Образовательная программа Путь к успеху

Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образовательная программа Путь к успехуОбразовательная программа Путь к успехуОбразовательная программа Путь к успехуОбразовательная программа Путь к успехуОбразовательная программа Путь к успехуОбразовательная программа Путь к успехуОбразовательная программа Путь к успехуОбразовательная программа Путь к успехуОбразовательная программа Путь к успехуОбразовательная программа Путь к успехуОбразовательная программа Путь к успехуОбразовательная программа Путь к успехуОбразовательная программа Путь к успехуОбразовательная программа Путь к успехуОбразовательная программа Путь к успехуОбразовательная программа Путь к успехуОбразовательная программа Путь к успехуОбразовательная программа Путь к успехуОбразовательная программа Путь к успехуОбразовательная программа Путь к успеху

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества



Программа рассмотрена Утверждаю

на педагогическом совете Директор МБУДО ДДТ

МБУДО ДДТ протокол № 1 ___________________

Петрушкина В.Н.

« 31 » августа 2015 г. « » ___________2015 г.

Образовательная программа


муниципального бюджетного

учреждения

дополнительного образования

Дом детского творчества




Разработчики программы:

Пётрушкина В.Н. - директор МБУДО ДДТ

Артамонова Т.Ю. - методист МБУДО ДДТ

Яструбенко И.М. - педагог доп.обр. МБУДО ДДТ

Романова В.В. - педагог доп.обр. МБУДО ДДТ


Гагино

2015






Содержание.


  1. Тезаурус

  2. Типология программ образовательной организации дополнительного образования (ОО ДО)

  3. Структура образовательной программы (ОП) ОО ДО


























  1. Тезаурус.


Дополнительное образование (ДО) - это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном,, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (273-ФЗ, гл. I, ст. 2, п. 14).

Организация дополнительного образования (ОДО) - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (273-ФЗ, гл, 3, ст. 23, п. 3.1).

Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных ФЗ «Об образовании», форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ творческих объединений, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (273-ФЗ, гл, 1, ст. 2, п. 9).

Образовательная программа ОО ДО - образовательная программа, разрабатываемая и утверждаемая организацией дополнительного образования (273-ФЗ, на основе гл, 2, ст. 12.п. 5).

Учебный план - документ, который определяет перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы аттестации обучающихся (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 22).

Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (273-ФЗ, гл. 1, ст, 2, п. 23),

Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 25).

Модифицированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития, и социальную адаптацию указанных лиц (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 28).

Рабочая программа - в случае реализации дополнительной программы является структурным элементом образовательной программы ОО ДО; в случае реализации дополнительной общеразвивающей программы данная программа является рабочей или на основе утвержденной в организации дополнительной общеобразовательной программы разрабатываются рабочие программы, учитывающие особенности конкретного детского коллектива или организацию индивидуального обучения ребенка.

Календарный учебный график - документ, регламентирующий общие требования к организации образовательного процесса в учебном году (продолжительность учебного года, каникулярного времени и летнего оздоровительного периода (при необходимости), режим работы, регламентирование образовательного процесса на неделю и пр.).



  1. Типология программ образовательной организации

дополнительного образования (ОО ДО).

По виду: дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы.

По содержанию: в 2015 - 2016 учебном году в МБУДО ДДТ будут реализовываться дополнительные общеобразовательные программы по следующим направленностям: естественнонаучной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, технической.


  1. Структура образовательной программы (ОП) ОО ДО.


  1. Целевой раздел образовательной программы.


Пояснительная записка.

Важная проблема современного образования сегодня - это эффективность для общества и личности. Образование, это один из важнейших социальных институтов общества и динамичный фактор воздействия на социальные процессы. В рамках личностного подхода к образованию основное внимание исследователей должно уделяться изучению образовательных интересов и потребностей детей и их родителей, педагогов, как показывают социологические исследования. Школьное образование сегодня во многом не отвечает потребностям общества в воспитании социально активных, организованных, проблемно мыслящих, гибких и способных к сотрудничеству молодых людей. Восполнить сложившиеся пробелы вполне по силам системе дополнительного образования.

Оценивая педагогический потенциал дополнительного образования необходимо определиться, что же собственно оно дополняет.

По сравнению со школой дополнительное образование дает возможность развивать способность к выбору позиции, способность к деятельности, ориентированной на определенные ценности. Школа, в определенной мере ограниченная рамками образовательных стандартов, не в состоянии предоставить всем учащимся право выбора наиболее значимых для каждого конкретного ребенка форм и видов деятельности, само понятие «проба сил» неприемлема в школьном обучении. В дополнительном образовании ценности выбора ребенком сферы и вида деятельности стоят на первом месте. В идеале, через систему дополнительного образования ребенок и его родители должны быть обеспечены максимальными по разнообразию видов деятельности программами. Таким образом, к достижениям дополнительного образования различного уровня может быть отнесено создание условий для выбора ребенком различных форм и видов деятельности, которые могли бы удовлетворить индивидуальные учебные и внеучебные интересы ребенка, его потребность в развлечении и досуге, неформальном общении и творчестве, профессиональном самоопределении.

Проблема развития познавательных сил и возможностей также решается в системе дополнительного образования специфическими средствами. По сравнению со школой дополнительное образование расширяет возможность реализации познавательных интересов в тех сферах деятельности, которые представлены в школьных курсах в основном на уровне теории (например, курсы естественных наук), либо не представлены совсем. В школе ребенок пока не имеет возможность выбрать уровень усвоения программы. Дополнительное образование может ему такую возможность предоставить, предложив освоить тот или иной курс на ознакомительном или углублённом уровне. Таким образом, чем больше у ребенка возможностей освоить разноуровневые программы, по своей направленности, не дублирующие содержание школьного образования, тем больше у него возможностей определить сферу собственных познавательных интересов и возможностей. В этом плане дополнительное образование приобретает особую привлекательность для детей с проблемами в основном образовании. Дополнительное образование может помочь таким детям найти себя, обрести успешность, поверить в свои силы.

Еще одна специфическая особенность дополнительного образования состоит в том, что оно создает условия для формирования выбора сферы профессиональной деятельности. Основное образование готовит к выбору профессии на теоретическом уровне, обеспечивая знания основ наук, необходимых для будущего профессионального обучения. Дополнительное образование предоставляет возможность познакомиться с будущей профессией на практике, развить способности в одной из сфер профессиональной деятельности, соотнести свои желания и возможности.

И, наконец, дополнительное образование, как никакой другой вид образования, создает особые условия для выбора среды развития, среды общения. По сравнению с основным образованием, в дополнительном образовании сложились формы организации детских коллективов, которые предоставляют вариативные возможности выбора форм общения и взаимодействия, среды развития ребенка.

В связи с этим ведущей тенденцией обновления управленческой деятельности в системе дополнительного образования детей становится признание необходимости образовательной программы в качестве одного из основных нормативных документов, характеризующих специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса.

МБУДО ДДТ провел работу по всестороннему исследованию организации образовательного процесса с целью дальнейшего роста, как промежуточных, так и конечных результатов труда. В ходе мониторинга педагогической деятельности выявилась необходимость системного осмысления проблем педагогического процесса, как самим коллективом, так и совершенствование функционального управления им, создание технологий разрешения проблем, конструирования инновационных педагогических систем.

Согласно Закону РФ «Об образовании» (гл.2, ст.12, п.5), содержание деятельности образовательного учреждения дополнительного образования детей определяется единой образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим учреждением самостоятельно.

Методическая служба МБУДО ДДТ попыталась, как нам кажется, успешно, выстроить единую образовательную программу учреждения в соответствии с интересами и способностями ребят и подготовить их к осознанному выбору своего профессионального пути.

Многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, это идеальная возможность предложить ребенку насыщенный и интересный образовательный маршрут.

