Диалоговое обучение как фактор повышения качества знаний

Раздел Завучу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Диалоговое обучение как фактор повышения качества знаний.

Жуковская Н.И., учитель математики

Акмолинская обл., Сандыктауский р-н,

ГУ «Каменская средняя школа»

Кто научит новое поколение думать и действовать по-современному, «идти в ногу со временем»? Конечно же учитель!

Учитель даёт учащимся не только знания, учит решать примеры и задачи, учитель учит ребят думать, выражать свои мысли, решать проблемы. Но как подготовить детей к жизни в современном мире?

В сравнительном анализе инновационной среды обучения, подготовленным Организацией экономического сотрудничества и развития одним из выводов сформулировано утверждение:

«Учителя нуждаются в разнообразном арсенале стратегий обучения, в предоставлении им возможностей для комбинирования различных педагогических подходов, а также знаний о том, как и когда использовать определённые методы и стратегии.» [Руководство для учителя, стр.145]

Раньше я не знала, как научить детей учиться, с чего начать, какие подходы и стратегии использовать. Посещая уроки коллег замечала, что дети не умеют выражать свои мысли, говорят отрывисто, ответы их односложны. На устных предметах дети не умеют пересказывать, рассуждать.

С подобной проблемой столкнулась и я сама. На уроках математики в 8 классе, где я преподаю, ученики зачастую не могут правильно составлять предложения включающие математические понятия и термины, не умеют рассуждать и аргументировать. Порой трудным для них становится простое произношение математических терминов.

А как жить в современном мире, не умея правильно разговаривать! Ведь мы все живём в социуме, и от того как мы научимся правильно выражать свои мысли, мы будем развиваться и получать больше знаний.

По результатам научных исследований «диалог занимает центральное место на уроке», исследования, проведённые Национальной учебной лабораторией, Бефель, шт.Мэн, США, свидетельствуют о том, что именно передача знаний (90%) является самым эффективным способом усвоения знаний. Работая над внедрением диалогического подхода в учебный процесс «Александер (2008) утверждает диалоговое преподавание использует возможности беседы для стимулирования и развития учащихся, утверждая, что посредством диалога, учителя могут выявлять «здравый смысл» учащихся ежедневно, взаимодействовать с их идеями и помогать им в преодолении непонимания. Когда учащимся предоставляется возможность внести свой вклад в диалоговое обучение в классе различными способами, они могут осознать ограничения своего понимания. В тоже время они практикуют новые способы использования речи в качестве инструмента для формирования знания.» [Руководство для учителя, стр.250]

Я согласна с данным высказыванием и понимаю важность того, что диалоговые подходы необходимо внедрять в учебный процесс. Но согласия мало, надо самой внедрять данные подходы в практику и обучать этому коллег. Как же я на своих уроках могу способствовать решению данной проблемы? Поддержат ли меня коллеги?

Определив для себя план действий, я обратилась за поддержкой к директору школы. Директор полностью согласилась с тем, что на уроках редко можно услышать, когда ученики выражают своё мнение, ведут спор по предмету или дискуссию и подтвердила наличие существующей проблемы: «да, такая проблема существует и над этой проблемой надо работать всему педагогическому коллективу». Директор также отметила, что умение учеников вести диалог и монолог положительно будет сказываться не только на уроках при обучении, но и во внеклассной и воспитательной работе.

Математику я преподаю в 8 классе третий год, знаю отношение ребят к учёбе. В классе 14 учеников. По алгебре качество знаний колеблется между 50% и 57%, несколько учеников в этом классе занимаются нестабильно - между «4» и «3». Внутренний потенциал класса высокий и я решила провести в этом классе исследование. Сформулировала цель: изучить влияние диалогового подхода в обучении на усвоение учащимися учебного материала на уроках алгебры; поставила перед собой задачи:

  • внедрить диалоговые подходы в обучение;

  • создать условия для развития познавательной деятельности учащихся через диалог;

  • вовлечь учеников в обучающий процесс посредством инструментов диалогического обучения.

