Программа воспитательной деятельности «Мой мир»

Программа воспитательной деятельности «Мой мир» позволяет осуществить эффективное планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида. Способствует саморазвитию личности ребенка с ограниченными возможностями, раскрытию потенциальных возможностей и способностей индивида, его внутренних целей и желаний. Позволяет осуществить полноценную подготовку ребенка с ОВЗ к его успешному освоению социального опыта. Содержание данной программы направлено на выработку у к...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 1 г. Новочеркасска






Комплексная воспитательная программа

«Мой мир»

Номинация: Воспитательная программа

Автор: Ракитянская Олеся Викторовна,

заместитель директора по воспитательной работе ГКОУ РО - школы-интерната VIII вида № 1 г. Новочеркасска,

тел. Дом. 8(86352)3-96-89, моб. 8-904-508-84-46

раб. 8(86352)3-23-54

Эл.адрес: [email protected], [email protected]

Домашний адрес: 346404 Ростовская обл.

г. Новочеркасск, ул. Горького, 29, кв. 13









Пояснительная записка


Характерной тенденцией сегодняшнего дня стало повышение социального статуса воспитания. Современное общество все более осознает необходимость системной работы в сфере формирования личности в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Сегодня уже мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

С учетом такого подхода определен ряд общих положений, которые стали основой организации воспитательной работы в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида. Среди них наиболее актуальными являются:

- понятие о «социализации» как процессе вхождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду, усвоения им социального опыта;

- освоение и приобретение системы социальных связей.

Ориентируясь на положение Л.С. Выготского о том, что «ребенок усваивает только тот опыт, который был им воспринят», в процессе социализации можно выделить два аспекта:

а) усвоение ребенком социального опыта, форм, способов, моделей поведения;

б) воспроизведение системы социальных связей, форм, моделей поведения в активной деятельности ребенка в социальной среде.

Однако воспитанники школы-интерната развиваются в условиях, так называемого, «деформированного» процесса социализации:

- в условиях интернатного учреждения, где семья заменена учреждением;

- в условиях «социального сиротства»;

- в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения ребенка в различные виды практической деятельности;

- в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта.

Все это, вместе взятое, в значительной степени затрудняет процесс эффективности становления личности ребенка.

Кроме названных специфических факторов, имеется и ряд других, которые также отрицательно сказываются на усвоении социального опыта и характерны для детей с интеллектуальными нарушениями. К ним относятся следующие:

- отклонения в состоянии здоровья;

- односторонность, бедность мотивационной сферы; агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих; неумение и нежелание признать свою вину ;

- поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться с окружающими (ребенок то домогается внимания, то отторгает его, переходя к агрессии или пассивному отчуждению); эмоциональная нестабильность, искаженная потребность в любви;

- неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, формирование различного рода «защитных образований», когда вместо умения самому справиться с трудной ситуацией возникает аффективное реагирование, обида, перекладывание ответственности на других;

- тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве для психологического обособления, для того, чтобы побыть одному, подумать;

- иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие бережливости и ответственности;

- «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.

Таким образом, перед нами назрела необходимость построения такой воспитательной работы, которая позволила бы избежать появления многих отрицательных наслоений в личности ребенка, способствовала бы, в первую очередь, саморазвитию личности, раскрытию потенциальных возможностей и способностей индивида, какими бы особенностями (недостатками) он не обладал. Способствовала бы раскрытию внутренних целей и желаний ребенка, позволила бы подготовить его к успешному освоению социального опыта, развить адекватную рефлексию.

Все это возможно лишь при условии четкого представления педагогом стратегии воспитательного процесса, которая представлена в комплексной воспитательной программе «Мой мир».

Обоснование темы


Основной задачей специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида является подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизнедеятельности.

