Научно-исследовательская деятельность учащихся в рамках гимназии-интернат

Методическое пособие разработано для учителей и учащихся 9-11-х классов, желающих заниматься исследовательской деятельностью. В пособии рассмотрены теоретические аспекты по организации научно-исследовательской работы учащихся, а так же представлен практический спецкурс по проведению исследовательской деятельности а рамках общеобразовательной школы. Спецкурс по организации научно-исследовательской деятельности учащихся проводился в стенах Республиканского учебного заведения "Крымская гимназия-инт...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки, молодежи и спорта

Автономной Республики Крым

РУЗ «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей МОНМС АР Крым»

Рассмотрено

на заседании _________НМс

протокол №___ от ______ 2013 г.

председатель НМС

Новоселова Н.В.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

В РАМКАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работу выполнил

учитель физики

РУЗ «Крымской гимназии-интернат для

одаренных детей МОН МС АР Крым»

Марченко В.А.


с.Танковое - 2013

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………………....... 4

2. Методология научного творчества

2.1. Понятия необходимые для выполнения научно-исследовательских работ… 6

2.2. Основные этапы работы в рамках научного исследования…………………. 7

2.3. Методические рекомендации к написанию исследовательской работы……. 10

3. Спецкурс по организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

3.1. Содержание спецкурса……………………………………………………….. 17

  1. Методические материалы для проведения спецкурса

3.2.1. Виды творческих работ………………………………………………..... 19

3.2.2. Формы представления исследовательских работ…………………….... 20

3.3. Оформление исследовательской работы

3.3.1. Структура содержания исследовательской работы……………………. 27

3.3.2. Язык, стиль и структурные особенности текста ……………………... 28

3.3.3. Общие правила оформления текста исследовательской работы……… 29 4. Апробация спецкурса в рамках гимназии-интернат…………………………… 30

5. Использованная литература………………………………………………………….... 32




Пояснительная записка.




Методическое пособие разработано для учителей и учащихся 9-11-х классов, желающих заниматься исследовательской деятельностью. В пособии рассмотрены теоретические аспекты по организации научно-исследовательской работы учащихся, а так же представлен практический спецкурс по проведению исследовательской деятельности а рамках общеобразовательной школы.

Содержание спец­курса, рассчитанного на 36 часов, охватывает весь процесс организации и проведения научного исследования.

Во «Введении» рассматриваются актуальность выполнения исследовательских работ, объект и предмет исследования. Сформулирована цель данной работы в изучении методики формирования исследовательских качеств у учащихся при проведении внеклассной деятельности. Поставленные задачи направлены на реализацию сформулированной цели в обучении написанию основных видов ис­следовательских работ.

Вторая часть «Методология научного творчества» является исходной теоретической базой для последующих работ. Она включает изучение: основ­ных понятий научно-исследовательской работы, общей схемы научного исследования, методов научного познания, способов применения логических законов и правил, методов поиска информации. Методические рекомендации к написанию исследовательской работы представлены в помощь научным руководителям исследовательского проекта, а также для учащихся занимающихся научно-исследовательской деятельностью.

В третьей части представлен годовой спецкурс расчитанный на 36 часов, в плане котрого рассматриваются этапы работы в рамках научного исследования:

  • выбор темы;

  • составление плана исследовательской деятельности;

  • изучение литературы по избранной теме;

  • работа с понятийным аппаратом;

  • опытно-экспериментальная деятельность.

Четвертая часть курса посвящена апробации спецкурса в рамках гимназии-интернат. При организации систематических внеурочных занятий ребята втягиваются в процесс исследования, приобретают навыки не только в правильным написаним и оформленим своих исследовательских работ, но так же и в проведении научного исследования..

В заключительной части содержатся рекомендации по представленню результатов исследовательской работы в ходе процедуры ее защиты. Программа спецкурса предполагает как теоретические, так и практические занятия.


  1. Введение.

В настоящее время в Украине идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство, в основе всего образовательного процесса лежит принципы развивающих технологий направленные на личностно-ориентированное обучение. В связи с этим в традиционном образовании стала декларироваться цель всестороннего и гармоничного развития каждого ученика. Важнейшей составляющей всего педагогического процесса становится личностное взаимодействие учителя и ученика.

Национальная программа образования в Украине направлена на необходимость разностороннего и своевременного развития у детей и молодежи творческих способностей, на формирование навыков самообразования, самореализации личности, а также на формировании активной жизненной и профессиональной позиции. В связи с этим перед школой стоит задача подготовки выпускников, способных гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умеющих критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы, искать пути их решения, используя современные технологии и грамотно работать с информацией (анализировать, выдвигать гипотезы решения

проблемы, обобщать, проводить аналогии, устанавливать закономерности, делать аргументированные выводы и применять их для решения новых проблем). При этом важно быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, нравственности и культурного уровня.

В последние годы всё чаще ставится вопрос о применении новых инновационных технологий в школе второй ступени. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения в овладении различными предметами. Одним из таких методов является использование научно- исследовательской деятельности учащихся, основанной на экспериментальных опытах на уроках, во внеклассной и внешкольной деятельности. Это направление способствует осуществлению практических целей в обучении и реализации творческого потенциала.

При постановке такого количества педагогических и образовательных задач необходимо дополнительное обучение (помимо основной поурочной деятельности). Таким обучением может выступить внеклассная работа, одной из разновидностью которой является научно-исследовательская деятельность. В школе, во время учебного процесса, уделяется мало времени на проведение разного рода экспериментов. А роль его очень важна. Поскольку эксперимент является подтверждением тех теоретических знаний, которые дети получают на уроках.

Таким образом, актуальность данной темы может быть аргументирована важностью проблемы и в тоже время её недостаточной разработанностью для применения в условиях обычной школы.

Данное методическое пособие - работа, содержащая материалы по методике преподавания, планировании, в котором раскрываются актуальные общеметодические вопросы преподавания курса по выполнению исследовательских работ. В пособии предлагается порядок, последовательность и технология работы по подготовке к учебным занятиям, описываются цели, задачи, методы и приемы обучения, даются советы по организации учебного процесса, по адаптации учебного материала к уровню подготовленности обучающихся на примере проведения спецкурса.