Разрабатывая данный документ, мы пришли к выводу, что образовательная программа не может быть «спущена сверху» образовательному учреждению:

  • она всегда есть выражение философии учреждения, вытекает из концепции его развития;

  • отвечает конкретным образовательным потребностям детей и их родителей;

  • учитывает кадровый потенциал и материально-техническое обеспечение учреждения.

Образовательная программа «Путь к успеху» МБУДО ДДТ является результатом творческой и ответственной работы коллектива, единого образовательного сообщества, его стремления учесть конкретные образовательные запросы и потребности детей, их родителей, и не только включить их в свою деятельность, ответить на них, но и прогнозировать будущее общества через прогнозирование будущего своего выпускника.

Образовательная программа вместе с Уставом служит основанием для лицензирования, сертификации, изменения параметров бюджетного финансирования и внедрения платных образовательных услуг. Этот документ разрабатывается в соответствии с государственными требованиями и методическими рекомендациями, предъявляемыми МО РФ к составлению образовательных программ в системе дополнительного образования детей, Законом РФ «Об образовании», Приказом Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. №1008.

Следует подчеркнуть, что образовательная программа, это нормативно-управленческий документ, функции которого связаны с организацией, обеспечением состояния целостности, специфики, воспроизводства и развития всех структур системы.

Специфика образовательной программы «Путь к успеху» определяется главными концептуальными идеями, заложенными в Концепции и Программе развития МБУДО ДДТ. В долгосрочную Программу развития учреждения до 2017 года образовательная программа входит в качестве самостоятельного модуля, как и воспитательная система учреждения, что, на наш взгляд, является главной особенностью Программы развития учреждения.

Образовательная программа учреждения дополнительного образования детей, это сложная и открытая система составляющих компонентов (частей) и связей между ними, которые объединены приоритетными образовательными целями, концептуально - взаимообусловленными задачами и содержанием, формами и методами организации педагогического процесса. Где каждая позиция накладывает отпечаток на всё другое, что создает в итоге определенную совокупность условий для развития ребенка.

Ребёнок приходит не в творческое объединение, а в образовательное учреждение. Мы должны сделать всё для того, чтобы в учреждении ребёнок нашёл себя, обеспечить точность попадания его в ту или иную программу.

ЦЕЛИ, НАПРАВЛЕНИЯ, ЗАДАЧИ

Цель: создание условий для перехода к устойчивому инновационному развитию учреждения, ориентированному на достижение доступного качественного дополнительного образования.


Основные направления деятельности и задачи:


  1. Создание условий осуществления образовательного процесса:

  • совершенствование материально-технической и учебной базы, обеспечение ее соответствия государственным требованиям;

  • повышение образовательного и профессионального уровня педагогических кадров.


  1. Создание условий для повышения качества образования:

  • углубление процессов дифференциации и индивидуализации образования (за счет обеспечения вариативности и адресности образовательных программ);

  • продолжение практики мониторинговых исследований сформированности умений, навыков и способов деятельности обучающихся;

  • актуализация инновационного потенциала образовательной системы учреждения (включая интеграцию общего и дополнительного образования);

  • разработка образовательных программ нового поколения;

  • регионализация образовательного процесса;

  • создание модели организации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

3.Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование здоровьесберегающей среды:

  • создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения;

  • совершенствование организации образовательного процесса;

  • оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки обучающихся;

  • повышение эффективности просветительско-воспитательной работы с обучающимися и их родителями, направленной на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.


  1. Информатизация образовательной системы:

  • дальнейшая компьютеризация образовательной системы учреждения;

  • поддержка и накопление информационного узла учреждения;

  • создание системы мультимедийных, информационно-аналитических, информационно-ресурсных центров учреждения;

  • выявление, мотивация и поддержка обучающихся, педагогов, использующих информационные технологии.

Эти задачи и направления деятельности могут быть успешно решены при опоре на соответствующие принципы непрерывного педагогического образования:

  • принцип формирования и поддержания менталитета, ориентированного на знания - предполагает реализацию развивающейся системы мер, направленных на утверждение и поддержание приоритета знаний, формирование в сознании ребёнка отношения к образованию как к высшей ценности;

  • принцип опережающего характера образовательных программ и инновационных методик - означает, что реализуемые в учреждении модифицированные образовательные программы ориентируются не только на текущие, но и на перспективные потребности рынка труда, учитывают прогнозы рынка образовательных услуг;

  • принцип преемственности образовательных программ - его реализация должна привести к созданию сквозной многоуровневой системы образования;

  • принцип индивидуализации образования - предполагает возможность выбора ребёнком профиля дополнительного образования в зависимости от своих личных интересов и планов;

  • принцип разнообразия форм обучения - предполагает развитие и сочетание различных форм обучения;

  • принцип социального партнёрства - активное участие всех возможных социальных партнёров в развитии системы непрерывного образования.

Образовательная программа демонстрирует, как в учреждении, с учетом конкретных условий, создается собственная модель развивающего образования. В то же время образовательная программа учреждения выступает, как комплекс приемов по обеспечению эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса в достижении поставленных целей.


  1. Планируемые общие результаты реализации образовательной программы.

  • совершенствование системы оценки качества образования МБУДО ДДТ;

  • улучшение позиции учреждения дополнительного образования в системе образования Гагинского муниципального района;

  • совершенствование системы управления МБУДО ДДТ;

  • расширение перечня образовательных услуг, введение программ для социализации и эффективной самореализации старшеклассников;

  • участие МБУДО ДДТ в грантовых конкурсах;

  • участие МБУДО ДДТ во Всероссийских конкурсах;

  • совершенствование материально-технической и учебной базы;

  • обеспечение ее соответствия государственным требованиям;

  • повышение образовательного и профессионального уровня педагогических кадров.

Созданы условия для повышения качества образования:

  • углубление процессов дифференциации и индивидуализации образования (за счет обеспечения вариативности и адресности образовательных программ);

  • продолжение практики мониторинговых исследованиий сформированности умений, навыков и способов деятельности обучающихся;

  • разработаны образовательные программы отвечающие требованиям законодательства;

  • созданы модели организации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Созданы условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, сформирована здоровьесберегающая среда:

  • создана здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения;

  • усовершенствована организация образовательного процесса;

  • оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки обучающихся;

  • повышена эффективность просветительско-воспитательной работы с обучающимися и их родителями, направленной на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Информатизация образовательной системы:

  • дальнейшая компьютеризация образовательной системы учреждения;

  • поддержка и накопление информационного узла учреждения;

  • создание системы мультимедийных, информационно-аналитических, информационно-ресурсных центров учреждения;

  • выявление, мотивация и поддержка обучающихся, педагогов, использующих информационные технологии.

Планируемые результаты освоения дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ:

  • Социально-педагогическая направленность:

дополнительная общеобразовательная программа «Открытый мир», творческое объединение «Объектив».

Ожидаемые результаты

- умение построить устное и письменное сообщение;

- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;

- самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе.

дополнительная общеобразовательная программа «Три волшебных цвета», творческое объединение «Светофор»

Обучающиеся должны знать:

- знаки дорожного движения;

- правила поведения на дороге, автотранспорте;

- правила оказания первой медицинской помощи;

- правила езды на велосипеде;

Обучающиеся должны уметь:

- на практике применять навыки поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;

- на практике применять правила езды на велосипеде;

- применять на практике теоретические знания правил дорожного движения;

- вести работу по профилактике ДДТТ и навыков пропагандисткой работы.

дополнительная общеобразовательная программа «Калейдоскоп пестрых дел», творческое объединение «Искусница»

Обучающиеся должны знать:

- свойства бумаги;

- правила работы с различными материалами: природный материал, ткань, крупы и т.д.);

- виды аппликаций;

- технологии приготовления различных блюд.

