- Преподавателю
- Директору, завучу
- Положение о разработке рабочих программ
Положение о разработке рабочих программ
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Соловьева К.И. |
Дата | 31.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
СОГЛАСОВАНО: Председатель Совета ОУ _____________________/Л.Ф. Вершинина/ «____»_______________ | УТВЕРЖДЕНО: Директор школы ___________________/И.Н. Осипов/ Приказ № ____ от ______________ |
ПОЛОЖЕНИЕ
о разработке рабочих программ учебных предметов (элективных курсов, факультативов) и курсов внеурочной деятельности
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ», Законом СО № 78-ОЗ от 15.07.2013 «Об образовании в СО», Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.05.2015) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785), Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 29.12.2014) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644), Приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов НОО, ООО и СОО», Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НО, ОО и СОО» (с изменениями), письмом Департамента государственной политики в образовании от 04.03.2010 №03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов», Уставом МКОУ Ядрышниковской ООШ № 22 (далее - Школа).
1.2. Настоящее положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения рабочей программы по учебному предмету (элективному курсу, факультативу) и курсу внеурочной деятельности.
1.3. Рабочая программа (далее - РП) - это нормативный документ образовательного учреждения, определяющий объем, порядок и содержание изучения учебного предмета (элективного курса, факультатива) курса внеурочной деятельности, требования к уровню подготовки обучающихся в с соответствии с Федеральными государственными стандартами в условиях конкретного образовательного учреждения.
Рабочая программа является составной частью образовательной программы ОУ.
1.4. Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).
1.5. Задачи РП:
-
дать представление о практической реализации компонентов ФГОС при изучении учебного предмета (элективных курсов, факультатива), курса внеурочной деятельности;
-
конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебного предмета (элективного курса, факультатива), курса внеурочной деятельности с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса ОУ и контингента обучающихся.
1.6. Рабочая программа разрабатывается в целях обеспечения достижения обучающимися планируемых (личностных, предметных, метапредметных) результатов обучения в соответствии с требованиями Стандарта.
1.7. Функции рабочей программы:
-
нормативная, так как является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
-
целеполагания, то есть определяет ценности и цели, для достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
-
определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности;
-
процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания (планирование), организационные формы и методы, средства и условия обучения;
-
контрольно-оценочная, то есть выявляет уровни освоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
1.8. Учитель не имеет права приступить к работе без утвержденной РП
2. Разработка рабочей программы
2.1. Разработка и утверждение рабочих программ относится к компетенции образовательной организации и реализуется ей самостоятельно.
2.2. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей, школьным методическим объединением).
2.3. Рабочие программы разрабатываются по уровням образования и/или на один класс, параллель.
2.4. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:
-
Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта;
-
Федеральному государственному образовательному стандарту;
-
УМК, примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);
-
федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
-
учебному плану Школы;
-
требованиям к оснащению образовательного процесса.
2.5. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.
2.6. Рабочая программа является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.
2.7. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.
3. Структура, оформление и составляющие рабочей программы
3.1. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена аккуратно, без исправлений. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине, поля со всех сторон 1-2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Рабочая программа должна быть сшита в книгу.
Тематическое планирование представляется в виде таблицы.
3.2. В зависимости от степени корректировки примерной программы РП может полностью соответствовать примерной или иметь отличия, обоснованные в пояснительной записке:
-
по количеству часов в учебном плане Школы и примерной программе;
-
возможно изменение числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем; распределение резервного времени;
-
возможно использование двух и более примерных программ;
-
РП факультативов могут быть составлены на основе учебной литературы.
3.3. Составитель рабочей программы может самостоятельно:
-
раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в ФГОС НОО, ООО и примерной программе;
-
конкретизировать и детализировать темы;
-
устанавливать последовательность изучения учебного материала;
-
распределять учебный материал по годам обучения;
-
распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов школы;
-
конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы учащихся;
-
включать краеведческий материал;
-
выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.