Методическое пособие - предназначенное в помощь педагогам для практического применения на практике. B основе пособия лежат конкретные примеры, теоретические положения с практическими рекомендациями.

Объектом исследования выступает: процесс обучения написанию научно-исследовательских работ в основной школе.

Предмет исследования: содержание и методика процесса формирования исследовательских качеств у учащихся во время внеклассной деятельности в основной школе.

Цель исследования: определить содержание и методику формирования исследовательских качеств у учащихся при проведении внеклассной и внешкольной деятельности в основной школе.

Для реализации указанной цели и необходимо было решить следующие задачи.

  1. Выявить структуру и уточнить содержание понятия «научно-исследовательской деятельности» учащихся при обучении в основной школе.

  2. Определить общие критерии требований и разработать инструкцию по написанию исследовательских работ для любого предмета из курса основной школы.

  3. Построить дидактическую модель формирования навыков учащихся при обучении в написании исследовательских работ.

  4. Разработать учебно-методическую основу спецкурса, который охватывает основные содержательные моменты и позволит целенаправленно и систематически приобщать учащихся к научной работе.

  5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности воздействия разработанной методической системы на формирование и развитие креативних, творческих навыков в написании научно-исследовательских работ.

Проблема, цель и задачи исследования обусловили выбор методов исследования: теоретический анализ учебно-педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования; включенное наблюдение, беседа, тестирование, проведение педагогического эксперимента по проверке основных положений исследования с последующей статистической обработкой данных.

2. Методология научного творчества.

2.1 Понятия необходимые для выполнения научно-исследовательских работ.

В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Но, не смотря на это мы, педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, воспитание интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных и креативных способностей детей.

В условиях современного рынка труда сегодня возрастает значимость знания и поэтому в школе возникает необходимость поиска новых методов обучения и воспитания, направленных на пропаганду интеллектуальных ценностей и авторитета знаний, навыков научной работы и предпрофессиональной научной деятельности.

Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация научно-исследовательской деятельности школьников.

Научно-исследовательская деятельность школьников - это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.

Для проведения и организации научно-исследовательской работы важно знать некоторые понятия, необходимые для проведения научно-исследовательской работы.

Аспект (вид, взгляд) - точка зрения, с позиции которой рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы, понятия, явления. Апробация (лат. арргоЬайо) - одобрение, утверждение, основанное на проверке, испытании.

Аргумент - суждение или совокупность суждений, приводимые в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории); основание доказательства.

Гипотеза (основание, предположение) - научно обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее опытной проверки, подтверждения фактами для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

Дедукция (выведение) - вывод, рассуждение от «общего» к «частному». Началом процесса дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а окончанием - следствия из посылок, теоремы.

Индукция (наведение) - вывод, рассуждение от «частного» к «общему». Умозаключение от фактов к некоторой общей гипотезе. Ключевое слово - слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание текста или его части.

Контекст (соединение, связь) - относительно законченный отрывок текста, в пределах которого наиболее точно определяется значение и смысл входящих в него слов, выражений и т.п.

Концепция (понимание, система) - система взглядов на что-либо, основная точка зрения, руководящая идея для освещения каких-либо явлений; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. Методология научного познания - учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Обзор - документ, текст, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в результате анализа первоисточников.

Объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования - то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Принцип (начало, основание) - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

Проблема (задача, задание) - теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.

Тезаурус (сокровище) - словарь, в котором максимально полно представлены слова языка с примерами их употребления в тексте. Тезис ( по гречечки положение, утверждение) - утверждение, требующее доказательства; более широко - любое утверждение в споре или в изложении некоторой теории.

Теория (рассмотрение, исследование) - система основных идей в той или иной отрасли науки; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

Факт (сделанное, совершившееся) - событие, результат; знание, достоверность которого доказана; предложения, фиксирующие эмпирическое знание.


  1. Этапы работы ученика в процессе исследования

Прежде чем охарактеризовать этапы работы в процессе исследования, необходимо обратить внимание на определенные требования, предъявляемые к ученику и учителю, способным и желающим заниматься исследовательской деятельностью, а также на особенности содержания и представления результатов исследования.

Рассмотрим содержание этапов работы учащегося в процессе исследования.

На первом этапе, который длится не более месяца, необходимо определить область исследования - явление, эпоху, процесс и т.п. Далее в этой области следует выбрать узко определенную проблему, наметить линию (ход) исследования и рабочую формулировку темы. Затем приступить к сбору разнообразной информации по проблеме исследования. Для этого стоит посетить библиотеки, обратиться к сети Интернет и другим источникам. Одновременно со сбором информации нужно создать базу данных, в которую включить отрывки текстов по проблеме исследования, библиографию, иллюстративные материалы.

На втором этапе ученик под руководством учителя определяет структуру исследовательской работы: обозначает актуальность проблемы, формулирует цель, задачи, объект и предмет исследования, выбирает методы и методики, необходимые для его проведения. Все это отражается в тексте введения исследовательской работы.

На третьем этапе учащийся проводит литературный обзор по проблеме исследования и приступает к описанию его этапов, что в дальнейшем составит основную часть исследования.

И наконец, на заключительном четвертом этапе ученик подводит итоги - формулирует результаты исследования и делает выводы. Эта часть отражается в тексте заключения исследовательской работы. Кроме того, на данном этапе необходимо уточнить и окончательно сформулировать тему исследования.

Таблица 1

Последовательность работы над проектом

№ п/п

Этапы работы над проектом

Содержание работы на данном этапе

Деятельность

уча­щихся

Деятельность учителя

1.

Подготовка

Определение темы и целей проекта.Формирование рабочей группы

Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необхо­димости дополнитель­ную информацию. Уста­навливают цели.

Знакомит со смыслом про­ектного подхо- да и мотиви­рует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся.