Обучающиеся должны уметь:

- выполнять различные виды аппликаций;

- самостоятельно выполнять различные виды работ по ведению домашнего хозяйства ( приготовление пищи, начальный ремонт одежды и т.д.);

-выполнять самостоятельно поделки из различного материала.


  • Художественная направленность:

дополнительная общеобразовательная программа «Радужный мир», творческое объединение «Радуга».

Обучающиеся должны знать:

- свойства бумаги, её особенности в различных промышленных изделиях;

- виды аппликаций;

- первоначальные сведения о пластиковом материале;

- первоначальные сведения о материалах растительного происхождения;

- основные технологии изготовления поделок из пластика, проволоки и природного материала.

Обучающиеся должны уметь:

- изготавливать самостоятельно аппликации;

- уметь конструировать, моделировать;

- правильно засушивать листья, сортировать их по видам и размерам;

- самостоятельно изготавливать поделки.

дополнительная общеобразовательная программа «Точка, точка, запятая…», творческое объединение «Чудесница».

Обучающиеся должны знать:

- выдающиеся произведения русского изобразительного искусства;

- известные центры народных художественных промыслов (Хохлома,

Гжель и т. п.);

- основные средства композиции (выделение главного центра, цветовые

отношения);

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными

инструментами и материалами.

Обучающиеся должны уметь:

- правильно сидеть за столом, мольбертом;

- правильно работать карандашом, акварельными и гуашевыми красками;

- передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик;

- анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности

- формы, цвета, пространственного положения;

- использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков,

- применять простейшие приёмы народной росписи;

- работать в группе, помогая друг другу, проявлять самостоятельность.

дополнительная общеобразовательная программа «Музыкальная капель», творческое объединение «Вокальный».

Обучающиеся должны знать:

- знать основы техники пения;

- знать ноты, различать их по высоте и длительности;

- знать основные музыкальные жанры, особенности национальной музыки;

- знать певческую установку;

- знать навыки сольного пения;

- знать навыки правильного дыхания, звукообразования, интонирования;

- иметь навыки сольфеджирования;

- иметь навыки выразительного исполнения вокальных произведений;

- иметь навыки концертной деятельности;

- иметь навыки музыкального восприятия;

- иметь представление о вокальном пении как виде искусства, его особенностях, разновидностях.

Обучающиеся должны уметь:

- уметь определять на слух интервалы и аккорды;

- уметь исполнять различные мелизмы в вокальных произведениях;

- уметь свободно ориентироваться в нотной грамоте;

- уметь петь без сопровождения;

- уметь петь вокальные многоголосные произведения.

дополнительная общеобразовательная программа «Новая жизнь старым вещам», творческое объединение « Фантазия».

Обучающиеся должны знать:

- виды декоративно-прикладного искусства;

- инструменты и необходимые принадлежности для изготовления изделий из кожи;

- технику изготовления поделок из кожи по схеме;

- способы художественной обработки кожи;

- способы соединения кожи.

Обучающиеся должны уметь:

- планировать и конструировать свою деятельность;

- находить и решать проблемы, составляющие основную цель;

- изготавливать изделия по образцу;

- уметь обрабатывать кожу самостоятельно;

- соединять кожу по образцу.

дополнительная общеобразовательная программа « Веселые нотки», творческое объединение «Веселые нотки».

Обучающиеся должны знать:

- знать основы техники пения;

- знать ноты, различать их по высоте и длительности;

- знать основные музыкальные жанры, особенности национальной музыки;

- знать певческую установку;

- знать навыки сольного пения;

- знать навыки правильного дыхания, звукообразования, интонирования;

- иметь навыки сольфеджирования;

- иметь навыки выразительного исполнения вокальных произведений;

- иметь навыки концертной деятельности;

- иметь навыки музыкального восприятия;

- иметь представление о вокальном пении как виде искусства, его особенностях, разновидностях.

Обучающиеся должны уметь:

- уметь определять на слух интервалы и аккорды;

- уметь исполнять различные мелизмы в вокальных произведениях;

- уметь свободно ориентироваться в нотной грамоте;

- уметь петь без сопровождения;

- уметь петь вокальные многоголосные произведения.

дополнительная общеобразовательная программа «Бусинка к бусинке», творческое объединение «Бисероплетение».

Обучающиеся должны знать:

- различные техники плетения: параллельное, петельное, ажурное, круговое, мозаичное;

- усложнённые варианты параллельного и объёмного низания.

Обучающиеся должны уметь:

- свободно пользоваться схемами из журналов, альбомов, буклетов;

- использовать в своей работе многокрасочную гамму цветов (холодные, теплые тона, ахроматические цвета);

- самостоятельно составлять различные по сложности композиции;

- чётко выполнять все приёмы бисероплетения, предусмотренные программой и умело использовать их в работе;

- свободно пользоваться терминами, предусмотренными программой;

- создавать собственные варианты украшений, фигурки на основе изученных приёмов.

дополнительная общеобразовательная программа «Игрушки своими руками», творческое объединение «Игрушки-сувениры».

Обучающиеся должны знать:

- назначение и название материалов и ручных инструментов, используемых в работе, правила по технике безопасности при работе с инструментами.

- правила заготовки и хранения природного материала.

- основные приемы при изготовлении игрушек-самоделок.

-технологию изготовления сувениров из газетных трубочек.

-технологию изготовления поделок в технике «Декупаж».

- технологию изготовления игрушки по выкройке.

Обучающиеся должны уметь:

- анализировать под руководством педагога изделия, игрушки (определять их назначение, материал, из которого они изготовлены, способы соединения деталей, последовательность выполнения работы).

- работать с инструментами: ножницы, шило, иглы и прочее.

-изготавливать изделия из природного материала, бумаги и картона, волокнистых материалов, ткани.

- читать и пользоваться графическими изображениями, определять названия, формы, размеры изделия.

- правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам деятельности.

дополнительная общеобразовательная программа «Театральная карусель», творческое объединение «Театр кукол «Арлекино».

Обучающиеся должны знать:

- историю театральной куклы;

- типы театра кукол;

- профессии людей, которые работают в театре.

Обучающиеся должны уметь:

- владеть приемами работы с куклой, с ширмой;

- изготавливать театральную перчаточную куклу;

- создавать декорации для спектаклей.

дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Волшебный мир кукол» творческое объединение «Мастерица»

обучающиеся должны знать:

- технику изготовления народных кукол;

- технику безопасности при работе с инструментами;

- исторические сведения о народной кукле;

- виды народной куклы;

- русские народные праздники;

- народные куклы календарного цикла;

- виды ручных швов.

Обучающиеся должны уметь:

- правильно использовать в работе ножницы, иглы, булавки, утюг;

- изготовить народную куклу из ткани, лыка;

- изготовить каркасную куклу;

- эстетично оформить куклу.

дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

« Когда творим мы чудеса» творческое объединение «Рукодельница»

Обучающиеся должны знать:

- возможности использования работ из теста в оформлении современных интерьеров;

- основы изготовления работ в технике «коллаж»;

- технология изготовления объёмных полых изделий (статуэтки, копилки);

- дополнительные материалы, используемые для изготовления работ;

- материалы для декорирования и композиция «декоративные решётки».

Обучающиеся должны уметь:

- самостоятельно декорировать свою работу и использовать в качестве дополнительного декора подручные материалы;

- свободно владеть техникой лепки из солёного теста, и выполнять сложные элементы самостоятельно;

- создавать эскизы работ самостоятельно;

-видеть и исправлять ошибки и недостатки при изготовлении работ;

- грамотно оформлять работы.


  • Туристско-краеведческая направленность:

дополнительная общеобразовательная программа « С рюкзаком за знаниями», творческое объединение «Краеведение и туризм».

