Программа стажировочной площадки по теме Школа молодого педагога

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа стажировочной площадки

«Школа молодого педагога»

на базе МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева

на 2015 - 2018 гг.

(очно-заочная форма обучения)

Цель Программы: способствовать созданию условий для самореализации, для приобретения молодыми педагогами практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, закрепления молодых специалистов в коллективах школ района.

Задачи Программы:

  1. Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективах школ района.

  2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.

  3. Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании.

  4. Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс

  5. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.

Этапы реализации Программы:

- 1 этап - диагностический

- 2 этап - самостоятельный творческий поиск

-3 этап оценочно-рефлексивный

I этап (1 год работы)

2015-2016 учебный год

Тема «Знания и умения учителя - залог творчества и успеха учащихся»

Цель этапа - ознакомить молодого специалиста с деятельностью ОО и предстоящей работой, обеспечить быстрое и эффективное вхождение работника в образовательный процесс

Учебная тема

Краткий обзор рассматриваемых

вопросов

Количество часов

Форма контроля и (или аттестации)

в том числе

Модуль 1. Введение в должность - мероприятия, направленные на знакомство молодого специалиста с условиями и содержанием его профессиональной деятельности, требованиями к работе (12 часов)

ЛЗ

ПЗ

СР

  1. 1

Презентация программы стажерской площадки «Школы молодого педагога».

  1. Организационные мероприятия:

- собеседование с молодыми специалистом;

- выбор и назначение наставников.

  1. Диагностика умений и навыков молодого учителя.

  2. Заполнение информационной карточки.

  3. Общая характеристика основных проблем начинающего педагога.

6

Анкетирование

  1. 2

Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации.

  1. Изучение «Закона об образовании в Российской Федерации», документов Министерства образования, локальных актов школы, включающих в себя положения о заполнении, ведении и проверке классных журналов, тетрадей и дневников учащихся; положение о предметном кружке, факультативе, курсе по выбору; положение о дежурном классе и дежурном учителе, документы НОТ.

  2. Знакомство с УМК, предметными программами.

6

Разработать рабочую программу по предмету

Модуль 2. Конструирование современного урока в условиях реализации ФГОС (12 часов)

  1. 1

Современный урок. Требования к организации.

  1. Методические требования к уроку.

  2. Семинар-практикум «Типы и формы уроков, факторы, влияющие на качество преподавания».

  3. Подробный анализ типов и структуры уроков в соответствии с классификацией по основной дидактической задаче.

  4. Соответствие методов обучения формам организации уроков.

  5. Примерная схема тематического плана урока.

  6. Неделя открытых уроков.

  7. Санитарно-гигиенические требования к обучению школьников.

Практикум «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации разных видов уроков в соответствии с ФГОС»

4




2




Разработать технологическую карту урока с позиции системно-деятельностного подхода

  1. 2

Контроль знаний, умений, навыков учащихся. Виды контроля.

  1. Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика.

  2. Нормы оценивания учебной деятельности.

  3. Виды контроля и их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала.

  4. Организация мониторинговых исследований: образцы составления обобщающих таблиц, отслеживающих результаты учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя, способы определения рейтинга учебных достижений учащихся и выявления степени обученности учащихся, бланк анализа проведённых контрольных работ и мониторинговых исследований

  5. Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников.

Практикум «Организация дифференцированного подхода к учащимся»





2

4

Тестирование

Модуль 3. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса как ресурс повышения качества образования (8 часов)

  1. 1

Эмоциональная устойчивость учителя. Функция общения на уроке.

  1. Дискуссия на тему: «Трудная ситуация на уроке и ваш выход из неё». Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций

  2. Анализ различных стилей педагогического общения. Преимущества демократического стиля общения.

  3. Изучение методических разработок: «Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости учащихся»; «Анализ внеклассного мероприятия», «Методика проведения родительского собрания», «Тематика родительских собраний»

Психологические тренинги «Учусь строить отношения», «Анализ педагогических ситуаций»

2



2

Тестирование

  1. 2

Самообразование учителя - лучшее обучение.

  1. Выбор методической темы. Планирование работы над методической темой на год: схема плана работы над методической темой (программа саморазвития)

  2. Микроисследование организации работы с начинающими педагогами в школе и уровни компетенции молодого специалиста

2


2

Разработать макет программы по самообразованию

Модуль 4. Бенефис молодого педагога (6 часов)


  1. Творческий отчёт молодых педагогов.

Круглый стол «Педагогическая культура учителя - основа гуманизации учебно-воспитательного процесса»

4

2

Проведение открытых уроков

II этап (2 год работы)

2016- 2017 учебный год

Тема «Самостоятельный творческий поиск»

Цель этапа - обеспечить развитие профессиональных знаний и умений молодого специалиста, необходимых для качественного выполнения возложенных на него функциональных обязанностей.