Наблюдает за деят

2.

Планиро-

вание

а) нахождение источников информации;

б) определение способов сбора и анали­за информации;

в) выбор способа представления результатов (формы проекта);

г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проект­ной деятельности;

д) распределение задач (обязан- ностей) между членами группы

Формируют задачи. Вы­рабатывают план дей­ствий.Выбирают и обосновывают свои кри­терии и показатели ус­пеха проектной дея­тель- ности

Предлагает идеи, высказы­вает предполо- жения. Наблюдает за деятельно­стью учащихся

3.

Исследо-ва­ние

Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение аль­тернатив методом «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта. Основ­ные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.

Выполняют иссле- дова­ния, решая промежуточ­ные задачи.

Наблюдает, советует, кос­венно руково- дит деятель­ностью учащихся

4.

Подведе-ние итогов

Подведение итогов исследования.

Определение результатов исследования. Формулировка выводов. Окончательный подбор источников информации и литературы.

Формулирует результаты своего исследования. Делает окончательные выводы. Готовит презентацию своей работы. Определяется в способе её защиты.

Оказывает рекомендательную помощь в подведении итогов и формулировке выводов. Проверяет правильность оформления.

Нельзя забывать, что исследовательская работа - серьёзный этап в деятельности не только ученика, но и учителя. Необходимо, чтобы ученик был настроен на серьёзную, кропотливую работу. Этот настрой зависит от того как будет действовать учитель. Какие слова он подберет на этом этапе для мотивации ученика к последующей научно-исследовательской работе. Взаимодействие учитель-ученик должно быть основано на демократическом, доверительном стиле.

Учитель должен выбрать личностный подход в обучении, исходя не только из умственных способностей и склонностей к обучению ребенка, но также учитывать его психологические особенности.

Таблица 2

Требования к участникам и особенности исследования

Требования к ученику

• Готовность к исследовательской деятельности (наличие определенных знаний и умений, неудовлетворенность имеющимися представлениями).

• Успешное освоение основного предметного материала и стремление выйти за рамки учебной программы

Требования к учителю

• Готовность к исследовательской деятельности.

• Основная функция в ходе исследования - координатор и партнер своих учеников

Особенности исследования

• Исследовательская деятельность не должна и не может носить массовый характер.

• Выходит за рамки школьного курса.

• По тематике находится на стыке различных областей знаний.

• Проблема исследования должна быть достаточно узкой, значимой для ученика, по­этому ее необходимо выбрать самому ученику

Варианты представ­ления результатов исследования

• Защита результатов исследования на экзамене. • Публикация в школьном журнале или специально подготовленном сборнике иссле­довательских работ учащихся. • Участие в научно-практических конференциях школьников ((школьных, городских, региональных, всероссийских, международных)

2.3 Методические рекомендации к написанию исследовательской работы

Обоснование актуальности выбранной темы - начальный этап любого исследования. В применении к учебно-исследовательской работе понятие «актуальность» имеет одну особенность: выбор и формулировка темы характеризует научную зрелость и компетентность исследователя.

Актуальность темы всегда обосновывается с учетом практической необходимости разрешения поставленных вопросов. Актуальность может состоять, например, в необходимости получения новых данных; необходимости проверки новых методов и т.п. Объяснение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости - главное показать суть проблемной ситуации. Формулировка проблемной ситуации - важная часть введения, поэтому имеет смысл остановиться на понятии «проблема» более подробно.

Проблема исследования с греческого переводится как «задача», «трудность», «преграда». Главная задача исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Проблема отражает противоречия между знаниями и незнанием путей, средств и методов решения. Развить умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.

Тема исследования - ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект исследования в определенном аспекте, характерном для данной работы. Тема должна отражать содержание работы и иметь лаконичную формулировку. Начинающие исследователи часто избегают брать узкие темы. Это в корне неверно. Работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально, исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше и не подозревал. Тема должна быть интересна ученику. Тема должна быть оригинальной, доступной, выполнимой, краткой. Тема должна отражать характерные черты проблемы.

Объект исследования - это процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и на которое обращено внимание исследователя.

Предмет исследования - это способ видения объекта; это своего рода ракурс, та точка зрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, признаки, связи изучаемого. Предмет исследования - это та сторона с которой исследователь познает объект, выделяя в нем главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта.

Объект и предмет исследования, как категория научного процесса, соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования, поэтому предмет исследования является частью, элементом объекта. Предмет - то, что находится в границах объекта. Понятие «предмет» исследования значительно конкретнее объекта, более узкое понятие, чем объект. В предмет включаются только те элементы, связи, отношения внутри объекта, которые непосредственно подлежат изучению. Именно на предмет исследования и направлено основное внимание исследователя. Предмет исследования чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию. В каждом объекте можно выделять несколько предметов исследования. Рассмотрим взаимосвязь объекта и предмета исследования на примере.

Объект исследования - процесс обучения учащихся решению качественных задач.

Предмет исследования: принципы обучения, или содержание обучения, или формы обучения, или методика обучения, или методы обучения, или способы обучения, или программы обучения, или средства обучения, или технология обучения, или особенности обучения, или возможности обучения, или готовность учащихся к решению качественных задач.

Из предмета исследования вытекают его цель и задачи. Целенаправленность -важнейшая характеристика деятельности человека, отличающая его и от инстинктивного поведения животных, и от хаотичных, не ориентированных целью действий человека. Определить цель исследования - значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим.

Цель исследования - идеальное видение результата, это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска, это то, чего хочет достичь учащийся в своей исследовательской работе. Выделим наиболее типичные цели:

• определение характеристики явлений, не изученных ранее;

• выявление взаимосвязи неких явлений;

• изучение развития явлений;

• описание нового явления;

• обобщение, выявление общих закономерностей;

• создание классификаций;

• обоснование содержания;

• уточнение технологии....

