Программа по правовому воспитанию Подросток

Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, Семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования.   В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Ежегодно  растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних все более приобретает орга...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Силантьевская средняя школа отдела образования, физической культуры и спорта акимата Алтынсаринского района»






Программа правового воспитания

«Подросток и закон» на 2011 - 2014 гг
















Директор школы Тарасова С.А.

Зам. директора по ВР Именалинова Д.И.

Социальный педагог Гаврищук С.В.



























С.Силантьевка 2011г.


КГУ «Силантьевская средняя школа отдела образования, физической культуры и спорта акимата Алтынсаринского района»





«Утверждаю» «Согласовано»

Директор школы Зам. директора

____________ / С.А. Тарасова/ _________/И.Д.Именалинова /

«___»______________2013г. «____»________________2013г.







Авторская модульная программа

«Подросток и закон»

по правовому воспитанию школьников




авторы программы:


Зам директора по ВР: Именалинова Д.И.

Социальний педагог: Гаврищук С.В.

























Паспорт программы правового воспитания


Наименование Программы

Программа правового воспитания

«Подросток и закон»

Основание для разработки


  1. Конвенция о правах ребенка

  2. Закон об образовании РК

  3. Закон «О правах ребенка в РК»

  4. Закон РК « О браке и семье»

  5. Планы области и района по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних.

  6. Концепция правового обучения учащейся молодежи в Республике Казахстан

Разработчики программы

Зам. директора по ВР Именалинова Д.И.

социальный педагог Гаврищук С.В.

Цель Программы

Формирование правового сознания, правой культуры учащихся школы, активной гражданской позиции подростков.

Задачи Программы

- формирование правовой грамотности подрастающего

поколения,

- воспитание правосознания подростков,

- формирование правовой компетентности гражданина,

- социализация личности школьника.

Целевые группы


Учащиеся школы начальной, средне и старшей школы родители учащихся.

Основные направления реализации программы



- совершенствование процесса правового воспитания;

- развитие научно-теоретических и методических основ

правового воспитания;

- координация деятельности общественных организаций

(объединений);

- информационное обеспечение деятельности.

Механизм реализации Программы

Администрация школы осуществляет координацию деятельности всех структур школы по реализации Программы, обеспечивает: координацию деятельности всех участников образовательного процесса, способствует реализации намеченных задач.

Исполнители Программы

Администрация школы, МО классных руководителей, ДЮО «Жас Улан», все участники образовательного процесса

Сроки реализации Программы

3 года

Ожидаемые результаты реализации

Конечными результатами положительная динамика формирования правосознания учащихся; повышение социальной активности и уровня социализации учащихся


  1. Актуальность проблемы


Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, Семье - один из основополагающих принципов государственной политики в области образования.

В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних все более приобретает организованный и групповой характер. Почти каждое третье правонарушение совершается неработающими и необучающимися подростками. Значительное число подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности.

Нарушение поведения подростков зависит от взаимодействия многих факторов, которые можно рассматривать по трём осям: социально-психологической, клинико-психопатологической и личностно-динамической. О роли социально-психологического фактора убедительно свидетельствует рост и омоложение преступности в периоды социальной нестабильности. Социальные факторы по-прежнему остаются одними из основных причин формирования противоправного поведения у подростков. Это: семейное неблагополучие, алкоголизм, наркомания, социальное сиротство, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей. Семья должна стать активно действующим элементом системы профилактики правонарушений среди подростков. Активная работа в области правового воспитания, пропаганде здорового образа жизни, преодоления всех типов зависимостей и социальной некомпетентности, социализация подростков должна стать главной задачей современной школы.

Социальный паспорт Силантьевской СШ за последние 3 года

Показатели

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Количество обучающихся, состоящих на учете в школе

5

4

2

Количество обучающихся, состоящих на учете в ИДН

-

-

-

Опекаемые дети

7

7

4

Количество обучающихся, составляющих «группу риска»

10

8

6

Количество обучающихся из неблагополучных семей

7

11

9

Количество обучающихся из малообеспеченных семей

0

19

9

Количество обучающихся из многодетных семей

10

7

13

Таким образом, школа не является элитным учебным заведением, контингент учащихся различный по материальному, социальному положению семей, образовательному уровню родителей. Но в целом большинство учащихся из благополучных семей. В настоящее время никто не состоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, на внутришкольном учете 2 человека.

В связи со своеобразием контингента учащихся большое внимание в школе уделяется профилактике молодежного экстремизма, воспитанию толерантности к различным национальностям.