Обучающиеся должны знать:

- правила по технике безопасности, правила дорожного движения;

-название страны, области, села, историю села;

- направление, которое показывает стрелка компаса;

-правила поведения в походе;

-групповое и личное снаряжение;

-знать топографические знаки;

-знать народные праздники.

Обучающиеся должны уметь:

-составлять разные виды костра;

-переправляться по кочкам;

-оказывать первую медицинскую помощь;

-пользоваться компасом;

-укладывать рюкзак;

-устанавливать палатку;

-оказывать первую помощь при кровотечении из носа, солнечном ударе, обморожении;

-преодолевать разные виды препятствий


  • Естественнонаучная направленность:

дополнительная общеобразовательная программа « В мире прекрасного», творческое объединение «Цветана».

Обучающиеся должны знать:

- историю цветоводства;

- способы размножения комнатных растений стеблем, клубнем, луковицей, корневищем;

- правила посадки, пересадки и перевалки;

- правила основного ухода за растениями и рассадой;

- болезни, вредителей и нарушения жизнедеятельности

комнатных растений;

- многообразие комнатных и уличных растений;

- основы флористики и способы заготовки флористического материала;

- технологию изготовления искусственных цветов;

-инструменты, необходимые для изготовления цветов, для работы с землёй.

Обучающиеся должны уметь:

- пользоваться оборудованием;

- правильно поливать и опрыскивать;

-сажать, пересаживать и переваливать растения;

- определять растения с помощью литературы;

- сеять семена и выращивать рассаду;

- выполнять флористические композиции;

- изготавливать искусственные цветы, составлять композиции;

- обрабатывать ткань желатином;

-удобрять растения;

- заготавливать флористический материал.


  • Техническая направленность

дополнительная общеобразовательная программа «Токарная обработка древесины», творческое объединение «Токарная обработка древесины».

Обучающиеся должны знать:

- технологию токарной обработки древесины и изготовления изделий из древесины;

- технику безопасности при работе с инструментами;

- исторические сведения о токарной обработке древесины.

Обучающиеся должны уметь:

- правильно использовать в работе инструменты;

- изготовить различные изделия из древесины технологией токарной обработки.

дополнительная общеобразовательная программа «Компьютер - это просто», творческое объединение «Компьютерный».

Ожидаемые результаты:

- формирование устойчивых представлений о свойствах информации,

принципах работы компьютера в целом, отдельных его частей и программ;

- развитие навыков решения практических задач, наиболее распространенных в реальной жизни;

- расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой;

- развитие у учащихся навыков решения логических задач;

- формирование у учащихся таких понятий: интеллектуальная собственность на программное обеспечение, бесплатное, условно - бесплатное и коммерческое ПО.

дополнительная общеобразовательная программа « Техническое моделирование», творческое объединение «Очумелые ручки ».

Обучающиеся должны знать:

  • основные свойства материалов для моделирования;

  • простейшие правила организации рабочего места;

  • принципы и технологию постройки простых объёмных моделей из бумаги, картона и пластика способы соединения деталей из бумаги, картона и пластика;

  • названия основных деталей и частей техники.

Обучающиеся должны уметь:

  • самостоятельно построить простую модель из бумаги, картона и пластика;

  • выполнять разметку несложных объектов на бумаге, картоне и пластика при помощи линейки и шаблонов;

  • работать простейшими ручным инструментом;

  • окрашивать детали модели и модель кистью;

  • разбираться в чертежах, составлять эскизы будущих моделей;

  • самостоятельно изготовить модель от начала до конца.

    1. Система оценки качества образовательного процесса в зависимости от предмета изучения может иметь разные формы проведения аттестации: промежуточная и итоговая аттестации

теоретические

практические

выставки, отчетные концерты, конкурсы, спектакли.

творческие работы, исследовательские, практические работы, представление видеороликов или слайд-фильма.

интеллектуальные состязания, игры - путешествия защита творческих работ и проектов.

собеседование, тестирование, тест - задания, контрольные задания, итоговые занятия.





Отлично - успешное освоение обучающимся более 70% содержания

образовательной программы, подлежащей аттестации;

хорошо- успешное освоение обучающимся от 50% до 70%

содержания образовательной программы, подлежащей аттестации;

удовлетворительно - успешное освоение обучающимся менее 50% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации

Система оценки личностных результатов в МБУДО ДДТ складывается из различных диагностических методик в соответствии с возрастом ребёнка, а также оформления портфолио.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста:

Для обучающихся 6- 11 лет:

  • «Диагностика количества страхов у детей» (методика Рогова Е.И.);

  • «Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся» под редакцией Р.В. Овчаровой.

  • «Личностный рост» методика П.В. Степанова Д.В.Григорьева И.В.Кулешовой

Для обучающихся 12-17 лет:

  • Диагностика личностной тревожности по Спилбергу

  • «Эмоциональная сфера личности» Е.И.Рогова

  • Методика «Треугольники - 2» А.А.Осиповой

  • «Запомни и воспроизведи ряд слов» Е.И.Рогова

Оценка эффективности ДДТ осуществляется на основе мониторинга по следующим показателям:

  • Соответствие деятельности ДДТ требованиям законодательства РФ (по уставным документам, локальным актам);

  • Полнота реализации муниципального задания (контроль за реализацией образовательных программ);

  • Обеспечение работы сайта учреждения;

  • Сохранность контингента обучающихся в пределах реализации образовательной программы;

  • Отслеживание результативности участия обучающихся в мероприятиях различного уровня;

  • Контроль за динамикой результатов обучающихся осуществляется на основании положений о проведении промежуточной и итоговой аттестациях.

  1. Содержательный раздел.

    1. Дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы.

В 2015-2016 учебном году в МБУДО ДДТ будут реализованы следующие дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы (ДООП):

художественной направленности:

«Весёлые нотки» 4 года обучения с 7 лет.

«Новая жизнь старым вещам» 2 года обучения с 7лет.

«Музыкальная капель» 5лет обучения с 7лет.

«Бусинка к бусинке» 3 года обучения с 8лет.

«Радужный мир» 1 год обучения с 8 лет.

«Волшебный мир кукол» 3 года обучения с 7лет.

«Точка, точка, запятая» 4 года обучения с 7лет.

«Игрушки своими руками» 2 года обучения с 7лет.

социально-педагогической направленности:

«Открытый мир» 1год обучения с 11 лет.

«Три волшебных цвета» 1год обучения с 7 лет.

«Калейдоскоп пёстрых дел» 3 года обучения с 7 лет.

естественнонаучной направленности:

«В мире прекрасного» 3 года обучения с 7лет.

туристско-краеведческой направленности:

«С рюкзаком за знаниями», 1 год обучения с 7 лет.

технической направленности:

«Компьютер-это просто» 1год обучения с 12 лет.

«Токарная обработка древесины» 4 года обучения с 9 лет.

«Моделирование» 3 года с 7 лет.

Все программы в приложении к образовательной программе « Путь к успеху».


  1. Организационный раздел программы.

5.1.УЧЕБНЫЙ ПЛАН


«Внутренней формой» образовательной программы « Путь к успеху» МБУДО ДДТ, её важнейшим компонентом является учебный план.

В соответствии с законом «Об образовании», учебный план - документ, который определяет перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы аттестации обучающихся (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 22).

Это документ, регламентирующий образовательный процесс вместе с расписанием занятий, разрабатываемых и утверждаемых учреждением самостоятельно. Учебный план является исходным документом для финансирования образовательного учреждения.

Учебный план разрабатывается на учебный год на основании сложившейся модели учреждения, утверждается директором. В учебном плане прописывается перечень творческих объединений, распределение по годам обучения - 1,2,3,4,5 , недельная часовая нагрузка, число обучающихся данного творческого объединения.