Формулировку цели исследования можно представить различными способами. Цель формулируется кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь, она конкретизируется и развивается в задачах. Цель соответствует теме исследования. В зависимости от направленности исследования целью может быть:

• по историческим проблемам - характеристика концепции (выявление особенностей), определение ее исторической значимости и роли в развитии современной науки; анализ и обобщение теоретического и практического опыта такого-то периода по такому-то направлению, определение значения конкретного опыта для развития данной науки на современном этапе;

• по теоретическим проблемам - уточнение или обоснование содержания, форм, методов и средств...; разработка требований, критерий чего-либо; обоснование чего-либо;

• по прикладным проблемам - уточнение технологии создания чего-либо; разработка методики реализации (применения) технологии формирования чего-либо и пр.;

• по сравнительной методике - анализ теорий, содержания, организационных форм и методов, а также выявление возможности использования... опыта в отечественной науке.

Необходимо отметить, что в исследовании может быть только одна цель. Формулировать цель необходимо именем существительным.

Следующий важный этап в процессе исследования - выдвижение гипотезы исследования. Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, и сформулировав цель, исследователь подготавливает «прорыв», свое, пусть маленькое, открытие. Формой такого предвосхищения, предвидения результатов выступает гипотеза.

Гипотеза - обоснованное предположение о том, каким путем, за счет чего можно решить проблему;

- основание, предположение, предвидение, суждение о закономерной связи явлений, истинное значение которого не определено;

- научно обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке, совокупность догадок о способе достижения цели. При выдвижении гипотезы следует опираться на проблему исследования.

Формирование гипотезы - сложный процесс. В психологическом плане здесь важную роль играют: способность к конструированию и переконструированию знаний, мысленное моделирование, проблемное видение, альтернативный характер мышления, перенос и интуиция. В логическом плане происходит движение от анализа научных фактов, не объясняемых имеющейся теорией, к ведущей идее преобразования и новому замыслу, которые затем развертываются в гипотезу.

Гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Это утверждение следующего вида: «если А, то В», которое описывает, как можно разрешить проблему. Гипотеза обычно формулируется по схеме: «Если ..., то ..., так как ...», что позволяет реализовать описательную, объяснительную и прогностическую функцию гипотезы.

Основные свойства гипотезы:

1. Неопределенность истинного значения;

2. Направленность на раскрытие данного явления;

3. Выдвижение предположения о результатах разрешения проблемы;

4. Возможность выдвинуть вариант решения проблемы.

Для каждой проблемы может быть определена своя конструкция гипотезы, и здесь шаблонов не должно быть, - это определенное творчество автора. При формулировке гипотезы следует исходить из проблемы исследования, поскольку гипотеза есть предположение о возможном решении данной проблемы. Гипотеза пронизывает все исследование фактически от начала до конца. Гипотеза фактически должна предвосхитить результат работы, определить в основных чертах ее итог, и все последующие этапы работы будут ступеньками к достижению результата. Гипотеза в результате научного исследования может оправдаться, может частично оправдаться, а может и совсем не оправдаться. Отрицательный результат в науке - это тоже научный результат. Не всякая мысль является гипотезой, а только та, которая дает свет для дальнейших поисков. Различают рабочую гипотезу (или временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала) и научную (или реальную) гипотезу, которая создается, когда накоплен значительный фактический материал. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

• должна соответствовать фактам, быть проверяемой и соответствовать

широкому кругу явлений, (лучше избегать ценностных суждений). Гипотеза

бесполезна, если нет способа подтвердить ее;

• должна содержать предположение;

• не должна включать слишком много положений: как правило, одно

основное, редко больше;

• не должна содержать понятия и категории, не являющиеся однозначными,

не уясненные самим исследователем;

• должна быть логически непротиворечивой;

• требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота,

соблюдение преемственности.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «это возможно, если...»; «будет обеспечено, если...»; «будет осуществляться эффективно при наличии (при условии)...»; «предположем, что...»; «может быть...»; «при условии, что...»; «так..., как ...»; «использование (создание)...позволит обеспечить...» и другие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установления причинно-следственных связей. Сначала лучше составить рабочий вариант гипотезы - как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала. После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.

Существует два способа проверки гипотез:

1. Теоретические (опора на логику и анализ других теорий);

2. Эмпирические - практические (наблюдения и эксперименты).

Задачи исследования должны соответствовать проблеме и предмету исследования. Задачи - это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее. Фактически, задачи - это уточнение плана исследования. Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги (что нужно сделать для достижения цели?), позволяют уточнить и конкретизировать цель исследования, определяют алгоритм поэтапных действий для достижения, формулируются глаголом:

• прочитать...;

  • изучить...;

• ознакомиться с...;

  • уточнить и дополнить понимание...;

• анкетировать...;

  • интервьюировать...;

• наблюдать...;

  • измерить...;

  • описать...;

  • систематизировать...

• выявить...;

  • сравнить...;

  • проанализировать...;

• разработать...

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Различают 3 группы задач:

  1. Историко-диагностическая задача связана с изучением истории и

современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных оснований исследования (чаще всего она связана с анализом взглядов ученых на предмет исследования);

2. Теоретико-моделирующая задача связана с анализом реального, современного состояния предмета исследования, динамики внутренних противоречий развития, с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели структуры и функций изучаемого и способов его преобразования;

3. Практически-преобразовательная задача связана со способами преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки, с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом, с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации процесса, его предполагаемого преобразования и с возможной разработкой практических рекомендаций.

Количество задач может диктоваться главами или параграфами работы. Как правило, их количество колеблется от двух до четырех (в некоторых случаях достигает пяти):

• изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данной теме;

• выявить степень разработанности проблемы в теории и практике;

• выявить формы и методы деятельности с ... в условиях ...;

• апробировать;

• определить результативность ... в соответствии с

разработанным планом.

Таблица 3

Вопросы к понятийному аппарату исследования


Проблема

Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?

Тема исследования

Как это назвать?

Актуальность темы

Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?

Объект исследования

Что рассматривается?

Предмет исследования

Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование?

Цель исследования

Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?

Гипотеза исследования

Что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?