Задача школы научить подростков жить интересно, привить им внутреннюю культуру, а для начала - просто дать им возможность проводить свободное время в школе, в позитивном общении с учителями и товарищами.

Наш педагогический коллектив давно и планомерно решает эту задачу, давая учащимся возможность личностного развития, познания собственных способностей и самоопределения.

Школа ведет системную работу по правовому воспитанию и по профилактике правонарушений. Школа находится в близи города и учащиеся могут часто оказываться объектом правонарушений. Наша цель дать учащимся знания, как вести себя в подобных ситуациях.

  1. Нормативно-правовая основа программы


Реализуя программу правового воспитания учащихся, школа работает концепции правового воспитания учащейся молодежи РК, по планам области и района по профилактике правонарушений беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних;


3. Задачи школы и направления работы по правовому воспитанию.

3.1 Задачи школы по правовому воспитанию.


  • формирование системных правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность,

  • целенаправленное педагогическое воздействие на поведение учащихся в соответствии с нормами правовой культуры.

  • формирование положительного эмоционального отношения к правовым явлениям,

  • способствовать развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности;


3.2 Основные направления системы правового воспитания


  • работа Совета по профилактике правонарушений и социального педагога по правовому воспитанию,

  • профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения,

  • пропаганда здорового образа жизни,

  • осуществление правового образования учащихся,

  • индивидуальная работа с учащимися, состоящими на внутришкольном учете,

  • правовое образование родительской общественности

  • взаимодействие с социальными партнерами ( РОВД, ЦРБ)

  • школьное самоуправление как средство правового воспитания учащихся.

















  1. Структура и содержание деятельности


СИСТЕМА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Программа по правовому воспитанию Подросток



































Работа Совета по профилактике правонарушений и социального педагога по правовому воспитанию.


В школе действует Совет по профилактике правонарушений, заседания которого проводятся совместно с инспекцией по делам несовершеннолетних один раз в месяц. На Совет по профилактике приглашаются учащиеся вместе с родителями и классными руководителями.

Социально-психологической службой проводится диагностика психолого-медико-педагогических особенностей обучающихся, с помощью классных руководителей, составляется социальный паспорт каждого класса.

К социальному педагогу обращаются ученики, учителя при возникновении между ними конфликтных ситуаций. Социальный педагог не наказывает и не выносит «приговор» ученикам, а пытается нормализовать возникшую ситуацию. Если ситуация требует, то социальный педагог связывается с родителями ученика и проводит соответствующую работу.

  1. Социальный педагог изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся и ее микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку, выступает посредником между личностью обучающихся и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов; содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечивает охрану их жизни и здоровья.

  2. Социальный педагог проводит индивидуально-воспитательную работу, беседы, работает совместно с психологом, классными руководителями по правовому воспитанию.

  3. Социальный педагог исследует реализацию программы «Каникулы» и занятость детей групп риска.

Социальный педагог проводит активную работу в Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений среди подростков.

  1. Регулярно в школе проводятся беседы по предупреждению правонарушений, правилам поведения в общественных местах и правилам дорожного движения.

  2. Ежегодно в школе проводятся мониторинги: «Нужны ли учащимся правовые знания?», «Вредные привычки».

  3. Социальный педагог выявляет, трудности и проблемы, отклонения в поведении; определяет уровень социальной защищённости и адаптации к социальной среде; установливает связи и партнёрские отношения между семьёй и школой.

  4. Социальным педагогом школы проводится большая работа по профилактике неуспеваемости, правонарушений среди детей состоящих на внутри школьном учёте.


5.2 Научно-методическое обоснование преподавания права в средней и старшей школе


ВПрограмма по правовому воспитанию Подросток сложившейся ситуации традиционные подходы к правовому обучению и предупреждению правонарушений несовершеннолетних оказались малоэффективными. Жизнь требует новых подходов и решений. Ведь изменение социально-экономической ситуации, снижение уровня жизни средней московской семьи, разрушение прежних устаревших стереотипов поведения, утрата ценностных морально-нравственных ориентиров повлекло за собой увеличение правонарушений среди несовершеннолетних. Кроме того, дети и подростки, находясь под воздействием непрерывно возникающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Все это приводит к лавинообразному увеличению форм саморазрушающего поведения. Таким образом, новые подходы к преподаванию права в школе - социальный заказ общества системе образования, т.е. макросоциум хочет, чтобы мы выпускали из школы воспитанную личность, считающуюся с современными нормами и правилами поведения, впитавшую в себя систему общечеловеческих ценностей, уважающую права личности и право собственности.

В современных условиях именно правовое образование становится важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством.