Учебный план ориентирует учреждения дополнительного образования детей на:

  • свободное (неформальное) образование, согласуемое с природой ребенка, его интересами и способностями;

  • динамичность образовательного процесса, стимулирующую познания и творчество, активное и деятельное усвоение содержания образования, самостоятельное решение возникающих проблем и самообразование;

  • социокультурный контекст, обеспечивающий каждого обучающегося средствами его индивидуального развития;

  • социальную защиту каждого обучающегося.

Учебный план является основным документом, отражающим в целостном виде определенную концепцию содержания образования. Кроме того, он выполняет не только нормативную функцию, являясь основой тарификации, но и функцию объяснительную, как документ, фиксирующий представления о составе и структуре содержания образования учреждения. Учебный план предполагает обоснование места и роли каждого творческого объединения в реализации миссии учреждения дополнительного образования, раскрывает особенности и общие черты творческих объединений.

МБУДО ДДТ организует обучение детей в тех или иных формах в течение всего учебного года, включая каникулы и выходные дни.

Учебные занятия в учреждении начинаются с 1 сентября, заканчиваются 31 мая.

Каникулярный период регламентируется районным отделом народного образования администрации Гагинского муниципального района и отличается тем, что в эти дни педагогам вместе с обучающимися рекомендуется участвовать в массовых мероприятиях и работать по специальному каникулярному плану.

Организация учебных занятий с обучающимися осуществляется в соответствии с расписанием занятий, которое утверждает директор учреждения. В течение года расписание может корректироваться в связи с производственной необходимостью. Допускается разовый перенос занятий педагогами по согласованию с администрацией учреждения. Расписание творческих объединений записывается на первой странице журнала учета работы. Изменения в расписании отражаются в журнале. Расписание занятий составляется с учетом возможностей педагогов, обучающихся, занятости кабинетов и с учетом санитарно-гигиенических норм.

Администрация учреждения дифференцировано подходит к вопросам комплектования учебных групп. Учитывается материальная база, помещения для занятий и квалификация педагогов. Не позднее 15 сентября директор учреждения готовит приказ по комплектованию, утверждает расписание занятий. Объективный и систематический контроль учебной работы обучающихся является важнейшим средством управления образовательным процессом, т.к. содействует повышению уровня преподавания, улучшению организации учебных занятий.

Структура учебного плана не является завершенной и предполагает дальнейшее совершенствование. Специфика дополнительного образования предусматривает подвижную систему планирования, способную своевременно и адекватно реагировать на изменения, происходящие, как во внешней среде, так и внутри учреждения.

Требования к составлению учебного плана:

  • полнота (обеспечение широты развития личности, учет потребностей отдельного человека и социума);

  • целостность (наличие и достаточность компонентов, их внутренняя взаимосвязь);

  • рациональная сбалансированность между составляющими частями, циклами, областями, уровнями образовательного процесса и его организационными формами;

  • преемственность образовательных программ, как выражение преемственности этапов развития обучающегося, его способностей, мотивов деятельности;

  • актуальность и перспективность (соответствие реальному времени, наличие резервов, гибкость плана).

Учебный план дает возможность образовательному учреждению определиться в своей образовательной стратегии, расставить педагогические акценты, выделить приоритетные направления в образовательной подготовке обучающихся.

Главное, чтобы принятая форма учебного плана в учреждении отображала и закрепляла его системную целостность и самоопределенность (уникальность) во взаимодействии с социумом, всем окружающим миром.

Учебный план МБУДО ДДТ на 2015-2016 уч. год


Пояснительная записка к учебному плану

Учебный план ДДТ разработан в соответствии с законом « Об образовании» № 273 -ФЗ, «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Приказ № 1008 Мин. обр. и науки РФ, на основании общеобразовательных программ по 5 направленностям: техническая, естественнонаучная, социально - педагогическая, художественная, туристко - краеведческая. План включает в себя объем учебной нагрузки на группы обучающихся, отражает четкое распределение часов на изучаемые дисциплины в полном соответствии с программами, реализуемыми в той или иной направленности. План построен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков, утверждается директором в начале учебного года. Содержание учебного плана отражает специфику деятельности ДДТ и направлен на реализацию целей и задач, определенных количеством участников воспитательного процесса. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения. Учебный план выполняется в полном объеме, сроки реализации соотносятся с программами указанных направленностей дополнительного образования детей. Учебный план имеет необходимое кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение. Его особенностью является то, что в творческом объединении «Вокальный» группа поделена на 5 подгрупп по годам обучения (1, 2, 3, 4, 5 год обучения), в творческом объединении «Токарная обработка древесины» 4 группы поделены на 6 подгрупп, в творческих объединениях «Компьютерный» наполняемость 6 человек (исходя из материально-технической базы учреждения, имеется только 3 компьютера).

Наименование творческого объединения

Ф.И.О. педагога

Возраст детей

Количество детей

Количество групп и часов в неделю

Год обучения

Сроки обучения

Социально - педагогическая направленность

«Светофор»

Артамонова Т.Ю.

Итого:3час

с 7 лет

15 чел.

1/3

1

1 г.

«Искусница»

Артамонова Т.Ю.

Итого: 9 ч.

с 7 лет

15чел.

12 чел.

12 чел.

1/2

1/3

1/4

1

2

3

3г.

«Объектив»

Яструбенко И.М.

Итого: 2 ч

с 12 лет

8 чел.

1/2

1

1 г.

Художественная направленность

«Рукодельница»

Шигина Л.П.

Итого: 12 ч.

с 7 лет

12 чел

12 чел.

12 чел

1/4

1/4

1/4

1

1

1

3г.

«Мастерица»

Ганина Г.И.

итого: 17 час.

с 7 лет

12 чел.

12 чел.

15чел.

1/6

1/6

1/5

2

2

2

3 г.

Театр кукол «Арлекино»

Ганина Г.И.

Итого:8 ч.

15 чел.

15 чел.

1/4

1/4

1

1

«Веселые нотки»

Петрушкина В.Н.

итого: 12 час.

с 7 лет

14 чел.

14 чел.

14 чел.

14 чел.

14 чел.

14 чел.

1/2

1/2

1/2

1/2

1/2

1/2

1

1

1

2

3

4

4г.

«Чудесница»

Яструбенко И.М.

итого:15 час.

с 7 лет

12 чел

12 чел.

12 чел

1/5

1/6

1/4

2

3

4

4г.

«Радуга»

Яструбенко И.М.

итого: 8 час.

с 8 лет

15 чел.

15 чел.

1/4

1/4

1

1

1г.

«Бисероплетение»

Щеглова Т.Н.

Итого: 15 ч.

с 7 лет

15 чел.

12 чел.

12 чел.

1/4

1/5

1/6

1

2

3

3г.

«Игрушки-сувениры»

Щеглова Т.Н.

Итого:10 ч.

с 7 лет

15 чел.

15 чел.

1/5

1/5

2

2

2 г.

«Вокальный»

Шувалова Е.А.

Итого:25 ч.

с 7 лет

3 чел.

5 чел.

5 чел.

2 чел.

1/25

1

2

3

5

5 г.

«Фантазия»

Романова В.В.

Итого: 10 ч.

с 7 лет

15 чел.

15 чел.

1/4

1/6

1

2

2 г.

Техническая направленность

«Токарная обработка древесины»

Донсков И.М.

Итого:25 ч

с 7 лет

6 чел.

6чел.

12 чел.

12 чел

1/4

1/5

1/8

1/8

1

2

3

4

4 г.

«Компьютерный»

Немцев Е.В.

Итого:2 ч.

с 7 лет

6 чел.

1/2

1

1 г.

«Очумелые ручки»

Шигина Л.П.

итого:9час.

с 7 лет

15 чел.

15 чел.

1/5

1/4

2

2

2г.

Естественнонаучная направленность

«Цветана»

Романова В.В.

Итого:12 ч.

с 7 лет

15 чел.