Задачи исследования

Что нужно сделать, какие шаги предпринять, чтобы цель была достигнута, а условия гипотезы проверены?


3. Спецкурс по организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

3.1. Содержание спецкурса

Цель спецкурса - оказать методическую поддержку учителям и учащимся при организации, и написании исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практичєских конферепциях и детских конкурсах, а также при защите ученических проектов по направлению деятельности МАН.

Таблица 4

Содержание спецкурса

№ п/п

Основные части спецкурса

Количество часов

1

Введение

2

2

Методология научного творчества

10

3

Отработка основних этапов работы в рамках научного исследования. Практическая работа.

8

2

4

Оформление исследовательской работы.

Практическая работа

8

2

5

Представление результатов научно-исследовательской работы

4


  1. Введение (2 часа)

Продуктом научно-исследовательской деятельности школьников является творческая научно-исследовательская работа. На первом этапе написания работы необходимо определиться в будущем виде исследовательской работы. Выделяют пять видов творческих исследовательских работ: реферативне, экспериментальные, проектные, описательные, исследовательские.

II. Методология научного творчества (10 часов)

Основные понятия научно-исследовательской работы: аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция, категория, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение. Обшая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез; исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений. Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная), методы поиска информации.

III. Этапы работы в рамках научного исследования (8 часов и 2 часа практической работы)

1. Выбор темы.

2. Составление плана научно-исследовательской работы.

3. Работа с научной литературой.

4. Работа с понятийным аппаратом.

5. Опытно-экспериментальная работа.

IV. Оформление исследовательской работы (8 часов и 2 часа практической работы)

Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.

Обшие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения.

V. Представление результатов научно-исследовательской работы (4 часа)

Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура составления презентации, выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.


Методические материалы для проведения спецкурса

  1. Виды творческих исследовательских работ.

Реферативные - работы, в основу которых входят сбор и представление информации по избранной теме. Суть реферативной работы - в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений. Реферат отвечает на вопросы о том, что нового содержится в тексте

Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Данные работы носят скорее иллюстративные характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Проектные - творческие работы, в основу которых входят достижение и описание заранее спланированного результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Данные работы могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие количественной методики исследования.

Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Все творческие работы имеют общие элементы:

1. Все работы выполняются с использованием литературных источников, но при выполнении реферативных работ анализ литературы является основным содержанием работы, а при выполнении проектных, экспериментальных, описательных, исследовательских работ анализ литературных источников выступает в качестве литературного обзора данных об исследуемом явлении.

2. В методическом плане все виды работ структурированы на постановку проблемы, собственно материал и выводы.

Отличительной особенностью исследовательских работ от других видов творческих работ является:

1. Практическая методика исследования выбранного явления.

2. Собственный экспериментальный материал.

3. Анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.



  1. Формы представления исследовательских работ

Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением. Реже ее демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением.

Доклад - это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто ее основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика. Все это отмечается и в тезисах доклада, которые, как правило, публикуются в сборнике по итогам мероприятия (конференции, семинара и т.п.).

Стендовый доклад - форма доклада принятая в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях. Для каждой исследовательской работы предоставляется стенд размером около 1 м2. Материалы, предназначенные для стендового доклада, могут быть предварительно оформлены на листе ватмана и прикреплены к стенду при помощи булавок (кнопок и т.п.). В верхней части стенда крепится полоска 840×100 мм с названием работы, выполненным шрифтом не менее 48 (высота прописной буквы 12 мм). Под названием на той же полосе шрифтом не менее 36 (высота прописной буквы 8 мм) указываются фамилии авторов и научного руководителя, название учреждения и города, в котором выполнена работа. В левом углу полоски должен быть выделен индивидуальный номер стенда, который сообщается при регистрации.

Требования к стендовому докладу

1) Наглядность. При беглом просмотре стенда у зри¬теля должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы.

2) Соотношение иллюстративного (фотографии, ди¬аграммы, графики, блок-схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается примерно 1:1. При этом

текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.

3) Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты.

4) Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.

Структура стендового доклада

• Цели и задачи работы.

• Описание сделанного в процессе исследования.

• Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности.

• Основные результаты и выводы.

• Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.

Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.

Литературный обзор - это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. В нем указываются направления исследований, которые ведут различные ученые. При подготовке литературного обзора следует начинать работу с общего ознакомления - прочитать оглавление и бегло просмотреть содержание источника. Затем при внимательном прочтении источника по главам и разделам необходимо выделить наиболее важные части текста. Далее целесообразно:

• составить план прочитанного материала, в пунктах которого отразить наиболее существенные мысли и идеи;

• выписать из прочитанного текста полные и содержательные цитаты с точными ссылками на источник, указав его выходные данные.

После этого нужно сравнить и сопоставить данную информацию с информацией, полученной из других источников. В заключении важно дать критическую оценку прочитанного и записать замечания, обратив при этом внимание на объективность суждений. В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу. Подготовка литературного обзора помогает исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время научного доклада.

Рецензия (рассмотрение) представляет собой критический разбор и оценку нового художественного произведения (книги, спектакля, концерта, кинофильма) или научной работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на научную работу или художественное произведение перед их публикацией, защитой и т.д. Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или в журнале.

Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки ее решения. Исходя из этого, в структуре научной статьи целесообразно выделить:

• описание проблемы и ее актуальности для теории и практики;

• краткие данные о методике исследования;

• анализ собственных научных результатов и их обобщение;

• выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем;

• ссылки на цитируемую литературу.

Научный отчет - документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работы. Назначение научного отчета - исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени. Структура научного отчета:

1. Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.

2. Значимость проведенной работы, ее исследовательская ценность и практическая значимость.

3. Характеристика применявшихся методов исследования.

4. Описание результатов исследования.

5. Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы.

6. Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.

Реферат - словарю иностранных слов (докладывать, сообщать) представляет собой:

• краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п.;

• доклад на какую-либо тему, основанный на обзор литературных и других источников.