Тема

Краткий обзор рассматриваемых вопросов





Количество часов, в том числе

Форма контроля и (или аттестации)

ЛЗ

ПЗ

СР

Модуль 1. Воспитательная система класса как условие творческого развития личности (12 часов)

  1. 1

Классное руководство.

Внеурочная деятельность

  1. Моделирование воспитательной системы класса (диагностическое исследование целей класса, проектирование целей, деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса).

  2. Ознакомление с планами работы лучших классных руководителей района.

  3. Структура плана воспитательной работы классного руководителя.

  4. Основы составления психолого-педагогической характеристики класса и учащегося.

2


2

2


2


Разработать макет воспитательной программы класса

  1. 2

Современное внеклассное мероприятие

  1. Классный час как урок взаимопонимания

  2. Особенности подготовки и проведения родительских собраний.

  3. Организация работы кружка или секции

4

Разработать макет классного часа (родительского собрания)

Модуль 2. Формирование профессиональных компетенций педагогов через внедрение инновационных образовательных технологий (16 часов)

ЛЗ

ПЗ

СР

Форма контроля и (или аттестации)

  1. 1

Современные образовательные технологии

(круглый стол)

Вопросы для обсуждения:

1. Мини-лекция «Методология использования современных технологий в образовательном процессе »

2. Обмен мнениями «От чего зависит успех внедрения в практику педагога современных технологий»

3. Микроисследование «Профессиональная готовность молодого специалиста к применению современных технологий» и обсуждение его результатов.

2


4

Тестирование

  1. 2

Основы целеполагания урока. Самоанализ урока.

  1. Методика целеполагания. Основы самоанализа урока. Программа самонаблюдения и самооценивания урока.

  2. Самоанализ по качеству цели и задач урока.

  3. Образцы самоанализа урока. Сравнительный анализ и самоанализа урока. Памятка для проведения самоанализа урока

6

Разработать макет самоанализа урока

  1. 3

Анализ урока.


  1. Памятки для проведения анализа урока. Советы молодому учителю по подготовке урока

  2. Совместный анализ урока учителем и завучем - эффективный способ внутришкольного повышения квалификации

2

2

Разработать макет анализа урока

Модуль 3. Творческий поиск молодого специалиста (12 часов)

  1. 1

Методическая выставка достижений молодого учителя.

Динамика роста профессионализма молодого учителя:

1. Обмен мнениями по темам «Качества, необходимые учителям», «Профессиональная компетентность учителя»

2. Творческие отчеты молодых учителей. Итоги недели педмастерства молодых педагогов.

3. Просмотр видеофрагментов открытых уроков молодых учителей. Их анализ и самоанализ.

4. Подведение итогов работы «Школы молодого педагога»



2

2

4

4

Анкетирование


III этап (3 год работы)

2017 - 2018 учебный год

Тема «Выбор индивидуальной линии»

Цель этапа - обеспечить развитие профессиональных и деловых качеств молодого специалиста и определить из их числа наиболее потенциальных и перспективных работников для формирования кадрового резерва и планирования карьеры

Тема

Краткий обзор рассматриваемых вопросов

Количество часов, в том числе


Форма контроля и (или аттестации)

ЛЗ

ПЗ

СР

Модуль 1. Оценка деятельности молодых педагогов (6 часов)

  1. 1

Аттестация. Требования к квалификации педагогических работников.

  1. Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников.

  2. Профессиональный стандарт учителя

  3. Портфолио аттестуемого

4

2

Разработка макета портфолио для аттестации

Модуль 2. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС (6 часов)

  1. 1

Мастер-класс как рефлексия профессионального мастерства учителя

  1. Алгоритм технологии мастер-класса

  2. Модель проведения мастер-класса

  3. Условия результативности работы «учеников» мастер-класса

  4. Технология подготовки и проведения мастер-класса

  5. Требования к организации и проведению мастер-класса

  6. Примеры мастер-классов учителей (из опыта работы)

4


2

Разработать макет мастер-класса

Модуль 3. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта (12 часов)

  1. 1

Педагогический опыт

  1. Что такое педагогический опыт

  2. Методы изучения педагогического опыта

  3. Требование к документу о педагогическом опыте

  4. Формы распространения педагогического опыта

  5. Этапы работы учителя над обобщением собственного опыта

  6. Памятка учителю, обобщающему свой опыт

  7. Интернет-сайты по обобщению педагогического опыта.

