Доклад «Внеурочная деятельность, ориентированная на формирование УУД»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад «Внеурочная деятельность, ориентированная на формирование УУД»

В стандартах второго поколения идет речь о том, что сегодня важно не только дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Таким образом, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности "универсальных учебных действий", обеспечивающих компетенцию "научить учиться". Большая роль здесь отводится внеурочной деятельности. Почему мы заинтересованы в организации ВД? Наша заинтересованность и объясняется ориентацией на новые образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как внеурочная деятельность ставит своей целью прежде всего развитие личности обучающихся. В Пункте 13 раздела III «Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования» говорится, что основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в аспекте воспитания и социализации. Задачи внеурочной деятельности: Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся Улучшить условия для развития ребенка Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся и в формах отличных от урочной системы обучения. В пункте 13 сказано: «Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, спортивно - оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное». В таких формах, как: кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно- патриотические объединения и т. д. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности. Виды деятельности: 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемно-ценностное общение; 4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); 5. художественное творчество; 6. социальное творчество (социально преобразующая деятельность); 7. трудовая (производственная) деятельность; 8. спортивно-оздоровительная деятельность; 9. туристско-краеведческая деятельность. Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром для построения соответствующих образовательных программ ОУ. Основные направления Виды деятельности Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общеку Общекультурное 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемно-ценностное общение; 4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); 5. художественное творчество; 6. социальное творчество (социально преобразующая деятельность); 7. трудовая (производственная) деятельность; 8. спортивно-оздоровительная деятельность; 9. туристско-краеведческая деятельность. Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Типы образовательных программ: 1. Комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности. 2.Тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.). 3.Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня. 4. Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности. 5.Возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников. Примерная типовая программа: Рекомендована государственным органом управления образованием в качестве примерной по той или иной образовательной области или направлению деятельности. Каждая такая программа в обязательном порядке имеет сертификат, подтверждающий ее соответствие требованиям, предъявляемым к образовательным программам (по содержанию и оформлению). Примерная (типовая) программа задает некий базовый минимум знаний, умений, навыков детей по конкретному направлению деятельности (в рамках той или иной направленности). Модифицированная( адаптированная ) программа: Это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, написанная другим автором, но измененная с учетом особенностей ОУ, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности, индивидуальных результатов обучения и воспитания. Коррективы вносятся в программу самим педагогом и не затрагивают концептуальных аспектов, основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу. Модифицированная программа должна обсуждаться на педсовете и утверждаться руководителем образовательного учреждения. Авторская программа Это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной. Это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственный подход автора к традиционным темам. Претендент на авторство должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подхода других авторов, решающих сходную проблему. Поэтому знания о прототипе, относительно которого заявляется новизна, являются обязательным исходным моментом в создании авторских разработок. Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В некоторых регионах России разработчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдается сертификат (свидетельство), что данная программа действительно является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности. Время, отводимое на внеурочную деятельность в основной школе, определяется образовательным учреждением в зависимости от условий: кадровых, материально-технических и др. Организационная модель внеурочной деятельности: 1. Модель дополнительного образования: Широкий выбор направлений детских объединений по интересам ребенка Привлечение квалифицированных специалистов. 2. Модель «школы полного дня»: Комплекс условий для успешной реализации процесса в течение всего дня, включая питание. 3. Оптимизационная модель: Минимизация финансовых расходов, создание единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении. 4. Инновационно-образовательная модель: Высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность направлена на достижение воспитательных результатов (личностных и метапредметных). Различают три уровня воспитательных результатов. Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний, т.е. социально-значимые знания, которые планируется передать детям; приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) (Достигается во взаимодействии со взрослым (педагогом). Второй уровень результатов - получение школьниками позитивного отношения к базовым ценностям общества, а также социально значимые отношения, которые планируется у них развивать; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. (Достигается в дружественной детской среде коллективе). Третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия, т.е. тот опыт социально значимого действия, приобретение которого школьниками планируется организовать. (Достигается во взаимодействии с социальными субъектами). Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма. Форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Рабочие программы разработаны учителями с учетом трех уровней воспитательных результатов, так как их достижение увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. Рассмотрим взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности в таком виде деятельности как спортивно-оздоровительная. Обучающиеся приобретут социальные знания, посещая занятия секции, обучаясь играм в шашки, дартс, бадминтон, фрисби, выполняя гимнастические упражнения, участвуя в викторинах, беседах и др. Опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям школьники получат в дружественной детской среде, участвуя в спортивных соревнованиях, днях здоровья, игре на местности, Зарнице, акциях. Третий уровень результатов - получение школьниками самостоятельного общественного действия - достигается при проведении подвижных перемен для младших школьников, будет достигнут, если обучающиеся реализуют спортивно-оздоровительный проект «Веселые старты», туристический поход по окончании учебного года. Следующий вид деятельности - художественное творчество. Достижению результатов первого уровня способствуют такие формы работы, как: занятия в объединениях, просмотр мультфильмов, беседа, посещение театра кукол, посещение выставок центра «Радуга», экскурсии на природу, праздники, викторины. Результаты второго уровня формируются через получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества через такие формы, как: организация выставки композиций к осеннему балу, участие в акции «С любовью к людям», «Солдатский платок», участие в выставке рисунков. Обучающиеся получают опыт самостоятельного общественного действия в ближайшем социуме, а следовательно, выйдут на третий уровень воспитательных результатов, самостоятельно разработав акцию «Подари игрушку детям», организовав выставку-ярмарку собственных поделок. Программа курса «Развитие интеллектуальных умений» направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга. Второй уровень результатов достигается путем участия обучающихся в школьных олимпиадах, интернет -олимпиадах, КТД «День ученика», интеллектуальных играх «Развитие логического мышления». Третий уровень результатов будет достигнут организацией школьного этапа соревнований команд-эрудитов «Созвездие талантов». Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности «Полиглот» обусловлена важностью создания условий для формирования у обучающихся коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал. Три уровня воспитательных результатов прослеживаются в рабочих программах по другим видам деятельности: военно-патриотической, художественного творчества. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение. Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении рекомендуется использовать план внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности образовательное учреждение разрабатывает и утверждает самостоятельно. При организации внеурочной деятельности мы следовали следующим этапам. Этапы реализации ВД. 1.Подготовительный: Оценка имеющихся условий для организации ВД. Составление возможного реестра форм организации ВД. Определение организационной модели ВД ОУ. Изучение запроса (социального заказа) родителей и самих обучающихся в аспекте реализации. 2. Организационный: Конкретизация реестра ВД. Разработка программ ВД. Реализация программ ВД. 3.Оценочно-аналитический: Количественный и качественный анализ На подготовительном этапе были проведены родительские собрания: • 01.04.2012 года - родительское собрание, на котором проведено знакомство с примерным учебным планом школы 5 класс (в связи с внедрением ФГОС ООО), в который включена внеурочная деятельность учащихся (в количестве 6 часов). • 25.05.2012 года проведено анкетирование по выявлению пожеланий обучающихся, запросов родителей по организации внеурочной деятельности . По результатам анкетирования обучающиеся и родители выбрали следующие направления ВД: 1. Спортивно - оздоровительное, т.к. двигательная активность в 5 классе оказывает большое значение во всех направлениях развития ребенка. Это направление представлено секцией «Спортивные игры». 2. Поскольку общекультурное направление представлено еще и объединениями дополнительного образования на базе школы, востребованным среди детей и родителей оказалась прикладная часть - изобразительная деятельность и художественное творчество, представленное двумя кружками («Смотрю на мир глазами художника», «Мягкая игрушка»). 3. Для родителей важно, чтобы занятия ВД расширяли, дополняли знания, полученные на уроках, развивали познавательную активность обучающихся. Было выбрано общеинтеллектуальное направление, представленное 2 кружками: («Развитие интеллектуальных умений», «Полиглот»). 