- Преподавателю
- Директору, завучу
- Программа стажировочной площадки по теме Школа молодого педагога
Программа стажировочной площадки по теме Школа молодого педагога
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ракосеева С.В. |
Дата | 12.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа стажировочной площадки
«Школа молодого педагога»
на базе МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева
на 2015 - 2018 гг.
(очно-заочная форма обучения)
Цель Программы: способствовать созданию условий для самореализации, для приобретения молодыми педагогами практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, закрепления молодых специалистов в коллективах школ района.
Задачи Программы:
-
Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективах школ района.
-
Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
-
Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании.
-
Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс
-
Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.
Этапы реализации Программы:
- 1 этап - диагностический
- 2 этап - самостоятельный творческий поиск
-3 этап оценочно-рефлексивный
I этап (1 год работы)
2015-2016 учебный год
Тема «Знания и умения учителя - залог творчества и успеха учащихся»
Цель этапа - ознакомить молодого специалиста с деятельностью ОО и предстоящей работой, обеспечить быстрое и эффективное вхождение работника в образовательный процесс
№
Учебная тема
Краткий обзор рассматриваемых
вопросов
Количество часов
Форма контроля и (или аттестации)
в том числе
Модуль 1. Введение в должность - мероприятия, направленные на знакомство молодого специалиста с условиями и содержанием его профессиональной деятельности, требованиями к работе (12 часов)
ЛЗ
ПЗ
СР
-
1
Презентация программы стажерской площадки «Школы молодого педагога».
-
Организационные мероприятия:
- собеседование с молодыми специалистом;
- выбор и назначение наставников.
-
Диагностика умений и навыков молодого учителя.
-
Заполнение информационной карточки.
-
Общая характеристика основных проблем начинающего педагога.
6
Анкетирование
-
2
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации.
-
Изучение «Закона об образовании в Российской Федерации», документов Министерства образования, локальных актов школы, включающих в себя положения о заполнении, ведении и проверке классных журналов, тетрадей и дневников учащихся; положение о предметном кружке, факультативе, курсе по выбору; положение о дежурном классе и дежурном учителе, документы НОТ.
-
Знакомство с УМК, предметными программами.
6
Разработать рабочую программу по предмету
Модуль 2. Конструирование современного урока в условиях реализации ФГОС (12 часов)
-
1
Современный урок. Требования к организации.
-
Методические требования к уроку.
-
Семинар-практикум «Типы и формы уроков, факторы, влияющие на качество преподавания».
-
Подробный анализ типов и структуры уроков в соответствии с классификацией по основной дидактической задаче.
-
Соответствие методов обучения формам организации уроков.
-
Примерная схема тематического плана урока.
-
Неделя открытых уроков.
-
Санитарно-гигиенические требования к обучению школьников.
Практикум «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации разных видов уроков в соответствии с ФГОС»
4
2
Разработать технологическую карту урока с позиции системно-деятельностного подхода
-
2
Контроль знаний, умений, навыков учащихся. Виды контроля.
-
Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика.
-
Нормы оценивания учебной деятельности.
-
Виды контроля и их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала.
-
Организация мониторинговых исследований: образцы составления обобщающих таблиц, отслеживающих результаты учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя, способы определения рейтинга учебных достижений учащихся и выявления степени обученности учащихся, бланк анализа проведённых контрольных работ и мониторинговых исследований
-
Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников.
Практикум «Организация дифференцированного подхода к учащимся»
2
4
Тестирование
Модуль 3. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса как ресурс повышения качества образования (8 часов)
-
1
Эмоциональная устойчивость учителя. Функция общения на уроке.
-
Дискуссия на тему: «Трудная ситуация на уроке и ваш выход из неё». Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций
-
Анализ различных стилей педагогического общения. Преимущества демократического стиля общения.
-
Изучение методических разработок: «Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости учащихся»; «Анализ внеклассного мероприятия», «Методика проведения родительского собрания», «Тематика родительских собраний»
Психологические тренинги «Учусь строить отношения», «Анализ педагогических ситуаций»
2
2
Тестирование
-
2
Самообразование учителя - лучшее обучение.
-
Выбор методической темы. Планирование работы над методической темой на год: схема плана работы над методической темой (программа саморазвития)
-
Микроисследование организации работы с начинающими педагогами в школе и уровни компетенции молодого специалиста
2
2
Разработать макет программы по самообразованию
Модуль 4. Бенефис молодого педагога (6 часов)
-
Творческий отчёт молодых педагогов.