4


2


6

Разработать памятку «Требования к педагогам, обобщающим свой опыт»

Модуль 4. Обобщение опыта работы стажерской площадки (12 часов)

  1. 1

Подведение итогов работы «Школы молодого педагога»

  1. Районный конкурс педагогического мастерства «Лучший молодой педагог»

  2. Конференция «Творческий поиск молодого специалиста»

Планируемые результаты Программы:

Адаптация и подготовка к профессиональной деятельности молодого специалиста.

  • Совершенствование системы научно-методической работы учреждений образования района.

  • Повышение качества образования.

  • Повышение уровня аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.

Индикативные показатели Программы:

  • Умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование.

  • Овладение методикой проведения уроков с позиции системно-деятельностного подхода.

  • Умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.

  • Умение проектировать воспитательную систему

  • Умение индивидуально работать с детьми.

  • Овладение системой контроля и оценки знаний учащихся.

  • Становление молодого учителя как учителя-профессионала.

  • Повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.

Деятельность «Школы молодого педагога» способствует тому, чтобы из молодого специалиста за 3 года «вырос» молодой перспективный учитель, знакомый со всеми сферами педагогической деятельности, умеющий анализировать становление собственного мастерства, способный к реализации собственного творческого потенциала в педагогической деятельности.

Ресурсное обеспечение Программы:









Таблица 1

Кадровое обеспечение проекта

п/п

Ф.И.О. сотрудника

Должность, образование, учёная степень (при наличии), учёное звание (при наличии)

Наименование проектов (международных, федеральных, региональных, муниципальных, образовательных организаций), выполненных (выполняемых) при участии специалиста в течение последних 3 лет

Функционал специалиста в проекте организации-заявителя

1


Заведующий методическим кабинетом

-

Муниципальный координатор

2


Директор


Руководитель проекта

3


Ведущий специалист

Отдела образования


Тьютер

4


Заместитель директора по УВР


Школьный координатор

5


Педагог-психолог


Тьютер


Таблица 2

Нормативное правовое обеспечение проекта

п\п

Наименование нормативного правового акта (прилагается в электронном виде к заявке)

Основные положения

1

Положение о стажировочной площадке

Стажёрская площадка «Школа молодого педагога» (далее - Стажёрская площадка) является ассоциативным сетевым объединением учреждений общего образования Серышевского района, реализующим единые задачи диссеминации актуального опыта в сфере работы с молодыми педагогами, имеющим соответствующие материальные, организационные и кадровые ресурсы для эффективной организации стажировок руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений.

Основными целями стажировки руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений района являются:

- изучение актуального опыта, приобретение профессиональных и организаторских навыков для выполнения задач по работе с молодыми педагогами;

- усиление мотивационных установок у молодых педагогов к педагогической деятельности;

- обмен информацией и положительным опытом между участниками по работе с молодыми педагогами;

- включение работников образования Серышевского района (стажеров) в практическую деятельность Стажёрской площадки - носителя актуального опыта по работе с молодыми педагогами;

- оказание методической помощи молодым педагогам в педагогической деятельности;

- закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков.

Стажировка представляет собой одну из форм повышения квалификации как регионального, так и муниципального уровня. Стажировка может быть краткосрочной (до 6 часов) и длительной (свыше 36 часов). Конкретные сроки и место стажировки устанавливаются рабочей группой в зависимости от поставленных целей и задач, а также ходатайства работодателя (или образовательного учреждения, отправляющего работника на стажировку).

Стажировка носит, как правило, индивидуальный характер и может предусматривать:

- самостоятельную теоретическую подготовку;

- приобретение профессиональных и организаторских навыков;

- непосредственное участие в образовательном процессе;

- работу с технической, нормативной и другой документацией;

- выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

 участие в совещаниях, семинарах, круглых столах, мастер-классах, деловых встречах и др.

 организация совещаний, семинаров, круглых столов, мастер-классов, деловых встреч и др.

2

Положение о «Школе молодого педагога»

Школа молодого педагога (далее по тексту - ШМП) является структурным элементом системы методической работы школы и субъектом внутришкольного управления.

В своей деятельности ШМП руководствуется Законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 04.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации», настоящим Положением,

Целью деятельности ШПМ является обеспечение прохождения этапа первоначального освоения специальности, новых функциональных обязанностей с минимальными психологическими трудностями, создание условий для максимально быстрого включения молодых педагогов в образовательный процесс.

ШМП имеет право привлекать к проведению обучения руководителей методических объединений и других работников школы, готовых к передаче опыта работы.

Организация деятельности и руководство стажёрской площадкой

Для руководства и организации деятельности Стажёрских площадок назначаются муниципальный координатор, муниципальные тьюторы, руководитель, координатор и тьюторы стажёрской площадки.

