результаты: проявлять понимание и уважение к основным правам и обязанностям гражданина, ориентироваться в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;

Социально значимые результаты:

развитие социальных мотивов: потребность в самовыражении и самореализации, стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу.

11

Конституция РФ, «Конвенция о Правах ребенка»

1

Заседание клуба

Личностные результаты: проявлять в конкретных случаях социальных отношений и взаимодействий уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

оценивать себя и других при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении;

использовать основы социально-критического мышления;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;

Социально значимые результаты:

развитие социальных мотивов: потребность в самовыражении и самореализации, стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу.

12

Соблюдение прав и обязанностей - основа для безопасности

1

Заседание клуба

Личностные результаты: проявлять понимание и уважение к основным правам и обязанностям гражданина, ориентироваться в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

оценивать себя и других при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении;

использовать основы социально-критического мышления;

Социально значимые результаты:

развитие социальных мотивов: потребность в самовыражении и самореализации, стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу.

13

Право голоса (свободное выражение своего мнения, своих чувств и эмоций)

1

Заседание клуба

Личностные результаты: проявлять понимание и уважение к основным правам и обязанностям гражданина, ориентироваться в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

оценивать себя и других при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении;

использовать основы социально-критического мышления;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;

Социально значимые результаты:

развитие социальных мотивов: потребность в самовыражении и самореализации, стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу.

14

Право на развитие (учебу, культуру и т.д.)

1

Заседание клуба

Личностные результаты: проявлять понимание и уважение к основным правам и обязанностям гражданина, ориентироваться в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

Социально значимые результаты:

развитие социальных мотивов: потребность в самовыражении и самореализации, стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу.

15

Право на жизнь (право иметь жизненно важные потребности - пищу, воду, кров, оздоровление и т.д.),

1

Викторина.

Личностные результаты: проявлять понимание и уважение к основным правам и обязанностям гражданина, ориентироваться в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

Социально значимые результаты:

развитие социальных мотивов: потребность в самовыражении и самореализации, стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу.

16

Детство, затронутое войной и конфликтами.

1

Коллаж из газетных вырезок.

Личностные результаты: проявлять в конкретных случаях социальных отношений и взаимодействий уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

Социально значимые результаты:

развитие социальных мотивов: потребность в самовыражении и самореализации, стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу.

17

Бюджет семьи. Доходы и расходы семьи.

1

Заседание клуба

Личностные -использовать основы социально-критического мышления;

проявлять в конкретных случаях социальных отношений и взаимодействий уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

демонстрировать уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей.

Предметные -усвоить понятие бюджета, доходов и расходов.

Социально значимые результаты:

развитие социальных мотивов: потребность в самовыражении и самореализации, стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу.

18

Личный бюджет. Составление бюджета.

1

Игра

Личностные -использовать основы социально-критического мышления;

проявлять в конкретных случаях социальных отношений и взаимодействий уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

демонстрировать уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей. Научиться работать в команде, отвечать за принятие решений.

Предметные -усвоить понятие бюджета, доходов и расходов.

Социально значимые результаты:

владение необходимыми умениями строить жизненные планы и вести бюджет с учётом конкретных социально-экономических условий.

19

Потребительская корзина.

1

Заседание клуба

Личностные -использовать основы социально-критического мышления;

проявлять в конкретных случаях социальных отношений и взаимодействий уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым

видам насилия и готовность противостоять им;

демонстрировать уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей. Научиться работать в команде, отвечать за принятие решений.

Предметные -усвоить понятие потребительской корзины.

Социально значимые результаты:

владение необходимыми умениями строить жизненные планы и вести бюджет с учётом конкретных социально-экономических условий.

20

Экономическая культура потребителя. В какие магазины мы ходим.

1

Заседание клуба

Личностные результаты: проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности - как необходимой потребности;

Социально значимые результаты:

владение необходимыми умениями строить жизненные планы и вести бюджет с учётом конкретных социально-экономических условий.

21

Когда надо и можно экономить.

1

Заседание клуба

Личностные результаты: проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности - как необходимой потребности;

Социально значимые результаты:

владение необходимыми умениями строить жизненные планы и вести бюджет с учётом конкретных социально-экономических условий.