15 чел.

1/6

1/6

2

2

3 г.

Туристско-краеведческая направленность

«Краеведение и туризм»

Романова В.В.

Итого: 3 ч.

с 7 лет

10 чел.

1/3

1

1 г.

Всего

197

час.

10 педагогов

543чел.

42 т.о.

5.2. Календарный учебный график.


Продолжительность учебного года:

34 недели - 1 год обучения.

36 недель - 2 и последующие года обучения.

  • 1-й год обучения - 2 раза в неделю по два часа, 144 часа в год;

  • 2-й, 3-й и последующие года обучения - 2 раза в неделю по три часа или 3 раза в неделю по два часа, 216 часов в год.

Наполняемость групп по нормативам:

  • 1-й год обучения - 15 детей;

  • 2-й год обучения - 12 детей;

  • 3-й год обучения и далее - 10 - 12 детей.

Продолжительность рабочей недели:

Для административно-хозяйственного персонала - пятидневная неделя.

Для педагогов дополнительного образования - по расписанию творческих объединений

Сроки учебных периодов на 2015-2016 учебный год

1 четверть- с 1 сентября по 2 ноября

2 четверть - с 10 ноября по 28 декабря

3 четверть - с 12 января по 22 марта

4 четверть - с 1 апреля по 29 мая

Сроки каникул на 2015-2016 учебный год

осенние каникулы - с 3 по 9 ноября (включительно)

зимние каникулы - с 29 декабря по 11 января (включительно)

весенние каникулы - с 23 по 31 марта (включительно)

летние каникулы - с 30 мая по 31 августа

Праздничные дни в 2015-2016 учебном году

4 ноября 2015 года

1-10 января 2016 года

21-23 февраля 2016 года

5-8 марта 2016 года

30 . 04 - 04 мая 2016 года

07 - 09 мая 2016 года

Окончание 2015-2016 учебного года:

для всех творческих объединений - 31 мая.

Приказ об утверждении календарного учебного графика и режима работы учреждения на 2015-2016 учебный год от 31.08.2015 г. № 21

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

МБУДО Дома детского творчества

Гагинского района Нижегородской области

на 2015 - 2016 учебный год

Полное наименование учреждения:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества.

Адрес юридический:

улица Ленина, дом 44, с. Гагино, Гагинский район, Нижегородская область, 607870.

Адрес фактический:

улица Ленина, дом 44,607870 с. Гагино, Гагинский район, Нижегородская область.

Арендуемые помещения в других общеобразовательных учреждениях района: Гагинская СШ - адрес:

ул. Терехина, дом 1 ,607870 с. Гагино, Гагинский район, Нижегородская область.

Сменность занятий - занятия проводятся в одну смену, во второй половине дня:

с 13.00 мин. до 18.00 мин.

Количество объединений - 42.

Наполняемость групп: 6 - 15 человек

Количество обучающихся: 543 человека

Время начала занятий: понедельник - пятница - 13.00,

Продолжительность перемен: 10 минут

Этапы

образова-

тельного

процесса

1 год

обучения

2 год

обучения

3 год

обучения

4 год

обучения

5 год

обучения

Начало

учебного года

1 сентября

1 сентября

1 сентября

1 сентября

1 сентября

Продолжи

тельность

учебного

года

36 недель

36 недель

36 недель

36 недель

36 недель

Продолжи

тельность

учебной

недели

2 занятия

по учебно- тематическому плану


2-3 занятия

по учебно- тематическому плану

2-3

занятия

по учебно- тематическому плану

2-3

занятия

по учебно- тематическому плану

2-3

занятия

по учебно- тематическому плану

Продолжи

тельность

занятия

6- 7лет: 35 мин.

7-18 лет:45 мин.

45 мин.

45 мин.


45 мин.

45 мин.

Количество творческих объединений

19

15

5

3

-

Итоговая

аттестация

16 мая - 31 мая

16 мая - 31 мая

16 мая - 31мая

16 мая - 31 мая

16 мая - 30 мая

Окончание

учебного

года

31 мая

31 мая


31 мая

31 мая

31 мая

Каникулы

летние

с 01 июня

с 01 июня

с 01 июня

с 01 июня

с 01 июня

Приём детей в творческие объединения осуществляется в соответствии с Уставом МБОУДОД ДДТ и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, законом Р.Ф. «Об образовании».

Во время осенних, зимних, весенних школьных каникул МБОУ ДОД Дом детского творчества работает по плану (в рамках программы «От культуры и спорта к здоровому образу жизни»). Воспитанники занимаются в творческих объединениях по расписанию.

Периодичность проведения рабочих заседаний коллектива

МБУДО Дом детского творчества

Педагогические советы

Планерки


Совещания при директоре

Методические объединения педагогов дополнительного образования.

Советы МБУДО Дома детского творчества

4 раза в год

еженедельно

ежемесячно

4 раза в год

4 раза в год

Учебно - воспитательная деятельность в летний период

Работа объединений

по интересам

работа летнего оздоровительного лагеря «Алые паруса»

Прогулочные группы

Проведение массовых воспитательных мероприятий

июнь, август

июнь, август

июль, август

август

Работа клубов по интересам

военно - патриотический клуб «Росток»

клубное объединение «Только у нас» в рамках программы «Игра- дело серьезное»

клуб укрепления здоровья «Спарта» в рамках программы «От культуры и спорта к здоровому образу жизни»

по плану-графику

по плану - графику

по плану - графику

Принято на заседании педагогического совета

протокол № 1 от 31.08.2015

5.3. Характеристика форм обучения по дополнительным

общеобразовательным (общеразвивающим) программам.

Методическая деятельность педагогического коллектива МБУДО ДДТ направлена на разработку, адаптацию или внедрение педагогических средств, необходимых для личностно-ориентированного образовательного процесса: методик, программ, технологий, отдельных педагогических приемов, сценариев воспитательных мероприятий, нетрадиционных занятий и других научно-методических разработок, необходимых для достижения образовательных целей.

Особенности и условия построения личностно- ориентированной образовательной модели МБУДО ДДТ:

  1. Создание индивидуального облика, выявление оригинальности, особенности учреждения - осуществляется на принципах объединения всего педагогического коллектива и включения его в творческую работу.

  2. Отношения педагогов и обучающихся строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества.

  3. Позицию педагогов в образовательном процессе определяет отказ от жестокого авторитаризма, принуждения и принижения личности обучающегося, поиск новейших педагогических технологий.

  4. Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем использования нестандартных форм обучения.

Существенно влияют на качество образовательного процесса следующие аспекты управленческой деятельности:

  • системное планирование деятельности;

  • рациональная кадровая политика;

  • системный контроль и педагогический анализ деятельности, четкое определение функциональных обязанностей сотрудников.

Образовательный процесс в МБУДО ДДТ строится в соответствии со спецификой содержания и организации. Это:

  • многообразие функций, видов деятельности и дополнительных образовательных программ;

  • многообразие содержательных аспектов деятельности: теоретический, практический, исследовательский, познавательный, творческий, самообразовательный и др.;

  • индивидуальный подход в сочетании с социальной направленностью деятельности; возможность индивидуальной работы с одаренными и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • реализация модифицированных, дифференцированных, комплексных общеобразовательных (общеразвивающих) программ.

Образовательный процесс в учреждении выполняет две группы функции: обучающие и социально-педагогические.

Обучающие функции - процессы удовлетворения детьми их различных образовательных потребностей в форме особого рода интеллектуальных, психолого-педагогических услуг.

Социально-педагогические функции - это процессы воспитания, социальной защиты, оздоровления, реабилитации, коммуникации, рекреации, социальной адаптации.

Эффективность и качество образовательного процесса в МБУДО ДДТ зависит от следующих факторов:

Администрация МБУДО ДДТ одну из главных задач в организации образовательного процесса видит в правильном построении горизонтальных связей - то есть отношений между его участниками. Применительно к педагогической системе, это активность и заинтересованность.