В практике приходится встречаться со значительными расхождениями в требованиях педагогов к работе учащихся над рефератами, их оформлению и процедуре защиты. Прежде всего, учителям нужно помнить, что реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов. Ниже отмечены ключевые моменты, которые необходимо учитывать при руководстве работой учеников над рефератами.

1. Готовность учащегося к работе над рефератом. Реферат позволяет проверить не только то, насколько учащиеся понимают материал, но и их умение самостоятельно добывать и интерпретировать знания. Поэтому к такой деятельности целесообразно привлекать учеников, склонных к исследовательской деятельности, обладающих аналитическими способностями и критическим мышлением. Безусловно, успешность школьника в работе над рефератом будет обеспечена только в том случае, если он самостоятельно примет решение заняться таким видом деятельности.

2. Функции учителя при руководстве реферативной работой учащегося.

Руководство реферативной работой предполагай: оказание учителем помощи в выборе учеником темы реферата, его консультировании в процессе изучения избранной проблемы и оформлении текста. При этом надо заметить, что такая форма внеурочной деятельности учащихся не должна носить массовый характер - не каждый ученик даже при поддержке педагога способен определиться в выборе темы и постановке проблемы, самостоятельно работать с несколькими источниками информации. Несомненно, учитель должен полноценно руководить работой школьников над рефератами, однако ему следует ограничивать свою активность консультативными функциями. Он может давать рекомендации по содержанию введения и заключения, подбору иллюстративного материала и источников информации по проблеме, оформлению текста и процедуре защиты. Выявить актуальность проблемы, определить структуру работы, сформулировать выводы должен сам ученик.

3. Сроки выполнения реферата. Как правило, работа над рефератом занимает у школьника не менее одного месяца. Необходимо учесть, что, после того как учитель ознакомится с черновым вариантом реферата, ученику может понадобиться время для доработки содержания и редактирования текста. За неделю до защиты реферат сдается на рецензию учителю-предметнику, руководившему работой.

4. Структура реферата. Первоначально учащийся готовит развернутый план реферата, в котором определяется его структура и основное содержание по разделам:

• введение;

• основная часть, самостоятельно структурируемая учеником по главам, разделам, параграфам, пунктам и т.д.;

• заключение;

• список источников (должен оформляться в соответствии с ГОСТом);

• приложения (в случае необходимости).

Введение предусматривает, что в его содержании формулируется проблема, описывается ее актуальность, определяются цели и задачи реферата. Объем

введения не должен превышать 1-2 страниц.

Каждый раздел основной части реферата завершается логическим выводом, вытекающим из содержания реферируемых источников, собственной оценкой

материала. Кроме того, весь текст должен содержать правильно оформленные цитаты и ссылки. В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы, обозначаются перспективы решения заявленной проблемы. Объем заключения не должен превышать 1-3 страниц.

Список источников следует оформлять в соответствии с ГОСТом. Он может содержать не только литературные источники, такие как книги, журналы, газеты, но и сведения, почерпнутые из сети Интернета, информацию из теле- и радиопередач, а также частные сообщения каких-либо специалистов, высказанные в личных беседах с автором реферата.

5. Процедура защиты реферата. На процедуре защиты работы учитель зачитывает перед членами комиссии рецензию на реферат. Далее слово для доклада предоставляется ученику. Экземпляр реферата при этом может находиться у докладчика. Доклад должен быть рассчитан на 5-7 минут. Он готовится в виде отдельного текста. Доклад не должен представлять собой пересказ текста реферата, тем более его чтение. В своем выступлении ученик обозначает актуальность выбранной темы, цель реферата, его задачи, сообщает полученные выводы. Допустимо остановиться на наиболее интересных моментах работы. Желательно, чтобы учащийся сообщил, насколько значима тема реферата лично для него. После доклада члены комиссии задают учащемуся вопросы.

Далее можно открыть свободную дискуссию членов комиссии, в процессе которой они высказывают свои соображения по теме и содержанию реферата. После того, как на все вопросы даны ответы и дискуссия закончилась, комиссия совещается по поводу оценки реферата. В это время ученик не присутствует в помещении, где проводится защита. После достижения комиссией согласия относительно оценки работы, учащемуся объявляются результаты защиты. Члены комиссии высказывают свои мнения, относительно содержания реферата и рекомендации по продолжению такого рода работы.

6. Оценка реферата

Оценивая реферат, педагогу необходимо учитывать следующие компоненты работы:

• содержательную часть (неординарность темы, глубину постановки проблемы, структуру работы, актуальность и т.п.);

• оформление (соответствие стандарту оформления, эстетику иллюстративного материала и т.п.);

• представление на процедуре защиты (как ученик держится, насколько свободно ориентируется в тексте реферата, как отвечает на вопросы и т.п.).

Примерная структура реферата.

I. Титульный лист. Образовательное учреждение, полное название работы, свою фамилию и инициалы, должность, город и год выполнения работы.

II. Оглавление. Последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с их начинается каждый пункт.

III. Введение. Формулируется суть исследуемой проблемы, четко и кратко обосновывается выбор темы, определяется ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, проводится характеристика используемых источников.

IV. Основная часть. Состоит 2-3 раздела, изложите в логической последовательности материал, могут быть таблицы, графики, схемы.

V. Заключение. Подводятся итоги, делаются главные выводы, предлагаются рекомендации. Важнейшее требование к заключению - его краткость и обстоятельность.

VI. Список литературы. Оформляется на отдельном листе, в алфавитном порядке фамилий авторов. Он должен содержать фамилию и инициалы автора, полное название произведения, место издания, название издательства, год издания и страницы.

Проект (брошенный вперед) - замысел, план; разработанный план сооружения, механизма, схема технологического процесса; предварительный текст какого-либо документа. Проектирование, по сути, представляет собой процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого объекта или состояния. Виды проектов:

1. Монопредметный проект, осуществляемый в рамках одного предмета. Работа над ним вполне укладывается в классно-урочную систему.