Круглый стол «Педагогическая культура учителя - основа гуманизации учебно-воспитательного процесса»
4
2
Проведение открытых уроков
II этап (2 год работы)
2016- 2017 учебный год
Тема «Самостоятельный творческий поиск»
Цель этапа - обеспечить развитие профессиональных знаний и умений молодого специалиста, необходимых для качественного выполнения возложенных на него функциональных обязанностей.
№
Тема
Краткий обзор рассматриваемых вопросов
Количество часов, в том числе
Форма контроля и (или аттестации)
ЛЗ
ПЗ
СР
Модуль 1. Воспитательная система класса как условие творческого развития личности (12 часов)
-
1
Классное руководство.
Внеурочная деятельность
-
Моделирование воспитательной системы класса (диагностическое исследование целей класса, проектирование целей, деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса).
-
Ознакомление с планами работы лучших классных руководителей района.
-
Структура плана воспитательной работы классного руководителя.
-
Основы составления психолого-педагогической характеристики класса и учащегося.
2
2
2
2
Разработать макет воспитательной программы класса
-
2
Современное внеклассное мероприятие
-
Классный час как урок взаимопонимания
-
Особенности подготовки и проведения родительских собраний.
-
Организация работы кружка или секции
4
Разработать макет классного часа (родительского собрания)
Модуль 2. Формирование профессиональных компетенций педагогов через внедрение инновационных образовательных технологий (16 часов)
ЛЗ
ПЗ
СР
Форма контроля и (или аттестации)
-
1
Современные образовательные технологии
(круглый стол)
Вопросы для обсуждения:
1. Мини-лекция «Методология использования современных технологий в образовательном процессе »
2. Обмен мнениями «От чего зависит успех внедрения в практику педагога современных технологий»
3. Микроисследование «Профессиональная готовность молодого специалиста к применению современных технологий» и обсуждение его результатов.
2
4
Тестирование
-
2
Основы целеполагания урока. Самоанализ урока.
-
Методика целеполагания. Основы самоанализа урока. Программа самонаблюдения и самооценивания урока.
-
Самоанализ по качеству цели и задач урока.
-
Образцы самоанализа урока. Сравнительный анализ и самоанализа урока. Памятка для проведения самоанализа урока
6
Разработать макет самоанализа урока
-
3
Анализ урока.
-
Памятки для проведения анализа урока. Советы молодому учителю по подготовке урока
-
Совместный анализ урока учителем и завучем - эффективный способ внутришкольного повышения квалификации
2
2
Разработать макет анализа урока
Модуль 3. Творческий поиск молодого специалиста (12 часов)
-
1
Методическая выставка достижений молодого учителя.
Динамика роста профессионализма молодого учителя:
1. Обмен мнениями по темам «Качества, необходимые учителям», «Профессиональная компетентность учителя»
2. Творческие отчеты молодых учителей. Итоги недели педмастерства молодых педагогов.
3. Просмотр видеофрагментов открытых уроков молодых учителей. Их анализ и самоанализ.
4. Подведение итогов работы «Школы молодого педагога»
2
2
4
4
Анкетирование
III этап (3 год работы)
2017 - 2018 учебный год
Тема «Выбор индивидуальной линии»
Цель этапа - обеспечить развитие профессиональных и деловых качеств молодого специалиста и определить из их числа наиболее потенциальных и перспективных работников для формирования кадрового резерва и планирования карьеры
№
Тема
Краткий обзор рассматриваемых вопросов
Количество часов, в том числе
Форма контроля и (или аттестации)
ЛЗ
ПЗ
СР
Модуль 1. Оценка деятельности молодых педагогов (6 часов)
-
1
Аттестация. Требования к квалификации педагогических работников.
-
Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников.
-
Профессиональный стандарт учителя
-
Портфолио аттестуемого
4
2
Разработка макета портфолио для аттестации
Модуль 2. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС (6 часов)
-
1
Мастер-класс как рефлексия профессионального мастерства учителя
-
Алгоритм технологии мастер-класса
-
Модель проведения мастер-класса
-
Условия результативности работы «учеников» мастер-класса
-
Технология подготовки и проведения мастер-класса
-
Требования к организации и проведению мастер-класса
-
Примеры мастер-классов учителей (из опыта работы)
4
2
Разработать макет мастер-класса
Модуль 3. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта (12 часов)
-
1
Педагогический опыт
-
Что такое педагогический опыт
-
Методы изучения педагогического опыта
-
Требование к документу о педагогическом опыте
-
Формы распространения педагогического опыта
-
Этапы работы учителя над обобщением собственного опыта
-
Памятка учителю, обобщающему свой опыт
-
Интернет-сайты по обобщению педагогического опыта.