22

Твоя личная копилка.

1

Заседание клуба

Личностные результаты: проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности - как необходимой потребности;

Социально значимые результаты:

владение необходимыми умениями строить жизненные планы и вести бюджет с учётом конкретных социально-экономических условий.

23

Зачем мы копим деньги.

1

Заседание клуба

Личностные результаты: проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности - как необходимой потребности.

Предметные -усвоить понятие сбережение.

Социально значимые результаты:

владение необходимыми умениями строить жизненные планы и вести бюджет с учётом конкретных социально-экономических условий.

24

Что поможет ведению домашней бухгалтерии.

1

Заседание клуба

Личностные результаты: проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности - как необходимой потребности;

Социально значимые результаты:

владение необходимыми умениями строить жизненные планы и вести бюджет с учётом конкретных социально-экономических условий.

25

Семейный бюджет у разных народов.

1

Заседание клуба

Личностные результаты: проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности - как необходимой потребности;

Социально значимые результаты:

владение необходимыми умениями строить жизненные планы и вести бюджет с учётом конкретных социально-экономических условий.

26

«Бюджет семьи».

1

Игра

Личностные результаты: проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности - как необходимой потребности;

Социально значимые результаты:

владение необходимыми умениями строить жизненные планы и вести бюджет с учётом конкретных социально-экономических условий.

27

Покупатель и продавец

1

Заседание клуба

Личностные результаты: проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности - как необходимой потребности;

Социально значимые результаты:

приобретение способности и готовности работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации со сверстниками и взрослыми; владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финансовых отношений и операций.

28

Сравнительные покупки.

1

Заседание клуба

Личностные результаты: проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности - как необходимой потребности;

Социально значимые результаты:

приобретение способности и готовности работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации со сверстниками и взрослыми; владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финансовых отношений и операций.

29

Реклама и упаковки.

1

Заседание клуба

Личностные результаты: проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности - как необходимой потребности;

Социально значимые результаты:

приобретение способности и готовности работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации со сверстниками и взрослыми; владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финансовых отношений и операций.

30

Создание собственной рекламы.

1

Творческий проект.

Личностные результаты: проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности - как необходимой потребности;

Социально значимые результаты:

приобретение способности и готовности работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации со сверстниками и взрослыми; владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финансовых отношений и операций.

31

Маркировка товаров.

1

Заседание клуба

Личностные результаты: проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности - как необходимой потребности;

Социально значимые результаты:

приобретение способности и готовности работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации со сверстниками и взрослыми; владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финансовых отношений и операций.

32

Выбор товаров.

1

Заседание клуба

Личностные результаты: проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности - как необходимой потребности;

Социально значимые результаты:

приобретение способности и готовности работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации со сверстниками и взрослыми; владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финансовых отношений и операций.

33

Ответственность и экономия.

1

Заседание клуба

Личностные результаты: проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности - как необходимой потребности;

Социально значимые результаты:

приобретение способности и готовности работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации со сверстниками и взрослыми; владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финансовых отношений и операций.

34

«Веселая ярмарка»

1

Игра.

Личностные результаты: проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности - как необходимой потребности;

Социально значимые результаты:

приобретение способности и готовности работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации со сверстниками и взрослыми; владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финансовых отношений и операций.


Содержание тем курса 6 класс.



Тема 1. Натуральное и товарное хозяйство. (1час)

Что такое натуральное и товарное хозяйство. Отличие натурального хозяйства от товарного. Почему весь мир пользуется товарным хозяйством.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: понимать разницу между натуральным и товарным хозяйствами, знать преимущество товарного хозяйства.

Уметь: приводить примеры натурального и товарного хозяйства.

Тема 2. Свободный рынок. Экономические регуляторы. Единый план. (1 час)

Определение понятия свободного рынка, его преимущества и недостатки. Перепроизводство. Кризис перепроизводства и его последствия. Невозможность рассчитать заранее, сколько необходимо произвести товаров. Отсутствие гарантий у правительства, что все планы государства будут выполнены. Кризис недопроизводства.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: плюсы и минусы свободного рынка и единого плана.