2. Межпредметный проект, предполагающий использование знаний, умений и навыков по двум и более предметам. Чаще всего используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

3. Надпредметный проект, который выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности и носит характер исследования.


  1. Оформление исследовательской работы

    1. Структура содержания исследовательской работы

В любой исследовательской работе, как правило, вы­деляют три основных раздела: введение, основная часть и заключение.

Во введении необходимо обосновать актуальность проблемы исследования. На основании актуальнос­ти нужно определить объект и предмет исследова­ния. Далее, исходя из объекта и предмета, формули­руется цель исследования, а на основании цели оп­ределяются его задачи.

Объект исследования - это процесс, явление и т.п., которое исследуется, а предмет - часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект из­менился. Другими словами, в предмете исследова­ния указывается то, чему оно посвящено. Определение цели и задач исследования, зачастую, вызывает значительные трудности. Цель формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах. Последовательное решение каждой задачи в ходе исследования, по сути, является отдельным его этапом. При формулировании цели могут исполь­зоваться глаголы «доказать, «обосновать», «разработать». Последний глагол следует употреблять в том случае, если конечный продукт исследования полу­чит материальное воплощение, например видео­фильм, действующая модель или макет чего-либо, компьютерная программа и т.п. При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить». Оптимальное количество поставленных задач - три-пять. Задачи исследования определяют его методы и методики, то есть те приемы и способы, которыми пользуется исследователь. К ним относятся как общие методы научного познания, такие как анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование и др., так и специальные методы. Примерами специальных методов исследования могут служить метод меченых атомов, статистический и термодинамический метод, спектральный анализ (используется в физике и химии), методы интервалов и математической индукции (используется в математике).




Логическая взаимосвязь цели, задач, результатов и вывода



Научно-исследовательская деятельность учащихся в рамках гимназии-интернатНаучно-исследовательская деятельность учащихся в рамках гимназии-интернат


Научно-исследовательская деятельность учащихся в рамках гимназии-интернатНаучно-исследовательская деятельность учащихся в рамках гимназии-интернат

Научно-исследовательская деятельность учащихся в рамках гимназии-интернат

Научно-исследовательская деятельность учащихся в рамках гимназии-интернат

Для выполнения задач

Научно-исследовательская деятельность учащихся в рамках гимназии-интернатбыли определены

Научно-исследовательская деятельность учащихся в рамках гимназии-интернатисследовательские

методы

Научно-исследовательская деятельность учащихся в рамках гимназии-интернат

- анализ;

- наблюдение;

- измерение;

- эксперимент;

должны находиться в логической связи с задачами исследования, а выводы - с целью. Так, если задачи исследования сформулированы словами «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить», то результаты приводятся в следующей форме: «В ходе данного исследования был проведен анализ..., выявлено..., определено..., установлено...». Выводы, согласуются с целью исследования, формулируются приблизительно в такой форме: «на основании результатов данного исследования доказано... (обосновано..., разработано...)». Таким образом, все вышесказанное позволяет выявить логическую взаимосвязь и взаимообусловленность цели, задач, результатов и вывода (см. схему); последовательность изложения материалов исследования, а также выбрать необходимые для этого методы исследовательской деятельности.

  1. Язык, стиль и структурные особенности текста

При работе над текстом исследовательской работы принято руководствоваться так называемым формально-логическим способом описания. Текст исследования имеет форму рассуждения, особенностями которого являются четкость, ясность и последовательность. В исследовательской работе допускается использование аналогий, сравнений, афоризмов, которые делают ее более привлекательной для читателя. При оформлении исследовательской работы в формате А4 выделяют титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.

Титульный лист является первой страницей рукописи и оформляется по определенным правилам. В верхнем поле посредине листа указывается полное наименование учебного заведения. Ниже в правом крае листа указывается вид работы и учебный предмет, например, экзаменационный реферат по физике, или отделение и секция к которой относится данная работа. В среднем поле указывается тема исследования. При этом она не заключается в кавычки и само слово «тема» не пишется. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Малое количество слов в формулировке темы свидетельствует о ее расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании работы.

Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия, имя и отчество учащегося, класс в котором он учится, базовое учебное заведение. После этих данных указывается фамилия, имя, отчество и должность руководителя работы, а также фамилия, имя, отчество и должность консультанта (при его наличии). В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).

После титульного листа помещается содержание, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом: рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами. Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания деятелей науки и культуры, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки. Например: древняя мудрость гласит: «Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь». [3, с. 65].

После заключения принято помещать список использованной литературы и других источников (не менее 3-5). При оформлении списка источников сначала перечисляется литература, а затем другие источники. В информации о книге последовательно указываются ее автор или авторы, название, город, в котором издана книга, издательство, год и количество страниц в тексте.


  1. Общие правила оформления текста исследовательской работы

Объем ученической исследовательской работы обычно колеблется от 5 до 25 страниц печатного текста, доклада - от 1 до 5 страниц в зависимости от класса и степени готовности учащегося к такого рода деятельности.

К тексту предъявляются следующие требования:

• размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный;

• интервал между строк - 1,5;

• размер полей: левого- 30 мм, правого- 10 мм, верхнего - 20 мм, нижнего - 20 мм (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и

левое, а также верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм).

При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке - в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами. Текст печатается на одной стороне страницы. Сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся через один интервал, более мелким шрифтом, чем текст.

Все страницы нумеруются начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху cправа страницы; на титульном листе номер страницы не ставится.

Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) надо начинать с новой страницы.

Расстояние между названием раздела, заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

Формули нумеруються в пределах роздела. Например, «формула (2.3)» обозначает «формула 3 розділу 2» . Формули, на которые нет ссылок можно не нумеровать. Номер не обходимо брать в скобки и располагать в правой стороне на уровне нижнего ряда формули, к которой он относится.

Рисунки нумеруются в пределах роздела арабскими цифрами и обозначаются словом «Рис.», наприклад «Рис. 1.2».