4
2
6
Разработать памятку «Требования к педагогам, обобщающим свой опыт»
Модуль 4. Обобщение опыта работы стажерской площадки (12 часов)
-
1
Подведение итогов работы «Школы молодого педагога»
-
Районный конкурс педагогического мастерства «Лучший молодой педагог»
-
Конференция «Творческий поиск молодого специалиста»
Планируемые результаты Программы:
Адаптация и подготовка к профессиональной деятельности молодого специалиста.
-
Совершенствование системы научно-методической работы учреждений образования района.
-
Повышение качества образования.
-
Повышение уровня аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.
Индикативные показатели Программы:
-
Умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование.
-
Овладение методикой проведения уроков с позиции системно-деятельностного подхода.
-
Умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.
-
Умение проектировать воспитательную систему
-
Умение индивидуально работать с детьми.
-
Овладение системой контроля и оценки знаний учащихся.
-
Становление молодого учителя как учителя-профессионала.
-
Повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.
Деятельность «Школы молодого педагога» способствует тому, чтобы из молодого специалиста за 3 года «вырос» молодой перспективный учитель, знакомый со всеми сферами педагогической деятельности, умеющий анализировать становление собственного мастерства, способный к реализации собственного творческого потенциала в педагогической деятельности.
Ресурсное обеспечение Программы:
Таблица 1
Кадровое обеспечение проекта
№
п/п
Ф.И.О. сотрудника
Должность, образование, учёная степень (при наличии), учёное звание (при наличии)
Наименование проектов (международных, федеральных, региональных, муниципальных, образовательных организаций), выполненных (выполняемых) при участии специалиста в течение последних 3 лет
Функционал специалиста в проекте организации-заявителя
1
Заведующий методическим кабинетом
-
Муниципальный координатор
2
Директор
Руководитель проекта
3
Ведущий специалист
Отдела образования
Тьютер
4
Заместитель директора по УВР
Школьный координатор
5
Педагог-психолог
Тьютер
Таблица 2
Нормативное правовое обеспечение проекта
№
п\п
Наименование нормативного правового акта (прилагается в электронном виде к заявке)
Основные положения
1
Положение о стажировочной площадке
Стажёрская площадка «Школа молодого педагога» (далее - Стажёрская площадка) является ассоциативным сетевым объединением учреждений общего образования Серышевского района, реализующим единые задачи диссеминации актуального опыта в сфере работы с молодыми педагогами, имеющим соответствующие материальные, организационные и кадровые ресурсы для эффективной организации стажировок руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений.
Основными целями стажировки руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений района являются:
- изучение актуального опыта, приобретение профессиональных и организаторских навыков для выполнения задач по работе с молодыми педагогами;
- усиление мотивационных установок у молодых педагогов к педагогической деятельности;
- обмен информацией и положительным опытом между участниками по работе с молодыми педагогами;
- включение работников образования Серышевского района (стажеров) в практическую деятельность Стажёрской площадки - носителя актуального опыта по работе с молодыми педагогами;
- оказание методической помощи молодым педагогам в педагогической деятельности;
- закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков.
Стажировка представляет собой одну из форм повышения квалификации как регионального, так и муниципального уровня. Стажировка может быть краткосрочной (до 6 часов) и длительной (свыше 36 часов). Конкретные сроки и место стажировки устанавливаются рабочей группой в зависимости от поставленных целей и задач, а также ходатайства работодателя (или образовательного учреждения, отправляющего работника на стажировку).
Стажировка носит, как правило, индивидуальный характер и может предусматривать:
- самостоятельную теоретическую подготовку;
- приобретение профессиональных и организаторских навыков;
- непосредственное участие в образовательном процессе;
- работу с технической, нормативной и другой документацией;
- выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);
участие в совещаниях, семинарах, круглых столах, мастер-классах, деловых встречах и др.
организация совещаний, семинаров, круглых столов, мастер-классов, деловых встреч и др.
2
Положение о «Школе молодого педагога»
Школа молодого педагога (далее по тексту - ШМП) является структурным элементом системы методической работы школы и субъектом внутришкольного управления.
В своей деятельности ШМП руководствуется Законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 04.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации», настоящим Положением,
Целью деятельности ШПМ является обеспечение прохождения этапа первоначального освоения специальности, новых функциональных обязанностей с минимальными психологическими трудностями, создание условий для максимально быстрого включения молодых педагогов в образовательный процесс.
ШМП имеет право привлекать к проведению обучения руководителей методических объединений и других работников школы, готовых к передаче опыта работы.
Организация деятельности и руководство стажёрской площадкой
Для руководства и организации деятельности Стажёрских площадок назначаются муниципальный координатор, муниципальные тьюторы, руководитель, координатор и тьюторы стажёрской площадки.
