- Преподавателю
- Директору, завучу
- Рабочая программа Технология Кайдзен внеурочных занятий в 5 классе
Рабочая программа Технология Кайдзен внеурочных занятий в 5 классе
Раздел | Завучу |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ничволода Л.А. |
Дата | 06.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №23
МО Усть-Лабинский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от «29» августа 2015 года
протокол №1
Председатель________ Е.В. Кравченко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Технология кайдзен»
По внеурочным занятиям
Уровень образования основное общее, 5 класс
Количество часов 34
Учитель Ничволода Лидия Александровна
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897)
Рабочая программа «Технология кайдзен»
внеурочных занятий для учащихся 5-го класса
1.Пояснительная записка
Рабочая программа «Технология кайдзен» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897) и Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, Концепции воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
Основной целью изучения учебного предмета «Технология кайдзен» в системе общего образования является:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда;
формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому-то есть дело. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу, как место, где он может пережить радость достижения, муки и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других. Школа - это место, где ребенка больше всего воспитывают. Человек выйдя из стен школы, должен войти, помимо знаний по различным предметам, хотя бы с минимум правовых, этических знаний, умений в это трудное время в жизнь, не потеряться в ней, приобрести навыки общения в ней, проявить индивидуальные и коммуникативные способности, уметь организовать свою семью, воспитать своих детей. Организация воспитательного процесса в сельской школе во многом зависит от социальных и экономических преобразований в стране, прежде всего от новых перспективных тенденций в социально-экономической жизни.
Изменения в современном мире, привели к созданию новых ценностей, смене одного поколения другим, что стало необходимым условием создания новой качественной образовательной среды.
Большинство представителей современного молодого поколения:
-
Мечтают работать на себя, они стараются превратить свое хобби в процесс зарабатывания денег.
-
Мечтают создавать пространство под себя, а не играть в готовые игрушки.
-
Проявляют индивидуальность и уникальность;
-
Они будут создавать собственное пространство: новое искусство, новую литературу, новый театр и кино. И все это будет связано с новыми компьютерными и цифровыми технологиями.
С учетом анализа образовательной ситуации в школе, особенностей микросоциума, потребностей, желаний учащихся, их родителей, возможностей педагогического коллектива и при содействии фонда Олега Дерипаска «Вольное дело», в учебный план школы включены занятия по формированию бережливого отношения к труду.
Стратегическая цель курса: Внедрение «бережливых технологий» в организационную культуру ученика, школы и классных коллективов, распространение знаний о кайдзен технологии среди школьников и формирование бережливого мышления.
Цель образовательного процесса для обучаемого: получить качественные знания от преподавателя и приобрести необходимые навыки и умения с
минимальными затратами временных ресурсов.
Задачи курса:
Обучение основам кайдзен технологии школьников через занятия данной программы;
Включение элементов кайдзен в учебный процесс и быт школьников.
На основании требований ФГОС второго поколения в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностные, личностно - ориентированные, универсальные деятельностные подходы, которые определяют задачи обучения:
-
приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, об информационных технологиях;
-
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
-
овладение способами деятельностей:
-
умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;
-
способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, текстами, таблицами, графиками и т. д., критически осмысливать, полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;
-
умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д.;
-
освоение компетенций - коммуникативной, ценностно-смысловой, культурно-эстетической, социально-трудовой, личностно-саморазвивающейся.
3. Описание места курса в учебном плане.
Учебным планом школы для учащихся 5-го класса выделяется 34 учебных часа для внеурочных занятий в год обучения.
4. Содержание курса:
1. История кайдзен.
Идеи системы кайдзен изложены Масааки Имаиа в одноименной книге, которая вышла в свет в Англии в 1986 году. Основные из них:
-
«Кайдзен исходит из того, что нет предприятия без проблем. Кайдзен помогает решить эти проблемы путем развития такой культуры труда, когда каждый работник не штрафуется за проблему, а ручается, что ее не будет».
-
«Кайдзен-стратегия основывается на признании того, что менеджмент, целью которого является получение прибыли, должен ставить своей задачей удовлетворение клиента и его требований».
-
«Кайдзен - это стратегия совершенствования, ориентированная на клиента».