Воспитывающий потенциал правового образования прямо связан с утверждением демократических правовых ценностей в обществе. Правовая подготовка школьников рассматривается как специально организованная воспитательная система, обеспечивающая социализацию личности школьника.

Преподавание права в нынешних социально-экономических и политических условиях, знание его приобретает все более ощутимую жизненную значимость. Участники процесса воспитания приходят к пониманию того, что, только знание законов сможет защитить их в меняющемся обществе, поможет отстаивать свои права и законные интересы. Одна из задач образования - снабдить молодое поколение теми знаниями, ключевыми компетенциями, которые помогут ему не пропасть в нынешней непростой жизни.

Очевидно, что знание правовых норм само по себе не может определить правомерность поведения, это лишь шаг к формированию правосознания. Чем раньше начинается процесс формирования правосознания, тем больше шансов, что возникнет общество, которое не допустит нарушения закона, в котором нормы права станут основанием поведения, а не условием действия. Его цель - ввести учащихся общеобразовательных школ в правовое пространство страны, сформировать мотивационную готовность к изучению права. Школьники должны прийти к пониманию роли закона в современном обществе, уважению прав других членов общества, выработать навыки использования правовой информации, а также навыки обращения к квалифицированной юридической помощи.

Необходимость правового обучения и воспитания как важного компонента социально-гуманитарного образования личности обусловлена задачами формирования правовой культуры школьников, их функциональной грамотности, практических навыков в сфере прав человека. Правовая компетенция, формируемая в процессе правовой подготовки школьников, представляет собой комплексную характеристику, интегрирующую в себя не только знания, навыки, способности, ценностные установки, индивидуальные способы поведения учащихся, но освоение и приобретение опыта деятельности, необходимого каждому в ежедневной жизни, в процессе социальной практики, в рамках выполнения различных социальных ролей

Воспитывающий потенциал правового образования прямо связан с утверждением демократических правовых ценностей в обществе, обеспечением целостности и последовательности воспитательных воздействий на основе диалектики становления и развития личности. Правовая подготовка школьников рассматривается как специально организованная воспитательная система, обеспечивающая социализацию личности школьника на основе положительной мотивации и стимулирования познавательной деятельности учащихся.

Наши учителя широко используют нетрадиционные формы уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, уроков - практикумы, дискуссии, «круглые столы», «юридические консультации». Обучение должно базироваться на деятельностном подходе, что сегодня особенно актуально.

В старшей школе изучение права, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Изучение права в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

Таким образом, изучение права является важнейшим компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе.



5.3 Школьное самоуправление - как средство правового воспитания учащихся.


ДЮО «Жас Улан» ( по ноябрь 2011года «Мурагер») существует в школе как орган школьного самоуправления уже 4 года. Его структура и система вовлечения учащихся в работу по решению общешкольных проблем и задач достаточно хорошо отработаны и созвучна с системой правового воспитания в школе и воспитательной работы в целом.

В работе ДЮО могут принимать учащиеся с 5 по 11 класс «Жас Улан» т 1-4 кл «Жас кыран», в начальной школе министерство по шефским связям активно помогает воспитателям и учителям в организации внеклассной воспитательной работы.

Каждый штаб привлекает к проведению конкретных акций и мероприятий множество учащихся, таким образом давая им осознать, что жизнь школы - государства в миниатюре - зависит от каждого из них. Это неоценимый опыт для воспитания гражданского самосознания учеников. Немаловажна также роль ДЮО в профилактике правонарушений и зависимостей: создание образа положительного лидера, занятого полезным делом и именно за это уважаемого сверстниками, помогает учащимся осознать, что девиантное поведение - не единственный и не лучший способ завоевания популярности. Более того, именно учащиеся с задатками неформальных лидеров порой осознают, что общественная работа на благо школы и района - хороший путь самореализации.

Неоценима роль ДЮО и в проведении спортивных и культурно-массовых мероприятий. То, что организуется самими учащимися, как правило, вызывает у них больший энтузиазм, и именно школьное самоуправление поддерживает интерес учеников всех возрастов к внешкольным и внеклассным воспитательным мероприятиям.

Также важную роль в профилактике правонарушений играет работа министерства труда и порядка. Его деятельность по поддержанию общей и учебной дисциплины в школе, по соблюдению чистоты оценивается самими учащимися как очень важная и нужная. Старшеклассники, работающие в этом министерстве, стараются воспитывать сознательность и ответственность у младших учащихся, в том числе и своим примером, и беседами, проведением рейдов-проверок и субботников.