Личностно-ориентированные педагогические технологии

Программное обеспечение

Мониторинг развития обучающихся

Управленческая деятельность

Ясность перспективы развития учреждения

Методическое сопровождение

Профессионализм кадров

Эффективность и качество образовательного процесса

МБУДО ДДТ

Методическая служба МБУДО ДДТ выделяет следующие особенности занятий в системе дополнительного образования:

  • предоставление обучающимся выбора деятельности, удовлетворение потребностей самосовершенствования, индивидуального образовательного процесса;

  • оптимизация учебного процесса, перенесение акцента с преподавания на учение;

  • использование не только познавательной, но и всей «потребностной» мотивации деятельности обучающихся;

  • активизация и стимуляция процесса осмысления учения, выход субъекта в рефлексивную позицию;

  • отношение участников педагогического процесса определяются гуманно-личностным подходом, педагогикой сотрудничества.

Занятия в МБУДО ДДТ по многим своим параметрам отличаются от традиционных школьных уроков и создают более благоприятные по сравнению с ними условия.

Эффективность образовательного процесса достигается посредством использования разнообразных технологий и педагогических приёмов, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся.

  1. Применение нетрадиционных форм занятий.

Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учётом возрастных психологических особенностей обучающихся, целей и задач общеобразовательной программы, специфики предмета и других факторов. Наиболее приемлемыми являются:

для детей дошкольного и младшего школьного возраста:

  • беседа с игровыми элементами;

  • сказка;

  • сюжетно-ролевая игра;

  • игра-путешествие;

  • игра-имитация;

  • театрализованные занятия и др.

для детей среднего школьного возраста:

  • лекция;

  • учебная игра;

  • творческий проект;

  • конкурс

  • заочная экскурсия;

  • тематические задания по подгруппам;

  • занятия-концерты и т.д.

для детей старшего школьного возраста:

  • пресс-конференция;

  • защита творческой работы;

  • деловая игра: презентация (вида деятельности, выставки, персональной выставки и т.д.).

2. Применение игровых форм, методов и приёмов обучения.

Игровые формы



Ролевые


Дидактические


Имитационные

Организационно - деятельностные



3.Переход от монологического взаимодействия к диалогическому.

Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.

4. Применение проблемно-задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).

Виды ситуаций:

  • ситуация-выбор (имеется ряд готовых решений, необходимо выбрать правильное);

  • ситуация-неопределённость (возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных);

  • ситуация-опровержение (если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения);

  • ситуация-несоответствие (не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления) и т.д.



Формы учебной

работы

обучающихся



5. Использование разнообразных форм учебной деятельности обучающихся.






Индивидуальные

Групповые

Коллективные




6. Повышение удельного веса интерактивных методов обучения.

По уровню исследовательской деятельности

По уровню самостоятельности


Репродуктивный

Частично-поисковый


Поисковый

Репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

Эвристический, программированный


Творческий


Проблемно - поисковый

Моделирующий (исследовательс-кий)


7. Систематическое использование различных дидактических средств: тестовые задания; дидактические карточки; проблемные вопросы; терминологические кроссворды и др.

8. Использование разнообразных методов мотивации и стимулирования обучающихся:

  • эмоциональные: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий и т.д.

  • познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий и т.д.

  • волевые: информирование об обязательных результатах, самооценка своей деятельности, прогнозирование будущей деятельности и т.д.

  • социальные: желание быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы и т.д.

Вышеуказанные педагогические технологии обеспечивают совместную деятельность детей и педагогов, общение со сверстниками, творческую активность. Кроме того, они полностью соответствуют целям и задачам учреждения. Сформированное образовательное пространство позволяет учреждению полноценно реализовать функции, возложенные на дополнительное образование детей.

5.4. Система условий реализации общеобразовательной (общеразвивающей) программы.


Кадровые условия МБУДО ДДТ.

Характеристика педагогического коллектива на 2015-2016 уч. г.

(на 01.09.2015)

№ п/п

Ф.И.О.

должность

стаж

образование

категория

(год присвоения)

1.

Пётрушкина Валентина Николаевна

директор

40 лет

ср. спец.

высшая

2012 г

2.

Артамонова Татьяна Юрьевна

методист

23года

ср.спец.

первая

2012

3.

Шувалова Елена Анатольевна.

педагог

19 лет

ср.спец.

первая

2012

4.

Яструбенко Ирина Михайловна

педагог

15 лет

ср.спец.

первая

2012

5.

Щеглова Тамара

Николаевна

педагог

33года

ср.спец.

первая

6.

Романова Валентина Владимировна

педагог

16 лет


высшее

высшая

(2015)

7.

Ганина Галина Ивановна

педагог

7 лет

высшее

первая

8.

Шигина Лада Павловна

педагог

7 лет

ср.спец.

СЗД

9.

Донсков Иван

Михайлович

педагог

19 лет

среднее

первая

(2015)

10.

Немцев

Евгений

Викторович

педагог - совместитель (редакция «Гагинский вести-дизайнер)

18 лет


высшее

СЗД


  • всего педагогических работников, из них основных и совместителей:

Всего

Штатные

Совместители

10

9

1


  • образование:

Среднее

Средне специальное

Высшее

1

6

3


  • квалификация педагогических кадров:

СЗД

(соответствие занимаемой должности)

1 категория

Высшая категория

2

6

2


  • педагогический стаж:

до 5 лет

от 5 до 10 лет

от 10 до 15 лет

от 15 до 25лет

свыше 25 лет

0

2

0

6

2


  • состав педагогических работников по возрасту:

Количество пед. работников всего

10

Из них по возрасту:

моложе 25 лет

-

25-29 лет

-

30-39 лет

5

40-49 лет

2

50-59 лет

3

Свыше 60 лет

----

Методические объединения педагогов дополнительного образования

п/п

Вопросы для обсуждения


ответственный

Сентябрь

Планирование работы методического объединения на 2015-2016 у.г.

методист

Реализация программ в 2015 -2016 уч.г.:

  • Областная программа «Дети. Творчество. Родина»,

  • Экологический центр «Дронт»,

  • XVII Международный фестиваль «Детство без границ»,

  • Областной мегапроект «Моё Отечество»

методист

педагоги доп.обр.

    Совершенствование методического уровня педагогов через самообразование (обмен опытом)

    Ганина Г.И.

    педагоги доп.обр.

      Диагностика педагогов дополнительного образования по выявлению профессиональных затруднений.

      методист

      Ноябрь

      Формы и методы работы по определению усвоения обучающимися общеобразовательных программ дополнительного образования

      Шувалова Е.А.

      педагоги доп.обр.

        Диагностика педагогов дополнительного образования

        методист

        Февраль

        Работа по формированию портфолио воспитанников творческих объединений

        Яструбенко И.М.

        педагоги доп. обр.

          Диагностика педагогов дополнительного образования.

          методист

          Апрель

          Реализация здоровьесберегающих технологий в учебно - воспитательном процессе

          Щеглова Т.Н.

            Диагностика педагогов дополнительного образования

            методист




            Повышение квалификации педагогов

            п/п

            ФИО педагога (полностью)

            Должность

            Название курсов

            Название учреждения

            Сроки обучения

            1

            Пётрушкина Валентина Николаевна

            директор

            Современные педагогические и интерактивные технологии обучения в системе дополнительного образования детей

            НИРО

            ноябрь 2015

            2

            Артамонова Татьяна Юрьевна

            методист

            Современные педагогические и интерактивные технологии обучения в системе дополнительного образования детей

            НИРО

            ноябрь 2015

            Аттестация педагогических работников

            Цель: определение соответствия уровня профессиональной компетентности и создание условий для повышения квалификационной категории педагогических работников.

