Статья Деятельностный подход в обучении

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Л.В. Дрягина

г. Кирово-Чепецк, Кировской области. Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида г. Кирово-Чепецка Кировской области, учитель математики

Деятельностный подход в обучении.

Деятельностный подход в обучении - основа профессионального самоопределения старшеклассников специальной (коррекционной) школы VIII вида

Понимание сущности образовательного результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование, его главные цели. В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований

Процесс развития ребенка с ограниченными возможностями, как и всех нормально развивающихся детей, обеспечивается через освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого в педагогике: физические и психологические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причём каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека.

Поскольку основным нарушением в развитии учащегося специальной (коррекционной) школы VIII вида является интеллектуальная недостаточность, а это значит, что мы должны готовить человека трудовой профессии, которая будет востребована на современном рынке труда. Отсюда главная задача педагогов специальной (коррекционной) школы VIII вида в том, чтобы каждому ученику помочь сформировать профессиональные умения и навыки, которые и лягут в основу его социальной компетентности.

Деятельностный подход будет основой профессилнального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида, где практические навыки будут явно доминировать над теоретическими знаниями. Поэтому для более точного анализа и планирования формирования социальной компетентности процесс обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида стоит разделить:

а) обучение знаниям (условно этот раздел формирования социальной компетентности можно обозначить как «обучение»),

б) обучение умениям и навыкам (условно этот раздел можно назвать «тренировка», т.к. тренировка - это основной метод формирования умений и навыков для этой категории обучающихся).

Конечно, все умения и навыки, а также способы их применения формируются на основе теоретических знаний, которые даются в небольшом объеме и исключительно для формирования и дальнейшего эффективного использования необходимых умений и навыков. Хотя, как правило, знания пусть и в небольшом объеме, но даются с некоторым запасом, и делается это специально, так сказать, «на вырост».

Также как и знания, физические и психические качества развиваются «под конкретного ученика и конкретные навыки с учетом его личных психофизических особенностей», но также с некоторым запасом. Причем для каждого ученика свой «идеальный» психофизический профиль. Еще мыслители древности говорили о доступности образования. Платон стал первым педагогом, сформулировавшим требование доступности обучения. В трактате "Федра" Платон пишет о том, что полезным для ученика может оказаться только тот изучаемый материал, который степенью своей трудности и своими свойствами отвечает его психологическим особенностям.

Каждый старшеклассник специальной (коррекционной) школы VIII вида должен иметь комплекс индивидуальных характеристик, необходимых и достаточных для эффективного и гарантированного осуществления его профессиональной деятельности в заданных условиях и на заданном уровне качества» (см. таблицу 1).


Основные элементы формирования профессиональных навыков ученика специальной (коррекционной) школы VIII вида

Таблица 1.

Элемент

Описание

1

Алгоритм (технология)

эффективной деятельности

Последовательность «шагов» и их характер, оптимальные для достижения запланированного результата в данных условиях, а точнее, набор таких последовательностей, в целом похожих друг на друга, но различных для различных условий и для различного уровня качества.
Ключевые вопросы: «Из каких этапов состоит моя деятельность?», «Какие задачи каждого этапа?», «Что, в каком случае, как делать?».

2

Теоретические знания

Необходимы для осознанного формирования навыков, а также для формирования и вариативного применения алгоритма эффективной деятельности.
Ключевой вопрос: «Как это все устроено?»

3

Психологические

установки

Понимание смысла осуществляемой деятельности, позитивное отношение к ней, уверенность в своих силах. Интегративными характеристиками компетенции с точки зрения установок являются МОТИВАЦИЯ и ЦЕЛЬ.
Ключевые вопросы: «Как я отношусь к этой деятельности?», «Что она мне дает?», «Чего я хочу добиться в результате?».

4

Умения и навыки

Набор «программ», позволяющих эффективно реализовывать алгоритм эффективной деятельности.
Ключевой вопрос: «Что (и насколько качественно и автоматизировано) мне необходимо уметь делать для того, чтобы реализовывать алгоритм эффективной деятельности во всех необходимых мне вариациях?».