Уметь: Самостоятельно и аргументировано сделать вывод о том, какая наиболее из предложенных систем наиболее эффективна.

Тема 3. Рыночное равновесие. Дефицит. Конкуренция. (1час)

Последствия нарушения рыночного равновесия; т. е. дисбаланса спроса и предложения. Условия появления дефицита борьба с ним. Конкуренция между частными производителями и концернами. Реклама, маркетинг, монополия.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: учащиеся должны четко уяснить, что надо производить то, что продаётся, а не продавать то, что производится.

Уметь: отвечать на вопросы как есть ли такие товары, на которые цена растет бесконечно. Что положительного и отрицательного дает обществу конкуренция и монополия. Наносит ли ущерб обществу человек, который разорился. Что можно сделать, чтобы победить в конкурентной борьбе. Что эффективнее для страны: монополия или конкуренция и почему.


Тема 4.Теневая экономика. Налоги. (1час)

Две основные особенности теневой экономики: нарушение закона при организации деятельности и уклонение от уплаты налогов государству. Товары фальсификаторы.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: понимать необходимость введения налогов государством и борьбы с теневой экономикой.

Уметь: отличать спекуляцию от коммерции.

Тема 5. Товарооборот. Товарные скидки, товарные биржи. Биржевой маклер. (3час)

Розничная торговля. Оптовая торговля. Оптовые продавцы. Какие товары выгодно везти прямо в магазин. Почему производителю товара не проще самому продавать его. Игры на ценах.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: что такое товарооборот и как расходуются деньги, полученные предпринимателем в результате товарооборота.

Уметь: Иметь представление о принципе работы на товарной бирже. Ее роли в мировой торговле.

Тема 6. Деньги. Миссия денег. Инфляция. (1час)

История возникновения денег. Роль денег. Почему золото удобнее в качестве денег. Бумажные деньги. Банкноты. Монетный двор. Роль денег .Недостаток и избыток бумажных денег.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: Учащиеся должны чётко понимать, что количество денег и богатство страны - не одно и то же.

Уметь: Иметь представление об эмиссии денег и понимать термин «инфляция».

Тема 7. Банк. Ссудный процент. (1час)

Вексель. Организация работы банка. Чековая книжка. Можно ли взять деньги на прокат. Кредит Депозит.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: за что банки получают проценты, выгодно ли давать деньги в кредит, в результате чего может наступить банкротство банка.

Уметь: уметь рассчитывать проценты.

Тема 8. Собственность. Капитал. Кругооборот капитала. ( 2часа)

Личная и частная собственность. Может ли личная собственность быть частной. Живые и мёртвые деньги. Себестоимость. Прибыль. Норма прибыли на вложенный капитал.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: В чём отличие денег от капитала. Отличие кругооборота денег от кругооборота капитала.

Уметь: отличать кругооборот денег от кругооборота капитала. Можно ли продать товар по цене ниже его себестоимости.

Тема 9.Прибавочный продукт. Безработица. Биржа труда. Фонды общественного потребления. (2часа)

Условия появления прибавочного продукта и принцип его распределения. Факторы, влияющие на его благосостояние общества. Банкротство предприятий. Причины появления безработицы. Как образуются фонды общественного потребления.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: когда начинается рост благосостояния общества, сто является богатством общества, нужны ли безработные, зачем создаются биржи труда, почему предприниматели готовы отдать часть своей прибыли для выплаты пособий по безработице.

Уметь: подсчитывать рост безработицы.

Тема 10. Мелкие собственники. Коммерческая тайна. Коммерческий риск. (1час)

Примерный перечень рассматриваемых вопросов.

Может ли предприниматель рассчитывать на ссуду банка для начала своего дела. Есть ли у человека гарантия, что, начав своё дело, он не разорится. Может ли государство гарантировать успех каждому предпринимателю. Залог. Внеурочные компании. Промышленный шпионаж.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: термины «коммерческая тайна» и «коммерческий риск».

Уметь: объяснить, как получить деньги в банке, не имея залога. Всякая ли разработка фирмы является коммерческой тайной.