            п/п

            ФИО

            педагога (полностью)

            Должность

            Сроки

            Категория

            1

            Артамонова Татьяна Юрьевна

            методист

            2015 - 2016 г.г.

            1 категория

            В «Концепции развития дополнительного образования детей» акцент делается на разработку программ нового поколения; активизацию долгосрочных дополнительных общеобразовательных программ.

            Образовательная программа «Путь к успеху» МБУДО ДДТ, это совокупность взаимосвязанных дополнительных общеобразовательных программ едиными целевыми установками и «сквозными» ценностями (ориентирами).

            Общеобразовательные программы творческих объединений, это отдельные «кирпичики», из которых складывается образовательная программа «Путь к успеху», реализуемая в учреждении.

            Их разработка является наиболее трудной и ответственной процедурой, так как они не только должны органически вписываться в образовательную программу учреждения, но и отражать профессиональную педагогическую позицию педагога, его педагогическое кредо и уровень профессионального мастерства.

            В МБУДО ДДТ, совместно определив общий замысел, «идеологию» образовательной программы учреждения, цели-ориентиры, ведущие идеи и принципы, методическая служба перешла к целенаправленной, кропотливой работе с каждым педагогом дополнительного образования над конкретной программой.

            Все дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы включают в себя следующие структурные элементы:

            • титульный лист;

            • пояснительную записку;

            • учебно-тематический план;

            • содержание изучаемого курса;

            • методическое обеспечение образовательной программы с описанием форм занятий, приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;

            • список литературы.

            Эффективность образовательных программ обеспечивается:

            • профессионализмом работников;

            • материально-технической базой учреждения;

            • согласованностью и преемственностью программ;

            • методами и технологиями реализации программ;

            • научно-методическим сопровождением образовательного процесса.

            Качество образования, это характеристика образования, определяемая совокупностью свойств, способствующих удовлетворению образовательных потребностей человека в соответствии с интересами общества и государства. Таким образом, качество образования, это его результативность. Результаты проявляются в знаниях, умениях, навыках обучающихся.

            За последние годы произошли достаточно серьёзные изменения в методах и методике осуществления образовательной деятельности в МБУДО ДДТ. Педагогический коллектив учреждения ежегодно проводит работу по созданию новых и корректировке имеющихся общеобразовательных программ творческих объединений.

            Создание программ, это не самоцель. В центре образовательного процесса МБУДО ДДТ стоят всё же не программы, а сам ребёнок. Именно его индивидуальные склонности и интересы, своеобразие характера, его личностное достоинство, становление творческой индивидуальности подлежат внимательному изучению, учёту и развитию.

            Образовательная программа «Путь к успеху», есть основа для проектирования образовательного процесса и для оценки результата происходящего в учреждении, она является тем инструментом, по которому делаются определённые выводы, замеры того, что происходит в учреждении.

            Нашему учреждению 45 лет. На каждом этапе своего развития мы решали важные проблемы, ставили конкретные задачи. Определены они и на предстоящий этап. На наш взгляд, главные из них:

            • обновление «банка» общеобразовательных программ;

            • методическое обеспечение образовательного процесса;

            • контроль знаний, умений, навыков в образовательном процессе;

            • повышение эффективности учебного занятия;

            • определение параметров и критериев оценки состояния и результатов педагогической деятельности;

            • расширение спектра образовательных услуг.

            Решение этих задач поможет в выявлении сущности образовательного процесса и его методическом обеспечении.

            Материально-технические условия организации образовательного процесса.

            Учреждение располагается в двухэтажном кирпичном здании. Для организации занятий имеется 9 учебных кабинетов, мастерская «Токарная обработка древесины», актовый зал. Для методической службы - методкабинет, площадью 15кв.м.

            Механизм управления по реализации образовательной программы.

            Образовательная программа «Путь к успеху», это показатель социальной зрелости учреждения, его организационной культуры, своеобразный механизм обновления управленческой деятельности. Место образовательной программы в системе управления учреждением можно представить в виде следующей схемы:

            Образовательная программа в управлении учреждением

            Прогнозы

            Планирование

            Решения

            Образовательная программа

            Реализация образовательной программы

            Контроль

            Анализ
















            Мониторинг оценки качества образовательной деятельности

            Предметом мониторинговых исследований качества образования будут являться:

            • общеобразовательные программы;

            • результаты образовательной деятельности;

            • условия и ресурсное обеспечение образовательного процесса.

            Данный подход к качеству образовательной деятельности ДДТ позволит выделить следующие критерии оценки качества работы по взаимодействию ДДТ с внешней средой:

            • Исследования социального заказа.

            • Конкуренция: обзор сильных и слабых сторон ближайших УДО (школа искусств, спортивная школа).

            • Взаимодействие, сотрудничество ( информация о содержании и формах взаимодействия ДДТ на региональном и районном уровнях).

            Информация о субъектах образовательного процесса:

            • обучающиеся - сводные данные по динамике контингента воспитанников.

            • родители - информация о целях, задачах, направлениях, формах работы с родителями.

            • педагоги - сводные данные по педагогическим кадрам (динамика развития кадрового состава, динамика штатного расписания, информация об аттестации педагогических кадров).

            Информация об организации образовательного процесса:

            • анализ динамики состояния дополнительных общеобразовательных программ;

            • анализ и результаты динамики методического обеспечения образовательной деятельности (качественные и количественные показатели).

            Информация о динамике экономического обеспечения деятельности ДДТ:


            • результаты материально-технического обеспечения (приобретение основных средств, проведение ремонтных работ и др.).

            Состояние системы качества управления деятельностью ДДТ:

            • информация о формах трудовых отношений (состав, результаты деятельности, выводы);

            • результаты выполнения управленческих функций администрацией ДДТ;

            • результаты деятельности ДДТ на уровне обучающихся и педагогов:

            -результаты достижений обучающихся - статистические данные по годам;

            -результаты достижений педагогов - статистические данные по годам;

            -результаты о движении контингента детей - сравнительные данные, выводы.

















            ЛИТЕРАТУРА

            1. Конституция РФ

            2. Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ

            3. Приказ Минобрнауки РФ №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29 августа 2013 г.

            4. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб.-метод.пособие.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

            5. Буйлова Л.Н., Фомина А.Б., Филиппова Е.А., Фомина Н.Н. Научно-педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей. Практико-ориентированная монография.- М., 1996.

            6. Денисова Н.А. Технология проектного обучения как средство успешного освоения детьми социокультурного опыта в системе дополнительного образования-10-2007.

            7. .Колмопорцева Т.А. Педагогический мониторинг как механизм управления качеством образования//Дополнительное образование- № 7- 2003.

            8. Куклина В.Ю. Моделирование образовательного процесса в Доме детского творчества//Дополнительное образование - № 10-2004.

            9. Кульневич С.В., Гончарова В.И.. Лакоценина Т.П. Управление современной школой. Выпуск II. Организация и содержание методической работы: Практич. пособие для школьной администрации, руководителей методических объединений, методистов, учителей, студентов. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2005.

            10. Лизинский В.М. Идеи к проектам и практики управления школой./М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.

            11. Мартиросян Б.П., Горский В.А. Инновации в дополнительном образовании//Дополнительное образование - № 4-2003.

            12. Образовательная программа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра развития творчества детей и юношества «Советский» г. Липецк 2007 г.

            13. Сергеев И.Г. Новые компьютерные технологии в обучении// Дополнительное образование - № 4-2004.

            14. Таран Ю.Н. Конкурс вариативных программ: идеи и их реализация//Народное образование. - № 3.- 2006.

            15. Трофимова Т.В., Вигуль А.П. Управление профессиональным развитием педагогических кадров системы дополнительного образования детей//Методист - № 9-2006.

            33


            © 2010-2022