«Кайдзен исходит из того, что вся деятельность предприятия в итоге должна вести к повышению удовлетворенности
2. Основные термины и понятия:
Кайдзен технология (Kaizen, яп. непрерывное улучшение) - комплексная концепция, охватывающая философию, теорию и инструменты менеджмента, позволяющая достичь преимущества в конкурентной борьбе на современном этапе. Кайдзен - понятие, производное от японских слов kai = изменение, и дзен = хорошо или к лучшему. Кайдзен был введен вначале на нескольких японских предприятиях во время восстановления экономики после Второй мировой войны и с тех пор распространяетсяна предприятиях всего мира. Самое известное практическое приложение данной концепции было разработано для японской корпорации Toyota Motor Corporation. Она лежит в основе метода Всеобщего менеджмента качества (англ.- TQM, Total Quality Management) и включает в себя мероприятия по предотвращению расточительства (потерь), инновационную деятельность и работу с новыми стандартами
3. Менталитет: российский-японский.
Мир после 2-й Мировой войны: разрушения и потери. История возрождения в странах. История восстановления разрушенной экономики страны после 2-й Мировой войны. Самоотверженность, патриотизм советского народа сформировал стахановское и рационализаторское движения.
4. Непрерывный поток обучения.
это процесс поиска и устранения действий в процессах, которые не добавляют ценности. В японском варианте этот процесс называется -«muda». Большинство работ представляют собой последовательность действий, которые преобразуют исходный материал в конечный готовый продукт. Часть этих действий добавляет ценность продукту, а часть нет. Та часть, которая не добавляет ценности является потерями и должна быть устранена. Устранение потерь в учебном процессе.
5. Стандартизация учебного процесса;
Организация рабочего места - это управление рабочим местом с целью оптимизации деятельности. Кайдзен уделяет этому большое внимание. В японском варианте этот процесс обозначают термином «gemba». Для правильной организации рабочего места применяются соответствующие инструменты управления, которые получили название 5S методология. Сам термин 5S происходит от первых букв японских слов.
В состав действий по методологии 5S входят:
Seiri - необходимо отсортировать то, что не требуется в работе. Для выделения ненужных элементов может применяться специальная маркировка. Если элементы, выделенные маркировкой, не востребованы ни кем при выполнении работы, то они удаляются с рабочего места.
Seiton - необходимо привести в порядок все, что требуется в работе. Эти элементы должны быть в поле зрения. Инструменты и приспособления должны располагаться в тех местах, где их легко обнаружить.
Seiso - рабочее место и все оборудование должно быть чистым. После окончания рабочего дня рабочее место должно быть убрано, а все инструменты и оборудование размещены на своих местах.
Seiketsu - стандартизация первых трех шагов. Эти действия должны стать обычной практикой работы. Когда сотрудники организации увидят улучшения от правильной организации рабочего места необходимо провести с ними тренинг по выполнению этих действий.
Shitsuke - поддержание установившейся практики управления рабочим местом. Необходимо создать систему наблюдения и мониторинга за содержанием организованных и стандартизированных рабочих мест.
6. Устранение неоправданных потерь.
- это процесс поиска и устранения действий в процессах, которые не добавляют ценности. В японском варианте этот процесс называется -«muda». Большинство работ представляют собой последовательность действий, которые преобразуют исходный материал в конечный готовый продукт. Часть этих действий добавляет ценность продукту, а часть нет. Та часть, которая не добавляет ценности является потерями и должна быть устранена.
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
1 Материалы курсов АНО «Японский центр «Кайдзен» в Краснодарском крае.
Директор: Андреева Ольга Павловна
Адрес:г.Краснодар,ул.Калинина,341,оф.518,5этаж.тел./факс +7 (861) 259 22 83, 259 44 81
e-mail: [email protected] . Сайт: jckk.ru
2 .Роберт Маурер. Шаг за шагом к достижению цели: Метод кайдзен = One Small Step Can Change Your Life. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 192 с. - ISBN 978-5-9614-4788-0.
3. Масааки Имаи. Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний = Kaizen: The Key to Japan's Competitive Success. - М.: «Альпина Паблишер», 2011. - С. 280. - ISBN 978-5-9614-1618-3.
4.Коленсо, М. Стратегия кайзен для успешных организационных перемен / М. Коленсо. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 175 с.
5.Мельникова, Е. В. Улучшения в стиле кайдзен / Е. В. Мельникова // Методы менеджмента качества. - 2007. - № 3. - С. 8-11.
Технические средства обучения (средства ИКТ)
-
Мультимедиа проектор
-
Телевизор
-
Видеоплейер
7