Статья Дополнительное образование – неотъемлемый компонент образовательного пространства организаций общего образования

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Дополнительное образование - неотъемлемый компонент

образовательного пространства организаций общего образования


Современная казахстанская школа, если она хочет обеспечить подрастающему поколению новое качественное образование, должна построить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Это означает, что основное и дополнительное образование детей должны стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка, что позволит обеспечить реализацию условий для успешной адаптации воспитанников в обществе.

Несмотря на имеющиеся сегодня трудности сельского образовательного заведения, мы разработали для себя достаточно эффективную модель интеграции.

Основные направления нашей модели:

  • спортивно-оздоровительное,

  • художественно-эстетическое,

  • инфомационно-коммуникативное,

  • эколого-краеведческое,

  • трудовое обучение и воспитание,

  • социально-педагогические проекты.

Интеграция основного и дополнительного образования в нашем учебном заведении происходит на основе:

  • инвариантной и вариативной части учебного плана;

  • внеклассных мероприятий;

  • кружков и секций;

  • информационно-коммуникативных технологий;

  • проектной деятельности;

  • филиала Алтынсаринского ДЮСШа;

  • школьного историко-краеведческого музея;

  • авторской шахматной и борцовской школ.

Нами созданы условия, обеспечивающие целостное развитие личности на основе ее самопознания, через: социально-педагогические проекты; общественно-полезный производительный труд, взаимовыгодное социальное партнерство, оптимальное сочетание деятельности классных и разновозрастных коллективов, развитие КТД в школе; свободный выбор деятельности с учетом интересов каждого; ученическое самоуправление; работу детских объединений; совместную деятельность школы и родителей.

В течение трех лет нам удалось:

  • оСтатья Дополнительное образование – неотъемлемый компонент образовательного пространства организаций общего образованиясуществить полный охват детей кружковой работой (200%);

  • актуализировать воспитательный потенциал учебного процесса через введение в учебный план школы новых дисциплин и прикладных курсов:

    • «Тропинка первая моя»;

    • «Деревенька моя»;

    • «Наш дом»;

    • «Люби и знай свой край»;

    • «Учимся говорить по-английски»;

    • «Моя родословная»;

    • «Весь мир - театр»

    • «Растения моего края»;

    • «Пешеходный туризм»;

    • «Основы анимации»;

    • «Краеведение»;

    • «Декоративно-прикладное искусство»;

    • «Методика решения задач по физике».

  • открыть три группы филиала районного ДЮСШа по шахматам, борьбе, л\атлетике;

  • упрочить связи в культурно- образовательной деятельности с учреждениями области и республики;

  • участвовать и побеждать в конкурсах областного и республиканского масштаба (4, 18, 2).

Таким образом, мы рассматриваем интеграцию основного и дополнительного образования как совокупность согласованных условий, обеспечивающих:

- здоровьесбережение;

- развитие в избранном направлении;

- оптимизацию организации деятельности ученика и педагога;

- снижение нагрузки за счет индивидуализации образования;

- повышение уровня качества образования;

- оптимизацию отношений в школьном коллективе.

Интеграция даёт следующие положительные результаты:

1. Наблюдается положительная динамика в изменении качества знаний учащихся.

2. Нет фактов правонарушений среди подростков, уменьшается число учащихся, состоящих на внутришкольном учёте, количество "трудных" детей.

4. Увеличивается количество победителей творческих конкурсов и возможности детей посетить города Казахстана или отдохнуть в республиканском лагере «Балдаурен»;

5. Действительно, комфортная психологическая среда способствуют изменению статуса школы - школа полного дня;

6. Стали значительными спортивные достижения воспитанников, изменяется к лучшему и состояние здоровья учащихся.

7. Значительно выросла самооценка выпускников благодаря участию в социально-значимых проектах.

Можно назвать наиболее значимые условия развития дополнительного образования в школе:

1. Опора на содержание основного образования, интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

2. Воспитательная направленность дополнительного образования. В процессе совместной творческой деятельности, а не в рамках обязательного воспитательного мероприятия, взрослого и ребенка происходит развитие лучших нравственных качеств личности.

З. Компенсаторные, психотерапевтические возможности дополнительного образования, создающие ситуацию успеха, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом.

4. Эмоциональная насыщенность образования. Развитие чувств необходимо школьникам как средство формирования целостной картины мира.

5. Расширение культурного пространство школы. Это важно потому, что в основном образовании явно не достает времени на обстоятельное знакомство учащихся с национальной и мировой культурой.

6. Усиление роли школы в социальной адаптации и профессиональном самоопределении школьников. Раскрыв свои потенциальные способности, и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, умея выбирать цивилизованные, нравственные средства ее достижения.

Таким образом, интеграция основного и дополнительного образования позволяет нам несмотря на имеющиеся трудности, развивать индивидуальность каждого ребенка и успешно его социализировать.

© 2010-2022