Тема11. Компания. Корпорация. (1час)

История возникновения компаний. Причины возникновения корпораций как новой формы объединения предпринимателей. Теряет ли все свое имущество каждый из членов корпорации или компании при ее разорении.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: значение терминов компания, корпорация.

Уметь: мотивированно отвечать на вопрос о степени риска предпринимателя, вкладывающего свои средства в компанию или в корпорацию.

Тема12. Акция. Акционер. Акционерные компании. (2часа)

Являются ли акции товаром. Имеет ли право владелец акции на часть прибыли корпорации. Может ли меняться стоимость акции. От чего зависят дивиденды. Купоны. Маклер. Фондовая биржа.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: значение терминов «акция», «дивиденды», а так же знать механизм получения доходов акционерными компаниями.

Уметь: рассчитывать прибыль с акций.

Примерный перечень рассматриваемых вопросов.

От чего зависит размер зарплаты. Справедливо ли платить всем одинаковую зарплату. Верхняя и нижняя граница зарплаты. Прожиточный минимум. Кому общество должно помогать. Разница в уровнях жизни бедных и богатых.

Требования к учащимся.

Знать от чего зависит верхняя и нижняя граница зарплаты. Когда повышение зарплаты становится нереальным. Может ли зарплата повышаться бесконечно. Является ли прожиточный минимум нижней границей зарплаты.

Тема13.Экономические концепции утопического социализма, военного коммунизма и НЕПа. Командно - административная система. (2 часа)

Экономические предпосылки возникновения идей утопического социализма.

Экономическая политика военного коммунизма. Изменения в экономике страны в результате перехода к НЕПу. Продналог. Продразверстка. Функции командно - административной системы и их влияние на экономику.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: четко понимать, что нельзя построить процветающее общество, игнорируя экономические законы.

Уметь: объяснить признаки идеального государства.


Валютный курс. Его причины. Потребительская корзина. Валютный кредит. Политические и экономические аспекты использования валютных кредитов. Конвертируемость валюты.

Требования к учащимся.

Должны понимать почему нет единой валюты (как денежной единицы).Знать значения терминов валютный и курс и конвертируемость валюты.

Тема 14. Зарплата. Тариф. Прожиточный минимум. Распределение. (1час)

Отчего зависит размер зарплаты. Справедливо ли платить всем одинаковую зарплату. Верхняя граница зарплаты, нижняя граница зарплаты. Прожиточный минимум. Кому общество должно помогать. Почему нельзя допускать большой разницы в уровнях жизни бедных и богатых.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: границы верхней и нижней зарплаты, от чего они зависят. В каком случае повышение зарплаты становится нереальным. Сумму прожиточного минимума

Уметь: объяснить, в чем разница минимальной заработной платой и прожиточным минимумом.

Тема15. Профсоюз. Благотворительные общества. Общественные фонды потребления. (2часа)

Причины возникновения профессиональных союзов. Пенсии. Пособия. Источники средств общественных фондов потребления.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: причины, побуждающие рабочих объединяться в профсоюзы, задачи профсоюзов.

Уметь: Объяснить, зачем нужны благотворительные общества, что такое фонды общественного потребления и для какой цели они создаются.


Тема16. Доходы. Потребительские кредиты. (2часа)

Номинальный и реальный доходы. Примеры зависимости благосостояния граждан не только от доходов, но и возможности превращения их в товары. Сбережения.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: разницу между номинальными реальным доходом, что увеличение номинальных доходов населения не влечет за собой рост благосостояния граждан.

Уметь: объяснить, что такое потребительский кредит.

Тема17. Национальное богатство. Страхование. (1час)

Что является национальным богатством страны. Может ли страна стать процветающей, почти не имея полезных ископаемых. Виды страхования. Социальное страхование. Страховой полис. Почему страховым компаниям не грозит разорение.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: что такое национальное богатство, страхование, от чего зависит сумма взноса при страховании, как используются средства, полученные за счет отчислений на социальное страхование.

Уметь: объяснить, почему страховым компаниям не грозит разорение.