Общаясь с детьми, проведя анкетирование, я выяснила: для того чтобы яснее и понятнее выражать свои мысли, ученикам необходимо больше разговаривать, выступать, отвечать на уроках. Приступив к исследованию, я объяснила ребятам, что теперь они должны сами конструировать свои знания посредством взаимного сотрудничества и помощи друг другу. Я и сама изменила своё мышление, понимая, что «учитель в данной ситуации обеспечивает возможностями для обучения, материалами и пр., но сами ученики должны обладать желанием действовать с целью развития собственного понимания предмета.» [Руководство для учителя, стр.152]

Я внедряла в учебный процесс диалоговое обучение и взаимообучение. Если в традиционном уроке проверка теоретического материала проходила в форме фронтального или письменного опроса и в устной работе могли участвовать всего лишь несколько учеников, то теперь проверку я изменила на другую форму - работу в парах - когда каждый ребёнок должен был ответить материал, проговорить правило или алгоритм. При этом использовала инструменты диалогического обучения: «Расскажи соседу», «Поймай вопрос», «Математический футбол» и др. На уроках старалась создать коллаборативную среду. Обучение в малых группах из 4-5 человек позволило учащимся в течении урока выражать своё мнение, услышать точку зрения своих одноклассников, обмениваться идеями, что приводило к осмыслению и приобретению знаний, а не механическому запоминанию или переписыванию решений с доски. Взаимодействуя, ученики обучали друг друга.

Дети получили возможность задавать вопросы, тем самым развивая не только свою речь, но и мышление, что способствовало усвоению изучаемого материала. Организуя работу в группах, предоставляла ученикам возможность консультироваться друг с другом. Наладив на уроке групповую работу, у меня больше времени оставалось наблюдать за учениками. Но я была не только наблюдателем, я координировала работу - задавала вопросы, направляла идеи, контролировала решение заданий. Я старалась прислушиваться к ответам учеников, направлять на верный ход мыслей при решениях.

Для последующего анализа урока вела видео запись. После урока показывала учащимся допущенные речевые ошибки. На уроках предоставляла возможность ученикам оценивать друг друга, обсуждать ответы, обосновывать выставленные оценки, самим ставить перед собой задачи, оценивать свою работу и проводить анализ. Теперь задача учеников на уроке состояла в том, чтобы самому «добывать» знания. Это могло быть изучение материала по учебнику, усвоение знаний при обсуждении в группах, в парах. Каждый знал, что ему не удастся просто отсидеться на уроке. Все должны участвовать в обсуждении, выражать свои мысли, выдвигать свои идеи, выступать. И эта работа обязательно учитывалась при оценивании.

Учащимся предоставляла возможность управлять группой, брать на себя определённые обязанности, ответственность. Каждый ученик должен побывать в роли лидера. Лидер распределял роли в группе, был организатором. В соответствии с возрастными особенностями и целями урока подбирала вопросы и задания так, чтобы развивать их мыслительную деятельность, умение говорить, умение публично выступать, выражать свои мысли вслух, формировать речевую культуру общения, умение обсуждать проблему, находить пути её решения, воспитывать умение слушать и слышать.

Для получения информации после уроков брала интервью у учеников:

«мне стало интересно работать на уроках, а раньше было скучно»

После каждого урока я вела дневник, в котором отмечала деятельность учеников и проводила анализ. Например:

1 урок: Борис был активным, задавал простые вопросы, решал задания, но дрожали руки и голос; Саша была активна, помогала другим, понравилось работать в группе.

2 урок: Женя (занимается на «3» ) принимал помощь группы, чувствовал себя увереннее. и т.д.

К третьему уроку присутствующие коллеги отметили положительные изменения в речи Бориса, Женя стал отвечать последовательно, выдерживал мысль и т.д.

Проверяя письменные работы, я комментировала выполнение работы, указывала какой материал нужно повторить или на что обратить внимание, вела письменный диалог. Я смогла проследить, что использование диалогового подхода на уроках значительно влияет на усвоение учащимися учебного материала. Раньше я давала учащимся знания в готовом виде, поэтому им было скучно сидеть и слушать, некоторые даже не утруждали себя думать над тем, что говорит учитель. На уроках говорила в основном я. Времени для диалога между учениками на традиционных уроках практически не отводилось, диалог между учителем и учеником, в лучшем случае, занимал 10-15 минут. Что же изменилось? Я попросила коллегу вести на уроках ежеминутный учёт взаимодействий «учитель-ученик», «ученик-ученик» и заполнять проформы, время для взаимного обучения и консультирования возросло до 20-25 минут.