Практика показывает, что часто выпускники специальных (коррекционных) учреждений выходят в жизнь, не обладая элементарными знаниями социального характера. Потребности, интересы воспитанников с нарушением интеллекта имеют специфические особенности по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Они зависимы от влияния средовых факторов. Все это сужает круг профессий, доступных выпускникам специальных (коррекционных) учреждений, что затрудняет осуществление профессионального выбора. Они не знают, как рационально распределить денежные средства, куда обратиться в случае возникновения проблем со здоровьем, как оформлять документы, как правильно организовать свой досуг. У них не сформирована готовность к семейной жизни, которая является стабилизирующим фактором для личностной реализации человека с психофизическими нарушениями. Представления о семейных ролях, функциях мужа, жены, отца, матери крайне расплывчаты, неопределенны. А, учитывая ситуацию развития большинства обучающихся в неблагополучной семье, зачастую искажены. Для данной категории детей возможность возникновения семьи - это не желаемая, а пугающая перспектива. При этом, исходя из ряда объективных причин, подростков с интеллектуальными нарушениями характеризует раннее начало сексуальной жизни, последствием которого является нежелательная беременность. Важную роль играет проведение работы, направленной на формирование убеждений, необходимых для того, чтобы подросток мог строить отношения с другим полом в соответствии с требованиями нравственности, и благодаря этому, быть полноценным супругом и родителем.

Неумение правильно и рационально распределять денежные средства, отсутствие бережливого отношения к вещам, не осознанный подход к выбору своей деятельности также являются причинами дезадаптированности выпускников.

Одной из многочисленных проблем является совершение асоциальных, уголовно наказуемых поступков обучающимися и выпускниками специальных (коррекционных) учреждений. Совершая их, подростки не задумываются о последствиях. Понятие закон в их сознании не сформировано.

Как известно, вся человеческая жизнь - определенная система отношений и каждый должен «вписаться в нее, найти оптимальное соотношение между «я» и «не я». Жизненный опыт показывает, что, вступая в различные социальные контакты, ребенок с интеллектуальным нарушением терпит неудачи, поскольку его попытки общения либо не имеют цели, либо не подкрепляются необходимыми коммуникативными средствами, поэтому и непродуктивны. У детей отсутствуют содержательные формы делового общения, им не хватает социального опыта. Чувство недоверия к окружающим также затрудняет общение, оно носит скорее характер самодемонстрации с расчетом на ответную эмоциональную реакцию. Это говорит о том, что детей с интеллектуальными нарушениями необходимо учить общению, развивать его коммуникативные способности.

У подростков с интеллектуальными нарушениями высок уровень опасных для здоровья поведенческих рисков. Они оказываются неподготовленными к ситуациям социального риска. Это проявляется в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто проследить за своим здоровьем.

Создание комплексной системной программы по развитию социальной компетентности воспитанников позволит избежать им многих проблем.

Для успешности работы школы-интерната по формированию социальных навыков создана и работает комплексная воспитательная программа «Мой мир», которая представляет собой систему совместной работы педагогов и воспитанников по формированию жизненно необходимых умений и навыков, являясь ориентиром в планировании их деятельности.

Содержание программы основывается на результатах работы по изучению затруднений, выявленных у обучающихся в повседневной деятельности и самостоятельной жизни; на основе изучения методической литературы, научных исследований и публикаций, нормативно-правовых документов по организации деятельности специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.

Реализация программы предполагает творческий подход в разработке тематики занятий по предлагаемым разделам, с учетом психолого-педагогической характеристики конкретного класса.

Программа предусматривает различные формы организации деятельности воспитанников в период пребывания в школе-интернате:

1. Занятия как специально организованная форма обучения (с учетом возрастной периодизации согласно социальной схеме: младший школьный возраст 7-10 лет, средний - 11-13 лет, подростковый возраст, старший школьный - 14-16 лет);

2. Занятия детей с психологом и воспитателями по самокоррекции.

3. Различные виды деятельности по основным направлениям развития личности (в организации и проведении ежемесячных коллективных творческих дел (КТД) задействованы все педагоги школы-интерната);

4. Дополнительное образование: занятия в кружках, студиях, клубах по интересам, спортивных секциях

5. Психолого-методическое сопровождение педагога.


Тема программы

Через реализацию комплексной воспитательной программы «Мой мир» формировать у обучающихся, воспитанников устойчивые навыки жизнеобеспечения.

Цели программы

Основываясь на концептуальных подходах воспитательной системы, психофизических и возрастных особенностях детей с интеллектуальными нарушениями сформулированы цели и задачи воспитательной программы:

  1. Формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе.

  2. Формирование навыков здорового образа жизни.