Тема18. Военно-промышленный комплекс конверсия. (2часа)

Экономические предпосылки и последствия возникновения воин. Необходимость существования военно-промышленного в государстве. Проблемы, возникающие при проведении конверсии.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: почему для военно-промышленного комплекса важно, чтобы мир балансировал на грани войны.

Уметь: объяснить положительные и отрицательные аспекты развития военно-промышленного комплекса , источники финансирования военно-ромышленного комплекса, проблемы, возникающие при конверсии, и сложности ее программы.


Тема19.Экология. Безотходные технологии. (1час)

Загрязнение окружающей среды и его влияние на экономику. Взаимосвязь экономики и экологии. Необходимость решения экологических проблем. Парниковый эффект и его последствия. Разрушения озонового слоя вокруг Земли и необходимость срочного решения этой проблемы.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: понимать жизненную важность решения экологических проблем.

Уметь: ответственность каждого из нас сохранение нашей планеты.

Тема20. Международная торговля. Лицензии. Пошлина. (2часа)

Исторические принципы возникновения международной торговли. Цена товара в разных странах; чем она определяется. Могут ли изобретения быть товаром. Торговые войны. Товары стратегического назначения. Экспорт и импорт товаров.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: что, при международной торговле не возникает проблем с разницей в денежных единицах.

Уметь: отвечать, как государство защищает свой рынок от ввоза и вывоза конкурирующих товаров, экспортной продукции, от чего зависит размер пошлины в разных странах.

Тема21. Валюта. (1час)


Валютный курс. Его причины. Потребительская корзина. Валютный кредит. Политические и экономические аспекты использования валютных кредитов. Конвертируемость валюты.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: почему нет единой валюты (как денежной единицы). Знать значения терминов валютный и курс и конвертируемость валюты.

Уметь: объяснить из чего состоит потребительская корзина.

Тема22. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит. (2часа)

Доходы и расходы государственного бюджета. Причины возникновения бюджетного дефицита. Облигации государственного займа.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: источники формирования государственного бюджета и что такое бюджетный дефицит.

Уметь: объяснить три варианта поведения правительства при бюджетном дефиците.

Тема23. Свободная торговля. Международный экономический союз. Европейское экономическое сообщество. (2часа)

Причины, побудившие страны объединиться в экономический союз. Зоны свободной торговли. Свободные экономические зоны. Экономическая интеграция. Помощь развивающимся странам.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: что, сегодня экономические интересы отдельных людей и даже народов очень тесно связано с экономическими интересами человечества в целом и потому Международный экономический союз - самая Эффективная форма экономического сотрудничества разных стран.

Уметь: рассказать о причинах, побудивших страны объединиться в экономический союз.

Учебно-тематический план курса 6 класс

Тема

Кол-во часов

Тип, вид занятия

Дата план

Дата факт

1

Тема 1. Натуральное и товарное хозяйство.

1

Заседание клуба

2

Тема 2. Свободный рынок. Экономические регуляторы. Единый план.

1

Игра

3

Тема 3. Рыночное равновесие. Дефицит. Конкуренция.

1

Заседание клуба

4

Тема 4. Теневая экономика. Налоги.

1

Заседание

5-7

Тема 5. Товарооборот. Товарные скидки, товарные биржи. Биржевой маклер.

3

Заседание клуба

8

Тема 6. Деньги. Миссия денег. Инфляция.

1

Заседание клуба

9

Тема 7. Банк. Ссудный процент.

1

Заседание клуба

10-11

Тема 8. Собственность. Капитал. Кругооборот капитала.

2

Игра

12-13

Тема 9. Прибавочный продукт. Благосостояние общества. Безработица. Биржа труда. Фонды общественного потребления.

2

Заседание клуба

14

Тема 10. Мелкие собственники (предприниматели). Коммерческая тайна. Коммерческий риск.

1

Заседание клуба

15

Тема11. Компания. Корпорация.

1

Заседание клуба

16-17

Тема12. Акция. Акционер. Акционерные компании.

2

Заседание клуба

18-19

Тема13.Экономические концепции утопического социализма, военного коммунизма и НЭП. Командно-административная система.

