СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Пименова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов МБОУ ООШ № 17 Александровского района Владимирской области СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. Важным показателем качества жизни общества и государства является здоровье подрастающего поколения. Стратегические направления государственной политики в области  сохранения здоровья подрастающего поколения регламентируются федеральным и региональным законами «Об образовании», ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пименова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов

МБОУ ООШ № 17

Александровского района

Владимирской области

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.

Важным показателем качества жизни общества и государства является здоровье подрастающего поколения. Стратегические направления государственной политики в области сохранения здоровья подрастающего поколения регламентируются федеральным и региональным законами «Об образовании», Семейным кодексом Российской Федерации, «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», отражены в концепции модернизации российского образования.

Стало общим местом утверждение, что современная цивилизация несёт человечеству угрозу гиподинамии, т.е. серьёзных нарушений опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания и пищеварения, связанных с ограничением двигательной активности. И это действительно так. Поэтому перед школой стоит задача не только научить ребёнка учиться, но и вырастить духовно и физически здорового ученика. С этой целью в нашей школе, начиная с 2008 года, проводятся медосмотры учащихся 1-9 классов специалистами Александровской центральной детской больницы. Затем в школу предоставляются данные о состоянии здоровья каждого ученика, а также рекомендации врачей по укреплению здоровья.

Например, ученики 1 класса в школу приходят уже с хроническими заболеваниями, многие с ослабленным здоровьем или имеют отклонения в здоровье, ожирением страдает каждый десятый ребёнок. Для того, чтобы дети росли здоровыми необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни.

Перед нами встала трудная задача, как же помочь детям в укреплении здоровья? И мы нашли выход - предоставить детям занятие спортом. Спортом должны заниматься все. Мы не ставим перед собой цель обязательно побить спортивные мировые рекорды, а укрепить своё здоровье, стать сильными и ловкими, а также решить ещё одну серьёзную проблему - занятости детей на селе. Многие родители работают за пределами села, поэтому дети должны быть под контролем взрослых - это очень важная задача, которую также мы смогли решить. У нас нет ни одного ребёнка, стоящего на учёте по делам несовершеннолетних.

С 2011 года в школе был введён третий час физической культуры. По линии модернизации в школе была укреплена и совершенствована учебно-спортивная база: новые маты, мячи, прыгалки, обручи, куплен теннисный стол, а на спортивной площадке установлены баскетбольные фермы со щитами и т.д. Имея такую базу, мы приобщаем детей к занятиям физкультурой и спортом. В школе проводятся внеурочные занятия для учащихся начальных классов по спортивно-оздоровительному направлению: « В стране Здоровячков» и «В здоровом теле - здоровый дух»; спортивная секция по баскетболу, секция настольного тенниса, а в зимний период - лыжная секция - для старшего звена. Большую роль оказывает разъяснительная работа классных руководителей среди учеников и родителей о необходимости занятий физкультурой, участия в соревнованиях, тренировках, в ежедневных гимнастических упражнениях, как на уроках, так и утром перед уроками. В школе регулярно проводятся дни здоровья. В них принимают участие все ученики с первого по девятый классы. Поддерживается контакт со спортивными учреждениями района: по рекомендации школы некоторые ребята, имеющие хорошие спортивные результаты, занимаются дополнительно в спортивных школах, подвоз осуществляется за счёт родителей.

Умелое использование хорошо оборудованного спортивного зала и спортивной базы приносят положительные результаты: уменьшается количество детей отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Но также успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от работы с родителями. Деятельность учителя, направленная на укрепление здоровья детей, будет иметь малый успех, если она ведётся в аспекте учитель - дети. В этой работе необходимы звенья: учитель-родители-дети. На общешкольных родительских собраниях постоянно затрагиваются вопросы здоровья детей, обсуждаются причины появившихся проблем в здоровье. На такие собрания приглашаются медицинские работники, которые проводят беседы и консультируют родителей по теме здоровья.

В школе создана целостная воспитательно-образовательная система, которая включает систематические занятия и мероприятия по воспитанию здорового образа жизни; разнообразное, хорошо сбалансированное, учитывающее возраст детей, их здоровье и физические нагрузки горячее питание; сеть разнообразных спортивных секций, позволяющих сделать выбор в соответствии с интересами и возможностями; профилактика вредных привычек на внеклассных мероприятиях; совместные мероприятия с родителями: выходы на природу, регулярные однодневные походы в летний период. Учитывая, что наша школа находится в селе, вокруг много исторических мест - поэтому в походах сочетается спортивно-оздоровительная работа ещё и с краеведческой, а также исследовательской. Совместно с родителями был найден Святой колодец. Сейчас проводится работа по очищению территории вокруг колодца, благоустройство. Был создан проект «С любовью к родному краю», на Международном конкурсе проектов мы заняли первое место.

Без всего этого работа учителя по формированию основ здорового образа жизни принесла бы мало пользы.

Вполне естественно, что учащиеся утомляются во время учебной работы. Это объясняется однообразием работы, которое ведет к снижению внимания и работоспособности детей. Для того, чтобы этого не происходило, педагоги должны проводить занятия, направленные на формирование физического воспитания. Выполнение физических упражнений позволит укрепить здоровье, улучшить физическое развитие и подготовленность, только если они будут соблюдать некоторые важные методические правила (системность, постепенность, индивидуальность). Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным.

Но всё-таки есть и трудности:

1) любое участие в районных соревнованиях для нас проблематично - отсутствие транспорта, нет прямого сообщения с районным центром;

2) для участия в районных соревнованиях требуются команды детей одного возраста, но наша школа малокомплектная, поэтому создать полноценную команду мы не можем, а в школе у нас формируются команды приближенного возраста - 5-7 класс, 8-9 класс.

  1. Использованная литература. "Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся". В. И. Харитонов, М. В. Бажанова, А. П. Исаев, Н. З. Мишаров, С. И. Кубицкий; Челябинск-1999 г., (стр. 10-15, 17-23, 26-30, 32-33, 41-46, 116-129) .

  2. " Комплексная оценка уровней физической подготовленности учащейся молодёжи". Методическое пособие. -Челябинск: ДЦНТИ, 1994. -40 с. Харитонов.

  3. " Концепция физического воспитания детей и подростков. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка ". -1996. -№1. -С. 5-10. Лях В. И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б.

  4. Научно-методический журнал ЗДВ.

  5. "Физическая культура и валеология в жизни детей (основы знаний, умений и навыков)". Мишаров А. З., Камалетдинов В. Г., Харитонов В. И., Кубицкий С. И.; г. Челябинск-1998, (стр. 46-49, 69-78).

  6. " Эффективная методика двигательной подготовки школьников. // Пути повышения физической культуры школьников " .-Омск: ОГПИ, 1989. -С.13. Жук В. А., Мартыненко И. П.

  7. Vreferat.Com

  8. mednovosti.by

  9. dsoz2214.mskobr.ru

  10. fizkultura-kak-komponent-zdorovogo-obraza/210406-615467-page3.html

  11. otherreferats.allbest.ru

  12. nsportal.ru

  13. gazeta.aif.ru



© 2010-2022