  3. Личностное развитие обучающегося, формирование у него способности соотносить свои индивидуальные особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.

Задачи программы

  1. Формировать стиль поведения, с учетом социального окружения.

  2. Развивать и формировать социально значимые качества

  3. Формировать эмоции положительного восприятия системы взаимоотношений с окружающими

  4. Развивать навыки конструктивного общения

  5. Обучать конкретным социальным навыкам.

  6. Формировать полоролевые представления

  7. Формировать адекватные установки на брачно-семейные отношения.

Ожидаемые результаты реализации программы

1. Создание благоприятных условий для всестороннего развития и коррекции личности воспитанника.

2. Повышение уровня воспитанности обучающихся.

3. Овладение навыками, необходимыми для успешной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальной среде.

4. Усвоение основных обобщенных закономерностей жизни общества и человека в нем, основных понятий культуры социальных отношений.

Оценка эффективности реализации программы

Реализация содержания программы существенно повышает уровень развития воспитанников школы-интерната, приводит к снижению роста негативных явлений в детской среде, способствует духовно-нравственному оздоровлению социума, формированию умений и навыков, необходимых в жизненном самоопределении.

Содержание программы

Направление воспитательной работы «Я - личность»

Формируемые навыки:

- навык позитивного и конструктивного отношения к собственной личности.

Цель: формирование положительной направленности личности (интересы, потребности, склонности и устремления)

Задачи:

- учить понимать себя в соответствии с половозрастными характеристиками и социальной ролью;

- развивать способность к оценке собственных личностных качеств;

- формировать способность к оценке отношения представителей ближайшего окружения к личности и собственного отношения к окружающим;

- развивать способность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности;

- учить выделять наиболее привлекательные и желаемые личностные и деятельностные характеристики, развивать их.

7-10 лет

11-13 лет

14-16 лет

Кто Я?

Моя внешность

Настроение

Чувства

Черты характера

Поведение

Мои умения

Я в семье

Мой класс

Я и мои друзья

Мой автопортрет

Мой внутренний мир

Положительные и отрицательные черты характера

Умею думать

Мои умения

Я и труд

Я и другие

Настроение другого человека

Мы одинаковые - мы разные

Круг симпатий

Доверие к себе и другим

Мои чувства, чувства других

Кто я есть и кем я буду

Признаки взрослости

Индивидуальность

Мои умения

Я и мои ценности

Самооценка поступков

Мир эмоций и чувств

Способы управления чувствами

Взаимодействие с окружающими

Личность и коллектив

Уважение к себе и другим

Направление воспитательной работы «Здоровье»

Формируемые навыки:

- навык ответственного отношения к своему здоровью.

Цель: обеспечение навыков, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, обеспечение их практической деятельности.

Задачи:

- прививать навыки личной гигиены;

- формировать представление о собственном организме;

- формировать представление о различных факторах, влияющих на здоровье (питание, закаливание, вредные привычки, физическая культура);

- обучать навыкам поведения в экстремальных ситуациях;

- дать представление о способах снижения воздействия неблагоприятных факторов и стрессов, влияющих на психическое здоровье.

7-10 лет

11-13 лет

14-16 лет

Режим дня школьника

Утренний, вечерний туалет

Правила личной гигиены

Гигиена зубов

Правила ухода за ногтями и кожей рук

Уход за волосами

Гигиена сна

Мой организм

Правильная осанка

Культура питания

Витамины

Подбор одежды по сезону

Закаливание организма

Опасность вокруг нас

Режим дня школьника

Правила личной гигиены

Уход за кожей и волосами

Мой организм

Культура гигиены девочек и мальчиков

Медицинские учреждения

Здоровое питание, его значение для человека, профилактика заболеваний при помощи питания.

Наука отдыхать

Профилактика простудных заболеваний

Правила пользования лекарственными средствами

Профилактика злоупотребления ПАВ

Роль спорта в жизни человека

Опасность вокруг нас

Режим дня школьника

Правила личной гигиены

Мой организм

Культура гигиены девушек и юношей

О пользе и вреде пищи

Правила оказания первой медицинской помощи

Вред самолечения Профилактика инфекционных заболеваний

Влияние физической культуры на здоровье

Профилактика злоупотребления ПАВ

Факторы риска бытовой среды

Действия в экстремальных ситуациях

Направление воспитательной работы «Общение»

Формируемые навыки:

- навыки позитивного общения

Цель: формирование способности взаимодействовать с окружающими.