2

Заседание клуба

20

Тема14. Зарплата. Тариф. Прожиточный минимум. Распределение.

1

Заседание клуба

21

Тема15.Профсоюз. Благотворительные общества. Общественные фонды потребления.

1

Викторина.

22

Тема16. Доходы. Потребительские кредиты.

1

Коллаж из газетных вырезок.

23

Тема17. Национальное богатство. Страхование.

1

Заседание клуба

24-25

Тема18. Военно-промышленный комплекс. Конверсия.

2

Игра

26

Тема19.Экология. Безотходное производство.

1

Заседание клуба

27-28

Тема20. Международная торговля. Лицензия, пошлина.

2

Заседание клуба

29

Тема21. Валюта.

1

Заседание клуба

30-31

Тема22.Государственный бюджет. Бюджетный дефицит.

2

Заседание клуба

32-33

Тема23.Свободная торговля. Международный экономический союз.

Европейское экономическое сообщество.

2

Заседание клуба

34

Итоговое занятие

1

Игра

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Афлатун» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

-диагностика нравственной самооценки;

- диагностика этики поведения;

- диагностика отношения к жизненным ценностям;

-диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

наблюдения педагогов и родителей.

Перечень литературы и средств обучения

Для учителя:

  1. Ермаков И.В., Протасевич Т. А. Начала экономики: учебное пособие. Новосибирск, 2009

  2. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика -М.: Вита-Пресс, 2010

  3. Липсиц И.В. Экономика без тайн. -М.: Дело, 2013

  4. Романова Н. И. Экономическая игротека. - М.: Финансы и статистика., 2013

  5. Шведова И. А. Азбука для детей и взрослых. Вып. 1 .Экономика. - М.: 2012

  6. Фирсов Е. Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 2013

  7. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экономика / Авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С. Докучаев; Под общ. Ред. О. Г. Хинн. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», Олимп, 1998

Для обучающихся:

  1. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика -М.: Вита-Пресс, 2010

  2. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экономика / Авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С. Докучаев; Под общ. Ред. О. Г. Хинн. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», Олимп, 1998

  3. Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2013

  4. Фирсов Е. Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 2013

  5. Мицкевич А. А. Экономика в задачах и тестах: Пособие для учителя / А. А. Мицкевич, - М.: Вита-Пресс, 2010


Согласовано.

Протокол заседания методического объединения

учителей истории и общественных дисциплин от_27 августа_2014 года №__1__

Руководитель кафедры _______________________ Л.В. Никитенко

Согласовано.

Зам. Директора по УР________________(Пыхтина Е.Ю.)

28. 08. 2014 учебного года.


РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу внеурочной деятельности

Клуб «Афлатун» для 5 класса

автора - составителя Пыхтиной Екатерины Юрьевны, учителя обществознания, экономики и права, высшей квалификационной категории


Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (основного) общего образования, на основе программы по экономике под редакцией И. В. Липсица.

Данная программа содержит основные знания, умения и навыки, составляющие основу социально-финансовой грамотности учащихся основной и средней (полной школы). Она включает перечень тем и их описание, рекомендации по количеству времени на каждую тему.

В пояснительной записке указано место данного предмета в решении общих целей и задач на данной ступени общего образования. Четко выстроены задачи, которые исходят из целей программы. Учитель выделила приоритетные направления для своей работы.

Новизна данной программы в том, что она подготовлена в соответствии с новым образовательным стандартом и освещает вопросы социально-финансовой грамотности.

В пояснительной записке даны ссылки на программы, которые были использованы при составлении данной рабочей программы.

Очень четко и подробно в программе указаны требования к уровню подготовки учащихся, что позволит учителю формировать у обучающихся умения в соответствии с новыми учебными стандартами.

Цели сформулированы с учетом требований диагностичности, инструментальности, реалистичности, адекватности, что позволит соответствовать цели результату, запланированному в образовательном стандарте.

Учебно-тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями проектирования рабочей программы.

Программа соответствует требованиям проектирования рабочей программы и может использоваться при организации внеурочной деятельности.


Учитель обществознания МБОУ СОШ №9

высшей квалификационной категории

Никитенко Л. В. ____________





© 2010-2022