Муниципальный координатор:

- определяет принципы и формы ассоциативного взаимодействия образовательных учреждений-организаторов стажёрской площадки;

  • определяет направления, формы и объемы участия образовательных учреждений-организаторов Стажёрской площадки в проведении стажировок руководителей ОУ территории и педагогических работников общеобразовательных учреждений Серышевского района;

  • осуществляет взаимодействие с ГАУ ДПО «Амурский областной институт развития образования» в части планирования сроков и содержания стажировок.

Муниципальные тьюторы:

- выявляют уровень потребности руководителей, педагогов в проведении стажировок на базе Стажёрской площадки в предстоящем учебном году;

- осуществляют сбор заявок на прохождение стажировки от работников образовательных учреждений района

- утверждают перспективные и ежемесячные планы работы Стажёрских площадок;

  • утверждают программы (в том числе индивидуальные) стажировок;

  • готовят сводные отчёты о деятельности Стажёрских площадок.

Руководитель Стажёрской площадки:

  • распределяет задания внутри Стажёрской площадки и контролирует работу координатора и тьюторов Стажёрской площадки.

- утверждает годовой отчет работы Стажёрской площадки;

  • осуществляет взаимодействие с муниципальным координатором Стажёрских площадок.

Школьный координатор Стажёрской площадки:

- выстраивает индивидуальную траекторию стажировок заявленных работников с учетом возможностей учреждений-участников ассоциативного сетевого объединения;

- составляет графики стажировок внутри Стажёрской площадки;

- ведет персонифицированный учет времени и результатов

стажировок;

- осуществляет текущий контроль качества организации стажировок;

-осуществляет рабочее взаимодействие с учреждениями, направившими стажёра;

- фиксирует в листе учета работы учителя-стажёра степень участия тьюторов Стажёрской площадки;

- представляет своевременно муниципальному тьютору Стажёрских площадок результаты стажировок;

  • планирует работу Стажёрской площадки на очередной учебный год с учетом результатов работы за прошедший учебный год.

  • готовит годовой отчет работы Стажёрской площадки;

  • осуществляет взаимодействие с муниципальным тьютором стажёрских площадок.

Школьный тьютор стажёрской площадки:

-- разрабатывает совместно со стажером программу стажировки;

  • предоставляет стажеру всю необходимую информацию об условиях и особенностях прохождения стажировки на Стажёрской площадке;

  • оказывает стажеру содействие в выполнении поставленных задач;

  • организует обмен опытом, консультации, собеседования о ходе стажировки;

  • разрабатывает методические рекомендации по реализации основных направлений работы с молодыми педагогами;

- организует проведение уроков, совещаний, семинаров по вопросам работы с молодыми педагогами

Результаты инновационной деятельности педагогов - участников стажерской площадки, по их желанию, представляются в аттестационную комиссию при прохождении ими аттестации на присвоение квалификационной категории.

Дальнейшее развитие проекта

С учётом ритма деятельности современного учителя и предъявляемых к его профессионализму требований становится очень важным и первостепенным формирование и удовлетворение потребности к непрерывному образованию в учительской среде.

Данный проект в своём продолжении может предложить молодым специалистам Серышевского района активно включиться в работу Школы молодого педагога вне рамок выездного занятия, а в повседневной деятельности. Таким образом, накопив некую копилку занятий в течение учебного года, молодой специалист имеет право на получении сертификата о повышении квалификации, что является немаловажным требованием при аттестации педагогических работников.

Вновь привлечённые к активной работе педагоги могут реализовать свой потенциал вне стен школы, организуя мероприятия, подобные ключевому мероприятию проекта, а также различные досуговые мероприятия для своих коллег. Это также способствует развитию навыков организаторской деятельности, ораторского искусства и других.

В случае успешной реализации проекта следует взять данную форму работы для вновь пришедших молодых педагогов.

В продолжение данного проекта, как завершающая часть, может следовать летняя выездная школа молодого педагога, где будут подводиться итоги года, а также обучение.



Список используемой литературы


1. Гузова, Л.П. Развитие профессиональной культуры учителя - фактор успешной работы / Л.П. Гузова// Методист. - 2005 №2

2. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей: Пособие для руководителей и педагогов / Под общ. ред. Н.К. Беспятовой. - М. 2003.

3. Пахомова, Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта /Е.М. Пахомова// Методист. - 2005. - №2

4. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. - М. 2009.

5. Русских, Г.А. Мастер-класс - технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности /Г.А. Русских// Методист. - 2002 - №1

6. Русских Г.А. Педагогическая мастерская как средство подготовки учителя к проектированию адаптивной образоваельной среды ученика /Г.А. Русских// Методист. - 2004 №2

7. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г.К. Селявко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005


© 2010-2022