Таблицы нумеруються последовательно в пределах роздела. У правом верхнем углу таблицы помещается надпись и номер. Номер таблицы состоит из номера роздела и порядкового номера таблицы, наприклад: «Таблиця 2.3».


  1. Апробация спецкурса во внеурочное время в рамках гимназии-интернат

Спецкурс по организации научно-исследовательской деятельности учащихся проводился в стенах Республиканского учебного заведения «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей Министеррства образования и науки, молодежи и спорта Автономной республики Крым» во внеклассной деятельности с 20010-2013 г.г. Особый отбор для работы с детьми не проводился. Основным условием для детей, принимающих участие в работе спецкурса, это желание ребенка работать по направлению МАН школьников Крыма «Искатель» в секциях: астрофизика, экспериментальная физика, теоретическая физика, технические дисциплины и фото- и экранное творчество.

За время работы в спецкурса было подготовлено 15 научно-исследовательских работ по направлению МАН школьников Крыма «Искатель». Из них 7 работ заняли призовые места на II этапе конкурсе научно-исследовательских работ МАН школьников Крыма «Искатель»

Таблица 5

Таблица достижений учащихся в научно-исследовательской деятельности

№ п\п

Год участия работы

Название секции

Название работы

Фамилия, имя участника

1

2011 год

3 место

астрофизика

Бахчисарайский менгир-Крымский Стоунхендж

Осман Эльвис

2

2012 год

  1. место

астрофизика

Исследование законов Кеплера.

Бакиев Энвер

3

2012 год

1 место

технические дисциплины

Ветро-гидро-аккумули- рующие электростанции на горных склонах

Осман Эльвис

4

2012 год

3 место

фото- и экранное творчество

Малая Родина

Охрименко Даша

5

2013 год

1 место

технические дисциплины

Модернизация системы очистки и охлаждения технических вод АЭС

Осман Эльвис

6

2013 год

2 место

экспериментальная физика

Создание фазовых транс парантов для генерации

оптических вихрей

Спивак Павел

7

2013 год

3 место

технические дисциплины

Звучащее устройство в пульте дистанционного оборудования бытовой техники

Лучин Александр

Участие в детей в исследовательской работе помогает им и в учебной деятельности. В 2011 году Ребрик Юра занял 3 место в IV туре Всеукраинской олимпиады по физике. В 2012 году Бакиев Энвер занял 3 место в III туре Всеукраинской олимпиады по физике. В 2013 учебном году два моих ученика, Куст Сергей и Спивак Павел, стали призерами в III туре Всеукраинской олимпиады по физике, заняв соответственно 2 и 3 места. В этом учебном году еще два моих ученика за усердие и достигнутые результаты в научно-исследовательской деятельности стали стипендиатами Совета министров АР Крым.

Ученики, которые занимаются в кружке по программе спецкурса научно-исследовательской деятельностью, со своими проектами принимают участие и в международных олимпиадах и турнирах. Начиная с 2011 года ребята успешно участвуют на международном уровне. В мае 2011 года в г. Стамбуле (Турция) Осман Эльвис и Ребрик Юра заняли 3 место и получили бронзовую медаль на XIX Международной олимпиаде по инвайронментальным технологиям INEPO.

В апреле 2012 года в г. Баку (Азербайджан) Осман Эльвис завоевал 3 место и бронзовую медаль на VI Международной олимпиаде INEPO EUROASIA.

В конце сентября 2012 года, ученик 11 класса, Осман Эльвис участвовал в VIII Международном салоне изобретений и новых технологий «Новое время» (г. Севастополь). Из рук Президента Международного жюри, профессора из Бельгии Пьера Фюмьера, Эльвис получил диплом и золотую медаль за свой экологический проект «Ветро-гидро-аккумулирующие электростанции на горных склонах». В конце октября 2012 года Осман Эльвис, принимал участие в VI Международной варшавской выставке IWIS 2012, которая проходила в здании Варшавского технического университета (Польша). Здесь он также был отмечен дипломом международного уровня и серебряной медалью.

За проявленные достижения в области физики и астрономии Осман Эльвис был поощрен 1 июня 2012 года поездкой на встречу с Президентом Украины Виктором Федоровичем Януковичем.



  1. Использованная литература

1. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.1-84. - Введ. 01.01.86. - М., 1984.

2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум-М, 2001.

3. Ильенко Л.П. Новые модели методической служ- бы в общеобразовательных учреждениях. Изд. 4-е испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2000.

4. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994.

5. Кохтев Н.Н. Риторика: Учебное пособие для учащихся 8-11 кл. учеб, заведений с углубл. изуч. гуманит. предметов, а также для лицеев и гимназий. - М.: Просвещение, "1994.

6. Логика: Учебное пособие для общеобразоват. учеб, заведений, шк. и классов с углубленным изучением логики, лицеев и гимназий / А.Д. Гетманова, А.Л. Ни¬

кифоров, М.И. Панов и др. - М.: Дрофа, 1995.

7. Масленникова А.В., Бессонова И.П. Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях (из опыта работы Зеленоградского учебного округа г. Москвы). - Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся. Выпуск 3

// Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве / Отв. Редактор Л.Е. Курнешова.-М.: Центр «Школьная книга»,2003.

8. Масленникова А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся»//Практика административной работы в школе. - 2002, № 1.

9. Михальская А.К. Основы риторики; Мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобра¬зоват. учреждений. - М.: Просвещение: АО «Моск. учеб.», 1996.

10. Научно-исследовательская деятельность учащихся. Московские конференции исследовательских и проектных работ школьников - 2002. Выпуск 2 // Серия «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» / Ответственный редактор Л.С. Курчатова.-М.: Центр «Школьная кии

га», 2002.

11. Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.32-81. - Введ. 01.01.82. - М., 1981.

12. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник.-М.: Народное образование, 2001.

13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 19ЭС.

14. Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика / Под. ред. Е.С. Полат. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

15. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов//Директор школы, 1998, №4.

16. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000.

17. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. - М.: Сентябрь, 2000.






© 2010-2022