Муниципальный координатор:
- определяет принципы и формы ассоциативного взаимодействия образовательных учреждений-организаторов стажёрской площадки;
-
определяет направления, формы и объемы участия образовательных учреждений-организаторов Стажёрской площадки в проведении стажировок руководителей ОУ территории и педагогических работников общеобразовательных учреждений Серышевского района;
-
осуществляет взаимодействие с ГАУ ДПО «Амурский областной институт развития образования» в части планирования сроков и содержания стажировок.
Муниципальные тьюторы:
- выявляют уровень потребности руководителей, педагогов в проведении стажировок на базе Стажёрской площадки в предстоящем учебном году;
- осуществляют сбор заявок на прохождение стажировки от работников образовательных учреждений района
- утверждают перспективные и ежемесячные планы работы Стажёрских площадок;
-
утверждают программы (в том числе индивидуальные) стажировок;
-
готовят сводные отчёты о деятельности Стажёрских площадок.
Руководитель Стажёрской площадки:
-
распределяет задания внутри Стажёрской площадки и контролирует работу координатора и тьюторов Стажёрской площадки.
- утверждает годовой отчет работы Стажёрской площадки;
-
осуществляет взаимодействие с муниципальным координатором Стажёрских площадок.
Школьный координатор Стажёрской площадки:
- выстраивает индивидуальную траекторию стажировок заявленных работников с учетом возможностей учреждений-участников ассоциативного сетевого объединения;
- составляет графики стажировок внутри Стажёрской площадки;
- ведет персонифицированный учет времени и результатов
стажировок;
- осуществляет текущий контроль качества организации стажировок;
-осуществляет рабочее взаимодействие с учреждениями, направившими стажёра;
- фиксирует в листе учета работы учителя-стажёра степень участия тьюторов Стажёрской площадки;
- представляет своевременно муниципальному тьютору Стажёрских площадок результаты стажировок;
-
планирует работу Стажёрской площадки на очередной учебный год с учетом результатов работы за прошедший учебный год.
-
готовит годовой отчет работы Стажёрской площадки;
-
осуществляет взаимодействие с муниципальным тьютором стажёрских площадок.
Школьный тьютор стажёрской площадки:
-- разрабатывает совместно со стажером программу стажировки;
-
предоставляет стажеру всю необходимую информацию об условиях и особенностях прохождения стажировки на Стажёрской площадке;
-
оказывает стажеру содействие в выполнении поставленных задач;
-
организует обмен опытом, консультации, собеседования о ходе стажировки;
-
разрабатывает методические рекомендации по реализации основных направлений работы с молодыми педагогами;
- организует проведение уроков, совещаний, семинаров по вопросам работы с молодыми педагогами
Результаты инновационной деятельности педагогов - участников стажерской площадки, по их желанию, представляются в аттестационную комиссию при прохождении ими аттестации на присвоение квалификационной категории.
Дальнейшее развитие проекта
С учётом ритма деятельности современного учителя и предъявляемых к его профессионализму требований становится очень важным и первостепенным формирование и удовлетворение потребности к непрерывному образованию в учительской среде.
Данный проект в своём продолжении может предложить молодым специалистам Серышевского района активно включиться в работу Школы молодого педагога вне рамок выездного занятия, а в повседневной деятельности. Таким образом, накопив некую копилку занятий в течение учебного года, молодой специалист имеет право на получении сертификата о повышении квалификации, что является немаловажным требованием при аттестации педагогических работников.
Вновь привлечённые к активной работе педагоги могут реализовать свой потенциал вне стен школы, организуя мероприятия, подобные ключевому мероприятию проекта, а также различные досуговые мероприятия для своих коллег. Это также способствует развитию навыков организаторской деятельности, ораторского искусства и других.
В случае успешной реализации проекта следует взять данную форму работы для вновь пришедших молодых педагогов.
В продолжение данного проекта, как завершающая часть, может следовать летняя выездная школа молодого педагога, где будут подводиться итоги года, а также обучение.
Список используемой литературы
1. Гузова, Л.П. Развитие профессиональной культуры учителя - фактор успешной работы / Л.П. Гузова// Методист. - 2005 №2
2. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей: Пособие для руководителей и педагогов / Под общ. ред. Н.К. Беспятовой. - М. 2003.
3. Пахомова, Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта /Е.М. Пахомова// Методист. - 2005. - №2
4. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. - М. 2009.
5. Русских, Г.А. Мастер-класс - технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности /Г.А. Русских// Методист. - 2002 - №1
6. Русских Г.А. Педагогическая мастерская как средство подготовки учителя к проектированию адаптивной образоваельной среды ученика /Г.А. Русских// Методист. - 2004 №2
7. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г.К. Селявко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005