Большую роль играет ДЮО в проведении выборов «Выборы «Улан басшысы». Эта работа развивает знания учащихся по избирательному праву, способствует социальной активности подростков, способствует социализации подрастающего поколения. К тому же знания, полученные на уроках, имеют практическое применение.

5.4 Внешние связи школы по правовому образованию


Программа по правовому воспитанию ПодростокПрограмма по правовому воспитанию Подросток

Программа по правовому воспитанию Подросток

Программа по правовому воспитанию Подросток

Программа по правовому воспитанию Подросток

Программа по правовому воспитанию Подросток


Программа по правовому воспитанию ПодростокПрограмма по правовому воспитанию ПодростокПрограмма по правовому воспитанию ПодростокПрограмма по правовому воспитанию ПодростокПрограмма по правовому воспитанию Подросток


Школа








Программа по правовому воспитанию ПодростокПрограмма по правовому воспитанию Подросток

Программа по правовому воспитанию Подросток


В школе налажен тесный контакт с инспектором по делам несовершеннолетних. Раз в месяц инспектор проводит консультации и беседы с учащимися по правовой тематике, регулярно принимает участие в работе Совета по профилактике правонарушений.

Ежегодно учащиеся 5-6 классов участвуют в районных соревнованиях ЮИД и ДЮП , в школе регулярно проводят лекции сотрудники ОДП РОВД.




5.5 Правовое образование родительской общественности


Правое образование родительской общественностью носит систематический и планомерный характер. На родительских собраниях проходит работа по повышению уровня правовых знаний родителей, ориентация на защиту прав своего ребенка, оказывается помощь в воспитании детей.

Социальный педагог ведет постоянную и планомерную работу с многодетными, социально незащищенными, проблемными и деформированными семьями. Вместе с родительским активом школы разрабатываются методики диагностирования и помощи учащимся из таких семей, способы деликатного улучшения сложных ситуаций.

Школа тесно сотрудничает с РОВД Алтынсаринского района, работники которого регулярно проводят лекции по профилактике правонарушений, тесно общаются с учащимися и группы риска и стоящими на внутришкольном учете и их родителями. Работа по предупреждению правонарушений и профилактике антисоциального поведения ведется постоянно в тесном контакте с администрацией школы и классными руководителями. Школьный психолог ведет работу по разрешению конфликтных ситуаций в семье.

7. Основные мероприятия по реализации Программы


№№ п/п

Мероприятие

Ответственные

1.

Составление социального паспорта школы

Социальный педагог

2.

Еженедельные консультации инспектора по делам несовершеннолетних

Социальный педагог

3.

Проведение заседаний Совета по профилактике правонарушений (раз в месяц)

Зам. директора по ВР

4.

Проведение профилактических правовых бесед инспектором по делам несовершеннолетних (ежемесячно)

Социальный педагог

5.

Организация работы ученического самоуправления

Зам. директора по ВР

6.

Проведение ролевой игры «Выборы школьного самоуправления»

Зам. директора по ВР

7.

Проведение диспута «Зачем нужны юридические нормы»

Зам. директора по ВР

8.

Проведение школьных олимпиад по праву

Учителя права

9.

Участие в районной и областной олимпиадах по праву

Учителя права

10.

Проведение Единого Дня правовых знаний

Учителя права

11.

Участие в «Соревновании классов свободных от курения»

Вожатая

12

Участие в конкурсе творческих работ «Если бы я был президентом»

Зам. директора по ВР

13.

Участие в конкурсе социальной рекламы

Вожатая

14.

Проведение круглого стола по правовым вопросам

Учителя права

15.

Проведение консультаций по трудовому праву для несовершеннолетних

Учителя права

16.

Участие в конкурсе детского рисунка «Я рисую улицу»

Преподаватель доп. образования

17.

Проведение бесед по правилам дорожного движения инспекторомОДП

Зам. директора по ВР

18

Организация работы правового лектория для родителей

Зам. директора по ВР

19

Проведение бесед по правилам поведения в общественных местах и правилам дорожного движения

Классные руководители

20

Создание проектов по профилактике вредных привычек

Учителя информатики,

руководитель ЗОЖ

21

Проведение Дней толерантности

Зам. директора по ВР



  1. Результаты работы


  • итогом сформированности правового сознания учащихся является отсутствие обучающихся на учете ИДН;

  • отсутствие обучающихся, длительное время не посещающих школу без уважительной причины,

  • сдача учащимися экзамена по «Основам правовых знаний» в 9 классе как предмета по выбору,

  • поступление выпускников школы в юридические ВУЗы




© 2010-2022