3.4. Структура и структурные элементы рабочей программы
3.4.1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта
Структура РП является формой представления учебного предмета как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
-
Титульный лист (см. Приложение № 1);
-
Пояснительная записка: нормативные основания; характеристика предмета (его цели, задачи, требования к результату обучения); место предмета в учебном плане Школы; цели, задачи, планируемый результат РП; используемые технологии; название УМК; формы контроля, использование банка КИМов по предмету, оказание содействия учащимся по подготовке к итоговой аттестации.
-
Тематическое планирование в табличном выражении: раздел и тема/ часы/ /требования к результатам обучения по темам/основные виды деятельности учащихся/форма контроля и вид урока/корректировка.
-
Описание учебно - методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса: требования к МТО; демонстрационные пособия; приборы и инструменты демонстрационные; печатные пособия; технические средства обучения, ИКТ-оборудование, интернет-ресурсы).
-
Список литературы (основной и дополнительный).
-
Приложения к программе (при необходимости).
3.4.2. ФГОС 2 поколения
О титульном листе см. п.3.4.1.
1) Пояснительная записка: нормативные основания; общие цели НОО и ООО с учетом специфики предмета; цели, задачи, планируемый результат РП; отличительные особенности РП от примерной; используемые технологии; формы контроля.
2) Общая характеристика учебного предмета, образовательная область.
3) Место учебного предмета в учебном плане Школы.
4) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
5) Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета.
6) Содержание учебного предмета.
7) Тематическое планирование в табличном выражении:
№ п/п
Тема урока
(тип урока)
Характеристика деятельности учащихся
Планируемые результаты
Форма контроля
Личностные
Метапредметные
Наименование раздела
Предметные результаты
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
9) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644).
10) Планируемые результаты изучения учебного предмета.
11) Система оценивания.
12) Список литературы (основной и дополнительной).
13) Приложения.
4. Рассмотрение и утверждение рабочей программы
4.1. Рабочие программы рассматриваются на заседании Школьного методического объединения и на заседании Объединения учителей предметников, согласуются у заместителя директора по УВР, утверждаются ежегодно в начале учебного года приказом директора школы.
4.2. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, директор школы накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.
4.3. Все изменения, дополнения, вносимые учителем в программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по УВР и утверждены директором школы.
5. Компетенция и ответственность учителя
5.1. К компетенции учителя относятся:
-
разработка рабочих программ;
-
использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных технологий;
-
организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего трудового распорядка школы, иными локальными актами школы;
-
осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с федеральными нормами и федеральными требованиями государственного стандарта, Уставом школы;
-
отчетность о выполнении учащимися практической части рабочих программ в соответствии с учебным планом школы на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий).
5.2. Учитель несет ответственность за:
-
невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
-
реализацию учащимися не в полном объеме практической части рабочих программ в соответствии с учебным планом образовательной организации на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий);
-
качество знаний, умений и способов деятельности обучающихся у него учащихся;
-
нарушение прав и свобод учащихся во время реализации рабочих программ.
5.3. Индивидуальная подготовка учителя к уроку осуществляется на основании тематического планирования в виде конспекта (конструкта) урока.
6. Контроль реализации рабочей программы
6.1. Администрация ОУ осуществляет систематический контроль в соответствии с планом ВШК за выполнением рабочих программ, их практической части, соответствием записей в классном журнале содержанию рабочих программ по итогам каждого учебного периода (четверти, полугодия, года).
Приложение 1
Примерный формат титульного листа
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Ядрышниковская основная общеобразовательная школа № 22
РАССМОТРЕНО:
протокол ШМО (ОУП) № _____
от ____________
Руководитель ШМО (ОУП)
______________/_______________/
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
______________/_______________/
«____»_______________________
УТВЕРЖДЕНО:
Директор школы
______________/________________/
«____»________________________
Рабочая программа
по учебному предмету (курсу и другое)
«НАИМЕНОВАНИЕ ПРЕДМЕТА (КУРСА И ДРУГОЕ)»
уровень образования
класс
срок реализации
Составители РП
Ф.И.О., должность, квал. категория
Год разработки