5

Личностные и

профессиональные качества

Обеспечивают качество, а зачастую и саму возможность реализации всех выполняемых действий. От умений и навыков отличаются своей относительной неспецифичностью.
Ключевой вопрос: «Каким мне нужно быть, чтобы успешно применять все необходимые мне навыки и умения?»

6

Профессиональный опыт

Обеспечивает стабильность и экономичность реализации выбранного алгоритма деятельности, особенно в сложных условиях.

Это можно представить в виде модели (см. схему 1)


Деятельностный подход в формировании профессиональной деятельности


Подготовка к деятельности

Деятельность

Цель


Схема 1.

Мотив


Анализ

(с помощью)


Результат

Однако, рассматривая профессиональную деятельность в более-менее продолжительном временном промежутке, можно отметить, что при изменении условий деятельности или по мере повышения требований к ее результатам, у умственно-отсталых обучающихся, особенно старшеклассников, возникает необходимость в совершенствовании самой деятельности. Как правило, это реализуется через два новых направления:

а) самостоятельную тренировку (изготовление изделий) и

б) перенос практических навыков в новые условия,

которые будут являться дополнительными элементами (см. таблицу 2)


Основные элементы формирования профессиональных навыков ученика специальной (коррекционной) школы VIII вида (дополнительные элементы)

Таблица 2.

Элемент

Описание

6

Методика тренировки

«Что и как мне делать для совершенствования (знаний, умений и навыков, установок и т.д.)?».

7

Методика внедрения

(новые условия)

«Что и как мне делать для внедрения новых форм в свою деятельность без ошибок и потери качества?»

и тогда модель будет выглядеть так: (см. схему 2)

«Деятельностный подход в формировании профессиональной деятельности »

Схема 2.Подготовка к деятельности

деятельность

Анализ

(с помощью)

Мотив

(целеполагание)

Тренировка и внедрение новых форм

Постановка учебных задач для новых условий





Так, при необходимости применения знаний, навыков, установок в новых условиях, и будет развиваться, и совершенствоваться профессиональная деятельность учащегося специальной (коррекционной) школы VIII вида.

У обучающегося на основе получения необходимого объема знаний будут формироваться умения и навыки, на основе алгоритмизированной деятельности - практический жизненный опыт, на основе методики тренировок - самостоятельные методы внедрения, на основе психологических установок - личностные качества. В графическом виде это можно представить так (см. схему 4):

Формирование профессиональной компетентности

на основе диагностик ЗАР, ЗБР и ЗВР.

Схема4.

Статья Деятельностный подход в обучении.

Такая коррекционно-развивающая направленность реализации деятельностного подхода позволяет находить «обходные пути» в формировании профессиональных умений у каждого ученика на основе уровневой дифференциации и с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся. Опять же позволим себе сослаться на мыслителя древности Платона, который отводил огромную роль учителю и воспитателю. «Именно педагог должен в первую очередь заботиться о постоянном восхождении своего ученика с одной ступени на другую, что и является необходимым условием успешного обучения». И «восхождение» это осуществляется каждым учеником с помощью педагога на основе диагностик ЗАР, ЗБР, ЗВР, где создаются условия для успешности в обучении каждого ученика с ограниченными возможностями здоровья.


Список литературы

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - Правительство Российской Федерации. - Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001

9. Васенков Г.В. «Технология обучения детей с недостатками интеллекта». Ж-л. Дефектология № 3/2004г. с. 60-65.

12. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. с. 118 Москва «Педагогика» 1983г.

13.Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. UNESCO, 1996.

17. Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика, № 10. - 2005. - С. 27-33.
22. Мирский С.Л. «Организация развивающего обучения во вспомогательной школе». Ж-л Дефектология № 3/2000г. с.32-37.

25.Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования // Оценка качества профессионального образования: Доклад 5 / Под общ. ред. В.И. Байденко, Дж. Ван Зантворта. Европейский фонд подготовки кадров. Проект ДЕЛФИ. М., 2001.

35. Щербакова А.М., МосколенкоН.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учрежденгий VIII вида. М., 2003


© 2010-2022