Задачи:

- развивать умения правильно вести себя в ситуациях общения и взаимодействия с различными людьми в различных ситуациях;

- знакомить с различными эмоциональными состояниями, учить их различать;

- учить распознаванию настроения окружающих, развивать эмпатию (способность человека к сочувствию, сопереживанию другим людям);

- знакомить со способами разрешения конфликтных ситуаций;

7-10 лет

11-13 лет

14-16 лет

Мы и другие

Ученик и педагог

Общение со сверстниками

Дружба. Выбор друга

Общаемся играя

Выражаем свои желания, чувства

Средства понимания (интонация, мимика, пантомимика)

Общение и уважение

Забота о других

Учимся просить о помощи благодарить за помощь

Давайте жить дружно

Азбука вежливости

Я в мире людей

Общение с младшими и старшими по возрасту

Общение с разными людьми в разных ситуациях

Общение в совместной деятельности

Общение в сфере обслуживания

Словарь эмоций

Законы бесконфликтного поведения

Умей сказать «нет»

Азбука вежливости

Общение с разными людьми в разных ситуациях

Законы бесконфликтного поведения

Культура спора и ссоры

Умение слушать и слышать

Доверие к себе и другим

Дружеские отношения с людьми противоположного пола

Общение в сфере обслуживания

Азбука вежливости

Этикет и общение

Направление воспитательной работы «Основы социализации»

Формируемые навыки:

- навыки разрешения жизненных ситуаций.

Цель: активное включение воспитанников в социальное и бытовое окружение. Овладение ими разнообразными социокультурными навыками.

Задачи:

- формировать практические умения и навыки в сферах самообслуживания, ведения домашнего хозяйства;

- развивать умения пользоваться услугами предприятий сферы обслуживания, транспортом;

- формировать умения ориентироваться в социальной среде, действовать в рамках условий, закрепленных в обществе;

- обучать позитивным и рациональным способам проведения свободного времени;

- учить рациональному распределению денежных средств.

7-10 лет

11-13 лет

14-16 лет

Правила поведения в школе

Внешний вид человека (аккуратность, опрятность)

Одежда и обувь. Уход за ними

Продукты питания.

Поведение за столом

Жилище. Уход за жильем

Порядок вокруг меня

Поведение в транспорте

Правила дорожного движения

Культура поведения на улице, в общественных местах

Организация свободного времени

Культура поведения в различных ситуациях

Правила поведения в общественных местах и местах отдыха

Одежда и обувь. Мелкий ремонт одежды

Выбор косметических средств, украшений, прически в соответствии с возрастом

Питание. Правила поведения за столом

Дом, в котором мы живем

Идем в гости

Транспорт. Правила пользования. Рациональный маршрут

Правила дорожного движения

Порядок приобретения товаров

Виды телефонной связи.

Организация свободного времени

Нормы повседневного этикета

Внешний вид человека (правильный выбор одежды, аксессуаров)

Выбор продуктов и товаров, их оплата.

Мой дом

Виды бытовой техники. Ее использование

Планирование расходов, экономия средств. Распределение денег на определенный период времени

Обязательные платежи

Секреты гостеприимства

Средства связи. Виды и порядок почтовых услуг

Деловой этикет

Виды досуговой деятельности

Направление воспитательной работы «Семья»

Формируемые навыки:

- навыки взаимоотношения в семье.

Цель: формирование адекватных установок на брачно-семейные отношения.

Задачи:

- формировать представления о составе семьи, родственных отношениях, о своей социальной роли в семье «сегодня и завтра»;

- развивать позитивное отношение к семье как к социальному институту;

- формировать полоролевые представления;

- дать полное представление об ответственности родителей за воспитание детей;

- формировать представления о половых отношениях, их гигиене и безопасности.

7-10 лет

11-13 лет

14-16 лет

Что такое семья?