4. В целях приобщения детей к полезным и социально ценным видам практической деятельности, обучению продуктивному взаимодействию, подготовке к волонтерской деятельности выбран 1 кружок социального направления «Отряд юных пожарных». 5. В целях приобщения к искусству в более широком плане воспитания высоконравственной творческой личности в рамках духовно- нравственного направления реализуется кружок театр моды «Фантазия», который является дополнением к объединению дополнительного образования на базе школы театр моды «Фантазия», «Кройка и шитье». Нами был проведен анализ занятости обучающихся в объединениях дополнительного образования детей на базе ОУ от ДДТ и ДЮСШ и в кружках на базе сельского культурно-досугового центра с целью учета уже состоявшегося выбора ребенком занятий в учреждениях дополнительного образования детей или учреждениях культуры, спорта и т.д. Проанализировав материально-технические, кадровые и имеющиеся в наличии программно-методические материалы был составлен реестр возможных форм внеурочной деятельности. Заключены договора о сотрудничестве с различными организациями. Важную роль в развитии внеурочной деятельности школы имеют объединения дополнительного образования детей на базе ОУ. Можно сказать, что в школе сложилась оптимизационная модель организации внеурочной деятельности в 5-х классе (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения). Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, классный руководитель). В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: -взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно- вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; -организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; -организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; -организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. На организационном этапе: 10.09.2011 года проведено родительское собрание, на котором сообщены планируемые мероприятия по реализации внеурочной деятельности в ГБОУ СОШ с.Падовка в 2012 - 2013 учебном году. утверждение реестра. сформированы группы, составлено расписание. (Режим проведения внеурочной деятельности понедельник - суббота, вторая половина дня.) По всем направлениям и курсам внеурочной деятельности в 5 классе педагогами разработаны рабочие программы. Приступили к реализации программы внеурочной деятельности. Программа реализуется через: -внеурочную деятельность в форме кружков, секций; -дополнительное образование на базе образовательного учреждения в форме объединений; -классное руководство в форме экскурсий, утренников, диспутов и т.п.; -включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по различным направлениям. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № Направлени я Название кружка (секции) Количество часов по программе Форма организации Всего: За занятий год: В неде лю: 1. Спортивно- оздоровител ьное «Спортивные игры» 68 68 2 Разучивание игр - познавательная деятельность Игровая деятельность - игры на перемене, часы активного отдыха, Дни здоровья, школьные спортивные соревнования 2. Духовно- нравственно е « Театр моды «Фантазия» 34 34 1 Проектная деятельность, выполнение минипроектов, выставка детского творчества, интеллектуальные игры. 3. Социальное «Отряд юных пожарных» 34 34 1 Игровая деятельность Поисковая деятельность. Практическая работа: акции; утренники для младших школьников; беседы; конкурсы; экскурсии; соревнования, агитбригада, творческие дела, тренинги 4 Общекульту рное «Смотрю на мир глазами художника» 34 34 1 Занятие рисованием, экскурсии на природу, выставки работ, праздники. Посещение выставок, дискуссии, участие в конкурсах. «Мягкая игрушка» 34 34 1 Чтение, просмотр мультфильмов, беседа, посещение театра кукол, выставки, конкурсы, выставки - ярмарки. 5 Общеинтелл ектуальное «Полиглот» 34 34 1 Познавательная, игровая, проектная деятельность. Выступления, спектакли, утренники, чтение, литературно- художественное творчество. «Развитие интеллектуаль ных умений» 34 34 1 Познавательная деятельность. Предметно- ориентированный тренинг, олимпиады, интеллектуальные викторины, дискуссии, исследовательские проекты. В свою очередь три уровня воспитательных результатов мы можем сформировать только тогда, когда занятия внеурочной деятельности будут ориентированы на формирование УУД. Внеурочная деятельность будет способствовать формированию УУД в том случае, если педагог использует современные образовательные технологии и разнообразные формы сотрудничества. Среди СОТ хотелось бы остановиться на следующих, на наш взгляд, способствующих формированию УУД: технология развития критического мышления; метод проектов, исследовательская деятельность, проблемное обучение, дифференцированное обучение, ИКТ. Большое внимание мы уделяем проектной деятельности. Формирование УУД через проектную деятельность позволит обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование УУД происходит более интенсивно. Среди форм учебного сотрудничества мы ориентируемся на такие, как: тренинги, рефлексия, совместная деятельность, учебное сотрудничество, разновозрастное сотрудничество, приемы доказательства. Мы считаем, что внеурочная деятельность в нашей школе является одной из приоритетных составляющих учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Организованная таким образом целенаправленная деятельность будет способствовать формированию творчески развитой личности, способной к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, готовой к успешной самореализации в современном обществе.

© 2010-2022