Если раньше участие ученика в обсуждении материала урока было необязательным, то есть некоторые ученики просто отсиживались на уроках и ждали его окончания, то при работе в группах - участие каждого ученика в обсуждении было обязательным. При оценивании в группах учитывалось знание теоретического материала, количество правильных ответов, применение знаний при решении неравенств, участие в работе группы при обсуждениях. Поэтому каждый ребёнок был заинтересован в том, чтобы выступить, высказать своё мнение, ответить теоретический материал.

Если на традиционных уроках больше звучали вопросы, требующие односложных ответов, то в ходе исследования я старалась сама и учила детей задавать вопросы в соответствии с уровнями мышления согласно Таксономии Блума. Возрастал не только уровень вопросов, но и процент правильно отвеченных вопросов, ученики учились анализировать, синтезировать и оценивать. Обучение стало давать более значимые результаты.

Внедрение ИКТ в учебный процесс раньше представлялось только поиском информации в интернете для составления рефератов. На практике я предложила ребятам попробовать составить презентацию по пройденному материалу и была несколько удивлена, что ученица, занимающаяся на «3» и «4» вызвалась выполнить это задание.

Проявляя изобретательность в применении ИКТ, она подготовила слайды в программе Power Point на проверку знаний учащихся. И перед тем, как представить презентацию ученикам - сама решила все подготовленные задания.

Я решила чаще практиковать применение интерактивных технологий в обучении. Для ребят это интересно.

После завершения темы была проведена небольшая контрольная работа. Подобрав задания по уровням сложности, я предложила ребятам решить её, но уже без посторонней помощи. Результат проверочной работы меня приятно удивил.

Процент качества знаний увеличился с 50% до 78%. Ученики, которые раньше показывали нестабильные знания, между «3» и «4», успешно справились с заданиями.

Я убедилась, что ученики легче обучаются в случае, если имеется возможность обсуждать проблему с другими учениками, более знающими: «хорошо, когда в группе есть у кого спросить». Работая в группе, можно выяснить, понимает «говорящий» о чём идёт речь или нет. Если не понимает или говорит недоступным языком, то тут же его обязательно поправят. Участвуя в диалоге и работая в малых группах, дети начинают понимать, что у одноклассников могут быть другие взгляды на решение одной и той же проблемы. И не всегда точка зрения ученика бывает правильной. В этом случае надо учить детей проводить аргументирование, готовить доказательную базу.

Также учителю важно выдерживать паузу в течении 3-7 секунд после произношения вопроса, так как именно за это время ответ формируется и у учеников со средними способностями.

Анализируя уроки, на которых использовались диалогические подходы в обучении, можно сделать следующие выводы:

  • Проговаривая вслух правила, размышляя над решением заданий, ученики запоминают теоретический материал, учатся выражать свои мысли, доказывать свои идеи;

  • При взаимообучении одни стараются научиться, а другие - совершенствуют свои знания в полном объёме;

  • У многих повысился интерес к учёбе, знания стали глубже; ребята научилась отстаивать свою точку зрения, аргументировать;

Проводя оценивание и рефлексию в конце урока, дети стали осознавать то, чему научились, чего достигли, строили планы на будущее, ставили себе задачи на перспективу. Если раньше об этом не задумывались, и учитель даже не желал знать мнение учеников об их оценивании, то сейчас самооценивание и взаимооценивание - стали важнейшими аспектами самообразования и самосовершенствования. Важно нацеливать учеников на достижение цели, на продвижение вперёд, а для этого надо уметь рефлексировать, научиться говорить не только друг с другом, но и с самим собой, приводить свои мысли в порядок.

Список литературы

  1. Руководство для учителя. Второй уровень. Издание третье - г. Астана:

АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2014г.

  1. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Второй (основной) уровень. Издание третье - г. Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012г.





© 2010-2022