Состав семьи

Знание ФИО членов семьи, близких родственников, их возраст

Правила поведения в семье

Уважение к старшим членам семьи

Младшие члены семьи

Распределение обязанностей между членами семьи

Бережное отношение к результатам труда

Что такое «семья», ее функции

Отношения между членами семьи

Семейные традиции

Домашний труд в жизни семьи

Создание уюта в семье

Домашняя игротека

Домашняя библиотека

Я - мальчик, я - девочка

Половое воспитание

Слагаемые комфорта

Ведение домашнего хозяйства

Бюджет и хозяйство семьи

Рациональная организация семейной экономики

Физическое и психическое здоровье членов семьи

Организация активного досуга семьи

Что такое «любовь»? Добрачный этикет

Гигиена и безопасность половых отношений

Вступление в брак

Ближайшее будущее

В семье появился ребенок

Пример родителей в воспитании детей

Направление воспитательной работы «Я - гражданин»

Формируемые навыки:

- навыки поведения в соответствии с нормами, действующими в обществе, законами (гласными и негласными, регулируемыми законодательством и общечеловеческими);

Цель: гражданское становление личности воспитанника.

Задачи:

- формировать патриотическую позицию;

- воспитывать толерантность и культуру межнационального общения;

- развивать эмоционально-чувственное восприятие малой родины;

- способствовать развитию правовой и экологической культуры воспитанников;

- развивать и патриотические и гражданские качества личности.

7-10 лет

11-13 лет

14-16 лет

Права и обязанности воспитанников

Понятие «Родина»

Я - житель земли Донской

Отношение человека к природе и здоровью - достояние страны

Охрана законом природы и животного мира

Правоохранительные органы

Защита чести, достоинства

Человек и Родина

Донские традиции

Наш многонациональный край

Человек и его права. Осуществление гражданских прав

Права несовершеннолетних детей

Честь и достоинство человека

Закон и преступление.

Преступления против личности

Наказание за преступление

Что значит - жить достойно?

Подвиги во имя Родины

Историко-культурные места родного края

Конституция РФ

Закон и преступление. Наказание за преступление

Права несовершеннолетних в трудовых правоотношениях, оплата труда

Моральная свобода и ответственность человека

Направление воспитательной работы «В мире профессий»

Формируемые навыки:

- навыки, способствующие осознанному выбору профессии.

Цель: формирование понимания важности труда для человека и осознание профессии как способа удовлетворения потребности в нем.

Задачи:

- дать представление о мире профессий;

- формировать собственное отношение к жизни и труду;

- развивать интерес к определенным вида деятельности;

- учить правильно соотносить свои возможности и способности с выбираемым видом деятельности;

- отрабатывать навыки поведения в ситуациях поиска работы и трудоустройства.

7-10 лет

11-13 лет

14-16 лет

Зачем люди трудятся?

Знакомство с профессиями

Уважение труда других людей

Профессии в играх

Предприятия города и области

Сельскохозяйственный труд

Обслуживающий труд

Предприятия коммунального хозяйства

Труд в домашнем хозяйстве

Профориентационное краеведение

Труд и деньги

Школа, а что дальше?

Мир профессионального образования

Я «хочу», я «могу».

Цель, мечта, образ профессии

Как найти работу

Правила приема на работу

Направление воспитательной работы «Творчество»

Формируемые навыки:

- навыки творческой деятельности.

Цель: развитие интересов, формирование творческого опыта.

Задачи:

- прививать художественно-эстетический вкус;

- развивать способность осознавать, чувствовать, воспринимать красоту окружающего мира;

- активизировать творческую деятельность.

7-10 лет

11-13 лет

14-16 лет

Красота вокруг нас

В мире прекрасного

Предметы рукотворного мира

Человек - художник

Устное народное творчество

Мои способности

Природа и творчество

Народное творчество

Человек и творчество

Увидеть прекрасное - создать удивительное

Творчество как способ выражения чувств и впечатлений

Ожившая сказка

Место искусства в семье

Отображение природы в искусстве

Прекрасное в движении

Сделаем мир прекраснее

Уважение эстетических вкусов другого человека

Богатство народной фантазии

Творчество человека-изобретателя

Занятия в кружках и студиях школьного центра дополнительного образования: ИЗОстудия «Хрустальная палитра», вокальная студия «Звонкие голоса», танцевальный клуб «Радуга», кружок рукоделия «Родник творчества», кружок «Мягкая игрушка»

© 2010-2022